Что оплачивается прокурорским работникам. Основные социальные права работников прокуратуры

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников. 1. Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы в размере 50 процентов должностного оклада, за сложность, напряженность и высокие достижения в труде - в том же размере, процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если паек не выдан в натуральной форме).

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации, который составляет 98 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры доплат за классный чин в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - в должностных окладах, включая доплаты за классный чин.
Процентные надбавки за ученую степень и ученое звание выплачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 процентов, докторам наук или профессорам - 10 процентов должностного оклада, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" - в размере 10 процентов должностного оклада.
Денежное поощрение прокурорских работников по итогам работы за квартал и год, а также оплата труда других работников органов и учреждений прокуратуры определяются по нормам, установленным для работников органов исполнительной власти.
2. Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, при выходе в отставку, увольнении на пенсию в связи с выслугой лет или по инвалидности, а также по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при наличии права на эту пенсию выплачивается выходное пособие за полные годы выслуги:
менее 10 календарных лет - 5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин;
свыше 20 календарных лет - 20 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин.
Выходное пособие при увольнении указанных лиц в связи с совершением порочащих их поступков не выплачивается.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им начислена.
3. Прокурорские работники, имеющие классные чины, вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности - любым попутным транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков - всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды транспорта.
Прокурорским работникам, переведенным на постоянную работу в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность, а также нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом дополнительной жилой площади не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты в первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев, независимо от срока их проживания в данном населенном пункте.
Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь.
Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
Занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
5. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам, имеющим классные чины, и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50-процентная скидка в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном независимо от вида жилищного фонда.
В жилых помещениях, занимаемых прокурорами и следователями, во внеочередном порядке устанавливается за счет средств местного бюджета телефон. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях, школах - интернатах, летних оздоровительных учреждениях детям прокуроров и следователей.
6. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников органов и учреждений прокуратуры и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
7. Прокуроры и следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины и уволившиеся в связи с выходом на пенсию на основании пункта 2 настоящей статьи, пользуются по предъявлении пенсионного удостоверения правами и социальными гарантиями, предусмотренными абзацем 1 пункта 3, абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
За членами семей указанных в абзаце 1 настоящего пункта лиц, проживающими совместно с ними, а также за членами семей умерших работников органов и учреждений прокуратуры, получающими в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи пенсию по случаю потери кормильца, сохраняется социальная гарантия, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 настоящей статьи.
Медицинское обслуживание получающих пенсию работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, а также лиц, указанных в абзаце 2 настоящего пункта, осуществляется в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.".
10. Пункт 1 статьи 45 дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"Прокуратура Российской Федерации также имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.".
Абзац третий пункта 1 считать пунктом 2.
Пункты 2 - 5 считать пунктами 3 - 6.
В пункте 3 (в новой редакции) слова "служебного огнестрельного" заменить словами "боевого ручного стрелкового".
11. Статью 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры
1. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее - органы военной прокуратуры).
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско - следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление прокурорского надзора может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на органы военной прокуратуры.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований. Иные организационно - штатные вопросы в пределах установленной штатной численности решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил, командованием Федеральной пограничной службы и других воинских формирований Российской Федерации.
3. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестование военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
4. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами.".
12. Дополнить закон статьей 46.1 следующего содержания:
"Статья 46.1. Главная военная прокуратура
1. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старшего помощника по особым поручениям и помощников по особым поручениям.
2. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях утверждаются Главным военным прокурором.
3. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
4. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, определяемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.".
13. Статью 47 изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Полномочия военных прокуроров
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Военные прокуроры также вправе:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел.".
14. В статье 48 пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.".
В пунктах 3 и 4 исключить слова "сроком на пять лет".
В пунктах 5 и 7 исключить слова "групп войск" в соответствующих падежах.
Абзац 1 пункта 8 после слов "Вооруженных Силах Российской Федерации" дополнить словами "Федеральной пограничной службе Российской Федерации"; после слов "О статусе военнослужащих" дополнить словами "и настоящим Федеральным законом".
Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора.
Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.".
Пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Должности военных прокуроров и следователей и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.
Присвоение воинских званий военным прокурорам и следователям производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры.
При увольнении офицеров военных прокуратур (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокурорско - следственных работников, имеющих классные чины до старшего советника юстиции включительно, им присваиваются соответствующие воинские звания.".
Пункт 12 изложить в следующей редакции:
"Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации.".
Пункт 13 после слов "выделяется за счет" дополнить словами "и пропорционально численности".
15. Пункты 2 и 3 статьи 49 изложить в следующей редакции:
"2. Денежное довольствие военных прокуроров и следователей состоит из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок за выслугу лет, за особый характер службы в размере 50 процентов оклада по должности, за сложность, напряженность и специальный режим службы в том же размере, процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются по правилам, изложенным в абзаце 2 пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.
3. Военным прокурорам и следователям, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.".
Дополнить указанную статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры определяются по правилам, предусмотренным для работников территориальных прокуратур.".
16. Пункты 1 и 2 статьи 50 после слова "командованием" дополнить словами "Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск и воинских формирований".
17. Статью 54 изложить в следующей редакции:
"Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования обозначают:
прокурор (в пункте 3 статьи 1, статье 3, пункте 3 статьи 4, пунктах 1 и 2 статьи 5, статьях 6, 7, 10, пункте 1 статьи 22, статье 25, статье 27, пункте 1 статьи 30, пункте 1 статьи 33, статье 34, пунктах 1 - 4 статьи 35, статье 37, пунктах 1 и 3 статьи 40, пункте 1 статьи 40.1, статье 40.4, подпункте "б" пункта 2 и пункте 3 статьи 40.5, пункте 5 статьи 41, статье 41.1, статье 41.5, статье 42, пункте 3 статьи 43, пункте 2 статьи 43.4 пунктах 2, 3, 4, 5 и 7 статьи 44, статьях 45 и 47, пунктах 1, 2, 6, 9 - 12 статьи 48, статье 49 настоящего Федерального закона) - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры - криминалисты и прокуроры - криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции;
прокурорские работники - прокуроры и следователи, а также имеющие классные чины (воинские звания) другие работники органов и учреждений прокуратуры.".

Рисунок Дмитрия Петрова

С 1 января 2013 года в силу вступил ряд законопроектов, благодаря которым серьезно увеличивается зарплата работникам Следственного комитета, прокуратуры и судебных органов РФ. Ожидается, что резкий скачок денежного довольствия сотрудников контрольно-следственных органов будет способствовать антикоррупционной политике, рьяно пропагандируемой в последнее время в медиапространстве. Корреспондент “Солидарности” посчитал чужие деньги и выяснил у экспертов, поможет ли эта мера противодействию коррупции в силовых структурах.

ПУСТЫЕ ЦИФРЫ

При разработке этого материала не покидало ощущение, что система оплаты труда силовиков специально запутана, чтобы простому смертному, даже вооруженному таким мощным средством добычи информации, как Интернет, было максимально сложно понять, что к чему. Прежде всего, не пугайтесь приведенных в материале таблиц: они помогут нам разобраться в том, сколько и за что получают силовики. Главное, после прочтения вы сами сможете высчитать примерное денежное вознаграждение сотрудников упоминаемых нами ведомств. Говорим “примерное”, потому что, во-первых, не учитываем вычет налога на доходы физических лиц (13%) и возможные профсоюзные отчисления сотрудников. А во-вторых, конечная зарплата каждого конкретного работника силового ведомства зависит от его звания, выслуги лет, ученой степени, отличия в работе за отчетный (месячный, квартальный) период и так далее. Эти и другие факторы учесть невозможно, однако базис при начислении денежного довольствия высших чинов Следственного комитета, прокуратуры и судей мы вам обязательно дадим.

Если посмотреть на таблицу должностных окладов сотрудников СК РФ (постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 481), вам гарантированно ничего не будет ясно (см. таблицу № 1).

Потому что размер их оклада указывается в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя председателя СК РФ - а та цифра в рублях, от которой нужно “плясать” в расчетах, не указывается. Причем оклады градируются еще и по территориям (для Центрального аппарата, для структур в субъектах Федерации, в городах и т.д.; в других таблицах - для учреждений и организаций, военных следственных органов СК РФ).

Точно так же обстоят дела с окладами работников органов прокуратуры, с той же градацией по территориям. Здесь разница в том, что базовая часть зарплаты у прокурорских работников устанавливается в процентном отношении к окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ - те же проценты, и никакой конкретики (см. таблицу № 7).

Обратите внимание на характерные прочерки напротив должностей Генпрокурора и его первого зама.

Наконец, оклады судей Конституционного суда РФ указаны в процентном отношении к окладу председателя КС РФ, а базовые части зарплат у “обычных” судей процентуются от должностного оклада председателя Верховного суда РФ (см. таблицу № 3).

Все это прописано в Федеральном законе от 25.12.2012 № 269.

Сами по себе эти проценты - пустые цифры, потому что не дают никакого представления о базовом денежном вознаграждении в рублях. Задача теперь: узнать оклады первого зама главы СК РФ, первого зама Генерального прокурора РФ и председателя Верховного суда.

КЛЮЧИ К “СЕЙФУ”

Здесь все еще больше запутано. Согласно ФЗ от 28.12.2010 № 403 “О Следственном комитете РФ” оклад первого зама председателя СК почему-то составляет 80% от должностного оклада председателя Верховного суда РФ, а его оклад, в свою очередь, равняется 98% от оклада председателя Конституционного суда РФ. В чем тут логика - непонятно.

Вы не поверите, но оклад главы КС РФ еще до 1 января 2013 года определялся постановлением Верховного Совета РФ от 28.01.1993 № 4400-1, подписанным Русланом Хасбулатовым! Тогда, двадцать лет назад, должностной оклад уже равнялся 72 тысячам рублей в месяц! Однако, что удивительно, в соответствии со свежеиспеченным указом президента РФ от 19.03.2013 № 207, должностной оклад председателя Конституционного суда России стал вдвое меньше - 32 752 рубля в месяц. Вот она, заветная цифра, от которой мы и начнем “плясать”.

Для начала определим оклад зама председателя СК РФ: 80% от 32 096 рублей (оклад главы ВС РФ) - это 25 677 рублей в месяц. Теперь вы и сами можете высчитать базовую часть зарплаты, например, у старшего следователя центрального аппарата СК РФ (74%) - это чуть более 19 тысяч рублей.

С прокурорскими работниками все идентично: оклады устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу первого зама Генпрокурора РФ, а у него - 80% должностного оклада председателя ВС РФ, то есть те же 25 677 рублей в месяц. Далее, глядя в таблицу № 7, можете считать сами.

И, наконец, судебный блок. Тут еще проще, так как точкой отсчета является оклад председателя ВС РФ (32 096 рублей в месяц).

ПРОКУРОРАМ ДОБАВЯТ

Не обольщайтесь низкими, в общем-то, цифрами: к ним мы еще не применили нормы законопроектов, о которых говорили в самом начале и которые многократно увеличивают денежное вознаграждение силовиков. Теперь как раз переходим к главному.

Законопроект о внесении изменений в ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” в части совершенствования системы денежного содержания прокурорских работников был подписан президентом РФ 30 декабря 2012 года. А его “брат-близнец”, законопроект о внесении изменений в ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации” (в части совершенствования системы денежного содержания сотрудников СК РФ), Владимир Путин подписал 11 февраля текущего года.

Оба документа предполагают четкий порядок повышения доплат за особые условия службы и прокурорским работникам, и сотрудникам Следственного комитета. Почти двукратное повышение этой доплаты произойдет за один 2013 год, в три захода: с 1 января - до 100% должностного оклада, с 1 апреля - до 125%, с 1 октября - до 175%.

Кроме того, благодаря отдельным поправкам, установлен новый порядок специального обязательного ежемесячного денежного поощрения и тех и других (см. таблицы № 6 и № 2).

Простой пример. Берем старшего прокурора при Генпрокуратуре РФ: с 1 января этого года его ежемесячное денежное вознаграждение, по очень грубым подсчетам, составляет порядка 76 тысяч рублей в месяц (19 тысяч оклад + 100% доплаты за особые условия службы + 2 оклада по ежемесячному денежному поощрению). Это, как уже говорилось, без учета его звания, выслуги лет и так далее.

С принятием этих законопроектов полностью выполнено поручение президента РФ - повысить уровень оплаты труда работников всего силового блока, - рассказала корреспонденту “Солидарности” одна из авторов обоих законопроектов, председатель комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. - Теперь уровень оплаты труда сотрудников правоохранительных органов стал адекватным. Это, безусловно, будет способствовать повышению качества работы, в том числе следователей, привлечению молодых квалифицированных кадров. В целом повысит уровень общественной безопасности, будет способствовать дальнейшему противодействию коррупции. Считаю принципиально важным тот факт, что в последние годы государство последовательно реализует комплекс мер по обеспечению безопасности как приоритет государственной политики.

Но у судейского корпуса все еще круче. Похожий законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ”, подписанный президентом 25 декабря прошлого года, был внесен на рассмотрение Госдумы комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству. В проекте, в частности, введена система расчета размера окладов “за квалификационный класс судей” в процентном отношении к должностным окладам (см. таблицу № 5).

И, кроме того, никто не забыл об обязательном ежемесячном денежном вознаграждении (см. выше таблицу № 3, правый столбец).

Теперь, когда мы вооружены фактурой, давайте замахнемся на святая святых - подсчитаем примерное денежное вознаграждение председателя Верховного суда РФ. Берем: оклад 32 096 + надбавку за высший квалификационный класс (150% от оклада, или 48 144 рублей) + ежемесячную доплату за выслугу лет (свыше 20 лет, 50% от оклада, или 16 048 рублей) + ежемесячное денежное поощрение (7 окладов, или 224 672 рублей). Итого: 320 960 рублей в месяц. К тому же тут мы не учли, например, надбавки за ученую степень, почетные звания, квартальные премии и, скорее всего, что-нибудь еще.

КТО ВЫИГРАЛ?

Как уже говорилось, резкий скачок заработной платы у силовиков и судей - это результат стремления власти снизить коррупционную составляющую. Насколько эта мера эффективна, сказать сложно, однако уже сейчас можно констатировать, что реформа зарплат обошлась государству “в копеечку”.

Согласно заключению комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации РФ, на реализацию указанных мероприятий в органах прокуратуры в 2013 году потребуется 7,2 млрд рублей, а в 2014 - 15,7 млрд. Повышение денежного вознаграждения работникам Следственного комитета РФ в этом году обойдется государству в 4,2 млрд рублей, в следующем - в 9,9 млрд. А денежное содержание судебной системы только в этом году откусит, ни много ни мало, 66 млрд рублей бюджетных средств.

Вместе с тем при внимательном рассмотрении оказывается, что под раздачу серьезных надбавок подпали руководящие звенья контрольно-следственных органов различного уровня. А вот те, кто работает “на земле” (районные и городские прокуратуры, следователи городских отделов и районных управлений СК), “сливок” не получат. Хотя именно они, находящиеся в начале профессиональной карьеры, нуждаются в особой заботе государства. И они же, кстати, подвержены большим коррупционным рискам, нежели вышестоящие чины.

Мы, как общественный антикоррупционный комитет, поддерживаем эту идею, но только если она касается именно исполнителей, - заявил “Солидарности” Мансур Юсупов, председатель Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате. - И в первую очередь речь идет о следователях, которые работают день и ночь.

Мансур Равилович рассказал, что его сын, окончивший МГУ с отличием, уже год работает следователем и раскрывает самые тяжкие преступления (изнасилования, убийства), а получает 18 - 20 тысяч рублей в месяц. “После аттестации, повышения в звании и индексации через год должно быть 35 - 40 тысяч, но все равно этого мало”, - отметил Юсупов.

“А”-СПРАВКА

Минимальный размер оплаты труда в 2013 году для трудоспособного населения России - 5205 рублей.

Среднемесячная начисленная заработная плата в феврале 2013 года, по оценке Росстата, составила 27 110 рублей.

Минимальный потребительский бюджет в России составляет около 20 000 рублей.

Для того чтобы поднять планку МРОТ до потреббюджета, по расчетам Минфина требуется 65 млрд рублей.

В 2018 году средняя зарплата прокурора в России составляла 60 292 руб. Она зависит от уровня управления, должности, звания, стажа работы в органах обвинения. Самые высокие должностные оклады можно встретить в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге; минимальные – в Магадане, Астрахани, Белгороде. Повышение оплаты труда происходило дважды – в 2014 году на 5,0% и в 2018 году – на 12,0-18,0%. Заработок генерального прокурора превысил 0,5 млн руб. Высокие зарплаты выплачиваются прокурорам в Швейцарии, Андорре, Норвегии; одни из самых низких – в Украине и Молдавии.

Прокуратура выступает одним из центральных органов власти, в ведении которого находится выявление и идентификация правонарушений. Ключевыми требованиями к профессии являются безупречное знание нюансов российского законодательства, практики применения права, судебных прецедентов. Все это обосновывает высокую оплату труда сотрудников этой государственной структуры. Высокая зарплата прокурора также фактор пресечения соблазна совершения коррупционных действий.

В 2018 году средняя зарплата прокурора по России составляла, по данным Росстата РФ, 60 292 руб. в месяц, в том числе в районных органах прокуратуры 48 924 руб., а в областных и краевых – 54 519 руб. Средняя оплата труда сотрудников Генеральной прокуратуры России установилась на уровне 83 103 руб.

Таблица 1. Сколько зарабатывают прокуроры в России в 2018 году

Источник: Росстат

Важный момент! Вместе с высоким уровнем оплаты труда, престижностью и перспективами карьерного роста, деятельность работников прокуратуры – это высочайший уровень ответственности в области принятия решений, поскольку участники судебного процесса могут в любой момент подать . Важно упомянуть подверженность опасности самого сотрудника и членов его семьи, сложности в вопросах трудоустройства в сферу прокурорского надзора, а также вероятность нарушения психологического и эмоционального состояния работников прокуратуры.

От чего зависит зарплата государственного обвинителя

Зарплата государственных обвинителей, которая, как и , врача, воспитателя детского сада, выплачивается из государственного бюджета, колеблется в широких пределах: от 40 до 500 тыс. руб. Говорить о том, сколько зарабатывает прокурор, можно, только опираясь на широкий круг факторов:

  1. Звание. Специалисты за выслугу лет и достижения могут получать специальные звания сотрудников Следственного комитета России (капитан, майор, лейтенант юстиции), а также классные чины работников прокуратуры (юрист 1, 2 класса или советник юстиции). Поскольку за звание обвинители получают надбавки, то они напрямую влияют на размер заработка.
  2. Должность. В органах прокуратуры работают помощники, старшие и главные специалисты, не говоря уже о существовании должности Генерального прокурора России.
  3. Уровень. Зарплата специалистов районной прокуратуры варьируется от 40 до 70 тыс. руб., на уровне области – от 60 до 90 тыс. Зарплата прокурора в Москве на уровне районных следственных органов составляет 70-150 тыс., а то время как ежемесячный доход Генерального прокурора России приближается к 500 тыс. руб.
  4. Стаж работы . Поскольку обвинители получают надбавки за выслугу лет, подобно иным государственным служащим и военным, то срок работы в органах прокуратуры напрямую влияет на величину оплаты труда.

Справка! Главная функция государственного обвинителя – описание мотивов личности, совершившей правонарушение. Высокая оплата труда этих государственных служащих объясняется необходимостью точного соблюдения всех моральных и должностных аспектов в ходе деятельности.

Какая зарплата у прокурора в разных городах России

Существует еще один фактор, который определяет зарплату российских представителей обвинения – регион их деятельности. В зависимости от региона страны средняя оплата труда варьируется в широких пределах: от 40 до 90 тыс. руб.

Источник: Росстат России

Важный момент! Статистические данные свидетельствуют о том, что существует несущественное различие между зарплатами обвинителей по гендерному признаку: мужчины получают в среднем 65 тыс. по стране, а женщины – чуть больше 64 тыс.

Повышения заработка и индексация

В 2014 году Министерство финансов РФ приняло решение о повышении зарплаты государственным служащим, на основании которого оплата труда работников прокуратуры выросла на 5%.

В 2015, 2016, 2017 гг. оклады работников прокуратуры подергались только лишь индексации: прирост за три года составил 4,7%.

Справка! В 2012 году обсуждался вопрос о последовательном повышении зарплаты работников обвинения в 2014 и в 2018 гг. В 2018 году было принято Постановление «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации» № 206 , на основании которого они увеличились в процентном отношении к окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации. В абсолютном выражении заработки выросли на 12-18%.

Зарплата российских прокуроров в динамике за последние годы

За последние 5 лет в России средние зарплаты прокуроров за месяц изменились в сторону увеличения благодаря двухэтапному их повышению – в 2014 и в 2018 гг. В итоге, с 2013 по 2018 год средняя оплата труда обвинителей выросла на 29,1%.

Источник: Росстат РФ

Сколько платят сотрудникам прокуратуры – следователям, прокурорам, помощникам, юристам?

В органах прокуратуры РФ немало специалистов – юристы, начальники отделов, следователи и проч., зарплата которых находится в той же динамике, что и оплата труда государственных обвинителей.

Таблица 2. Оплата труда сотрудников прокуратуры в 2018 году (после повышения)

Должность В месяц, руб. В месяц, %
Прокурор 60292 100
Первый заместитель 54028 78
Заместитель 49822 76
Старший помощник 46204 70
Помощник по особым поручениям 44395 67
Помощник 36175.2 60
Начальник управления 46204 70
Заместитель начальника управления 44395 67
Начальник отдела 46204 70
44395 67
Начальник отдела 41792 66
Заместитель начальника отдела 38586 64
Следователь управления, отдела 37381 62
Юрист управления, отдела 36175 60

Каждый человек знает, кто такой прокурор. Существует много положительных и отрицательных мнений об этой профессии. Но от этого она не менее востребована и популярна. Прокурор – это должностное лицо с юридическим образованием.

Он осуществляет свою деятельность в государственных органах, чьей непосредственной обязанностью является представление обвинительной стороны на суде. У него есть помощники – люди, которые выполняют второстепенные задачи и обязанности прокурора, занимаются подготовкой материалов к судебным процессам и т. д.

На должность помощников прокуратура стремится нанять талантливых юристов, обладающих такими качествами, как острый интеллект, здравомыслие и искренняя приверженность к государственной службе.

В процессе отбора обращают особое внимание на аналитические способности соискателя, умение красиво подавать информацию, о чем свидетельствует академическое образование и письмо. Большими плюсами являются опыт работы в суде, частной юридической фирме, некоммерческой организации или другом государственном органе.

От чего зависит заработная плата?

Зарплата зависит от выслуги лет, звания и должности. В Российской Федерации помощник прокурора может занимать следующие должности:

А теперь о том, сколько зарабатывает человек, занимающий эту должность в России.

Какую зарплату получают в прокуратуре?

Старший помощник в Генеральной прокуратуре Российской Федерации получает в среднем 84–86 тыс. рублей, помощник по особым случаям 80–82 тыс. рублей, ассистент прокурора 66–68 тыс. рублей.

В прокуратурах городов 1, 2, 3 и 4 групп и города Санкт-Петербурга старший помощник получает зарплату в размере 60–62 тыс. рублей, зарплата помощника по особым случаям 59–61 тыс. рублей, а зарплата помощника 55–57 тыс. рублей.

В прокуратурах городов 5 и 6 групп старший помощник получает 59–61 тыс. рублей, помощник по особым случаям 58–60 тыс. рублей, ассистент 52–54 тыс. рублей.

В прокуратурах городов 7 группы старший помощник получает 58–60 тыс. рублей, помощник по особым случаям 57–59 тыс. рублей, ассистент 51–53 тыс. рублей.

Если сравнивать с другими должностями, то, например, сам прокурор в Генеральной прокуратуре получает зарплату около 90 тысяч рублей, его заместители 70–80 тыс. рублей, начальники отделов от 80 до 85 тыс. рублей.

За что он получает такие деньги?

Прежде чем молодой человек, окончивший юридический вуз, начнет работать в прокуратуре, он должен продемонстрировать знание:

  • Конституции, законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся прав и свобод человека, международных отношений, а также осуществления деятельности всех должностных лиц правоохранительных органов;
  • различных постановлений и разъяснений, решений судов, связанных с осуществлением деятельности правоохранительных органов;
  • военного и трудового законодательства;
  • порядка осуществления своей деятельности в органах прокуратуры;
  • правильного использования служебного оружия и его сохранения;
  • о работе с документацией и сведениями, представляющими собой государственную тайну.

Помощник прокурора возбуждает или отказывает в возбуждения дел, подпадающих под его компетенцию, дает указания о расследовании преступлений, может участвовать в предварительном следствии, заключения по вопросам обоснованности обвинения и др.

Профессия является престижной. Высокая зарплата, есть перспектива карьерного роста.

При выборе такой профессии нужно понимать, что вы принимаете на себя большую ответственность, но вместе с тем вам обеспечивается престиж и уважение. Сколько бы лет вы ни проработали, это определенно сыграет хорошую роль в вашей жизни при условии добросовестного исполнения своих обязанностей. Сотрудники, сумевшие показать себя с лучшей стороны, – первые в очереди на повышение. У этой профессии определенно большие перспективы.

Стоя на страже законных прав и интересов граждан и организаций, сотрудники прокуратуры рассчитывают на должное отношение к себе со стороны государства. И оно не остается в долгу, предоставляя данной категории работников лично и членам их семей специальные привилегии.

Основные социальные права работников прокуратуры

Перечень преференций, на которые может претендовать прокурорский работник, следующий:

Вид Описание
Денежное довольствие Состоит из ежемесячной оплаты труда сотрудника, включающей в себя оклад, надбавки и доплаты, а также премии
Личная безопасность Законодательно закреплено право ношения огнестрельного оружия и специальных средств защиты
Проезд в общественном транспорте Осуществляется на безвозмездной основе на основании проездных документов на все виды общественного транспорта
Бронирование номеров в гостиницах и билетов Производится вне очереди при направлении в служебные командировки
Обязательное личное страхование Сотрудники прокуратуры подлежат обязательному страхованию за счет государства
Льготное зачисление детей в дошкольные учреждения Ребенок прокурорского работника имеет право на внеочередное зачисление в детский сад
Обеспечение жильем Производится за счет служебного фонда либо путем выделения субсидий нуждающимся
Погребение за счет государства Полностью из федерального бюджета оплачиваются расходы на погребение сотрудника прокуратуры, погибшего при исполнении служебных обязанностей либо умершего вследствие травмы или заболевания, связанных с исполнением обязанностей
Расходы на проезд к месту оздоровления Один раз в год компенсируются затраты на транспорт в оба направления (кроме такси), следующий к месту нахождения санаторно-курортного учреждения
Льготное предоставление путевок в летние лагеря детям Производится во внеочередном порядке
Медицинские привилегии Оплата лекарственных средств для работника и его семьи осуществляется за счет государства
Установка домашнего телефона Осуществляется в месте проживания сотрудника прокуратуры вне очереди
Пенсии Пенсионное обеспечение производится в размере, определяемом от суммы денежного довольствия сотрудника прокуратуры, в процентном соотношении

Денежное содержание социального обеспечения прокуроров

  • оклада;
  • доплаты за выслугу лет (от 20% при стаже 2 года, до 70% при выслуге свыше 20 лет);
  • доплаты за классный чин (от 15 до 30%);
  • выплаты за особые условия службы (175% оклада);
  • доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения (до половины оклада);
  • надбавки за ученое звание, степень, почетное звание «Заслуженный юрист РФ»;
  • премий за квартал и год;
  • иных выплат (материальная помощь, единовременное денежное поощрение и другие).

Размер должностного оклада для рядового сотрудника прокуратуры определяется Правительством РФ по представлению Генерального прокурора, а последнему размер оклада устанавливает Президент РФ.

Внимание! При работе сотрудника прокуратуры в местности, где имеется районный коэффициент, денежное довольствие рассчитывается с его учетом.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Обязательное личное страхование за государственный счет

Прокурор подлежит личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Размер обеспечения кратен 180 средним денежным довольствиям. Страховая сумма подлежит выплате в следующих случаях:

Какие льготы положены работнику прокуратуры

Сотрудник прокуратуры имеет право на определенные привилегии, разделяемые в зависимости от направленности на группы:

  • жилищные;
  • трудовые;
  • пенсионные;
  • иные (медицинские, транспортные, социальные).

Указанные преференции закреплены законодательно в ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

Скачать для просмотра и печати:

Жилищные


К группе жилищных льгот сотрудников прокуратуры относится обеспечение жильем в особом порядке. Он предполагает две формы предоставления помещения данной категории работников:

  1. Путем выделения служебного жилья;
  2. Обеспечение жильем посредством единовременной социальной выплаты на приобретение помещения либо по решению Генерального прокурора РФ.

В первом случае работник прокуратуры может быть собственником либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения, но из-за его удаленности от места службы не имеет возможности проживать в нем постоянно.

При втором варианте сотрудник прокуратуры признается нуждающимся в улучшении условий проживания, если:

  • не имеет в собственности и не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения;
  • хоть и является, но общая площадь на каждого члена семьи менее 15 квадратных метров;
  • независимо от площади занимаемое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым;
  • живет в коммунальной квартире.

Также сотрудник должен отработать в прокуратуре не менее 10 лет.

Если предоставить служебное жилье нет возможности, то прокурору за наем выплачивается денежная компенсация. Ее размер зависит от региона. Например, в Москве и Санкт-Петербурге, сумма компенсации в месяц равна 15 000 руб., в иных городах и райцентрах - 3 600 руб., других населенных пунктах - 2 700 руб. При проживании с прокурорским работником трех и более членов семьи сумма возмещения увеличивается на 50 процентов. Вопросы по компенсации регламентируются постановлением Правительства РФ от 30.06.2018.

Внимание! Прокурор имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров при начислении единовременной социальной выплаты и 20 квадратных метров при предоставлении жилья в собственность. Скачать для просмотра и печати:

Трудовые

Прокурорским работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в 30 дней. В него не включаются дни следования к месту отдыха и обратно. Проживающим в местности с особыми климатическими условиями сотрудникам отпуск предоставляется минимум в 45 дней.

При наличии стажа работы более 10 лет к основному отпуску добавляется 5 дней, после 15 лет службы - 10 дней, после 20 - 15 дней.

Пенсионные


Обеспечение сотрудников прокуратуры в старости производится также на особых условиях. Пенсии исчисляются от оклада, доплат за классный чин и выслугу, ежемесячной надбавки.

В местностях, где применяются районные коэффициенты, они также учитываются при подсчете суммы выплаты по старости.

При увольнении на пенсию работник прокуратуры получает выходное пособие, которое зависит от стажа службы (от 5 до 20 месячных довольствий с доплатой за классный чин или с окладом по воинскому званию).

Иные


Прокурорским работникам в ряде случаев выплачивается выходное пособие:

  • при ;
  • при увольнении в отставку;
  • по достижении предельного возраста службы;
  • при увольнении по состоянию здоровья, в том числе из-за ;
  • при прекращении трудовых отношений в результате организационно-штатных мероприятий.

Дети прокурора оформляются в дошкольное учреждение вне очереди. Также им выдаются путевки в оздоровительные лагеря в первоочередном порядке.

При направлении в командировки прокурор имеет право бронировать билеты на все виды общественного транспорта, а также номера в гостинице.

Медицинское обеспечение прокуроров и членов их семей производится за счет государства. В таком же порядке оно осуществляется по отношению к родителям, супругу и несовершеннолетним детям погибшего или умершего прокурора в том учреждении, где он состоял на учете при жизни.

Компенсация членам семьи в случае смерти работника прокуратуры


В случае смерти сотрудника прокуратуры, наступившей при исполнении им служебных обязанностей, члены его семьи, находившиеся на его иждивении, имеют право на компенсацию. Ее размер равен разнице приходившейся на их долю суммы довольствия и получаемой пенсии по потере кормильца. При этом выплаты, полученные по обязательному личному страхованию, не учитываются.