Манипулятивные роли эрику берну.

2.2. Манипулятивная роль слова

Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт одновременно в двух мирах - мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир информации. Язык, как знали ещё в древности, имеет не только коммуникативное, но и суггестивное (внушающее) значение.

Этим успешно пользуются политические манипуляторы. «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времён только волшебное могущество произнесённого слова.

Для достижения манипулятивного успеха политики создают особый язык, сравнимый разве что с «новоязом» из знаменитого романа Дж. Оруэлла «1984». Каждое событие действительной жизни, значимое для манипулятивного плана, можно назвать по-разному, и от этого названия будет зависеть и общественная оценка этого события. Основоположником научного направления, посвящённого роли слова в пропаганде, называют американца Г. Лассуэлл. Он изучал методы подбора слов для передачи нужного смысла и развил с помощью этого целую систему создания политических мифов.

Мы можем и сами судить об использовании российскими и иностранными политиками особого манипулятивного языка - достаточно вспомнить такие лексические пары, как «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». Каждая из этих пар словосочетаний может в определённом контексте быть синонимической. В результате человек судит не о событиях, а об их названиях; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

Элемент языковой манипуляции - «наклеивание ярлыков». Существует множество слов-«ярлыков», которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «фашистом» и т. п. «Наклеивание ярлыков» основано на эксплуатации живущих в массовом сознании стереотипов.

Тема манипуляции с помощью языка слишком широка. Спроецировать это высказывание на сегодняшнюю российскую действительность нетрудно - достаточно вспомнить такие выражения, как, например, «борьба с нарушением прав человека» - этим словосочетанием «мировое сообщество» готово оправдать любое кровопролитие.


2.3. Распространение информации через средства массовой информации

Неизбежность определённого акцента на факте кажется столь очевидной, что не совсем точно помещать интерпретацию в раздел «Внеправовое политическое манипулирование». И всё же, если подходить не с формально-юридической, а с сущностной точки зрения, то неизбежное искажение фактов в СМИ - манипулятивная технология, причём не «белая».

Информацию «готовится» на любой вкус. Её можно сфабриковать, исказить путём односторонней подачи, отредактировать, «выжать», вырвать из контекста и т. д. Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Часты «бутерброды», когда выигрышное для кандидата сообщение помещается в контекст, полярно меняющий его суть. Некоторые высказывания манипуляторов не содержат прямой лжи, но искажают ситуацию совершенно неприемлемым образом. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе. Или, например, такой приём, как использование средних цифр: учёные знают, что при большом разбросе показателей средние цифры не передают действительного состояния дел. Такая практика слишком хорошо известна даже неспециалистам, чтобы стоило на ней подробнее останавливаться.

Перечисленные формы воздействия на сознание населения (использование языка, обращение к эмоциям, интерпретационный потенциал СМИ) характерны, пожалуй, для всех методов ПМ. Что касается государственного управления выборами и подкупа избирателей, то они относятся к внешне-организационной стороне ПМ. Обратимся теперь к более конкретным приёмам «чёрного» PR.

Рейтинги политиков, составленные на основе социологических опросов - официально они вообще не считаются средством ПМ. Но при том, что достоверность рейтингов достаточно условна, сама их публикация представляет собой эффективный инструмент предвыборной борьбы. Неважно, какое место занимает политик, важно само присутствие его в списке и то, что отношение к нему общества, действительное или мнимое, постоянно преподносится избирателю. Периодически возникают споры о правомерности публикации рейтингов, но эти споры пока заканчиваются ничем. Закон о выборах депутатов Госдумы жестко регламентирует правила публикации социологических опросов по электоральной тематике: при «опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности». Не нужно напоминать, что эти правила сегодня не соблюдаются. Между тем некоторые специалисты говорят, что характер собранных данных на 90% зависит от методики проведения опроса («каков вопрос - таков ответ»). Авторы опросов создают искусственную ситуацию, которой в действительности не будет (кого-то из кандидатов «снимут с пробега», изменится расклад сил и т. д.) - соответствующими получаются и результаты.

Нередко рейтинги представляют собой не больше чем измерение упоминаемости имён данных фигур в прессе. Не имея перед собой полного комплекта материалов с распределениями ответов, где указано фактическое количество респондентов в каждой опрошенной группе, очень сложно сделать выводы о статистической значимости результатов и возможности их экстраполяции на значительные массивы населения.

Поэтому обоснованным представляется утверждение, что «рейтинги» являются не столько отражением общественного мнения, сколько инструментом манипулирования. Компрометирующая информация (компромат) может быть разного происхождения. Первый вид - находка тщательно скрываемой правды, второй - провокация, создание компрометирующей ситуации, третий - прямая ложь. Порочащий жертву вымысел вовсе не обязательно должен выглядеть достоверным - гораздо важнее, чтобы он затрагивал самые чувствительные струны в человеческой душе. Нередко бывает так, что субъекту компромата никто по-настоящему не верит, но рейтинг объекта компромата катастрофически падает.

Распространение компромата осуществляется, как правило, посредством «партизанской атаки», т.е. анонимно, от имени самого конкурента или через подставное лицо. В последнем случае может использоваться другой кандидат (в т. ч. выдвинутый специально для этой цели) или же реально существующая организация. Наибольшие возможности для такого рода действий предоставляет последний день перед выборами или непосредственно день голосования. Это время наиболее часто используется для распространения откровенно «чёрных» материалов, что лишает конкурента возможности оправдаться перед избирателями.

Средствами распространения компромата выступают как СМИ, так и различные листовки, а также «беспроводное радио» - слухи. Содержание компромата может быть различным - мнимая принадлежность конкурента к социальной или этнической группе, вызывающей неприятие электората, награбленные у народа богатства (в ход идут фотографии вилл и яхт, не обязательно принадлежащих конкуренту), связь с криминальным миром, брошенные жёны, внебрачные дети и т. д.

Нередко конкурент дискредитируется от его же имени. Для этого выпускаются плакаты, листовки, газеты (в том числе газеты-«двойники», с точностью копирующие дизайн издания конкурента), с содержанием, вызывающим раздражение избирателя, причём последний уверен, что эти агитационные материалы выпущены самим кандидатом-конкурентом. Если конкурент - действующее должностное лицо, такие листовки могут содержать заявления о выплате всех задолженностей населению на определенное число (при этом листовка появляется после этого числа). Можно пригласить население на встречу (да ещё с раздачей гуманитарной помощи) с конкурентом, о которой тот и не думал. В арсенале у «чёрных PR-щиков» такие приёмы, как раздача недоброкачественных продуктовых наборов от имени конкурента, ночные звонки с предложением ознакомиться с программой кандидата, походы от двери к двери пьяных лже-кандидатов или их «родственников», звонки с требованием внести крупную сумму в избирательный фонд кандидата, которую один из членов семьи якобы задолжал, личные письма якобы от кандидата на имя давно умерших людей, расклеивание листовок и наклеек конкурента в неподходящих местах (лобовые стекла автомашин, дверные глазки квартир и т.п.) несмываемым клеем, расписывание лозунгами конкурента домов, заборов, выцарапывание имени конкурента на личных автомобилях, обзвон избирателей с сообщением, что кандидат якобы снял свою кандидатуру и т. д.

Иногда приходится слышать, что компромат стал единственной «технологией» и предвыборная конкуренция превратилась в борьбу компроматов, отодвинув соперничество имиджей на второстепенные позиции. Существуют и другие мнения. Компромат - очень слабая политическая технология, плохо работающая в политической кампании при условии грамотной работы с электоратом. Во-первых, существует эффект бумеранга - компромат так или иначе «шлёпает» по источнику, особенно если источник - другой кандидат. Во-вторых, если компромат очень жёсткий, люди начинают жалеть человека: «его специально пытаются скомпрометировать, значит, он хороший, значит, он за нас, отстаивает наши интересы» и т.д». Есть способы защиты от компромата: нанести превентивный удар, т. е. предупредить население о возможности скорого «наезда», довести обвинение до абсурда или просто отмолчаться (ведь оправдывается тот, кто чувствует себя виноватым).

В системе образования, общественных организаций - формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.); · личное общение. Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида. В...

Как уже отмечалось, Э.Берн создал свою модель эго-состояний. В соответствии с нею каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

Каждое эго-состояние является замкнутым и состоит из:

МЫСЛИТЬ ЧУВСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

Состояние Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители

Родители - я находится в состоянии родители - я

Состояние Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно

Взрослые -я осмысливает факты, находится в состоянии взрослые - я

Состояние Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве, находится

Ребенок - я в состоянии ребенок - я

Все три, связанные между собой, характеристики принадлежат каждому человеку. Без Р человек должен был бы каждый раз заново осваивать человеческий опыт. Роль В позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Р и Рб . Рб - источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими одно из этих состояний доминирует.

Распознавание эго- состояний

Как распознать эго-состояния?

Эго-состояния распознаются через анализ интонаций поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей. В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Как говорилось выше, Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок.

Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

Родитель

Взрослый

Общее поведение

1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое

1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное

Раскрепощенно, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

Типичные фразы

1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя»

1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!, «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»

Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии

Интонация, манера говорить

1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло, успокаивающе, сочувственно

1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко

1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове

1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова

Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

Психотерапевт В. Сатир создала свою классификацию:

Обвинитель – хозяин жизни, начальник, шеф, ведет себя так, будто он – самый главный и от него зависит все. Говорит громким напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергая всех даже не выслушав – ответы для него не важны.

Характерные слова : все, каждый, любой, всегда (универсальные квалификаторы), неужели ты не…, почему ты не… (отрицательные вопросы), надлежит, должен, (императивы) следует. Резюме типа: «До каких пор вы будете проваливать каждое дело?!»

Внутреннее состояние : скрываемый комплекс неполноценности, одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других.

Невербалика : упирается одной рукой в бок, а другой – размахивает перед собой указующим перстом. Глаза выпучены, ноздри раздуты, голос громкий и резкий.

Угодник – всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее, терзается сознанием собственной ничтожности. Одним словом, Акакий Акакиевич – «Я человек маленький, куда уж мне..».

Характерные слова: если бы только, мог бы, был бы, ничего не поделаешь (сослагательное наклонение).

Внутреннее состояние: «ничего у меня не получается, я ни на что не гожусь».

Невербалика: вытянутая шея, подобострастная поза, плачущий тон…

Разрушитель – никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может на чем-либо сосредоточиться, не способен хоть как-то расставить приоритеты, при этом вроде бы вечно занят, суетлив и говорлив, но часто, на первый взгляд, даже обаятелен. Например, Хлестаков с его «легкостью в мыслях необыкновенной».

Речь частая, смена функциональных стилей языка, отсутствие четкого содержания («Я понимаю, как это тебя расстроило. Кстати, где мой зонтик?»)

Внутреннее состояние: не знает, за что взяться, чувствует свою никчемность, бессмысленность своей деятельности («Никому до меня нет дела»).



Невербалика : «вращающийся волчок, старающийся не упасть».

Компьютер – всегда очень корректен и сверхразумен, не эмоционален, хладнокровен и собран. Движения лишены живости, голос невыразителен, интонации монотонны, речь абстрактна и изобилует умными правильными длиннотами, даже если его уже никто не слушает.

Характерные обороты речи : безличные («как можно заметить» вместо «я вижу»), безотносительные («некоторые», «некто», «в каком-то смысле»), уход от сильных глагольных форм – номинализация (вместо «нужно увеличить скорость» - «представляется своевременным увеличением скорости»).

Внутреннее состояние : острое ощущение своей уязвимости.

Невербалика : невыразительная мимика, скупые жесты, ничего не отражающие.

Характеристики, представленные здесь, гротескны, доведены до крайности, в реальной жизни все более расплывчато, поведение людей разнообразно, а типичные особенности проявляются в основном в стрессовых ситуациях. Владение этими знаниями позволит любому деловому человеку в процессе взаимодействия с другими понять, почему собеседника иногда вдруг «заклинивает», и что нужно сделать чтобы «переключить» его. Приемы, связанные с различными коммуникативными стилями поведения, используются разными людьми по-разному. Например, в ситуации, когда на вас кричат, одни переходят также на крик и тогда возможен конфликт, скандал и пр., а некоторые переходят на тихий, спокойный тон, что заставляет партнера быстро осознать несуразность своего поведения и перестроиться. Переключение в категориях Сатир дает более осознанный и универсальный инструмент психотехники для управления взаимодействием.

Меняя ту или иную стратегию, манипулируя и играя с тем или иным психотипом, сознательно демонстрируя стиль «обвинителя» или «угодника», можно эффективно решать любые свои проблемы. Так, в одном из своих фильмов Аркадий Райкин сыграл человека, отставшего от поезда на маленькой станции и пришедшего с просьбой о помощи к начальнику станции – нормальному хаму – ОБВИНИТЕЛЮ. Ничего не добившись, через пару минут он вошел в тот же кабинет совершенно иначе – не стучась, уверенной походкой, не спрашивая разрешения сел за стол, пододвинул к себе телефон и небрежно кивнул хозяину кабинета. Тот мгновенно «опознал» в визитере «шишку большой величины» и превратился в Угодника.

В.Сатир выделила стиль поведения ВЫРАВНИВАНИЕ. Для него характерны свобода, искренность и легкость отношений, а также реальное, а не наигранное чувство собственного достоинства и уважения к другим. Именно такой стиль взаимодействия с деловыми партнерами позволяет конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, находить пути решения «коммуникативных тупиков», искать точки соприкосновения людей с различными взглядами, позициями, мнениями.

Манипулятивные роли Эрику Берну

Как уже отмечалось, Э.Берн создал свою модель эго-состояний. В соответствии с нею каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родителя, Взрослого или Ребенка.

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» – книги американского психотерапевта Эрика Берна , ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов. Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем , возникающих и проявляющихся на уровне общения. Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego - «я»), взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции» . Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения :

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».


В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:


Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто , а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов . Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка. Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей. Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители. Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей. Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах. Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями . Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет. Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек. Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства. Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения. Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином». Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости, подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок . Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной . Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка , мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого» – перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему. И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего «Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести. Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения. Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу» .

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции «Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными. Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию «Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или «Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое. Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть. Овладеть этим редким умением, необходимым в сбалансированной и счастливой жизни поможет трансактный анализ Эрика Берна.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я» .

Профессия врача — одна из наиболее подверженных психологической манипуляции профессий. Именно у врача есть масса обязательств и этических ограничений, он проявляет привычное патерналистское отношение к пациенту. А еще врач изначально призван помогать (опекать, защищать и т. д.). Переходя на язык психологических инструментов, он очень часто находится на Родительской позиции. Как вы помните, Родитель не может сказать «я не знаю», «я не могу», оказаться слабым и неуверенным. Поэтому он легкая мишень для манипуляций такого рода: «Ну, пожалуйста, что вам стоит», «Вы же, как врач, должны понимать, что это значит», «Доктор, это мне не по силам, не справлюсь я». В этой статье мы поговорим об особенностях взаимоотношений пациента и врача, когда пациент выступает в роли манипулятора.

Определение

Манипуляция — психологическое воздействие, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений.

Источник: «Психологический словарь», под. ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко, Издательство «Прайм-Еврознак», 2007 г.

Вред манипуляции

Манипуляция принципиально отличается от руководства, воспитания, консультирования тем, что ее цели не только скрыты (это бывает и при других перечисленных формах воздействия), но и учитывают только нужды манипулятора. Объект манипуляции служит только средством достижения целей, его потребности не учитываются, поэтому ему может быть причинен вред.

Масштаб этого вреда может быть колоссальным: от относительно мелких неприятностей, таких как выполнение чужих обязанностей без психологического и материального вознаграждения, до самых катастрофических последствий — неприятия себя, разрушенной личной и профессиональной жизни, болезней.

Манипуляция очень вредна также и манипулятору, каким бы странным это ни казалось на первый взгляд. Потому что он тратит много сил на организацию манипуляции. И может получить отпор, после которого трудно будет выстроить конструктивные отношения. А самое страшное то, что со временем он теряет умение, а затем и возможность строить конструктивные отношения.

Слабые места

У каждого человека есть точки уязвимости, которыми может воспользоваться манипулятор.

Автор фундаментальных трудов по психологической манипуляции Харриет Брейкер отмечает в своей книге «Кто дергает за ниточки, или Как не позволить манипулировать собой» (2005 г.): «Манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости („кнопки“), которые могут существовать в жертвах:

  • страсть к удовольствиям;
  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;
  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;
  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать „нет“;
  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);
  • низкая уверенность в своих силах;
  • внешний локус контроля».

Зная свои слабые места, мы можем защитить себя от манипуляции. У всех людей они разные. Кто-то не может сопротивляться, если «давят на жалость», а кому-то опаснее провокация «на слабо». Понаблюдайте, какие точки могут сделать лично вас уязвимым для манипуляции.

Определяем манипулятивные роли

Чтобы определить, какие виды манипуляций наиболее опасны для вас в вашей врачебной практике, давайте познакомимся с теорией, основанной на уже знакомом вам транзактном анализе (см. журнал «Практическая диетология» № 4 за 2012 г., стр. 70, статья «Диалог с пациентом»).

Занимая ту или иную психологическую позицию (Родителя, Взрослого, Ребенка), люди оказываются в следующих ролях участников манипулятивного взаимодействия: Жертва, Преследователь, Спасатель. Эта модель называется «Треугольник Карпмана», названа так по имени ученого, ее описавшего. Стивен Б. Карпман — ученик Э. Берна, выдающегося американского психолога и психиатра (известного прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа), сын ученика З. Фрейда, автор множества разработок в теории психологических игр. В апреле 1968 г. он опубликовал в американском издании “Transactional Analysis Bulletin” свою статью “Fairytales and script drama analysis” («Сказки и анализ сценарной драмы анализа»), в которой дал описания психологических игр с помощью своего терапевтического треугольника.

Итак, давайте рассмотрим, как взаимодействуют роли (Жертва, Преследователь, Спасатель) в игре под названием «Да, но…», с которой часто сталкиваются врачи.

Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток!

Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.

Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.

Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.

Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.

Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.

Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…

Пациент здесь играет роль Жертвы, провоцируя врача на роль Спасателя, а мужа назначая на роль Преследователя. Этот диалог может длиться вечно, если доктор включится в игру манипулятора и, движимый наилучшими побуждениями, начнет защищать Пациента от себя самого, ситуации и мужа.

Игра «Да, но» никогда не приводит к результату, потому что целью Жертвы является не выздороветь, а доказать всем, что его ситуация тяжела и неразрешима. От этой «тяжелой» ситуации Жертва получает свои бонусы (сочувствие окружающих, признание того, что такой больной человек не может выполнять обязанности, и т. д.). В борьбе за эти бонусы пациент хорошо вооружен: на его стороне социальная желательность помогающего поведения врача и окружающих и абсолютная социальная неприемлемость возложения ответственности за болезнь на пациента.

Прямое сообщение «Вы не соблюдаете рекомендации, потому что вам выгодно оставаться больным» может вызвать взрыв негодования не только у пациента и его родственников, но и у коллег и общества в целом. Поэтому мы не будем делать такие прямые провокационные сообщения, а используем более тонкие психологические методы, которые разберем далее.

Рис. 1. Треугольник Карпмана

Тонкости сценария

Вернемся к ролям. Они в тре- угольнике могут меняться. Например, вернувшись домой, Жертва опишет врача как Преследователя, провоцируя мужа стать Спасателем. Или, не получив от врача поддержки, перейдет в роль Преследователя, сделав врача Жертвой. И наверное, вскоре появится Спасатель.

Если же врач примет роль Спасателя, то он не избежит другой беды — не справившись с ситуацией (помните — она в данном формате неразрешима), перейдет в роль Жертвы и пойдет жаловаться коллегам на неблагодарность (бестолковость, ограниченность) пациента. Пациент окажется в этом сюжете Преследователем, а коллега-слушатель, если соблазнится возможностью благородно проявить сочувствие, — Спасателем

Как не допустить развитие подобных сценариев? Ответ достаточно прост: не поддавайтесь манипуляции и не включайтесь в игру! Ни в какой роли.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология» со скидкой 10%!

Спасение от манипуляции — в ваших силах

Разберем алгоритм защиты от манипуляции.

Во-первых, будьте внимательны к сигналам, которые дает вам манипулятор и ваше тело.

В действиях собеседника вас должны насторожить:

  • неконгруэнтность слов и действий;
  • стремление навязать роль: «Вы, как женщина, должны меня понять»;
  • попытки вынудить вас что-то сделать на ходу, не подумав;
  • намеки на угрозы: «Вы же понимаете, что я говорю только из уважения к вам, мне бы очень не хотелось, чтобы информация дошла до главврача…»;
  • неожиданное нестандартное поведение (ухаживание либо придирки).

В своем состоянии обязательно отметьте:

  • резкое и непонятное ухудшение настроения;
  • обиду, чувство вины;
  • стремление вести себя вежливо в ущерб себе.

Во-вторых, при малейших признаках психологической манипуляции делайте паузу. Этим вы задержите автоматические реакции и выиграете время.

В-третьих, выходите из ситуации манипуляции. Для этого вам нужна собственная Взрослая позиция и вопросы.

Можно начать с открытых нейтральных вопросов о факте, которые выводят собеседника на позицию Взрослого. Мы их уже разбирали. Если собеседник не является заядлым манипулятором, этого может хватить для перевода ситуации в конструктивное русло.

Но если он опытный манипулятор, то понадобятся антиманипулятивные вопросы. Их суть — не дать вовлечь себя в ситуацию манипуляции, оставаться снаружи и вытаскивать собеседника.

Итак, техника «Антиманипулятивные вопросы».

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

  • С какой целью вы обратились ко мне с этим вопросом?
  • Что вы имеете в виду, когда говорите о…?
  • Какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?
  • Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
  • Что именно вы считаете неконструктивным?
  • Почему вы решили, что я боюсь?
  • Чего я мог бы здесь испугаться?
  • А других объяснений моего отказа вы не находите?
  • На чем основываются ваши подозрения?
  • Почему вы сделали именно такое предположение?
  • Проверяли ли вы эту информацию?
  • Что случится, если…?

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

  • Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?
  • О чем в действительности вы хотите меня попросить?
  • Что вы хотите этим сказать?

Ответы и сообщения:

  • Да, это было мое решение.
  • Результаты будут известны через две недели.
  • Нет, я отказался поддержать ваше предложение.

Предложения по существу дела:

  • Предлагаю обсудить факты.
  • Предлагаю наметить план действий.
  • Сформулируйте еще раз свой вопрос.

Задавайте вопросы спокойно, неэмоционально, доброжелательно. Потому что манипуляция — скрываемое нападение и, будучи вскрытой, может перейти в открытое нападение. Нейтральность вашего противодействия поможет избежать возникновения этого риска.

Мудрость стратегии

В завершение этой статьи желаю вам, уважаемые врачи, обязательно защищаться от манипулирования. Не давайте использовать себя, потому что это никому не принесет пользы, только значительный вред. Тренируйтесь распознавать и прекращать психологическую манипуляцию и, что может быть еще труднее, останавливать собственные стремления манипулировать. Даже если в целях защиты или если кажется, что так быстрее, проще и «всего один раз». В стратегическом плане манипуляция проигрывает.

Уважаемые читатели, присылайте описание случаев, произошедших в вашей врачебной деятельности, которые вы хотели бы обсудить с позиции психологии. Мы разберем их в следующих номерах журнала.

С книжной полки

О психологических играх подробнее читайте в книге Э. Берна «Люди, которые играют в игры». Также наиболее интересными, на мой взгляд, книгами по этой теме являются «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Эверетта Шострома, «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» и «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е. Л. Доценко.

// П Д