Об отсутствии людей. Фотоэкстрим и эксперименты

Фотохудожник из Оренбуржья, мастер фото-арта Олег Грачев вошел в число лучших фотографов страны и в 2015 году побил рекорд по количеству завоеванных наград.

Олег Грачев - гордость Соль-Илецка. Художник, путешественник, член Русского географического общества. Его имя - на слуху у тех, кто любит фотоискусство. И не только в нашей области, и в мире.

В минувшем году работы Олега побывали в 36 странах от Канады до Индонезии. Фотографии Грачева - вне времени и менталитета. Они считаются настоящим украшением экспозиций и частных коллекций.

О таланте мастера говорят 77 наград престижных конкурсов, которые он получил в 2015-м. Это в разы больше, чем за все предыдущие годы. Личный рекорд Олега! В призовой копилке золотые, серебряные и бронзовые медали Международной федерации фотоискусства, Глобального фотографического союза, национальных фотографических ассоциаций мира, кубки и благодарности.

Имя Олега Грачева вошло в топ лучших фотографов Российской Федерации.

Один из самых известных образов, запечатленный фотохудожником, - Майя. На фото - обычная девушка из Соль-Илецка. Фото получилось настолько выразительным, что чаще других оказывается желанным экспонатом различных выставок.

Фотохудожник Олег Грачев рассказывает об одной из своих творческих удач.

Общее количество фото, принятых от Олега Грачева на международные выставки, - свыше восьмисот. Благодаря многочисленным м фотохудожника теперь уже сами организаторы звонят ему и просят прислать свои шедевры для участия в престижных форумах.

Метки новости: # фотография # Олег Грачев # фото-арт

  • Источник http://www.oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=4426&ID=89468
  • Последние новости Оренбургской области по теме:
    Фотограф Олег Грачев – среди сильнейших мастеров России

    Фотограф Олег Грачев – среди сильнейших мастеров России - Оренбург

    Фотохудожник из Оренбуржья, мастер фото-арта Олег Грачев вошел в число лучших фотографов страны и в 2015 году побил рекорд по количеству завоеванных наград.
    17:40 20.01.2016 OrenClub.Info

    Географ по образованию. Москвич. После института сыграл… в «ящик», где много лет переводил из пустого в порожнее, пользуясь знанием иностранного языка. Коротая время в закрытом институте, нашёл работу для души: вырезал картинки из журналов, клеил. Потом стал печататься в журналах, оформлял книги, участвовал в выставках.

    Из всех заразительных увлечений коллажирование – самое долговременное занятие, длиной в 46 лет. Оно сродни конструированию, дизайну. На этапе отбора материала, который скорей всего пойдёт на резку, вдруг возникает какая-то идея, решение, ход, Но главное колдовство вершится ножницами и зачастую чем решительнее, тем успешнее. Работали бы только воображение и ассоциативный ряд.

    У коллажа не отнять зрелищность – был бы только смысл. Размещение и компоновка подготовленного бумажного материала, пожалуй, самый интересный, завораживающий, непредсказуемый процесс. Найденные элементы решения слегка «дозревают». Потом работа выклеивается. Какие-то коллажи выполняются в один присест – час, другой, другие – несколько дней. Есть вещи, которые «лепятся» неделями.

    Коллаж может состоять из нескольких элементов и из сотни элементов. Даже предположить не могу, как такую работу можно выполнить с использованием Photoshop’а. В последние годы меня привлекает создание коллажей в виде… лоскутных одеял. Иногда вовсе отказываюсь от ножниц, работая на разрыв бумажного материала. Как хороша бумажная бахрома!

    Коллаж может быть лиричен, ироничен, саркастичен, парадоксален, социален, эротичен. По моим наблюдениям коллажу все возрасты покорны.

    35-летие творческой деятельности отмечает в этом году соль-илецкий фотограф-пейзажист Олег Грачёв. Его имя известно в мировом фотоарте. В последние полгода его работы выставлялись в тридцати странах. Олег Витальевич рассказал корреспонденту АиФ Оренбург о своей тяге к искусству, о том, как рукоплещет мир и как обрёл свой выставочный зал.

    Двадцать лет по району

    АиФ Оренбург: Олег Витальевич, фотография - это увлечение или любимое дело, ставшее профессией?

    Олег Грачев: С четвёртого класса у меня был фотоаппарат. Но меня интересовали живопись, графика. И еще не понимал, что фотография - это такое же искусство. А потом, когда увидел фотожурнал, понял, что так можно создавать художественные образы.

    - А любовь к искусству откуда?

    Мой отец служил в Германии, и привёз оттуда чемодан. Изнутри он был обклеен репродукциями Дрезденской галереи. Мы, маленькие, очень любили их рассматривать. С юности я собирал альбомы и книги по искусству. А еще я очень хотел играть на скрипке, но в Соль-Илецке никакой скрипки не было. Пытался играть на гитаре… Может, в другой жизни я буду гитаристом блюзовым. Если бы была возможность выбирать, я бы в одной жизни был бы художником, в другой путешественником, в третьей гитаристом, в четвертой, наверное, танцором.

    Танец. Фото: / Олег Грачев

    - По сути, вы уже и художник, и путешественник, вы ведь даже член Русского географического общества.

    Ранее возможности путешествовать не было. Когда был учеником мастера в фотоателье комбината бытового обслуживания, мы ежедневно ездили по сёлам. Едут парикмахеры, закройщики, ремонт обуви и фотографы. Но это была хорошая школа. Когда началась массовая паспортизации, оказалось, что я один могу в любых условиях снять как нужно. Затем 10 лет фотокорреспондентом ездил по району, по району, по району…

    Оренбуржье. Июнь 2015. Фото: Из личного архива Олега Грачева / Олег Грачев

    - Тогда фотографировали природу?

    Появлялась свободная минутка, и я с фотоаппаратом гулял в окрестностях. Это даже необходимо мне. Если долго не гуляю по горам, мне уже не хорошо. Я там заряжаюсь.

    Елшанка. Соль-Илецкий район. Фото: Из личного архива Олега Грачева / Олег Грачев

    - Не возникало желание переехать в Оренбург, где идет творческий процесс?

    Оренбург недалеко. Каждый понедельник на протяжении 10 лет ездил на заседания фотоклуба «Урал». Не сложно было общаться с оренбургскими фотографами, так же, как и сейчас. А еще говорят, где родился, там и пригодился. И я очень долгое время так думал. Сейчас немножко сомневаюсь.

    - Не жалеете?

    Да нет, сейчас я не хочу в ту же Москву, она утомляет, я лучше бы уехал в деревню в Башкирию. Да и время доказало, что в маленьком городе можно участвовать в этом процессе.

    - Действительно. Ваш снимок «маленького монаха» облетел всю планету, став финалистом конкурса «National Geographic».

    На самом деле, эта работа получила немало наград более значительных конкурсов. Их проводят под патронажем всемирно известных фотографические обществ Америки, Великобритании и Международной Федерация фотоискусства. Также не так давно прошёл портрет девушки из Соль-Илецка «Майя». Она получила более десятка наград международных конкурсов.

    Майя. Фото: Из личного архива Олега Грачева / Олег Грачев

    Фотоэкстрим и эксперименты

    - Вы пейзажист или снимаете и в других жанрах?

    Моя первая поездка была в 90-х в Стамбул за гран-при в областном конкурсе. Я полдня сидел в гостинице, не решаясь выйти и снимать людей. Потом все-таки заставил себя. Вообще мне очень неловко вмешиваться в жизнь людей.

    - Как вы путешествуете?

    У меня есть друг фотограф Юрий Пустовой. Он организовывает фототуры. Заранее едет, выбирает красивые места, вычисляет, в какое время лучше снимать.

    Рассвет над Баганой. Фото: Из личного архива Олега Грачева / Олег Грачев

    - А нет ли в этом шаблонности?

    Каждый фотограф видит объект со своей стороны. Мы находимся в одном месте, но у нас разные снимки. Один снимает жучков, другой трещинки, а я люблю простор, ширь…

    - В чём еще особенность работы фотохудожника?

    Когда все туристы в гостинице идут к десяти утра на завтрак, мы возвращаемся со съемок. Потому что самое интересное можно увидеть на рассвете. Также, если есть возможность вернуться, еду назад и снимаю иначе. К сожалению, нет своего транспорта, и приходится подстраиваться под единомышленников. Иногда работаю над одним снимком несколько лет или снимаю объект в разное время. Вообще у меня есть список из 100 мест Земли, где бы я хотел поработать. Бывает опасно, в Исландии меня во время съемок смыло волной в ледниковой лагуне, испортилась камера.

    Исландия. Февраль 2014. Фото.

    Теперь о талантах Оренбургской области знают и в Великобритании. В начале февраля фотограф Олег Грачев был награжден золотой медалью Королевского фотографического общества Великобритании.

    Фотограф из Соль-Илецка Олег Грачев уже очень давно будоражит весь земной шар своими великолепными работами. На его счету более 470 выставок и конкурсов в 60-ти странах мира.

    Золотая медаль за оренбургские просторы
    На одиннадцатой международной выставке NBPC International Salon of Photography 2018 работа известного соль-илецкого мастера Олега Грачёва награждена золотой медалью Королевского фотографического общества Великобритании. На панорамном снимке Олег запечатлел одно из своих любимых — горы Долгие в Беляевском районе, Оренбургской области. Снимок побывал на выставках во многих странах мира, но золотой медали удостоен впервые, и, как сказал сам обладатель 170 международных наград, это первая медаль RPS в его коллекции.

    Имя Олега Витальевича на слуху у каждого, кто хотя бы немного увлекается фотографией. Он входит в состав союза фотохудожников России. В 2015 году Олег Грачев побил рекорд по количеству завоеванных наград и вошел в число лучших фотографов страны, а в прошлом году он был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель PHOTOART». Помимо этого, Грачев – обладатель карты Международной Федерации Фотоискусства.

    Олег Витальевич, признание Королевского фотографического общества Великобритании, наверное, дорогого стоит. Должно быть, это вызвало массу эмоций. Или я ошибаюсь?

    Эмоции. Ну разве что от того, что это первая моя награда именно Королевского фотографического общества Великобритании. А так у меня уже более 170 наград международного уровня, среди них 16 медалей FIAP и 15 медалей PSA. Поэтому каких-то грандиозных эмоций это не вызвало. Конечно, безусловно, приятно, когда твой труд ценят.


    Moldova Image&Art / Salon 2017 / Special Bronze Medal
    Oleg Grachev, Russian Federation

    Кстати, о ваших работах. Я знаю, что вы нечасто снимаете портреты, но при этом каждый из них, что называется, попадает в цель. Ваши портреты высоко ценятся. В чем секрет?

    Во-первых, я с детства тянусь к искусству. Мне всегда нравилась живопись. Во-вторых, у меня за плечами студийная съемка, я довольно хорошо работаю со светом. В-третьих, я ценю в фотографии естественность и лаконичность. Я понимаю, когда фотограф помещает человека в декорацию, если этого требует ситуация. Например, хочет отобразить профессиональную принадлежность. Но бывают такие ситуации, когда декорация полноценна сама по себе, а человек там теряется. Он лишний. К сожалению, современные фотографы часто этим грешат.

    - Техника, безусловна, важна для фотографии. Но без вдохновения далеко не уйдешь. Где черпаете его Вы?

    Источник моего вдохновения – это природа. Я очень люблю путешествовать, люблю пешие прогулки. Человек – часть природы. Нельзя об этом забывать. В каждую свободную минуту я стараюсь гулять с фотоаппаратом. Наверное, в какой-то степени мне это необходимо. А если я долго не гуляю по горам, мне уже не хорошо. Я там заряжаюсь.

    - Кстати о съемках на природе. Вы стали одним из организаторов проекта «Викинг». Как родилась эта идея?

    - Как вам пришла мысль стать фотографом?

    Я уже говорил, что мне нравилась живопись. Но рисовать у меня не получалось. В школе, как в принципе многие из нас, я увлекся фотографией. К моменту окончания школы я понял, что у меня вполне неплохо получается фотографировать. В то же время попался в руки журнал о фотографии. И именно тогда я понял, что это настоящее искусство. Вскоре познакомился с членами фотоклуба и уже в 80-м году я сам вступил в их ряды. Наш клуб назывался «Урал». Там мы разбирали тонкости этого искусства, делились опытом. К сожалению, в 90-е годы все развалилось. Многие нашли себя в чем-то другом. Я, видимо, умею только фотографировать. И это хорошо.

    - Вы сказали, что в 90-е годы все развалилось. Тогда, что вы скажите о современных фотографах?

    В своем большинстве, современные фотографы занимаются исключительно коммерческой съемкой. Среди них, конечно, есть вполне достойные и талантливые авторы, но их единицы. Художественная фотография, на мой взгляд, на очень низком уровне. Это в первую очередь упущение Министерства Культуры. Сложнее только с репортажной съемкой и с фотожурналистикой.

    Татьяна Гайдук

    Фото из архива Олега Грачева

    Олег Грачёв - известный оренбургский фотохудожник. Его работы находятся в коллекции Русского музея, 16 фотовыставок по стране, публикации в уважаемых фотографических журналах. На днях в Соль-Илецке открылся новый выставочный зал, а в нём 17-я выставка Олега «IRреальный мир».

    Об этом фотографе много пишут - Олег на Мьянме, Олег в Каппадокии, Олег в экспедиции Конюхова, на квадроцикле… Не хотелось бы повторяться, пусть сам рассказывает. Итак, Олег Грачёв…

    О зале

    Этот зал у нас в Соль-Илецке новый, его создали специально для проведения фотовыставок. По-явился он благодаря моему другу предпринимателю и меценату Олегу Грушко. Он как-то посмотрел, как я мыкаюсь, создавая экспозиции в разных случайных помещениях, и предложил: «А давай сделаем постоянную фотогалерею!»

    Она строилась почти три года… К тому же город получил статус курортного, и помимо баров и дискотек нужно было ещё что-то, а у меня за много лет скопились работы, которых земляки толком и не видели.

    О выставке

    Она для меня несколько не-обычная. Здесь все работы выполнены с применением инфракрасного фильтра. Это, в общем-то, съёмка «лунных» пейзажей Каппадокии (местность в центральной части Турции) в инфракрасном диапазоне излучения, не видимом человеческим глазом.

    Техника только подчеркнула «космическую» необычность этого места. Для того чтобы достичь удобства съёмки, которое гарантировало бы стабильный результат, мне пришлось переделать в Германии в «инфракрасный» довольно дорогой фотоаппарат, поставить специальный фильтр прямо на матрицу, что тоже является определённым ноу-хау.

    О Каппадокии

    Каппадокия в моём личном списке «100 мест на планете Земля, которые нужно посетить» занимала первое место. Увидел снимки в каком-то географическом журнале, и меня просто пробрало. Лет восемь-десять я туда хотел. Что-то не получалось, откладывалось, а потом в конце концов собрался и поехал.

    Мы жили в деревне, от которой, словно лучи, расходились в разные стороны четыре долины — все совершенно разные по ландшафту, по цвету породы. Причём до любой из них можно было дойти пешком. А ещё хорошо то, что горы там почти как наши, они «долгие», то есть на любую можно спокойно подняться - масса ракурсов.

    Об отсутствии людей

    Находясь в городе, начинаешь чувствовать, что нужно другое пространство, которое способно подзарядить. Для меня это пейзажи.

    Раньше моим принципом был пейзаж без человека и продуктов его жизнедеятельности. Впрочем, сейчас я постепенно начинаю отходить от этого. Кто знает, может быть, рядом с этим «космосом» вскоре появятся космические ирреальные девушки…

    А закончить хотелось бы словами другого фотомастера, Владимира Соколова, присутствовавшего на открытии выставки: «Олег не потерял дар удивляться и удивлять других».

    Скажу как фотограф - это и правда очень много.