Что такое индекс стоимости жизни. Количественной оценкой компонента уровня жизни является

Экономика России в 2017 году вошла в стадию восстановительного роста после двух непростых лет. Эксперты не только отмечают успехи в значительном снижении инфляции и увеличении ВВП, но и говорят о «затухании» переходного периода. Это означает, что процесс изменения плановой экономики на рыночную, который стартовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов, практически завершён. Однако властям ещё предстоит работа по структурным изменениям и снижению зависимости от цен на углеводороды. Об итогах года - в материале RT.

В 2017 году российская экономика после двух непростых лет вошла в новую фазу. На сегодняшний день темпы роста ВВП страны приближаются к 2%. Эксперты объясняют восстановление не только особенностями экономполитики последних лет, но и более глубинными процессами. В первую очередь некоторые специалисты отмечают «затухание» переходного периода от планового к рыночному развитию, который стартовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов прошлого века.

Глубокий трансформационный спад в 1990-е годы был связан с переходным процессом, считает заместитель руководителя лаборатории исследований проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ Владимир Бессонов . Он подчеркнул, что с конца 1990-х в стране наблюдался интенсивный восстановительный подъём. Поэтому происходящее сейчас в экономике соответствует характеристикам стабильной рыночной системы.

«У нас были очень высокие темпы инфляции с 1991 по 1993 год, когда за эти три года потребительские цены выросли в тысячу раз, после чего темпы начали снижаться. Это долгосрочная тенденция, и она продолжается, лишь временами прерываясь инфляционными эпизодами», - пояснил RT Бессонов.

Экономист напомнил, что последний такой эпизод наблюдался с ноября 2014 года по март 2015 года, однако усиление темпов роста потребительских цен не оказало влияния на общую тенденцию к восстановлению.

Среди фундаментальных успехов 2017 года экономисты называют стабилизацию важнейших макроэкономических показателей, прежде всего инфляции.

Впрочем, финансово-экономическому блоку ещё предстоит провести значительную работу по структурным изменениям - импортозамещению и снижению зависимости России от стоимости углеводородов. Кроме того, эксперты отмечают неопределённую ситуацию в области инвестиций и благосостояния населения.

Нефтяная скважина около г. Нефтеюганска

© Sergei Karpukhin

Признали в мире

В 2017 году российская экономика вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста за счёт повышения цен на нефть и стабилизации основных макроэкономических показателей. Такие выводы содержатся в новом докладе Всемирного банка (ВБ). Эксперты прогнозируют рост ВВП России в 2017 и 2018 годах на уровне 1,7%, а в 2019 году этот показатель достигнет 1,8%.

Любопытно, что в своём предыдущем прогнозе мировые кредиторы были менее оптимистичны в оценках. Так, в уходящем году ожидался нулевой экономический рост, а в 2018 и 2019 годах он должен был составить 0,4% и 0,3% соответственно.

Позитивный прогноз отразился и на инвестиционных ожиданиях глобальных игроков. Россия поднялась на пять пунктов в рейтинге конкурентоспособных экономик мира. Такие данные привёл Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своём рейтинге глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI). Среди 137 проанализированных государств Россия заняла 38-ю строчку. По словам координатора ВЭФ Алексея Праздничных, с 2012 года место страны в рейтинге выросло на 29 позиций.

Вопросам экономики значительную часть своего выступления перед журналистами посвятил президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции. «Экономика растёт, и это очевидный факт. На сегодняшний день рост ВВП и промпроизводства составляет 1,6%. Очень хорошие темпы демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство - под 3% роста будет в этом году», - подчеркнул глава государства.

Российский лидер пояснил, что экономический рост основан на преодолении «двух известных шоков» - падения цен на нефть и внешних ограничений.

«Наше развитие стало больше опираться на внутренний спрос, что важно для экономики. Мы вышли из рецессии в стадию уверенного развития. Инвестиции в основной капитал составляют 4,2% - это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что мы видим сейчас», - рассказал Путин.

© Ilya Naymushin

Инфляционное пике

Экономисты утверждают, что на сегодняшний день особая роль в сдерживании инфляции принадлежит Центробанку . По словам Владимира Бессонова, комплекс мер ЦБ привёл к снижению уровня этого показателя даже не до предполагаемой цели властей - 4%, а существенно ниже.

Согласно последним данным Центробанка, инфляция в России находится на уровне 2,5% и будет постепенно приближаться к 4% к концу 2018 года. Продление соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти снижает риски темпов роста потребительских цен на горизонте до года. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина объясняет значительное снижение инфляционной динамики фундаментальными и временными факторами. Речь идёт о рекордном урожае и укреплении рубля. Напомним, в августе 2017 года в России впервые с 2012 года была зафиксирована дефляция (0,54%), что стало рекордом за весь постсоветский период.

Кроме того, к концу года регулятор объявил о снижении инфляционных ожиданий россиян с 9,9% (в октябре) до 8,7%. В годовом соотношении этот показатель сократился на 5%.

Инфляционная динамика подстегнула Центробанк к постепенному смягчению денежно-кредитной политики и снижению ключевой ставки с 10% в начале года до 7,75% в декабре.

В то же время министр экономического развития Максим Орешкин считает, что с точки зрения роста многие недооценивают влияние, которое будет оказывать на российскую экономику переход к низкой инфляции. Речь идёт об эффективном распределении ресурсов в экономике.

Для России переход к низкой инфляции - это точка запуска долгосрочного кредитного цикла, считает Орешкин. В качестве примера министр привёл ситуацию в экономике США в начале 80-х годов прошлого века. Тогда американский Федрезерв провозгласил политику борьбы с инфляцией, что привело к рецессии 1981-1982 годов. Но именно она запустила длинный кредитный цикл на 25 лет, который помог поддерживать экономический рост.

Новые деньги

К наиболее обсуждаемым событиям в 2017 году также относятся первый выход властей на рынок внутренних займов после 35-летнего перерыва и третий по счёту в современной экономической истории выпуск новых банкнот.

Первый в новейшей истории выпуск народных гособлигаций не связан с намерением властей частично покрыть дефицит федерального бюджета. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, главная задача - повышение финансовой грамотности населения и расширение сберегательных возможностей россиян.

«Сейчас государству выгоднее занимать в рублях. У России доля госдолга - всего 38% ВВП. Это очень низкий показатель по сравнению с США и многими странами Максим Шеин .

Аналитики считают, что основные риски 2017 года, которые будут сохраняться в 2018-м, связаны с санкционным режимом. Один из них - вероятность оттока зарубежных инвесторов из российских гособлигаций. В феврале 2018 года Казначейство США должно опубликовать доклад о возможном влиянии санкций на рынок российского суверенного долга.

По данным Минфина, доля иностранных инвесторов в ОФЗ сейчас составляет 33%. Ряд экспертов не исключают, что их отток негативно отразится на рубле и спровоцирует значительное ослабление российской нацвалюты. В 2017 году российские гособлигации лидировали на развивающихся рынках, впрочем, доходность ценных бумаг начала расти только с середины октября.

При этом некоторые эксперты довольно оптимистичны в своих валютных прогнозах на 2018 год. Максим Шеин ожидает, что российская нацвалюта останется в коридоре 58-62 рубля вплоть до второго квартала 2018 года.

Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский в разговоре с RT добавил, что в следующем году на рубль по-прежнему будут влиять преимущественно цены на нефть, спрос на ОФЗ и общеэкономическая ситуация в стране.

Рост ВВП России в 2017 году, по предварительным оценкам Минэкономразвития, составил 1,4–1,8%

Рост ВВП России в 2017 году, по предварительным оценкам Минэкономразвития, составил 1,4–1,8%. При этом изменился характер роста экономики. Если во II квартале 2017 года основной вклад в рост вносил инвестиционный спрос, то затем наиболее существенным фактором стал рост потребительского спроса. Замедлился и темп роста инвестиций в основной капитал, в частности из-за исчерпания эффекта низкой базы по инвестициям в 2016 году.

Рост промышленного производства, продолжавшийся с марта 2017 года, в октябре прекратился. В ноябре 2017-го Росстат зафиксировал спад промышленного производства на 3,6% в сравнении с ноябрем 2016 года. Такие темпы падения не наблюдались с октября 2009-го и стали неожиданностью для рынка. В декабре спад объемов промышленного производства продолжился и составил 1,5%.

Причем в ноябре – декабре спад наблюдался во всех выделяемых Минэкономразвития видах производственной деятельности. В декабре в добыче полезных ископаемых спад составил 1%, в обрабатывающих производствах – 2%, в обеспечении электроэнергией и газом – 5,5%, в водоснабжении – 4,2%.

В целом за 2017 год рост промышленного производства замедлился до 1% по сравнению с ростом на 1,3% в 2016 году

В целом за 2017 год рост промышленного производства замедлился до 1% по сравнению с ростом на 1,3% в 2016 году.

Сохраняется разделение на относительно успешные отрасли, которые продолжают медленно наращивать объемы производства, и проблемные, спад в которых не прекращается, а в некоторых даже усиливается. В 2017 году драйверами роста в обрабатывающей промышленности стали химическая, пищевая и легкая промышленность, а максимальный спад наблюдался в металлургии.

В обзоре Минэкономразвития говорится, что спад промышленного производства в ноябре – декабре затронул ограниченный ряд отраслей и носит локальный характер. Его основные причины – выполнение Россией обязательств по ограничению добычи нефти и необычно теплая погода, что повлияло на сокращение выпуска в добывающем секторе промышленности и на динамику электроэнергетики. Недоисполнение на 6,7% расходов бюджета на национальную оборону привело к замедлению роста в отдельных отраслях машиностроения. При этом на металлургию, транспортное машиностроение и производство табачной продукции приходится основная часть годового снижения выпуска обрабатывающей промышленности.

Индекс роста потребительских цен, по данным Росстата, в 2017 году составил 3,7% в сравнении с данными аналогичного периода прошлого года. Рост цен в 2017-м замедлился во всех сегментах потребительского рынка. Основной вклад в инфляцию внес рост цен на услуги и непродовольственные товары. Индекс роста цен производителей промышленных товаров составил 7,6%.

Рост розничного спроса тормозит ситуация с доходами россиян. Несмотря на рост номинальных зарплат, сокращение реальных доходов населения продолжается уже 12-й квартал подряд. Это негативно сказывается в первую очередь на оборотах розничной торговли и услуг населению.

Снижение реальных доходов россияне частично компенсируют наращиванием объема покупок в кредит. Объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года

Снижение реальных доходов россияне частично компенсируют наращиванием объема покупок в кредит. Объем кредитов физическим лицам вырос в 2017 году на 13,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение ставок и рост объемов ипотечного и автокредитования поддерживают спрос в строительстве жилья и производстве легковых автомашин.

Для наглядности мы свели результаты основных показателей экономического развития в таблицу.

Динамика основных показателей экономической активности

(прирост к соответствующему периоду прошлого года, %)

Источник: данные Минэкономразвития и Росстата

Росстат приводит интересные данные по просроченной кредиторской задолженности предприятий, размер которой на конец ноября 2017 года составил 2,7 трлн рублей. При этом на обрабатывающие производства приходится 38,6% просроченной кредиторской задолженности, на добычу полезных ископаемых – 5,4%, на обеспечение электроэнергией и газом – 19,1%, на торговлю – 19,6%. Максимальная доля просроченной кредиторской задолженности у производителей нефтепродуктов и в оптовой торговле.

Просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, на 1 января 2018 года составила 2,5 млрд рублей. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 61% приходится на обрабатывающие производства, 17,5% – на строительство.

Положительное сальдо счета текущих операций в 2017 году, по данным Центробанка, составило 40 млрд долларов. Основой укрепления счета текущих операций стал опережающий рост экспорта товаров над импортом на фоне улучшения условий внешней торговли. Экспорт товаров в январе – ноябре 2017-го, по данным Росстата, на 25,7% превысил показатель за аналогичный период 2016 года. Импорт вырос на 24,3%.

По данным Центробанка, чистый отток капитала в 2017 году составил 31,3 млрд долларов. Основным источником оттока стали операции банков по сокращению внешнего долга.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в заявлении 15 декабря 2017 года по поводу снижения ключевой ставки на 0,5% была оптимистична и прогнозировала сохранение роста экономики темпами более 2% в год не только в 2017-м, но и в 2018 году.

Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 15 декабря 2017 года Сегодня Совет директоров Банка России решил снизить ключевую ставку до 7,75% годовых.

По последним прогнозам Минэкономразвития, в 2018 году инфляция будет ниже 4%, а экономика покажет ускорение темпов роста до уровня около 2%

По последним прогнозам Минэкономразвития, в 2018 году инфляция будет ниже 4%, а экономика покажет ускорение темпов роста до уровня около 2%.

Однако большинство независимых экспертов указывают, что эффект низкой базы предыдущих лет в значительной мере уже отыгран. Реальные доходы населения сокращаются, падает и платежеспособный спрос. Сокращение реальных доходов населения четвертый год подряд – характерная черта нынешнего экономического кризиса, отличающая его от кризиса 2008 года. В 2017 году государство, по оценкам аналитиков Райффайзенбанка, обеспечивало до 90% инвестиций в виде крупных проектов к чемпионату мира по футболу, Керченского моста и газопровода «Сила Сибири». Поэтому вполне возможно, что рост экономики в 2018 году окажется ниже даже относительно скромных прогнозов чиновников.

Оценить:

28 0

1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития

Российской Федерации

К 2019 году необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на стабильный рост, базирующийся на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений и механизмов стратегического планирования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" до конца 2018 года будет завершен этап формирования системы документов стратегического планирования в рамках единого цикла стратегического планирования Российской Федерации.

Будет осуществлен комплекс научно-методологических исследований и организационных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования, по оптимизации системы отчетности федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации документов стратегического планирования и эффективности реализованных мер государственного регулирования в сфере социально-экономического развития.

В основе социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2017 - 2019 годы) лежат приоритеты, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606 и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

Повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Импортозамещение;

Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;

Сбалансированное региональное развитие;

Повышение качества функционирования институтов государственной власти;

Развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2017 - 2018 годах основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен через использование механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне проведения бюджетной консолидации, предполагающей, в первую очередь, меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающих значительные макроэкономические эффекты.

На сохранение стабильности налоговых условий направлена реализация Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым предусматривается установление 3-летних "надзорных каникул" в отношении плановых проверок для предприятий, в течение трех лет не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению предпринимательской деятельности.

В рамках процесса импортозамещения, начиная с 2017 года, будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

Сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

Строительство в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, включая 92 детских дошкольных учреждения и 44 общеобразовательных школы;

Создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентного пункта.

В области образования проводятся региональные, национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования.

Утверждена программа содействия созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы, установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей. Кроме того, создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов на базе образовательных организаций высшего образования.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

Обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно-обоснованного анализа;

Разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Принятие "дорожной карты" развития центров ядерной медицины и диагностики.

В области профессионального развития в течение ближайших двух лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня. В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению "цифрового неравенства" посредством развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2017 - 2018 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В 2018 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках исполнения которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

В части повышения качества функционирования институтов государственной власти важной целью структурных социально-экономических преобразований является повышение качества государственного управления. Для достижения данной цели предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остаются актуальными задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизация и формирование интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2017 - 2018 годах будет продолжен курс на последовательное сокращение государственного сектора экономики.

Экономика России в 2017 году входит в период восстановительного роста после двух непростых лет. Эксперты отмечают успехи в значительном снижении инфляции и увеличении ВВП. Они также отмечают об окончании переходного периода. Это означает, что процесс изменения плановой экономики на рыночную, который стартовал в конце 1980-х - начале 1990-х годов, практически завершён. Но правительству предстоит работа по структурным изменениям и снижению зависимости от нефте-газовых доходов.

Среди основных успехов 2017 года экономисты называют стабилизацию важнейших макроэкономических показателей, прежде всего инфляции.

Тем не менее, финансово-экономическому блоку ещё предстоит провести большую работу по структурным изменениям - импортозамещению и снижению зависимости России от стоимости углеводородов. Кроме того, эксперты отмечают неопределённую ситуацию в области инвестиций и благосостояния населения.

В 2017 году российская экономика вышла из рецессии и вернулась к умеренным темпам роста за счёт повышения цен на нефть и стабилизации основных макроэкономических показателей. Такие выводы содержатся в новом докладе Всемирного банка (ВБ). Эксперты прогнозируют рост ВВП России в 2017 и 2018 годах на уровне 1,7%, а в 2019 году этот показатель достигнет 1,8%.

Примечательно, что в своём предыдущем прогнозе мировые кредиторы были менее оптимистичны в оценках. Так, в уходящем году ожидался нулевой экономический рост, а в 2018 и 2019 годах он должен был составить 0,4% и 0,3% соответственно.

Позитивный прогноз отразился и на инвестиционных ожиданиях глобальных игроков. Россия поднялась на пять пунктов в рейтинге конкурентоспособных экономик мира. Такие данные привёл Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своём рейтинге глобальной конкурентоспособности стран (Global Competitiveness Index, GCI). Среди 137 проанализированных государств Россия заняла 38-ю строчку. По словам координатора ВЭФ Алексея Праздничных, с 2012 года место страны в рейтинге выросло на 29 позиций.

Значительную часть своего выступления перед журналистами, президент России Владимир Путин во время ежегодной пресс-конференции, уделил вопросам экономики. «Экономика растёт, и это очевидный факт. На сегодняшний день рост ВВП и промпроизводства составляет 1,6%. Очень хорошие темпы демонстрируют автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство - под 3% роста будет в этом году», - подчеркнул глава государства.

Российский лидер пояснил, что экономический рост основан на преодолении «двух известных шоков» - падения цен на нефть и внешних ограничений.

«Наше развитие стало больше опираться на внутренний спрос, что важно для экономики. Мы вышли из рецессии в стадию уверенного развития. Инвестиции в основной капитал составляют 4,2% - это значит, что вложения в развитие в два раза превышают то, что мы видим сейчас», - рассказал Путин.

Экономисты утверждают, что на сегодняшний день особая роль в сдерживании инфляции принадлежит Центробанку. По мнению В. Бессонова, комплекс мер ЦБ привёл к снижению уровня этого показателя даже не до предполагаемой цели властей - 4%, а существенно ниже.

Для России переход к низкой инфляции - это точка запуска долгосрочного кредитного цикла, считает Орешкин. В качестве примера министр привёл ситуацию в экономике США в начале 80-х годов прошлого века. Тогда американский Федрезерв провозгласил политику борьбы с инфляцией, что привело к рецессии 1981-1982 годов. Но именно она запустила длинный кредитный цикл на 25 лет, который помог поддерживать экономический рост.

К важным событиям в 2017 году относятся первый выход властей на рынок внутренних займов после 35-летнего перерыва и третий по счёту в современной экономической истории выпуск новых банкнот.

Первый в новейшей истории выпуск народных гособлигаций не связан с намерением властей частично покрыть дефицит федерального бюджета. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, главная задача - повышение финансовой грамотности населения и расширение сберегательных возможностей россиян.

В начале октября Эльвира Набиуллина и генеральный директор «Гознака» Аркадий Трачук представили новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей.

Аналитики считают, что основные риски 2017 года, которые будут сохраняться в 2018-м, связаны с санкционным режимом. Один из них - вероятность оттока зарубежных инвесторов из российских гособлигаций.

По данным Минфина, доля иностранных инвесторов в ОФЗ сейчас составляет 33%. Ряд экспертов не исключают, что их отток негативно отразится на рубле и спровоцирует значительное ослабление российской нацвалюты. В 2017 году российские гособлигации лидировали на развивающихся рынках, впрочем, доходность ценных бумаг начала расти только с середины октября.

При этом некоторые эксперты довольно оптимистичны в своих валютных прогнозах на 2018 год. Максим Шеин ожидает, что российская нацвалюта останется в коридоре 58-62 рубля вплоть до второго квартала 2018 года.

Введение

Социально-экономическая система -- это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций. Таким образом, одним из основных способов поддержания благополучия государства является осуществление разумной бюджетной политики.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

* концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

* снижение налоговой нагрузки на экономику;

* упорядочивание государственных обязательств;

* создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2015-2017 годах

Бюджетная политика в 2015-2017 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно неблагоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться сокращением доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2013 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходило постепенное восстановление российской экономики. Теперь же, с ухудшением конъектуры мирового рынка сырья и капитала, этот процесс может приостановиться.

После повышения ВВП России в 2013 г. на 7,2% в 2014 г. произошло увеличение ВВП на уровне 6,6%, а в 2015-2017 гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2015 -2017 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2015 г. 36,7% к ВВП, в 2016 г. - 36,2% к ВВП и в 2017г.-35,3% к ВВП, расходы в 2015 году составят 38,9% к ВВП, а в 2016 и 2017гг.-38,0% к ВВП и 36,7% ВВП соответственно (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Что касается расходов, их сокращение в 2013-2014 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика среагировала позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. В то же время санкции могут подорвать экономический рост.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2015-2017 годах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2017г.

Показатели

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

Инфляция

дек. / дек.

% к пред. г.

Промышленное производство

% к пред. г.

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

Реальная заработная плата

% к пред. г.

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

млрд. долл. США

млрд.долл. США

Уровень безработицы к экономически активному населению

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2014 году ожидается около прогнозного значения в 8,2-8,4%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками и влиянием санкций. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2014 году и более 25% в 2015 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2014 года прирост кредитования предприятий составил около 11,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2014 году до уровня 8,2-8,4% не состоялось, что отрицательно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к повышению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2013 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2013 году составило 1,3% к ВВП, а в 2014 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 1% к ВВП.

В 2014 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга - ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2014 году до 600 млрд. рублей в 2017 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2015-2017 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2015 году на 0,6% к ВВП, в 2016 году - на 0,7% к ВВП, в 2017 году - на 0,9 % к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2015-2017 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2015 году, 276 млрд. рублей - в 2016 году и 309 млрд. рублей в 2017 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку. Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства - создавать для этого необходимые условия.