Майкл Кенна. Тихие фотографии

Немногие художники становятся классиками при жизни. Фотохудожник из Англии Майкл Кенна (Michael Kenna), широко известный во всем мире своими черно-белыми пейзажами, несомненно, классик современного фотоискусства. Работы Кенны не спутать ни с чьими другими. Его манера передачи настроения, стилистика - неподражаемы. Хотя, подражатели всё же находятся. Пейзажи Майкла, сделанные во многих точках планеты - Италии, Швейцарии, Японии, Франции, Соединенных Штатах, в России завораживают зрителя, прежде всего своей невероятной простотой, аскетическим очарованием…

Родился Майкл Кенна в небогатой семье в городе Ланкашир, на севере Англии, в 1953 году. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в католическую семинарию, намереваясь стать священником. В ту пору он не видел других перспектив в своей жизни. Многие годы Майкл не задумывался о творчестве, хотя с детства достаточно хорошо рисовал. Но, тем не менее, когда ему исполнилось восемнадцать, он поступил в художественную школу. Именно в её стенах он впервые познакомился с фотографией.

Фотография увлекла молодого человека, и он решил продолжить заниматься ей. Вскоре он поступает в класс фотографии Лондонского колледжа печатного дела. Тогда Кенна думал, что фотография, в отличии от живописи, поможет ему иметь гораздо больший материальный достаток. Но, как оказалось, переход от красок и холстов к фотографии оказался правильным. Как говорит сам фотохудожник, «в фотографии самым любопытным образом сочетаются логическое мышление и ничем не ограниченное воображение».

Фотография для Кены стала идеальным средством, как для продвижения карьеры, так и для самовыражения его как художника.

Пейзажи, и особенно ночные, будущего классика увлекли еще во время учебы в Лондонском колледже печатного дела. Особенности ночного освещения, источников света в это время, сложности работы с длинными выдержками он постигал в ходе многочисленных съемок, на собственном опыте. Особенно нравилось ему снимать вечером или ранним утром. Много снимков той поры сделаны и во время поездок из Лондона на выходные к родителям. Именно в эту пору и зародился этот завораживающий стиль фотопейзажей Майкла. Сегодня этот стиль известен во всем мире.

В 1976 году, после окончания учебы в Лондоне, Майкл впервые оказался в США, где познакомился с творчеством известных мастеров фотографии. Именно в Нью-Йорке он понял, что художественная фотография может стать серьезным источником дохода. Это вдохновило его на новый творческий рывок. К тому же на молодого англичанина обратила внимание Рут Бернхард, которую считают королевой фотографии тех лет, и даже пригласила его поработать своим ассистентом. Рут Бернхард славилась прежде всего своими методами фотопечати. Работая в её мастерской, Майкл проник во все секреты обработки плёнки и печати фотографий. Именно это в дальнейшем и стало его настоящим почерком.

В 1977 году Кенна перебирается в Калифорнию. Именно отсюда начались его поездки по всему миру в поисках натуры, объектов для создания своих работ.

И уже через два года в Вашингтоне прошла первая персональная выставка Майкла Кенны за пределами Англии. На ней были представлены городские пейзажи Италии. Потом были Франция, Швейцария, Чехия, Япония, Шотландия, Россия и многие другие уголки планеты.

Работы Майкла Кенны привлекли к себе большое внимание во всем мире. В начале девяностых ему стали поступать коммерческие заказы по рекламе продукции известных автомобильных производителей, таких как Audi, Volvo, Mercedez и Maserati. Но, тем не менее, пейзажи, художественная фотография, даже в этот период не уходят у Кенны на второй план.

Пейзажи Кенны в основном черно-белые, снятые на длинных выдержках. Они камерны, не впечатляют масштабами. В основном - 30 х 30 см. Это мастер делает намеренно, так как считает, что работу должен рассматривать лишь один человек. При помощи этих приемов, в каждой своей работе Майкл как бы открывается для каждого конкретного зрителя персонально. Но, в то же время, это требует такой же открытости и от зрителя.

Кенне нравится зерно. «Оно для меня как мазки кисти на картине» - говорит мастер. Он не понимает, зачем сегодняшние производители фототехники, да и профессионалы в фотографии, так яростно борются с зерном. Любимым временем съемки для Кенны является ночь или сумерки. Его стиль работы на длинных выдержках подходит для этого лучше всего.

И действительно, сюрреальность многих ночных фотопейзажей Майкла Кенны весьма ощутима. Главное, что отличает Майкла Кенну от других фотохудожников, это то, что процесс съемки у него занимает гораздо меньше времени, чем работа в лаборатории. Этот этап он считает самым важным. Ведь именно в лабораторной работе в основном и достигаются те неповторимые нюансы, которые отличают творчество Кенны от творчества других фотомастеров.

Бывали случаи, когда от времени съемки до создания выставочного пейзажа проходили месяцы и даже годы. Майкл постоянно правит свои работы, применяет различные фильтры, выделяя светом одни участки снимка и приглушать тонально другие. Как говорит сам Кенна, особенно ему нравится снимать пейзажи в местах, которые связаны с какой-то историей, навевают воспоминания о прошлом. Следы ушедшего времени, дух предвкушения чего-то, ощущаемый в атмосфере этого места, вдохновляют фотохудожника. Работы Кенны камерны, контрастны, минималистичны. Этими своими чертами они как будто приглашают зрителя к доверительному общению. На фотоработы Майкла можно смотреть долго, и получать от этого созерцания неописуемое эстетическое удовольствие. Кенна говорит, что главное в его работе - «сопоставление, соотношение или противопоставление органических природных элементов и более геометрических структур, созданных людьми». Это заметно практически во всех его снимках, от промышленных и природных панорам до морских пейзажей.

Сегодня работы Кенны являются эталоном жанра пейзажной фотографии. Они стали образцом, на который равняются многие фотохудожники во всем мире. Его работы заняли достойное место во многих знаменитых музейных залах и частных коллекциях в разных странах. Они активно выставляются на всевозможных выставках. В 2011 году персональная выставка Майкла Кенны состоялась в Москве.

Работы классика фотографии, можно увидеть и хоть как то оценить (как вы поняли, между подлинным авторским отпечатком и его миражем на экране монитора - огромная разница.) на его персональном сайте. Там вы увидите различные уголки планеты так, как увидел их Майкл Кенна. Ну а нам с вами, жителям России, будет очень интересно увидеть глазами мастера Петергоф и Санкт-Петербург.

Немногие художники становятся классиками при жизни. Фотохудожник из Англии Майкл Кенна (Michael Kenna), широко известный во всем мире своими черно-белыми пейзажами, несомненно, классик современного фотоискусства. Работы Кенны не спутать ни с чьими другими. Его манера передачи настроения, стилистика - неподражаемы. Хотя, подражатели всё же находятся. Пейзажи Майкла, сделанные во многих точках планеты - Италии, Швейцарии, Японии, Франции, Соединенных Штатах, в России завораживают зрителя, прежде всего своей невероятной простотой, аскетическим очарованием…

Родился Майкл Кенна в небогатой семье в городе Ланкашир, на севере Англии, в 1953 году. В одиннадцатилетнем возрасте он поступил в католическую семинарию, намереваясь стать священником. В ту пору он не видел других перспектив в своей жизни. Многие годы Майкл не задумывался о творчестве, хотя с детства достаточно хорошо рисовал. Но, тем не менее, когда ему исполнилось восемнадцать, он поступил в художественную школу. Именно в её стенах он впервые познакомился с фотографией.

Фотография увлекла молодого человека, и он решил продолжить заниматься ей. Вскоре он поступает в класс фотографии Лондонского колледжа печатного дела. Тогда Кенна думал, что фотография, в отличии от живописи, поможет ему иметь гораздо больший материальный достаток. Но, как оказалось, переход от красок и холстов к фотографии оказался правильным. Как говорит сам фотохудожник, «в фотографии самым любопытным образом сочетаются логическое мышление и ничем не ограниченное воображение».

Фотография для Кены стала идеальным средством, как для продвижения карьеры, так и для самовыражения его как художника.

Пейзажи, и особенно ночные, будущего классика увлекли еще во время учебы в Лондонском колледже печатного дела. Особенности ночного освещения, источников света в это время, сложности работы с длинными выдержками он постигал в ходе многочисленных съемок, на собственном опыте. Особенно нравилось ему снимать вечером или ранним утром. Много снимков той поры сделаны и во время поездок из Лондона на выходные к родителям. Именно в эту пору и зародился этот завораживающий стиль фотопейзажей Майкла. Сегодня этот стиль известен во всем мире.

В 1976 году, после окончания учебы в Лондоне, Майкл впервые оказался в США, где познакомился с творчеством известных мастеров фотографии. Именно в Нью-Йорке он понял, что художественная фотография может стать серьезным источником дохода. Это вдохновило его на новый творческий рывок. К тому же на молодого англичанина обратила внимание Рут Бернхард, которую считают королевой фотографии тех лет, и даже пригласила его поработать своим ассистентом. Рут Бернхард славилась прежде всего своими методами фотопечати. Работая в её мастерской, Майкл проник во все секреты обработки плёнки и печати фотографий. Именно это в дальнейшем и стало его настоящим почерком.

В 1977 году Кенна перебирается в Калифорнию. Именно отсюда начались его поездки по всему миру в поисках натуры, объектов для создания своих работ.

И уже через два года в Вашингтоне прошла первая персональная выставка Майкла Кенны за пределами Англии. На ней были представлены городские пейзажи Италии. Потом были Франция, Швейцария, Чехия, Япония, Шотландия, Россия и многие другие уголки планеты.

Работы Майкла Кенны привлекли к себе большое внимание во всем мире. В начале девяностых ему стали поступать коммерческие заказы по рекламе продукции известных автомобильных производителей, таких как Audi, Volvo, Mercedez и Maserati. Но, тем не менее, пейзажи, художественная фотография, даже в этот период не уходят у Кенны на второй план.

Пейзажи Кенны в основном черно-белые, снятые на длинных выдержках. Они камерны, не впечатляют масштабами. В основном - 30 х 30 см. Это мастер делает намеренно, так как считает, что работу должен рассматривать лишь один человек. При помощи этих приемов, в каждой своей работе Майкл как бы открывается для каждого конкретного зрителя персонально. Но, в то же время, это требует такой же открытости и от зрителя.

Кенне нравится зерно. «Оно для меня как мазки кисти на картине» - говорит мастер. Он не понимает, зачем сегодняшние производители фототехники, да и профессионалы в фотографии, так яростно борются с зерном. Любимым временем съемки для Кенны является ночь или сумерки. Его стиль работы на длинных выдержках подходит для этого лучше всего.

И действительно, сюрреальность многих ночных фотопейзажей Майкла Кенны весьма ощутима. Главное, что отличает Майкла Кенну от других фотохудожников, это то, что процесс съемки у него занимает гораздо меньше времени, чем работа в лаборатории. Этот этап он считает самым важным. Ведь именно в лабораторной работе в основном и достигаются те неповторимые нюансы, которые отличают творчество Кенны от творчества других фотомастеров.

Бывали случаи, когда от времени съемки до создания выставочного пейзажа проходили месяцы и даже годы. Майкл постоянно правит свои работы, применяет различные фильтры, выделяя светом одни участки снимка и приглушать тонально другие. Как говорит сам Кенна, особенно ему нравится снимать пейзажи в местах, которые связаны с какой-то историей, навевают воспоминания о прошлом. Следы ушедшего времени, дух предвкушения чего-то, ощущаемый в атмосфере этого места, вдохновляют фотохудожника. Работы Кенны камерны, контрастны, минималистичны. Этими своими чертами они как будто приглашают зрителя к доверительному общению. На фотоработы Майкла можно смотреть долго, и получать от этого созерцания неописуемое эстетическое удовольствие. Кенна говорит, что главное в его работе - «сопоставление, соотношение или противопоставление органических природных элементов и более геометрических структур, созданных людьми». Это заметно практически во всех его снимках, от промышленных и природных панорам до морских пейзажей.

Сегодня работы Кенны являются эталоном жанра пейзажной фотографии. Они стали образцом, на который равняются многие фотохудожники во всем мире. Его работы заняли достойное место во многих знаменитых музейных залах и частных коллекциях в разных странах. Они активно выставляются на всевозможных выставках. В 2011 году персональная выставка Майкла Кенны состоялась в Москве.

Работы классика фотографии, можно увидеть и хоть как то оценить (как вы поняли, между подлинным авторским отпечатком и его миражем на экране монитора - огромная разница.) на его персональном сайте. Там вы увидите различные уголки планеты так, как увидел их Майкл Кенна. Ну а нам с вами, жителям России, будет очень интересно увидеть глазами мастера Петергоф и Санкт-Петербург.


"В фотографии загадочным образом объединяются логика мышления и ничем не сдерживаемое воображение"

Майкл Кенна

Английский фотограф Майкл Кенна (Michael Kenna) знаком широкой зрительской аудитории, прежде всего, монохромными работами в пейзажном жанре. Однако, нельзя сужать его творческий метод до одной лишь ландшафтной съемки. В ней он, безусловно, признанный классик - работы Кенна не спутаешь с другими.

Фотограф много работал и на коммерческих заказах - к нему обращались Maserati, Adidas, Mercedes, Dom Perignon, Audi и другие гиганты рынка. Но его истинная стезя - художественная фотография пейзажей, антропогенных ландшафтов и всего, что нас окружает в повседневности.

Майкл Кенна обладает умением видеть в простоте эстетику и аскетичное очарование, в мрачности промышленных "декораций" - строгость и величие; в обыденных видах природы - непередаваемые никем другим оттенки настроения. Все работы фотографа объединяет общий стиль - они черно-белые, очень камерные, с размером печати 30х30. На них нет места людям - только природа и созданные человеком строения говорят со зрителем на таинственных языках. Автор и его камера "переводят" эти высказывания для нас.

Особенности работ Майкла Кенна

Кенна считает, что изучать фотографию нужно в одиночестве. Этим объясняется принципиально маленький формат его снимков. Того же правила он придерживается и в работе - фотографирует и обрабатывает кадры самостоятельно, иногда приглашая свою единственную ассистентку. Большинство снимков автора сделаны на длинной выдержке - иногда ночная экспозиция занимает до 10 часов. Начиная с середины 80-х годов, он работает с камерами Hasselblad и Holga средних форматов, чем и объясняется "квадратность" большинства его композиций. Чуть ли не единственным исключением из правила стали снимки из детского сада "Моник", для которых фотограф использовал камеру 4х5.

"Эфирный" свет, которым знамениты работы фотографа, Майкл Кенна ловит на рассвете или в сумерки. При этом фотограф не боится зернистости и даже любит ее. Он сам говорит, что яростная борьба с несовершенствами, которой увлечены многие современные авторы, его изумляет. Зерно для Майкла - мазки краски, от которых картина начинает дышать и оживает. У Кенна есть любимое время для работы - ночь и время наступления сумерек. Особенности освещения в эти часы, приемы работы в темноте он постигал сам, накапливая опыт долгие годы.

Труды не пропали зря - стиль и снимки Кенна известны и профессионалам, и широкой аудитории. Его пристрастие к длинным выдержкам помогает делать фантастические снимки, признанные профессионалами и галеристами по всему миру. Работы Майкла Кенна выставляют знаменитые музеи - лондонский Виктория и Альберт, токийский фотографический, Национальная галерея искусств в американском Вашингтоне и парижская Patrimoine photographique. В 2000 году он стал кавалером французского ордена искусств.

Фотограф выпустил больше 20 книг, в которых представлены кадры, сделанные по всему миру - от заснеженных ландшафтов японского острова Хоккайдо до живописных итальянских пейзажей. Зрителей поражает сочетание камерности и внутренней напряженности - особенный, завораживающий стиль работ Майкла Кенна. Характерный творческий почерк фотографа начал формироваться еще в годы своего английского детства.

Как формировался стиль: биографические штрихи к портрету пейзажиста

Майкл родился в 1953 году на северо-западе Англии, в семье ирландского рабочего. У него было пять братьев и сестер. Как и полагалось по строгим католическим обычаям, а семья их придерживалась, до 17 лет Майкл посещал духовную семинарию, собираясь принять сан священника. Однако, поклонникам его творчества повезло: Кенна отказался от этой мысли и решил поступить в художественную школу. Это он и сделал в 18 лет, несмотря на протесты родных.

В Школе искусств Банбери молодой автор получил первое полноценное обучение, хотя еще и до поступления достиг успехов в живописи. Но именно в этом заведении Майкл начал знакомиться с фотоискусством. В дальнейшем он стал развивать "коммерческую жилу", уехав в Лондон и поступив в Колледж печатного дела для изучения графического дизайна. Окончив учебу, он в 1977 году переехал в Сан-Франциско и впервые увидел США.

В Америке Майкл продолжал заниматься пейзажным направлением, параллельно работая для прессы, студий звукозаписи, театров и перенимая опыт у коллег. Он показывал свои работы в галереях, где встретил знаменитую Рут Бернхард, которая сделала перспективного автора своим ассистентом. Именно она познакомила Майкла со своими способами фотопечати, обработки, проявки пленок. Бернхард показала молодому фотографу, как, жонглируя негативами, можно отыскать массу возможностей для творчества. Во многом уникальным художественным почерком Кенна обязан Рут.

После переезда в Калифорнию Майкл стал много путешествовать и объездил самые отдаленные уголки мира. Результат не заставил себя ждать - уже через два года в Вашингтоне была организована его первая за пределами Великобритании персональная выставка. На экспозиции Майкл представил снимки итальянских городов. В дальнейшем он работал на острове Пасхи, в Швейцарии, Чехии, в России и многих других странах.

Сегодня фотограф живет в Сиэтле и продолжает совершенствовать уникальную методику съемки. Сам процесс фотографирования подчас занимает совсем немного времени. Самым важным этапом Кенна считает лабораторную обработку пленки, благодаря которой и "проявляются" нюансы, отличающие снимки Майкла Кенна от остальных. Фотограф помногу правит работы, экспериментирует со снимками, используя фильтры, выделяя светом участки фото и приглушая тон на других.

С плодами творчества могут знакомиться все желающие - только в октябре 2017 года у Кенна проходит восемь выставок в нескольких итальянских и американских городах, а также в Стамбуле и Токио. Он не отказывает журналистам в интервью, подписывает для поклонников книги и по прежнему открыт миру и его красоте.

Скажите, у кого есть пленочная камера? А многие ли из вас пользуются ей в наш век цифровых технологий? Фотомастер Майкл Кенна , наш современник, – снимает исключительно на пленку.

Майкла Кенна ставят на одну ступень с такими фотомастерами , как , … Его пейзажи, сделанные на длинной выдержке и напечатанные на маленьком формате, – образец классики.

Я хочу, чтобы вы увидели эти снимки. Они тихие-тихие… Такое ощущение, что остаешься один на один с шепотом: только ты и воздух.

Фотографии Майкла Кенна – результат усердного труда и умения показать невидимое. На обработку каждого негатива, фотохудожник тратит значительное время: затемняет, высветляет. «Наверное, мир не такой, каким я его вижу, и мне все время приходится заниматься его исправлением», – говорит Майкл.

Кстати, когда я начала фотографировать всерьез, во мне всегда происходила внутренняя борьба. Мне казалось, что обработка фотографий в редакторе – это неправильно, нечестно. Но знакомясь с творчеством мастеров фотографии, с историями их успеха, изучая основы технической стороны фотографии, и в частности, поняв , я осознала, что любой фотограф, работая с пленкой или цифровой информацией, всегда доводит свою фотографию до совершенства с помощью реагентов или кликов мышки. И это тоже часть мастерства.

Майкл Кенна смотрел на негатив лишь как на начало, за которым скрываются бесконечные возможности развития. Фотографу требовалось много упорства для того, чтобы негатив превратился в конечный отпечаток. Он говорил: «Хороший негатив может оказаться бесполезным, если отпечатать его плохо – часто так и случается. Впрочем, и плохой негатив почти невозможно вытянуть за счет хорошей печати. Как бы то ни было, в негативе столько возможностей для интерпретации и открытий! С одним негативом я могу работать часами, изучать его. Фотографируя, мы каждый раз ставим перед собой какие-то эстетические задачи: что в этой сцене важно, что нужно оставить и выделить? Что неважно, что можно убрать или сделать менее заметным? Как все это сложить вместе в видоискателе? При печати все то же самое, столь же субъективные решения. Печатая, я вижу негатив как абстрактное сочетание линий, форм, тональностей. Мне нужно организовать их так, чтобы то, что мне кажется существенным, приковывало бы к себе внимание».

Майкл Кенна погружает нас в свои снимки за счет переходов от темных тонов к светлым. На подсознательном уровне темные участки воспринимаются как передний план, а светлые – как задний. Немного тонируя изображение и придавая светлым участкам теплый оттенок, фотограф заставляет выдвигаться их вперед. И такой переход от теплых освещенных участков к холодным теням выталкивает зрителя обратно.