Бизнес по производству туалетной бумаги. Готовый бизнес-план по изготовлению туалетной бумаги

Часто первый опыт общения с журналистами оказывается для многих неудачным. Желая получить положительную публикацию, получают отрицательную, искажение фактов и неправильно переданный смысл слов.

Очень часто журналист, ищущий интересный репортаж и нежелающий вам никакого зла внезапно делает публикацию, наносящую вам вред. Вы можете получить черный PR там, где нет никто не собирался его делать, т.е. организовать против себя черную PR кампанию, спровоцированную не правильным общением с журналистами.

В черном PR ситуация ещё хуже. Пытаясь получить негативный репортаж против вашего конкурента, вы можете получить аналогичный против себя или же конкурента подадут, как незаконно обиженного вами.

Чтобы правильно общаться с журналистами, нужно просто знать, как это делается. Строго говоря, знать правила игры. Обратим внимание, что здесь ничего не зависит от интеллектуального развития и образования того, кто будет общаться с журналистами. Подчас руководители высшего звена, имеющие великолепную квалификацию и являющиеся умными людьми, при общении с журналистами допускают серьёзные ошибки. Общение с журналистами это особый вид деятельности не имеющий аналогов. Ему нужно отдельно учиться. Умение выступать перед аудиторией, умение проводить переговоры и совещания не имеет никакого значения здесь. Это просто совершенно другая деятельность.

Итак, рассмотрим, а что же именно интересует журналистов? Как правило, они охотятся за интересной, может быть даже сенсационной информацией. Для кого интересной? Для их аудитории. Представления о том, что интересно, а что нет у них разные, но как правило есть некие стандарты интересной информации для каждого СМИ.

Пред встречей с журналистом вам нужно знать, что им движет и что за информацию он ищет. Если он обратился к вам в силу воздействия вашего пресс-релиза, то вы знаете канву будущего разговора. Если же обращение журналиста вызвано не известными причинами, то к этому интервью нужно отнестись с предельной степенью осторожности.

Существует несколько принципов, которые надо соблюдать, давая интервью:

  • Самую важную и интересную информацию старайтесь сообщить в начале . Однако парочку важных фактов оставьте на конец. Когда у вас берут интервью для кратковременного использования (например, в выпуске новостей), то, как правило, берут фразы из начала репортажа. Если же интервью предназначается для большой передачи, то вполне возможно, что будут взяты отрывки из начала, середины и конца интервью.
  • Давая интервью, учитывайте, что его, скорее всего не разместят целиком . Говорите, так, чтобы даже вырезанные кусочки интервью могли существовать самостоятельно. Старайтесь разработать перед интервью краткие предложения, содержащие полный смысл вашей мысли. Есть и другая сторона медали. Из вашего интервью могут вырезать предложение так, что изменится смысл вашей мысли. Иногда это делается специально.
  • Старайтесь говорить лаконично и понятно. Распространенной ошибкой является изложение мыслей слишком сложно, долго и запутанно. Большинство СМИ ориентировано на широкие массы людей, и журналисты стараются излагать информацию максимально просто, так чтобы она была доступна людям с разным уровнем интеллектуального развития. Не используйте специальной терминологии.
  • Не используйте пустые слова и лишенные новостной информации предложения.
  • Очень внимательно относитесь к используемым словам и их синонимам. Многие явления можно характеризовать по-разному и разными словами. Причем в зависимости от использованных слов иногда меняется окраска понятия. Особенно внимательно следите за использованием виртуальных понятий.
  • Не допускайте приятельского общения между вами и журналистом. Все, что вы скажете при общении с журналистом, может быть использовано в статье. Нельзя говорить чего-то не для публикации. Хотя журналисты стараются расположить к приятельскому общению, не поддавайтесь этому соблазну. Большинство ошибок происходило именно при переходе на приятельские отношения.
  • Ни при каких условиях не сообщайте те факты, которые не хотите сообщать.
  • Чаще говорите «Я», а не «Мы».
  • Смотрите на свою компанию со стороны публики.
  • Сообщите правду даже если это может навредить.
  • Не преувеличивайте факты.
  • Если вы не знаете ответа на вопрос, то не надо уходить в сторону от темы. Журналист может подумать, что вы что-то скрываете и по-своему истолкует факты. Скажите, что вы не знаете, но узнаете или познакомите с человеком, который знает. Если информация содержит коммерческую тайну, то так и скажите.
  • Если репортер задает вопрос, на который можно ответить либо «Да», либо «Нет», то скорее всего он ждет от вас развернутого ответа. То есть ответ должен содержать несколько предложений развивающих тему.
  • Если репортер своими вопросами прошел мимо какой-либо вашей удачной домашней заготовки, то удлините ответ на какой-либо вопрос и приведите мысль к упущенным фактам. Практически всегда развив мысль можно подойти к той теме, которую вы подготовили дома перед интервью.
  • Запаситесь перед интервью интересными фактами.
  • Не спорьте с репортером. Вы можете с ним выиграть в споре, но публикацию все равно будет делать он, и в конечно счете вы все равно проиграете.
  • Если вы не согласны с фразой репортера, не повторяйте ее. Существует распространенный прием позволяющий заложить в ваши уста фразы, которые вы бы никогда не сказали. Например, одного из предпринимателей спрашивают: «Это, правда, что прибыль вашего предприятия – золотое дно» - а он отвечает – Нет, наша прибыль не золотое дно». В результате он сам сказал сам фразу «наша прибыль золотое дно». Затем вопрос журналиста и начальная часть интервью будут вырезаны, и останется только эта фраза. В устах городского чиновника она может стать великолепным черным PR .

Чтобы натренировать себя соблюдать эти правила нужно сделать несколько тренировочных интервью. Кто-то из ваших сотрудников или знакомых должен выступить в роли корреспондента, намерено заставляя вас говорить плохо. Вы же стараетесь соблюдать эти правила и выкручиваться из сложных ситуаций. Перед теле интервью рекомендуется записывать свое выступление на видео и затем просматривать, замечая ошибки. Пред радио интервью соответственно записывайте свой голос на диктофон и слушайте. Не думайте, что этот навык может появиться сам собой.

Напор и агрессия часто помогает выступать лучше. Вы можете представлять себя огромным бульдозером или великаном, разрушающим стену сомнения, страха и неуверенности в себе.

Организация PR -работы

В этом разделе мы рассмотрим, как организовать работу различных людей и служб по проведению PR -кампании. Возможны три принципиально разных подхода к организации PR -кампании:

• Первый предполагает обратиться в какое-либо PR -агентство и заказать все «под ключ»,

• второй предполагает реализацию PR -кампании своими силами,

• третий комбинирование первого и второго.

В первом подходе главное правильно выбрать агентство. Хотя большинство агентств берется за любую работу, однако надо разделить PR и рекламные агентства на несколько типов:

• Банкетно - презентационные. То есть те агентства, которые специализируются на праздниках, фуршетах, презентациях и т.п.

• Политические. Те агентства, которые специализируются на выборах, митингах, массовых акциях.

• Промоутерские. Те агентства, которые специализируются на различных промоутерских акциях, т.е. например, дают людей для раздачи листовок, образцов товара и т.п.

• Журналистские. Как правило, это агентства созданные при журналистских союзах, крупных СМИ и информационных агентствах.

• Ньюсмейкерские. То есть те, которые специализируются на создании новостей.

• Коучинговые. Те, которые специализируются на внутрикорпоративном PR и тренингах персонала.

• Универсальные. Однако успешно специализирующиеся на различных видах деятельности.

Идентифицировать агентство иногда сложно. На прямой вопрос многие из них отвечают, что занимаются всеми видами деятельности. Поэтому вы просто открываете их сайт или каталог реализованных проектов и смотрите. Если вы видите, что агентство в основном организует праздники, значит оно Банкетно-презентационное. Если создает события и информационные поводы – ньюсмейкерское. Если рекламу – рекламное. Если оно филиал СМИ – следовательно, агентство журналистское. Если вы видите, что все виды деятельности присутствуют в равной степени – значит агентство универсальное. Полностью универсальных агентств, как правило, нет. Есть агентства, где несколько видов подобной деятельности присутствует в равной степени.

Для каждого вида акции нужно обращаться к различным агентствам. В банкетно- презентационные агентства нужно обращаться если:

• Если вам нужен корпоративный праздник без идеологического уклона, т.е. просто развлечение. Например, юбилей фирмы, новый год, день рождения директора.

• Презентация продукта или открытие офиса. То есть вы хотите сделать зрелище, ориентированное на узкий круг участников. Хотя пресса иногда рассказывает о таких событиях, но если ваша акция ориентированна на широкую общественность, а не на участников этого мероприятия, то обращаться в банкетно- презентационные агентства не желательно. С прессой они работают плохо. Плохо не в плане пресс-релизов и пресс конференций. Всё это они успешно организуют и журналистов пригласят. Плохо в плане модификации акций. Как правило, акции у таких агентств ориентированы на шоу, а не на прессу и общественный резонанс. Про них можно сказать что-то там то и там, то была своего рода «ярмарка». Но никогда данные мероприятия не становятся значительными общественными событиями.

• Какое-нибудь шоу.

В политические агентства нужно обращаться, если вам нужно:

• Провести выборы.

• Провести митинг.

• Установить по городу пикеты.

• Разнести листовки.

• Провести маркетинговое исследование.

• Некоторые такие агентства могут влиять на политические процессы путем общественных акций.

В промоутерские конторы нужно обращаться если:

  • Вам нужны промоутеры и мерчандайзеры.
  • Нужно много молодежи для презентаций чего либо.

Если же вы хотите провести маркетинговые исследования среди молодежи не обращайтесь в промоутерские конторы, так как часто их данные оказываются не точными.

Журналистские агентства могут быть полезны если:

  • Вам нужно размещать заказные репортажи.
  • Если вам нужны очень тесные связи с представителями прессы.
  • Если вам нужно журналистское расследование.

Есть, однако, одна общая тенденция. Журналистские агентства не очень хорошо делают PR в широком понимании этого слова. То есть, заказав там статьи о вашем новом продукте – вы можете получить хвалебные льстивые репортажи, от которых явно пахнет рекламой. То же самое касается и черного PR . Да полить грязью они смогут успешно кого угодно, но это будет явная «заказная» ругань. Поэтому рекомендуется с ними взаимодействовать лишь на предмет размещения уже готовой информации. То есть вы имеете уже готовую статью и лишь размещаете через подобные агентства её.

Рекламные агентства также активно занимаются PR . Однако чаще это либо промоутерский PR , либо банкетно- презентационный, либо просто разновидность рекламной кампании. Поэтому вы должны предварительно разобраться к какому виду PR данное рекламное агентство относится. И когда вы определите какой вид PR -услуг скрывается за рекламным агентством вы сможете выбрать агентство.

Очень часто в России рекламные агентства в целом имеют не правильные приоритеты. Это не относится ко всем агентствам, но относится к значительной их части. И если вы обнаруживаете прямо или косвенно один из следующих приоритетов не работайте с ними:

  • Главное продать места размещения рекламы, а как и кому не важно, также как и не важно нужны ли они ему и принесут ли успех. Вы можете перечислить несколько разновидностей рекламы и сказать, что вы хотите заказать их все. Если вам предложат это сделать, и не будут отговаривать от какого-то то бы ни было вида рекламы – следовательно, им все равно будет ли ваша реклама эффективна.
  • Дизайн рекламы есть приоритетное направление. Как вы понимаете главная цель рекламы хорошо продавать и дизайн и красота здесь не на самом первом месте. Если в агентстве уделяют дизайну слишком много внимания, то вы наблюдаете пример не совсем верных приоритетов. Такое агентство может вам создать рекламу с хорошим дизайном, но очень низкой эффективностью.
  • Считают, что PR – это разновидность рекламы или рекламных акций.
  • Вам нужна яркая необычная акция.
  • Вы хотите, что информация распространялась на правах Паблисити, т.е. бесплатно во всех СМИ.
  • Ваша акция имеет серьезную идеологическую нагрузку.
  • Вы хотите создать значимое для общество событие.

Как правило, ньюсмейкерские агентства имеют малочисленный штат сотрудников и для организации большинства проектов привлекают сторонние организации. В этом плане не выгодно через них заказывать корпоративный праздник. В том же случае если вы знаете, что должна представлять и себя акция и вам лишь нужны организаторы, то обращаться в подобное агентство может быть не выгодно. Но они незаменимы, если вы хотите создать что-то необычное и оказать серьезное воздействие на общественное сознание.

Коучинговые агентства специализируются на внутрикорпоративном PR . Они могут тренировать персонал, способствовать благоприятным взаимоотношениям среди персонала и т.п. Также они могут достаточно неплохо натренировать руководство на методы общения с аудиторией и научить ораторскому искусству.

Универсальные агентства могут все. Как их идентифицировать? Прежде всего, это их штат. Штат в таких агентствах, как правило, очень большой, т.е. выше 700 человек. Затем описание проектов, выполненных агентством. Среди этих проектов в равной степени должны присутствовать все виды описанные выше.

При выборе агентства нужно пообщаться с теми людьми, которые будут непосредственно заниматься вашим проектом. Вы должны увидеть креативных людей, способных создать нечто замечательное. Это однозначно не могут быть заурядные личности.

Стоимость PR -услуг очень разная и подходы к её оценке также разные. Определенные типовые услуги имеют свою конкретную стоимость. Например, существует стоимость пресс-конференций, презентаций и т.п. Однако если речь идет об оригинальной PR кампании, то подходов может быть несколько:

  • Тарифы исходя из перечня оказываемых услуг. В этом случае вам дают такой перечень и по нему определяют набор услуг.
  • Почасовая оценка работы. То есть определяется количество затрачиваемого времени и количество специалистов, а также стоимость их работы. Это редко используемая в России схема, так как она не понятна большинству заказчиков.
  • Скрытая система оценки услуг, т.е. вам не рассказывают на базе чего были сформированы цены.

При заключении договора на оказание услуг агентства очень важно предельно четко определить виды работы и критерии достижения результата. Все должно быть предельно конкретно. Однако не клюйте на наживку вроде фразы: «Мы увеличим вашу прибыль в три раза». Дело в том, что часто у агентство это заявляющего есть обходные маневры, позволяющие им уйти от отвесности по договору, не увеличив прибыль в три раза.

К PR нельзя относится так же как к рекламе, т.е. вы купили место, следовательно, там должна висеть реклама. Более правильно к PR относится как к работе юриста. Юрист идет в суд, и он должен добиться результата, но он ведь может его и не добиться, но работу проделает. Хороший юрист всегда добивается результата, а плохой не всегда. Также и в PR осуществляется распространение информации, но вызовет ли она резонанс и приведет ли к желаемой цели неизвестно. И все зависит от профессионализма PR -специалистов.

Сразу скажу, что сейчас ситуация с PR -специалистами в России напряженная. Их очень мало.

Реализация PR -проектов своими силами

Не надо боятся делать PR -самостоятельно. Информации этой книги вполне достаточно, чтобы начать делать PR -кампании. Для реализации любой PR -кампании вам понадобится руководитель и исполнительная группа или группы. Вы можете иметь штатного руководителя и в зависимости от сути акции нанимать те или другие фирмы. Иногда для исполнения больших и сложных PR -кампаний вам понадобится несколько специалистов.

Итак, вам, возможно, понадобятся специалисты по PR . Как отличить хорошего специалиста от плохого? Притом, что на рынке специалистов в области рекламы и PR едва ли не больше чем всех других. Проанализируете следующие качества будущего сотрудника:

  • Креативность. Предложите ему в ходе беседы разработать несколько акций на заданную тему. Чтобы он не думал, что у него хотят украсть идеи, предложите абсолютно абстрактную тему. Если вы видите, что человек быстро придумывает интересные акции – следовательно, он обладает хорошей креативностью или знаниями ранее проводимых акций, что тоже не плохо. Идеи должны отличать оригинальность и возможность материального воплощения. Если у вас возникают сомнения относительно возможности что-либо воплотить материально – спросите у него: «Как это можно сделать?».
  • Образ мыслей. В образе мыслей этого человека логика должна преобладать над эмоциями. На базе этого свойства базируется парадоксальная ситуация в российском бизнесе. Дело в том, что женщины больше склонны в принятии решений ориентируясь на эмоции больше, нежели на логику. Однако именно женщины составляют 80% специалистов в области PR и связей с общественностью. Я не говорю, что черный PR не женское дело, однако для достижения успеха в этой области деятельности женщина должны перестроить свое сознание. Женщины в PR вынуждены ориентироваться на логику больше, нежели на чувства и эмоции. А зачем нужна логика, разве чувства её не заменяют? Дело в том, что в PR постоянно приходится манипулировать виртуальными понятиями, а они все имеют положительную или отрицательную окраску, вызывая в человеческом сознании эмоции. Эти эмоции мешают манипулировать виртуальными понятиями, следовательно, мешают делать PR .
  • Интеллект. Как проверить интеллект? Тестами IQ ? но на них можно натренировать человека и он будет знать, как решить задачи тестов. Возьмите простейшие детские головоломки, ориентированные на набор комбинаций и предложите их решить. Очень часто такие головоломки дают потрясающие результаты при изучение интеллекта будущего сотрудника.
  • Практические способности. Предложите этому человеку написать пресс-релиз по заданной теме. Вы уже знаете из этой книги, что должны представлять из себя правильные пресс-релизы.
  • Известность этого человека. Это очень важное качество будущего PR -специалиста. Если вы имеете дело с профессионалом или талантливым начинающим специалистом, то наверняка он засветился где-либо. Это могут его или о нем публикации в газетах и журналах. И ссылки на него в Интернете. Как показывает практика даже начинающие специалисты достаточно «наследили» в Интернете, если они прирожденные пиарщики. И, напротив, я встречал людей, которые активно изображают из себя специалистов, цитируют известные учебники и ссылаются на свои значительные успехи в этом деле, но не имеют никаких публикаций в Интернете и их имя найти там просто нельзя. При этом такой человек может быть в возрасте 35 лет, то есть имел достаточно времени для «засветки». Вскоре выясняется на практике при работе с таким специалистом, что его профессиональные свойства никакие. Так уж получается, что человек, будучи специалистом, в области PR не может не стремится себя сделать более известным, тем более, что большинство из них хорошо понимают зачем это нужно. Наберите в поисковой машине имя и фамилию претендента на рабочее место и какие-то еще данные о нем (если фамилия не редкая) – вы получите некоторое количество ссылок на данного человека. Для сравнение если набрать в поисковике фамилия автора этой книги – получается около 2300 ссылок непосредственно на меня и 4000 ссылок всего.

Часто наличие или отсутствие этих способностей видно из резюме. Когда вы читаете в резюме: «Личные качества: креативность, инициативность, обучаемость и т.п.» выбрасывайте это резюме. Никогда хороший специалист не станет писать про себя в лоб свои качества. Он так сформулирует текст резюме, что эти качества будут сами собой разумеющимися из приведенных фактов.

Итак найдя подходящих специалистов приступайте к работе. Вначале четко определите цели и последовательность действий. Потом определите роль каждого участника в том процессе. Распространенной ошибкой является собрание совещания, и попытка чтобы каждый сам выбрал себе роль и понял что делать. Такие кампании, где руководство ждет инициативу снизу, достигают хаоса, а не результата. Процесс в этом случае идет долго и не продуктивно. Если вы хотите получить идеи от персонала – дайте тему для создания идей и соберите идеи. Однако инициатива и управление процессом должно быть за руководством в PR очень важно четко понимать и контролировать процесс.

Очень часто в PR возникает необходимость создания чего-то материального или какого-то шоу элемента. Иногда оказывается, что производство этого объекта стоит больших денег. Но вы должны понимать, что большинство объектов, используемых в PR , могут быть бутафорией и их совсем не обязательно создавать качественно. Например, чучело для акции можно сделать из воска и оно будет стоить около 20000 евро, а можно сделать из картона и подручных материалов и оно не будет ничего стоить. И так с каждым объектом. Нужно определить, что нужно делать качественно, а что нет. Очень часто одну и ту же PR акцию можно провести за несколько миллионов долларов и за несколько сотен долларов. Причем резонанс в обоих случаях будет одинаковым.

Часто легко придумать идею для акции, а когда вы сталкиваетесь с её реализацией, то возникают непреодолимые проблемы. Точнее проблемы кажущиеся непреодолимыми. На самом деле нужно лишь придумать способ реализации, который устроит вас по бюджету и методам. И здесь вам нужна значительная находчивость. Тем более, что многие акции требует разрешения государственных органов, а последние очень осторожно относятся ко всему нетрадиционному.

Еще одной преградой на пути реализации PR -проектов является консерватизм заказчика. Не все могут решиться на акцию, думая, что акция куда-то не туда может их завести и видя кучу скрытых опасностей. Но на самом деле на улице гораздо больше опасностей, чем в PR . Профессиональный PR никогда не наносит заказчику убытки и не создает проблемы. Он напротив их решает.

Структура PR -кампании:

Этот небольшой раздел намерено, перенесен в конец книги. Чтобы создавать эффективные PR -кампании, нужно знать все то, что изложено выше. В процессе планирования PR -кампаний важно соблюдать следующие принципы:

  • PR -кампания состоит из одного главного события и нескольких дополняющих его вспомогательных. Эти вспомогательные события по своей значимости могут быть больше чем главное. PR -кампания из одной акции как правило не имеет значительного резонанса, поэтому эту акцию нужно развивать дополняя событиями.
  • Как правило, имеет смысл нарочно удлинить ход PR -кампании. Их как минимум растягивают на неделю, а подчас и на несколько лет. Чем дольше будут говорить о вашем событии, тем эффективней будет кампания. Эти действия аналогичны с размазыванием манной каши по тарелке. Слой каши в каждом отдельном месте должен быть достаточно толстым, чтобы получить резонанс, но не более того. Распространенной ошибкой является запуск всех событий одновременно для усиления резонанса.
  • Первая акция PR -кампании должна быть проработана особенно качественно, чтобы зацепить общественность и СМИ. Внимание СМИ к последующим акциям будет привлекает значительно легче.
  • Обычно для запоминания события нужно не менее пяти раз попасть в новостные выпуски. То есть кампания должна иметь около пяти всплесков резонанса. Даже если кажется, что после первой акции результат достигнут – нужно провести вторую акцию, чтобы закрепить результат. Вы всегда должны создавать на один информационный повод больше чем надо.

Общая структура PR -кампании может выглядеть так:

  1. Определение цели и задач кампании. То есть того, что вы хотите добиться в результате PR . Проанализируйте также рентабельность использования именно PR -кампании для данной цели.
  2. Определение целевой аудитории кампании. То есть, кого вам нужно побудить и к каким действиям.
  3. Определить местонахождение и информационные контакты целевой аудитории. То есть где эту аудиторию можно найти и с какими источниками информации целевая аудитория имеет дело. Также необходимо проанализировать наличие каких-либо специфических источников информации, которые доступны только этой аудитории. Найдя эти источники информации, вы сможете снайперски атаковать аудиторию, не расходуя лишние силы и деньги. Часто аудитория объединенная чем-то общим имеет общие пристрастия, общие объекты и соответственно общие источники информации.
  4. Разработка схемы воздействия на СМИ, касающиеся целевой аудитории. Анализ методов размещения там информации.
  5. Определение информации, которую надо распространить среди целевой аудитории, чтобы добиться желаемой цели. То есть нужно понять какая информации может подействовать на аудиторию так, чтобы представители аудитории начали выполнять или не выполнять определенные, задуманные вами действия. Эта информации определяется вначале в чистом виде, т.е. так как будто у вас есть клавиатура позволяющая ввести информацию в мозг любого человека. Как её донести до аудитории и как их убедить в верности этой информации вас пока не должно волновать.
  6. Разработка событий способных стать переносчиками необходимой информации. События должны быть сделаны так, чтобы упаковать информацию в них было предельно легко, и распространенная таким образом информация вызывала доверие целевой аудитории. Например, если вы задумали распространить информацию о крепости корпуса автомобиля, резонно сделать шоу, где эти автомобили будут падать со скалы и как в ни в чем не бывало ехать дальше. Если вы наоборот задумали доказать их не надежность. Организуйте умеренно экстремальные гонки. И пусть в них примут участие автомобили различных марок. Но те автомашины, которые вы пиарите должны сломаться все и желательно самыми различными путями. То есть у кого-то колесо отлетело, кто-то в столб врезался, у кого-то двигатель задымился и т.п. естественно СМИ это могут эффектно показать, акцентируя на поломках машин определенной марки.
  7. Разработать различные варианты упаковки информации в событие и достижение вместе с этим событием целевой аудитории.
  8. Разработка побочных событий способных увеличить резонанс. Эти побочные события должны увеличить резонанс, как в сторону продолжительности, так и в сторону масштабности реакции СМИ.
  9. Создание описания событий и анализ эффективности употребления тех или иных виртуальных понятий в описание событий. Разработка набора ключевых виртуальных понятий кампании и их составляющих. Также вы должны разработать сценарий компании и определить роли участников. Разработать характерные особенности использования ролей. Начните это процесс с обычного описания будущих событий так, как будто вы пишите рассказ о уже произошедших событиях. Их побочные компоненты вы увидите в процессе написания рассказа. В нем же вы увидите и виртуальные понятия, наиболее часто используемые. Подчеркните их и отработайте каждое по отдельности. Относительно этих понятий вы также должны знать все возможные модификации, которые с ними могут произойти в СМИ. Вы должны суметь управлять этими модификациями.

• Анализ методов реализации PR -кампании. Также здесь же нужно подумать о бюджете кампании и попытаться разработать оптимальное сочетания цена/качество.

• Анализ необходимых человеческих и материальных ресурсов.

• Создание бюджета и сметы всех расходов. Очень часто некоторые ресурсы можно получить бесплатно или почти бесплатно. Что имеется виду. У любой PR -акции могут быть спонсоры, которые также будут себя пиарить, участвуя в этой акции, и они могут предоставить ресурсы. Из-за этого кампания может смонтирована из ресурсов спонсоров в результате её стоимость существенно снижается.

• Изучение возможных форм мажоров и вариантов хода событий. Анализ рисков и методов их нейтрализации.

• Поиск всех необходимых ресурсов.

• Запуск PR -кампании. Обычно кампании начинаются с рассылки пресс-релизов. Иногда эти рассылки сопровождают каждый этап кампании и каждое побочное событие. Но это далеко не всегда так. Все зависит от того, какие СМИ вы задействуете в кампании.

• Мониторинг процессов происходящих во время реализации кампании. Анализ возможностей образовавшихся в ходе компании. Часто по ходу реализации обнаруживаются новые выгодные возможности, которые можно использовать для создания побочных событий. Иногда сами побочные события можно модифицировать при помощи новых возможностей. Не нужно зацикливаться на первоначальном плане. Новые идеи могут оказаться лучше старых. И здесь же скрывается очень распространенная ошибка многих. Случай дает им великолепную возможность, но они продолжают следовать старому плану, теряя на этом очень многое

• Быстрая реакция на внезапные обстоятельства. При проведение PR -кампаний очень часто возникают непредвиденные обстоятельства. Ваша задача, как можно быстрее на них реагировать и нейтрализовать негативные последствия, если таковые могут быть. Для этого важно активно контролировать все составляющие процесса. Создать своего рода нервную систему кампании. При правильной работе в этом направлении все отрицательные и неожиданные элементы кампании будут направлены на вашу пользу. Считайте, что обстоятельства всегда за вас. Они просто дают вам отличные идеи и подсказки. Сумейте их понять. Расшифруйте подсказки судьбы. Готовьтесь к тому, что по ходу вы многое можете изменить.

• Завершение кампании. Очень важно с ним не спешить. Если есть возможность продлить кампанию – сделайте это.

• Анализ эффективности. Для PR это, на самом деле, сложная тема. Но раз ваша кампания имеет цель, следовательно, у нее есть и результат. Анализ насколько кампания достигла цели и есть анализ эффективности. То есть, как правило, это можно наблюдать по реакции целевой аудитории и отдельных представителей этой аудитории. Очень точный мониторинг результативности составить, как правило, нельзя. Однако вы можете проанализировать количество публикаций, телерепортажей, радиопередач и других информационных выпусков, касающихся вашей кампании. А также провести опросы целевой аудитории и проанализировать их реакцию по косвенным признакам.

В черном PR часто на атаку происходит контр атака, и противник может контр атаковать неожиданно и не предсказуемо. Естественно нетрадиционные атаки противника также нужно учитывать, равно как и все традиционные контр атаки. Не следует думать, что он будет сидеть и смотреть в небо (хотя случается и так).

Особенно изобилуют форс-мажорами акции, построенные на скандале. Но это не усложняет их, а просто заставляет вас учитывать все комбинации побочных событий таких акций.

Изложенная достаточно подробная схема организации PR -процесса позволяет наиболее гибко и эффективно к нему подойти, учтя все особенности и тонкости этого явления.

Послесловие

В этой книге мы рассмотрели основные аспекты использования черного PR , но и естественно затронули и другие цветные формы PR , так как многие методы похожи во всех видах. И эта схожесть методов в различных видах PR , будь то политический, черный или белый PR – одна из сквозных идей этой книги. Методика современного PR универсальна. Она одинаково легко используется в различных странах, при воздействие на различные народы и использовании самых необычных средств массовой информации. По сути, вы просто подставляете новые переменные в словесные шаблоны-формулы и получаете новый вид PR .

Я постарался изложить методику современного PR максимально универсально и максимально правдиво. Вы сможете любой из этих методов легко использовать на практике, как это делаю я и мое агентство «Духовное Наследие».

С другой стороны я избежал дублирования известных учебников по PR . Я развил концепцию и стратегию PR и обнаружил новые ранее недоступные возможности средств массовой информации. То, что раньше подчинялось интуиции и случайным находкам успешных пиарщиков было превращено в мною в сухую теорию, упрощающую сложнейшие процессы.

Ещё раз напоминаю, что поддержка книги и ответы на вопросы читателей осуществляются на моем сайте www . vuima . ru Там есть форум, где вы сможете обсудить различные темы этой книги между собой и с автором. Рад продолжению общения.

С Уважением Антон Вуйма

Общение с прессой – дело сугубо индивидуальное, требующее особого склада характера, личной предрасположенности и специфического опыта, нарабатываемого от интервью к интервью.

На встрече с представителями прессы в канун 300-летия российской печати министр обороны Сергей Иванов, искусно жонглирующий перед камерами сложносочиненными оборотами вкупе со своей знаменитой «загадочной» улыбкой признался, что первые контакты с журналистами давались ему нелегко, и умение держаться в лучах софитов выработалось только со временем.

Инструкция №1 для чиновников:

Правила поведения с представителями СМИ

К тому же, добавим, у кого-то это получается, а кто-то не может справиться с собой и под любыми предлогами стремится уйти от разговора перед микрофоном, трезво оценивая свои филологические способности и справедливо полагая, что ради общего блага предпочтительнее дать информацию под запись, причем лучше не на диктофон, а в блокнот журналисту.

Вот почему, собственно, хотелось бы просто-напросто рассказать о том, как все-таки предпочтительнее всего выстраивать отношения с прессой с учетом специфики ее деятельности и того непреложного факта, что вне зависимости от желания-нежелания ответственного должностного лица СМИ существуют, и с этим феноменом современности надо мириться во всех значениях этого слова, выстраивая отношения, которые базировались бы прежде всего на принципах «мирного сосуществования».

Те, кто хочет оставаться «объектом постоянных нападок со стороны разнузданной прессы», могут сразу отложить эти заметки в сторону и заняться более полезными, по их мнению, делами. Написано это для тех, кто понимает, что сегодня просто нельзя занимать хоть сколько-нибудь приметное положение в обществе (в частности, на армейском Олимпе) и не информировать его о своей деятельности через прессу. На каком-то этапе своей жизни удачливый и способный человек достигает того поста, который по своему положению в «табели о рангах» является публичным. А общество, со своей стороны, вправе потребовать «отчета о проделанной работе». И этот отчет должен соответствовать уровню занимаемого положения и в части работы со СМИ. Кто этого не понимает, тому, возможно, живется легче, но только в его воображении. Ибо культура общения с представителями средств массовой информации – суть культура личности и той структуры, которую он представляет вплоть до высших чинов иерархической лестницы.

Автору этих сток не раз приходилось стакиваться с проблемой предоставления средствам массовой информации комментария или же хотя бы краткого интервью высшим командным составом и, поверьте, не всегда все проходило гладко при том, что на встречи с журналистами шли «не самые слабые кадры». И будем честны – они обучались в высших учебных заведениях тогда, когда и речи не могло быть о тесном сотрудничестве с прессой. Собственно говоря, и теперь этому «в академиях не обучают». А зря. Потом самим выпускникам становится не по себе при виде микрофона. А коль скоро в учебных программах, по-видимому, еще долгое время не будет находиться места для столь необходимой в современном мире дисциплины как работа со средствами массовой информации, предмет сей для желающих выглядеть прилично в глазах общественности придется поднимать самостоятельно.

Ознакомившись с нижеизложенными рекомендациями, вы хоть в какой-то степени сможете рассчитывать на успех в «противостоянии» со СМИ, если, конечно, находитесь в «постоянной боевой готовности» к отражению нападения со стороны этого «невероятного противника».

Принципы общения с прессой

Разговаривать с прессой можно по-разному и по различным поводам. Общение с ее представителями может быть продиктовано необходимостью довести до массовой аудитории официальное сообщение, точку зрения ведомства или соответствующий комментарий. В этом случае вы являетесь инициатором встречи, и рассчитывать следует только на положительный результат. Другой вопрос – а нужно ли это прессе в тот момент, когда вы намерены пойти на контакт? Надо уметь выбирать моменты!

Сложнее обстоит дело, когда пресса сама выходит на вас с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. И если в первом случае ваши пожелания могут не совпасть, то здесь вы выступаете в роли стороны, «принуждаемой к ответу». Ваше незавидное положение заключается в том, что вы, хотите или не хотите, вынуждены откликнуться на просьбу о встрече, причем сделать это необходимо оперативно и грамотно в условиях сжатого времени. Суть дилеммы в том, что если на контакт не пойдете вы, найдется масса комментаторов различного толка, которых хлебом не корми, дай засветиться на экране. С легкой руки «независимых экспертов» будет нарисована такая картина ситуации, что вам впоследствии предстоит овладеть специальностью реставратора с тем, чтобы сначала восстановить оригинал в первозданном виде, а затем долго и упорно разъяснять, что к чему. Но и тогда, увы, ваш труд будет напрасным, ибо сказанное впервые как новость прочно оседает в сознании аудитории и надолго остается там до лучших для вас времен, когда возможная вторая спасительная волна интереса общественности к теме предоставит шанс исправить ошибку и без всяких предварительных условий бросит вас на микрофоны.

Однако прежде чем «ринуться на амбразуру», необходимо запомнить или хотя бы постараться следовать некоторым принципам, которые нужно иметь в виду при общении с прессой. Большая их часть носит запретительный характер, ограничивающий, казалось бы, вашу «свободу слова». Но эти запреты – только во благо.

Принцип 1. Никогда не говорите неправды. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие не только по отношению к вам лично, но и в целом ко всему ведомству.

Принцип 2. Никогда ничего не выдумывайте. Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: «Я выбил у него это признание!» Потом трудно будет объяснить, что, мол, «ничего такого» вы не говорили, он «сам все додумал». Если вы не знаете ответа на вопрос – так и скажите, добавив при этом, что не хотите показаться необъективным и постараетесь выяснить детали, а позже непременно поделитесь с прессой достоверной информацией.

Принцип 3. Никогда не комментируйте того, о чем у вас нет четкого представления, тем более, если направленность разговора выходит за рамки ваших прямых функциональных обязанностей. Не позволяйте втягивать себя в гипотетические дискуссии, особенно на политические темы (даже со ссылкой на свое личное мнение). Придерживайтесь рамок оговоренной ранее проблематики беседы.

Принцип 4. Никогда не давайте волю вашим чувствам. Соглашаясь на интервью, помните: ваше лицо – это лицо Вооруженных Сил. Ни в коем случае не позволяйте себе проявлений грубости, бестактности, раздражительности. Оставайтесь спокойным, рассудительным и, по возможности, обаятельным.

Принцип 5. Никогда не подвергайте критике дело, которому служите. Охотников до этого и так предостаточно. Сдержанная критика допустима, если она носит конструктивный характер и направлена на изменение ситуации к лучшему.

Принцип 6. Никогда не комментируйте слухи и мнения других людей. Придерживайтесь только достоверных фактов.

Принцип 7. Никогда не конкретизируйте данные о потерях, пока этому нет документальных подтверждений. Помните, что родственники не должны узнавать имена погибших из информационных сводок новостей.

Принцип 8. Никогда не раскрывайте информацию ограниченного распространения. Лучше оговорить заранее, что такие-то темы затрагиваться не будут. Примите меры к тому, чтобы карты и схемы в помещении, куда приглашены журналисты, не попали в объективы видео- и фотокамер.

Принцип 9. Никогда не нарушайте обещаний. Работа редакционного цеха зависима от информации, и под ваше интервью может быть оставлено место. Сорванная встреча или не предоставленные к условленному сроку данные вернутся к вам бумерангом в гипертрофированном виде.

Принцип 10. Никогда не говорите: «Без комментариев» (это пресловутое английское «No comments»). Всегда можно найти способ ответить на вопрос, даже если вы не знаете ответ или не можете говорить на какую-то определенную тему. Отказ отвечать журналисту создает впечатление, что ответ-то вы знаете, но не хотите «раскрывать страшную тайну».

Принцип 11. Никогда не думайте плохо о журналистах. С таким настроем лучше к прессе не выходить!

Теперь, когда вы вооружены «знанием всех тех богатств», которые выработаны в ходе многолетних усилий по достижению зыбкого консенсуса между «отвечающей стороной» и представителями журналистского корпуса, перейдем к рассмотрению специфических особенностей некоторых форм взаимодействия со СМИ.

Пресс-конференции и брифинги

Самая распространенная форма общения с представителями прессы. При этом организаторы (пресс-службы) должны в первую очередь определиться – какую цель преследует встреча с журналистами. Брифинг предполагает анонсирование какого-либо события, информацию о его развитии и завершении. Вариант извещения о событии приемлем, однако представитель ведомства должен быть готов дать ответы на интересующие журналистов вопросы. Особо осторожным следует быть, если присутствуют электронные СМИ, так как возможные поправки или уточнения уже нельзя будет сделать. Официальные заявления не перезаписываются! (Такой вариант, правда, возможен при записи «один на один», о чем речь пойдет ниже).

Следует акцентировать внимание присутствующих на пресс-конференции журналистов на заявленной заранее теме и оговорить, что возможные вопросы после вступительного слова не должны далеко уходить от основной проблематики. Всегда можно уйти от ответа на неожиданный вопрос, сославшись на рамки отведенной для разговора темы. И не надо этого избегать! Никто не обвинит вас в том, чего вы не говорили. Есть, правда, вероятность того, что ваше молчание будет интерпретировано соответствующим образом, однако лучше все-таки при невозможности иначе разрешить ситуацию прибегнуть к «обтекаемой формулировке», чем нести явную чушь. Если, конечно, вы не хотите прославиться.

Сложность пресс-конференции с присутствием электронных СМИ заключается в том, что на протяжении часа или около того вам приходится держать себя в строгости, ни жестом, ни словом нельзя дать усомниться собравшейся публике в правдивости и правильности сказанных вами слов. И «самое страшное» в том, что никто не знает, какой синхрон продолжительностью пятнадцать-двадцать секунд войдет в эфир новостного выпуска. Во избежание этого заготовьте «убойную» цитату заранее и произнесите ее с таким вдохновением и акцентом, чтобы ни у кого из корреспондентов не оставалось сомнений – вот это именно то, за чем он пришел сюда.

Ввиду того, что вашей персоне уделяется столь пристальное внимание в течение довольно-таки продолжительного времени, загодя стоит подумать не только о словах, но и о внешнем виде и умении «держаться под софитами» на протяжении часа. По крайней мере, на это надо себя настраивать. Если «пытка» кончится раньше, вам будет вдвойне приятно.

Наибольшую опасность здесь представляют руки. Они вечно мешают, и ничего с ними нельзя поделать. Вот почему для начинающих «ньюсмейкеров» (а таковым хочешь — не хочешь приходится становиться в зависимости от ранга) в этом случае палочкой-выручалочкой выступает самая простая авторучка (желательно, конечно, не очень простая, но и не такая шикарная, чтобы отвлечь внимание журналистов от вашей персоны и произносимых вами слов). Какой-либо другой предмет может вызвать различные интерпретации, но только не этот. Не следует, к примеру, слишком уж играть часами, если это, конечно, не подарок министра обороны. Говоря о часах, еще нужно заметить, что они частенько становятся тем предметом, который при соприкосновении с поверхностью стола производит казалось бы глухие, но с учетом рядом стоящих микрофонов, довольно-таки впечатляющие звуки, которые становятся наиболее отчетливо слышимы при прослушивании записи.

Если вы все-таки нашли в себе мужество согласиться на пресс-конференцию и вам не удалось, несмотря ни на какие ухищрения, найти уважительного предлога для того, чтобы не явиться на встречу с прессой, не надо стараться прятаться за горкой бутылок с минеральной водой. Желательно вообще отставить ее в сторону, если, конечно вы не вступили в тайный сговор с производителем какой-нибудь колы и конференция – лишь повод засветить его продукцию. Если вы встали за трибуну или сели за стол, где установлены микрофоны и как следствие попали в объективы камер – все ваши желания (пить, чихать, почесывать ухо или нос, потирать подбородок, приводить в порядок прическу, одежду) вмиг должны уступить одному и единственно нужному в это время занятию – следить за своей речью и при этом стремиться к тому, чтобы ответы хотя бы в минимальной степени приближались к теме задаваемого вопроса.

Интервью

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы не представитель пресс-службы и не имеете санкции на распространение определенного информационного сообщения, то обязаны отвечать только на те вопросы, которые входят в вашу компетенцию как должностного лица, а ответы должны быть ограничены рамками выполняемых вами функциональных обязанностей.

В силу того, что общение с прессой зачастую происходит вопреки вашему желанию, а иногда и по поручению высшего должностного лица, которому вы не в состоянии перечить дабы не оказаться в немилости, надо смириться с мыслью о неотвратимости действа и выжать из ситуации максимум. Интервью – это хороший повод заявить о себе как о толковом сотруднике той организации, которую вы представляете. К сожалению, оно также предоставляет широкие возможности для того, чтобы если не поставить крест на вашей карьере, то, по крайней мере, заставить начальство усомниться в ваших способностях, что до этого момента под сомнение не ставилось.

Успех или неудача интервью чаще всего зависят от подготовки к нему. При серьезном подходе к делу (альтернатива здесь отсутствует априори) вы не только почувствуете себя уверенно и спокойно, но и сможете донести до аудитории именно ту информацию, которую вам необходимо сообщить.

Для начала для себя следует найти ответы на несколько вопросов. Чем вызвано интервью? Почему поручено провести его именно вам? От вас требуется лишь сухая информация или же придется комментировать события? Если события, то какие, попросту говоря, плохие или хорошие? Хорошие обсуждать, конечно, гораздо легче, да и настроение, понятно, соответствующее — приподнятое, можно говорить открыто, с улыбкой. Плохие новости уже сами по себе ничего хорошего не несут, но говорить и о них порой приходится, собрав волю в кулак. Ибо если не скажете вы, найдутся другие комментаторы, поднаторевшие в выискивании такого негатива, что прошедшее событие как информационный повод превратится из нелепой случайности в трагедию вселенского масштаба, и вам понадобятся огромные усилия, чтобы хоть как-то свести к минимуму тот негативный эффект, который может последовать, если вовремя и оперативно не отреагировать и все пустить на самотек.

При подготовке к интервью необходимо предварительно навести справки относительно того, давались ли уже разъяснения по заданной теме кем-либо из других сотрудников ведомства или параллельных структур. Если да, то следует держаться одной выработанной линии (лучше, если общий контекст скоординирован централизованно во избежание разночтений). Некоторая детализация или уточнения не станут поводом для уличения ведомства в целом в разноголосице. Чтобы избежать возможные нестыковки и несогласованности, предпочтительнее всего предоставлять возможность высказаться на узко направленную тему одному представителю Вооруженных Сил, причем решение координационных вопросов здесь возлагается на Пресс-службу Минобороны.

Предварительно продумайте два-три основных тезиса, которые послужили бы основой вашего сообщения, и сформулируйте их в несколько легко запоминающихся и понятных не только вам, но и публике предложений. Стремитесь к краткости и сжатости формулировок с тем, чтобы основная мысль была высказана в течение 15-20 секунд. Превышающее эту нормативную планку сообщение на радио и телевидении, как правило, подвергается редактированию, а это не всегда может быть в ваших интересах.

Продумайте три-четыре самых неприятных вопроса по намеченной теме, которые вам могут задать. Ответьте на них вслух. Здесь не зазорно говорить, если хотите, о репетиции перед зеркалом. Это две разные вещи – подумать об ответе на вопрос и услышать, как он звучит в ваших устах.

Перед началом интервью следует обговорить с представителем прессы круг тем, если встреча не вызвана одним вопросом или несколькими, переданными заранее. Существуют темы, которые не подлежат обсуждению, и об этом надо предупредить корреспондента. При этом желательно, по возможности, терпеливо объяснить мотивы отказа. В этом случае ваши доводы будут восприняты с пониманием.

Важно помнить, что эфирное время новостных передач строго ограничено, поэтому не будет нетактичным поинтересоваться, что именно хотят от вас услышать. Чтобы довести вашу точку зрения до аудитории, можно прибегнуть к нехитрому, но эффективному ходу, когда желательный для вас вопрос вы задаете вслух сами и тут же на него отвечаете. Сначала высказывайте основную мысль. После того, как вы ее сформулировали, можно, при необходимости, привести более подробные данные для подкрепления своей позиции. Четкий акцентированный комментарий в этом случае неизбежно будет выбран редакторами программы новостей как наиболее удачный из всего сказанного ранее.

Заранее следует определиться, на каких условиях будет проводиться интервью – с правом записи и ссылок на интервьюируемого, с правом ссылок на должностное лицо или представителя ведомства или же без права записи и ссылок. В принципе, не следует идти на разговор с журналистом без права записи и ссылок. Никто не может поручиться, что в какой-то (как правило, самый неподходящий) момент ваши слова не всплывут в подтверждение мысли автора материала, и для пущей убедительности будет дана ссылка на вас. Поэтому надо всегда иметь в виду следующее: в каком бы доверительном формате не проводилась беседа не говорите того, чего бы вы не хотели услышать позже с ваших же слов.

Если во время записи у вас запершило в горле, неверно было поставлено ударение, вылетело «лишнее» слово или же вас просто-напросто «заклинило», извинитесь и попросите перезаписаться. Вы даете интервью серьезным программам, и они в равной степени не заинтересованы в браке.

Хотя к радио- и телеинтервью предъявляются в целом идентичные требования, которые рассматривались выше, однако специфика общения с этими электронными СМИ не должна быть обойдена нашим вниманием.

Телеинтервью

Правила ведения телеинтервью делятся на два блока: поведенческий и содержательный. Многие из них также применимы и к радиоинтервью, речь о котором пойдет ниже. Причем они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что недоработка одного из них может привести к нежелательному результату. Правила эти должны учитываться в комплексе, а посему их градация носит номинальный характер и в большей степени объясняется удобством их запоминания.

Вряд ли стоит напоминать, что на интервью люди не должны приходить как на праздник с цветами и транспарантами, но тем не менее лишний раз посмотреться в зеркало не помешает, а то и без стеснения поинтересоваться у корреспондента своим внешним видом. А что он заинтересован представить вас в лучшем виде, вы и не сомневайтесь. По возможности, во время телеинтервью избегайте ношения крупных блестящих знаков. Они не только отвлекают зрителя от содержательной части разговора, но и дают блики в объектив камеры. Не надевайте солнцезащитные очки или очки типа «хамелеон». Они скрывают ваши глаза, а аудитория оценивает честность говорящего по движению глаз. Если вы прячете глаза или же они бегают, создается впечатление, что вы пытаетесь скрыть какую-то информацию. Помните, что выражение лица и тон голоса должны соответствовать теме и характеру обсуждаемой проблемы.

Правило 1. Держите в уме заготовленные заранее тезисы. При любом ответе на вопрос старайтесь развернуть его так, чтобы ваш ответ убедил зрителя, что вы откомментировали именно ту проблему, которая была перед вами поставлена.

Правило 2. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте. Даже если интервью идет в прямом эфире, несколько секунд на обдумывание ответа иной раз того стоят.

Правило 3. Старайтесь вести свою линию. Если вы чувствуете, что интервью идет к своему завершению, а нужный вам тезис не прозвучал, следует выбрать удобный момент и задать самому вслух вопрос, на который у вас готов ответ.

Правило 4. Избегайте односложных ответов. Вам предоставлена возможность довести свою точку зрения до зрителя, и ваша задача максимально использовать этот шанс. Короткие фразы могут быть использованы лишь для усиления драматичности ситуации или демонстрации решимости исправить положение.

Правило 5. Не отвечайте вопросом на вопрос. Зритель рассчитывает получить вашу точку зрения, а не дополнительную головоломку.

Правило 6. Избегайте излишней статистики. Нагромождение цифр затрудняет восприятие основной мысли. Кроме того, статистика относительна, и вас всегда можно будет впоследствии обвинить в неточности и, что еще хуже, в неинформированности.

Правило 7. Используйте простой разговорный язык, и вас не уличат в зазубривании текста ответов, подготовленных заранее и поэтому, как правило, имеющих характер формальных, четко нарезанных фраз.

Правило 8. Не следует казаться фамильярным. Не обращайтесь к корреспонденту по имени. Может сложиться впечатление, что вы давно находитесь в приятельских отношениях, и он при любом раскладе на вашей стороне, что вызовет недоверие у зрителя к сказанному вами.

Правило 9. Используйте принцип акцентированной концовки. Корреспондент заинтересован в завершении интервью «на высокой ноте». Помогите ему в этом, когда почувствуете, что ваша беседа близится к завершению.

Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

Правило 1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него. Если вы общаетесь с группой журналистов, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

Правило 2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того – в «даче заведомо ложных показаний».

Правило 3. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Кроме эстетически неприглядного вида ваших белков сложится впечатление, что все это мероприятие вам порядком надоело. Да и ответа на поставленный вопрос вы на потолке не найдете.

Правило 4. Держитесь спокойно, с достоинством. Не раскачивайтесь в кресле из стороны в сторону, взад-вперед. Мало того, что это совсем не свидетельствует о вашей мнимой расслабленности, это еще и повод говорить о вашем внутреннем волнении, а то и психическом дискомфорте. Да и стоящий перед вами микрофон не повторяет в такт ваши движения, а посему звук будет «плавать». Не держитесь за микрофон!

Правило 5. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

Правило 6. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к корреспонденту вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

Правило 7. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

Правило 8. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

Правило 9. Не ставьте руки на бедра. Это – показатель вашего агрессивного настроения.

Правило 10. В положении сидя положите руки на стол. Можно держать кулак одной руки в ладони другой, однако при этом не перебирайте большими пальцами, ибо эти движения отвлекают зрителя.

Правило 11. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. Если это авторучка, не щелкайте ею, а тем более не разбирайте ее на части.

Правило 12. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. В этом случае ваш вид не будет таким уж неловким, как это вам самим может показаться.

Правило 13. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Оператор может не рассчитать длину ваших верхних конечностей, и они просто-напросто «выпадут из кадра». Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

Правило 14. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

Правило 15. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Одни психологи утверждают, что такая позиция означает готовность к схватке. Другие – желание побыстрее покинуть место действия. И ни одно из этих заключений для вас не подходит. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза.

Правило 16. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный?

Идет ли передача в записи или в прямом эфире?

Какова ее продолжительность?

Кто ведущий программы? Каков его настрой?

Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты?

Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров?

Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы?

Будет ли заключительное слово предоставлено вам?

Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

Радиоинтервью

Этот вид интервью имеет несколько особенностей, которые нельзя не учитывать.

Правило 1. Не пользуйтесь шпаргалками! Вы думаете, если вас не видно, то можно уткнуться в текст и индифферентным голосом его озвучивать. Не обольщайтесь! Шуршание листов бумаги и не замечаемая только вами скованность выдадут вас с потрохами.

Правило 2. Говорите законченными предложениями. Это помогает редактору работать над плавностью звучания вашего синхрона.

Правило 3. Не делайте частых и продолжительных пауз в прямом эфире. Если на телеэкране картинка сглаживает этот недостаток, то «молчащий» радиоприемник выглядит по меньшей мере странно.

Правило 4. Не заполняйте паузы мычанием, кашлем и вздохами. Это еще хуже, чем молчать!

Интервью для информационных агентств

Как правило, эти интервью носят событийный характер и отличаются оперативностью. При общении с представителями прессы вообще стоит следить за каждым своим словом, однако здесь это правило следует блюсти с особым вниманием. Ваше сообщение моментально диктуется на ленту новостей, и вы не успеете дойти до кабинета начальника, чтобы доложить о проведенном мероприятии, как он будет все знать, а вы – его реакцию. А с развитием телефонов мобильной связи корреспонденту достаточно вместо диктофона использовать самый примитивный «мобильник», чтобы по окончании вашей заключительной фразы лишь добавить: «…заявил сегодня журналистам представитель министерства обороны».

Интервью для органов печати

Особенностью этого вида интервью и одновременно его преимуществом с точки зрения интервьюируемого является то, что с корреспондентом, при необходимости, можно договориться о просмотре текста готовящегося к печати материала (это положение, кстати, предусмотрено Законом о СМИ). После соответствующей правки вы можете чувствовать себя более-менее уверенно и спокойно. Однако надо иметь в виду, что затягивать с правкой текста никак нельзя, и если был уговор вернуть доработанный материал к определенному сроку, это должно быть сделано. Для этой продукции время сдачи номера в печать свято. И если важное заявление или комментарий сделаны сегодня, то завтра вы его должны обязательно обнаружить на шуршащих страницах утренних изданий. А сегодняшние газеты, в которых напечатаны позавчерашние новости, годятся только для завертывания рыбы.

Интервью по телефону

При соблюдении всех вышеперечисленных правил самое главное здесь, как ни странно, память. Помните, что с поднятием трубки на другом конце провода может одновременно включаться звукозаписывающее устройство, и не исключено, что какой-то отрывок вашей беседы, в том числе шутки-прибаутки, вы сможете буквально через несколько минут после разговора по телефону иметь удовольствие прослушать по телевидению или радио.

И вот теперь пришло время сказать о самом опасном. Старайтесь запомнить вышеприведенные правила, пока читаете их, но не в коем случае не пытайтесь их вспоминать во время интервью, ибо тогда вы неизбежно забудете все, о чем хотели поведать аудитории. Это уже несколько позже вы можете провести самоанализ и для сверки вновь пробежаться по этим строкам, которые, кстати сказать, не выбиты на камне и могут еще не раз быть исправлены и дополнены.

Пресс-служба Министерства обороны

Туалетная бумага и бумажные салфетки – товар, востребованный во всем мире.

Предпосылок на снижение спроса в обозримом будущем нет, поэтому можно смело открывать по производству туалетной бумаги и салфеток.

Есть два способа производства: из готового сырья или из макулатуры.

Так как наш сайт посвящен переработке отходов и защите экологии, в статье поговорим об изготовлении этих товаров из макулатуры .

Причин обратить внимание на эту нишу несколько:

  1. Это рентабельный бизнес. Если приложить усилия, вложенные средства окупятся за год или даже меньше.
  2. Товар востребован повсеместно и круглый год. В вашей продукции будет нуждаться множество предприятий, вам останется только договориться о сотрудничестве.
  3. Вклад в экологию . Давая макулатуре вторую жизнь, вы будете чувствовать важность и полезность своего дела.

Если говорить о недостатках, они тоже есть, как и у любого бизнеса. Это не недостаток, а, скорее, предостережение: у вас будут конкуренты, их будет много, и могут возникнуть сложности со сбытом.

Бизнес-идею подхватили очень многие, но далеко не у всех бизнес «пошел». Поэтому проговорим в начале статьи: изучите нишу, узнайте о вариантах сбыта заранее , составьте бизнес-план, и только потом, взвесив все за и против, вкладывайтесь в оборудование.

Поскольку конкуренция есть, и она высока, вы должны всегда быть на шаг впереди конкурентов .

Для этого:

  • производите качественную продукцию;
  • придумайте интересное, запоминающееся название;
  • не пренебрегайте дизайном упаковки;
  • не скупитесь на рекламу, когда товар уже будет стоять на полках супермаркетов.

Конечно, последние три пункта больше адресованы тем, кто хочет делать эксклюзивную продукцию , которая будет отличаться от изделий конкурентов. Тем, кто решит производить самую обычную дешевую туалетную бумагу и простые салфетки, маркетинговые изыски не понадобятся. Но первый пункт обязателен для всех.

Качественный товар – залог того, что отношения «сложатся» и с оптовиками, и с конечными потребителями.

Есть ли спрос на продукцию?

Спрос на туалетную бумагу и салфетки был, есть и будет. Другой вопрос, что предложение может превышать спрос. Путем несложных подсчетов можно определить, насколько востребована продукция в вашем городе/регионе.

Исходя из примерных подсчетов, семья из двух человек расходует один рулон бумаги в неделю . Выходит, в городе с населением в 200 тыс. человек недельная потребность населения в туалетной бумаге будет составлять 100 тысяч рулонов. Это порядка 14 тыс. рулонов в день.

На старте, при наличии оборудования средней производительности это количество продукции вы изготовите за одну или полторы смены. Умножьте эту цифру на количество конкурентов в регионе, и вы получите соотношение реального спроса и предложения.

Конечно, ограничиваться только своим городом недостаточно. Для полноценного и масштабного производства потребуется наладить каналы сбыта и в других областях , но на первых порах без наличия деловых контактов это вряд ли удастся сделать.

Чтобы не попасть в ряды «прогоревших», реально оценивайте ситуацию на рынке до вложения средств.

Что нужно для старта?

Изготовление туалетной бумаги и салфеток – это не бизнес с нуля . Потребуется стартовый капитал. Его размер будет зависеть от того, насколько широко вы решите «развернуться».

Что потребуется сделать:

  1. Зарегистрировать свою деятельность (ИП или ООО).
  2. Купить или арендовать производственное помещение .
  3. Купить или арендовать помещение под склад .
  4. Купить оборудование .
  5. Получить лицензию на производство.
  6. Получить разрешение от СЭС и от Пожарной инспекции.
  7. Найти поставщиков сырья или наладить производство сырья из макулатуры.
  8. Найти поставщиков упаковки , втулок и других материалов, или наладить собственное производство.
  9. Найти каналы сбыта .

Запуск бизнеса

Несмотря на то, что пункт «найти каналы сбыта» в списке стоит последним, начать нужно именно с него. Ведь именно от него зависит, будет ли успешным ваше дело.

Ищем каналы сбыта

Есть два варианта каналов сбыта – оптовики и торговые точки.

  1. Оптовики – те, кто купит ваш товар, а потом перепродаст в торговые точки.
  2. Торговые точки – те, кто реализует продукцию конечному потребителю.

Нетрудно догадаться, что продавать свой товар оптовикам менее выгодно . Но многие начинающие предприниматели выбирают именно этот вариант , и на то есть причины:

  • товар не будет залеживаться на складах;
  • с оптовиком договориться проще, чем с сетевыми супер- и гипермаркетами;

Обзвоните оптовые базы, их контакты вы сможете найти в поисковой выдаче по вашему региону. После общения с потенциальными оптовыми партнерами сделайте вывод, насколько востребована ваша продукция.

Юридическое оформление

Можно зарегистрировать как ИП (индивидуальный предприниматель), так и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Предпочтительно выбирать второй вариант , так вам будет проще наладить сбыт продукции.

Далее покупайте лицензию . Лицензия на производство туалетной бумаги и салфеток обойдется вам порядка 150 тыс. рублей . Сюда же добавляем стоимость открытия ООО 10 тыс. рублей .

Если вы планируете изготавливать товар из макулатуры, дополнительной лицензии на переработку вторсырья не потребуется.

Помещение

Выбирая помещение, ориентируйтесь на его размеры . Предпочтительно иметь площадь хотя бы 150 кв. м . Делить его придется минимум на три части:

  • производственная зона;
  • склад сырья;
  • склад готовой продукции.

Если ваши склады будут удалены от производственного цеха , потребуется купить грузовой автомобиль, нанять водителя и грузчиков, а это немалые расходы . Так что, выбирая помещение, сразу учитывайте его размеры и количество продукции, которую планируете выпускать. Если вы собираетесь перерабатывать макулатуру, учитывайте и этот факт – оборудование потребует дополнительного места.

Чтобы сэкономить, арендуйте склады и цех на окраинах города или вовсе за его пределами.

Персонал

Нанимать людей для обслуживания всех видов оборудования придется в количестве трех-шести человек .

Если вы планируете запустить бесперебойную работу линии, умножьте это количество на три : таким образом, персонал будет работать по восемь часов в три смены.

Как правило, особых навыков и опыта от людей, обслуживающих бумагоделательные машины, не требуется .

Обучение происходит быстро, использование станков является интуитивно понятным. К тому же, многие поставщики оборудования сами бесплатно научат ваш персонал всем необходимым навыкам и умениям.

Помимо работников цеха, вам понадобятся услуги :

  • водителя;
  • грузчиков;
  • бухгалтера;
  • уборщика;
  • сторожа.

Эти должности могут быть совмещены между собой, или какую-то функцию может выполнять владелец бизнеса (то есть, вы).

Где брать сырье?

В качестве сырья выступает макулатура.

Для изготовления туалетной бумаги и салфеток подойдут:

  • старые газеты;
  • офисная бумага;
  • тетради;
  • упаковочная бумага и картон;
  • гофрокартон.

Понятно, что собирать макулатуру самостоятельно для производства вы не сможете. Поэтому сразу примите решение, где ее брать. Варианта минимум два:

  • связаться с владельцами пунктов приема макулатуры;
  • открыть свой собственный пункт.

Покупать у сборщиков

Если вы не хотите заниматься приемом макулатуры, договаривайтесь с другими приемщиками. Как правило, они сдают собранную макулатуру перекупщикам по не очень выгодным ценам, реже – работают напрямую с ЦБК (целлюлозно-бумажными комбинатами).

Как бы там ни было, сотрудничеством с вами заинтересуется большинство из них , так как:

  • работая с перекупщиками, они теряют часть дохода;
  • работая с ЦБК, они месяцами ждут выплату за сданное сырье (таков нюанс работы с комбинатом).

Узнайте условия , на которых работают пункты приема макулатуры со своими партнерами, и предложите им более выгодные . Наладив связь с несколькими пунктами, считайте, что сырье для производства у вас в кармане.

Открыть пункт приема макулатуры

Открывая собственный пункт приема, вы «железно» обеспечиваете себя сырьем и перестаете зависеть от его поставок .

Для старта не понадобится крупных вложений. Если у вас имеется в наличии складское помещение (для начала подойдет гараж) и легковой автомобиль с прицепом , вы можете открыть пункт приема практически за один день. Главное – найти поставщиков сырья.

Как открыть пункт приема макулатуры, подробно описано в . Кстати, если бизнес на туалетной бумаге и салфетках по каким-то причинам не пойдет, вы будете иметь запасной вариант в виде пункта приема, который также приносит стабильный доход и поможет «отбить» вложенные в оборудование деньги.

Технология изготовления из макулатуры и ее преимущества

Туалетную бумагу и салфетки изготавливают из:

  • древесной целлюлозы;
  • переработанной макулатуры;
  • тряпичной полумассы.

Изготовление из макулатуры имеет ряд преимуществ:

  • повсеместная доступность и дешевизна сырья;
  • экологичность (избавление природы от мусора и снижение необходимости в вырубке лесов).

Изготовление изделий непосредственно из макулатуры подразумевает полный цикл производства.

Под неполным циклом понимают изготовление из готовой бумажной основы.

Неполный цикл производства подразумевает закупку более дорогого сырья, поэтому выгоднее наладить полный цикл.

Рассмотрим полный цикл производства . Он проходит в несколько этапов:

  1. Сортировка и измельчение бумажной массы на мелкие фрагменты (1-5 см). Для этого используются дробилки.
  2. Переработка бумажной массы в гидроразбивателе и роспуск на волокна.
  3. Очистка массы от примесей и посторонних предметов при помощи улавливателей (ими оснащены некоторые модели гидроразбивателей).
  4. Изготовление бумажных изделий из полученного водно-бумажного раствора при помощи бумагоделательной машины.
  5. Намотка, резка и упаковка изделий при помощи специальных станков.

Подробнее о процессе переработки макулатуры читайте в .

Оборудование

Изготовление туалетной бумаги и бумажных полотенец подразумевает наличие определенных видов оборудования, на каждом их которых мы остановимся подробно.

Для подготовки сырья вам понадобятся:

  • дробилка;
  • гидроразбиватель;
  • вибросито;
  • промывочный аппарат;
  • очистители-улавливатели;
  • мешалки.

Для изготовления рулонов:

  • бумагоделательная машина;
  • бобино-размоточный станок;
  • станок для нарезки рулончиков;
  • оклеечный стол;
  • упаковочный станок.

Приобретая каждый станок отдельно, вы:

  • расходуете больше средств на оборудование;
  • нанимаете больше персонала;
  • занимаете больше полезного пространства в цеху.

Учитывая вышесказанное, есть смысл покупать линию (мини-завод) по производству салфеток и туалетной бумаги. В нее будет входить бумагоделательная машина , изготавливающая бумагу в рулонах шириной 1,5-2,2 метров метра и аппарат для перемотки и нарезки рулонов .

Такую линию можно приобрести на сайте alibaba . В данной категории представлены мини-заводы для изготовления:

  • туалетной бумаги;
  • бумажных полотенец;
  • салфеток.

Здесь же есть оборудование для производства втулок, для резки рулонов, а также упаковочные станки.

В каталоге представлены как автоматические (от 4 млн. руб.), так и полуавтоматические (от 1,3 млн. руб.), линии, а также отдельные станки.

Есть и оборудование для производства картонной втулки (от 220 тыс. руб.).

На что нужно обратить внимание при покупке оборудования:

  1. Гарантийный срок. Поставщик обязан в течение определенного времени брать на себя ответственность за оборудование (устранить неполадки или вернуть средства, если аппарат будет неисправен).
  2. Доставка. Если вы не живете в одном из крупнейших городов России, то вероятность того, что вы купите нужное оборудование в своем городе, стремится к нулю. Узнайте подробности доставки оборудования: кто этим занимается, кто это оплачивает и в какой срок это произойдет.
  3. Сборка оборудования и обучение вашего персонала. Эти услуги обычно входят в конечную стоимость оборудования, но уточнить это заранее не помешает.

Виды изготавливаемой продукции

Покупать оборудование и планировать бюджет нужно исходя из того, какую продукцию вы планируете изготовить .

Это может быть:

  • обычная туалетная бумага с втулкой или без;
  • цветная, рифленая, тисненая, ароматизированная, многослойная бумага и салфетки, в том числе эксклюзивные виды продукции;
  • рифленые бумажные полотенца с втулкой;
  • бумажные полотенца листовые.

Определившись с типом выпускаемой продукции, вы можете примерно рассчитать расходы на ее производство.

Итоги

Как уже стало ясно, самое главное в бизнесе на туалетной бумаге и салфетках – стабильные каналы сбыта . Если вы умеете добиваться своего, и трудности вас не пугают – это не станет проблемой.

И все же может случиться, что ваш бизнес не окажется рентабельным по ряду причин. Тогда вы можете:

  • продать оборудование или сдать его в аренду;
  • продать готовый бизнес;
  • начать производство других изделий из макулатуры, на которые спрос будет больше.

Удачи в новых начинаниях.

Процесс изготовления туалетной бумаги показан в видеоролике:

Вконтакте

Современные технологии производства позволяют не ограничиваться скрученной в рулон однослойной туалетной бумагой, а позволяют расширить ассортимент двух и трехслойной, с картонной или пластиковой втулкой, изготавливать широкий «семейный» рулон вместо стандартного 50-ти метрового рулона, добавлять ароматизаторы или различные рельеф и тиснения.

 

Все большим спросом начинают пользоваться широкие кухонные полотенца из бумаги. Технология их производства ничем не отличается от производства туалетной бумаги. Со временем в свой ассортимент стоит включить и бумажные салфетки. Как столовые, так и для гигиены лица. Также изделие можно производить с принтом в виде купюр, анекдотов или различных инструкций и т.д.

Сырье для производства

Основное сырье для производства - бумажная основа санитарно-гигиенического назначения (поставляется в рулонах на гильзе), которая изготавливается по ГОСТам из макулатуры различных сортов. Основа может быть длиной от одного до двух метров и весить от 100 до 600 килограмм.

Еще в качестве сырья можно использовать макулатуру. При использовании макулатуры потребуется более дорогое оборудование, но это позволит сэкономить на сырье. Картонную втулку для бумаги можно закупать отдельно или производить самостоятельно. Для ее изготовления потребуется специальный клей (например «Декстрин») и картон в ролях. Понадобятся упаковочная бумага или полиэтилен, а также этикетки с логотипом компании.

Требуемое оборудование

Производимую продукцию можно поделить на два вида:

  1. туалетная бумага с втулкой (гильзой);
  2. туалетная бумага, свернутая в лог без втулки (гильзы).

Стоит отметить, что для первого варианта втулку придётся покупать отдельно, либо изготавливать самостоятельно, но для этого потребуется дополнительный станок. Во втором случае будет меньше затрат на сырье, но спрос на такую продукцию значительно ниже, чем на бумагу с втулкой.

С примерами комплектации производственного цеха вы сможете ознакомиться в разделе оборудование для производства туалетной бумаги .

Оборудование для производства бывает двух видов:

  1. изготовление с использованием бумажной основы санитарно-гигиенического назначения;
  2. изготовление с использованием макулатуры.

Для второго варианта требуется более дорогостоящее оборудование.

Минимальное оборудование, требуемое для производства туалетной бумаги из основы санитарно-гигиенического назначения:

  • перемоточно-намоточный станок;
  • отрезной станок;
  • упаковочный стол.

Технология производства туалетной бумаги, сырьем для которой служит бумажная основа гигиенического назначения:

  1. бумажная основа устанавливается на барабане;
  2. далее она пропускается через блоки перфорации и задания тиснения;
  3. наматывается на широкую гильзу (втулку) или скручивается в лог без гильзы;
  4. на отрезном станке формируются рулоны нужной ширины.
  5. рулоны упаковываются в полиэтиленовые или бумажные пакеты.

При производстве туалетной бумаги из макулатуры требуется дополнительное оборудование для промывки, измельчения, сушки и последующего снятия бумажной ленты шаберным ножом.

Сбыт

Для производителя существует два основной канал сбыта:

Рентабельность производства

Технико-экономическое обоснование вложений средств в организацию бизнеса по производству туалетной бумаги.

Для запуска производства потребуется следующие расходы:

Расходная часть деятельности цеха состоит из следующих видов расходов

  • Себестоимость изготовления продукции
  • Общие расходы

В себестоимость изготовления включаются следующие затраты:

К общим расходам относятся:

  • Аренда помещения (100 кв.м.): 50 тыс. руб.
  • Заработная плата работникам (5 чел): 70 тыс. руб.
  • Прочие расходы: 30 тыс. руб.

Цена за рулон бумаги эконом качества стоит 3,2 рубля за рулон (оптовая цена). При выходе на прогнозную производительность - 300 тысяч рулонов, месячная выручка составляет 960 000 руб. Расчет прибыльности деятельности (усреднение показатели)

При условии выхода на прогнозную производительность в течение 6 месяцев, полная окупаемость инвестиций в организацию производства туалетной бумаги из макулатуры составляет 24 месяца.