Техника и технология изготовления ворсового ковра. Нетканые ковры машинной работы

ПОИСК КОВРОВ, КОВРОЛИНА И ПАЛАСОВ ПО КАТАЛОГУ:

Выберите размер (м) 0.50 x 1.80 0.60 x 0.90 0.60 x 1.00 0.60 x 1.10 0.70 x 1.40 0.75 x 1.50 0.80 x 1.20 0.80 x 1.30 0.80 x 1.33 0.80 x 1.40 0.80 x 1.47 0.80 x 1.50 0.80 x 1.60 0.80 x 3.00 0.80 x 5.00 0.80 x 6.00 0.80 x 7.00 0.80 x 8.00 0.80 x 9.00 0.80 x 10.00 0.80 x 11.00 0.80 x 12.00 0.80 x 13.00 0.80 x 14.00 0.80 x 15.00 0.80 x 20.00 0.80 x 25.00 0.80 x 30.00 0.83 x 1.40 0.85 x 1.60 0.90 x 1.50 0.95 x 1.40 1.00 x 1.00 1.00 x 1.40 1.00 x 1.50 1.00 x 2.00 1.00 x 3.00 1.00 x 4.00 1.00 x 5.00 1.00 x 6.00 1.00 x 7.00 1.00 x 8.00 1.00 x 9.00 1.00 x 10.00 1.00 x 11.00 1.00 x 12.00 1.00 x 13.00 1.00 x 14.00 1.00 x 15.00 1.00 x 20.00 1.00 x 25.00 1.00 x 30.00 1.10 x 1.70 1.20 x 1.20 1.20 x 1.56 1.20 x 1.60 1.20 x 1.70 1.20 x 1.80 1.20 x 2.00 1.20 x 2.50 1.20 x 3.00 1.20 x 4.00 1.20 x 5.00 1.20 x 6.00 1.20 x 7.00 1.20 x 8.00 1.20 x 9.00 1.20 x 10.00 1.20 x 11.00 1.20 x 12.00 1.20 x 13.00 1.20 x 14.00 1.20 x 15.00 1.20 x 20.00 1.20 x 25.00 1.20 x 30.00 1.30 x 1.90 1.33 x 1.85 1.35 x 1.95 1.35 x 2.00 1.40 x 1.90 1.40 x 2.00 1.40 x 2.90 1.50 x 1.50 1.50 x 2.00 1.50 x 2.25 1.50 x 2.30 1.50 x 2.33 1.50 x 2.50 1.50 x 3.00 1.50 x 4.00 1.50 x 5.00 1.50 x 6.00 1.50 x 7.00 1.50 x 8.00 1.50 x 9.00 1.50 x 10.00 1.50 x 11.00 1.50 x 12.00 1.50 x 13.00 1.50 x 14.00 1.50 x 15.00 1.50 x 20.00 1.50 x 25.00 1.50 x 30.00 1.56 x 2.30 1.56 x 3.00 1.60 x 1.60 1.60 x 2.20 1.60 x 2.30 1.60 x 2.35 1.60 x 2.40 1.60 x 3.00 1.60 x 4.00 1.70 x 1.70 1.70 x 2.35 1.70 x 2.40 1.70 x 2.50 1.80 x 2.50 1.80 x 2.60 1.80 x 2.70 1.80 x 2.80 1.80 x 3.50 1.80 x 3.60 1.80 x 4.50 1.80 x 4.60 1.95 x 2.90 1.95 x 3.00 2.00 x 1.00 2.00 x 2.00 2.00 x 2.50 2.00 x 2.85 2.00 x 2.90 2.00 x 2.95 2.00 x 3.00 2.00 x 3.50 2.00 x 3.90 2.00 x 4.00 2.00 x 4.50 2.00 x 5.00 2.00 x 5.50 2.00 x 6.00 2.00 x 7.00 2.00 x 8.00 2.00 x 9.00 2.00 x 10.00 2.00 x 11.00 2.00 x 12.00 2.00 x 13.00 2.00 x 14.00 2.00 x 15.00 2.00 x 20.00 2.00 x 25.00 2.00 x 30.00 2.20 x 4.20 2.20 x 4.60 2.20 x 5.10 2.30 x 3.20 2.30 x 4.20 2.34 x 3.40 2.40 x 2.40 2.40 x 3.10 2.40 x 3.30 2.40 x 3.40 2.40 x 4.00 2.40 x 4.80 2.40 x 5.00 2.50 x 1.00 2.50 x 2.50 2.50 x 3.00 2.50 x 3.40 2.50 x 3.45 2.50 x 3.50 2.50 x 4.00 2.50 x 4.50 2.50 x 5.00 2.50 x 5.50 2.60 x 3.60 2.60 x 4.60 2.60 x 5.50 2.60 x 5.60 2.80 x 3.70 2.80 x 3.80 2.80 x 4.70 2.80 x 4.80 2.80 x 5.70 2.90 x 3.90 2.93 x 4.00 2.93 x 5.00 3.00 x 1.00 3.00 x 3.00 3.00 x 3.50 3.00 x 3.90 3.00 x 4.00 3.00 x 4.50 3.00 x 5.00 3.00 x 5.50 3.00 x 6.00 3.50 x 1.00 3.50 x 4.00 3.50 x 5.00 3.60 x 4.60 3.60 x 5.60 3.85 x 5.00 3.85 x 6.00 4.00 x 1.00 4.00 x 4.00 4.00 x 4.70 4.00 x 4.80 4.00 x 5.00 4.00 x 5.70 4.00 x 5.80 4.00 x 6.00 5.00 x 1.00

Выберите состав Exellan fibre 100% Акрил 100% Вискоза 100% Полиамид + войлок Полипропилен (heat set) ПП Frize 100% Хет-сет Шерсть 100% Шерсть 40% + Акрил 60% Акрил+шерсть Шелк 70% + Шерсть 30% Хлопок 100% Акрил-полиэстер Вискоза (шелк) Вискоза - Шелк Бамбук+Шелк Шелк хет-сет шенилл Шерсть+Шелк Bamboo POLYESTER Полиэстер+Микрофибра Вискоза хлопок хит-сет+термоусадка шерсть 85% - акрил 15% Бамбук+Акрил WOOL & SILK

Выберите страну Бельгия Китай Молдова Россия Турция Белоруссия Украина Иран Узбекистан Казахстан

Ковры начали изготавливать с того времени, как изобрели первый ткацкий станок. В целом ковер представляет собой тканое полотно из пряжи различного происхождения. Его используют для декоративных и практических задач.

Ковры можно поделить по технике исполнения и характеру узоров, а также по типу получения. По первому признаку – это могут быть ворсовые, безворсовые и войлочные ковры. По второму признаку – ручной или машинной работы.

Красители, которые на сегодняшний день используются при производстве ковров, – натуральные, и искусственные – анилиновые, полимерные, синтетические, хромовые.

Оборудование для производства ковров

Оборудования для ткачества выпускают различные страны, однако лидирующие позиции в технологическом оснащении занимают германские производители. Именно они начали использовать систему по управлению ткацкими станками. Они могут быть рапирными или пневматическими.


К примеру, компания Lindauer Dornier GmbH использует запатентованную систему FT, которая позволяет управлять линией станков без снижения их производительности. Новые системы ввода нити утка позволяет на одной машине использовать пряжу от самых тонких номеров волокон натуральной пряжи до самых грубых искусственного происхождения.

Кроме непосредственно ткацкого оборудования, есть оборудование, которое подготавливает пряжу к процессу ткачества. Это сновальные, перегонные, ленточные сновальные, и шлихтовальные машины.

В ткачестве ковров на сегодняшний день все больше используются бесчелночные станки, у которых паковка с уточной пряжей расположена сбоку от станка. Для подачи нити утка используется специальный механизм – барабан-накопитель. По типу механизма станки могут быть либо пневматическими, либо гидравлическими, либо же рапирными. Также комбинированный вариант – пневмо-рапирный.

Пневматические станки работают с использованием сжатого воздуха, который проводит уточную нить в зеве. Основными производителями признаны компании из Японии, Бельгии, Германии и Италии.

Гидравлические ткацкие станки вместо воздуха используют воду, что вносит коррективы в механизм и способ подачи материала. Лидирующие позиции занимают опять же производители из Японии, Бельгии, Германии и Италии.

У рапирных ткацких станков уточная нить вводится в зев с помощью рапир. Механизм их работы основан на подающее-принимающем принципе. Рапиры могут быть жесткими, телескопическими либо же гибкими. На рынке производителей первые позиции занимают Бельгий, Германия, Италия и Швейцария. Некоторое время выпускались на территории Российской Федерации. Van-De-Vielle – компания бельгийского производителя специально производит оборудование для изготовления ковров.

Технология производства ковров + видео как делают

Типы технологии производства и закрепления волокон также позволяют классифицировать ковры следующим образом – тканые, войлочные, плетеный, тафтинговые – или пучками, иглопробивные. Последние два варианта – автоматизированные, для них используются специальные машины.


Технология производства ковров машинным или автоматическим способом зависит от типа используемого оборудования, материала, способа плетения и других факторов.

Характеристики и параметры, которые влияют на стоимость ковра машинного производства:

  • плотность плетения, в ворсовых точках, на квадратный метр.
  • высота ворса;
  • материал для ворса;
  • толщина нитей;
  • количество цветов для ковра;
  • наличие или отсутствие ручных операций.

Классификация ковров ручной работы имеет три категории. Ручной тафтинг – в основе лежит прошивание основы ковра ворсовыми нитями вручную, а если быть точнее – то с помощью пистолета, который прошивает пучком нитей натянутое полотно основы ковра. В результате ковер может быть петлевым – если оставить петли целыми, и с разрезным ворсом. Отсюда и получают три типа тафтинговых ковров – скульптурные, когда длина ворса разная, длинноворсные и петельные. Они могут свободно между собой сочетаться и тогда получают оригинальные ковры с привлекательной внешностью.

Тканые ковры представляют собой полотно из переплетённых перекрёстно продольных и поперечных нитей. Данный ковер не имеет ворса. Он может ткаться вручную или с помощью ткацкого станка. В зависимости от местности или техники переплетения тканый ковер может называться по различному – сумах, килим или же палас. Также отличие ручного ковра состоит в том, что у него отсутствует основа и рисунок повторяется с обеих сторон полотна.

Еще один тип ковра называется плетеным или узелковым. Он обязательно имеет основу и ворс.

В вертикально туго натянутые нити вплетается поперечная нить и после полученной полосы идет непосредственно плетение узлов на нити основы. Обязательным условием качественного ковра является постоянное ровное натяжение нитей основы. В противном случае ковер будет испорчен.

Качество ковра зависит от мастерства, количества узелков на квадратный метр и материала, из которого ковер изготавливается.

По традиции самыми дорогими признаются шелковые ковры, по причине кропотливости работы и тонкости пряжи. Конкурецию им составляют ковры, изготовленные из натуральной шерстяной пряжи. При условии одинаковой плотности узлов на шелковом и шерстяном ковре, шерстяной ковер может стоить дороже в силу того, что шерстяная пряжа менее прочная, и требуется большой уровень мастерства, чтобы суметь соткать качественный ковер из очень тонкой шерстяной пряжи.

Видео как делают:

Войлочный ковер также известен с давних времен и может составить конкуренцию тканому или плетеному ковру. Получают такие ковры путем валяния.

Ковер - это не только утеплитель для пола. Еще они являются ярким акцентом в интерьере и своеобразным показателем вкуса и достатка владельца дома. Точная дата зарождения искусства ковроткачества сокрыта в глубине веков, однако есть реликвия, сохранившаяся и по сей день - ковер, созданный 2500 лет назад.

Сегодня производство ковровых покрытий и ковров стало массовым, и продукция выпускается в промышленных масштабах. Но в некоторых регионах их ткут по старинке так, как это делали предки.

Сырье

Любое производство ковров начинается с выбора сырья. И если раньше выбор материалов ограничивался шерстью и шелком, то сегодня можно найти тканое полотно и из и из их синтетических аналогов.

Итак, ковры производят из следующих видов волокон:

  1. Натуральные, которые делятся на белковые и целлюлозные.
  2. Искусственные: целлюлозные и минеральные.
  3. Синтетические.

Белковое натуральное сырье - это шерсть и шелк. Изделия ручной работы делают только из этих традиционных материалов, так как любая синтетика обесценит многочасовой труд.

Шерсть - мягкий, долговечный, упругий и теплый материал. Но такой ковер может съесть моль, к тому же он может служить источником аллергии.

Ковер из шелка - красивое, мягкое, блестящее и прочное полотно, которое будет передаваться из поколения в поколение благодаря высокой износостойкости. Но цена такого изделия выходит за все разумные пределы, и его не может себе позволить купить даже семья со средним достатком.

Из целлюлозного натурального сырья (хлопка и джута) часто изготавливают

Искусственные целлюлозные волокна - это нитки из натурального сырья, но сделанные с применением современных технологий. Ковер из вискозы - это хороший аналог шелкового ковра, гораздо более доступный по цене.

Искусственные минеральные волокна делают из асбеста. Многие настороженно относятся к данному материалу, но необходимо отметить, что он не горит. Поэтому возле камина и прочих потенциально опасных источников возгорания можно стелить только асбестовые коврики.

Синтетические изделия производят из полипропилена, полиэтилена, полиэфира, полиамида и полиакрилонитрила. У каждого из этих материалов свои показатели по износостойкости, водостойкости и прочим характеристикам. Но вся синтетика плавится от огня.

Виды ковров

Реально определить, сколько существует невозможно. Они все подразделяются в зависимости от типа плетения, внешнего вида, материалов, технологии изготовления и еще по множеству других признаков.

Даже в пределах одного предприятия по производству ковров выпускаются десятки видов продукции. Если же говорить о ручном ковроделии, то здесь ситуация более запутанная: даже в одной деревне мастера, живущие по соседству, ткут разные изделия.

Но если не углубляться в детали, то все ковры можно классифицировать по нескольким признакам.

По технологии изготовления:

  • ручные;
  • машинные.

По типу сырья: натуральные, искусственные, синтетические и смешанные.

По наличию ворса: ворсовые и безворсовые.

По типу ворса:

  • одноуровневые
  • многоуровневые;
  • велюровые;
  • саксони;
  • фризе;
  • комбинированные.

Отдельно стоит упомянуть о нетканых коврах: тафтинговых, иглопробивных, трикотажных, флокированных, вязально-прошивных и изделиях в технике ручного валяния. Промышленное производство ковров этих видов распространено по всему миру. Некоторые специалисты относят данные изделия к напольным покрытиям, так как у них нет основы.

Машинное производство

Производство коров в промышленных масштабах сделало цену на эти изделия доступной для всех слоев населения. Сегодня нетканые напольные покрытия изготавливают только на специальных станках. Также производят и тканые ковры следующих видов:

  1. Двухполотные жаккардовые - двухслойная каркасная структура, между каркасами находятся нити ворса, в конце технологического цикла они разрезаются, и получаются сразу два изделия - из верхней и нижней половины.
  2. Прутковые жаккардовые - ворсовое полотно вплетается нитями утка в коренную основу.
  3. Аксминстерские - пучки ворса механически внедряются в основу. Подразделяются на трубчатые и жаккардовые.

Ковры ручной работы

Кустарное производство ковров на продажу распространено не только в восточных странах вроде Индии, Пакистана и Ирана, но и в некоторых субъектах нашей страны, к примеру в Дагестане.

Ковер ручной работы - это дорогостоящая эксклюзивная вещь. Даже если мастер раз за разом делает вещь по одному шаблону, она получает характерные отличительные черты - разница в мелких деталях рисунка, узелки, тон окрашенных волокон и т. д.

Стоят такие изделия дорого. Но при покупке следует понимать, что это штучный товар ручной работы - на изготовление одного полотна у мастера может уйти от полугода до трех лет.

Как делают ковер из шерсти ручной работы: технология

  1. Прежде всего, подбирается рисунок. Иногда готовый наработанный годами шаблон. Но порой мастера придумывают что-то новое - комбинируют интересные орнаменты с уже опробованных рисунков, играют с цветом и общим дизайном. С развитием современных технологий данный процесс осуществляется в специальных компьютерных программах.
  2. Ковровое производство любых масштабов начинается с подготовки сырья. Шерсть вычесывают, удаляя из нее всю грязь. Затем прядут, то есть скручивают в нити во влажном виде.
  3. Следующий этап - окрашивание. Это очень ответственная процедура, так как нити должны быть окрашены в нужный цвет и равномерно.
  4. Плетение. Оно заключается в завязывании огромного числа узелков на основе. А основа - это прочные параллельные нити, натянутые на станине.
  5. Мойка - чтобы освежить изделия после рук мастера.
  6. Растягивание. Помогает сохранить форму при просушке.
  7. Стрижка. Деликатная процедура, во время которой ворс подравнивается до одной длины.

Русское ковроделие

Ковры российского производства не так известны, как индийские или иранские. Однако в нашей стране ковроткачество в крупных масштабах было еще до появления первых фабрик и мануфактур. Полотно ткали при монастырях и крупных поместьях - и это были настоящие шедевры, созданные руками русских мастериц. Особенно поражали воображение восхитительные шитые ковры, вручную расшитые золотом, серебром и цветным шелком. Такие изделия преподносились в качестве дара посольствам разных стран, а в темные времена увозились как часть дани.

Можно предположить, что первый ковер сплела Ева для Адама, сидя под ветвями райского дерева. Ведь история человечества неотделима от ковроткачества.

Знание, как делают ковры, передавалось из поколения в поколение, возводя умение в мастерство, а мастерство – в искусство.

Есть на Востоке красивая сказка, что после сотворения небес была создана земля, расстеленная под солнцем нарядным ковром. Поэтому множество ковров на стенах и полу было не только признаком богатства восточного дома, но и талисманом, хранящим семью от бед. История ковроткачества в восточных странах насчитывает более 5 тысяч лет.

Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии

Шахи и султаны тщательно оберегали тайны производства ковров. Например, в Пакистане тот, кто раскрывал иноземцам секрет, как делают ковры, лишался рук. Каждый ковер был предметом уникальным, а благодаря высокому качеству используемой шерсти и мастерству умельцев с течением лет ковер не выцветал, не утаптывался, а становился пушистее и краше.

С давних времен Туркмения, Иран, Пакистан, Турция, Армения, Китай поставляли в Европу красивейшие шерстяные и шелковые ковры с тонкими узорами. Каждый узор – не просто затейливый рисунок, это одновременно молитва, оберег, просьба о благополучии.

Плетеные ковры создаются путем завязывания узелков на нитях основы.

Ручная работа

Ковры, сделанные руками мастера, классифицируют по способу производства:

  1. Плетеные создаются путем завязывания узелков на нитях основы. Специалисты называют около 10 разных видов узлов: турецкий и тибетский, испанский, персидский и пр. На 1 кв. м шерстяного ковра приходится от 120 тысяч до 300 тысяч узелков, шелкового – больше миллиона. Мастер может завязать за смену до 10 тыс. узелков. Плетеные ковры имеют ворс разной высоты и бахрому.
  2. Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей (основа и уток) на ткацком станке. Тканые ковры безворсовые, к ним относятся килимы, паласы, сумах, дурри, джиджим, шаддах, сузани и пр.
  3. Валяные ковры свойлачиваются из шерсти. Особого распространения в Европе не получили, но используются на Востоке: ими покрываются крыши юрт, застилают полы.

Тканые ковры получаются благодаря переплетению продольных и поперечных нитей

Как делают ковры вручную? Технология не меняется много веков.

  1. Сперва создается цветной рисунок ковра, определяются его параметры (ширина, длина, рассчитывается количество нитей основы и утка и пр.).
  2. Как делают ковры мягкими? Это обеспечивает качественная шерсть, поэтому от ее подготовки зависит многое. Чаще мастера используют в работе шерсть овец, но порой в ход идет козья и верблюжья. Лучшая шерсть состригается с овец в возрасте 8-12 месяцев. Шерсть многократно чешут, моют, удаляя загрязнения, окрашивают. Традиционно мастера-ковроделы использовали натуральные красители, собирая и высушивая местные растения.
  3. Затем шерсть прядут, изготавливая из нее нити для ковроткачества. Лучшая пряжа состоит из 5-7 ниток, скрученных в одну.
  4. Наконец, мастер приступает к созданию ковра, используя метод плетения или ткачества. Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы. Как делают ковры? Небольшое изделие может соткать один мастер, над большим ковром трудится одновременно целая команда. Один мастер в месяц создает 4-5 кв. м ковра.
  5. Готовое ковровое изделие тщательно моется, чтобы убрать остатки нитей и грязь, затем сушится. В это время важно аккуратно растянуть ковер, чтобы сохранить его форму.
  6. Окончательный вид ковер приобретает после стрижки, когда мастер выравнивает высоту ворса.

Процесс изготовления ковра вручную

Зная, как делают ковры ручной работы, можно визуально отличить ковер ручного производства от машинного:

  • цвет ковра переливчатый, т.к. при завязывании узелков ворсинки наклоняются в одну сторону;
  • сторона, с которой началось плетение ковра, чуть шире, чем конечная –когда узелки в ходе работы уплотняются;
  • рисунок виден и со стороны основы;
  • нити могут быть окрашены неравномерно;
  • высокая стоимость, по которой можно определить, где и как делают ковры.

Самые дорогие ковры ручной работы производят в Турции, Марокко, Армении.

Полностью ручная работа позволяет создавать уникальные образцы

Машинное производство ковров

В массовый товар ковер превратился в XIX веке, когда активно стало развиваться их машинное производство. Заводские изделия намного дешевле изготовленных вручную. При этом у них оригинальный и разнообразный дизайн, богатая цветовая палитра, производят их как из шерсти, шелка, хлопка, так и из различных синтетических материалов, не уступающих по качеству натуральным.

Машинное производство ковров

Как делают ковры на фабрике:

  • тканым способом;
  • нетканым способом.

Тканые ковры могут быть жаккардовыми, ленточными, трубочными. Подобное производство позволяет изготавливать ковры, неотличимые от ручных изделий.

На заметку! Наиболее популярные технологии производства нетканых ковров – это тафтинг, иглопробивание, трикотаж и флокирование.

Тканые ковры могут быть жаккардовыми, ленточными, трубочными.

С помощью этих методов из синтетических нитей легко создаются красивые прочные ковровые покрытия разных размеров.

Интересно посмотреть видео, как на фабрике делают ковры.

Несколько правил ухода за ковром

Приобретая ковровое покрытие, надо знать, как за ним ухаживать, чтобы ковер служил много лет, радуя своим внешним видом.

  1. Ковер раскладывается только на сухой, ровной и чистой поверхности.
  2. Надо регулярно чистить ковер пылесосом. Сначала очищается изнанка, затем ковер разворачивается и обрабатывается лицевая сторона.
  3. Если одна сторона ковра подвергается интенсивному износу, следует регулярно менять его положение.
  4. Ковры нельзя чистить жесткими щетками и обильно смачивать водой.
  5. Выбивать ковер надо с изнанки, при этом желательно, чтобы изделие не висело на веревке, а лежало на ровной поверхности.
  6. Если ковер потускнел, яркие краски можно вернуть, протерев покрытие тряпочкой, смоченной в растворе воды и уксуса (на 1 л воды 2 столовые ложки 9% уксуса).

Надо регулярно чистить ковер пылесосом

«Скорая помощь» для ковров

Ковер лезет — что делать? Для нового шерстяного ковра это нормальное явление. Излишки шерстяных волокон, не ликвидированные полностью на заводе, немного вылезут, но вскоре этот процесс прекратится.

Чтобы не усиливать выпадение шерстяных нитей, ковер нельзя размещать около обогревателей, распространяющих сухой воздух. Также коврам вредно находиться в очень влажных помещениях.

Но, что делать, ковер лезет по-прежнему? Возможно, причина кроется в неправильном уходе за ковровым изделием. Шерстяные ковры нельзя чистить пылесосом слишком энергично, особенно – против ворса, а также тереть жесткой щеткой. Выпадение шерстяных нитей может быть спровоцировано моющими средствами, которые применялись при чистке ковра.

Чтобы не усиливать выпадение шерстяных нитей, ковер нельзя размещать около обогревателей, распространяющих сухой воздух

Иногда нити выпадают из-за того, что в шерстяном ковре завелась ковровая моль. В этом случае ковер надо обработать специальным спреем.

Хранить шерстяные ковровые изделия следует, скатав в рулон.

Если загибаются края ковра, что делать? Самый простой способ – слегка увлажнить загибающийся край, поставить на него что-то тяжелое и оставить так на сутки. После этого край надо хорошо высушить, чтобы не деформировать основу.

Сложнее, но эффективнее, сделать следующее:

  • с изнаночной стороны подшить ткань или резинку;
  • вложить в получившийся кармашек кусочек металлической проволоки.

Химическая чистка

Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно, поскольку для этого требуются:

  • специальное оборудование;
  • специальные реагенты.

Однако ковер необходимо 1 раз в год отдавать в химчистку, чтобы избавиться от грибков и микробов, эффективно удалить пыль и загрязнения.

Сделать дома самостоятельно химическую чистку коврового покрытия невозможно

Как делают химчистку ковров профессиональные клининговые компании:

  1. Первичная обработка. Промышленным пылесосом мощностью более 1000 Вт ковер чистится.
  2. Удаляются отдельные загрязнения, пятна. Для этого применяются профессиональные составы, которые ликвидируют даже сложно выводимые пятна крови, жира или краску.
  3. Химическое средство очистки наносится на всю поверхность ковра и смывается профессиональным полотером, оснащенным насадкой-щеткой с длинным ворсом.
  4. Моющим пылесосом убираются остатки реагентов и воды.
  5. Сушка осуществляется при помощи воздуходувного аппарата или на солнце.

Химическая чистка ковра

Украсим дом ковром собственного производства

Изготовление ковров – процесс увлекательный для всей семьи, к тому же можно выбрать технологию простую и экономную.

Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков, но известно, что именно Персия (ныне - государство Иран) стала центром коврового производства. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400?2500 лет назад. Слово "производство" лишь условно относится к изготовлению персидских ковров. Здесь нет места шаблонам и серийности - только эксклюзив и полностью ручная работа.

Ковры в Иране ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики занимаются созданием ковров с различными типами узелков, безворсовых ковров. Традиция ковроткачества в Иране насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.

Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий персидский ковер.

Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.

Восточные ткачихи, анонимные авторы ковровых шедевров, сочетают изящные узоры с бесподобной цветовой гаммой. Рисунки персидских ковров навеяны уникальными иранскими мозаиками и миниатюрами. Это сложное искусство, демонстрирующие высокую степень таланта, вкуса, упорства и изобретательности здешних художников. К тому же, оно требует месяцев бесконечного труда, усидчивости и больших затрат.

Долгий, сложный и трудоемкий процесс. Лишь с недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Основной материал, с которым работает создатель ковра - овечья шерсть - также дает небольшой набор цветов. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой. Качество шерсти различается в разных частях тела животного. Одна овца дает до десяти разновидностей шерсти, которые разделяются старательными специалистами. Шерсть окрашивают естественными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, трав и овощей. Красители также получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, даже из прокисшего молока. Для крашения используются и минеральные вещества в сочетании с каустической содой или лимонной кислотой, которые необходимы для того, чтобы закрепить краску, предотвратить ее вымывание и стирание. Ковры создаются не только из шерсти, но и из лоскутков ткани. Такие ковры имеют оригинальный и красочный вид.

Рисунок персидских ковров никогда не бывает случайным - за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. Ведь на родине ковров, в жаркой Персии, вплоть до XIX века ковроткачество пребывало в плену мусульманских традиций, запрещавших изображать живые творения Аллаха. Поэтому за многовековую историю персидских ковров сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, имевших строго определенный смысл и толкование.

В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть строки из Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. Волнистые или ломаные линии обозначают воду - символ жизни, круги - бесконечность мира, Вселенной. А некоторые сложные скрещения треугольников и квадратов обозначают небесные светила: солнце, луну, звезды. Очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. Персидские ковры как бы вобрали в себя все краски земли - они отражают многообразие окружающего мира.

Технология изготовления тканых ковров

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который в соответствии с ним ткет ковер. Основу натягивают на специальную деревянную раму и вручную вплетают в нее ворс. Каждая нить завязывается особым узелком. На каждый узелок мастерица тратит около двух секунд, завязывая за день десять-четырнадцать тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. Однако слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия - ковер может потрескаться на сгибах, например, если его неумело свернуть.

Очень плотные (от одного до двух с половиной миллионов узелков на квадратный метр). Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством часто занимаются девочки-подростки. В среднем на создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до 3 лет. Если Вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

Через каждые сплетенные 7-10 сантиметров ковер аккуратно подстригают, оставляя ворс длиной 2-2,5 сантиметра. Только тогда из беспорядочного переплетения цветных ниток проступает узор. Готовые ковры мастер вычищает наждачной бумагой.

Знатоки говорят, что хороший тканый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны "созреть". В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Мастера говорили: "Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и только что сотканный ковер - еще не ковер". Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей. Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом. Изделия становятся мягкими всего за 1 час современной обработки. Раньше для достижения такого эффекта ковры должны были 3 месяца лежать на мостовой. Сегодня можно встретить также тканые коврики , которые отличаются от ковров лишь своими размерами, но техника и принципы их изготовления остаются теми же.

В древности персидские ковры называли оазисами . "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока.

Сегодня ручным способом изготавливаются различные виды узелковых ковров - безворсовые односторонние, стенные ковры, ковры-картины.