Николай Новиков: биография и фото. Николай Новиков - писатель, журналист и просветитель

НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - российский об-щественный дея-тель, про-све-ти-тель, пуб-ли-цист, из-да-тель.

Дво-ря-нин. Учил-ся в дво-рян-ской гим-на-зии при Московском университете (1756-1759 годы, в 1760 году от-чис-лен за дли-тель-ную са-мо-воль-ную от-луч-ку). Слу-жил в пол-ках - лейб-гвардии Из-май-лов-ском (1762-1768 годы; ко-ман-ди-ро-ван для ра-бо-ты в Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/1769 годы, про-то-ко-лист) и Му-ром-ском пе-хот-ном (1768-1769 годы), вы-шел в от-став-ку в чи-не по-ру-чи-ка. В 1770-1773 годы чис-лил-ся пе-ре-во-дчи-ком в Кол-ле-гии иностранных дел. До 1779 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге .

В ка-че-ст-ве из-да-те-ля эпи-зо-ди-че-ски высту-пал с 1766 года. Пер-вое круп-ное пред-при-ятие Н.И. Новикова - са-ти-рический еже-не-дель-ник «Тру-тень» (1769-1770 годы), в котором он вёл по-ле-ми-ку с журналом «Вся-кая вся-чи-на» и её не-глас-ным ре-дак-то-ром - императрицей Ека-те-ри-ной II, от-стаи-вая не-об-хо-ди-мость как зло-бо-днев-ной са-ти-ры на «ли-ца», так и ра-зо-бла-че-ния «об-ще-ст-вен-ных по-ро-ков» (чи-нов-ничь-е-го про-из-во-ла, про-винциального не-ве-же-ст-ва, не-со-вер-шен-ст-ва за-ко-нов и пр.). Другие са-ти-рические жур-на-лы Н.И. Новикова так-же бы-ли об-ра-ще-ны к со-ци-аль-но ост-рой про-бле-ма-ти-ке - «Пус-то-ме-ля» (1770 год); «Жи-во-пи-сец» (1772-1773 годы), где, в ча-ст-но-сти, впер-вые от-кры-то по-став-лен во-прос о жес-то-ком об-ра-ще-нии по-ме-щи-ков с кре-сть-я-на-ми.

В журнале «Ко-ше-лёк» (1774 год) Н.И. Новиков пуб-ли-ко-вал ма-те-риа-лы, по-свя-щён-ные об-ли-че-нию гал-ло-ма-нии в русском об-ще-ст-ве и за-щи-те нациаональной са-мо-быт-но-сти русской куль-ту-ры. Зна-чительная часть ма-те-риа-лов в этих жур-на-лах при-над-ле-жа-ла Н.И. Новикову, од-на-ко его ав-тор-ст-во в ря-де слу-ча-ев ос-па-ри-ва-ет-ся ис-сле-до-ва-те-ля-ми (напр., «Пи-сем к Фа-ла-лею» и ан-ти-кре-по-ст-ни-че-ско-го «От-рыв-ка пу-те-ше-ст-вия в ***И*** Т***»). Од-но-вре-мен-но Н.И. Новиков опуб-ли-ко-вал со-став-лен-ный им пер-вый в Рос-сии био-биб-лио-гра-фический спра-воч-ник «Опыт ис-то-ри-че-ско-го сло-ва-ря о рос-сий-ских пи-са-те-лях» (1772 год, вклю-чал све-де-ния о 315 русских пи-са-те-лях XI-XVIII веков).

В 1773 году Н.И. Новиков совместно с кни-го-про-дав-цем К.В. Мил-ле-ром уч-ре-дил «Об-ще-ст-во, ста-раю-щее-ся о на-пе-ча-та-нии книг»; оно вы-пус-ка-ло гл. обр. пе-ре-дан-ные «Об-ще-ст-ву…» императрицей Ека-те-ри-ной II пе-ре-во-ды, ко-то-рые бы-ли вы-пол-не-ны чле-на-ми «Со-б-ра-ния, ста-раю-ще-го-ся о пе-ре-во-де ино-стран-ных книг». С це-лью по-пу-ля-ри-за-ции зна-ний о российской ис-то-рии Н.И. Новиков при фи-нан-со-вой под-держ-ке импертрицы Ека-те-ри-ны II и при уча-стии Н.Н. Бан-тыш-Ка-мен-ско-го, В.В. Кре-сти-ни-на, Г.Ф. Мил-ле-ра , кн. М.М. Щер-ба-то-ва и др. из-дал «Древ-нюю Рос-сий-скую вив-лио-фи-ку» (ч. 1-10, 1773-1775 годы; 2-е, рас-ши-рен-ное, изд.: ч. 1-20, 1788-1791 годы). С той же це-лью на-чал пуб-ли-ка-цию журналу «По-ве-ст-во-ва-тель древ-но-стей рос-сий-ских» (1776 год, вы-шел один но-мер), впер-вые из-дал цен-ные ис-то-рические па-мят-ни-ки («Сло-во по-хваль-ное ве-ли-ко-му го-су-да-рю Бо-ри-су Фё-до-ро-ви-чу Го-ду-но-ву...» К. Фид-ле-ра, «Кни-га Боль-шо-му чер-те-жу», оба 1773 год; «Ис-то-рия о не-вин-ном за-то-че-нии ближ-не-го боя-ри-на А.С. Мат-вее-ва», 1776 год, «Бар-хат-ная кни-га», 1787 год, и пр.). Вы-пус-тил в свет ис-то-рические со-чи-не-ния - «Крат-кая по-весть о быв-ших в Рос-сии са-мо-зван-цах» кн. М.М. Щер-ба-то-ва (1774 год), «Скиф-ская ис-то-рия» А.И. Лыз-ло-ва (1776 год) и др.

С середиы 1770-х годов дея-тель-ность Н.И. Новикова в зна-чительной сте-пе-ни бы-ла свя-за-на с ма-сон-ст-вом. Член не-сколь-ких лож. Из-да-вал ма-сон-ские жур-на-лы, в т. ч. «Ут-рен-ний свет» (1777-1780 годы, вы-хо-дил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, с мая 1779 года в Мо-ск-ве; его про-дол-же-ние - журнал «Мо-с-ков-ское еже-ме-сяч-ное из-да-ние», 1781 год). В них дек-ла-ри-ро-вал от-каз от са-ти-ры в поль-зу фи-ло-соф-ст-во-ва-ния и нра-во-уче-ния, про-па-ган-ди-ро-вал «ста-рин-ные зна-ния, скры-тые под гие-рог-ли-фи-че-ским язы-ком», по-ме-щал со-чи-не-ния, на-прав-лен-ные про-тив без-бо-жия и «воль-но-мыс-лия». Часть средств от про-да-жи вы-пус-кае-мых им жур-на-лов на-прав-лял на со-дер-жа-ние двух на-чаль-ных учи-лищ для де-во-чек и маль-чи-ков из бед-ных се-мей (от-кры-ты в 1777-1778 годы в Санкт-Пе-тер-бур-ге). В 1779 году по пред-ло-же-нию М.М. Хе-раско-ва на 10 лет арен-до-вал ти-по-гра-фию Московского университета и по-лу-чил пра-во на из-да-ние газеты «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» (фак-ти-че-ски ею за-ни-ма-лись на-ня-тые Н.И. Новиковым ре-дак-то-ры С.Б. Сы-рей-щи-ков и П.В. Ива-нов; сам Н.И. Новиков ре-дак-ти-ро-вал толь-ко «При-бав-ле-ние к "Мо-с-ков-ским ве-до-мо-стям"», 1783-1784 годы). В том же го-ду Н.В. Новиков по-зна-ко-мил-ся с И.Г. Швар-цем, ко-то-рый в рам-ках ма-сон-ской дея-тель-но-сти при-влёк Н.И. Новиков гл. обр. к ор-га-ни-за-ции вос-пи-та-ния юно-ше-ст-ва и сбо-ру для это-го ма-те-ри-аль-ных по-жерт-во-ва-ний (с 1780 года Н.И. Новиков - член ло-жи «Гар-мо-ния»).

Н.И. Новиков уча-ст-во-вал в ор-га-ни-за-ции Учи-тель-ской (Пе-да-го-ги-че-ской) (1779-1786 годы) и Пе-ре-во-дче-ской (Фи-ло-ло-ги-че-ской) (1782-1786 годы) се-ми-на-рий, Со-б-ра-ния уни-вер-си-тет-ских пи-том-цев (1781-1789 годы) и «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (1782-1786 годы) при Московском университете. Пуб-ли-ко-вал учеб-ни-ки и учеб-ные по-со-бия по иностранному языку, ариф-ме-ти-ке, гео-гра-фии и пр. В ка-че-ст-ве при-ло-же-ния к газете «Мо-с-ков-ские ве-до-мо-сти» из-да-вал пер-вый в Рос-сии жур-нал для де-тей «Дет-ское чте-ние для серд-ца и ра-зу-ма» (1785-1789 годы). В начале 1780-х годов во-шёл в ло-жу «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са», под-чи-няв-шую-ся бер-лин-ско-му ор-де-ну ро-зен-крей-це-ров, ко-то-рый идео-ло-ги-че-ски про-ти-во-сто-ял про-све-ти-тель-ско-му ра-цио-на-лиз-му. За-ни-мал вы-со-кие по-сты в ма-сон-ской ие-рар-хии. В 1784 году, по-сле смер-ти Швар-ца, вме-сте с кн. Н.Н. Тру-бец-ким и П.А. Та-ти-ще-вым Н.И. Новиков стал чле-ном-ос-но-ва-те-лем Ди-рек-то-рии «тео-ре-ти-че-ско-го гра-ду-са» московских ро-зен-крей-це-ров. В том же го-ду ини-ции-ро-вал соз-да-ние в Мо-ск-ве Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. По мне-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, в чис-ле др. московских ма-со-нов пы-тал-ся ус-та-но-вить свя-зи с вел. кн. Пав-лом Пет-ро-ви-чем (бу-дущим императором Пав-лом I). Пе-рио-ди-че-ски осу-ще-ст-в-лял фи-лан-тро-пич. ак-ции, вы-зы-вав-шие у вла-стей по-доз-ре-ния в на-ме-ре-нии ма-со-нов при-влечь к се-бе и про-сто-на-ро-дье (са-мая круп-ная - скуп-ка зер-на на сред-ст-ва Г.М. По-хо-дя-ши-на и др. и раз-да-ча его го-ло-даю-щим кре-сть-я-нам в 1787 году). Со-дей-ст-во-вал от-кры-тию в Мо-ск-ве учи-ли-ща для раз-но-чин-цев, боль-ни-цы для ти-по-граф-ских ра-бо-чих и ап-те-ки для бед-ных. В с. Ав-доть-и-но вы-стро-ил для сво-их кре-сть-ян ка-мен-ные до-ма, в конце 1780-х годов там же - ко-ло-коль-ню при церк-ви в честь ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Тих-вин-ская».

Кон-флик-ты с вла-стью у Н.И. Новикова на-ча-лись в 1784 года, ко-гда об-на-ру-жи-лось, что он опуб-ли-ко-вал два учеб-ни-ка, пра-во на из-да-ние ко-то-рых при-над-ле-жа-ло од-но-му из пе-тербургской ти-по-гра-фов. Они бы-ли кон-фи-ско-ва-ны, а день-ги за про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры взы-ска-ны с Н.И. Новиковм. В 1786 году по ука-за-нию имп. Ека-те-ри-ны II со-став-ле-на опись всех книг, из-дан-ных Н.И. Новиковым (6 книг на ма-сон-скую те-ма-ти-ку за-пре-ще-но про-да-вать), а ми-тро-по-лит Мо-с-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) ис-пы-тал Н.И. Новиков «в за-ко-не на-шем» (пра-во-сла-вии). Хо-тя Н.И. Новиков был при-знан доб-ро-по-ря-доч-ным хри-стиа-ни-ном, он ос-тал-ся под по-доз-ре-ни-ем у им-пе-рат-ри-цы. В 1788 году Ека-те-ри-на II за-пре-ти-ла про-дле-вать Н.И. Новиков срок арен-ды уни-вер-си-тет-ской ти-по-гра-фии. С 1790 года Н.И. Новиков на-хо-дил-ся под по-сто-ян-ным по-ли-цей-ским на-блю-де-ни-ем. Вес-ной 1792 года аре-сто-ван и дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург. Об-ви-нял-ся в об-ма-не ря-до-вых ма-со-нов в це-лях лич-но-го обо-га-ще-ния, в от-ступ-ни-че-ст-ве от пра-во-сла-вия, из-мен-ни-че-ских свя-зях с Прус-си-ей че-рез ор-ден ро-зен-крей-це-ров, ор-га-ни-за-ции за-го-во-ра про-тив им-пе-рат-ри-цы и по-пыт-ках при-влечь к не-му на-след-ни-ка пре-сто-ла. Доп-ра-ши-вал-ся так-же о по-лу-че-нии зо-лота с по-мо-щью фи-ло-соф-ско-го кам-ня.

Ука-зом 1(12) августа 1792 года Ека-те-ри-на II, убе-ж-дён-ная, что Н.И. Новиков дей-ст-ви-тель-но яв-ля-ет-ся гла-вой тай-но-го ма-сон-ско-го за-го-во-ра в Рос-сии, при-зна-ла его ви-нов-ным по всем пунк-там и дос-той-ным смерт-ной каз-ни, ко-то-рую за-ме-ни-ла на 15 лет за-клю-че-ния в Шлис-сель-бург-ской кре-по-сти. В но-ябре 1796 года, по-сле всту-п-ле-ния на пре-стол императора Пав-ла I, Н. ос-во-бо-ж-дён, все об-ви-не-ния с не-го сня-ты. По-след-ние го-ды жиз-ни Н.И. Новиков про-вёл в Ав-доть-и-не. Пы-тал-ся на-ла-дить су-кон-ное про-изводство, а так-же, по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, в 1805 году вновь арен-до-вать ти-по-гра-фию Московского университета. За-ни-мал-ся при-ват-ным изу-че-ни-ем мис-тических со-чи-не-ний со сво-им со-рат-ни-ком по ма-сон-ской дея-тель-но-сти С.И. Га-ма-ле-ей. По-сле смер-ти Н.И. Новиков его ра-зо-рив-ше-му-ся се-мей-ст-ву по рас-по-ря-же-нию императора Алек-сан-д-ра I бы-ла ока-за-на по-мощь.

К началу 1790-х годов Н.И.Новиковым из-да-но свыше 900 на-име-но-ва-ний книг - около 1/4 пе-чат-ной про-дук-ции Рос-сии то-го вре-ме-ни (пре-обла-да-ла ори-ги-наль-ная и пе-ре-вод-ная бел-лет-ри-сти-ка, зна-чительная часть со-став-ля-ли бо-го-слов-ские и ма-сон-ские со-чи-не-ния, а так-же ис-то-рическая, учеб-ная, спра-воч-ная, фи-ло-соф-ская, юри-дическая, пе-да-го-гичекая, эко-но-мическая ли-те-ра-ту-ра). Под на-ча-лом Н.И.Новиков бы-ла раз-вёр-ну-та книж-ная тор-гов-ля во мно-гих го-ро-дах Рос-сии, в Мо-ск-ве от-кры-та биб-лио-те-ка-чи-таль-ня. Н.И. Новикову ус-та-нов-лен бюст в г. Брон-ницы (2003 год; скульп-тор М.Г. Саль-ман).

Сочинения:

Из-бран-ные со-чи-не-ния / Под-го-тов-ка тек-ста, вступ. ст. и ком-мен-та-рии Г. П. Ма-ко-го-нен-ко. М.; Л., 1951;

Са-ти-ри-че-ские жур-на-лы Н. И. Но-ви-ко-ва / Вступ. ст. и ком-мен-та-рии П. Н. Бер-ко-ва. М.; Л., 1951;

Из-бран-ное. М., 1983;

Смею-щий-ся Де-мок-рит. М., 1985;

Пись-ма Н. И. Но-ви-ко-ва. М., 1994.

Дополнительная литература:

Лон-ги-нов М.Н. Но-ви-ков и мо-с-ков-ские мар-ти-ни-сты. М., 1867. СПб., 2000;

Не-зе-ле-нов А.И. Н.И. Но-ви-ков, из-да-тель жур-на-лов 1769-1785 гг. СПб., 1875;

Бо-го-лю-бов В.Н. Н.И. Но-ви-ков и его вре-мя. М., 1916;

Вер-над-ский Г.В. Но-ви-ков. П., 1918; Се-мен-ни-ков В. П. Кни-го-из-да-тель-ская дея-тель-ность Н. И. Но-ви-ко-ва и Ти-по-гра-фи-че-ской ком-па-нии. П., 1921;

Ма-ко-го-нен-ко Г.П.Н. Но-ви-ков и рус-ское про-све-ще-ние XVIII в. М.; Л., 1952;

Бу-дяк Л.М. Но-ви-ков в Мо-ск-ве и Под-мос-ко-вье. М., 1970;

Ли-хот-кин Г.А. Ок-ле-ве-тан-ный Ко-ло-ви-он. Л., 1972;

Дер-бов Л.А. Об-ще-ст-вен-но-по-ли-ти-че-ские и ис-то-ри-че-ские взгля-ды Н. И. Но-ви-ко-ва. Са-ра-тов, 1974;

Н. И. Но-ви-ков и об-ще-ст-вен-но-ли-те-ра-тур-ное дви-же-ние его вре-ме-ни. Л., 1976;

Мар-ты-нов И.Ф. Кни-го-из-да-тель Н. Но-ви-ков. М., 1981;

Не-кра-сов С.М. Апо-стол до-б-ра: По-ве-ст-во-вание о Н. И. Но-ви-ко-ве. М., 1994;

Но-ви-ков и рус-ское ма-сон-ст-во. М., 1996.

Новиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считала это поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссии о среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

Начало журналистской деятельности

Журнал «Трутень»

Журнал «Живописец»

Издание памятников истории

Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о российских писателях» ( , см. его факсимильное электронное pdf-переиздание), а также «Древняя Российская Вивлиофика…» - издававшиеся ежемесячно памятники русской истории ( -), «Древняя Российская Идрография» (т. I, - описание московского государства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов.

Новиков сознавал необходимость в издании исторических памятников палеографической точности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п. , иногда прилагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в «Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в . Новиков сам составил себе собрание рукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер, князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшая издание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.

Масонство

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище - нравы - погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он - ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Первые связи Новикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его в масонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предмет которой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлением Новикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх «степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворен елагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное» масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность и самопознание».

«Утренний Свет»

Ежемесячный журнал, прекратив «Ведомости», Новиков стал издавать с сентября , сначала в Петербурге, с апреля - в Москве . Он считается первым в России философским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля , но главным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов и мистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружка единомышленников, в числе которых были М. Н. Муравьёв и И. П. Тургенев, и притом с целями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство и содержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались уже две основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организовать общественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения. Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованию училищ, вызвало обильный приток пожертвований.


Периодические издания выходили в России еще с петровского времени, но сатирические журналы как одно из проявлений дальнейшего роста общественного самосознания появились в конце 60-х годов XVIII в. Первый из них - «Всякую всячину» - с января 1769 г. начал издавать под непосредственным руководством Екатерины II ее кабинет-секретарь Г. В. Козицкий. Журнал имел четко выраженную правительственную ориентацию, хотя имена издателя и даже сотрудников в нем указаны не были.

Пришедшая к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II стремилась упрочить свое положение. Именно этим объясняется ряд широковещательных кампаний, проведенных ею. Здесь и праздник «торжествующей Минервы», устроенный в дни коронации в Москве, и созыв Комиссии по составлению нового Уложения, и специальный «Наказ» для депутатов Комиссии, и, наконец, издание сатирического журнала.

«В первые годы царствования Екатерины... - писал Н. А. Добролюбов, - много было людей, осмеливавшихся восставать против правления Екатерины... Все это очень беспокоило тогдашнее правительство, и Екатерина прилагала все старания, чтобы своими распоряжениями привлечь к себе сколько можно более приверженцев и предупредить могшее возродиться недовольство... Одним из орудий ее в этом деле была литература».

«Всякая всячина» обратилась к писателям с призывом поддержать ее начинание, называя себя «прабабушкой» будущих «внучат» и тем самым разрешая выпуск других сатирических журналов. Однако в этой прозрачной аллегории содержался намек на руководящую роль «Всякой всячины» среди других сатирических изданий. Призыв императрицы был услышан. В том же 1769 г. М. Д. Чулков выпустил журнал «И то и сё», В. Г. Рубан - «Ни то, ни сё», В. Тузов - «Поденщину», Л. Сичкарев - «Смесь», Ф. А. Эмин - «Адскую почту». В мае 1769 г. начинает выходить журнал «Трутень», который не только не поддержал курс, предложенный «Всякой всячиной», но вступил с ней в прямую полемику. Издателем «Трутня» был Николай Иванович Новиков (1744 -1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в. Он родился в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767 -1768 гг. состоял одним из секретарей Комиссии по составлению нового Уложения. Эпиграфом к своему журналу «Трутень» Новиков взял стих из притчи Сумарокова «Жуки и Пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной «сему изданию». Поэтому-то, признавался журналист, «я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием «Трутня», что согласно с моим пороком и намерением, ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы...».


Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция «Трутня» раздражала издателей «Всякой всячины» и вызвала на страницах журнала острые споры.

Полемика между «Всякой всячиной» и «Трутнем» велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла. «Критика на лицо, - утверждал Новиков, - больше подействует, нежели как бы она писана на общий порок... Критика на лицо... производит в порочном раскаяние; он тогда увидит свой порок и, думая, что о том все уже известны, непременно будет терзаем стыдом и начнет исправляться».

«Всякая всячина», напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей. А. Н. Афанасьев справедливо указывал, что стремление Екатерины II обойти конкретных виновников, «чувствующих на своем рыльце пушок», приводило к тому, что сатира превращалась в «пустословие об отвлеченных идеях добра и зла, без малейшего применения к действительности».

Второй вопрос касался характера сатиры, т. е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии.

Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. В своем издании она ориентировалась на весьма умеренный нравоописательный журнал английского писателя Аддисона «Зритель» (1711 -1712). Резкие выпады «Трутня» против помещиков-крепостников и чиновников явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок.

В журнале «Всякая всячина» было помещено письмо некоего Афиногена Перочинова. Аттестуя себя как доброго и снисходительного человека, этот вымышленный корреспондент заканчивал письмо перечнем основных правил, которыми должен руководствоваться писатель-сатирик: «1) Никогда не называть слабости пороком. 2) Хранить во всех случаях человеколюбие. 3) Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того 4) Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения». Легко заметить, что в письме Афиногена Перочинова содержалось иное, чем в «Трутне», понимание сатиры и ее задач. Слово «порок» заменялось снисходительным словом «слабость». Вместо четко очерченных персонажей новиковской сатиры - дворяне, «подьячие» - в письме Афиногена Перочинова фигурирует расплывчатое понятие «люди». Сатира из области социальной переводилась в план общечеловеческого морализирования.

Екатерина II не смогла скрыть своего раздражения независимой позицией «Трутня». В конце письма сделана приписка, в которой слышится властный окрик не терпящей возражений разгневанной императрицы: «Я хочу... предложить пятое правило, а именно, чтобы впредь о том никому не рассуждать, чего кто не смыслит» (С. 143).

Угроза Екатерины не испугала Новикова. Он смело принимает вызов и отвечает Афиногену Перочинову письмом Правдолюба (псевдоним самого Новикова). Правдолюб подвергает тщательному разбору доводы своего противника и убедительно раскрывает его уклончивую, беспринципную позицию. «Господин «Трутень!», - пишет он. - Второй ваш листок написан не по правилам вашей прабабки... Я сам того мнения, что слабости человеческие сожаления достойны, однако ж не похвал, и никогда того не подумаю, чтоб на сей раз не покривила своею мыслию и душою госпожа ваша прабабка, дав знать... что похвальнее снисходить порокам, нежели исправлять оные. Многие слабой совести люди никогда не упоминают имя порока, не прибавив к оному человеколюбия... Следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан, но таких людей человеколюбие приличнее назвать пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, который оным снисходит или (сказать порусски) потакает» (С. 58).

Правдолюбов раскрывает в своем ответе двойственную, лицемерную политику Екатерины II, которая, выступив с сатирическим журналом, не справилась с поставленной перед собой задачей и фактически отказалась от борьбы с общественным злом.

Смелое поведение Новикова окончательно вывело Екатерину из себя. На статью Правдолюбова она ответила короткой репликой, которая начиналась словами: «На ругательства, напечатанные в «Трутне», мы ответствовать не хотим, уничтожая оные...» (С. 174). Слово «уничтожая» Екатерина употребила в смысле «пренебрегая», «презирая». Она явно хотела закончить невыгодный для нее диспут. Но в ответ на ее выпад последовало еще более резкое и пространное письмо Правдолюбова. Полемика разгоралась, и потушить ее Екатерине не удалось.

В своем ответном письме Правдолюбов не только парирует доводы Екатерины, но наносит ей лично болезненные для самолюбия удары. Обыгрывается немецкое происхождение Екатерины и плохое знание русского языка. Императрица не всегда была в ладах с русской грамматикой, и ее сочинения исправляли секретари. Конечно, Новиков делает вид, что он полемизирует с журналом, с равным себе собратом, но удары его направлены против тайного вдохновителя «Всякой всячины», против императрицы. «Госпожа «Всякая всячина», - начинает свое письмо Правдолюбов, - на нас прогневалась и наши нравоучительные рассуждения называет ругательствами. Но теперь вижу, что она меньше виновата, нежели я думал. Вся ее вина состоит в том, что на русском языке изъясняться не умеет и русских писаний обстоятельно разуметь не может...» (С. 68).

Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти. И Новиков не упустил случая высмеять и этот промах своего противника. «Не знаю, - замечает он, - почему она мое письмо называет ругательством? Ругательство есть брань, гнусными словами выраженная, но в моем прежнем письме, которое заскребло по сердцу сей пожилой даме, нет ни кнутов, ни виселиц, ни прочих слуху противных речей, которые в издании ее находятся» (С. 69). Выражение «пожилая дама» приобретает у Новикова двойное значение. Первое, внешнее, маскировочное, связано с журналом «Всякая всячина», названным Екатериной «прабабушкой» «будущих внучат». Второе, главное, - намекает на возраст императрицы, которой в это время было сорок лет.

Новиков не оставляет без внимания и еще одно неудачное выражение Екатерины II, допущенное во второй ее полемической статье: «Госпожа «Всякая всячина» написала, что пятый лист «Трутня» уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное; а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи «Всякой всячины» довольно было бы написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сих же листков множество носится по рукам; итак, их всех ей уничтожить не можно» (С. 69).

В высшей степени показательно, что оба журнала по поводу возникшего между ними спора обращаются к «публике». Выразителями общественного мнения стали другие сатирические журналы - «Адская почта» и «Смесь», которые встали на сторону «Трутня». Вдохновленный поддержкой, Новиков продолжает свои критические выступления. Он высмеивает увлечение русских помещиков иностранными модами, их непомерное чванство и высокомерие, раскрывает взяточничество и произвол «подьячих». Наибольшей остротой и смелостью отличались статьи, адресованные дворянам-крепостникам - Змеяну, Безрассуду и т. п. Но вершиной обличительной литературы в «Трутне» стали «копии с отписок», т. е. копии с переписки между барином и крестьянами. По словам Н. А. Добролюбова, эти письма «так хорошо написаны, что иногда думается: не подлинные ли это?» Первое письмо пишет барину Григорию Сидоровичу от имени всех староста Андрей Лазарев. Начинается оно с отчета об оброке. «Указ твой господский мы получили и денег оброчных со крестьян на нынешнюю треть собрали... а больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде, нынешним летом хлеб не родился... Да бог посетил нас скотским падежом, скотина почти вся повалилась...» (С. 141). Среди «неплательщиков» особое место отведено Филатке, самому бедному крестьянину в деревне. «с филаткою, государь, как поволишь? денег не плотит, говорит, что взять негде: он сам все лето прохворал, а сын большой помер... По указу твоему продано его две клети за три рубли за десять алтын, корова за полтора рубли, а лошади у него все пали; другая коровенка оставлена для робятишек, кормить их нечем...» (С. 141). За письмом старосты следует «отписка» Филатки, который просит помещика «уволить» его на год от оброка и дать ему лошадь, чтобы он смог снова стать «тяглым крестьянином». Завершается переписка копией с помещичьего указа. Надежды и жалобы крестьян оказались тщетными. «Старосту, - пишет барин, - при собрании всех крестьян высечь нещадно за то, что он за крестьянами имел худое смотрение... и после из старост его сменить, а сверьх того взыскать с него штрафу сто рублей... По просьбе крестьян у Филатки корову оставить, а взыскать за нее деньги с них, а чтобы они и впредь таким ленивцам потачки не делали, то купить Филатке лошадь на мирские деньги...» (С. 61).

Следует заметить, что при всей резкости обличения Новиковым помещиковкрепостников нападки на них не означают осуждения самих крепостнических отношений. Об этом свидетельствует противопоставление в «Трутне» жестоким крепостникам добрых помещиков. Так, например, извергу Змеяну противостоит в «ведомости» из Литейной «благоразумный» Мирен, который «совсем отменно с подвластными себе обходится» (С. 61). В новогоднем обращении к «поселянам» на 1770 г. издатель писал: «Я желаю, чтобы ваши помещики были ваши отцы...» (С. 185).

Потерпев поражение в полемике с «Трутнем», Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь «Всякая всячина» под новым названием «Барышок всякой всячины» и «Трутень». Но существование «Трутня» было оплачено Новиковым дорогой ценой. На это намекает новый эпиграф к журналу, взятый из притчи Сумарокова «Сатир и Гнусные люди»: «Опасно наставленье строго,//Где зверства и безумства много». Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде «Трутень» просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь» (С. 246).

Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию «О время!», в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался «Живописец». В первом же номере издатель помещает обращение к «неизвестному» сочинителю комедии «О время!» и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в «Живописец» что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю «Живописца» благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала.

Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в «Трутне» копиями «с отписок». В пятом листе «Живописца» он публикует знаменитый «Отрывок путешествия в *** И *** Т ***» - главу из дорожных записок неизвестного автора. Начинается «Отрывок» горестным признанием бедственного положения крестьян во всех деревнях, через которые пришлось проезжать путешественнику. «По выезде моем из сего города я останавливался во всяком почти селе и деревне, ибо все они равно любопытство мое к себе привлекали, но в три дни сего путешествия ничего не нашел я, похвалы достойного. Бедность и рабство повсюду встречалися со мною во образе крестьян... Не пропускал я ни одного селения, чтобы не расспрашивать о причинах бедности крестьянской. И слушая их ответы, к великому огорчению, всегда находил, что помещики их сами тому были виною» (С. 295).

Далее приводится описание одной из деревень, носящей название Разоренной, расположенной «на самом низком и болотном месте». Вследствие этого улица в ней «покрыта грязью, тиной и всякою нечистотою...». Путешественник обращает внимание на безлюдье в деревне и узнает, что все взрослое население было на барщине. Изнемогая от зноя (день был жаркий), путешественник заходит в избу, где увидел трех младенцев, оставленных в своих «лукошках» «без всякого призрения». У одного из них упал «сосок с молоком», другой повернулся лицом к «подушонке», «набитой соломою», и мог бы задохнуться, третий - «был распеленан», и «множество мух»...«немилосердно мучили сего ребенка». Оказав помощь каждому из младенцев, путешественник поспешил выйти во двор, спасаясь от «заразительного духа», «нечистоты» и множества мух в избе. Кучер привел к коляске нескольких крестьянских детей. «Они все были босиком, с раскрытыми грудями и в одних рубашках и столь были дики и застращены именем барина, что боялись подойти...» «Вот, - добавляет путешественник, - плоды жестокости и страха, о вы, худые и жестокосердые господа! вы дожили до того несчастия, что подобные вам человеки боятся вас, как диких зверей» (С. 297). «Извозчику» удалось с большим трудом подвести одного из детей к коляске путешественника, который дал трясущемуся от страха ребенку несколько монет. «Мальчик оставил страх... поклонился в ноги, и, оборотясь, кричал другим: ступайте сюда, робята, это не наш барин, этот барин добрый, он дает деньги и не дерется! Робятишки тотчас все ко мне прибежали, - продолжает путешественник, - я дал каждому по нескольку денег и по пирожку, которые со мною были. Они все кричали: у меня деньги! у меня пирог!» (С. 297).

Во второй части «Отрывка», помещенной в одном из последующих «листов» «Живописца», рассказывается о встрече путешественника с крестьянами, которые вечером вернулись с барщины. Старший из них сказал: «У нашего боярина такое, родимой, поверье, что как поспеет хлеб, так сперва его боярской убираем, а со своим-то, де, изволит баять, вы поскорее уберетесь». День был субботний, но и на следующее утро крестьяне готовились выйти на поле. «И, родимой! сказал крестьянин, как не работать в воскресенье!.. Кабы да по всем праздникам нашему брату гулять, так некогда бы и работать было?» (С. 331-332).

Одна группа исследователей, в том числе Л. Н. Майков, Г. П. Макогоненко, называет его автором самого Н. И. Новикова, а инициалы И. Т. расшифровывает как «издатель „Трутня"». Вторая - В. П. Семенников, П. Н. Берков, Д. С. Бабкин и др. - полагает, что «Отрывок» принадлежит А, Н. Радищеву. Эта точка зрения выглядит более убедительно. В ее пользу можно привести следующие соображения. На участие А. Н. Радищева в журнале «Живописец» указывал его сын П. А. Радищев. Жанр и стиль «Отрывка» чрезвычайно напоминает жанровые и художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву». В «Живописце» «Отрывок» помечен как глава XIV какого-то объемистого произведения, что дает основание видеть в нем один из ранних вариантов «Путешествия». В повествовании легко выделяются три его составные части: 1) описание фактов, с которыми встречается автор; 2) душевное состояние путешественника и 3) размышления, вызванные дорожными впечатлениями. Все эти три художественных компонента характерны и для «Путешествия из Петербурга в Москву». С книгой Радищева сближает «Отрывок» эмоциональность. Его автор «проливает слезы», падает в обморок, обращается к помещикам с исполненными негодования тирадами: «О господство! ты тиранствуешь над подобными себе человеками... Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует» (С. 295). Несколько раз употребляется эпитет Радищева «жестокосердый». Как и в главе «Любани», крестьяне, описанные в «Отрывке», работают не только в будни, но и в воскресные дни. В целом «Отрывок» представляет собой один из ранних в России образцов сентиментально-обличительного путешествия.

Обращает на себя внимание различное отношение Новикова и автора «Отрывка» к крепостному праву. Новиков, порицая жестоких и алчных крепостников, противопоставлял им добрых, гуманных дворян, у которых крестьяне «наслаждаются вожделенным спокойствием» (С. 135). Автор «Отрывка» занимает другую позицию.

За все время пути он встречает в деревнях и селах только «бедность» и «рабство». Правда, путешественник надеется увидеть деревню Благополучную, о которой ему много «доброго» «насказал» один из крестьян. Однако описания такой деревни так и не последовало, что дает основание видеть в этом намек на отсутствие в действительности «благополучных» деревень. Добролюбов писал об этом: «Гораздо далее всех обличителей того времени ушел г. И. Т. ... В его описаниях слышится уже ясная мысль о том, что вообще крепостное право служит источником зол в народе».

Новиков понимал, что публикация «Отрывка» ставит под угрозу существование его журнала, и поэтому поспешил еще раз заручиться поддержкой высшей власти. «Сие сатирическое сочинение... - писал он по поводу первой части «Отрывка», - получил я от г. И. Т.... Если бы это было в то время, когда умы наши и сердца заражены были французскою нациею, то не осмелился бы я читателя моего попотчевать с того блюда, потому что оно приготовлено очень солоно и для нежных вкусов благородных невежд горьковато. Но ныне премудрость, сидящая на престоле, истину покровительствует во всех деяниях. Итак, я надеюсь, что сие сочиненьице заслужит внимание людей, истину любящих» (С. 298).

Появление на страницах «Живописца» «Отрывка путешествия в*** И*** Т***» вызвало среди крепостников волну возмущения. На это указывает в статье «Английская прогулка» один из доброжелателей Новикова. «...Многие наши братья дворяне, - сообщает он, - пятым вашим листом недовольны.... Бранили вас надменные дворянством люди, которые думают, что дворяне ничего не делают неблагородного... и будто они, яко благорожденные люди, от порицания всегда должны быть свободны. Сии гордые люди утверждают, что будто точно сказано о крестьянах: Накажу их жезлом беззакония...» (С. 327 -328).

Окончание «Отрывка путешествия...» было помещено в 14м листе первой части «Живописца». В следующем, 15м листе Новиков начинает печатать «Письма к Фалалею», в которых раскрывает социальный и нравственный облик дворян, ополчившихся на путевые записки господина И. Т. Форму для своей публикации Новиков выбрал очень удачную. Молодой дворянский сынок Фалалей приехал из деревни в Петербург на военную службу. Ему посылают письма отец, отставной драгунский ротмистр Трифон Панкратьевич, мать - Акулина Сидоровна и дядя - Ермолай Терентьевич. Все эти письма, ради потехи, Фалалей передает издателю «Живописца», а тот публикует их на страницах своего журнала.

В первом же письме, автором которого является отец Фалалея, с негодованием упоминается «Отрывок путешествия». «Приехал к нам сосед Брюжжалов, - сообщает Трифон Панкратьевич, - и привез с собою какие-то печатные листочки и, будучи у меня, читал их. Что это у вас, Фалалеюшка, делается, никак с ума сошли все дворяне, чего они смотрят, да я бы ему, проклятому, и ребра живого не оставил. Что за живописец такой у вас проявился... Говорит, что помещики мучаткрестьян, и называет их тиранами... Изволит умничать, что мужики бедны, эдакая беда, неужто хочет он, чтобы мужики богатели, а мы бы дворяне скудели, да этого и господь не приказал, кому-нибудь одному богатому быть надобно, либо помещику, либо крестьянину... Они на нас работают, а мы их сечем, ежели станут лениться, так мы и равны...» (С. 336).

Трифон Панкратьевич выражает недовольство и политикой правительства. Тем самым журнал Новикова как бы вновь ставит себя под защиту высшей власти, поскольку у него с императрицей оказывается общий противник. «Сказывают, - возмущается отец Фалалея, имея в виду указ о вольности дворянской, - что дворянам дана вольность, да черт ли это слыхал, прости господи, какая вольность? Дали вольность, а ничего не можно своею волею сделать, нельзя у соседа и земли отнять, в старину-то было нам больше вольности...» (С. 334 -335).

В конце письма сделан комплимент недавнему фавориту Екатерины II графу Г. Г. Орлову, который, в отличие от Трифона Панкратьевича, якобы не обременяет своих крестьян тяжелым оброком. «Недалеко от меня, - указывает отец Фалалея, - деревня Григорья Григорьевича Орлова, так знаешь ли, по чему он с них берет: стыдно и сказать, по полтора рубли с души, а угодьев та сколько, и мужики какие богатые... Кабы эта деревня была моя, так бы я по тридцати рублей с них брал, да и тут бы их в мир еще не пустил; только что мужиков балуют» (С. 336-337).

Крепостнические взгляды Трифона Панкратьевича автор как бы объясняет дремучим невежеством помещика, его примитивной, грубо утилитарной религиозностью.
Тем самым жестокость к крестьянам оказывается одним из проявлений «непросвещенности» дворянина. Он просит сына беречь святцы, которые еще прадед Фалалея привез когда-то из Киева. «...С попами знайся, - поучает Трифон Панкратьевич, - да берегись: их молитва до бога доходна, да убыточна... Как отпоешь молебен, так можно ему поднести чарку вина, да дать ему шесть денег, так он и доволен» (С. 334).

Второе письмо Трифона Панкратьевича начинается гневными упреками Фалалею: «Я писал к тебе, окаянному, в наставление, а ты это письмо отдал напечатать» (С. 362). Пригрозив сыну высечь его кнутом, Трифон Панкратьевич сменяет гнев на милость и советует Фалалею подать в отставку и вернуться в родительский дом. «...Нынча время военное, - напоминает он, - неровно, как пошлют в армию, так пропадешь ни за копейку... Пусть у тебя не будет Егорья, да будешь ты зато поздоровее всех егорьевских кавалеров» (С. 363).

С каждой строчкой все полнее раскрывается нравственный облик отца Фалалея - стяжателя, домашнего деспота, самодура. Он уже и невесту сыну подыскал. Она, по его словам, «девушка не убогая... а пуще всего, великая экономка». Самое же главное в том, что она - двоюродная племянница воеводе. А поэтому, заранее ликует Трифон Панкратьевич, «все наши спорные дела будут решены в нашу пользу, и мы с тобою у иных соседей землю обрежем по самые гумна: то-то любо, и курицы некуда будет выпустить» (С. 363).

Одновременно вырисовывается в письмах и образ самого Фалалея, который, по воспоминаниям отца, был смолоду большой «проказник»: любил вешать на сучьях собак, плохо гонявших зайцев, и пороть крепостных крестьян.

В конце второго письма Трифон Панкратьевич сообщает о тяжелой болезни матери Фалалея Акулины Сидоровны. «Мать твоя, - пишет Трифон Панкратьевич, - лежит при смерти... А занемогла она, друг мой, от твоей охоты: Налетку твою ктото съездил поленом и перешиб крестец, так она, голубушка моя, как услышала, так и свету божьего не взвидела, так и повалилась! А после, как опомнилась, то пошла это дело разыскивать и так надсадила себя, что чуть жива пришла и повалилась на постелю, да к тому же выпила студеной воды целый жбан, так и присунулась к ней огневица» (С. 363-364).

Следующее письмо пишет Фалалею сама Акулина Сидоровна. Чувствуя близкую кончину, она прощается с сыном и советует ему не перечить отцу и поберечь себя от его гнева. «...Этот старый хрыч, - сокрушается она, - когда-нибудь тебя изуродует. Береги, мой свет, себя, как можно береги: плетью обуха не перешибешь, что ты с эдаким чертом, прости, господи, сделаешь» (С. 366). Попутно мать сообщает, что тайком от мужа она собрала сто рублей, которые и посылает Фалалею: «...твое еще дело детское, как не полакомиться» (С. 365).

Письма к Фалалею принадлежат к лучшим образцам сатиры XVIII в. В них нет прямолинейного авторского осуждения отрицательных персонажей. Писатель предоставляет возможность каждому из героев высказать в письмах, адресованных близким людям, свои самые заветные чувства и мысли. Но именно эти простосердечные признания и оказываются для них лучшим обвинительным приговором, раскрывающим их нелепые, дикие представления об отношении к крестьянам, о службе, о гражданском долге, о родственных отношениях.

Автор великолепно имитирует грубую, но по-своему красочную речь провинциальных дворян, близкую по своим истокам к народному языку, изобилующую пословицами и поговорками типа «богу молись, а сам не плошись», «худая честь, коли нечего будет есть». По письмам к Фалалею мы живо можем представить себе разговорную речь русского провинциального дворянства второй половины XVIII в.

Существует мнение, что «Письма к Фалалею» принадлежат Д. И. Фонвизину. В последнее время удалось установить, что автор «Бригадира» и «Недоросля» сотрудничал в новиковском журнале. «В свете новых данных об участии Фонвизина в «Живописце», - пишет Д. С. Бабкин, - принадлежность его перу «Писем к Фалалею» становится более вероятной».

В пользу этого решения говорит и удивительное сходство героев «Писем» с образами фонвизинских комедий. Так, Трифон Панкратьевич, бывший драгунский ротмистр, грубый и невежественный, держащий в страхе жену и сына, во многом напоминает Бригадира из одноименной комедии Фонвизина. В его жене, Акулине Сидоровне, угадываются черты и Бригадирши, и госпожи Простаковой. С Бригадиршей роднит ее страх перед мужем и мелочная расчетливость, с Простаковой - жестокое отношение к крестьянам и слепая любовь к сыну. В «Письмах», как и в комедиях Фонвизина, имеют место многочисленные уподобления жизни героев жизни животных. Так, Ермолай Терентьевич, дядя Фалалея, сообщает племяннику о смерти его матери: «Как Сидоровна была жива, так отец твой бивал ее, как свинью, а как умерла, так плачет как будто по любимой лошади» (С. 367).

Журнал «Живописец» просуществовал еще меньше, чем «Трутень». В конце 1772 г. он был закрыт. Видимо, немаловажную роль в его судьбе сыграла публикация «Отрывка путешествия в *** И *** Т***» и «Писем к Фалалею».

Последним сатирическим журналом Новикова был «Кошелек», выходивший в 1774 г. Многие губернии в это время были охвачены Пугачевским восстанием. Обличать крепостничество в такой обстановке было абсолютно невозможно, и Новиков ограничился сатирой на галломанию. Эта тема была поднята еще в «Трутне» и «Живописце», но не занимала главенствующего места. В «Кошельке» она сделалась ведущей. На это указывает даже название нового журнала. Кошельком в XVIII в. называли также и мешочек, в который складывалась коса от мужского парика. Мода на парики была заимствована у Запада. Новиков обыгрывает оба значения этого слова, заявляя, что в своем журнале он покажет «превращение русского кошелька во французской». Речь шла не только о разбазаривании русских богатств ради приобретения иноземных безделушек, но и о том огромном моральном ущербе, который наносило дворянскому обществу низкопоклонство перед Западом. Новиков поставил вопрос о молодом поколении дворян, воспитание которых было доверено целой армии французов-гувернеров, невежественных и грубых.

Главным сатирическим персонажем «Кошелька» становится некий господин Мансонж (в переводе с французского - ложь). У себя на родине господин Мансонж был парикмахером. В Париже ему удалось познакомиться с русским дворянином, которого он водил по злачным местам. Заручившись от него рекомендательными письмами, господин Мансонж приехал в Россию и предложил свои услуги в качестве учителя. Предложение было с радостью принято. Господину Мансонжу и его жене назначили жалованье по 500 рублей в год, не считая бесплатной квартиры, стола и кареты. Самое же страшное состояло в том, что по своему нравственному облику господин Мансонж представлял собой редкое сочетание наглости, алчности и развращенности. «Позвольте сказать откровенно, - замечает ему собеседник-немец, - вы воспитанием своим удобнее можете развратить, а не исправить сердце юного своего воспитанника» (С. 485).

Дворянам, испорченным иноземным влиянием, противопоставляются в «Кошельке» их деды и прадеды, жившие в допетровской Руси. «Предки наши, - заявляет некий «россиянин», - во сто раз были добродетельнее нас, и земля наша не нашла на себе исчадий, не имеющих склонности к добродеянию и не любящих своего Отечества» (С. 481).

Однако в «Кошельке» имеет место и другое мнение о «старине», высказанное «защитником французов», не пожелавшим раскрыть свое имя. Это было время, говорит он, «когда русские цари в первый день свадьбы своей волосы клеили медом, а на другой день парились в бане вместе с царицами и там же обедали; когда все науки заключались в одних святцах; когда разные меды и вино пивали ковшами; когда женились, не видав невесты своей в глаза; когда все добродетели замыкалися в густоте бороды...» (С. 490).

Позицию самого Новикова в этом споре хорошо определил В. О. Ключевский в статье «Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени». Новиков, по словам историка, отрицал «не само французское просвещение, а его отражение в массе русских просвещенных умов, то употребление, какое из него здесь делали. «Благородные невежды», как называл Новиков русских галломанов, сходились с простыми невеждами старорусского покроя... Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образования с национальною самобытностью».

Журналы Новикова «Трутень», «Живописец», «Кошелек» обогатили жанры сатирической литературы. До Новикова они были представлены только стихотворными формами: сатирой, унаследованной от Горация, Ювенала и Буало, басней, эпиграммой. Новиков вводит множество образцов прозаической сатиры, пародийно обыгрывающей формы и жанры серьезной литературы: «ведомости» (т. е. газетные известия), письма, «рецепты», «портреты», словари, загадки. После Новикова все эти жанры прочно войдут в обиход журнальной сатиры XVIII в. В полемике со «Всякой всячиной» Новиков разработал ту систему намеков, те приемы многозначительного недоговаривания, которые позже получат название эзопова языка и без которых трудно себе представить всю последующую литературу.

Сатирическим журналам Новикова Н. А. Добролюбов посвятил специальную статью «Русская сатира екатерининского времени». Статья была написана в 1859 г., в канун отмены крепостного права, в обстановке ожесточенной идеологической борьбы вокруг готовившейся правительством реформы. Острие статьи Добролюбова направлено против либерально-обличительной литературы, которая, нападая на частные злоупотребления чиновников и помещиков, не желала связывать их действия с основами тогдашнего русского общества - с самодержавием и крепостным правом. Такая критика, по словам Добролюбова, не достигает цели, поскольку она оставляет в неприкосновенности причины общественного зла и, следовательно, не может способствовать его уничтожению.

Для доказательства своей мысли Добролюбов обращался к сатире XVIII в. и прежде всего к сатирическим журналам Новикова. Вследствие этого произведения почти столетней давности приобретают в его статье острое, злободневное звучание. Один из упреков Добролюбова писателям-сатирикам XVIII в. заключается в том, что они в своей критике шли за законодательством своего времени и осуждали лишь те явления, которые уже были осуждены правительством. Второй и самый главный их недостаток состоял в том, что они довольствовались обличением «злоупотреблений», не умели «добираться до корня зла». Сатирики XVIII в., указывает Н. А. Добролюбов, «не хотели видеть связи всех частных беззаконий с общим механизмом тогдашней организации государства» и прежде всего с крепостническими отношениями. «В журналах Новикова, - продолжает критик, - было много обличений против жестоких помещиков... Но весьма немногие из тогдашних сатир брали зло в самой его сущности: немногие руководились в своих обличениях радикальным отвращением к крепостному праву, в какой бы кроткой форме оно ни проявлялось».

В центре внимания Добролюбова оказались лучшие образцы сатиры, помещенные в новиковских журналах: «Копии с отписок», «Письма к Фалалею». Самым смелым из них, затрагивающим «корень зла», он считал «Отрывок путешествия в *** И *** Т ***».

Не следует думать, что Добролюбов не учитывал тех стеснительных цензурных условий, в которых находились сатирики XVIII в. Все это он прекрасно понимал. Он неоднократно упоминал о печальной судьбе Радищева и Новикова, о тайной экспедиции и ее начальнике Шешковском. Но в своих очерках он всегда руководствовался высшим назначением сатиры, которая «обличая порок, должна смотреть не на то, какой статье закона он противоречит, а на то, до какой степени противоположен он тому нравственному идеалу, который сложился в душе сатирика».

Одновременно с изданием двух последних сатирических журналов «Живописец» и «Кошелек» Новиков публикует ряд работ историко-литературного и исторического характера. В 1772 г. он выпускает «Опыт исторического словаря о Российских писателях». В словаре было представлено 317 авторов, в том числе 57 живших в допетровское время. Большая часть характеристик дана в хвалебно-поощрительном тоне. Новиков учитывает молодость новой русской литературы и стремится ободрить ее представителей. Явной симпатией составителя пользуются писатели и ученые-разночинцы: Ломоносов, Тредиаковский, Крашенинников, Кулибин. Из писателей-дворян особенно прославляются авторы сатирических произведений - Сумароков и Фонвизин, имена которых были упомянуты в «Трутне» и «Живописце». С нескрываемой иронией, как о подражателе Ломоносову, пишет Новиков о поэте Петрове, прославлявшем в своих одах Потемкина и Екатерину II. О самой Екатерине II не сказано ни слова, возможно, потому, что свои произведения императрица предпочитала не подписывать. «Словарь» Новикова был одним из первых опытов истории русской литературы.

С 1773 по 1775 г. печатается многотомный труд Новикова, состоявший из 10 частей, под названием «Древняя Российская Вивлиофика, или Собрание разных древних сочинений». В «Вивлиофике» Новиков публиковал древние рукописи, в том числе, как он сам указывал, - грамоты, описания свадебных обрядов и «многие другие, весьма редкие и любопытства достойные, исторические достопамятности».

Последний период общественной деятельности Новикова связан с масонством, в ряды которого он вступил еще в Петербурге в 1775 г. Позже, уже после переезда в Москву, он был принят в масонскую ложу.

Потеряв за короткий срок три журнала, Новиков решил бороться с самодержавно-крепостническим «невежеством» иными средствами - не путем прямого обличения, а через распространение просвещения, знаний в широких массах населения. Главным оружием в этой борьбе должна была стать книга, полезная и дешевая. Среди масонов было немало энергичных и любознательных людей. Некоторые из них располагали значительными денежными суммами, которые жертвовали на благотворительные и просветительные цели.

В 1779 г. Новиков переезжает в Москву и при прямом содействии М. М. Хераскова, куратора Московского университета, берет в долгосрочную аренду университетскую типографию и книжную лавку. В 1784 г. составилась типографическая «компания», членами которой стали видные масоны того времени - И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, в общей сложности четырнадцать человек. Душой «компании» был Новиков, обнаруживший большие организаторские способности. Он застал университетскую типографию в самом плачевном состоянии, начиная с ее технической части и кончая подбором людей. За короткий срок ему удалось навести в ней образцовый порядок. Сам он лично не брезговал ни типографскими делами, ни книжной торговлей. В ряде городов, в том числе в Полтаве, в Тамбове, в Пскове и Вологде, были его комиссионеры. Он организовал «Собрание университетских питомцев», которые изучали иностранные языки и переводили на русский язык нужные Новикову книги.

На первом месте среди новиковских изданий стояли учебные книги, начиная с Букваря и кончая Грамматиками - российской, латинской, немецкой и французской. В большом количестве издавались «лексиконы», т. е. словари иностранных языков. Ряд книг, типа «Бабка повивальная городская и деревенская» или «Наставник земледельческий», «Садовник городской и деревенский», был предназначен для распространения медицинских и естественнонаучных знаний. Русская художественная литература была представлена полным собранием сочинений (в десяти частях) Сумарокова, произведениями Феофана Прокоповича, Хераскова и других авторов. Из зарубежных сочинений Новиков издал философские повести Вольтера, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Путешествие Гулливера» Свифта, «Робинзон Крузо» Дефо.

Под руководством Новикова выходили периодические масонские издания «Утренняя заря», «Вечерний свет», «Покоящийся трудолюбец». Появился первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789). Номера «Детского чтения» составляли Петров и Карамзин, который поместил в них ряд своих ранних произведений.

Чем успешнее шли дела типографской «компании», тем с большей настороженностью следило за нею правительство. В 1785 г. Екатерина II поручает московскому архиепископу Платону освидетельствовать содержание книг, издаваемых Новиковым, а заодно и испытать религиозные убеждения самого Новикова. В дальнейшем надзор за типографской «компанией» не прекращается. После того как во Франции началась революция, правительство решило пресечь издательскую деятельность Новикова, а заодно и покарать его единомышленников-масонов. В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Все его издательское дело было конфисковано. Свыше восемнадцати тысяч книг было сожжено. Новиков провел в заключении четыре года, до вступления на престол Павла I. Из тюрьмы он вышел с сильно подорванным здоровьем и последние годы жизни провел в своем имении селе Тихвинском (Авдотъине).

Несмотря на печальный исход, издательская деятельность Новикова представляет собой одну из самых ярких страниц в истории русского просвещения. Благодаря Новикову огромная по тому времени масса людей приобщилась к чтению, получила доступ к художественной и научной литературе. По словам В. О. Ключевского, одним из результатов подвижнического труда Новикова было формирование в России «общественного мнения». Следует добавить также, что сатирические журналы «Трутень», «Живописец» и «Кошелек» неоднократно переиздавались и в XVIII в., и в начале XIX в., что свидетельствует о неослабевающем интересе к ним со стороны читателей.

Восемнадцатое столетие в истории нашей страны было богато на имена талантливых людей, которые заставили историю двигаться в просветительском гуманистическом направлении. Одним из таких людей был яркий и самобытный журналист, писатель и педагог Николай Новиков.

Рассмотрим биографию и основные работы этого человека более подробно.

Вехи биографии: детство, юность, годы учебы и службы

Новиков Николай Иванович родился в Подмосковье, в имении своих родителей Тихвинском-Авдотьине, в 1744 году. Семья его принадлежала к дворянскому роду.

Детство Николая прошло в тихой домашней обстановке, его первым учителем был деревенский дьячок. Позже мальчик поступил в Московскую дворянскую гимназию, из которой был исключен в 1760 году «за леность».

После исключения из учебного заведения Николай Новиков не стал предаваться грусти, а посвятил свое свободное время чтению литературы. Спустя пару лет, в 1762 году, он поступил на военную службу в престижный Измайловский полк. Став случайным участником дворцового переворота, в результате которого к власти в стране пришла Екатерина Великая, Новиков был произведен в офицеры указом новой императрицы.

Екатерина нашла занятие образованному и начитанному юноше. Николай Новиков был включен в число депутатов, которым было поручено сочинение проекта будущего государственного уложения. Известно, что Николай Иванович очень добросовестно относился к своим новым обязанностям и всеми силами стремился принести пользу Отечеству.

Журналистика

Николай Новиков вошел в русскую историю как талантливый журналист и издатель. В 1769 году он оставил военную службу и приступил к осуществлению своей мечты: писатель (как и многие просветители) считал, что путем сообщения людям правильных знаний можно изменить общество в лучшую сторону. Орудием своей борьбы он выбрал сатиру.

Новиков стал издавать несколько журналов. Назывались они «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля». В этих изданиях Новиков пытался высмеивать нравы своего времени: он выступал за реформы системы образования и воспитания, указывал на недостатки крепостного права, невежество и социальную несправедливость. Часто он в мягкой форме критиковал и действия властей.

Его журналы заняли позицию оппонентов по отношению к официальному изданию «Всякая всячина», которое активно поддерживалось Екатериной Великой.

Естественно, что журналы, издаваемые Новиковым, закрывались властями из-за их независимой и смелой позиции.

Педагогические сочинения

Многое за свою жизнь успел сделать Николай Новиков, биография этого человека - яркое тому подтверждение.

Известен Николай Иванович и как яркий педагог. Его перу принадлежат многочисленные произведения, обращенные к родителям и учителям. Это, как правило, журналистские работы и специальные авторские труды по педагогике.

Фактически Новиков создает свою педагогическую теорию, основанную на идеях просветительства и гуманизма. Он отрицает воспитательную силу физических наказаний детей, указывает на необходимость для родителей уделять большое вниманию делу воспитания подрастающего поколения, любить своих отпрысков, просвещать их разум знаниями, а душу - добродетельными примерами.

Особо ратует Новиков за нравственное образование и воспитание подрастающего поколения в семье и в учебных заведениях. Он говорит о необходимости отказа от передачи детей на попечение нанятых гувернеров и слуг, а также о необходимости одинаковой доступности образования для мальчиков и девочек.

Масонская ложа

Новиков Николай Иванович был членом масонской ложи - влиятельной тайной организации, распространенной в те годы в Европе и в России.

Впервые на заседании вольных каменщиков Новиков оказался в 1775 году - его привлекли идеи просветительства, уважение к нравственности, стремление к созиданию нового социального устройства.

Предполагается, что свою типографию на базе Московского университета Новиков создал благодаря поддержке друзей-масонов. Идеи масонства и протестантизма прослеживаются во многих сочинениях писателя.

Заточение и годы забвения

Именно за свои идеи Новиков и пострадал.

В 1792 году по приказу императрицы он был арестован и помещен в В обвинении, предъявленном писателю, указывалось, что он распространял мистико-протестантскую и масонскую литературу, чем смущал умы своих современников.

Существует предположение историков, согласно которому наследник престола - сын императрицы Павел - сочувствовал идеям масонов и благосклонно относился к Новикову, поэтому его царственная мать и была так строга в отношении писателя.

К слову сказать, сразу же после смерти матушки Павел освободил Новикова из крепости. Однако тот, по собственному признанию, утратил в заточении все здоровье. На волю он вышел немощным стариком, который мечтал только об одном - покое и забвении.

Николай Иванович Новиков, биография которого полна и взлетов, и падений, прожил остаток своих лет в доме родителей, заботясь о крестьянах и ведя тихий образ жизни. Умер он в 1818 году и был похоронен у себя в имении.

Новиков Николай Иванович - знаменитый деятель русского просвещения. Его вклад в просветительскую деятельность огромен. Самодержавие, крепостной режим и все его порождения были Новикову отвратительны. Но выход из произвола и деспотизма он видел в просвещении. Главное средство для решения социальных вопросов и человеческих заблуждений кроется в знании, был уверен Николай Новиков.

Биография

Журналист и просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) родился в родовом имении близ села Бронницы. Некоторое время проучился в гимназии при Московском университете, откуда вскоре был исключен за лень и пропуски занятий. Вместе с ним из гимназии с такой же формулировкой отчислили и будущего фаворита императрицы - Григория Потемкина.

Оставив учебу, Новиков идет на военную службу в Измайловский гвардейский полк. Тот самый, при поддержке которого Екатерина II пришла к власти. Императрица не забыла заслуг верного полка и щедро раздавала награды и чины. Новиков получает первое повышение и тут же выходит в отставку в чине поручика. Больше на государственную службу Новиков не идет.

Журналистская деятельность

Основным занятием Новикова становится журналистика. Новиков издает сатирические журналы, в которых горячо обличает взяточничество и злоупотребление помещичьей властью. Но критика не касается действий императрицы. Журналы имели небывалый успех. Они казались глотком свободы и верхом смелости.

«Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля» - издания выходили один за другим, сменяя друг друга. Куратором и редактором был Николай Новиков (биография и фото выше). Но от авторства отказался по причине своей малообразованности, в чем не стеснялся открыто признаваться. Говорил, к сочинительству он не способен и может принести пользу, лишь издавая чужие сочинения.

Журнальное дело Новикова процветало, в них смело иронизировали по поводу необразованности, высмеивали нравы общества и щегольство. Платой за смелую критику служили щедрые комплименты в адрес Екатерины. Успех сатирических журналов ушел вместе с окончанием войны. Екатерина, потеряв всяческий интерес к острословам, разом закрыла все сатирические журналы.

Исторические документы

После запрета на издание сатирических журналов, Николай Новиков издает первую литературную российскую энциклопедию - «Опыт исторического словаря о российских писателях». Книга эта наделала много шума. Ее восприняли как литературную критику и попытку расставить писателей по «чину». Многие почувствовали себя обойденными.

В это же время Новиков издает исторические материалы. Его опыт был замечен императрицей, и она распорядилась, чтобы все государственные учреждения предоставляли ему беспрепятственно исторические документы. Его предприятие приобрело официальный статус. В результате этого проекта появилась «Древняя российская вифлиофика» (библиотека).

Таким образом, Новиков положил начало трем направлениям издательского дела - энциклопедическим словарям, публикациям исторических источников и сатирической периодике.

Университетская типография

В 1777 году Николай Иванович Новиков (фото выше) начинает выпуск ежемесячного журнала «Утренний свет», доходы от которого идут на поддержание училищ для детей-сирот и детей из бедных семей. В это же время Новиков сблизился с масонами, они-то и были основателями Александровского и Екатерининского училищ.

Журнал публиковал подробные отчеты о пожертвованиях, которые сам же и пропагандировал. В одном из номеров содержится статья о том, как дети добровольно отказались от завтраков и ужинов в течение месяца для того, чтобы передать сэкономленные средства более нуждающимся. Масонские связи помогли Новикову совместить благотворительность и журналистику.

Николай Новиков переселяется в Москву в 1779 году. Арендует университетскую типографию, а заодно и «Московские ведомости». Извлечение прибыли не было самоцелью Новикова, для него важно было воспитание деятельных и образованных людей. Именно для этого Новиков основал «ученое сообщество» и занялся книгоизданием. Они переводили иностранные издания и оплачивали обучение в университете талантливой молодежи.

Николай Новиков распространял свои издания в огромных количествах и создал читающую публику. Их издания отличались большим разнообразием - от немецкой грамматики до христианской литературы. Стараниями новиковского окружения свет увидели сочинения отцов Церкви на русском языке.

К 1784 году «ученое сообщество» во главе с Новиковым открыло еще две типографии в Москве. Целью этих людей было воспитать поколение людей, которые смогут в будущем преобразить страну. Николай Новиков собрал вокруг себя единомышленников и спонсоров, так незаметно сформировалось неформальное дружеское сообщество.

Наказание за просвещение

Деятельность, развернутая Новиковым, привлекла немало завистников. Императрице время от времени жаловались по поводу того или иного происшествия в отношении типографии. Она стала относиться к этому проекту с растущим подозрением. Прежде всего, Екатерина презирала масонов. Во-вторых, ее стала раздражать какая-то новая общественная жизнь, которая явно отличается от того, что было прежде.

Первая общественная организация казалась Екатерине подозрительной. Императрица лишилась покоя и жаловалась градоначальнику, что знает, как справиться со шведами или турками, но ума не приложит, что делать с поручиком. И хотя никакой политической подоплеки в деятельности Новикова не было, его просветительская деятельность и масонство навлекли на него подозрения в вольнодумстве.

В 1792 году над ним и его друзьями было произведено судебное следствие, которое ничего не обнаружило. Однако Новикова приговорили к пятнадцати годам и заключили в Шлиссельбургской крепости. Его современники были в ужасе от расправы, учиненной над книгоиздателем, в его заговорщицкую деятельность никто не верил.

Новикова освободил сменивший Екатерину Павел I. Из заключения вышел совершенно разбитым Николай Новиков, биография этого благородного человека сложилась таким образом, что больше он не занимался общественной деятельностью. Двадцать два года провел в своем поместье и избегал контактов с представителями власти.

Новиков уделял много внимания и проблемам образования. Он считал, что обучение должно вестись таким образом, чтобы в результате дети были счастливы, образованы и полезны. Он подчеркивал важность всестороннего развития ребенка. Не ограничиваясь только книгопечатанием, Новиков открыл бесплатную библиотеку и две школы.

В своей статье о воспитании детей Новиков обращает внимание, что нельзя заглушать любопытство ребенка. Необходимо передавать детям только проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя знания. Предметы обучения подбирать по возрасту ребенка, только те, которые он сможет понять.

Подводя итог, без преувеличения можно сказать, что деятельность Николая Новикова сыграла важную роль в становлении российской педагогики, в образовании и издательском деле.