Был он ревнивым тревожным и нежным. Стихотворение "был он ревнивым, тревожным и нежным" ахматова анна андреевна

Предлагаю анализ стихотворения Анны Ахматовой «Был он ревнивым, тревожным и нежным». Эти стихи относятся к личностным произведениям поэтессы, они открывают мир отношений с мужем. Четыре года прошло после венчания с Николаем Гумилёвым, поэтому Ахматова может уже трезво оценить свои отношения с супругом и делится этим, пусть и в несколько завуалированной форме, с читателями.

В строках героиня Ахматовой рассказывает, что муж её очень любит:

Как божье солнце, меня любил,

Но не желает, чтобы она жила по-прежнему, как до замужества, и убивает её белую птицу свободы. Он дозволяет только любить его, писать стихи и смеяться – всё остальное убито и забыто.

В строках:

И я закопала веселую птицу

Весёлая птица символизируется со свободой, круглый колодец означает вечное забвение, а старая ольха – старую жизнь.

Причины, по которым муж требовал этого, неизвестны. Возможно, это ревность, возможно, он просто хотел показать своё мужское «я» через послушание жены. Делайте скидку на время – это 1914 год, тогда отношения в семье были не на 100% равными. Муж был глава не на бумаге, брак означал венчание в церкви, а не недельную переписку в Одноклассниках.

Из последнего четверостишья мы видим, что героиня Ахматовой покорилась супругу, она дала обещание, что не будет плакать, но сердце после этого сделалось каменным. Оно чувствует, что прежней жизни больше нет, а её покорность – это лишь обязательный долг традиции.

Конечно, даже согласившись на эти условия, героиня горюет о невозвратном прошлом. Голос белой птицы часто слышится, но старое не вернуть. Возможно, в какой-то момент голос убитой птицы-свободы и есть награда, которую сегодня нам заменяют видео школьных вечеров и фотографии девичества.

Стихотворение построено на парной рифме и легко заучивается.

Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как божье солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.

Промолвил, войдя на закате в светлицу:
«Люби меня, смейся, пиши стихи!»
И я закопала веселую птицу
За круглым колодцем у старой ольхи.

Ему обещала, что плакать не буду,
Но каменным сделалось сердце мое,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос ее.
1914 год

Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как божье солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил…

Ему обещала, что плакать не буду,
Но каменным сделалось сердце мое,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос ее.
А.А. Ахматова 1914 г.

Неслучайно эпиграфом к стихотворению являются строчки из произведения Анны Ахматовой, русской поэтессы с очень тяжёлой судьбой. Настроение, переданное в стихотворении очень близко автору, повторяет его чувства. Точно также как у героини Ахматовой, убийство «белой птицы» ассоциируется со смертью мечты и веры, для автора это убийство чего-то чистого, прекрасного и совершенного, что ранее жило у него в душе.
Тема данного стихотворения – это нравственные страдания и мучения девушки/женщины. Лирическая героиня занимает очень шаткое положение между жизнью и смертью. Она повествует читателю историю своей жизни, своей любви, всё больше склоняясь к самоубийству. Но не стоит понимать утверждение «мои руки в крови» буквально. Автор пытается передать свои ощущения, чувства и эмоции с помощью элементов реализма, сравнивая убийство своего «больного сердца» со смертью человека. Итак, идеей этого стихотворения является мысль об убийстве собственных желаний, принципов и убеждений героини другим человеком, в роли которого выступает её возлюбленный.
В первой же строчке мы узнаём о любви девушки к человеку, услышавшему её «мольбы», но не давшему вздохнуть полной грудью: «Ты оставил лишь след…», - не оставив больше ничего кроме боли и потери веры в любовь. Всю свою жизнь лирическая героиня представляют как игру, где она всего лишь пешка:

…Жестоких правил игра
Бессмертную душу ставлю на кон

Решка? Орёл?
Как и прежде играй…

Автор также старается показать сомнения своего персонажа, неуверенность, почему же на самом деле он потерялась в этом мире, рассуждая от долгой разлуки или всё же от большой любви. Окружение, в котором живёт девушка, нам помогают представить символы – грязь, бордовые потоки, месть, ложь – всё это олицетворяет собой низы жизни, до которых опустилась героиня нравственно.
Чтобы провести границу между истиной и ложью автор использует метафору: «белый с красным на рукавах», которая вбирает в себя понятия о правде (белый цвет) и средствах её достижения (красный цвет). Белый – это символ правды, мира, невинности, чистоты, но наряду со всем этим, белый – ещё и цвет траура в культуре некоторых стран Cредиземноморья и Индии, траура по той жизни, в которую ещё никто не вмешивался и не пытался изменить устоявшиеся нормы. Красный – это символ мужества и отваги, признак опасности, но наряду с этим красный, как цвет крови, в римской мифологии он ассоциируется с богом войны, Марсом. То есть внутри девушки постоянно идёт борьба, отсюда и «последний бой», - схватка с самим собой. Автор считает, что только кровь сможет смыть вину за совершённые содеяния: «Измены мои мне снились во снах», - нравственные преступления преследуют девушку повсюду, даже во снах. На неё постоянно давит груз воспоминаний: «на шее тяжестью свинец»; героиня не может жить в постоянном напряжении и умоляет:

Только больше не проси
И обманов не прощай
Солнца свет мне заслонил
Ничего не обещай.

Отсюда и мрачные мысли, что «у всего есть свой конец», сравнение жизни с игрой. Ей кажется, что она вот-вот оступится и упадёт, хотя в шаге от девушки находится еёлюбимый, он уже ничем не может ей помочь. Отчаявшись, героиня видит свет в конце туннеля, но он не белый и яркий, а красноватый, цвет запрета, остановки. Именно поэтому:

Для девушки уже потеряна дорога назад. Но и вперёд продвигаться она уже не может. Она обращается к своему возлюбленному, говоря о том, что уже не грустит и не скучат по нему, что он ей «стал противен». Используя эпитет «ледяное твоё окно», автор пытается передать отношение любимого человека девушки к самой героине – это холодное, равнодушное касательство без капли сострадания и милосердия. Теперь же при упоминании о нём у главной героини «не дрогнет даже бровь». «Струйки тёплые по жилам /Превращают слёзы в лёд», - автор старается передать полное безразличие, сравнивая чувства лирической героини со льдом – чем-то холодным и твёрдым, как глухая стена.
На протяжении всего стихотворения проскальзывают мысли о самоубийстве, лишения себя жизни – жизни, потерявшей всякий смысл. Автор проводит в качестве примера «сердца свет», который уже сожжён, «текст любви», который невозможно уничтожить – он остаётся в сердце навсегда. Девушка и раньше жила на грани, «догорая как свеча», а сейчас устала и хочет уйти, оставив после себя своё творчество, которое бесконечно и «невозможно всё прочесть». Героиня держит злость на человека, испортившего ей жизнь, хочет, чтобы он получил по заслугам. Она обвиняет его в строчках:

Лишь только ты посмел всё сжечь
Убеждения, мечты
И в отраженья витражей
Больше не видно запятых

Всё стёр: и точки, многоточья
И я осталась здесь ни с чем
Ты на одном сосредоточься
Ты пойми, что мир не тлен, -

Героиня обрекает своего обидчика на вечные мучения, говоря, что всё же преступление на его руках. Чтобы передать отношение к мучителю, автор использует грубую лексику: «ты меня уже сгноил». Девушка полна ненависти и обиды, её чувства передают строки:

Ты уничтожил мои цели
И марионеткой стала я, -

Автор пытается показать поведение героини, которая оказалась в условиях равнодушия и полного непонимания, которое её само постепенно убивало.
В этом стихотворении глубоко раскрывается тема нравственных страданий и терзаний, которые загоняют лирическую героиню в угол. Чтобы острее выразить свои эмоции, автор проводит очень тонкую грань между жизнью и смертью, ненавистью и любовью. Эти понятия постоянно находятся в противоборстве, и только от самого человека зависит, что же на самом деле победит в схватке с самим собой.
Автор заканчивает стихотворение на лирической ноте:

И мои руки в крови
Я знаю, кто меня довёл
И нет здесь места для любви
Лишь куст бы розовый расцвёл…

«Руки в крови» как символ убийства собственного «Я», своей личности и индивидуальность, полного растворения себя в другом человеке. Самоубийство – полная самоотдача, посвящение себя для служения другому. Как самоубийца убивает себя сам, так и лирическая героиня собственноручно обрекла себя на мучения, именно поэтому её руки в крови, крови, которая идёт из ран на сердце. Героиня также напоминает, кто виновник всех её бед, указывая на своего любимого как на источник всех её неприятностей, говоря, что он её «довёл». Печально и то заключение, к которому приходит девушка, что «нет здесь места для любви», но надежда всё ещё жива. Именно эту надежду в нас вселяет эпитет «розовый куст» - символ весны, пробуждения. В цветении героиня видит избавление от мук, счастливую пору, начало новой жизни.

Был он ревнивым, тревожным и нежным,
Как божье солнце, меня любил,
А чтобы она не запела о прежнем,
Он белую птицу мою убил.

Промолвил, войдя на закате в светлицу:
«Люби меня, смейся, пиши стихи!»
И я закопала веселую птицу
За круглым колодцем у старой ольхи.

Ему обещала, что плакать не буду,
Но каменным сделалось сердце мое,
И кажется мне, что всегда и повсюду
Услышу я сладостный голос ее.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Мне снился сон. И в этом трудном сне Отец, босой, стоял передо мною. И плакал он. И говорил ко мне: — Мой милый сын! Что сделалось с тобою! Он проклинал...
  2. Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин...
  3. Гуси-лебеди пролетели, чуть касаясь крылом воды, плакать девушки захотели от неясной еще беды. Прочитай мне стихотворенье, как у нас вечера свежи, к чаю яблочного варенья мне на блюдечко положи. Отчаевничали,...
  4. С пулей в сердце я живу на свете. Мне еще нескоро умереть. Снег идет. Светло. Играют дети. Можно плакать, можно песни петь. Только петь и плакать я не буду. В...
  5. Юных лет моих желанье В летах зрелых не сбылось, Непременное мечтанье Как мгновенье пронеслось. Я мечтал, что с другом нежным Буду время проводить; Буду в горе неизбежном Сердце с ним...
  6. Не греет любовь и не светит Сквозь времени круговорот. Любовь не живет на планете, А тачку с планетой везет. В пути ни конца, ни начала — Как будто бы замкнутый...
  7. Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает; Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится, И как-то весело, И хочется плакать,...
  8. Люблю писать в дороге! На встречный тополек Люблю повесить строгий Служебный табелек. Начать свой день рабочий С румынских дальних троп И этот день закончить, Въезжая в город Чоп. Рассветный лес...
  9. О, миг! Это камень проснулся И мира пустого коснулся, И каменным стал этот мир. Все сущее камень сломил. Дороги назад оглянулись, Все стороны света замкнулись, И молния в камень ушла…...
  10. Верба к речке наклонилась, свесив косы над водой. Мне приснилось — я влюбилась под вечернею звездой. И, волнуясь, провожала будто парня из села. Будто все ему сказала, а о главном...