Черниговская и далай лама. Далай-лама согласен: ученые из России хотят проверить теорию прошлых жизней

Чл. корр. РАО, д.биол. и филол.н. Татьяна Черниговская выступает на круглом столе "Буддизм и наука" в Институте философии РАН. 31 октября 2017 г. Фото: Ренат Аляудинов.

МОСКВА, 3 ноя - РИА Новости, Ольга Липич. Ученые из России обсудили с буддийскими коллегами во главе с Далай-ламой рискованный эксперимент, который может подтвердить или опровергнуть учение о прошлых жизнях и переносе сознания.

Об этом крупные российские специалисты в области философии, психологии и исследований работы мозга, впервые встретившиеся с Далай-ламой в Дели минувшим летом, рассказали на этой неделе в Москве на заседании в Институте философии РАН.

"Ключевой тезис философии буддизма - в том, что сознание может порождаться только сознанием. Это ведет к неизбежным следствиям, очень рискованным и, может быть, тупиковым. Одно из них касается момента, когда сознание появляется в индивидуальном развитии. Как в ходе движения от одной оплодотворенной клетки до целого организма, обладающего разумом, появляется сознание, если оно может быть инициировано только предыдущим сознательным моментом? Буддизм прибегает здесь к фундаментальной идее о том, что сознание приходит из прошлой жизни. Это сильное предсказание", - сказал член-корреспондент РАН нейробиолог Константин Анохин.

По его словам, научный метод как раз и требует выдвижения рискованных предположений, которые могут быть проверены экспериментом. Непрерывность сознания в поколениях и перенос прошлого опыта в новый организм - одно из таких смелых утверждений.

"Готов буддизм на проверку этого? Кажется, готов. По крайней мере, его святейшество Далай-лама говорил о такой необходимости", - отметил Анохин, задавший этот вопрос буддийскому духовному лидеру.

"Скелет кролика" в шкафу

Российский нейроученый назвал такую проверку "демаркационной чертой", разделяющей буддийское учение и современную науку, пересечение которой рискованно как для обеих сторон. Возможно, поэтому такого эксперимента не предлагали западные ученые, уже 30 лет сотрудничающие с буддийскими, в том числе в области нейронауки, биологии и квантовой физики, которыми все эти годы интересуется Далай-лама.

"Если хоть один документированный случай такого феномена (переноса сознания из прошлой жизни) будет получен в строгом научном эксперименте, то это приведет к необходимости пересмотра всех основ современной науки", - уверен Анохин.

Как "достаточно одного скелета современного кролика, найденного в отложениях мелового периода, чтобы опровергнуть теорию естественного отбора", так "достаточно и одного случая переноса памяти и знаний" из одного организма в другой, чтобы разрушить современную картину причинности в биологических науках, а возможно, и в физике.

"Я лично думаю, что этого никогда не произойдет и что риску здесь подвергается буддизм", - отметил Анохин.

При этом вес одного случая, который опровергает предсказание, всегда гораздо выше, чем эксперимент с ненайденным опровержением. По словам ученого, если что-то не происходит в первый-второй-третий раз, всегда есть лазейка утверждать, что какие-то условия не были соблюдены и что, может быть, оно произойдет в 405-й раз. То есть в данном случае буддизм находится в более безопасной позиции, чем современная наука.

"Вообще, это одно из самых важных мест контакта между буддийской философией сознания, насчитывающей несколько тысячелетий, и современной наукой", - заключил Анохин.

Далай-лама в ходе беседы с российскими учеными упомянул о том, что канадско-американский профессор Ян Стивенсон зарегистрировал множество случаев, когда дети делились воспоминаниями из прошлых жизней.

"Я сам видел двух индийских девочек, одну из Канпура, другую из Патьялы. Я встречался с обеими, они очень ясно помнят свои прошлые жизни. Родители одной девочки, руководствуясь ее памятью, отвезли ее в то место, где она жила в прошлой жизни, и девочка узнала свою комнату. И был еще ребенок из Тибета, который настаивал, что прежде проживал в Индии. Его привезли в Дхарамсалу, где живу я, но он сказал, что жил южнее. Родители повезли его в Южную Индию, где расположены тибетские поселения, он повел их в один из монастырей и нашел там свою комнату. Затем он указал на коробку, сказав, что в ней лежат его очки. Коробку открыли и там действительно были очки. Это загадочно", - отметил Далай-лама.

Российские ученые согласились с ним. Однако как именно осуществить необходимый строгий эксперимент, никто пока не знает.


Чл. корр. РАН, д.м.н. Константин Анохин выступает на круглом столе "Буддизм и наука" в Институте философии РАН. 31 октября 2017 г. Фото: Ренат Аляудинов.

Мозг - в мире, но мир - в мозгу

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор биологических наук, доктор филологических наук, нейролингвист Татьяна Черниговская считает встречу с Далай-ламой и другими буддийскими учеными в Дели "одним из самых сильных впечатлений в жизни" и говорит, что почувствовала себя "ученицей".

"Они (буддисты. - Прим. ред.) так давно занимаются изучением сознания и других вопросов, которые у нас сейчас только появились. Мы должны обращаться за помощью туда. У нас наука, по крайней мере, та ее часть, о которой мы говорим, находится в тупике: одно не сходится с другим… Как тонко подметил академик Лекторский, мозг находится в мире, но мир находится в мозгу - советую об этом не думать на ночь", - сказала Черниговская.

По ее словам, тупиковым видится путь бесконечных измерений в современной науке: атомы, кванты, фотоны - что дальше мерить и зачем? Те же вопросы касаются изучения времени и других важнейших понятий. "Что есть объективное время? Или вообще: что значит объективное?" - отметила Черниговская.

По ее словам, бессмысленно продолжать каждую минуту бесконечно накапливать экспериментальные данные, нужна новая теория.

Другие участники конференции, психологи, философы, буддологи отмечали, что современным ученым для исследования мозга, сознания и буддийского подхода к этим областям необходимо изучать и буддийские практики медитации, изменения сознания. Можно предполагать, что законы физики также эволюционируют, а то, что сегодня в науке принято называть "бессознательным", - просто иные формы сознания.


Д. филос.н. Давид Дубровский выступает на круглом столе "Буддизм и наука" в Институте философии РАН. 31 октября 2017 г. Фото: Ренат Аляудинов.

Управление сознанием, телом и нравом

Профессор Давид Дубровский - специалист в области философии сознания из Института философии РАН - сказал, что встреча с Далай-ламой дала ученым "заряд оптимизма".

"Достижение более глубокого уровня управления своим сознанием (чему учит буддизм. - Прим. ред.) - это и достижение более глубокого уровня управления своей телесностью, это и управление своей нравственностью, достижение более глубокого сочувствия другому человеку. Управление собой - очень важный фактор, способствующий достижению человечности", - считает профессор.

Особенно это актуально на современном этапе развития, полагает он. "Сейчас в мире масса знаний, технологических новшеств, проблем, над которыми мы теряем контроль. В этих условиях надо особенно крепить свой дух, создавать оптимистическую перспективу. Этому тоже учит буддизм", - добавил Дубровский.

Дисбаланс знаний друг о друге

Татьяна Черниговская отметила дисбаланс в знакомстве современных ученых с буддизмом, по сравнению с познаниями буддистов в точных науках. В серьезных буддийских монастырях сегодня ведется преподавание современного научного знания на серьезном уровне. "И что-то я не вижу, чтобы внутри наших наук - имею в виду не философию в курсе истории философии мира, а, условно говоря, в естественных или точных науках - чтобы кто-нибудь делал шаги в эту сторону. Этих шагов нет. Поэтому дисбаланс огромный", - заявила Черниговская.

По ее словам, "не только этих шагов нет, но даже западная философия воспринимается вроде как физкультура или гражданская оборона - то есть такая необходимость для сдачи зачета". "Неосознание научным сообществом первостепенной роли философии в современном состоянии науки - просто поражает", - подчеркнула она.

Черниговская также поделилась личными впечатлениями от общения с Далай-ламой. "Его святейшество не только мудрец, что видишь сразу. Это, я хотела сказать, мощнейшая личность, но я даже не уверена, что он "личность", это - какое-то явление невероятное, что видно просто даже в его поведении. Он смешлив, он провокатор - он замечательно смеется, неожиданно, он задает вопросы, над которыми соответствующие науки думали несколько десятилетий и с трудом придумали этот вопрос, а он просто так откуда-то вдруг бьет тебя этим вопросом", - рассказала нейроученый.

Ветер подует - планета рванет

Далай-лама и российские ученые сошлись также во взглядах на объединяющий и миротворческий потенциал науки.

По словам Черниговской, Далай-лама говорит то же, что, "с другого полюса", известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг. "Человечество не осознает себя как единая семья, люди собачатся друг с другом, будто ничто им не угрожает. И даже на одном из обедов его святейшество сказал вообще феноменальную вещь… Он сказал: я понял, нужно штаб-квартиру НАТО перенести в Москву", - вспоминает Черниговская.

Стивен Хокинг полагает, что человечество опомнится тогда, когда появится общая угроза всему миру (в виде инопланетян). "Инопланетяне - или неважно, как эту угрозу назвать, - важно, что общая угроза… Вот мне кажется, что эта общая угроза уже прямо тут, она на столе. Я не знаю, где будет штаб-квартира НАТО, но только человек с совсем немыслимого размера кожей может не ощущать, где мы сейчас находимся. Буквально чуть-чуть ветер подует - и планета рванет", - предостерегает Черниговская.

Поэтому, заключила она, взгляд на мир Далай-ламы, призывающего всех людей ощущать себя и жить как единая семья, "имеет общемировое, цивилизационное значение".

"Наука - область доверия друг другу людей разных национальностей, стран, религий и культур. Это общий фактор понимания", - добавил нейробиолог Константин Анохин.


Представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче выступает на круглом столе "Буддизм и наука" в Институте философии РАН. 31 октября 2017 г. Фото: Ренат Аляудинов.

Цель - польза и счастье другим людям

С буддийской стороны ученых в Москве активно поддержал представитель Далай-ламы в России и странах СНГ, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он сообщил, что число просмотров видеотрансляции первой совместной научной конференции Далай-ламы и российских нейроученых из Дели достигло полутора миллионов.

Далай-лама в ходе конференции неоднократно подчеркивал, что цель его встреч с учеными, как и буддийского учения в целом, - принести пользу людям, помочь всем достичь счастья.

"Мы стремимся изменить сознание людей в положительную сторону, чтобы сделать их лучше", - отметил один из участников конференции, директор действующего под эгидой Далай-ламы центра "За этику и ценности, ведущие к трансформации" при Массачусетском технологическом институте, индиец Тензин Приядарши.

"Буддизм движется внутрь (человека), тогда как западная наука идет вовне, не имея ясной цели. Но научные данные о мозге нам очень интересны. И мы можем многому научить друг друга, при условии, что нашей общей целью будет - устранить страдание и достичь счастья", - заключил другой буддийский ученый, директор Библиотеки тибетских рукописей и архивов геше Лхакдор.


Д.филос.н. Виктория Лысенко выступает на круглом столе "Буддизм и наука" в Институте философии РАН. 31 октября 2017 г. Фото: Ренат Аляудинов.

Фундаментальное знание

Первый в истории диалог духовного лидера тибетского буддизма с нейроучеными из России состоялся в августе этого года в Дели - в рамках конференции "Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых". Основной темой первой встречи стала природа сознания. Обе стороны пришли к выводу о необходимости продолжить совместную работу в будущем.

С российской стороны, помимо вышеупомянутых ученых, в дискуссии приняли участие профессор академического Института психологии Юрий Александров, когнитивный психолог Мария Фаликман (Московский университет), один из основателей Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков, профессор-буддолог Виктория Лысенко (Институт философии), а также молодые российские ученые.

Организаторами исторической встречи Далай-ламы и буддийских монахов-ученых с российскими исследователями выступили Центр тибетской культуры и информации и фонд "Сохраним Тибет" (Москва) при поддержке Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

"Благодаря такой встрече буддийских и российских ученых и тому, что монахи из буддийских регионов России учатся в монастырских университетах Индии, открывается возможность развивать новые научные подходы, разрабатывать совместные исследовательские программы. Я вижу две цели такого сотрудничества - расширять научные познания и продвигать в мире сострадание и любовь, ведущие к счастью", - сказал Далай-лама РИА Новости, комментируя итоги первой совместной конференции.

РИА Новости
Фото: Ренат Аляудинов

Впервые духовный лидер тибетского буддизма обсудил с исследователями из России то, как наука и образование связаны с развитием идей сострадания, любви и отказа от насилия.

«Настало время, чтобы изменить сознание с помощью повышения уровня образования, уровня осознанности, - отметил Далай-лама. - Важно донести до людей, что идея деления мира на «своих» и «чужих» устарела. Нам нужно отказаться от такого разделения, потому что это источник насилия. Все мы часть человечества, и моя задача заключается в том, чтобы продвигать идею единства всего населения планеты».

Вместе с экспертами духовный лидер обсудил результаты последних исследований российских ученых, которые касаются сознания, эмоций, личности, медитаций и много другого.

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская выступила с докладом «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание». Она отметила, что сегодня особого внимания нейроученых заслуживают музыка и язык, в частности - поэтическое слово. Новая наука - биолингвистика - как раз пытается найти универсальные черты эволюции биологических систем и языка.

«Если мы уберем всех людей с планеты, будет ли музыка, математика? Я не спрашиваю о бумаге и других носителях, где все фиксируется, - рассказала Татьяна Черниговская. - Вопрос: будет ли музыка и математика, если не будет людей, которые слушают и думают? Мой ответ - нет. Музыка Моцарта без слушателя станет просто колебанием воздуха».

Далай-лама отметил, что в своем докладе профессор СПбГУ объяснила принцип взаимозависимости всех вещей. «Вы рассказывали о взаимозависимости объекта и субъекта, однако такова не только суть их отношений, но и природа всех явлений в мире», - сказал он, добавив, что об этом же говорится в одном из самых известных буддийских текстов - «Сутре сердца».

Встреча Далай-ламы с российскими исследователями «Природа сознания» проходила в рамках международной конференции «Фундаментальные знания: диалог между российскими и буддийскими учеными». В дискуссии приняли участие члены-корреспонденты РАН и РАМН, эксперты в области нейронаук, молодые исследователи, а также буддийские геше (ученые) и молодые монахи, которые недавно прошли обучение естественным наукам.

О чем российские ученые говорили с Далай-ламой XIV?

Природа сознания, универсальная этика и происхождение
эмоций на конференции «Фундаментальное знание: диалог
между буддийскими и российскими учеными».


Текст: Инна Герман
Иллюстрация: А. Александров / bangbangstudio.ru

Наука стала доминирующей основой для исследования природы реальности и главным современным источником знаний, который мог бы помочь улучшить жизнь людей и планеты, считает , который встречается с представителями научного сообщества на протяжении последних 30 лет. Осознавая всю важность таких методов научного познания, как эмпиризм, технология, объективное наблюдение и анализ, Далай-лама убежден в том, что хорошо продуманные методы созерцания и интроспективные практики, которые совершенствуются в буддийской традиции на протяжении тысяч лет, могут и должны использоваться в качестве равных инструментов исследования, которые не только сделают науку более гуманной, но и поместят ее в понятный этический контекст.

Буддисты различают шесть групп ментальных факторов, которые вместе составляют 51 ментальный фактор, включающие в себя намерение, контакт, чувство, распознавание и другие факторы. Сложно себе представить, как все эти феномены можно отразить на уровне корреляции мозговой активности. И хотя, безусловно, мозг и разум очень тесно связаны и переплетены друг с другом, нам еще только предстоит выяснить, как именно.

Последние 60 лет я каждый день медитирую, , очень схожую с идеей квантовой физики. На своем собственном опыте я замечаю, какой серьезный эффект эта практика оказывает на . Их количество значительно уменьшается, так как все они базируются на цеплянии, восприятии чего-то так, как будто оно существует объективно и независимо. В квантовой мысли есть идея о том, что найти объективную реальность ни в чем внешнем невозможно, так что я считаю, что именно процесс внутреннего анализа и осмысливания вещей может ослабить наше цепляние за иллюзию чего-то объективного и твердого. Не интеллектуальное поверхностное осмысление идеи, а десятки лет кропотливого размышления дают реальное ощущение, которое может повлиять на эмоции.

Давид Дубровский

Российский и советский философ, психолог, специалист в области аналитической философии сознания. Доктор философских наук, профессор.

Д. Д.: Моя теория объясняет связь явлений субъективной реальности: мысль, образ, которым нельзя приписывать физические свойства. Мысль не имеет массы или энергии: как же она связана с мозговым процессом? Это и есть так называемая . Я ее объясняю на основе информационного подхода, который требует анализа связи: всякая информация воплощена в своем носителе. Здесь я не касаюсь разных сложных явлений субъективной реальности, которые можно заметить во время медитации. Меня в принципе интересует, как их можно связать. Информационный подход позволяет теоретически корректно установить эту связь.

Д. Л.: Я бы хотел немного прояснить, что вы имеете в виду под информацией. Например, во время зачатия, когда образуется плод, после нескольких недель становятся активными сенсорные способности. Ребенок все еще не может видеть, но какое-то чувственное восприятие у него есть. Отчасти это происходит потому, что содержание этого опыта у него довольно примитивно. Когда же он рождается, контент окружающей реальности оказывается гораздо более богатым. Так что, когда вы говорите об информации, имеете ли вы в виду эти данные, которые мы получаем от окружающего мира, или что-то другое?

Д. Д.: Есть два подхода к понятию информации. Один из них называется атрибутивным и охватывает всю Вселенную и все физические и нефизические явления в ней. Второй подход - функциональный. Согласно этой концепции, информация есть только в самоорганизующихся системах - живых и социальных. Я употребляю понятие информации в общем смысле, как оно употребляется во всех науках. Это смысл - информация есть содержание сигнала, этого мне достаточно.

Д. Л.: Эта дискуссия о связи мозговых и ментальных процессов напоминает мне об одном событии, которое произошло в Новой Зеландии. Это феномен, которому сами буддисты также не могут найти объяснения. Один лама, очень хороший практик Тубтен Ринпоче, оставался в позе сидячей медитации, в состоянии, которое в буддизме называется «чистый свет», на протяжении четырех дней после того, как его объявили клинически мертвым. Существует подробное буддийское описание всех стадий прекращения жизни и всех процессов, которые происходят в разуме в этот момент. Так как поза для умершего человека была очень необычной, врачи разрешили его не трогать. После этих дней на следующее утро обнаружилось, что положение его рук каким-то образом изменилось и левая рука теперь сжимает безымянный палец правой руки. Какое именно сознание оставалось в этот момент в теле? Объяснения этому нет ни в одном буддийском тексте. Первое, что мне пришло в голову, - очень жаль, что они не снимали на камеру, что же именно произошло в этот момент! Не призрак же его руки сложил! (Смеется.)

Выступление , которая специализируется в области когнитивных наук и экспериментальной психологии, называлось «Cultural-Historical Activity Perspective on Human Attention: Possible Insights from Meditation Studies » («Перспектива культурно-исторической активности в отношении внимания: возможные идеи из исследований медитации»). «Человеческое внимание ясно. Вы можете видеть, когда кто-то внимателен, эффекты внимательности - очевидны», - говорилось в ее докладе. Фаликман процитировала Уильяма Джеймса, которого часто называют отцом современной психологии, и его причинно-следственную теорию внимания. Также она упомянула, что буддийские идеи о наличии ментальных факторов могут внести свой вклад в процесс понимания того, как работает внимание.

Тензин Гьяцо

Его Святейшество Далай-лама XIV

Д. Л.: У меня есть один вопрос. Какое принципиальное влияние на мозг и внимание может оказать общество и высокоразвитые социальные системы? Вот, например, человек является социальным животным, тогда как тигр, к примеру, часто обитает в одиночку.

Мария Фаликман

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ и лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

М. Ф.: Мне очень нравится выражение , который как-то заметил, что, в то время как животные просто используют свои умственные способности, люди являются их хозяевами. В целом, животное даже можно научить каким-то концепциям или развить какие-то способности, но они не нужны ему для выживания, тогда как человеку для того, чтобы существовать в обществе, необходима память, внимание и другие ментальные функции.

Д. Л.: Я, кстати, много лет задаюсь вопросом: если дать еду птице или собаке, их поведение будет указывать на то, что они могут . А вот если комара накормить своей собственной кровью, то никакой благодарности не дождешься, он просто улетит! (Смеется.) Так вот: на каком уровне в мозге появляется способность демонстрировать благодарность? И связано ли это с тем, является ли животное социальным?

М.Ф.: Конечно, социальность существования благотворно влияет на выживание, что стало очевидным в процессе совместной эволюции биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Однако же моя тема немного более абстрактна, чем способность демонстрировать благодарность или сострадание, и касается высших когнитивных функций человека.

Один из основателей Московского центра исследования сознания Дмитрий Волков говорил о том, что мы привыкли называть «собой». Его доклад назывался «Self as a Useful Fiction – a Narrative Approach » («Я» как полезная выдумка - нарративный подход»). Волков задался вопросом: что идентифицирует одного человека в разные периоды времени? Он представил различные подходы к тому, что обеспечивает идентичность личности, а также мысленные эксперименты, которые делают эти подходы несостоятельными. Согласно нарративному подходу, личность существует как протяженная во времени сущность и отношение между ее частями и целым создает основание для моральной ответственности и особой заботы. Эти части связаны друг с другом - некой историей личности, ее поступков и намерений, представленной в последовательном порядке - как автобиография, которую мы пишем каждый день.

Тензин Гьяцо

Его Святейшество Далай-лама XIV

Д. Л.: На протяжении 3 тысяч лет люди с любопытством относились к тому, что можно назвать «собой». На Западе все еще очень популярна идея бессмертной души, созданной Богом. Очень простая и удобная концепция: в случае возникновения осложнений обратитесь к Богу. (Смеется.) В древней индийской философии в то же время развивалась концепция последующих жизней одной и той же души: в индийских текстах это называется Атманом. Атман обладает тремя главными признаками: вечностью, независимостью и цельностью. Затем появился Будда, который тоже вырос в контексте индийской философии с ее высшим «Я». Будда отвергал это представление, объяснив, что цепляние за идею о бессмертном «Я» и является корнем страдания, а освобождением будет считаться осознание того, что «Я» не существует. И тогда возник вопрос: что же считать личностью и чувствующим существом? На этот вопрос Будда предпочел ответить метафорой: колесница состоит из определенных частей в определенной конфигурации, имеет название «колесница» и исполняет функцию колесницы. Таким же образом накопленные ментальные и физические процессы с соответствующим названием определяют чувствующее существо или личность. В этом смысле сам вопрос «Что такое «Я»?» подразумевает, что можно обнаружить некое неделимое «Я». В этом, я считаю, и есть проблема западной философии.

В буддизме есть четыре школы философской мысли, и самой продвинутой из них считается мадхьямика, которая утверждает, что рассматривать персональную идентичность следует в рамках представления о непрерывности, потока. В общем-то, это все прекрасно описано в трактате о том, что все имеет причинно-зависимое происхождение и существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным. Соответственно, вещи существуют, но существуют, потому что у них есть причина и обозначение, а по своей сути же они пусты. Это и называется Срединный путь: он отрицает наличие самосущности вещей, но и предохраняет нас от того, чтобы впасть в нигилизм, говоря о существовании обозначения вещей.

Все возникающее как зависимое объясняется как пустое. По отношению к чему-то другому оно подразумевается как существующее. Таков Срединный путь.

Поскольку нет ничего, что возникло бы независимо, то нет ничего, что не является пустым.

Нагарджуна, «Муламадхьямака-карика», 24:18, 24:19

Сейчас квантовая физика приходит к этому же пониманию в контексте физических явлений: нет ничего объективно существующего, все существует в зависимости от наблюдателя. Это практически зеркально отражено в труде индийского философа Дхармакирти XVII века, где он говорит о том, что содержание синего и восприятие синего одновременны: вы не можете редуцировать одно до другого.

Настоящий вопрос заключается в том, какую пользу мы можем извлечь из той или иной теории. Ученые очень любят теории сами по себе, но буддизм использует любую теорию как противоядие от фундаментального заблуждения - цепляния за ложное «Я». В буддийском контексте - и это не просто теоретизирование, а результат прямого переживания природы реальности - мы можем видеть, что источник всех наших проблем лежит в этом наивном представлении о вещах так, как они нам представляются, как будто они реальны, прочны и убедительны, а главное - существуют сами по себе, без всякой связи непосредственно с нами. За таким восприятием, основанным на этом представлении «об объективной реальности», следует и соответствующая эмоциональная реакция. В 18-й главе учения Нагарджуны о Срединном пути описывается, что большая часть наших негативных эмоциональных реакций основана на определенном искажении информации о мире. Такая фальсификация в конечном счете происходит из нашего базового заблуждения, которое можно устранить при помощи проникновения в сущность пустотности.

Есть три уровня понимания знания: первый основывается на интеллектуальном осмыслении идеи, второй - на критическом рассуждении (что мы делаем здесь и сейчас), и, наконец, третий - понимание, основанное на реальном переживании идеи. Так что мы можем тысячи раз повторять: пустотность, пустотность, но пока мы не пропустим через себя это переживание, в этом не будет ни смысла, ни эффекта. Есть некоторые учителя, которые очень красноречивы, но слова их не наполнены смыслом и по сути своей пусты - так вот, я не об этой пустотности говорю! (Смеется.)

Думаю, что те ученые - квантовые физики, которые действительно поняли всю глубину идеи, до которой дошли своим умом, - тоже ощутили на себе , даже на уровне уменьшения собственных деструктивных эмоций.

Недавно я читал автореферат исследования, которое было изначально написано на тайваньском. Это работа, которая описывает наблюдения за учеными, которые действительно приняли близко к сердцу идеи квантовой физики и посвятили большое количество времени их изучению. Автор исследования приходит к выводу, что эти люди в меньшей степени склонны делить мир на черное и белое и меньше цепляются за то, что нам кажется объективной реальностью.

Один мой друг, которому сейчас уже около 100 лет, помогает людям уже на протяжении многих десятков лет. Я впервые встретил доктора Аарона Бека, когда ему было 84 года, а последняя наша встреча состоялась, когда ему исполнилось 97. Это, считайте, живая история. Он всю жизнь занимается когнитивно-бихевиоральной терапией и обнаружил, что 90% того, что вызывает в людях изнуряющие эмоции гнева, является ментальными проекциями! Тенденция к преувеличению негативного на базе психологической проекции так явно проявилась именно в наше время, что так явно коррелирует с тем, о чем говорит Нагарджуна: об искажениях, которые лежат в основе наших деструктивных эмоций.

Так что ученым не обязательно принимать идеи о перерождении, рае или аде - достаточно взглянуть на то, что происходит с нами в этой жизни. Большинство конфликтов вызваны гневом и привязанностью. Именно привязанность, цепляние разрушают спокойствие и умиротворение личности, семьи и общества. Мы, буддисты, выполняем эти практики, чтобы достичь просветления, но такие цели не каждый должен ставить перед собой. Достаточно практиковать, чтобы найти способ работать со своими деструктивными эмоциями.