В поисках вдохновения: секреты звезд. В поисках вдохновения

Сказка в одном действии.

Действующие лица:

Герцогиня Вородрумма, злая колдунья

Фея Безразличия

Фея Вдохновения

Мира

Саша

Арина

Катя

Маша

Софья

Егор

Часы Творчества

Многоведа, добрая волшебница

Пират

Замок Герцогини Вородруммы.

Герцогиня Вородрумма Всё готово?

Фея Безразличия. Да, моя повелительница.

Герцогиня Вородрумма. Как только фея Вдохновения перешагнёт эту черту, опускай решётки.

Фея Безразличия. Я помню.

Герцогиня Вородрумма. Нет! Подожди пока я выйду, а затем опускай решётки!

Фея Безразличия. Я знаю.

Герцогиня Вородрумма А вот и она. Приготовься!

Фея Безразличия прячется, появляется Фея Вдохновения.

Герцогиня Вородрумма. Приветствую тебя, покровительница всего творческого!

Фея Вдохновения. Ой, Вородрумма, давай без твоих прелюдий и сразу к делу. Говори, зачем звала.

Герцогиня Вородрумма Ну, сразу, так сразу. Творческий кризис у меня, не могу башню достроить. Как говориться, нет Вдохновения.

Фея Вдохновения. Да? И где же я?

Герцогиня Вородрумма. Смешно.

Фея Вдохновения. Ладно, не обижайся, помогу, чем смогу. Показывай что у тебя, но только давай поживее, а то у меня дел полно.

Герцогиня Вородрумма Я уверена, что мы быстро управимся... вот проходи сюда…

Фея Вдохновения. (переступает черту) Стоп. Это же башня Великой Лени. Мы же с тобой договаривались, что я… (опускаются решётки) Эй, в чём дело?

Герцогиня Вородрумма Ну, вот и всё. Я же обещала, что мы быстро управимся. Не ожидала, что будет так легко и просто. Песня.

Фея Вдохновения. Лучше по-хорошему… Отпусти!

Герцогиня Вородрумма. Не в твоём положении диктовать мне условия! Или будет, по-моему, или никак.

Фея Вдохновения. Чего ты хочешь?

Герцогиня Вородрумма. А разве ты не поняла? Помоги мне достроить башню Великой Лени и ты свободна.

Фея Вдохновения. Чтобы ты захватила весь мир и сделала его мрачным и скучным? Никогда! Слышишь? Никогда этому не бывать!

Герцогиня Вородрумма. Послушай, пока ты моя пленница, мир рано или поздно именно таким и станет. Так что тебе лучше согласиться на моё предложение. Впрочем, с ответом не тороплю… посиди, подумай… Забегу к тебе, на днях.

Школа. Дети собираются в классе перед началом урока.

Саша. Ребята! Я вчера новый фильм посмотрел! Очень круто! Там археологи нашли старинный артефакт, а он оказался ключом, который поможет открыть путь к несметным сокровищам.

Маша. Уймись, Саша. Несметные сокровища только в твоих фильмах бывают или в сказках. Катя. Ты всё ещё в сказки веришь?

Мира. А что плохого в сказках?

Катя. Да ничего в них нет плохого! Просто сказок на свете не бывает, это просто выдумки.


Арина. А я бы хотела ну, хоть разочек оказаться в настоящей сказке! Я была бы принцесса…

Саша. И отважный рыцарь сразился бы с целым войском, чтобы освободить принцессу!

Софья. Или с драконом!

Арина. Да! Сначала с войском, а потом с драконом и всех победил!

Егор. Принцессе бы он посвятил свои стихи…

Саша. Причём тут стихи. Какая ещё принцесса? Я вам говорю, что там археологи артефакт нашли!

Появляются Часы Творчества, останавливают время. Картинка замирает.

Часы Творчества . Час встречи настал! В нашей стране Творчества, случилось ужасное происшествие, которое способно изменить весь мир! Причём не в лучшую сторону! Ой, простите, забыла представиться, я, Часы Творчества, я отмеряю время, когда рождаются стихи и прекрасные картины, когда возникает чудесная музыка, что отзывается в душе каждого…! Но теперь всё пропало! Нет с нами больше Вдохновения! Не будет больше поэтов, музыкантов, художников… Ой! Хватит паниковать! Пора действовать! Итак, знакомьтесь с нашими героями. Ведь это им предстоит отправиться на поиски Вдохновения! (подходя к каждому) Маша Машенька- решительная и настойчивая, возможно слегка заносчивая, но очень хорошая. Маша будущий музыкант. Софья, Сонечка - Правильная во всем, уверенная, что она принимает верные решения.

Соня в школе круглая отличница, редкая умница. Катя. Катюша. Веселая и отзывчивая, пишет стихи, посвящая их дружбе и животным. Арина, кокетка и первая красавица в классе, мечтает стать знаменитой художницей. Саша, Александр, любит фильмы о приключениях и поисках сокровищ, и хорошо разбирается в картах, тоже пишет стихи, посвящает их Арине. Мира. Мирочка- любит танцевать и петь, обожает музыку, хохотушка и неунывайка! Егор, не умеет плавать… но очень добрый в душе и тоже хорошо разбирается в картах.

Часы Творчества, запускают время. Картинка оживает.

Мира. Что это, где это мы?

Егор. Эй, а где наш класс… где школа… уроки отменяются?

Арина. Ерунда, какая то. Собиралась к подружке после школы и что теперь?

Саша. Странное место. Непонятное и неуловимо знакомое…

Маша. Действительно, и мне так кажется.

Арина. Эй, кто-нибудь, верните нас домой. У меня планы на вечер…

Часы Творчества. Здравствуйте друзья!

Катя. Ничего себе, часы говорящие.

Саша. Здравствуйте…часы!

Софья. Это вы сделали? Немедленно все объясните.

Часы Творчества. Я приветствую каждого из вас в стране Творчества.Здесь бывают только те, кто умеет придумывать, фантазировать, творить! Как ты Саша, когда сочиняешь стихи, как ты Арина, когда пишешь картины или ты Маша, когда играешь музыку.

Мира. А я?

Часы Творчества. Ты очень хорошо танцуешь.

Мира. Этого же никто не знает! Я только дома… когда одна…

Часы Творчества. В стране Творчества известно все. Это страна Феи Вдохновения, с которой знаком каждый из вас. Люди зовут её просто – Вдохновение. Она может появиться в самый неожиданный момент, и покинуть вас так же неожиданно, как и появилась.

Саша. Это точно, иногда рифмы в стихах никак не складываются, а потом вдруг раз и всё готово!

Часы Творчества. Вдохновение не постоянно…

Егор. Как все девчонки.

Арина. (отмахиваясь от Егора) А у меня никак не получалось вчера дорисовать картину, портрет моей лучшей подруги. Так вот в чём дело… Вдохновение пропало…

Часы Творчества. Похищена!Злая колдунья Вородрумма и его верная помощница, Фея Безразличия, обманом заманили её и закрыли в своём замке. Свет творчества стал гаснуть. Если не освободить Вдохновение, может случиться непоправимое! Может произойти ужасное! Последствия будут катастрофическими! Ой! Хватит паниковать! Пора действовать! Настал тот великий час, когда требуется ваша, отвага…и конечно же ваш талант!

Егор. Минуточку…а я не сочиняю, не танцую и не пою!

Часы Творчества. А у тебя, Егор, особые способности, поэтому в нашей истории, ты будешь капитаном команды.

Егор. Какой ещё команды? Хоккейной?

Часы Творчества. Нет, команды спасателей.

Катя. И что нам надо делать?

Часы Творчества. Отправиться на поиски Вдохновения.

Софья . А кто сказал, что мы будем что-то делать?

Часы Творчества. Вам решать, я, конечно, могу отправить вас обратно, в школу, но тогда все ваши способности постепенно исчезнут. Любое ваше творчество умрёт без Вдохновения. Возможно, кто-то и не заметит этого, а у кого-то в душе поселиться вечная грусть…

Арина. Не знаю, как вы, а я согласна помочь! Спасём Вдохновение – портрет дорисую.

Саша . Я с тобой Арина!

Маша. И я пойду! Это реально интересное приключение!

Софья. Ладно, я тоже с вами. А то всё равно в школе скукотища!

Катя = Я всегда с вами. Вы мои лучшие друзья!

Егор. Мира а ты друг?

Мира- Самый верный! Конечно с вами.

Егор . Мы согласны!

Часы Творчества . Прекрасно! Итак, вам необходимо отправиться к волшебнице Многоведе, она расскажет вам, как победить злую Вородрумму и освободить Фею Вдохновения! Но запомните одно важное условие, теперь вы команда и должны всегда быть вместе! Ступайте, время не ждёт!

Художник ищет вдохновения во всем. В звездах, цветах, улыбках, любви. Ему тоже нужно его найти. Нужно. Его менеджер, уже в который раз, говорит ему, что его картины потеряли свет, что они наводят тоску, а черно-белый пейзаж лишен его души. Что же делать, если его нет? Если ни одно движение судьбы не отражается в его сердце. Все эти люди, с их проблемами, неудачами, заурядным мышлением, вводят его в депрессию. А девушкам от него нужны только деньги. А любовь за деньги не сильно внесет свет в его картины. Он устал. Устал от жизни, от менеджера, который постоянно что-то хочет от него. Устал от себя, от своих идей. Осталось только одно желание. Забыться. Не помнить ничего. Уснуть. Он встал и пошел к знакомому, который обещал достать веронал. Пара таблеток, и ты погружаешься в сон, нет сновидений, людей, боли, 16 часов забытия. Но на встречу пришел не знакомый, а девушка, его дочь, создание лет семнадцати. Она с отвращением отдала ему таблетки. Он, испытывая чувство вины, взял их и быстро спрятал. Достал деньги, но она отказалась, сказала, что он рассчитается с ее отцом, а она не хочет иметь с ним ничего общего. А потом, посмотрев ему в глаза, спросила, действительно ли жизнь такая отвратительная, что нужно во сне ждать смерти. Он не знал, что ей ответить. Девушка развернулась и ушла. Он не выпел таблетки. Пришел, взял кисть, начал рисовать. На мольберте появился ангел с грустными глазами и каплей света в душе. Художник начал возрождаться. Он искал эту девушку. Знал, что она может вернуть его к жизни. Ее глаза были полны чистоты, любви, света. Он искал ее всюду. В лучах солнца, в отражении ручья, в цветах, во всем. Она становилась его вдохновением. Его любовью. Он искал встречи с ней, но она избегла его. И вот однажды она улыбнулась ему, мир как будто перевернулся для художника. Ее улыбка, ее взгляд единственное, что интересовало его, она и его любовь, его вдохновение. Они общались постоянно, непрерывно, иногда просто сидели рядышком на берегу и молчали, но одно ее присутствие наполняло его сердце радостным трепетом, которое отдавалось в движении кистью. Он опять рисовал. Рисовал так, как никогда в жизни, она учила его жить, жить каждое мгновение, радоваться восходящему солнцу, каплям дождя, пению птиц. О Боже! Он опять слышит, как поют птицы. Она учила его жить. Любить жизнь, а он любил ее. Всем сердцем, каждой частичкой своей души. Она хотела, чтобы он ее нарисовал, но для него важно было, чтобы любовался нее только он. Он не хотел делить ее ни с кем. Она его любовь, его жизнь, его вдохновение. Но судьба постоянно испытывает человека. Она отбирает то, чем дорожишь больше всего на свете. Она забрала ее. Просто взяла и оборвала ее жизнь,… они прогуливались по парку, машина, пьяный водитель, крутой поворот, она оттолкнула его и отдала судьбе себя,…она умерла. У него на руках. Что-то скатилось по щеке. Слезы. Он никогда не плакал. А теперь плачет. Как она могла умереть? Любовь не умирает. Она не может умереть! Она принадлежит ему. Он смотрел на кровь на своих руках. На распростертую девушку на дороге. На перевернутую машину. Подбежал полицейский. Собрались люди. Вызвали врача. Ему нужно осмотреть тело. Какое тело? Это любовь, его любовь. Она там лежит. Его любовь, его мечта, его вдохновение. Он оттолкнул врача, кто-то пытался его остановить, а он бежал к ней, он не хотел и не мог ее отпустить. Она принадлежит ему. Она не умрет. Она не может умереть…
Он пришел домой. Пустота в квартире, но не в сердце. В сердце боль, отчаяние, одиночество. Он увидел чистый холст. И начал рисовать. Он выливал красками свою любовь и боль, отчаяние и вдохновение. Он рисовал любовь. Рисовал свою жизнь, рисовал ее. Дни сменяли ночи. Вечный круговорот времени. Но он не замечал ничего. Он рисовал. Ушла боль. Она осталась на картине. Каплю за каплей он передавал свою любовь. Он отдал все. А потом в опустошении опустился на пол. Он долго смотрел на картину. Черные, красные, белые краски все смешалось. Ангел и демон, рай и ад, свет и тьма, все в одной картине, под названием «Любовь». А завтра новый день. Новые мечты. Кто-то зажжет свет. Он станет опять знаменитым. Эта картина вернет ему славу и признание. У него будет все. Но не будет ее, не будет любви. На столе все тот же веронал. Он не принимал его с момента встречи с ней. Всего лишь две таблетки и забыться. Сон, долгожданный сон. Он смотрел на свою ладонь и вспоминал ее улыбку, ее глаза, ее голос, а что если взять четыре? Что тогда? Пара часов ада и он рядом с ней? Он взял семь. Ее любимое число. Через какое-то время пришел менеджер, он нашел художника. Сердце не остановилось, оно хотело жить. Ощущалось слабое дыхание. А на лице был улыбка, странная, горькая улыбка, щеки еще были влажные от недавних слез. Менеджер подбежал к телефону. Нужно вызвать врача и попытаться разбудить художника. Возможно, его еще можно спасти. Вдруг он увидел картину. Затаив дыхание, он смотрел на холст. Сердце забилось сильнее. Ужас, восхищение, страх и отвращение, любовь – все сразу стало заполнять его. Эта картина наполняла его. Проникала в самую глубь сознания. Он хотел дотронуться до нее, но отдернул руку как от огня. Тут он понял, что не слышит дыхание художника. Тот умер. Умерла его любовь, но осталась картина, в которой заключена его душа. Менеджер положил трубку. Не дотрагиваясь до картины, завернул ее в одеяло, и вышел, никто его больше не видел, как и картины.
Говорят, что эта картина, стоит в Лувре, что сотни людей ежедневно смотрят на нее и в тот же миг их охватывают неизвестные им до этого чувства, они забывают обо всем. Кто-то сказал, что эта картина в Ватикане, что она запрещена папой, как рассадник зла, порока, невежества и страсти. Никто не знает правды. Она хорошо спрятана. И лишь иногда, в объятиях любимого человека, когда ты забываешь о времени, пространстве, когда остается только любовь, ты можешь увидеть ее, картину неизвестного художника, который искал вдохновение, а осознал смысл любви.

Март 22, 2012

Перед вами творческая задача, а вдохновения нет? Как быть? Мы спросили об этом Дину Рубину, Светлану Сурганову, Татьяну Полякову, Елену Михалкову, Ирину Муравьеву, Анну Берсеневу, Улью Нову и Марину Ахмедову. Все эти женщины добились значительных успехов в своей профессии, 100% творческой. Но возможно ли написать роман в 300 страниц или создать модный хит, надеясь лишь на ветреную музу?

Дина Рубина, писатель

Источники вдохновения – это всегда очень таинственные вещи. Иногда ты идешь по улице, у тебя скверное настроение и тут ты встречаешь такую рожу , что цепенеешь от восторга. И за эту рожу цепляется уже все: и этот день, и эти неудачи, и эти голые деревья, и это серое небо. И получается прелестный рассказ, весь в сепии, как старинная фотография.

А бывает наоборот. Ты приезжаешь на какие-нибудь Филиппины. Яркое небо, солнце… Ни черта тебе эти Филиппины не дают. Никакого вдохновения нет. Ты загораешь, облезаешь клочьями и благополучно возвращаешься домой.

Когда не пишется, я редактирую какие-то старые вещи, отвечаю на свою обширную почту.

Это рефлекторное движение к клавиатуре, ручке и к составлению слов на бумаге. Это система кровообращения, это дыхательная система. Если закрыть человеку рот, он просто умирает…

А уж если начинается серьезная работа, это очень счастливое время. Что там вдохновение? День может быть удачным, а может — и нет. Но наступит завтра, и ты снова напишешь какие-нибудь два-три хороших предложения. Самое главное – работать, а вдохновение – это всего лишь праздник.

Ирина Муравьева, писатель

Вдохновение не вызывается никакими внешними причинами. Иначе все люди, которые увидели предгрозовое море, должны были бы написать: «Я помню море предь грозою…» Или при наступлении февраля: » Февраль. Достать чернил и плакать.» Воздействие красоты тоже весьма сомнительно: одна и та же женщина может свести с ума, а, может — оставить равнодушным, один и тот же город то трогает, то раздражает. Вдохновение — это особое состояние отдельно взятого человека, зависящее только от его душевной восприимчивости к чему-то, что больше и самого человека, и его обычных возможностей.

Смысл слова заключен его этимологии: вдох , то есть то, что ты принимаешь в себя и благодаря чему существуешь. Древняя индийская традиция относит вдохновение к одной из неотъемлемых частей седьмой чакры, которая, открываясь, углубляет и высветляет человеческое представление о себе самом, как о малой крупице необъятной и не постижимой разумом бесконечности. Думаю, что то вдохновение, которое выпотрошило Бетховена в момент создания его Пятой Симфонии, может служить отличным примером моим словам. «Черпать» вдохновение негде и поведение его непредсказуемо, как поведение сна.

Разве, ложась в постель, ты знаешь, что тебе приснится?

Про себя саму я могу сказать, что приход вдохновения известен мне заранее: сначала наступает странное душевное напряжение, которое часто сопровождается напряжением физическим. Все внутренние силы взволнованно и тревожно стягиваются в одну точку. И вдруг прорывается что-то. Работать по- настоящему можно только в этом » прорыве» , внутри его, под его «защитой».

Творческих кризисов я никогда не испытывала. И если не пишу какое-то время, то не пишу по реальным жизненным причинам. Думаю, что для человека, привыкшего, как я, к постоянному писательскому труду, творческий кризис — это так же страшно, как для другого человека, не писателя, - потеря зрения или слуха. Чем лечится такая болезнь, не знаю. Боюсь, что никакого лекарства для нее не существует, а те, которые предлагают какие-то лекарства либо заблуждаются сами, либо сознательно обманывают других.

Анна Берсенева, писатель

Если бы я знала адрес того живительного источника, из которого вдохновение можно именно черпать! Но нет его, такого источника, к моему огромному сожалению. Вдохновение так же труднообъяснимо, как жизнь, и существует по ее живым законам. Можно, пожалуй, лишь наверняка сказать, когда оно точно не придет: когда ты не прилагаешь к этому никаких внутренних усилий.

Если лежать на диване и щелкать телевизионным пультом, то трудно надеяться, что тебя вдруг подбросит пружиной вдохновения и перенесет к письменному столу для записи гениального текста. Слова Николая Заболоцкого о том, что душа обязана трудиться и день, и ночь, — только кажутся банальными. Они – правда.

Хотя, конечно, можно говорить о некоторых маленьких уловках, которые позволяют вдохновение подпитывать и выходить из творческого кризиса. Не наверняка, но с некоторой долей вероятности. Это – глубокие впечатления. Я стараюсь ловить в жизни все события, которые таковыми для меня являются. Это может быть книга, театральный спектакль, картина – любое талантливое создание человеческого духа. Это может быть путешествие. Это природа – всегда.

Татьяна Полякова, писатель

Вдохновение приходит, когда хочет, но я заметила, что лучше всего придумывается во время долгих прогулок либо в дороге, когда едешь в машине или поезде. Случается, чтобы добиться нужного настроя, я слушаю хорошую музыку. Необязательно, чтобы она была какая-то специальная. Для меня беспроигрышный вариант — «Травиата» Верди. Там столько страсти, что любовные сцены выстраиваются сразу же. Много в чем можно почерпнуть творческую энергию.

Главное, создать настрой, во время которого приходит что-то важное. Конечно, это получается не всегда и творческий кризис тоже имеет место быть, как же без него. Во время написания каждой книги непременно возникает момент, когда не нравится ни сама идея, ни ее воплощение, и результаты твоего труда летят в мусорную корзину.

Первые годы для меня это всякий раз было мучительным испытанием, но сейчас я знаю, что все преодолимо. Есть вещи, которые просто нужно пережить, не позволяя себе скатываться в беспросветное уныние. Лучше сделать перерыв, заняться физическим трудом. Задание в космос уже отправлено, и пока ответ формируется, главное не паниковать — всё сложится так, как должно.

Однажды, когда концовка книги никак не выстраивалась, я отправилась с подругой в Париж на выходные. Погода была дождливая, и мы просидели весь день на втором этаже туристического автобуса, с зонтом, прижавшись друг к другу и нахохлившись, как два воробья. В какой-то момент я поняла, каким будет финал книги.

Поскольку новая идея была прямо противоположна первоначальному замыслу, стало ясно, почему меня так метало — я все это время смотрела в другую сторону. Так что иногда кризис очень полезен, он позволяет вовремя остановиться и внимательно осмотреться, чтобы сделать следующий шаг в правильном направлении.

Елена Михалкова, писатель

Честно говоря, я недолюбливаю выражение «черпать вдохновение». Сразу представляется писатель, который сидит рядом с кастрюлей, в которой краснеет что-то похожее на кисель. Зачерпывает оттуда половником и, в зависимости от настроения, либо выпивает через край, либо выливает себе на голову:). А после немедленно хватает ручку — и давай писать, писать, писать…

Ко мне идеи, сюжеты и образы приходят другим способом. Я замечаю в окружающем мире историю, которая чем-то задевает меня. Это может быть чья-то судьба. Поступок. Или всего лишь деталь: например, мужчина везде носит с собой старый ключик, не имеющий никакой ценности. Из такой детали может вырасти целый роман (так, кстати, и получилось). Это напоминает прорастание травинки из маленького зернышка.

Творческий кризис у меня преодолевается только музыкой. От музыки из головы исчезают лишние, ненужные слова и появляется место для той самой травинки-истории. После этого остается только внимательно посмотреть вокруг и увидеть зернышко.

Улья Нова, писатель

Меня очень вдохновляет противоречивая стихия мегаполиса. Люблю наблюдать и исследовать город, диктующий сотни правил, вызывающий привыкание и заражающий своим бешеным временем.

Очень завораживают городские невидимки. И страдальцы, тщательно скрывающие за офисными масками и благополучными личинами боль и разлад. А еще – счастливые городские безумцы и кроткие тихие прохожие, выдумавшие себя как-то по-особенному, живущие в своем мире, с их великими страстями, вселенскими выдумками, правилами и мечтами.

От творческого кризиса исцеляют любые знаки, напоминающие о том, что жизнь не бесконечна. И маленькие необъяснимые случайности, намекающие на то, что все чуточку сложнее и чудеснее, чем кажется.

Марина Ахмедова, писатель

У меня есть ритуал, который, наверное, к вдохновению отношения не имеет, но перед тем, как сесть писать, я его выполняю всегда. Утром, которое начинается не раньше одиннадцати, встав с кровати, иду на кухню, включаю чайник, пока он закипает, умываюсь, завариваю в глиняном чайничке зеленый чай (люблю молочный улун). Чайник из тонкой глины с очень маленькими чашечками мне лет семь назад подарила крестная. Когда я только начала из него пить, он звенел – поры глины расширялись. Друзья называют этот чайник моим мозгом. Пить из своего мозга я позволяю только избранным. Есть еще одно правило – запрещено (друзьям) дурно отзываться о возрасте моего ноутбука. Он все слышит и сразу виснет. Не меняю я его по причине его сакральности.

Есть только одна причина, по которой ко мне не приходит вдохновение – я спала меньше восьми часов. Я не представляю, как люди, которые спят мало и подчинены какому-то графику, вообще, могут что-то написать. Не выспавшись, я способна только тупить у ноутбука, глядя в него мутными глазами, и думать – а не послать ли мне всех и не поспать ли? Всегда побеждает второй вариант. Я посылаю в редакцию жалобные смски – «Дайте мне поспать часок…». Сплю несколько часов, встаю и набрасываюсь на текст.

А творческий кризис мне, к счастью, пока не знаком. То есть я расстраиваюсь, когда понимаю, что написала плохой текст. Он может быть прекрасным в исполнении, но если я ничего не чувствовала, пока писала, то для меня он плох тем, что не сильный, я его удаляю. И жду, пока начну что-нибудь чувствовать. Но я, вообще, чувствительная.

Светлана Сурганова, музыкант

Из кризиса я даже не пытаюсь выходить, он затянулся, но это – не беда. Значит, так и должно быть. Значит, сейчас просто время тишины.

Как сказал один из ныне живущих классиков: «Давайте делать паузы в пути». Паузы – это тоже музыка, и даже если не творится, то нужно просто успокоиться и заняться созерцанием, саморазвитием – впитывать мир, звуки, запахи, эмоции.

И только потом, когда действительно что-то пронзит тебя, и ты почувствуешь, что не можешь молчать, и ты хочешь кричать о чём-то на всю Вселенную, или как минимум просто написать – тогда и можно писать. Именно поэтому я никак не выхожу из творческого кризиса, и не буду делать это натужно.

А источником творчества является незамутнённость, юность создания и чистота сознания, отсутствие рамок и цензов. С возрастом начинают над тобой довлеть прекрасные примеры, и на каком-то этапе развития ты начинаешь понимать, что ты никогда не сможешь им соответствовать, что тебе никогда не достичь этих высот.

Тебя это замыкает, и ты замолкаешь. Те, кому удаётся от этого абстрагироваться, продолжают творить, и это здорово. Может, и мне когда-нибудь удастся забыться.

А что вдохновляет вас?

Подготовили:

Любовь Гордеева

Если мы опустошены, нам нечего отдавать, то и работа не идет. И можно сколько угодно сидеть, уставившись на пустой лист. Пока не будет энергии, не будет и вдохновения. Отсутствие сил для работы у нас возникает в моменты плохого настроения, эмоциональной и физической усталости. Словом, когда в нашей жизни что-то не так, то и творчество стоит на месте.

Другой вариант творческого кризиса - состояние эмоционального ступора. Когда есть проблема, но никак не можешь найти решение. Или устал от ежедневной рутины, от бесконечных «должен» и хочется бросить все, уехать так далеко, чтоб никто не трогал.

Творческий отпуск

Хорошо тем свободным художникам, чья работа не ограничена сроками. Они могут позволить себе «переждать» временное отсутствие идей. Иногда для этого достаточно просто принять все как есть, взять небольшой тайм-аут и верить, что муза скоро вернется. А чтобы сократить ожидание, а заодно и наполниться новыми впечатлениями, дающими новые идеи, получить новый заряд творческих сил, можно отправиться в путешествие или хотя бы сходить на выставку, в музей, в театр, в кино.

Кому-то помогает переключение на другой вид деятельности. Например, на генеральную уборку или ремонт в квартире. Мозг отвлекается от бесконечного поиска идей, такая передышка идет ему на пользу. Можно заняться благоустройством дачного участка или записаться волонтером в какой-нибудь благотворительный фонд. Новые дела могут привести вас к новым открытиям и стать источником вдохновения.

Ну а если причина творческого кризиса кроется в какой-то тяжелой душевной травме или вызвана страхом потерпеть неудачу, не суметь превзойти свои же или чужие творения? Тогда лучше обратиться за помощью к психологу. Хорошей специалист за несколько сеансов вернет вам музу и радость жизни.

Суп из топора

Ну а если нет возможности неделями вынашивать идею нового творения и нужно буквально к утру сдать работу - написать бизнес-план или научную статью? Как быстро найти нужные мысли? Над этим вопросом бьются все творческие люди. И у каждого свой рецепт.

Но есть несколько универсальных советов, возможно один из них подойдет и вам.

Одним нужна полная тишина, другие не могут приступить к рабочему процессу без чашки кофе, третьи же обожают работать под музыку.

Исследователи из Нидерландов и Австралии во главе с Симоной Риттер (Simone Ritter) и Сэмом Фергюсоном (Sam Ferguson) решили выяснить, действительно ли музыка способна улучшить продуктивность, а также какие мелодии являются самыми подходящими для этого. Может показаться, что выбор музыки – это дело вкуса и личных предпочтений, но оказалось, что не вся музыка одинаково полезна.

В эксперименте, проведенном учеными, приняли участие 155 добровольцев. Все они были разделены на 5 групп. Участники четырех из них должны были выполнять тестовые задания, предложенные учеными, под разную музыку, а тем, кто вошел в пятую группу, предложили справляться с ними в полной тишине. В ходе тестов участникам приходилось как генерировать новые идеи, так и выбирать лучший способ решения той или иной проблемы.

Оказалось, что позитивная, веселая музыка (в качестве образца такой музыки выступали «Времена года» Антонио Вивальди) способствовала большей креативности – участники, работавшие под музыку, придумали больше оригинальных идей, чем те, которые творили в тишине. Тревожные или такого эффекта не вызывали.

Впрочем, музыкальное сопровождение влияло лишь на креативность, не оказывая никакого влияния на конвергентное мышление. Это значит, что с важными решениями и серьезными задачами, возможно, все-таки стоит разбираться в спокойной тихой обстановке.

Объясняя, с чем связан подобный эффект, Ирва Йарвеля (Irma Järvelä) из Университета Хельсинки (University of Helsinki) предполагает, что веселые мелодии способствовали выработке дофамина, нейромедиатора, связанного с чувством удовольствия. Увеличение его концентрации также связывают с повышением креативности и работоспособности.

О том, что музыка действительно может оказаться полезной для рабочего процесса, свидетельствует и тот факт, что хирурги, оперирующие под любимые мелодии, делают более аккуратные разрезы и швы.

Ученые из Университета Техаса пришли к выводу, что музыка может не только способствовать снятию стресса, но и положительно влиять на технику оперирующего врача. В эксперименте принимали участие 15 хирургов. Всех их просили наложить швы на разрезы, сделанные на поверхности свиной ноги. В один день врачи накладывали швы под музыку, а в другой – в тишине. Сами участники исследования о цели эксперимента не знали, а их работу оценивали независимые эксперты, которые ничего не знали об условиях испытания. Оказалось, что скорость наложения швов под музыку возрастала на 7-10%, качество работы, выполненной с музыкальным сопровождением, также оказалось выше.