Есть ли в белоруссии вмф. В беларуси появился свой морской флот

Нашей стране есть что продавать на мировых рынках (включая и те, которые лежат за морями): технику, металл, удобрения, стройматериалы, нефтепродукты... Для этого нужен флот. Белорусское морское пароходство, Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания, Белорусская судоходная компания - если судить по этим громким названиям, то можно подумать, что мы и живем в серьезной морской державе. Придется разочаровать. На морях у нас нет ни пароходства, ни флота. Ладно бы за претенциозными названиями скрывался потенциал, серьезные намерения. Увы, не видно даже амбиций, то есть продуманных, просчитанных планов покорения морей и океанов на кораблях под белорусским флагом и с белорусским же грузом. Ничуть не обмелели и наши реки, бывшие когда-то судоходными. Но сегодня их бороздят главным образом лодки рыбаков. Внутренний флот, находящийся в ведении Белорусского речного пароходства, скорее деградирует, чем прогрессирует. Такой вывод, если сказать кратко, был сделан на коллегии Комитета государственного контроля.

Но положение дел заслуживает более подробного описания. Для ясности разделим общую картину на три фрагмента.

Речники

Дискутировать на тему, нужен ли стране в XXI веке развитой речной флот, не будем. Хотя бы потому, что еще в 2002 году во время поездки в Гомельскую область Президент дал Минтрансу ряд поручений относительно развития отрасли. Предполагалось, в частности, планомерное увеличение внутренних перевозок водным транспортом, развитие нужной инфраструктуры, инвестирование в ремонт и строительство судов для собственных нужд и на экспорт, расширение спектра туристических услуг... Позже была принята программа развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011 - 2015 годы. Следовало не дискутировать, а исполнять намеченное. Но поручения не выполнены, программа сорвана.

Коллегия оперировала фактами и цифрами, которые выявила проверка деятельности организаций внутреннего водного и морского транспорта. Ее итоги выглядят обескураживающими. Специалисты госконтроля и представители Минтранса, которые пытались оправдаться, сошлись лишь в одном: вся инфраструктура речного пароходства держится на том, что было создано еще во времена СССР.

За минувшее время все отрасли белорусской экономики, как и социальная, и прочие сферы, серьезно эволюционировали количественно или качественно. При всех претензиях государства и общества к мебельной отрасли и деревообработке, агрокомплексу и строительству, машиностроению и медицине в целом они современны. В каждую из этих сфер вкладывались большие деньги. Повсюду они рано или поздно давали результат: модернизацию, новые технологии и продукцию, повышение конкурентоспособности и экспортную отдачу.

Лишь речная отрасль не только застыла на позициях четвертьвековой давности, но и сдала назад. Когда-то строила, например, пассажирские суда "Ракета" на подводных крыльях и промышленные сухогрузы. Индустрия! Сейчас она в лучшем случае лишь латает ветхие суда, в худшем - занята делами непрофильными. Объем перевозимых за год грузов рухнул с 18,5 млн. тонн в советское время до миллиона в 90-х. В навигацию 2012 года пароходство перевезло 2,7 млн. тонн.

Но хорошо, что хоть что-то от отрасли осталось. Иначе доставка в Островец, например, котла расплава, важнейшего компонента энергоблока АЭС, была бы намного сложнее, стоила бы дороже и времени заняла больше. Габаритные компоненты энергоблока по воде доставили из Волгодонска в Херсон, там перегрузили на четыре наши баржи, которые дошли с ответственным грузом до Березино. Только этот пример доказывает, что стране нужен современный высокотехнологичный речной флот.

Сегодня он представляет собой 12 организаций с числом работающих 2.200 человек, что для отрасли, мягко говоря, маловато. Действуют 8 портов, имеющих статус филиалов (в Гомеле, Мозыре, Бресте, Микашевичах...), проектное учреждение "Белсудопроект", 3 предприятия водных путей, судостроительно-судоремонтные заводы в Речице, Гомеле, Петрикове. Одни заводы кое-что ремонтируют или делают маломерные "суда прибрежного плавания" (фактически лодки), другие производят пиломатериалы и металлоконструкции.

Каков масштаб предприятий и сколь эффективно они работают, показали путаные объяснения Руслана Стрижа, директора Днепроберезинского предприятия водных путей. Здесь 77 работников. Из 270 млн. рублей, выделенных на модернизацию в прошлом году, 250 были потрачены на... служебный автомобиль руководителя. При этом две грузовые машины ржавеют под открытым небом: они фактически не трогались с места два года, с момента покупки.

"Белсудопроект" разработал проект судна малой вместимости: он не нашел применения. Та же судьба постигла проекты модернизации земснаряда, плавучей геологоразведочной платформы, буксирного теплохода... На подобные изыскания учреждение потратило за два года 600 млн. рублей инновационного фонда, фактически впустую. Мощности портов, переваливающих главным образом песок и щебень, загружены процентов на 50, их портальные краны и земснаряды и того меньше - на 20 - 30. Техника изношена предельно. Число судов (тоже неновых) на балансе пароходства, сократившись с 492 единиц в 2010 году до 416 в прошлом, выглядит еще солидно. Но сюда входят, помимо 9 пассажирских плавсредств, полсотни буксиров, сотня барж и 88 вспомогательных единиц: кранов, причалов, дебаркадеров, земснарядов, понтонов...

Мореходы

Если речники что-то реально делают, то слово "мореходы" можно смело брать в кавычки. Чем занимается, например, ОАО "Белорусское морское пароходство", специально созданное для развития экспортной инфраструктуры? Практически устранившись от профильной деятельности, торгует нефтепродуктами: доля экспедиционных услуг в объеме выручки в 2012 году - менее процента.

Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания стала... посредником при торговле стройматериалами. Причем работала с убытком для себя, но в пользу частных контрагентов, фактически их кредитуя. Есть ли в этом состав уголовного преступления - еще предстоит выяснить. Убытки покрывались сдачей в аренду площадей под офисы. Государство вложило в уставный фонд ЗАО - с целью обеспечения кредитов - 1.300 кв. метров помещений рыночной стоимостью более 2 млн. долларов. На части этой площади "мореходы" устроили для себя ФОК с сауной, который посещали главным образом руководители компании. Платежи только за электроэнергию превышали 60 млн. рублей в месяц. Руководители, видимо, очень нуждались в отдыхе: регулярно работали по выходным. Явной необходимости в этом госконтроль не нашел, зато точно подсчитал сумму дополнительных выплат гендиректору, его заму, главбуху, секретарю... Впрочем, отделить топ-менеджеров от рядового персонала в данном случае трудно: весь штат фирмы иногда состоял из 4 - 6 человек.

ЗАО "Белорусская судоходная компания" специализируется на... перевозке бытовых и производственных отходов автомобильным (!) транспортом. На вопрос Председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона, сколько тонн калийных удобрений компания перевезла за год, последовал ответ: ноль. Руководитель объяснял свой провал происками неких третьих лиц, которые зарегистрировали компанию с таким же названием. В итоге, дескать, суды в Лондоне и Нью-Йорке арестовали наши счета. Но сил (желания, умения!) отстаивать финансовые интересы и свое имя у компании не нашлось.

Коллегия констатировала, что Минтранс не располагает кадрами, способными целенаправленно развивать дееспособный флот и конкурировать на морях, перевозки отданы на откуп зарубежным компаниям, на чем страна теряет сотни миллионов долларов.

Минтранс

Оправдаться и даже доложить о некоторых успехах пытался начальник управления морского и речного транспорта Минтранса Андрей Чернобылец. Любопытно, что для сравнения выбрал... Монголию - страну лишь с горными реками, лежащую от морей гораздо дальше нашей и серьезно уступающую ей по экономическому потенциалу и численности населения. Но и это сопоставление было не в нашу пользу: под монгольским флагом ходят 177 морских судов, под белорусским - лишь 7... В целом же судоходство, способное зарабатывать сотни миллионов, если не миллиарды долларов, имеет отрицательный внешнеторговый баланс в сумме 6 млн. долларов.

Еще показательный факт. По результатам проверок госконтроль оштрафовал организации водного транспорта без малого на миллиард рублей (с их-то скромными оборотами), еще 200 млн. рублей было доначислено в бюджет в виде налогов. При этом собственная контрольно-ревизионная служба министерства годами нарушений не видела, хотя даже располагается в одном здании с фрахтовой и судоходной компаниями...

Коллегия оценила работу Минтранса и его руководителей, отвечающих за развитие судоходства, жестко: "неуд". Речной флот стареет, морского нет, как нет ни инвестиций, ни стратегии развития, ни инициативы в ее разработке. Программа развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011 - 2015 годы фактически провалена. По существу она была лишь декларацией о намерениях: ее реализация не отслеживалась, не контролировалась.

Но, как заметил в заключительном слове А.Якобсон, в стране нет неразрешимых задач. Значит, будет решена и эта, поскольку она поставлена: речной флот получит импульс к развитию, а морской будет создан. Так или иначе, толкачом или буксиром, но судоходная отрасль будет снята с мели и выйдет в фарватер.

Первый белорусский корабль произведет первый рейс по перевозке калийных удобрений в Бразилию уже в декабре текущего года

По данным Министерства транспорта и коммуникаций, ежегодно Беларусь переправляет морским флотом около 20 миллионов тонн грузов, из которых 60 процентов - это белорусский экспорт. Соответственно цена перевозок в экспорте белорусской продукции составляет значительную долю и негативно влияет на внешнеэкономический баланс. Именно поэтому Беларуси с 1992 года вынашивала планы по созданию собственного морского флота. И вот наконец эти планы осуществились, сообщает "Ежедневник ".

Первая морская судоходная компания Беларуси создана при 100%-ном иностранном участии. Корпорация «Zepter group» (Швейцария) стала владельцем 70 процентов акций ЗАО «Белморфлот», а 30 процентов принадлежат другим иностранным участникам.

Как заявил «Ежедневнику» вице-президент «Zepter group» и член наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот» Вибор Мулич, государство хоть и принимало участие в создании белорусского морского флота, но компания пока не получила никаких преференций или дотаций и будет работать, рассчитывая исключительно на рыночные механизмы даже в борьбе за фрахт «Белорусской калийной компании».

По словам Вибора Мулича, в инвестиционные планы ЗАО «Белморфлот» входит покупка семи судов, каждое из которых обойдется в 20-30 миллионов долларов. Уже сейчас инвесторами и акционерами компании ведутся переговоры с китайскими партнерами о приобретении в 2011 году современного балкера грузоподъемностью 33 тысячи тонн. В третьем-четвертом кварталах 2011 года планируется впервые поднять белорусский флаг на строящемся в Китае балкере для перевозки насыпных и навалочных грузов класса «супрамакс» грузоподъемностью 57 тысяч тонн.

На основании договора, заключенного с ЗАО «Белорусская калийная компания», первый рейс по перевозке белорусских калийных удобрений в Бразилию ЗАО «Белморфлот» осуществит уже в текущем году сухогрузом «Катарина» грузоподъемностью 27,5 тысячи тонн. В начале 2011 года запланирован уже второй рейс с белорусскими удобрениями в Латинскую Америку сухогрузом «Каролина» (грузоподъемность 37 тысяч тонн).

Как сказал «Ежедневнику» председатель Наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот» Александр Соколов, в зависимости от того, как будет вести рынок и даст ли государство преференции первой морской судоходной компании Беларуси, срок окупаемости проекта составит 7-10 лет. «Несмотря на то что Беларусь - сухопутное государство, дух и традиции моря здесь всегда присутствовали. Достаточно сказать, что каждый четвертый морской матрос и офицер в Советском флоте был по национальности белорус», - сказал Александр Соколов. Эти традиции, по словам председателя Наблюдательного совета ЗАО «Белморфлот», дают основания надеяться, что компания станет крупным игроком на рынке морских грузоперевозок.

Первоначально ЗАО «Белморфлот» будет перевозить исключительно насыпные и навальные грузы в регион Латинской Америки и в Китай. Однако второй этап становления компании - это приобретение новых судов, в результате чего типы грузов и география их доставки будут расширяться.

«Правительство вопросом создания белорусского морского флота очень много занимается. От президента до премьера.

Особенно первый вице-премьер Владимир Семашко посвящает решению этого вопроса много времени. Это одна из составляющих вещей комплекса обслуживания белорусского экспорта. Поэтому правительство заинтересовано, чтобы мы имели суда и других классов, в том числе и тех, которые перевозят машинные места. Правительство рассматривало вопрос возможного становления нашей компании на линию Венесуэлы, потому что это доставка около 250-350 тысяч тонн груза в год: машины, запасные части строительные материалы и т.д. Это уже будет второй этап развития компании», - заявил Александр Соколов. Но и ЗАО «Белморфлот» в конечном итоге рассчитывает получить какие-то преференций от правительства.

В межвоенное двадцатилетие речная флотилия ВМФ Польши, базировавшаяся в Пинске, играла важную роль не только в жизни западнобелорусского региона, но и в стратегических планах польского генштаба. На протяжении 20–30-х годов Варшава ожидала удара со стороны Советского Союза – в этом случае Пинская речная флотилия должна была участвовать в защите восточных воеводств Второй Речи Посполитой. Однако в 1939 году война пришла с запада, и планы пришлось пересматривать…

Речная флотилия на Припяти была создана 19 апреля 1919 года, когда командование Войска Польского приняло решение организовать патруль в составе трех катеров. Уже в июле 1919 года патруль принял участие в бою с большевистскими катерами у местечка Городище. Позднее части польской армии при поддержке военных судов осуществили удачный десант, позволивший выбить врага из Лунинца. В марте 1920 года флотилия участвовала в боях под Мозырем и наступлении на Киев – так, польские корабли удачно атаковали красных под Чернобылем. Однако после того как большевики начали продвижение на запад и захватили междуречье Припяти, польским экипажам пришлось затопить свои корабли и отступить. Возрождение флотилии началось после заключения Рижского мирного договора в марте 1921 года, а в 1922 году главной базой флотилии стал Пинск – здесь были построены комендатура военного порта, казармы, склады и ангары.

На защите восточных воеводств

Согласно планам польского генштаба, в случае войны с восточным соседом речной флот должен был вести маневренную оборону рек, протекавших в районах, пограничных с СССР. В этом случае польским судам пришлось бы не только противостоять советской Днепровской флотилии, но и прикрывать свою пехоту, оказывая ей артиллерийскую поддержку. Кроме того, Пинской флотилии предписывалась организация десантов на участках, наиболее опасных с точки зрения прорыва вражеских войск. В 1937 году в одном из польских военных журналов отмечалось: «Дивизион речных мониторов выглядит грозно. Когда наша пехота увидит эти грозные машины, она никогда не отступит со своих позиций» .

В обязанности Пинской флотилии также входила охрана переправ и защита гражданских речных транспортных средств. Однако польские стратеги не учли того, что в условиях превосходства противника в воздухе (в сентябре 1939 года советская авиация будет полностью господствовать в небе северо-восточной Польши) эффективность действий польской флотилии значительно снизится.

Монитор Пинской флотилии на Полесье, 30-е годы. Фото из архива автора

Предполагалось, что в случае войны командование Пинской флотилии выставит против врага около полусотни боевых судов и 2200 человек личного состава, что было сравнимо с усиленным полком пехоты или танковой частью средней мощности. В соответствии с оборонительным планом «Восток» 1-й дивизион, усиленный канонерскими лодками, должен был занять наиболее отдаленные пограничные районы, а 2-й дивизион с приданными ему десантными и техническими подразделениями – занять позиции в устьях рек Лань и Горынь. В свою очередь, 3-й дивизион оставался в резерве. Штаб флотилии находился в Пинске.

В 30-е годы главной силой флотилии были 6 мониторов, вооруженных 100-мм гаубицами и 75-мм пушками, 3 канонерских лодки, 2 корабля ПВО и 2 патрульных катера. Кроме того, на вооружении пинских моряков состояли 7 тральщиков, отвечавшие за постановку минных заграждений. С 1927 года командующим Пинской флотилией был выпускник Петербургского морского корпуса командор Витольд Заянчковский. Благодаря этому талантливому офицеру «Пинский флот» удалось значительно модернизировать.

Война стучится в двери

Весна 1939 года была сырой и теплой, что повлекло за собой рост заболеваемости малярией среди матросов и офицеров Пинской флотилии. Польские военные власти направляли в болотистые районы самолеты, которые рассыпали химикаты против насекомых. 24 марта 1939 года в Пинский порт прибыли 200 новых резервистов. Приказом Командования ВМФ Польши все отпуска личного состава были отменены, морякам приказали забрать личные вещи на корабли. В полную боевую готовность были приведены минно-заградительные и химические суда, взводы связи и все портовые службы. На кораблях пополнили запасы питьевой воды, провианта и боекомплект.


Моряки Пинской флотилии. Пинск, 30-е годы. Фото из архива автора

25 марта 1939 года часть судов (бронекатера и тральщики) были направлены на границу с СССР в район реки Припять. Однако вскоре пинским морякам дали команду «Отбой» – Польша готовилась к войне на западе, а северо-восточные воеводства были объявлены тыловыми. В апреле две группы судов Пинской флотилии были переброшены по железной дороге (из Пинска в Модлин), а также по воде (через Королевский канал, Буг и Нарев) на Вислу. Позже в Гдыню и на Хель из Пинска отправилась и часть опытных морских артиллеристов. Во время Сентябрьской кампании 1939 года эти корабли и их экипажи будут героически сражаться против нацистов.

За несколько месяцев до начала Второй мировой войны командование Пинской речной флотилии попыталось усилить ее противовоздушную оборону, но из-за отсутствия должного финансирования реализовать эти планы не удалось. 12–13 июня 1939 года все три дивизиона флотилии приняли участие в учениях, в ходе которых польские моряки оттачивали стрельбу по целям, расположенным на берегах рек. До августа 1939 года в составе Пинской флотилии имелось 40 боевых и 50 вспомогательных судов. В августе, после проведения всеобщей мобилизации, польские военные власти реквизировали еще 10 гражданских судов.

В состав 1-го дивизиона под командованием капитана Мечислава Серкучевского входили: корабль ПВО «Генерал Сикорский», 2 монитора («Краков» и «Вильно»), 3 канонерки, 5 бронекатеров и 2 баржи. Во 2-й дивизион, которым командовал подпоручик Стефан Каминский, вошли: корабль ПВО «Гетман Ходкевич», 2 монитора («Городище» и «Варшава»), 4 бронекатера и 1 баржа. 3-м дивизионом командовал капитан Бронислав Бончак. В состав этой группы входили: командирский корабль «Генерал Шептицкий», мониторы «Пинск» и «Торунь», 4 бронекатера, 2 катера связи и 1 баржа. Минно-газовый отряд под командованием капитана Нарцисса Малушинского состоял из одного корабля и семи тральщиков. В распоряжении командования флотилии находился штабной корабль «Адмирал Серпинек», а также санитарный корабль «Генерал Соснковский».


Мониторы Пинской флотилии, 30-е годы. Фото из архива автора

Резервисты, прибывшие в расположение гарнизона в конце августа 1939 года, проходили ускоренные курсы и направлялись на корабли. Кроме того, командование флотилии начало формирование подразделений морской пехоты (два батальона), которые предполагалось использовать для десантирования с кораблей. 28 августа 1939 года часть судов флотилии, находившаяся в районе Воланских Мостов, перебазировалась в район Пинска.

И все-таки война…

Находясь в тыловых районах, основная часть Пинской речной флотилии не могла принять участия в боях начальной фазы Сентябрьской кампании 1939 года против войск нацистской Германии. В связи с этим главной задачей для полесских моряков оставалась защита восточных рубежей Второй Речи Посполитой. В случае агрессии со стороны Советского Союза (в соответствии с прежними планами) корабли должны были «закрыть» реки и прикрывать своей артиллерией польскую пехоту. Для осуществления этого замысла в составе флотилии был сформирован отряд, главной задачей которого стала блокада Припяти (с помощью мин и артиллерийского огня). Кроме этого, пинским морякам было приказано координировать свои действия с пограничниками польского Корпуса охраны пограничья (далее – КОП) из батальонов «Давид-Городок» и «Сенкевичи» для предотвращения деятельности советских диверсионных отрядов на приграничных мостах и ​​переправах.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу . Польские моряки, дежурившие на восточных границах, с удивлением увидели, что на сопредельной территории советские власти вывесили белые полотнища в знак того, что СССР придерживается политики нейтралитета по отношению к польско-германской войне. Однако через несколько дней флаги исчезли, и на границе вновь стало неспокойно. Кроме планового дежурства, корабли Пинской флотилии осуществляли маневры на полесских реках, при этом командирам судов было приказано соблюдать тишину в эфире. 8 сентября самолеты Люфтваффе впервые атаковали польские корабли. Ответным огнем моряки корабля «Гетман Ходкевич» сбили три вражеских бомбардировщика.


Бескозырка матроса монитора «Вильно» Пинской флотилии. Фото из архива автора

10 сентября командир бригады КОП «Полесье» Тадеуш Ружицкий-Колодейчик настоятельно попросил Заянчковского во избежание провокаций отвести корабли флотилии подальше от польско-советского кордона. Напряжение на восточных рубежах Второй Речи Посполитой возрастало, и пограничники это чувствовали. В тот же день польские корабли отошли от границы на 5 км. 13 сентября пинские моряки получили приказ занять позиции на Пине и Королевском канале и организовать там оборону. Через два дня флотилия перешла под командование генерала Франтишка Клееберга.

На защиту района «Янов» (железнодорожный мост на Пине) должны были выступить два бронекатера, вооруженные 40-мм пушками. Участок «Городище» (возле моста через Ясельду) планировалось защищать с участием монитора «Вильно», двух канонерских лодок и двух бронекатеров. На дежурство в район деревни Особовичи неподалеку от Бреста был направлен монитор «Краков», канонерка и два бронекатера. Воланские Мосты должны были взять под защиту мониторы «Варшава» и «Городище», а также корабль ПВО «Генерал Сикорский» и санитарный корабль «Генерал Соснковский».

Задачу по охране трассы Лахва–Давид-Городок получили мониторы «Пинск» и «Торунь». Два батальона морской пехоты готовились к обороне на западе от Пинска, а артиллерийскую поддержку им обеспечивал «Генерал Шептицкий» (пушки этого корабля простреливали Брестское шоссе). С польско-советской границы также были отозваны моторные лодки пограничных патрулей.

В связи с обмелением рек монитор «Вильно» так и не смог дойти до района «Городище». На участок «Особовичи» польские корабли пришли в полном составе, хотя и с опозданием. В район Воланских Мостов не дошел монитор «Варшава» (он попал на мель и позднее был затоплен). Остальные корабли из этой группы добрались до места назначения и приняли под охрану переправы через полесские реки.

«Белоруссия родная, Украина золотая»

17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу Польши . Части Войска Польского, находившиеся на территории восточных воеводств Второй Речи Посполитой, были дезориентированы приказом главнокомандующего маршала Эдварда Рыдз-Смиглы: «С Советами в бой не вступать» . Вместе с пехотой, танками и самолетами советско-польскую границу перешла Днепровская военная флотилия ВМФ РККА (6 речных мониторов, 8 канонерских лодок, а также бронекатера, тральщики и суда обеспечения). Информация о советской агрессии дошла до Пинска только в 11 часов дня. Штаб Пинской флотилии пытался срочно наладить связь со всеми своими судами, но время для маневра было потеряно. Не получив указаний от маршала Рыдз-Смиглы, генерал Клееберг приказал морякам затопить свои суда и сойти на берег. Командор Витольд Заянчковский издал боевой приказ №1, в котором, в частности, отмечалось:

«Подразделения советских войск атаковали КОП. Экипажи кораблей речной флотилии после оставления своих судов должны направляться в юго-западном направлении».


Моряк Пинской флотилии с родными, начало 30-х годов. Фото из архива автора

Моряки, которые внезапно стали пехотинцами, должны были концентрироваться к югу от Воланских Мостов и подчиниться командиру бригады КОП «Полесье» полковнику Тадеушу Ружицкому-Колодейчику. Им раздали пехотное обмундирование, которое имелось на складах, при этом позволив оставить некоторые элементы морской формы, а также военно-морские эмблемы. В тот же день военные власти Пинска начали реквизировать для нужд армии весь автомобильный и гужевой транспорт, имевшийся в городе. 17 сентября в 13 часов на Пинск совершили налет самолеты с красными звездами на крыльях. В результате атаки было уничтожено несколько жилых домов на улице Брестской, среди местных жителей были раненые и погибшие, несколько бомб взорвалось в районе железнодорожного вокзала. За пару часов до этого над городом появился немецкий бомбардировщик, который был атакован польской ПВО и поспешил ретироваться.

Конец пинских кораблей

17 сентября неподалёку от деревни Нырча был затоплен монитор «Пинск», который незадолго до этого сел на мель. Вечером того же дня на дно пошел «Торунь» – его команду взяли на борт два бронекатера, которые вскоре были атакованы советскими самолетами. Огнем из пулеметов поляки отбили воздушную атаку, однако двигаться далее было невозможно, и возле деревни Стахово оба катера были затоплены, а моряки направились в Камень-Каширский. После получения приказа «с Советами в бой не вступать» поляки затопили и штабное судно «Адмирал Серпинек». 18 сентября команда монитора «Вильно» сошла на берег у деревни Особовичи и взорвала свой корабль.


Корабли Пинской флотилии, 30-е годы. Фото из архива автора

Часть канонерок флотилии должна была перейти в район Пинска и прикрывать отход польских частей, однако, двигаясь к устью реки Ясельда, они попали на мель. Постепенно все корабли Пинской флотилии на участках «Янов», «Воланские Мосты» и других были затоплены. Последним на дно пошел монитор «Краков». 19 сентября 1939 года он направился в сторону Королевского канала с целью пробиться к Бресту, однако в связи с тем, что русло реки там было перегорожено взорванным мостом, 21 сентября командир корабля принял решение о его затоплении.

Из флота в пехоту

18 сентября 1939 года два батальона морской пехоты направились из Пинска в сторону деревни Большое Морочно, по мере движения к этому отряду присоединялись другие подразделения моряков. 20 сентября Пинск оставили военнослужащие комендатуры порта и личный состав базы снабжения. Польские части отходили в район Воланских Мостов – кроме моряков Пинской флотилии, там находились пограничники КОП из батальонов «Клецк», «Людвиково», «Сенкевичи». 19 сентября здесь произошел бой между подразделениями Красной Армии, пытавшимися захватить переправу, и польскими бронекатерами, охранявшими ее. На исходе 20 сентября в Пинск ворвались танки 29-й танковой бригады Красной Армии под командованием Семена Кривошеина. Польские моряки взорвали мост через Пину вместе с двумя советскими танками, преследовавшими отходящие подразделения Войска Польского. По воспоминаниям жителей города, уничтоженная техника еще долго лежала на берегу реки.


Парадная бескозырка моряка Пинской флотилии. Фото из архива автора

К 22 сентября 1939 года основным пунктом концентрации моряков Пинской флотилии стал Камень-Каширский – по разным данным, здесь находились 41 офицер, 1422 младших офицера и матроса, вооруженных 16 ручными пулеметами, 20 крупнокалиберными пулеметами и 1 431 карабином. Генерал Клееберг, взявший на себя командование всеми польскими частями, позволил уроженцам Полесья вернуться домой – этой возможностью воспользовались всего 50 человек. Остальные моряки вместе с другими подразделениями Войска Польского двинулись на запад на помощь окруженной Варшаве.

В это время колонны польских войск подвергались постоянным атакам советской авиации – некоторые налеты продолжались более часа. 23 сентября, после нескольких боев с советскими диверсантами, пинские моряки вошли в село Качин неподалеку от Камень-Каширского. Здесь им выплатили жалованье за два месяца, а оставшиеся деньги (почти 820 000 злотых) закопали в ближайшем лесу. 25 сентября в состав отряда моряков Пинской флотилии влилось около 300 человек-резервистов из подразделений, сформированных в начале войны. 27 сентября «пинчане» форсировали Западный Буг – во время переправы их атаковали части советской 29-й танковой бригады, в бою погибли 55 польских моряков. В местечке Влодава все подразделения Пинской флотилии были сведены в 3-й батальон (командир – подпоручик Стефан Каминский) 182-го резервного полка 60-й дивизии пехоты.

Трагедия в Мокранах

На соединение с основными частями Пинской флотилии в сторону Влодавы шел и батальон морской пехоты (экипажи кораблей 2-го и 3-го дивизионов) под командованием капитана Бронислава Бончака. 23 сентября пинские моряки вместе с подразделениями КОП двигались в сторону Камень-Каширского. Пограничники обогнали моряков на четыре километра и к вечеру были на месте назначения, а вот «морпехи» приняли решение остановиться на постой в одном из лесных массивов. 25 сентября этот отряд разделился на две части, одна из которых под командованием капитана Бончака двинулась на Брест, вторая – в сторону Ковеля.


Наградной знак Пинской флотилии, 1925 год. Фото из архива автора

На следующий день в районе деревни Тур первая из этих групп попала в засаду, организованную 2-м батальоном 32-й танковой бригады Красной Армии. Капитан Бончак пытался убедить советских офицеров пропустить польских моряков за Буг, но все его попытки были напрасными. Оказавшись в окружении, польские военные приняли решение сдаться. В Малорите офицеров отделили от матросов и в сопровождении «народных милиционеров» из состава местного населения повели в сторону Мокран. 26 сентября 1939 года местные активисты расстреляли там 18 старших и младших офицеров Пинской речной флотилии.

Погибнуть или сдаться

Сформированный во Влодаве батальон морской пехоты вел кровопролитные бои с частями Красной Армии в районе Пуховой Горы и Яблони – советские войска стремились окружить Отдельную оперативную группу «Полесье». В результате успешно проведенной атаки матросам из Пинска удалось взять значительное количество трофеев и пленных. 30 сентября «морпехам» пришлось сойтись в смертельной схватке с советской кавалерией под Милановом. В результате 60 красноармейцев были взяты в плен, польскими трофеями стали 11 пулеметов и противотанковая пушка. Наконец, 2–5 октября 1939 года пинские моряки героически сражались против частей вермахта под Волей-Гуловской и Коцком. После этих боев соединение польских войск под командованием генерала Франтишка Клееберга, а вместе с ним и батальон морской пехоты было вынуждено капитулировать из-за отсутствия боеприпасов – так завершилась сентябрьская одиссея Пинской речной флотилии.

Будучи отлично подготовленной к войне на территории Западной Белоруссии, в начале Второй мировой войны Пинская речная флотилия оказалась в тылу основных боевых действий – «главные» сражения шли на западе. Вместе с тем пинские мониторы и катера до определенного момента обеспечивали прикрытие переправ и других стратегических объектов на территории северо-восточных воеводств Польши. После 17 сентября 1939 года ситуация для моряков катастрофически изменилась, и сдержать советские войска они не могли. Впрочем, несмотря на то, что пинским морякам пришлось вести боевые действия против двух несравнимо более сильных врагов – немецкого вермахта и Красной Армии – они с честью выдержали это жестокое испытание.

Литература:

  1. Pertek Jerzy, Wielkie dni małej floty. – Poznań: Wydawnictwo poznańskie, 1967
  2. Borowiak Mariusz, Zapomniana flota Mokrany. – Gdańsk: Finna, 2006
  3. Dyskant Józef Wiesław, Wojenne flotylle wiślane 1918–1939. – Warszawa: Rytm, 1997
  4. Grzelak Czesław, Kresy w ogniu. – Warszawa: Bellona, 2014
  5. Grzelak Czesław, Sowiecki najazd 1939. Sojusznik Hitlera napada polskie kresy – relacje świadków i uczestników. – Warszawa-Kraków: Mireki, 2017
  6. Мельнікаў Ігар, Заходнебеларуская Атлантыда 1921–1941 гг. – Мінск: Галіяфы, 2015

Что случилось с Джен Псаки?! Лучшие цитаты

На последних ежедневных пресс-конференциях, проводимых Госдепартаментом, официального представителя ведомства Джен Псаки, которая быстро обрела известность в интернете благодаря своим комментариями и заявлениям, заменила Мари Харф. Но, судя по всему, цитировать Псаки будут еще долго.

Известность Джен Псаки получила практически сразу после начала кризиса на Украине, а ее именем даже назвали шкалу "рейтинга глупости и некомпетентности".

Первым эпизодом, принесшим всемирную славу, стал неуклюжий комментарий Псаки после попавшего в сеть разговора заместителя госсекретаря Виктории Нуланд с послом на Украине Джеффри Пайеттом о формировании правительства в стране. Тогда Нуланд нецензурно высказалась относительно Европейского союза.

Но комментариев представителя внешней политики США, заслуживающих внимание, значительно больше. И большая часть из них похожа на анекдоты.

Лучшие цитаты Джен Псаки

О ПРОШЛОМ ВИКТОРИИ НУЛАНД

Виктория Нуланд
"Вы все хорошо знаете Викторию и наверняка в курсе, что когда ей было 23 года, она 8 месяцев жила на борту русского судна и, возможно, узнала там определенную лексику".

Псаки, отвечая на уточняющий вопрос, предположила, что на борту этого рыболовецкого судна Нуланд могла узнать русскую ненормативную лексику.

Журналисты отметили, что заместитель госсекретаря ругалась по-английски, не используя выражения на русском.

"Ладно, это я пошутила", - сказала Псаки, и сама же посмеялась над своей "шуткой". Но представители СМИ ее веселья почему-то не разделили.

О БЕРЕГАХ БЕЛОРУССИИ
"Если Белоруссия вторгнется на Украину, 6-й флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии".

И не беда, что у Белоруссии нет доступа к морским берегам.

Карта Белоруссии

О ПОСТАВКАХ ГАЗА ИЗ ЕВРОПЫ В РОССИЮ

Структура поставок природного газа "Газпрома"

"Мы хотим, чтобы у Украины был доступ к дополнительным объемам газа, если они потребуются. Как вы все знаете, природный газ транспортируется по газопроводу из Западной Европы через Украину в Россию".

Правда, Джен Псаки быстро поправила свою ошибку.

Но оговорка официального представителя Госдепа быстро облетела интернет.

О "ВЫБОРНЫХ КАРУСЕЛЯХ"

"Мы не признаем результаты референдума, который прошел в Донецке и Луганске. Были сообщения о выборных каруселях, заранее заполненных бюллетенях, о голосовании детей и голосовании за отсутствующих".

На вопрос корреспондента Associated Press Мэтью Ли о том, что же такое "выборная карусель", Псаки призналась, что просто читает текст и не знает, что это значит. Но пообещала уточнить у своих коллег.

Журналист уточнил, что речь не идет о катающихся детях на карусели, она ответила: "Думаю, нет, у них там свои технологии".

О ДОЛГЕ УКРАИНЫ ЗА ГАЗ

На вопрос о требованиях России заплатить за газ, поставленный на Украину, и о том, что оплата поставленного товара - это основа нормальных товарно-денежных отношений, Джен высказала свою точку зрения:

"Я понимаю, что они говорят. Но если учесть соглашения, которые заключались между странами в прошлом, и то, что происходит сейчас, очевидно, что это уже не просто бизнес-спор".

Дополнительно разобраться в вопросе она пообещала тогда, когда вернется в офис.

О ВИЗИТАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ США НА УКРАИНУ

Вице-президент Джо Байден

Примечательной была реакция официального представителя Госдепа на вопрос о том, что украинские власти посылали войска в Восточную Украину сразу после визита в Киев высокопоставленных представителей США:

"Я думаю, вы просто повторяете слова министра иностранных дел Лаврова".

А на просьбу все же дать ответ Псаки предложила перейти к следующему вопросу.

О ФОТОГРАФИЯХ БАБАЯ

Бабай

Еще один перл был связан с обсуждением доказательств Госдепа относительно присутствия российских военных на востоке Украины. В качестве доказательств Псаки привела фотографии, где был запечатлен ополченец из Славянска по прозвищу Бабай:

"Эти фотографии обошли все мировые СМИ. Они были в "Твиттере", и они находятся в открытом доступе. На снимках мы видим, что эти люди, судя по внешним признакам, явно имеют отношение к России".

Журналисты остались в недоумении и попытались развить тему, спросив у Псаки, зависит ли теперь вся разведка правительства США от фотографий в интернете. Но ее ответ ситуацию не прояснил:

"Эти снимки из открытых источников. Выводы делайте сами".

Допсакились? - http://www.segodnia.ru/content/140638

Похоже на то, что граждане во многих странах мира, интересующиеся международной политикой, теперь лишатся идиотских перлов Джен Псаки. Видимо, даже американцы наконец поняли, что дальше эти «байки из дурки» слушать больше немыслимо.

Во всяком случае, именно в четверг появились упорные слухи о том, что в команде госдепа США замена. И что г-жу Псаки, которая не знает, что такое предвыборная «карусель», заменит ее заместитель Мари Харф.

Трудно сказать, отправит ли новый пресс-секретарь госдепа США американский флот к «берегам» Белоруссии, но все уже обратили внимание на то, что массивные жемчужные бусы как по наследству перешли к Харф. Видимо, это у них такой дресс-код.

Вероятно, что эти слухи так слухами и останутся. Дело в том, что заместительница Псаки не раз заменяла ее на брифингах, когда начальница отправлялась в заграничный вояж. Однако какой журналист откажется осветить такую благодатную тему? И лишний раз вспомнить про выступления Псаки.

Как, например, забыть про то, что сразу после референдумов в Донецкой и Луганской областях леди Джен сказала буквально следующее: «Были сообщения о выборных каруселях, заранее заполненных бюллетенях, о голосовании детей и голосовании за отсутствующих». Но на вопрос корреспондента Associated Press Мэтью Ли о том, что же такое «выборная карусель», она ответить так и не смогла/ B традиционно пообещала уточнить у своих коллег. Когда же журналист уточнил, не идет ли речь о катающихся на карусели детях, она ответила: «Думаю, нет, у них там свои технологии».

Как заявила Псаки - принцесса цирка

Подборка самых смешных выступлений Джейн Псаки.

Несколько лет назад мне часто скидывали обложку книги «Морская слава Белоруссии» с тем посылом, что вот, дескать, до чего дошли «свядомые» мифотворцы - уже и «морских белорусов» выдумали. После фразы пресс-секретаря Госдепа Джен Псаки о «переброске 6-го флота США к берегам Белоруссии» тема белорусской морской славы стала предметом шуток. Совершенно не смешных для автора этих строк.

На самом деле моряки-белорусы - это не «свядомый» миф и не плод воображения недалёкой американки, а самая настоящая гордость Белоруссии. Чтобы ни у кого не было в этом сомнений, недавно в серии «Славные имена Белой Руси» вышла книга «Флотоводцы Белой Руси», составленная белорусским историком Николаем Малишевским . В ней собраны биографии 90 мореплавателей, адмиралов и «морских» генералов, чьи судьбы тесно связаны с Белорусской землёй.

Символично, что презентация этой книги прошла 9 декабря в Севастополе, где в центре города стоит памятник легендарному капитану брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому , родившемуся в городке Дубровно Оршанского уезда Белорусской губернии. О его подвиге я уже писал для .

Российская империя дала возможность проявить себя на море большому числу белорусов, в частности представителям могилёвского дворянского рода Бурачков, в котором на российском флоте служили двенадцать человек в четырёх поколениях. Так, контр-адмирал Евгений Степанович Бурачёк прославился тем, что стал первым начальником военного поста Владивосток, а его младший брат, Павел Степанович Бурачёк , был начальником кронштадтской Школы водолазов.

Из Белоруссии происходил известный гидрограф-геодезист Андрей Ипполитович Вилькицкий . Он возглавил первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию и провёл ряд исследований на Новой Земле. Его сын, Борис Андреевич , в чине мичмана на кораблях Тихоокеанской эскадры сражался в русско-японской войне 1904−1905 гг. Участвовал в качестве командира подводной лодки в обороне Порт-Артура, был награждён многими боевыми наградами. В 1914-1915 гг. Б.А. Вилькицкий прошёл сквозным плаванием по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, открыв новые острова. Осенью 1915 года корабли пришли в Архангельск, впервые в истории арктического мореплавания пройдя Севморпуть от Берингова до Белого моря. Во врученном Борису Андреевичу приветственном адресе он был назван «российским Колумбом».

Был среди белорусов и моряк, удостоившийся высшего военно-морского звания России «полный адмирал» - Лука Федорович Богданович . За участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота он был награждён сразу четырьмя орденами разных стран - России, Великобритании, Франции и Греции. Во время сражения Лука Федорович командовал знаменитым линейным кораблём «Александр Невский», захватившим неприятельский фрегат.

Гражданская война также не обошлась без белорусских моряков. За Белое дело сражался минчанин Юлий Юльевич Рыбалтовский . В числе многих офицеров Балтийского флота он оказался в белых войсках Северного фронта, где был назначен командиром морского бронированного поезда, которому лично дал название в честь Верховного правителя России - «Адмирал Колчак».

На стороне красных во время Гражданской войны проявил себя Ромуальд Адамович Муклевич , уроженец местечка Супрасль Гродненской губернии. Он командовал отрядами красногвардейцев, революционных матросов и солдат, осадивших юнкеров во Владимирском училище на Петроградской стороне. После установления советской власти Р.А. Муклевич стал начальником Военно-Морских Сил РККА, участвовал в разработке планов развития ВМФ, издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава. В 1938 году закончил свой земной путь на расстрельном полигоне Коммунарка, будучи признан «врагом народа». Впоследствии реабилитирован.

Настоящей легендой советского флота по праву считается вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд , родившийся в городе Буда-Кошелёво Могилёвской губернии. За 15 лет офицерской службы он поучаствовал в трёх войнах - испанской гражданской, советско-финской и Великой Отечественной, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. В честь Валентина Петровича был назван эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд».

За время существования Военно-морского флота СССР звания Героя Советского Союза были удостоены 20 моряков-белорусов. Первым Героем Советского Союза в морской авиации был белорус - капитан А.К. Антоненко . За 34 дня боев он сбил одиннадцать самолетов противника.

Несмотря на отсутствие у БССР морских берегов, треть советского ВМФ составляли белорусы. Не зря на флоте ходила присказка, в той или иной степени пристойности гласящая:

Покинув родину болот,

Презрев потомственные узы,

Толпою ринулись во флот

Отчаянные белорусы!

Автор этих строк весьма критично относится к советскому периоду нашей истории, однако нельзя не признать, что огромная советская держава от Бреста до Владивостока предоставила возможность сделать блестящую военную карьеру простым деревенским парням из крестьянских и рабочих семей.

Сегодня в Белоруссии проживает около 200 тысяч человек, служивших в частях ВМФ СССР. По сей день в российском флоте несут службу адмиралы-белорусы - Александр Викторович Витко , Юрий Иванович Ореховский и др. Нельзя не отметить, что белорусы внесли существенный вклад в общерусскую победу - возвращение Крыма в состав России. Так, уроженец Рогачёва адмирал Юрий Иванович Ильин , занимавший в феврале 2014 года пост начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины - главнокомандующего Вооруженными силами Украины, 11 марта 2014 года, в связи с событиями в Крыму, специальным обращением призвал украинских военнослужащих и офицеров не стрелять в «наших русских братьев» и сделал заявление о необходимости решения проблем жителей Крыма, Донецка, Харькова, Луганска, Одессы, Днепропетровска, Николаева, Херсона за столом переговоров. В свете тогдашних заявлений горячих голов, взявших власть в Киеве, что на Крым следует двинуть войска, призыв адмирала ни при каких обстоятельствах не открывать огонь на поражение был чрезвычайно важен.

К сожалению, сегодня в Белоруссии принято замалчивать или смазывать факты, говорящие нам об одном очевидном факте: с Россией белорусы идут по пути прогресса, становятся первоклассными военными, моряками, космонавтами, инженерами, врачами (к слову, Западом белорусы рассматриваются исключительно как трудовой ресурс для восполнения дефицита неквалифицированной рабочей силы). Чтобы в этом убедиться, обязательно прочтите книгу «Флотоводцы Белой Руси».

Кирилл Аверьянов-Минский