Тайфун самолет второй мировой войны. Eurofighter Typhoon: европейский истребитель четвертого поколения

13 октября 2017

Фугасные авиабомбы являются универсальным видом бомб, широко используемым в авиации. Их применяют для поражения различных объектов: от техники и живой силы, до сооружений, транспортных узлов, фортификационных укреплений. Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

Модификации

С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.

В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.

Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.

Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.

Видео по теме

Принцип действия

Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.

Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.

Эффективность

Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:

  • Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
  • Поражение осколками корпуса.
  • Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).

Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.

Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.

Технические характеристики ФАБ-250

Данный тип бомб имеет следующие характеристики:

  • Общий вес - 250 кг.
  • Вес взрывчатки - 99 кг.
  • Длина- 1589 мм.
  • Диаметр - 285 мм.
  • Зона повреждений - 28 м (сильные), 56 м (слабые) и 112 м (легкие).

Перспективы

Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.

ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.

Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.

Каким получился асимметричный ответ американцам

22 декабря 1976 года была принята на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т. На НПО «Базальт» она создавалась специально для бомбардировщика МиГ-25РБ. Бомбы другого типа для этой сверхскоростной машины не подходили.

Борьба со сверхзвуковым разогревом

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, пришедший в авиацию в 1971 году, стал модификацией перехватчика МиГ-25. Он был способен развивать скорость в 3000 км/ч и подниматься на высоту 20700 м. В связи с тем, что на скорости, приближающейся к 3М, обшивка самолета разогревается до 300 и более градусов, лишь 11% массы машины были сделаны из алюминия. Основными материалами стали сталь и титан.

Точно так же в полете разогревались и бомбы, располагавшиеся на внешней подвеске. Более того, при сбрасывании их на скорости 2М с большой высоты они получали еще большую термическую нагрузку. В связи с чем могли не только изменяться их параметры, но и становилась возможной полная потеря эффективности авиаудара.

Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости. Произошло это в Белоруссии на полигоне «Полесский». Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр - 22,5 м. Радиус разлета осколков - 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается.

Характеристики ФАБ-500Т таковы:

Общий вес - 530 кг;
- ВВ в тротиловом эквиваленте - 256 кг;
- длина - 247 см;
- диаметр - 40 см;
- максимальный радиус поражения для легкоуязвимой техники - 200 м;
- максимальный радиус поражения для легкобронированной техники - 75 м.

В настоящий момент в ВВС России используются и более мощные термостойкие бомбы - ФАБ-1500Т.

Самые мощные «у нас» и «у них»

Самая мощная современная российская фугасная бомба - ФАБ-9000 М54. Она была создана еще 50-е годы для «супертяжеловеса» Ту-95. Вес бомбы - 9407 кг, ВВ - 4297 кг. Применяются при бомбометании с высоты 16000 м при скорости 1200 км/ч.

Они активно использовались во время войны в Афганистане, где на укрепленные позиции душманов было сброшено около пятисот ФАБ-9000 М54. Авиаудары выполняли бомбардировщики Ту-16. Однако как показала практика, ожидаемой эффективности бомбардировки не дали. Что было связано как с не слишком высокой точностью попадания, так и с прочностью пещер, в которых наши противники укрывали свои базы и заводы по производству боеприпасов. Куда эффективнее оказались ракеты Х-25, имевшие отклонение от цели в 2 метра. Запущенные с Су-25 они залетали в пещеры, уничтожая и живую силу, и технику.

Тяжелые же бомбы использовались в значительной степени для оказания психологического давления на врага. Пилоты вскоре отработали тактику бомбометания в узких ущельях, которые буквально «складывались».
Еще одна из причин применения супер-бомб - естественно, неглавных - заключалась в том, что подходил к концу срок их хранения. И это был наиболее дешевый способ «утилизации».

Американцы действовали в Афганистане в начале нулевых годов примерно так же, как и советские войска. И с тем же успехом. Они использовали свободно падающие бомбы BLU-82/B Daisy Cutter, получившие название «Большая голубая - 2». Вес ее ВВ составляет 5715 кг.

Также в Афганистане проходили испытания вакуумной бомбы следующего поколения GBU-43 с массой ВВ, равной 8480 кг. Причем, как утверждают ее создатели, мощность этого ВВ больше, чем у тротила, в 1,35 раза.


На снимке: авиабомба ФАБ-9000 М-54 в музее боевых самолетов на аэродроме «Дягилево»/ Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости

Наш асимметричный ответ

До некоторых пор GBU-43 была самой мощной неядерной бомбой. Однако в 2007 году в России состоялись испытания бомбы громадной мощности. Она тоже основана на эффекте объемного вакуумного взрыва и имеет условное название Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности (АВБПМ).

Бомбы с таким эффектом американцы начали применять еще во Вьетнаме. Принцип их действиях состоит в распылении ВВ в значительном объеме. При этом образуется облако, способное проникать в помещения и убежища. После поджигания облака в значительном объеме выгорает воздух, образуется вакуум, в который врывается внешний воздух, производя тотальные разрушения.

АВБПМ обладает мощностью, эквивалентной 44 тоннам тротила. Чего в военном деле прежде не было.
Между существующей у американцев GBU-43 и нашей вакуумной бомбами дистанция громадного размера. Ее удалось достичь за счет использование нового вида ВВ, состав которого строго засекречен. «У них» 8200 кг ВВ развивает мощность, эквивалентную 11 тоннам тротила. «У нас» 7100 кг ВВ равносильны 44 тоннам.

При этом между мощностью бомбы и площадью поражения существует нелинейная зависимость. У российской бомбы площадь в 20 больше, а температура горения в 2 раза выше.

Картина разрушений от взрыва АВБПМ такова:

90 м от эпицентра - полное разрушение даже самых укрепленных конструкций.
200 м от эпицентра — полное разрушение неукреплённых конструкций и практически полное разрушение железобетонных конструкций.
300 м от эпицентра — практически полное разрушение неукреплённых конструкций (жилые дома). Укрепленные конструкции разрушаются частично.
450 м от эпицентра — частичное разрушение неукреплённых конструкций.
1100 м от эпицентра — ударная волна разбивает стекла.
2300 м от эпицентра — ударная волна способна сбить человека с ног.

Эпоха умных бомб

Необходимо сказать, что в новом тысячелетии никто свободно падающие бомбы уже не создает. Им на смену пришли корректируемые или же планирующие бомбы, способные наводиться на цель при помощи тех или иных физических принципов. Еще их называют «умными бомбами». К этому типу бомб относятся и рассмотренная нами GBU-43. Несомненно, после проведения необходимого объема испытаний по подрыву АВБПМ и она также обретет способность самостоятельно выходить на цель.

Этот тип бомб совсем не нов. Впервые их применили немцы в 1943 году, с высочайшей точностью отбомбив с дистанции 8 км британские корабли. Спустя год «умные бомбы» использовали против японцев американские ВВС.

С появлением ядерного оружия, которое довольно долго считалось необходимым и достаточным условием военной победы, этот тип боеприпасов был предан забвению. Конструкторы вернулись к нему лишь в середине 60-х годов.
Первые корректируемые авиабомбы (КАБ) были несовершенны. Прежде всего потому, что они наводились на цель при помощи радиосигнала. И совсем скоро обороняющаяся сторона начала бороться с ними при помощи радиоглушилок.
На настоящий момент существует несколько способов наведения КАБ на цель: радиолокационный, лазерный, инфракрасный, телевизионный, радиокомандный, спутниковый (GPS и ГЛОНАСС). При этом круговое вероятное отклонение лежит в пределах от нескольких десятков метров до 2-3 метров.

Существенное преимущество КАБ перед свободнопадающими бомбами заключается не только в резком повышении точности бомбометания. Преодолевая в режиме планирования расстояния до 60 км, они позволяют бомбардировщикам не входить в зону действия ПВО противника. Правда, в случае использования в качестве средства ПВО ЗРС-400 «Триумф», способного поражать любые воздушные цели на расстоянии до 400 км, это достоинство «умных бомб» будет сведено к нулю.

Что же касается принципа, при помощи которого бомба преодолевает значительные расстояния, то он довольно прост. Не имея никаких двигателей, она планирует за счет выпущенных крыльев и маневрирует за счет рулей.
Надо сказать, что бурное развитие информационных технологий постоянно повышает качество «умных бомб». Существует информация, что через некоторое время они будут наводиться не только на неподвижные, но и на маневрирующие цели.

Арсеналы России и НАТО

В США на вооружении находятся чуть ли ни два десятка марок КАБ. В них используется преимущественно лазерная система наведения. В последних моделях она дополнена GPS-коррекцией. Наибольший вес ВВ, «упакованного» в бомбу - 830 кг.

Наиболее «ходовой» полезный груз - до 100 кг ВВ. (Из этого ряда сильно выбивается бомба объемного взрыва GBU-43, о которой мы рассказали выше).

Несмотря на то, что в СМИ сплошь и рядом говорится об американских КАБ, способных улетать за 100-километровый рубеж, их реальные показатели скромнее. Максимальную дальность имеет GBU-43, она равна 65 км. У всех остальных этот показатель лежит в пределах от 12 км до 24 км. Что же касается КВО «американцев», то его средняя величина равна 7 метрам.
На вооружении ВВС России находятся две «умные бомбы»: КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной... Уникальна противолодочная бомба, способная взрываться на глубине до 150 метров при волнении моря в 6 баллов.

Их дальность немного скромнее, чем у американских КАБ, - до 12 км. Точность выше: КВО лежит в пределах от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

В 2011 году на авиасалоне МАКС-2011 производитель боеприпасов ГНПП «Регион» представил свою последнюю разработку - авиабомбу КАБ-250. Ее характеристики не разглашались. Однако по ряду признаков можно предположить, что она предназначена прежде всего для перспективного истребителя пятого поколения ОКБ Сухого Т-50. Из чего следует, что это оружие будет обладать и качественно новым интеллектом.