Образец описания проекта. Социальное проектирование

Прежде чем начинать новый бизнес, необходимо все тщательно продумать и прописать. Для достижения данной цели необходимо разработать четкий бизнес-план. Девяносто процентов успеха новой компании зависят от того, насколько грамотно продумано описание содержания проекта. Пример должен включать в себя минимум шесть разделов.

Сущность проекта

Суть проекта: предоставление услуг по организации тематических вечеринок ИП «Машина времени». Преимуществом проекта в сравнении с конкурентами является многообразие и уникальность предоставляемых услуг, узкая специализация. Стоимость реализации бизнес-плана составляет 127 112 руб. Финансирование проекта входит в описание бизнес проекта. Пример – полное финансовое обеспечение собственными средствами. Проект благоприятно сказывается на вопросе безработицы. Так как его введение создаст 5 рабочих мест.

Анализ рынка

  • Анализ положения дел в отрасли.

Рынок, на котором планирует работать предприятие – локальный. В регионе функционируют около двухсот средних и крупных компаний, принадлежащих к разным сферам деятельности. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области получается, что в 2011 году рождаемость составила 9227, а в 2012 г. - 9410 человек, что предполагает увеличение численности потенциальных клиентов. Помимо этого, статистические данные указывают на рост среднемесячной заработной платы жителей Брянска. Если в 2011 году она составляла 13912 руб., то в 2012 году ее значение достигло 16530 руб. Что позволяет говорить об улучшении жизни жителей региона.

  • Примерная емкость рынка.

Описание инновационного проекта, пример которого рассматривается в конкретной ситуации, должно содержать информацию о емкости рынка. Емкость рынка по корпоративным вечеринкам составляет примерно 24 млн. руб. Это связано с тем, что в Брянске около 200 компаний потенциально могут стать клиентами фирмы.

Подразумевается, что каждая из них устраивает корпоративную вечеринку 3 раза в год. На каждое из этих мероприятий у компании уходит в среднем 40 тыс. руб. Что касается тематических вечеринок в честь дня рождения, то по ним емкость составляет 4 108 370 тыс. руб. При этом учитывается численность населения Брянска, насчитывающая 410 837 человек. В среднем каждый из них тратит на празднование дня рождения 10 тыс. руб. Ожидаемая доля рынка, которую фирма планирует захватить - 5%. В связи с функционированием на ней большого числа праздничных агентств, данный процент будет достаточно весомым и прибыльным.

Рассматривая конкурентные стратегии М. Портера, следует отметить, что «Машина времени» избирает стратегию концентрации. То есть компания принимает решение конкурировать только в узком сегменте рынка, а именно заниматься проведением только тематических вечеринок. Из конкурентных стратегий Ф. Котлера, фирме подходит стратегия нишевика, так как компания специализируется на обслуживании только тех клиентов, которые желают устроить тематическую вечеринку.

В Брянске около 50 праздничных агентств, но ни одно из них не включает в перечень базовых услуг проведение тематических вечеринок. Данная услуга либо рассматривается как дополнительная, либо и вовсе не предлагается клиентам. Основным рыночным сегментом для данного предприятия выступают корпоративные и частные клиенты.

План сбыта и маркетинга

В пример описания проекта должен быть включен перечень предоставляемых услуг. В конкретном случае – это корпоративные вечеринки, детские праздники и мероприятия в честь дня рождения. Уникальность услуг (конкурентные преимущества) заключается в проведении исключительно тематических вечеринок, проработке всех мелочей и особенностей.

Цена на услуги агентства будет рассчитываться на основании комбинированного метода ценообразования, то есть будут использоваться затратный и рыночный методы. Система сбыта - с указанием фирм, привлекаемых к реализации услуги. Для реализации проекта потребуется помощь кафе и ресторанов Брянска, школы танцев «Шаг вперед».

Ожидается, что в феврале, марте и декабре поступит наибольшее количество заказов, так как в этот период предприятия устраивают корпоративы.

План производства

Потребность в основных средствах также должна входить в пример описания проекта. Для запуска праздничного агентства «Машина времени» понадобится помещение, МФУ, сотовый телефон, проектор, офисный диван, шкаф. Помещение будет предоставляться на условиях аренды. МФУ Panasonic KX-MB и Проектор Nec V260 приобретаются в магазине «Позитроника», сотовый телефон Explay TV240 White покупается в магазине DNC, а офисный диван и шкаф - в магазине «Аланта».

Расскажите о себе и о своем проекте. Объясните, в чем его уникальность и почему Вам можно доверять. Пишите только то, что действительно важно и поможет собрать необходимую сумму. Увлекайте людей историей проекта.

Вступление

Кратко расскажите суть своего проекта так, чтобы, прочитав вступление, спонсор уже был готов поддержать вашу идею.

  • Начните с приветствия
  • Расскажите о своей идее, как она появилась и развивалась
  • Скажите о том, почему этот проект так важен для вас и необходим остальным

Вдохновение

Раскрывайте историю вашего проекта подробнее:

  • На каком этапе вы сейчас
  • С какими трудностями вы столкнулись
  • Как ваш проект сможет сделать мир лучше
  • Напишите, на что будут потрачены средства и каковы перспективы вашего проекта.

Избегайте монотонности изложения, вдохновляйте людей. Найдите “общий язык” со спонсором и впечатлите его.

Поехали

Будьте максимально открыты и честны. Ответьте на все важные вопросы о проекте, которые могут возникнуть у людей (конечно, не в ущерб лаконичности).

  • Расскажите о команде, которая работает над проектом
  • Убедите в серьезности намерений и готовности преодолевать трудности
  • Если у вас есть рекомендации известных людей, или о вашем начинании уже написала пресса - обязательно укажите это
  • Визуализируйте вознаграждения
  • Дайте понять преимущества от того, что спонсор поддержит проект

Присоединяйтесь к проекту

В конце обязательно используйте яркий призыв к действию - пригласите читателя стать частью проекта:

  1. Сделать взнос, поддержать финансово проект
  2. Рассказать о проекте друзьям и распространить информацию в социальных сетях
  3. Следить за успехом проекта

Шаги

Часть 1

Выбор проекта

    Начинайте работу заблаговременно. К выполнению задания всегда следует приступать сразу после его получения. Ведь неспроста ваш учитель отвел на него столько времени; именно столько вам потребуется для успешной реализации проекта. Сразу возьмитесь за составление плана, чтобы у вас получилось успеть все задуманное. Так вы избавите себя от бессонных ночей перед сдачей проекта.

    Ознакомьтесь с заданием. В нем содержится подробное описание стоящей перед вами задачи. Абстрагируйтесь от всего постороннего и внимательно вчитайтесь в задание. Если учитель еще не сделал этого, то разделите проект на составляющие, чтобы вы точно понимали, что от вас требуется.

    • Например, вы можете получить такое задание: «Выполнить презентацию на тему Гражданской войны в США. Можно выбрать одно сражение, идею, речь, поворотный момент или сосредоточиться на войне в целом. Не забывайте о важных датах и действующих лицах».
    • Такой проект можно разбить на несколько частей: 1) Наглядное представление Гражданской войны. 2) Центральная тема проекта. 3) Важные даты. 4) Ключевые действующие лица.
  1. Проработка идей. Мозговой штурм позволяет изложить ваши идеи на бумаге. Как правило, человек записывает приходящие в голову мысли и устанавливает между ними связь, чтобы запустить творческий процесс. Такая практика помогает сосредоточиться на желаемой идее, а также обдумать то, что еще не приходило вам в голову. В процессе мозгового штурма можно задействовать ряд эффективных методов.

    Выберите тему. Поборите возможное стремление взять объемную тему (например, осветить всю Гражданскую войну) и постарайтесь сузить затрагиваемый вопрос. Так вы не утонете в море фактов и деталей.

    Выберите способ представления проекта. В нашей статье рассматривается пример с презентацией, поэтому важно решить, какое наглядное отображение получат ваши идеи. Если вы выбрали несколько важных событий, то можно использовать временную диаграмму. Если в основе вашей работы заложены географические аспекты (например, сражения), то можно разработать детальную карту. Презентация должна строиться вокруг центральной идеи.

    • Как насчет трехмерного представления? Можно попробовать выполнить трехмерную карту сражений с демонстрацией передвижения войск.
    • Также можно попробовать сделать скульптуры из папье-маше. Вполне можно сделать даже Авраама Линкольна и рассказать вашу историю с помощью его цитат.
  2. Определите необходимое количество источников. При выполнении всестороннего проекта в старшей школе вам потребуется больше источников, чем для ученика средней школы. В первом случае следует использовать не менее восьми-десяти источников, тогда как во втором можно обойтись одной-двумя книгами.

    Наведайтесь в библиотеку. Библиотекарь станет вашим гидом среди доступных материалов. Например, для поиска книг можно воспользоваться общим каталогом. Для поиска научных статей вам потребуется специализированная база данных, которая находится в другой вкладке.

    Отсекаем лишнее. Собрав солидное количество материалов, их следует рассортировать и оставить только действительно важные. Некоторые статьи или книги могут лишь косвенно касаться вашей темы и без них ваша работа ничего не потеряет.

    Делайте заметки и ссылайтесь на источники. Всегда делайте заметки по теме. Не теряйте важные детали, при этом старайтесь выражать мысль собственными словами. При составлении заметок важно указывать библиографические данные использованного источника.

Существует такой термин – грантрайтинг, который дословно переводится как искусство написания проектов, направленных на финансирование социально значимых инициатив.


Как правило, все грантодатели – это крупные государственные и коммерческие структуры, которые направляют финансирование на реализацию исключительно тех проектных инициатив, которые имеют социальную значимость и конкретный результат. Это следует помнить при формализации проекта.

Формирование идеи

В первую очередь необходимо определить область проведения проекта, а также социальную группу, на улучшение условий которой направлен проект.


Основными характеристиками по-настоящему стоящей идеи социального проекта можно назвать следующие:



  • Новизна. Идея должна быть оригинальной, а не заимствованной;


  • Точность. Притянутость идеи всегда очень видна опытным грантовым фондам, и неточные цели и задачи могут свести к нулю шансы получить финансирование;


  • Необходимость. Идея должна соответствовать социальным проблемам, то есть быть направленной на их решение. Если проблемы не существует, или сфера деятельности грантодателя на нее не распространяется, финансирование выделено не будет.

Времена, когда проекты писались на конечное приобретение каких-то материальных ценностей, постепенно проходят. Грантодатели становятся разборчивее и профессиональнее, поэтому на фоне очень успешных проектов становится не так уж просто придумать по-настоящему стоящую идею.

Решение проблемы

За определением идеи следует решение проблемы, которое заключается в мероприятиях, предусмотренных проектом. Например, если в качестве проблемы взять социальную адаптацию детей-сирот, то мероприятиями грантового проекта могут быть:


  • проведение профориентации;

  • осуществление встреч с представителями широкого круга профессий;

  • информационные семинары;

  • подготовка специальной профориентационной литературы.

То есть, вся последовательность действий должна быть направлена на решение проблемы, которая была определена изначально. Перечень может быть шире или уже в зависимости от предельного уровня финансирования, выделяемого конкретным фондом.


Определив проблему, решения, а также социальную группу адресатов следует определить следующие характеристики проекта:


  • территория проведения проекта;

  • продолжительность по времени;

  • объем финансирования.

Первые два критерия являются базовыми, и если идея сформирована четко, то, как правило, ответить на вопрос территории и времени, труда не составляет.


Значительно больше проблем у потенциальных грантополучателей возникает при определении финансирования мероприятий. Следует помнить, что грантодатели зачастую заинтересованы не столько в , сколько в партнерской реализации социально-значимых проектов. Это значит, что авторы гранта должны также вложить свои ресурсы для его реализации: трудовые, вещевые, благотворительные и т.д.


При определении сметы важно помнить, что по всем затратам потребуется оформить подробный отчет. И именно на этом этапе при реализации проекта, как правило, возникают трудности. Так, практика показывает, что некоторые даже понесенные затраты сложно оформить в отчет (как, например, гсм). Поэтому проще учитывать их в пределах софинансирования авторской группы.

Поиск фонда

Значимый этап при написании гранта заключается в поиске потенциального грантополучателя. У каждого фонда существуют свои требования к заявкам, которые изложены в нормативных документах. Следует изучить их все перед подготовкой заявок.


Не стоит забывать об опасности формального отклонения заявки из-за несоблюдения требований по оформлению документов: объем текста, шрифт, отступы и другие нюансы следует соблюдать неукоснительно.

Презентация

Практически все фонды перед выделением средств проводят . Авторы должны быть готовы не только пересказать уже изученные экспертами положения проекта, но и ответить на вопросы, касающиеся его реализации и целеполагания.

Лабораторная работа №1. Формирование рабочих групп и утверждение тем

Целью работы является формирование рабочих групп студентов, которые будут выполнять работы по выбранным темам, а также формулирование самих тем в соответствии с определенными требованиями.

Формирование рабочих групп.

Формирование рабочих групп начинается с подготовки каждым студентом резюме на соискание должности (роли) в рабочей группе. Резюме оформляется на листе А4 рукописным тестом и содержит следующие разделы:

· Заголовок формата «Резюме на соискание должности _____». При готовности занимать одну из нескольких должностей все они указываются.

· Дату составления резюме, имя, фамилию и отчество соискателя

· Контактную информацию, включающую в себя адрес проживания соискателя, контактный телефон, адрес электронной почты

· Биографические данные – год и место рождения, семейное положение.

· Образование, среднее и высшее, дополнительные курсы, сертификаты (если есть), курсы повышения квалификации (если есть)

· Профессиональная биография (места и даты профессиональной занятости с указанием должностей и зон ответственности)

· Знание и владение технологиями и инструментами (при этом нужно отделять осведомленность о технологиях от навыков их использования)

· Личностные характеристики, являющиеся преимуществом с точки зрения цели резюме

Пример оформленного резюме приведен в Приложении А.

После составления резюме студенты могут самостоятельно сформировать рабочие группы. Те студенты, которые не смогли самостоятельно организовать рабочих групп, могут быть назначены преподавателем, при этом вероятен случай назначения на роль, отличную от заявленной в резюме. При этом резюме должно быть переоформлено в соответствии с ролью в команде.

Утверждение темы разработки

Минимальным достаточным набором требований к темам разработок являются следующие:

· программное средство должно являться системой автоматизации некоторого реального или правдоподобного бизнес-процесса или части бизнес-процесса, при этом степень правдоподобности оценивает преподаватель;

· разработка должна подразумевать объектно-ориентированный подход;

· разработка должна быть ориентирована на пользователя-человека, т.е. программное средство должно иметь графический пользовательский интерфейс;

· программное средство должно разрабатываться для нескольких ролей пользователей;

· в программном средстве должна использоваться реляционная, объектно-ориентированная или документно-ориентированная база данных.

Выбранный язык программирования должен поддерживать объектную парадигму, никаких других ограничений не накладывается.


Тема разработки должна быть предложена менеджером проекта по согласованию с остальными участниками. В случае, если группа испытывает затруднение с формулировкой темы, можно воспользоваться списком из приложения Б.

Результатом работы для каждой группы является папка документов, содержащая

· Утвержденное название темы

· Резюме членов группы

· Состав рабочей группы с указанием ролей, которые не должны противоречить резюме.

Лабораторная работа №2. Управление проектом

Введение

Целью данной работы является приобретение навыков управления проектами и использования специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации этой деятельности.

Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Словосочетание "отдельной системы", включенное в определение, указывает не только на целостность проекта и его разграниченность с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта (в отличии от серийного производства),а значит – его неповторимость и признаки новизны.

Управление проектом - это планирование, координация и контроль работ по проекту для достижения его целей в рамках заданного бюджета и сроков, с надлежащим качеством. Главной общей целью управления является удержание в фокусе основных целей проекта.

Структурно деятельность по управлению проектом состоит из следующих процессов:

Управление координацией (Project Integration Management).

Управление целями (Project Scope Management).

Управление временем (Project Time Management).

Управление стоимостью (Project Cost Management).

Управление качеством (Project Quality Management).

Управление человеческими ресурсами (Project Human Resource Management).

Управление коммуникациями (Project Communication Management).

Управление рисками (Project Risk Management).

Управление поставками (Project Procurement Management).

Управление проектом состоит из нескольких фаз: формулирование, планирование, осуществление, завершение.

Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов, невозможно удовлетворить все потребности без исключения, поэтому приходится делать выбор. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы. Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект "А", а не проект "В", мы отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект "В". Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта.

Планирование. Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и отслеживания и гистограммы загрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложится задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. В управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.

Завершение. Проект считается завершенным тогда, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Бывает необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.

Порядок работ

Порядок выполнения работы следующий

1. Необходимо выделить все подзадачи в рамках проекта и составить их иерархию и зависимости. Такая иерархия может быть произвольной глубины, однако в проектах масштаба лабораторных работ не имеет смысла доводить ее даже до 3х уровней. Зависимости имеют форму ограничений следующих видов:

a. «задача В может быть начата не ранее завершения задачи А»

b. «Задачи А и В должны начаться одновременно»

c. «Задачи А и В должны закончиться одновременно»

Особые ограничения для отдельных задач:

d. «Задача А может быть начата не ранее чем»

e. «Задача А должна быть закончена не позднее чем»

2. Для каждой задачи необходимо оценить ее трудоемкость в часах.

3. Для каждой задачи нужно указать ее приоритет по отношению к прочим задачам в проекте.

4. Для всего проекта нужно составить список трудовых ресурсов (исполнителей), с указанием календарей их рабочего времени.

5. Каждой выделенной атомарной задаче нужно назначить исполнителей из списка, сформированного на шаге 3. Исполнителей и иных ресурсов может быть назначено несколько для некоторых задач, в особенности трудоемких и/или ресурсоемких.

6. Перечислить все существенные продукты и документы, получаемые в рамках проекта. Такими продуктами могут быть: документ технического задания, исходные коды модулей, пользовательская документация и другие, так называемые, артефакты. Момент получения артефактов нужно соотнести с этапами проекта и обозначить эти моменты как вехи проекта.

Пример описания проекта

Проект: «Создание автоматизированной системы отслеживания интереса клиентов компании на основании статистики посещений корпоративного сайта»

Подзадача 1: составить техническое задание

Подзадача 1.1: Составить внешнее описание (8 ч)

Подзадача 1.2: Сформулировать требования к системе (выполнение может быть начато не ранее заверения 1.1) (4 ч)

Подзадача 1.3: Сформулировать требования качества (выполнение может быть начато не ранее момента завершения 1.2) (2 ч)

Подзадача 1.4: Сформулировать функциональные требования (выполнение может быть начато не ранее момента завершения 1.3) (8 ч)

Подзадача 1.4: Составить и утвердить документ технического задания (выполнение может быть закончено не ранее завершения 1.4) (6 ч)

Подзадача 2: Разработать архитектуру решения

Подзадача 2.1: Установить способ представления и состав данных по статистике посещений (выполнение может быть начато не ранее завершения 1.4) (1 ч)

Подзадача 2.2: Разработать реляционную структуру для хранения и обработки протоколов (выполнение может быть начато не ранее завершения 2.1) (16 ч)

Подзадача 2.3: Описать способ транспортировки, преобразования и загрузки данных (выполнение может быть начато не ранее завершения 2.1) (4 ч)

Подзадача 2.4: Сформулировать логику построения отчетов (выполнение может быть начато не ранее завершения 2.3) (40 ч)

Подзадача 3: Реализовать приложение

Подзадача 3.1: Реализовать транспортировку протоколов (Может быть начато не ранее завершения 2.3) (8 ч)

Подзадача 3.2: Создать реляционную базу данных(16 ч)

Подзадача 3.3: Реализовать код предварительной обработки и очистки данных (2 ч)

Подзадача 3.4: Реализовать код загрузки протоколов (1 ч)

Подзадача 3.5: Реализовать код и дизайн отчетов (20 ч)

Подзадача 3.5: Создать документацию по применению (16 ч)

Подзадача 4: Провести аттестацию (может быть начато не ранее завершения 2)

Подзадача 4.1: Тестирование на площадке исполнителя (1 день)

Подзадача 5: Развертывание

Подзадача 5.1: Развертывание сервера баз данных (1 ч)

Подзадача 5.2: Развертывание сервера отчетов (1 ч)

Подзадача 5.3: Развертывание сервера интеграции (1 ч)

Подзадача 5.4: Развертывание сервера интеграционных пакетов

Подзадача 5.5: Развертывание сервера пакетов отчетов

Подзадача 5.6: Приемо-сдаточные испытания

Подзадача 5.7: Обучение персонала заказчика

На основании этой структуры работ строится так называемая диаграмма Гантта (см рисунок), которая отражает состав и порядок работ.

Необходимо также произвести выравнивание загрузки ресурсов, которая предотвращает переработку исполнителей в проекте. Как правило, сверхурочные (overtime) оплачиваются по тарифу более высокому, нежели базовая заработная плата сотрудников (сам тариф устанавливается согласно коллективному договору или индивидуальному трудовому договору), кроме того, снижается продуктивность труда разработчиков, работающих более 8 часов в день.

По полученной диаграмме необходимо определить критический путь, т.е. наиболее длительную последовательность работ в проекте с учетом их взаимосвязи.

Фактическим результатом работы должен являться базовый план проекта в виде диаграммы Гантта.

Литература

1. Филлипс Дж.. Управление проектами в области информационных технологий – изд. Лори, пер. с англ. – 2008 – 375с

2. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов – 2208 – 416с