Миг е. Авиация россии





В первой половине 90-х, когда на наши экраны потоком хлынуло американское кино, голливудские боевики дали немало пищи для разных военных и технических споров - что правда, а чего не может быть, что существует реально, а что сделано только для кино.

Одним из таких изделий был "герой" фильмов "Хищник" и "Терминатор-2" - шестиствольный пулемет "Миниган". Тогда о его существовании мы еще не знали, поэтому упорно называли "Вулканом" - 20-мм шестиствольной авиационной пушкой. И отсюда, будучи подкованными логически, а многие и технически - не верили, что это оружие существует в реальности и из него может вот так запросто стрелять обычный смертный, а не супергерой из голливудской постановки.






Шестиствольный пулемет в руках Шварца в фильме «Терминатор 2» смотрится … ну очень эффектно. Вращающиеся стволы, сноп огня создают прям таки сюрреалистическую картину. Вот только многие зрители почему-то посчитали это оружие простым муляжом. И совершенно напрасно!

Пулеметы и пушки данной системы (общее название всех этих систем - системы Гатлинга)состоят на вооружении армии США и многих других стран с конца… позапрошлого века и, похоже, сдавать свои позиции в ближайшем будущем не собираются.

С тех пор многоствольные системы стали называть во всём мире системами Гатлинга. Идея доктора этого была до безобразия проста. Солдат вращал ручку поворотного устройства. Вращаясь, каждый из шести стволов по кругу проходил шесть этапов цикла произведения выстрела: досылания патрона в патронник, закрытия затвора, подготовки и собственно выстрела, открытия затвора, извлечения стрелянной гильзы и начать новый цикл. Кстати, при осечке патрон просто выбрасывался невыстреленным.

Подача ленты патронов из короба



Система под названием «Картечница Гатлинга модель 1865» сразу же поступила в армию северян, но из-за перебоев в снабжении боеприпасами участвовали в боях они очень ограничено, вероятно, к большой радости южан, у которых не было ни скорострельных винтовок типа «винчестер», ни этаких «картечниц».

Затем, с появлением одноствольных автоматических систем, типа известного по фильмам о революции пулемёта «Максим», о системах Гатлинга, тяжелых, неповоротливых, требующих минимум двух человек в обслуге (один вращал ручку, другой стрелял и это на войне-то!) благополучно забыли.

Но почему же они возродились вновь? А вот почему скорости ведения войны всё вырастали, а скорострельность одноствольных систем оказалась ограничена, металл, как и всякое физическое тело при нагревании расширяется. А оружие с перегретым стволом не стреляет, а «плюётся». И вот тогда-то и вспомнили о многоствольных системах. Все дело в том, что пока один ствол нагревается при выстреле, остальные пять остывают. Заменяем солдата электромотором, делаем надежную подачу патронов и все, оружие с максимальной практической скорострельностью в 15 000 (пятнадцать тысяч!) выстрелов в минуту готово!

"Миниган" в боевом положении

Прежде всего эту систему стали ставить на боевые вертолеты и самолеты. А затем подобные начали устанавливать на кораблях. Затем, во время вьетнамской войны появился и «носимый вариант» пулемета системы Гатлинга под 7,62 патрон стандарта Нато M134 Minigun. Предназначался он в основном для огневой поддержки десанта с транспортных вертолетов. Кстати, после «выхода в свет» этой модели все оружие такого типа под винтовочный патрон стали называть миниганами.

Хотя стрельба из такого минигана «с рук» практически невозможна, стоя на треноге (в вертолете, на машине, на лодке или просто на земле) он обеспечивает вполне приличный темп стрельбы (до 4000 выстрелов в минуту). Недостатки его, кстати, тоже обнаружились быстро.
1. M134 Minigun имеет электропривод - для питания нужен мощный аккумулятор, а если он разрядится в бою-то! Приходилось всегда иметь под рукой запасной аккумулятор
2. Достаточно большой вес: только боекомплект (2000 патронов 7,62 Нато) весят более 25 кг), а ведь еще сам пулемет и аккумулятор к нему.
3. Большой расход боеприпасов: 2000 патронов хватит на минуту стрельбы (это в медленном режиме! Ускоренный режим 4000 выстрелов. Есть, правда медленный режим 300-066 выстрелов, но тогда Minigun по всем параметрам проигрывает одноствольным системам.
4. Слишком большая отдача.
5. Долгая перезарядка. А перезаряжать надо часто!

Нажимаем красную кнопку... поехали!



Все эти недостатки конструкторы фирмы «Дженерал электрик, которая и выпускает миниганы» попытались исправить в новом минигане под более легкий боеприпас 5.56 мм, «родной» для американской винтовки М-16. Новую систему назвали XM214 Minigun, но принципиально она ничего не исправила, хотя именно для этой системы был сделан специальный заплечный ранцевый магазин, ремень для ношения и поясной аккумулятор. Пулемет всё равно был слишком громоздким, единственным его достоинством остался унифицированный стандартный патрон. Теперь не нужно было заботиться о двух типах боеприпасов, один для пулемета, другой для винтовки. Кстати, именно из такого минигана стрелял солдат в фильме «Хищник» (Predator) с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли. А в «Терминаторе-2» миниган (кстати, 134-ой модели) взял в руки и сам Шварц. Правда, лента была заряжена облегченными холостыми патронами, питание на пулемет подавалось скрытым кабелем. Сам актер был подперт специальной подставкой и одет в специальный бронежилет. Отдача до 110 кгс всё-таки, и, главное, гильзы вылетают на такой огромной скорости, что могут поранить не хуже вражеской пули! Но зато, как красиво!

Настоящая струя металла, не в переносном смысле.







Пулемет массово поставлялся в армию, в 1971 году на вооружении было более 10.000 Миниганов. Конструкция Минигана предусматривает электропитание, кроме того высокий темп стрельбы требовал большого количества боеприпасов, поэтому большинство пулеметов устанавливались на технику, главным образом на вертолеты. Также пулеметы применялись на малых речных судах и катерах, принимавших участие во Вьетнамской войне.

После окончания Вьетнамской войны, где Миниган широко использовался и хорошо себя зарекомендовал, производство было практически прекращено. В начале 90-х годов, обновленная версия пулемета, получившая индекс M134D, вновь серийно производится по лицензии компанией «Dillon Aero».

Пулемет M134 «Minigun» использует электрический привод поворота блока из 6 стволов, питающийся от элетродвигателя постоянного тока, который запитывается от электросистемы машины, на которую пулемет устанавливается. Темп стрельбы регулируется реостатом электродвигателя. Перые модификации Минигана имели два темпа стрельбы — 3000 и 6000 выстрелов в минуту, скорострельность регулировалась двумя спусковыми крючками. Современная модификация Минигана — M134D имеет фиксированую скорострельность — 3000 или 4000 выстрелов в минуту.

Цикл стрельбы состоит из нескольких параллельных операций, которые производятся в разных стволах. Патрон подается в ствол находящийся в верхней точке вращения блока. В нижней точке вращения, затвор запирается и производится выстрел. Во время возврата ствола в верхнее положение, происходит извлечение и выброс стрелянной гильзы в правую сторону.

Лента отстреляна за пять секунд

Боеприпасы подаются как из стандартной рассыпной ленты, так и с помощью механизма беззвеньевой подачи патронов. При использовании стандартной ленты на Миниган устанавливается специальный механизм «delinker», который извлекает патрон из ленты перед тем, как подать его в пулемет. Подача ленты осуществляется специальным гибким металлическим рукавом от патронных коробов емкостью на 1500 (вес 58 кг.) или на 4500 (вес 134 кг.) патронов. На тяжелых вертолетах (CH-53, CH-47) емкость патронных коробов для питания одного пулемета может достигать 10 000 и более патронов.

Масса установки без систем боепитания — 22,7 кг., поэтому для установки Миниганов используются турельные, тумбовые, шкворневые установки, компенсирующие мощьную отдачу пулемета. Сила отдачи пулемета M134D Minigun при темпе стрельбы 3000 выстрелов в минуту (50 выстрелов в секунду) составляет около 68 кг, при пиковой силе отдачи до 135 кг. В известном фантастическом боевике «Хищник», один зи героев — Блейн Купер, поливает свинцом из XM-214, экспериментального пулемёта калибра 5,56 мм., изготовленного специально для съемок фильма и стрелявшего холостыми патронами. Скорострельность во время съемок принудительно снизили до 2000 выстрелов в минуту, а кабель электропитания был «замаскирован» в брюках актера. Чтобы не улететь от отдачи и удерживать пулемет в руках, актер упирался на специальную подпорку, разумеется в кадре этого не видно.









































А это уже страйкболисты:






Опытный истребитель-перехватчик МиГ Е-8 создавался как глубокая модификация серийного самолета МиГ-21ПФ, но имел столько конструктивной новизны, что ему уже на начальном этапе в 1960 г. решили присвоить будущий индекс МиГ-23. Изначально предполагалось, что он заменит в производстве МиГ-21ПФ и станет массовым. Разработка велась в соответствии с решением комиссии ВПК от 30 мая 1960 г. о создании истребителя-перехватчика МиГ-23. Последний должен был представлять собой МиГ-21ПФ, оснащенный новой системой вооружения С-23 на основе РЛС «Сапфир-1», инфракрасного пеленгатора «Спектр» и 2 ракет К-23 с увеличенной дальностью. Истребитель-перехватчик МиГ Е-8 предназначался для поражения целей в передней и задней полусферах днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях ...

Основная проблема модернизации заключалась в том, что диаметр антенны РЛС «Сапфир» в первоначальном варианте значительно превышал диаметр антенны станции ЦД-30Т, и разместить её в носовом конусе МиГ-21 не представлялось возможным. Это привело к перекомпоновке не только носовой части фюзеляжа, но и всего истребителя. От базовой модели, за исключением крыла, оперения и основных опор шасси (и то не в полной мере), практически ничего не осталось. Мало того — возросший взлетный вес МиГ Е-8 потребовал установки двигателя с увеличенной по сравнению с Р-11Ф-300 тягой по крайней мере на 800-1000 кгс. Причем новое «сердце» самолёта должно было иметь габариты предыдущего, чтобы занять его место.


Интересно, что такой двигатель разработало не «родное» ОКБ-300 С.К.Туманского, а КБ при серийном заводе, которое возглавлял Н.Г.Мецхваришвили. Конструкторы применили метод малых приращений основных параметров базового двигателя: чуть-чуть увеличили диаметр проточной части компрессора и частоту его вращения, изменили профиль лопаток, повысили степень сжатия, применили новые жаропрочные сплавы на лопатках турбины. Двигатель, получивший обозначение Р-21Ф-300 (иногда обозначался упрощенно Р-21-300), имел те же системы, что и Р-11Ф-300, включая кислородную подпитку пусковых воспламенителей (для увеличения высотности запуска) и противообледенительную систему входной части. Габариты и вес изменились мало. Стендовые испытания двигатель прошел вполне успешно: все основные характеристики были получены уже на третьем его экземпляре. Разработчикам удалось увеличить тягу на максимальном режиме с 3950 до 4700 кгс, а форсажную — с 6175 до 7200 кгс. Таким образом, при взлетной массе истребителя 6800 кг его тяговооруженность могла быть больше единицы!

Среди аэродинамических особенностей МиГ Е-8выделим 3 наиболее существенные. Первая — необычный воздухозаборник. Вторая — складывающийся при выпуске шасси подфюзеляжный гребень, примененный впоследствии на серийном МиГ-23. Третья — переднее горизонтальное оперение (ПГО или «дестабилизатор») с размахом 2,60 м, которое не имело механизма управления. На дозвуковых скоростях ПГО находилось в свободном флюгерном режиме, на сверхзвуковых скоростях при числе М>1,5 оно фиксировалось параллельно строительной горизонтали самолета, что сдвигало фокус самолета вперед, компенсируя его смещение назад при переходе через М=1. Это позволяло увеличить коэффициент подъемной силы более чем в 2 раза на скоростях, соответствующих или превышающих М=1,5, и в 2 раза — при М=2,0. При двух «махах» на высоте 15000 м максимальная располагаемая перегрузка должна была увеличиться с 2,5 до 5,1 д, что говорило об улучшении маневренных качеств истребителя.

Еще одна новинка на МиГ Е-8 - все топливные емкости в фюзеляже были уже не резиновыми (вкладными) баками, как на всех многочисленных модификациях самолетов МиГ-21. Они представляли собой баки-конструкции, получившие в дальнейшем распространение на всех без исключения последующих «мигах». В общей сложности МиГ Е-8 принимал в свои емкости - пять фюзеляжных баков-отсеков и четыре крыльевых бака (как на МиГ-21) - 3200 л керосина. На МиГ Е-8 имелась система сдува пограничного слоя с закрылков на посадке. Однако на обоих Е-8/1 и Е-8/2 она не была задействована. На самолёте была установлена система спасения «СК», разработанная в ОКБ А.И.Микояна. Однако, если на первых серийных МиГ-21 при катапультировании выход кресла из кабины происходил с защитой летчика фонарем от встречного воздушного потока, то здесь фонарь уже не защищал летчика (он открывался набок), а сбрасывался отдельно. Поэтому катапультирование ограничивалось скоростью 800 км/ч.


Основные отличия МиГ Е-8 от самолета МиГ-21ПФ:

Новый двигатель Р-21Ф-300 со всережимным двухстворчатым соплом,
- подфюзеляжный плоский воздухозаборник с регулируемым вертикальным клином,
- головная и хвостовая части фюзеляжа новые, топливные баки (впервые в практике ОКБ) являлись частью конструкции фюзеляжа.
- крыло и хвостовое оперение с серийного МиГ-21ПФ с доработками для стыковки с новым фюзеляжем,
- система спасения летчика выполнена без защиты фонарем, установлено сидение СК-3, фонарь козырькового типа с открытием в сторону,
- горизонтальное оперение опущено на 150 мм, установлено переднее ГО (дестабилизатор),
- отклоняемый подфюзеляжный гребень,
- один тормозной щиток снизу,
- на пилоне под фюзеляжем один ПТБ емкостью 600 л.

К сентябрю 1961 г проект самолёта МиГ Е-8 был завершен. Однако разработчики комплекса С-23 не смогли вовремя передать на испытания ни РЛС, ни ракеты, поэтому на МиГ Е-8 решили установить обычную ЦД-30ТП, инфракрасный визир «Самоцвет» и две серийные ракеты К-13. Пушечное вооружение не предусматривалось. Самолёт стали обозначать МиГ-21М. Всего построили 2 летных экземпляра МиГ Е-8: в январе 1962 г — Е-8/1 и в мае — Е-8/2 (красные бортовые номера «81» и «82»), причем на обоих вместо РЛС были установлены их габаритно-весовые макеты и КЗА. 17 апреля летчик-испытатель ОКБ-155 Г.К.Мосолов поднял в воздух Е-8/1. В этом и последующих полетах, кроме определения характеристик устойчивости и управляемости самолёта, снятия скоростных и высотных показателей, уточнялись алгоритмы управления воздухозаборником, отрабатывался механизм ПГО, решались другие задачи. В целом новый истребитель обнадеживал. Однако всё портила ненадежная работа силовой установки: чуть не в каждом полете случались помпажи, перегревы и т.п. Не менее 6 раз двигатель самопроизвольно останавливался.


11 сентября 1962 г в сороковом полёте Е-8/1разбился в 60 км юго-восточнее аэродрома ЛИИ — двигатель разрушился при скорости, соответствующей числу М=1,7, на высоте 10000 м. Осмотр обломков показал, что причиной аварии стало разрушение диска шестой ступени компрессора. Её осколок пробил корпус двигателя, повредил обе гидросистемы и топливный бак, что привело к потере управления и пожару. Далее осколок ударил по правому элерону, разрушил его, после чего самолёт начал спиральное падение. Мосолов катапультировался из перевернутого положения с высоты около 8000 м, повредив руку и ногу. При приземлении он был еще больше травмирован. Его обнаружили лишь через 2 с половиной часа и в тяжелом состоянии доставили в больницу. Врачам с трудом удалось спасти летчика.

29 июня впервые поднялся в небо Е-8/2. Его пилотировал А.В.Федотов. К 4 сентября на машине выполнили 13 полётов по отработке силовой установки, снятию лётных характеристик с подвеской макетов ракет К-13 и исследованию тряски дестабилизатора. Были достигнуты статический потолок 19650 м и максимальная скорость 2050 км/ч на высоте 15000 м. Однако после потери первого экземпляра полеты на втором были также прекращены. Через некоторое время ввиду отсутствия надежного двигателя, но главным образом потому, что зеркало станции «Сапфир» удалось существенно уменьшить и вписать в носовой конус серийного МиГ-21, тему и вовсе закрыли. МиГ Е-8 долгое время простоял без дела на лётной станции ОКБ в Жуковском, а затем использовался для наземной отработки некоторых элементов будущего МиГ-23.

В дальнейшем конструкторы ОКБ переключились на разработку проекта истребителя МиГ Е-8М (для него сохранялось название МиГ-23) с системой вооружения С-23П, нижним воздухозаборником и модифицированным двигателем Р21Ф-300. По конструкции крыла (большей площади), оперения и шасси он имел преемственность с МиГ Е-8. Дальнейшие работы в этом направлении привели в 1967-м к созданию самолёта укороченного взлета и посадки МиГ-23ПД (заводской индекс "23-01") с маршевым Р27Ф-300 и двумя подъемными РД 36-35 и с боковыми заборниками.


Тактико-технические характеристики МиГ Е-8

Экипаж: 1 пилот
Длина: 16,24 м
Размах крыла: 7,154 м
Площадь крыла: 23 м
Масса пустого: 5105 кг
Максимальная взлётная масса: 8200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 2655 кг
Объём топливных баков: 3200 л
Силовая установка: 1 x ТРДФ Р-21
Бесфорсажная тяга: 1 x 4700 кгс (46,1 кН)
Форсажная тяга: 1 x 7200 кгс (70,6 кН)
Максимальная скорость: 2230 км/ч (2,1М) на высоте
Практический потолок: 20 300 м
Время набора высоты: 18000 м за 5,9 мин
Тяговооружённость: 0,57 / 0,88 (без форсажа / на форсаже)
Длина разбега: 835 м
Длина пробега: 850 м
Вооружение: 2 управляемые ракеты К-13 или Р-23Т