Учительские университеты. Cочинение «Сатира и юмор в рассказе А

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»

Цели: отметить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание ответов 2–3 учащихся.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни», – писал М. Горький.

Демонстрация портрета Чехова.

Врач по образованию, А. П. Чехов стремится своим творчеством лечить язвы человеческие – людские пороки. Очень часто уже в ранних юмористических рассказах обыгрываются традиционные для русской классической литературы ситуации, разрешаемые им совершенно по-новому.

2. Инсценировка рассказа «Хамелеон» (индивидуальное домашнее задание).

Ведущий. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

В класс входят надзиратель и городовой. Из-за двери слышатся возбужденные голоса.

– Так ты кусаться, окаянная?!

– Ребята, не пущай ее!

– Не велено нынче кусаться!

– Держи! А-а!

Городовой (показывая на дверь). Никак беспорядок, ваше благородие!..

Очумелов останавливается, прислушиваясь. В класс вбегает «мужик» с криком: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»; за привязанную к лапке нитку Хрюкин вытягивает игрушку-щенка.

Очумелов. По какому тут случаю? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин (поднимая вверх укушенный палец). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю (кашляет в кулак), и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов (строго кашляя и шевеля бровями). Гм!.. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин (обращается к городовому), узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?



Очумелов. Генерала Жигалова?.. Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… (Обращаясь к Хрюкину.) Одного только я не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей.

Хрюкин. Врешь, кривой! Не видел, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня и самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

Очумелов. Не рассуждать.

Городовой. Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него все больше легавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Городовой. Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И такую собаку держать?! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой. А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.



Очумелов. Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… (к Елдырину). Ты отведешь ее к генералу, скажешь, что я нашел и прислал… А ты (обращается к Хрюкину), болван, опусти руку. Сам виноват!

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов. И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Истребить, вот и все.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охот…

Очумелов. Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? (Заливается улыбкой умиления.) Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости…

Очумелов. Ишь ты, Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха! Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

Прохор уводит собаку.

Очумелов (Хрюкину, грозя пальцем, запахивая шинель). Я еще доберусь до тебя!

Выходят из класса.

IV. Работа над рассказом.

1. Словарная работа: анализ слов в сносках (с. 301, 303).

2. Аналитическая беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Хамелеон»? (Имена главных героев помогают нам лучше их понять. Очумелов, Хрюкин – сами за себя говорящие фамилии.)

– Сколько раз в рассказе контрастно меняется состояние Очумелова, его превращения? (В рассказе наблюдается шесть таких смен от начальственно-повелительных до рабски-трусливых. Первое, так сказать, законное, решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. И в словах Елдырина звучит вопрос: «…как она могла тебя укусить?» Очумелов берет собаку под защиту. После сомнений городового он вновь требует истребить собаку. И опять предположения городового: «А может быть, и генеральская…» Собаку Очумелов опять берется защищать. После ответа повара принимается новое решение: «Истребить, вот и все». Но повар сообщает, что собака генералова брата. И лицо Очумелова заливается улыбкой умиления.

– В чем сущность характера Очумелова? (Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он предстает перед нами как символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Нет у Очумелова человеческого достоинства и чести. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. Елдырин вынужден то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель.)

– Как ведет себя Хрюкин? (Хрюкин – подобие Очумелова. Он требует: «…Пущай мне заплатят…», затем грозит: «У меня у самого брат в жандармах…». Но когда гневные слова обрушиваются на него, он умолкает.)

– Как толпа реагирует на случившееся? (Собравшиеся сначала сочувствуют Хрюкину, раздается только один голос, осуждающий его. Затем «толпа хохочет над Хрюкиным».)

Задание: зачитать строчки, в которых говорится о шинели. (Эти строки позволят понять душевное состояние Очумелова. Это деталь, она у Чехова в рассказе имеет большое значение. Палец Хрюкина поднят вверх, а потом опущен вниз.)

– В какой форме написан рассказ? (В форме диалога, в центре оказывается монологическая речь Очумелова, остальные персонажи подыгрывают ему, подают нужные реплики, с помощью которых происходит монолог, который раскрывает сущность надзирателя.)

Вывод. Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием; Очумелов не единственный в своем роде; эти черты являются общественным явлением («Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника»); главным оружием в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

V. Работа с материалом учебника (с. 297–299).

1. Слово учителя.

О том, каким человеком был А. П. Чехов, как он сочетал врачебную практику с литературной деятельностью, общественной работой попечителя школы, расскажет нам статья литературоведа Ревякина.

Своими воспоминания об особенностях творческой манеры А. П. Чехова поделятся писатели Толстой и Бунин, Россолимо и Чуковский.

2. Чтение статьи в учебнике.

3. Беседа по вопросам.

Детство писателя.

– Почему у Чехова нет приятных воспоминаний о нем?

Годы учебы. Содержание семьи. Медицинская практика.

– Чем окрашен этот период жизни?

Первые рассказы.

– Чем они привлекали внимание читателя? (рассказ «Радость». Смех над желанием прославиться, над глупостью.)

Разнообразие жанров.

– Чем отличается юмор Чехова от сатиры Щедрина? (Он мягче: автор обращает внимание на социальные условия, порождающие нравственные пороки.)

Отметить достоинства языка.

VI. Подведение итогов урока.

– Какие эпизоды, диалоги, поступки героев рассказа «Хамелеон» показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

– Как с помощью речи героев определяется их характер?

Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа «Злоумышленник»; подумать, над чем смеется автор и что его огорчает.

рассказ «злоумышленник»

Цели: углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: тест по рассказу «Хамелеон».

1. Кто сказал о Чехове эти слова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»?

б) Короленко;

в) Горький.

2. Главный герой рассказа «Хамелеон»:

а) Очумелов;

в) Денис Григорьев.

3. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внешнего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником.

4. Исключительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

5. Жанр произведения:

а) рассказ;

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

7. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

8. Произведение основано:

а) на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

9. Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

10. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

III. Работа по рассказу «Злоумышленник».

1. Чтение рассказа по ролям.

2. Беседа по вопросам.

– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)

– Виновен ли Денис?

– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

Задание: работа по иллюстрации. (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)

3. Чтение статьи «Литература и жизнь» (с. 309–310).

IV. Подведение итогов урока.

– Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

– К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?

– Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?

– Прочитайте и объясните записи, сделанные в записных книжках Чеховым: «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

– Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?

2) подготовить статью для сатирического альманаха.

внеклассное чтение. А. П. Чехов. рассказ «Тоска»

Цели: проверить понимание прочитанного самостоятельно, умение определять тему, значение пейзажа для раскрытия темы; воспитывать внимания к людям.

Оборудование: произведения Чехова, портрет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Беседа по вопросам.

– Что такое юмор?

– А что называется сатирой?

– Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

2. Чтение 2–3 статей для сатирического альманаха в духе произведений Салтыкова-Щедрина или Чехова.

3. Рассматривание выставки произведений А. П. Чехова, его портретов.

Экскурсию по выставке может провести библиотекарь школы.

4. Аналитическая беседа по рассказу «Тоска».

– Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

– Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер». – «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе… того… сын помер», – сказал он, когда они замолчали. – «Все помрем… Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок… и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

– С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

– Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

– Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)

Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: описать дом своего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые радовали или огорчали, ввести в свой рассказ слова «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие», предварительно объяснив их лексическое значение.

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера. Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

Урок литературы по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»
Климова Ирина Юрьевна учитель русского языка и литературы
Тема урока: знакомство с творчеством Антона Павловича Чехова на примере рассказа «Хамелеон»
Цели урока: выявить особенности Чеховского юмора в рассказе «Хамелеон»
Оборудование: текст рассказа.
Ход урока
Организационный момент
Биографическая справка А.П. Чехова
Ярким примером творчества Чехова является рассказ «Хамелеон», написанный в 1884 году.
индивидуальное задание (этимология слова «хамелеон»)
Хамелеон

Ящерица замечательная тем, что может менять свою окраску;

Бранное слово для тех, кто меняет свои взгляды в угоду обстоятельствам.(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 1907)

Работа с текстом

Что происходит в рассказе?
Надзиратель Очумелов видит такую сцену: человек хватает собаку, собирается на крики толпа. У золотых дел мастера Хрюкина поднята правая рука с окровавленным пальцем. Очумелов выясняет причину травмы.
- Какие детали в рассказе помогают понять характер главного героя?
Очумелов глядит в сторону и видит; Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборщику; врезываясь в толпу; говорит строго, кашляя и шевеля бровями; Сними-ка, Елдырин, с меня пальто; Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто; грозит Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади. (Описание поведения Очумелова, слова, обращённые к пострадавшему и к собаке).
- Над чем смеётся Чехов?
Честный хамелеон. По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться принципиальным. Не умеет прикрыть своё хамелеонство. Отсутствие порядочности и благородства.
В своем творчестве Чехов высмеивает какие-либо недостатки человека, а иногда просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Ярко используя сатиру и юмор, автор раскрывает истинный смысл рассказа. Иногда он юмористический, иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что есть сатира и юмор.
Сатира – бичующее обличение чего-либо, гневное осмеяние.
Юмор – дружелюбный смех, цель которого – что-то совершенствовать, очищать от недостатков.
- Определите «Хамелеон»- это сатирическое или юмористическое произведение?
В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер. Не исключением является и рассказ «Хамелеон». Где при помощи сатиры автор показывает свое негативное отношение к чинопочитанию и выслуживанию.
Излюбленным художественным приемом Чехова является использование говорящих фамилий героев. Говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Так в рассказе «Хамелеон» можно видеть подобных героев:
- Очумелов – главный герой рассказа, фамилия которого отражает его характер в сюжете рассказа, он буквальным образом «очумел», то есть вышел из себя, потерял самообладание в результате непорядка на базарной площади.
- Хрюкин – золотых дел мастер, укушенный щенком за палец, как выясняется, за дело. Будучи человеком в возрасте, Хрюкин решил развлечься: «цигаркой в харю для смеха» ткнуть собаку, на что она его и укусила. Этот факт характеризует Хрюкина как вздорного человека и откровенную «свинью».
- Елдырин – рыжий городовой, с решетом полным конфискованного крыжовника. Солдат, услужливый, не рассуждающий, раболепствующий служитель закона. Чинопочитания для него все, он выполняет не думая.
Говорящие фамилии отражают не только характеры героев, но и отношение автора к своим персонажам. Они противны ему, он их презирает, жалеет, смеется над ними, но, ни в коем случае не сопереживает. Чехов описывает своих персонажей как пример, как назидание новым людям, в мире которых нет места для бездумного чинопочитания и сладкоголосой услужливости.
Итак, подведем итог, какой же он Чеховский юмор:
- Юмор Чехова сатиричен, автор высмеивает людей, события, явления жизни, через художественные приемы: преувеличения, олицетворение человеческих пороков, показывает всю низость человеческой натуры и жизненного уклада.
- Используя говорящие фамилии, Чехов зачастую проводит прямую параллель между человеком-носителем фамилии и явлением, которое она отражает. Этим Чехов показывает читателю, что персонаж - это не просто герой истории, а яркий образ жесткой сатиры, которого зачастую читатель жалеет и порицает, глядя на героя, как на своё кривое отражение.
- Сатира, именно сатира, жестокая и насмешливая, а не милый и беззаботный юмор, является стержнем рассказа Чехова. Сатира учит читателя, показывает истинный смысл произведения, которое нужно не просто читать, а осмысленно вглядываться в реальный мир, ища в нем двуличных хамелеонов, не способных на главное Чеховское качество - смеяться над собой.
Домашнее задание.
Написать эссе ««Хамелеоны» в нашей жизни»

Сочинение

А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехов использует прием «говорящих фамилий», когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как правило, важную черту в облике или характере персонажа. Полицейский надзиратель имеет в произведении фамилию Очумелов, а рабочий купца Пичугина, которого укусила собака, носит фамилию Хрюкин, которая полностью соответствует его полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и благодаря несоответствию фамилии и той должности, которую имеет герой. Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название «Хамелеон», отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин гонится за укусившей его собакой, собирает вокруг себя толпу зевак, и тотчас появляется знающий толк во всех делах надзиратель Очумелов. О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь – новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает, в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» комический эффект.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"(2) Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон" Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Цели урока для учителя:

  • обучающий аспект: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
  • воспитывающий аспект: воспитание духовности, нравственности учащихся;
  • развивающий аспект:
  • формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Цели для учащихся:

  • находить комические средства создания характера в тексте и объяснять их роль;
  • научиться отличать юмор от сатиры;
  • видеть отрицательные явления в жизни и противостоять им.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебной программе: второй урок из трех запланированных (Урок № 1. Тема: А.П.Чехов “Хамелеон”. Картина нравов в рассказе. Урок № 2. Тема: Сатира и юмор в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Урок № 3. Тема: Рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” (Внеклассное чтение).).

Форма проведения урока: классно-урочная.

Технология урока: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Приемы технологии, используемые на уроке:

  • прием “Кластер”;
  • прием “Толстые и тонкие вопросы”;
  • прием “Оставь за мной последнее слово”.

Методы (по классификации методов М.М. Поташника).

Метод организации учебной деятельности.

Перспективный аспект:

а) словесные (беседа, чтение учебной статьи, инструктаж устных ответов);
б) наглядные (мультимедийная презентация, иллюстрации к рассказу, схема-кластер);
в) практические (работа с текстом, задания в группах);

Гностический аспект: иллюстративно-объяснительные, эвристические.

Логический аспект:

а) дедуктивные;
б) анализ; сравнение, систематизация, обобщение.

Управленческий аспект: самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы контроля учебной деятельности:

  • Устные и письменные.
  • Фронтальные и групповые.
  • Текущие.
  • С применением компьютера, экрана.

Средства обучения: учебник-хрестоматия “В мире литературы. 7 класс” под редакцией А.Г. Кутузова ; рассказ А.П. Чехова “Хамелеон”, мультимедийная презентация к уроку, кроссворд, доска, тетради, наглядности.

Оформление доски:

  1. Портрет А.П. Чехова.
  2. Кластер “Комические средства создания характера”
  3. Иллюстрации к рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”
  4. Эпиграф “Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть” А.П.Чехов.
Организация работы по технологии

Ход урока

I. Стадия вызова. I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова и окунулись в картину нравов в его рассказе “Хамелеон”. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

Обращение к личному опыту учащихся.

II. Актуализация знаний.

1. Литературная разминка (Презентация. Слайд 1, 2 . Кроссворд “Угадайте фамилии чеховских героев”).

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказов А.П.Чехова “Хамелеон”.)

2. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”. Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что “только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”.

Прием “Кластер”.

Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)

(Слайд 3.)

Формулировка темы урока. Исходя из ваших знаний теории литературы, сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

Личное целеполагание

III. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя. (Учитель выслушивает ответы учащихся и сообщает свои цели урока.)

II. Стадия осмысления. IV. Этап изучения нового материала.

1. Слово учителя.

  • В свой короткий смешной рассказ А.П.Чехов вложил очень серьезное содержание, показав при этом мастерство большого художника слова.
  • Какие же комические средства создания характера он использовал?

2. Объяснение нового материала.

(Учитель объясняет материал, составляя кластер “Комические средства создания характера” на доске, а учащиеся – у себя в тетрадях.)

Прием “Кластер”.

Работа в группах (10 минут). Самостоятельная работа.

V. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задание группам:

  • Дорогие ребята, каждая из групп сейчас будет работать по одному средству комического. Вы должны, используя текст рассказа, а также две статьи на стр. 356–358 (“В мире литературы. 7 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова) привести примеры комических средств создания характера и объяснить, к какому виду смеха можно их отнести: к юмору или сатире. Свои примеры запишите на листочках маркером и дополните кластер на доске. Подготовьте защиту-ответ работы у доски. Время работы – 10 минут.
Устные развернутые ответы, дополнение кластера.

VI. Этап закрепления новых знаний.

1. Выступления групп: дополнение кластера, устные развернутые ответы, комментарии учителя, одобрение, поощрение.

1-я группа. Композиционное средство “Повторение ситуаций”. Ситуация выяснения “Чья собака?” создает комический эффект. Шесть раз меняется ответ на вопрос, и шесть раз меняется реакция полицейского надзирателя. Помогает раскрыть идею рассказа. Говорить о законности здесь не приходится. Низкопоклонство Очумелова перед сильными мира сего, с одной стороны, и презрение к простому народу, с другой.

2-я группа. Синтаксическое средство “Косноязычие речи”. Это средство комического характеризует Очумелова, как человека невежественного, так как предложения несвязанные, отрывистые; грубого, чувствующего свою силу и власть: использует угрозы, брань, грубость – к низшим, а лесть – к высшим по рангу.

3-я группа. “Художественная деталь”. Это “узелок” в руках Очумелова и “решето” в руках городового Елдырина. Они свидетельствуют о их “деятельности” – собрали “дань”. “Шинель” Очумелова – символ власти, с одной стороны, и чувств героя, с другой стороны. Его бросает то в жар, то в холод от решения, кому же принадлежит собака. “Окровавленный палец” Хрюкина – грубая лесть к более сильным, трусость.

4-я группа. “Говорящие фамилии”. Очумелов – “очуметь, одуреть, потерять соображение”. Хрюкин – ассенизатор, “грязная” душа. Фамилии характеризуют героев. Показывают их роль в рассказе.

5-я группа. “Закулисные персонажи” не появляются в рассказе, но оказывают решающее влияние, так как обладают силой, властью. Здесь это генерал и “братец” генерала. Одно упоминание о них действует на Очумелова волшебным образом: он меняет свое решение на противоположное, причем много раз. (В результате выступления групп кластер на доске и в тетрадях учащихся приобретает законченный вид:

Слово учителя. Молодцы! Вы провели в совместной деятельности большую работу, дали полные устные ответы и смогли не только увидеть мастерство А.П.Чехова, но и систематизировать и обобщить материал по теме урока. Надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в дальнейшем.

Прием “Толстые и тонкие вопросы”.

2. Фронтальная беседа.

Что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе? (Слайд 4. Отрицательные качества человека и явления общественной жизни: заискивание, чинопочитание, беспринципность, грубость…)

Кто в рассказе является носителями этих качеств? (Слайд 4 . Очумелов, Хрюкин, толпа.)

И это, ребята, уже не смешно, так как А.П.Чехов показал, что хамелеонство – это явление социальное. Так смешное в рассказе становится сатирическим.

Что же обличает А.П.Чехов в рассказе “Хамелеон”? В чем заключается идея рассказа? (Он обличает российскую действительность, власть, которой выгодно, чтобы люди были хамелеонами.)

Сделайте вывод: это сатирический или юмористический рассказ? (Сатирический, так как автор отрицает подобные явления в жизни.)

III. Стадия рефлексии.

Прием “Оставьте за мной последнее слово”.

VII. Применение знаний и рефлексия.

1. Фронтальная беседа.

Ребята, как вы считаете, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам? (И сейчас тоже есть хамелеонство.)

Вы встречались с хамелеонством в своей жизни? Где? (Лидеры – среди подростков, начальство – среди подчиненных…).

Над чем заставил вас задуматься наш урок?

2. Слово учителя.

С творчеством А.П.Чехова мы будем продолжать знакомиться в других классах. Его мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли”.

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

VIII. Итоги урока.

Ребята, спасибо вам за урок, за вашу хорошую самостоятельную работу, за ваши умные размышления.

Сообщение оценок.

Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказы А.П.Чехова “Злоумышленник”, “Тоска”, “Размазня” и подготовить “Толстые и тонкие вопросы” к рассказам (по рядам).