Малыш с фотоаппаратом. Маленький фотограф

Дети любят фотографироваться, а еще чаще - хотят фотографировать сами. Родители побаиваются вручить трехлетнему сорванцу дорогую "игрушку", но с возрастом ребенок становится более сконцентрированным, не стоит лишать его радости. Давайте поговорим о том, как дать ребенку фотоаппарат, что сказать, чему научить.

Возраст, с которого можно допускать ребенка к подобной технике, зависит от сложности самой техники, желания ребенка и вашего терпения. Можно держать фотоаппарат в четыре руки в три годика, обязательно закреплять на ручке ребенка шнурок фотоаппарата в 4 года, вполне спокойно можно вручать ребенку фотоаппарат в 6 лет. Сразу необходимо объяснить то, что как только фотоаппарат упадет или ударится об стену - он может поломаться. К слову, предупредить о том, что под водой фотоаппараты не плавают, тоже не помешает.

Первые фотографии ребенка скорее будут похожи на его первые рисунки - непонятные полосы, отсутствие фокуса, невнятные композиции. Это не зависит от возраста или художественного чутья. Первые пара десятков, а то и сотен кадров будут просто копированием поведения взрослых - нажать на кнопку, увидеть вспышку, обрадоваться результатам, каким бы то ни было. Если в три года малышу еще не объяснить сложности фокусировки или работы с автофокусом, то в 5 лет мелкая моторика пальцев разовьется достаточно, чтобы удерживать кнопку спуска, ожидая, пока фотоаппарат настроит фокус.

Рассказывать малышу секреты композиции, постановку света и тени, другие мелочи - не стоит. Вряд ли вы найдете нужные и понятные слова. Можно подсказать, как снимать портреты людей, чтобы в кадре не оказывался чей-то нос и кусочек подбородка, можно показать, гуляя с ребенком, как снимать предметы с разных ракурсов. Не перегружайте ребенка терминами, стройте все на игре и прикладном опыте. Кроме того, случайные кадры, снятые "от бедра" могут быть очень необычными.

Детские фотографии немного отличаются от фотографий взрослых, хотя бы тем, что ребенок намного ниже ростом, он на все еще смотрит снизу вверх. Необычный ракурс может испортить портрет мамы или папы в полный рост, но непривычно зафиксирует пространство при съемке интерьера или любого примелькавшегося предмета. Фотография поможет ребенку заинтересоваться природой, жизнью животных и насекомых - фотоохота очень захватывает. Главное обязательно просматривать снимки вместе с ребенком, отвечать на его вопросы о том, как сфотографировать тот или иной предмет. Научите его пользоваться макросъемкой и функцией приближения объекта (зумом), объясните, как настроить баланс белого на цифровом фотоаппарате, режим солнышко и тучка на пиктограммах в меню фотоаппарата понятны без слов.

Если вы дарите малышу фотоаппарат, или даете ребенку пользоваться своим фотоаппаратом, цифровым или пленочным, обязательно показывайте кнопки, на которые нельзя нажимать - кнопка удаления кадров на цифровике и кнопка открытия корпуса на пленочном фотоаппарате. Объясните, почему нельзя трогать пальцами объектив, покажите, как держать руки, чтобы не закрывать объектив и вспышку (в фотоаппаратах-мыльницах визир отделен от объектива, можно спокойно отснять целую пленку с ладошкой юного фотографа). Быть может, ваш ребенок вырастет и выберет фотографию, как профессию, а может быть, вы подарите ему хобби на всю жизнь, этого не знает никто. Однако если у ребенка есть стремление к процессу и интерес к результатам, не стоит ограничивать малыша, фотоаппарат всего лишь средство для познавания мира. Разумеется, для такого детского увлечения необходим самый простой, и желательно прочный фотоаппарат, и немного родительского терпения.

Ну, а как только результаты начнут приносить удовольствие, можно заняться печатью фотографий, подбором рамок. Фотография, сделанная ребенком, будет неплохим подарком на день рождения для бабушек и дедушек. Можно предлагать ребенку постановочные фотосессии, например, по мотивам мультиков или прочитанных книг, фотография кукольного чаепития или выставленных для захвата замка солдатиков - что угодно. Ребенок может стать фото-корреспондентом на вашем дне рождения или во время прогулки. Вас и малыша ждет незабываемое времяпровождение!

Сегодня вечером, когда я перебирал старые коробки, нашел фотоальбом, заполненный моими первыми фотографиями. Тогда мне было около 9 лет, когда я впервые стал использовать пленку, и я до сих пор помню, как отец учил меня снимать. В основном это обучение состояло из одного совета -

‘Не делай так много снимков’

Помните, что это было во времена пленочной фотографии, где затраты на пленку и ее обработку лежали на моем отце. Однако, оглядываясь назад, я хотел бы, что бы он научил меня некоторым другим вещам о съемке, вот некоторые из советов, которые я бы считал полезными.

Примечание - прежде, чем я начну, я должен сказать, что вы, вероятно можете научить ребенка слишком много о фотографии и "убить" некоторые моменты в его экспериментах и фантазии. Мой главный совет - экспериментировать и получать от этого удовольствие.

1. Экспериментировать

Глядя на многие из снимков, которые я сделал в те дни, я отметил, что делал множество кадров практически тех же вещей. Научите ребенка изменять свои снимки следующими способами:

  • Снимать с разных ракурсов – сверху , снизу и тд
  • Отходить, что бы получать более широкий угол обзора
  • Передвигайтесь вокруг предмета съемка для съемки с разных сторон
  • Экспериментировать с настройками камеры (научите ребенка правильно понимать экспозицию)

2. Следите за фоном

Очень простая концепция, которая может повысить качество изображения, - проверяйте фон, что бы не было ничего отвлекающего или беспорядочного.

Научите ваших детей проверять фон перед съемкой.

3. Держать камеру прямо

Другая очевидная проблема моих снимков была в том, что я редко держал камеру прямо. На самом деле уже после просмотра нескольких своих старых снимков, у меня закружилась голова!

В то время как снимки, которые сделаны с завалом горизонта могут быть весьма эффектными, учите своих детей проверять необходимость наклона горизонта прежде, чем спустить затвор.

4. Как держать камеру

Легко предположить, что все знают, как держать цифровую зеркальную камеру, но пока некоторые люди делают это интуитивно, многие не могут держать ее правильно. Особенно это относится к детям, которые не знакомы с камерой. На самом деле, я видел множество взрослых, которые неправильно держат камеру. Это приводит к лишнему дрожанию фотокамеры, и в результате получаются плохие снимки.

Быстрый урок о том, как держать камеру, ребенок запомнит на долгие годы.

5. Get in Close

Большинство первых снимков, сделанных мной, были отдалены от предмета. Отчасти потому, что в камере не было зум-объектива, но и отчасти от непонимания того, что съемка вплотную может захватить детали предмета.

Научите ваших детей, как использовать зум на вашей камере, но не забывайте, что бы они использовали свои собственные ноги, для достижения таких же результатов.

6. Делать много фотографий

В то время, как совет моего отца спас много денег в нашем семейном бюджете - с появлением цифровой фотографии, кол-во сделанных фотографий уже не так влияет на бюджет.

В том время, как вы, вероятно, хотите поощрять детей за 100 сделанных снимков одной вещи, поощряйте их, что бы они экспериментировали и делали множество снимков в течении некоторого времени.

7. Getting the Balance Right Between Photographing People, ‘Things’ and Places

I still remember coming back from my first overseas trip as a teenager (a school trip) and showing my parents my photos. Their first comment was that I had hardly taken any shots of people. All my shots had been of buildings. While some of them were interesting – I missed one of the most important aspects of the trip – those I was traveling with.

I chatted to a friend with two children recently and she told me that one of her children did the same thing with me – but the other came back from a school trip with hundreds of photos of their friends but none of the sites that they saw. I guess some children get too focused on photographing sites and some too focused upon photographing people. If you see your child doing this – perhaps reflect back to them that they think about different types of photography.

8. Найти точки интереса

Интересные фотографии имеют интересные вещи в них - это некоторая достопримечательность кадры. Научите ваших детей определять интересный объект в кадре то того, как они нажмут кнопку затвора.

Когда они найдут точку интереса, они смогут думать о том, как правильно ее представить (изменяя свою позицию, используя зум и тд).

9. Правило третей

Простой принцип фотографии, которым я учил много детей является правило третей (правило золотого сечения). В то же время я говорил, что нарушение данного правила иногда позволяет получить мощный эффект.

Даже если ребенок не понимает, как правильно позиционировать камеру с учетом трех третей, научить его не размещать ваш объект в кадре. Этого порой бывает достаточно.

10. Обсуждайте фотографии ваших детей с ними

Одна из вещей, которую вы можете сделать, что бы помочь своим детям резко улучить их фотографии - сесть с ними за компьютер после того, как были сделаны фотографии, и обсудить их снимки.

Ставьте снимок на паузу и обсуждайте с ними, что они сделали хорошо, а что они могут улучшить в следующий раз. Обратите особое внимание на снимки, которые получились у них хорошо, это даст дополнительный стимул и вдохновение.

11. Блокировка фокуса

Один из важнейших методов, который дети должны знать - это использовании блокировки фокуса. В том время, как большинство камер имеют продвинутые возможности автофокуса по предметам, есть моменты, когда камера не знает что взять в фокус. (особенно если необходимо сфокусироваться на предметах не в центре, с правилом третей)

Научите вашего ребенка, как нажать кнопку спуска затвора наполовину для фокусировки, а затем дожать кнопку для выстрела. Этот навык они будут использовать всегда!

12. Разные режимы для различных ситуаций

В тот день, когда я обнаружил на семейной пленочной камере маленький выбор "режимов съемки", мои фотографии мгновенно улучшились. Множество цифровых камер в наши дни позволяют менять режимы между "Портрет", "Спорт", "Macro" и тд. Научите ваших детей использовать эти режимы, и они будут на шаг ближе к познанию, как на самом деле работает камера и о том, что такое ручная экспозиция(см. следующий пункт).

Зная, какие режимы использовать в разных ситуациях, ребенок научится не только правильно выбирать режим съемки, но и станет более осведомленным, как свет, фокусное расстояние и движение объекта может повлиять на снимок.

13. Настройки экспозиции

Как только ваш ребенок имеет хорошее представление о вышеуказанных методах, самое время научить его некоторым основам экспозиции. Узнав о трех элементах ISO, диафрагмы и выдержки, самое время заниматься с ребенком для изучения того, как изменение данных параметров влияет на фото.

Лучший способ начать обучение - это научить их снимать в режиме диафрагмы или скорости затвора.

Изучите больше о различных аспектах экспозиции , включая Скорость затвора , Диафрагму и ISO .

Чему вы научите ваших детей?

Конечно, обучая ваших детей, нужно в первую очередь основываться на их возрасте и опыте. Некоторые советы будут более подходящими для некоторых детей.

С моим собственным сыном(16 месяцев) нам еще рано изучать описанные выше советы, однако, уже сейчас я показываю ему только что сделанные фотографии на ЖК-дисплее. Разрешаю смотреть в видоискатель, и даже нажимать кнопку спуска затвора. Это знакомство действительно малое, но я заметил, что когда снимаю его, он выглядит более счастливым, позируя для меня.

Случалось ли вам видеть фотографии, сделанные детьми? Не часто их встретишь в семейных фотоальбомах. А все оттого, что мы часто недооцениваем возможностей нашего малыша, все время решаем за него: "Это тебе еще рано, а вот это в самый раз!" А что, если дать ребенку проявить себя? Между тем даже четырехлетний человечек уже может довольно сносно управляться с простеньким фотоаппаратом , а ребенок 5-6 лет способен разобраться в таких непростых вещах, как выдержка и диафрагма. Конечно, при условии, что мама или папа примут непосредственное участие в становлении юного фотографа. Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками - не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом… Но давайте рассмотрим общение малыша с фотоаппаратом не только как возможность творить и создавать художественные произведения, но и как замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Что же еще, как не частичку души вкладывает хороший фотограф в свои работы? И именно фотографирование - один из способов развить и эмоциональность, и чувство прекрасного, и способность через фотографию поделиться с другими своими переживаниями. Даже если вы сами не столь сильны в науке фотосъемки, не беда. Учиться или совершенствоваться никогда не поздно, а вместе с малышом - еще и увлекательно. Итак, отправляемся на фотоохоту!

Инструмент или игрушка?

Конечно, первый фотоаппарат - это игрушка. И как бы серьезно не относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь - игра. В этом нет ничего плохого. Посредством игры можно донести до малыша даже самые сложные знания и именно так поступает большинство родителей. А вот насколько эта игра будет интересной, и как долго будет занимать малыша, во многом зависит от вас. Из вышесказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим и "навороченным". Лучше всего отдать ребенку старую "мыльницу" (если вы купили себе новый фотоаппарат ) или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Можно, конечно, снимать одним и тем же аппаратом и ребенку , и взрослому. Но собственный фотоаппарат - предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций. На мой взгляд, пленочные "мыльницы" предпочтительнее цифровых по нескольким причинам. Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки неумелы и непослушны. Любое падение может вывести "цифровик" из строя, а вот пленочная "мыльница", вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок. Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что "цифровик" обладает своими достоинствами. Прежде всего, он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по настоящему интересуется процессом создания фотографии, что ему это доставляет удовольствие и это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее: хороший цифровой или пленочный зеркальный. А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат , а фотограф. И даже "мыльницей" можно сделать весьма и весьма интересные снимки.

Технический ликбез

Перед тем, как малыш сделает свой первый снимок, имеет смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Именно так и поступил мой отец, когда мне самой было 5 лет, и с тех пор фотоаппарат всегда со мной. Понятно, что объяснять нужно на "детском" языке, что бы не вышло, как в старом анекдоте: "Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?" Где папа, отвечая на вопрос малыша "Почему откушенное яблоко темнеет?" начал рассказывать о двух- и трехвалентном железе. Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри, когда вы нажимаете на кнопку. Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта специальным веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (называется диафрагмой), попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом уже с пленки можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки - на улице или в помещении, - тем больше должно быть окошечко диафрагмы и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света. Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках энциклопедии или в музее. Наверняка, в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие - фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке. Поворачивая объектив (вручную или автоматически), и двигая таким образом особое стеклышко - линзу - фотоаппарат можно "навести на резкость", т.е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство мыльниц делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно. Позже ребенок узнает об устройстве фотоаппарата глубже и подробнее, познакомится с физической оптикой. Но пока даже такое упрощенное представление поможет ему относиться к процессу фотосъемки более осознанно. Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата . Самое страшное для него - это падение. Особенно в воду. И если пленочного "утопленника" еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку прежде, чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Прописные истины

Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы. Итак, основные правила
  • Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
  • В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
  • На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, будет лучше подойти поближе, или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
  • Нельзя "обрезать" людям ноги по колено, руки по локоть и пол головы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции "макро". В простеньких мыльницах это 1-1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров - иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами "вспышка в лоб".
  • Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку. Поэтому нужно непременно следить за его положением.
Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем, не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки - самое лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа. Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но, не настаивая и не преподнося, как единственно верное решение. Не смотря на все ваши рекомендации, какое-то время будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, творчества, обучения. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом они будут становиться все лучше и лучше.

Творческий поиск

У фотографов есть такое понятие, как "точка съемки". Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка, вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. На фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хоть и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка. Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по настоящему здорово, достаточно лишь присесть, что бы фотоаппарат опустился до уровня его глаз. Вот теперь у вас получится запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, а и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный. Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или лягте в траву и снимите бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек съемки, как будто смотрят на него разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая сбирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезть на пенек, что бы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат, и как важен ее правильный выбор для того, что бы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл. Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике и своих родителей - снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с малышом гулять по городу, и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость - самое непостижимое детское свойство.

Как Маша приметы весны искала

Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом ? Одна моя подруга, отправляясь на прогулку с малышом, всегда брала с собой цифровой фотоаппарат . Вместе с ребенком они фотографировали все интересное, что встречалось им во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, они еще раз вспоминали и обсуждали эти моменты. Мы с младшей дочкой эту тему развили и расширили, устраивая тематические прогулки. Самой интересной стала фотоохота за приметами весны. Отправились мы в солнечный весенний денек в настоящее путешествие по оврагу неподалеку от дома. И везде искали приметы весны: веселые ручьи и набухшие почки на деревьях, крошечные листочки на кустах крыжовника и пушистые вербочки, желтые солнышки мать-и-мачехи и первую зеленую травку на солнечных пригорках, радостных птиц и проснувшихся насекомых… Ничего не ускользнуло от нашего взгляда. А дома, на основе отснятых фотографий, мы сделали компьютерную презентацию, добавив комментарии и весенние голоса птиц. Снова и снова просила Маша посмотреть фоторассказ о нашем замечательном путешествии. И уж теперь-то она точно знает, что такое весна. Подобные экскурсии были у нас и в лесу, и у пруда, и на берегу моря во время летнего отдыха. А скоро придет время встречать с фотоаппаратом зимушку-зиму. И каждый раз это замечательная возможность для малыша лучше узнать о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн живой природы. Предложите своему крохе сделать серию фотографий (обычных или цифровых) на определенную тему, например, лес. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород и в разные времена года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа. Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.

Фотоигры

Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов. По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно - можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе интересные фотографии безо всякой темы или в соответствии с задуманной идеей ("Что я видел у моря" или, скажем, "Моя семья"). Сделайте рамки для фотографий, используя цветной картон или порезав на полоски коробки от конфет. Разместите коллекцию фотографий на стене, соответственно оформив. Пригласите на выставку юного фотографа бабушку с дедушкой или друзей малыша. Можно приурочить событие ко дню рождения фотографа. И, вполне возможно, что на следующий день рождения на вашей домашней выставке появятся работы и других малышей. Ребенку-школьнику наверняка понравится идея сделать фотокомикс из жизни класса. В свое время, в школе, я очень увлекалась подобными фотоиграми. Для этого вместе с друзьями нужно написать сценарий будущего комикса, подобрать актеров, снять нужные кадры, наклеить их в альбом в необходимой последовательности, подписать текст и интересно оформить. А может, это будет настоящая приключенческая или детективная история? Или постановка по известной книге? Но это не только "взрослая" забава. Малыш-дошкольник также может попробовать себя в этом жанре: придумать "игрушечную историю" и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра? Роль домашнего фотографа и оператора интересна, почетна и, вместе с тем, непроста. Но теперь моя старшая дочь все чаще берет в руки фотоаппарат или видеокамеру, давая мне возможность хоть иногда увидеть семейный отдых или интересную достопримечательность иначе, нежели они видны в окошке видоискателя. И даже появились редкие фотографии, на которых запечатлена я. А недавно четырехлетняя Машка сама попросила научить ее фотографировать. Я вытащила с полки и вытерла пыль со старенького фотоаппарата Konica, которым давно уже никто не пользовался и подумала, что все в этом мире повторяется, все это уже когда-то было: и сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, и распахнутая пасть бегемота в зоопарке, и фотографии, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Практически каждый фотограф, да сегодня и не только фотограф, а даже самый обыкновенный фотолюбитель или вообще просто владелец фотоаппарата (а таковыми сейчас являются, в общем-то, 99% людей), прекрасно знают, что фотографирование детей - дело не из самых легких. Конечно, работа с каждым ребенком у фотографа индивидуальна, и каждая съемка никогда не будет похожа на другую, подобную, но, тем не менее, есть в этом деле некие общие моменты, некоторые общие критерии. Вот об этом мы сегодня и решили с вами поговорить. В этой статье мы постараемся дать вам несколько практических советов по фотографированию детей. Надеемся, что наши советы хоть чем-то помогут вам.

1. Начинаем с самого простого

Первый кадр всей фотосессии мы предлагаем сделать самым простым, можно даже сказать, банальным. Посадите ребенка на стул, и пускай он просто будет прямо на нем сидеть и смотреть непосредственно в объектив вашей фотокамеры. В начале съемки фотограф должен в основном уделять внимание непосредственно самому ребенку, его эмоциям, а не тому, что его окружает.

2. Мечтательность. А что? Интересно!

Давайте попробуем изобразить фотографируемого ребенка в образе мечтателя. Как добиться этого? Не так уж и сложно, как вам может показаться на первый взгляд! Для этого нужно попросить вашу начинающую фотомодель смотреть куда-нибудь в сторону, так сказать, за пределы того пространства, которое будет входить в границы кадра. Ну, например, скажите ребенку, чтобы он внимательно рассматривал картину, висящую на стене. Хорошо, если это будет так называемая сюжетная картина, с обилием деталей. Тогда она надолго может привлечь внимание маленького человечка, и вы с успехом сможете сделать вплоть до нескольких десятков кадров, из которых потом наверняка выберете хороший!

Такие снимки хорошо делать в начале фотосессии. В это время ребенок обычно бывает пока еще спокоен, он не устал от непривычной обстановки, от вас, фотографа, человека незнакомого и, как ему кажется, назойливого.

3. А теперь - развеселим ребенка!

Попробуйте чем-либо развеселить вашу модель! Скажите, чтобы он сделал что-нибудь смешное. Ну, например, смешную гримасу на личике изобразил, или сам себе «поставил рожки». Всё это поможет малышу расслабиться, снимет с него напряжение и усталость. И тогда ребенок станет таким, какой он есть на самом деле, то есть - ребенком! И все эти шалости, все эти игры - снимайте, снимайте и снимайте! На дворе не 19 и не 20 века, у вас нет никакой необходимости жалеть фотопленку!

4. Фотографируем с уровня глаз ребенка

Как известно, ребенок обычно бывает намного ниже взрослого человека (за редким исключением, конечно!). И если вы будете фотографировать малыша с уровня глаз человека взрослого, то снимки получатся не очень красивыми и даже просто невыразительными. Хотя, в прочем, в некоторых случаях такой ракурс может быть оправдан и даже очень хорошо сыграть на портрет в целом. Но чаще всего ребенка фотографируют с уровня высоты его глаз.

5. Фотографируйте в режиме непрерывной съемки

Это нужно для того, чтобы не упустить самый лучший момент, чтобы сделать самый подходящий, самый эффектный, и, возможно, просто потрясающий кадр, который впоследствии восхитит зрителя. Режим непрерывной съемки легко установить практически на любом, даже самом простеньком, фотоаппарате. Работая в таком режиме, одно нажатие вами спусковой кнопки затвора заставляет его, затвор, срабатывать несколько раз в секунду. То есть, проще говоря, делать сразу целую серию снимков. Почти как в кино. И из этой серии вы уж наверняка выберите пристойный, именно самый хороший, кадр!

6. Не забывайте и про других людей!

Смело включайте в кадр и других людей, присутствующих при съемке! Задействуйте маму, папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер. Даже собаку! Она ведь тоже своего рода член семьи маленького человечка, которого вы фотографируете! Кроме того, что такие групповые снимки приятно разбавят весь ряд фотопортретов малыша, в процессе работы другие люди отвлекут его внимание от фотографа, и он будет вести себя намного естественнее, что непременно скажется на качестве снимка.

Техническая сторона вопроса

7. Выдержка при съемке

Всем известно, что дети, особенно маленькие, и особенно мальчики - известные непоседы. Вот поэтому и снимать их нужно на довольно большой скорости затвора. То есть при выдержке не менее 1/160 - 1/200 доля секунды. Ведь в любой момент ваша модель может сделать непредсказуемое и резкое движение, и снимок будет элементарно смазан.

Очень хорошо детей фотографировать в режиме приоритета выдержки. На элементах управления фотокамер — это режим обозначается символами Tv или S.

Если вы решили сфотографировать ребенка в движении, ну, например, при беге или в прыжке, то снимать вам придется на еще более короткой выдержке. Вплоть до 1/300 и даже до 1/800 долей секунды. А чтобы снимать на таких выдержках, нужно иметь достаточное количество освещения. Вот поэтому мы рекомендуем делать подобные снимки на улице, в ясный и солнечный день.

8. Важность кадрирования

Кадрировать детские снимки всегда нужно с некоторым запасом во все четыре стороны кадра. Дело тут в том, что ребенок в любой, порой даже самый неподходящий момент, готов выскочить, выпрыгнуть «за пределы кадра». Вот поэтому нужно оставлять для этого прыжка некоторый запас. Это позволит вам не «отрезать» у ребенка некоторые части его тела. Особенно часто обрезаются ноги, точнее, ступни. А лишнее пространство в кадре вам будет очень легко убрать в процессе постобработки фотографии на компьютере. Функция кадрирования есть во всех, даже самых простейших, графических редакторах.

9. Светочувствительность (значение ISO)

При фотографировании детей многие фотографы светочувствительность рекомендуют поднимать. Нужно это в первую очередь для того, чтобы уменьшить выдержку, при этом широко не открывая диафрагму. Всё это в комплексе даст вам достаточно хорошую глубину резко изображаемого пространства. Если вы работаете несложной компактной фотокамерой с маленькой матрицей, то самым большим для вас значением светочувствительности может стать всего лишь 400 единиц ISO. Зеркальные же фотоаппараты даже любительского уровня позволяют снимать и при 800 единицах ISO. Ну, а серьезные фотокамеры профессионального уровня дают возможность делать снимки при 3000-5000 и выше единицах ISO.

10. Фокусирование при детской съемке

Для детской фотосъемки очень хорошо использовать светосильные объективы. Светосила их должна быть около f/1,8 или f/2,8. Дело тут в том, что снимая в помещении при выдержке в 1/200 долю секунды, для того, чтобы сделать технически качественный кадр не всегда бывает достаточно света. Именно по этой причине фотограф, работающий в этих условиях, вынужден открывать диафрагму до достаточно больших значений. А это, как вы сами наверняка понимаете, неизбежно ведет к уменьшению глубины резко изображаемого пространства.

Фокусное расстояние и диафрагму мы рекомендуем выставлять таким образом, чтобы глубина резко изображаемого пространства была бы, как минимум, такой, чтобы в резкости было всё лицо модели полностью. Ну, а уж если нет возможности достичь большой глубины резкости, фокусироваться нужно так, чтобы идеально резким был глаз, который расположен ближе к фотокамере.

Если вы фотографируете ребенка в движении в полный рост, то систему автоматической фокусировки можно отключить, то есть на резкость наводить вручную (на подавляющем большинстве фотокамер эта функция легко отключается, посмотрите инструкцию к своему фотоаппарату). Для того, чтобы снимок движущегося ребенка был идеально резким, надо заранее «прицелиться» в нужное вам место, попросив кого-нибудь из помощников встать в эту точку. Ну а потом, когда ребенок будет бежать в ту или иную сторону и окажется в нужном вам месте, плавно нажать на спусковую кнопку затвора. Кстати, никогда не нажимайте на спуск резко, рывком. Даже в таких ситуациях, как вышеописанная, и снимая на коротких выдержках. Эта резкость движения кисти вашей руки, особенно при недостаточном опыте работы и при съемке маленькой и легкой «мыльницей», легко может вызвать смазку изображения.

Описанный выше метод работы очень хорошо подходит и для съемки различных детских спортивных соревнований или подвижных игр наших малышей.

11. Не забываем и о безопасности!

Как мы уже сегодня неоднократно говорили, дети, особенно маленькие, всегда весьма непредсказуемы. Вот по этой причине рекомендуем вам при работе с ними принять определенные меры безопасности. Ну, во-первых, это касается вашей фотоаппаратуры. Настоятельно рекомендуем защитить объектив нейтральным светофильтром или хотя бы блендой. Ребенок может просто-напросто потрогать его своей ручонкой, которая, не исключено, что окажется грязной. Да и вообще старайтесь не оставлять свою аппаратуру без присмотра. Малышу всегда хочется поиграть с незнакомыми предметами, а то и попробовать их на вкус. Особенно часто в том плане страдают фотокамеры, установленные на штативе. Ну, а различные провода осветительных приборов, да и сами эти осветительные приборы, как известно, находятся под электрическим напряжением и вызывают непосредственную опасность здоровью, а то и жизни вашей модели.

Ну вот, пожалуй, и всё, о чем мы хотели вам сегодня рассказать. Надеемся, что наши советы пригодятся вам, хоть как-то пойдут на пользу. Попробуйте применить их на практике при первой же представившейся возможности. Мы думаем, что результатами своей работы вы будете приятно удивлены.

Случалось ли вам видеть фотографии, сделанные детьми? Не часто их встретишь в семейных фотоальбомах. А все оттого, что мы недооцениваем возможностей нашего малыша, все время решаем за него: "Это тебе еще рано, а вот это в самый раз!" А что, если дать ребенку проявить себя? Между тем даже четырехлетний человечек уже может довольно сносно управляться с простеньким фотоаппаратом, а ребенок 5-6 лет способен разобраться в таких непростых вещах, как выдержка и диафрагма. Конечно, при условии, что мама или папа примут непосредственное участие в становлении юного фотографа. Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками - не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Инструмент или игрушка?

Конечно, первый фотоаппарат - это игрушка. И как бы серьезно ни относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь - игра. В этом нет ничего плохого. Посредством игры можно донести до малыша даже самые сложные знания, и именно так поступает большинство родителей. А вот насколько эта игра будет интересной, и как долго будет занимать малыша, во многом зависит от вас.

Из вышесказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим и "навороченным". Лучше всего отдать ребенку старую "мыльницу" (если вы купили себе новый фотоаппарат) или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Можно, конечно, снимать одним и тем же аппаратом и ребенку, и взрослому. Но собственный фотоаппарат - предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций. На мой взгляд, пленочные "мыльницы" предпочтительнее цифровых по нескольким причинам. Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки неумелы и непослушны. Любое падение может вывести цифровик из строя, а вот пленочная "мыльница", вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок. Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что цифровик обладает своими достоинствами. Прежде всего он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по-настоящему интересуется процессом создания фотографии, что ему это доставляет удовольствие и это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее: хороший цифровой или пленочный зеркальный 1 . А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. И даже "мыльницей""можно сделать весьма и весьма интересные снимки.

1 Фотоаппарат, оснащенный зеркальным видоискателем, который благодаря системе зеркал позволяет одновременно с определением границ кадра выполнять наводку объектива на резкость.

Технический ликбез

Перед тем как малыш сделает свой первый снимок, имеет смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Именно так и поступил мой отец, когда мне самой было 5 лет, и с тех пор фотоаппарат всегда со мной. Понятно, что объяснять нужно на "детском" языке, чтобы не вышло, как в старом анекдоте: "Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?" Где папа, отвечая на вопрос малыша "Почему откушенное яблоко темнеет?" начал рассказывать о двух- и трехвалентном железе.

Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри, когда вы нажимаете на кнопку.

Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта специальным веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (называется диафрагмой), попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом уже с пленки можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки - на улице или в помещении, - тем больше должно быть окошечко диафрагмы и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света.

Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках энциклопедии или в музее.

Наверняка в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие - фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке. Поворачивая объектив (вручную или автоматически), и двигая, таким образом, особое стеклышко - линзу - фотоаппарат можно "навести на резкость", т.е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство "мыльниц" делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно. Позже ребенок узнает об устройстве фотоаппарата глубже и подробнее, познакомится с физической оптикой. Но пока даже такое упрощенное представление поможет ему относиться к процессу фотосъемки более осознанно.

Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата. Самое страшное для него - это падение. Особенно в воду. И если пленочного "утопленника" еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку, прежде чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма, эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Прописные истины

Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы.

Итак, основные правила :

  • Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
  • В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
  • На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, будет лучше подойти поближе или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
  • Нельзя "обрезать" людям ноги по колено, руки по локоть и полголовы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции "макро". В простеньких "мыльницах" это 1 - 1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров - иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами "вспышка в лоб".
  • Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку. Поэтому нужно непременно следить за его положением.

Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем, не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки - самое лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа.

Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но, не настаивая и не преподнося, как единственно верное решение. Несмотря на все ваши рекомендации, какое-то время будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, творчества, обучения. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом они будут становиться все лучше и лучше.

Творческий

У фотографов есть такое понятие, как "точка съемки". Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. На фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хоть и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка. Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по-настоящему здорово, достаточно лишь присесть, чтобы фотоаппарат опустился до уровня его глаз. Вот теперь у вас получится запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, но и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный.

Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или лягте в траву и снимите бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек съемки, как будто смотрят на него разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая собирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезать на пенек, чтобы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат и как важен ее правильный выбор для того, чтобы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл.

Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике, и своих родителей - снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с малышом гулять по городу и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость - самое непостижимое детское свойство.

Приметы весны

Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом? Одна моя подруга, отправляясь на прогулку с малышом, всегда брала с собой цифровой фотоаппарат. Вместе с ребенком они фотографировали все интересное, что встречалось им во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, они еще раз вспоминали и обсуждали эти моменты. Мы с дочкой эту тему развили и расширили, устраивая тематические прогулки. Самой интересной стала фотоохота за приметами весны. Отправились мы в солнечный весенний денек в настоящее путешествие по оврагу неподалеку от дома. И везде искали приметы весны: веселые ручьи и набухшие почки на деревьях, крошечные листочки на кустах крыжовника и пушистые вербочки, желтые солнышки мать-и-мачехи и первую зеленую травку на солнечных пригорках, радостных птиц и проснувшихся насекомых... Ничего не ускользнуло от нашего взгляда. А дома на основе отснятых фотографий мы сделали компьютерную презентацию, добавив комментарии и весенние голоса птиц. Снова и снова просила Маша посмотреть фоторассказ о нашем замечательном путешествии. И уж теперь-то она точно знает, что такое весна.

Подобные экскурсии были у нас и в лесу, и у пруда, и на берегу моря во время летнего отдыха. А скоро придет время встречать с фотоаппаратом зимушку-зиму. И каждый раз это замечательная возможность для малыша лучше узнать о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн живой природы.

Предложите своему крохе сделать серию фотографий (обычных или цифровых) на определенную тему, например лес. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород и в разные времена года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа. Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.

Фотоигры

Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события, или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов.

По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно - можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе интересные фотографии безо всякой темы или в соответствии с задуманной идеей ("Что я видел у моря" или, скажем, "Моя семья"). Сделайте рамки для фотографий, используя цветной картон или порезав на полоски коробки от конфет. Разместите коллекцию фотографий на стене, соответственно оформив. Пригласите на выставку юного фотографа бабушку с дедушкой или друзей малыша. Можно приурочить событие ко дню рождения фотографа. И вполне возможно, что на следующий день рождения на вашей домашней выставке появятся работы и других малышей.

Ребенку-школьнику наверняка понравится идея сделать фотокомикс из жизни класса. В свое время, в школе, я очень увлекалась подобными фотоиграми. Для этого вместе с друзьями нужно написать сценарий будущего комикса, подобрать актеров, снять нужные кадры, наклеить их в альбом в необходимой последовательности, подписать текст и интересно оформить. А может, это будет настоящая приключенческая или детективная история? Или постановка по известной книге? Но это не только "взрослая" забава. Малыш-дошкольник также может попробовать себя в этом жанре: придумать "игрушечную историю" и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра?

Роль домашнего фотографа и оператора интересна, почетна и вместе с тем непроста. Но теперь моя старшая дочь все чаще берет в руки фотоаппарат или видеокамеру, давая мне возможность хоть иногда увидеть семейный отдых или интересную достопримечательность иначе, нежели они видны в окошке видоискателя. И даже появились редкие фотографии, на которых запечатлена я. А недавно четырехлетняя младшая дочь сама попросила научить ее фотографировать. Я вытащила с полки и вытерла пыль со старенького фотоаппарата Konica, которым давно уже никто не пользовался, и подумала, что все в этом мире повторяется, все это уже когда-то было: и сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, и распахнутая пасть бегемота в зоопарке, и фотографии, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...