Почему не нужно сравнивать себя с другими. Почему нельзя сравнивать себя с другими? Сосредоточение на негативе

Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru

Когда человек чувствует себя неуверенно, ему кажется, что у других и внешность привлекательнее, и дети умнее, и отпуск интереснее, и дома уютнее. Как избавиться от таких негативных мыслей?

Если постоянно зацикливаться на сравнении с другими, человек будет ощущать себя угнетенно, даже, когда его положение выигрышнее относительно многих. Есть несколько простых советов, чтобы избавиться от привычки сравнивать.

1. Прекратить жить в социальных сетях
Общение в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер и прочих соцсетях – занятие увлекательное, но небезопасное. Поскольку здесь каждый демонстрирует только лучшие качества, остальные только и делают, что сравнивают свои достижения с лучшими результатами. Это влечет за собой ревность и задетое самолюбие. Психологи советуют отписаться от людей, которые часто вызывают чувство зависти и дискомфорта. А главное – нужно больше !

2. Избавиться от синдрома упущенной выгоды
Около 50% людей жалеют об упущенных возможностях, которыми воспользовались их друзья, и чувствуют себя из-за этого несчастными. Лучше выкинуть эти мысли из головы и делать то, что нравится в настоящем: найти хобби, заняться спортом, вступить в клуб по интересам или путешествовать. Желательно реже обращать внимание на уведомления на телефоне. Когда человек получает удовольствие от того, чем занимается, он меньше беспокоится о том, как идут дела у кого-то другого.

3. Не копаться в прошлом
Сравнивать себя с другими вредно, но не менее вредно сравнивать свою прошлую жизнь с настоящей. Люди частенько смотрят в зеркало, критикуя свою настоящую внешность по сравнению с той, которая была у них в юности. Им не дают покоя мысли о том, какими беззаботными были времена, когда дети были малышами, а не подростками. Но вместо ностальгии лучше сосредоточиться на том опыте, который человек получает на протяжение всего жизненного пути, и на том, как правильно его использовать в настоящем.

4. Не беспокоиться о своей самооценке
Современный социум часто трактует понятие о чувстве собственного достоинства немного в искаженной форме. Некоторые психологи навязывают мнение о том, что - важнейшая проблема, которая заключается в сравнении. В результате человек начинает чаще переживать: а не хуже ли он, чем остальные? Из-за чего развиваются настоящие проблемы, связанные с психологией личности. Вместо постоянных сравнений с другими лучше сосредоточиться на своих хороших делах и достижениях, быть уверенным в выбранном направлении и самосовершенствоваться.

5. Искать гармонию с настоящим
Психологи рекомендуют «подружить» свое внутреннее «я» со своим телом и окружающей средой, чтобы достигнуть гармонии и уверенности в себе. Мысли о другой жизни и окружении требуют выхода из фактического состояния, однако выход из настоящего часто приводит к сожалению. Возможность находиться здесь и сейчас, радоваться своим мыслям, чувствам и обстоятельствам - главный жизненный навык.

6. Сконцентрироваться на общих чертах
Человек сравнивает с другими свои лучшие или худшие качества. Но внутреннее удовлетворение наступает тогда, когда находится нечто общее между разными людьми. Все люди испытывают боль, страдания и переживают неудачи. Это объединят людей, в отличие от их достижений, успеха и статуса.

7. Полюбить в себе ребенка
Люди часто злятся на себя и критикуют. Но с этим чувством надо бороться, придерживаясь разумного эгоизма, любви и уважения к себе. Можно попробовать относится к своей личности, как к собственному ребенку или лучшему другу - это вдохновляет и открывает возможности для новых .

8. Не судить других
Поскольку сравнивание себя с успешными людьми угнетает, многие пытаются сравнить себя с неудачниками. Но проблема в том, что при осуждении других, человек подсознательно понимает, что его тоже кто-то точно так же судит и критикует. Сопоставление себя с успешными людьми может мотивировать и подталкивать к новым свершениям, но при этом развивать комплексы и неудовлетворенность. В любом случае привычка сравнивать – с худшими или лучшими – часто пустая трата времени.

9. Научиться быть благодарным
Хороший способ прекратить сравнивать - сосредоточиться на всем хорошем, что есть на данный момент. Рекомендуется составить список всего, за что можно поблагодарить судьбу: это могут быть родные, близкие, личные качества, чувства, мысли и материальные блага. Если делать это ежедневно, желание сравнивать себя с окружающими полностью исчезнет.

10. Мотивировать себя на успех
Сравнение себя с окружающими не должно носить исключительно негативный подтекст. По-сути, эти сравнения должны вдохновлять на позитивные изменения. Человек должен понять, чего в его жизни не хватает и что надо сделать, чтобы получить желаемое. К примеру, переживания из-за отсутствия определенных знаний должны подтолкнуть к .

11. Не следить за сплетнями в СМИ

Людям нравится узнавать подробности из жизни знаменитостей. Но, читая подобные новости и видя, какой роскошный образ жизни ведут звезды, на душе могут неприятно заскрести кошки. Тем более что фото этих звезд безупречно откорректированы в фото-редакторах. Действительно, жизнь многих знаменитостей шикарна и интересна: у них отличные друзья, прекрасные спутники жизни и много талантов. Но все это – лишь одна из сторон их красивой сказки и часть сценического образа: действия, происходящие за кулисами и личные проблемы, звезды вряд ли захотят выставлять напоказ.

Отраженная оценка

Мы также получаем знания о себе, наблюдая за реакциями других людей на наши действия. Еще в начале XX в. Ч. Кули развил концепцию "зеркального Я" , утверждая, что люди воспринимают себя на основе того, как другие воспринимают их и реагируют на них. Наши восприятия того, как другие реагируют на нас, называются отраженными оценками.

В ходе забавного эксперимента, демонстрирующего значение отраженной оценки, Болдуин, Каррелл и Лопес (Baldwin, Carrell & Lopez, 1990) набрали студентов-католиков, которым показывали фотографию нахмуренного Папы Римского или другого, незнакомого им человека. Позже студентов просили оценить некоторые из присущих им самим личных качеств. Ревностные католики, которым была показана фотография нахмурившегося Папы Римского, оценивали себя более строго, чем студенты, увидевшие ту же фотографию, но не являвшиеся строгими приверженцами католицизма, или те католики, которым демонстрировалась фотография незнакомого им человека. Очевидно то, что всего лишь фотографии с изображением нахмурившегося Папы было достаточно, чтобы поколебать образ собственного «Я» у этих студентов!

Обратная связь

Маргарет Мид (Mead, 1934) убедительно доказала, что Я-концепция возникает в результате взаимодействия с другими людьми. По Мид, наша Я-концепция основана в первую очередь на социальном опыте и контролируется ценностями и ожиданиями той культуры, в которой мы живем. Мид также полагала, что развитие Я-концепции в большой степени связано с языком, так как культурные ценности, как правило, транслируются посредством языка.

Еще в детстве, совершая те или иные действия, мы получаем сигналы обратной связи от других. Возьмем, например, ситуации, когда родители постоянно хвалят своего ребенка за хорошую игру на пианино или имеют обыкновение восторженно высказываться о качестве его рисунков, отмечая и в одном, и в другом случае большие способности. По данным исследований, имеется сильная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и детской Я-концепцией по этим параметрам.



В целом можно сказать, что существует очевидная связь между тем, что родители думают о способностях своих детей, и собственными Я-концепциями детей относительно тех же самых характеристик (Felson, Reed, 1986).

В поздний период детства и в ранней юности большее значение приобретает реакция сверстников.


Исследования показывают, что в целом люди отдают предпочтение объективной обратной связи как источнику знания о своих личностных качествах (Festin-ger, 1954). Объективная обратная связь оценивается как менее искаженная и более справедливая, чем личное мнение. Но мнение других людей также принимаются в расчет. В частности, когда это мнение разделяют многие люди, мы можем прийти к убеждению, что оно справедливо.

Самовосприятие

Люди делают определенные выводы о своих личных качествах, наблюдая и за своим собственным поведением. Так, в процессе нашей жизнедеятельности мы отмечаем, что постоянно предпочитаем одни виды активности другим, одну пищу - другой, одних людей - другим. Регулярность этих наблюдений также дает нам некоторое знание о своем Я.

Люди формируют суждения о своих личностных качествах в том числе и на основе своего собственного поведения. Это означает, что, наблюдая за собой, мы видим, как сами постоянно отдаем предпочтение определенным формам поведения, определенным блюдам или определенным людям. На основании наблюдения за этими регулярными повторениями мы можем обрести знание о собственном «Я».

Информация, получаемая из окружающей обстановки

Окружающая действительность также предоставляет нам информацию о наших личностных качествах. В частности, сильное влияние на Я-концепцию оказывают те факторы, которые делают нас особенными. Например, Мак-Гир и его коллеги (McGuire, McGuire, 1982; McGuire, Padawer-Singer, 1976) попросили студентов «рассказать о себе» и выявили, что они часто упоминают об аспектах собственного «Я», каким-либо образом их выделяющих. Например, мальчик с большей вероятностью скажет о своей принадлежности к мужскому полу, если он - единственный мальчик в семье, но ни одна из трех его сестер с той же вероятностью не упомянет о своей принадлежности к женскому полу.

Мы склонны сообщать о самих себе факты, которые делают нас отличными от других в определенной ситуации.

Сравнение с другими людьми

Порой нам хочется оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нет в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь сделать это. Тогда мы оцениваем наши личные качества, сравнивая себя с другими людьми. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих мы можем составить определенное впечатление о себе как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением.


Социальная идентичность

Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую-либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

Социальная идентичность - «часть Я-концепции человека, которая определяется принадлежностью к социальной группе (или группам) в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности» (Tajfel, 1981, р. 248; см. также Turner et al., 1994).

В детстве группы, к которым принадлежит человек, являются частью социализации. Мы рождаемся в определенной семье, определенной этнической группе и иногда - в определенной религиозной группе. По мере того как мы становимся старше, атрибуции, обладающие для нас наибольшей ценностью, приводят нас к выбору тех социальных групп, которые отражают и усиливают эти ценности. Я-концепция и социальная идентичность взаимно определяют и формируют друг друга (см. Bettencourt, Dorr, 1997; Luhtanen, Crocker, 1992).

Социальная идентичность может приводить к формированию стереотипа собственного «Я». Этот стереотип включает восприятие самого себя как члена определенной группы, а также поведение в соответствии с данной социальной идентичностью (Turner, Hogg, Oakes, Reicher & Wetherell, 1987). Иногда это означает, что люди принимают негативные, так же как и позитивные, атрибуции той группы, с которой они себя идентифицируют.

Например, преподаватель может думать о себе как об умном , но также как и о рассеянном человеке. Когда негативные стороны социальной идентичности являются отличительными или пугающими, люди с наибольшей вероятностью идентифицируют себя с ее положительными аспектами, т. е. они формируют стереотип собственного «Я» только на основании положительных параметров (Biernat, Vescio & Green, 1996).

Люди не только относят себя к определенным группам, но также рассматривают других как членов тех же самых групп или как членов других групп. Отсюда идет подразделение остальных людей на категории "мы" и "они".

"Мы " - это люди, принадлежащие к группам, членство в которых является важным для нас .

"Они " - это все остальные , это чужаки, не относящиеся к "нашим" группам.

Группы, входящие для нас к категорию "мы", составляют часть нашей социальной идентичности.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих".

Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас.

Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу.

Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы , способствует повышению индивидуальной самооценки , потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть их Я-концепции. Люди очень стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач . Вот почему правительства некоторых стран склонны порой затевать "маленькую победоносную войну", чтобы отвлечь своих граждан от их тяжелого экономического положения.


Люди охотно разделяют успехи членов "своей" группы. Что же происходит, когда те, с кем мы идентифицируем себя, терпят неудачу? Здесь отмечаются два типа реакций (Franzoi, 1996).

Во-первых, поскольку люди имеют тенденцию переоценивать качество выполнения какой-либо деятельности членами "своей" группы по сравнению с "чужими", то часто для них наступает время признать неудачу вполне обоснованной.

Во-вторых, в случаях когда поражение настигает членов "своей" группы, этому находится оправдание .

Например, как в спорте после проигрыша "своей" команды болельщики часто оправдывают это неблагоприятными ситуационными факторами, например, ошибками судьи или его несправедливостью. Защищая "свою" команду, болельщики защищают свою самооценку.

Особой разновидностью социальной идентичности является этническая идентичность - индивидуальное чувство личной идентификации с определенной этнической группой.

Этническая идентичность составляет часть Я-концепции человека и имеет отношение к его принадлежности к определенной этнической группе.

Формирование чувства собственного «Я» может привести к возникновению определенных вопросов у членов группы меньшинства. В юности и раннем периоде взрослой жизни, когда люди формируют чувство собственного «Я», согласование этнического происхождения с основной культурой может оказаться сложным для американцев африканского и азиатского происхождения, коренных американцев, выходцев из Латинской Америки и членов других этнических меньшинств (Sellers, Rowley, Chavous, Shelton & Smith, 1997; Spencer, Markstrom-Adams, 1990).

Этот процесс значительно усложняется, будучи связанным с изменениями, например когда ученик переходит в другую школу или поступает в колледж (Ethier, Deaux, 1994).

В обзоре исследования, посвященного этнической идентичности, Финни (Phin-пеу, 1991) указывает на то, что сильная этническая идентичность обычно связана с высокой степенью самоуважения, но только в тех случаях, когда сопровождается положительной основной ориентацией. Для людей, обладающих сильной этнической идентичностью без какой-либо адаптации к основной культуре, вопрос самоуважения может стать более проблематичным.

Результаты еще одного исследования позволяют предположить, что люди способны преуспеть в рамках двух культур, не теряя при этом культурной идентичности и не оказываясь перед необходимостью предпочтения одной культуры другой. Это понятие бикультурной компетентности было связано с успешным функционированием как в родной для человека культуре, так и в культуре для него новой (LaFromboise et al, 1993).

Поскольку этническая самоидентификация является важным компонентом Я-концепции, следует отметить те признаки, которые воспринимаются индивидами как главные при определении национальности человека. Данные отечественных исследований (Старовойтова, 1978; Сикевич, 1994) показывают, что этническая самоидентификация достаточно вариабильна и обусловлена определенными факторами.

1) Место проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде. Если в первом случае больший вес придается происхождению (национальность родителей), то во втором случае яснее осознается этнокультурная общность.

2) Возраст. Молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности "по желанию самого человека" и меньше - на происхождение.

3) Уровень образования . Сростом образования возрастает ориентация на выбор национальности "по желанию", а не определение ее по происхождению. Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные люди выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

Раньше я думала, что самостоятельность - это способность заработать на жизнь и отпуск, пожарить яичницу, не спалив дом, и вовремя приходить в офис. Оказалось, куда важнее перестать себя сравнивать с Ниной Барановой.

Баранова и Козлова

Сравнения так и просятся, правда? Вот и напросились. Уже с первого класса у нас с Ниной началась дружба-соперничество. Кто ровнее пишет крючочки? Кто чище моет доску? Кто получил больше звездочек за работу в классе? Мы обе были отличницами и обе претендовали на руку и сердце нашей первой учительницы, Людмилы Илларионовны.

«Сегодня я больше люблю Баранову, она аккуратно вела «Дневник наблюдений», - непедагогично отмечала Людмила Илларионовна, и на прогулку Нина шла за руку с учительницей, а остальные - всего лишь с одноклассниками, парами.

Нина и Антонина

Надо сказать, Баранова от этого соцсоревнования получала удовольствие, а я страдала. Я вообще не люблю конкуренцию. В школе ненавидела бег наперегонки, конкурсы чтецов и торжественные линейки, на которых одних при всех хвалили, а других ругали. И до сих пор не езжу на тимбилдинги с соревновательным уклоном, не смотрю Олимпиаду, а чемпионат мира по футболу все-таки смотрю, но в случае пенальти выхожу в другую комнату - нервы не выдерживают. От адреналина мне физически плохо. От Людмилы Илларионовны стало невыносимо морально. И я ушла в другую, новаторскую школу, где никто детей прилюдно не отчитывал и не сталкивал лбами.

Но с Барановой по привычке конкурирую до сих пор. Захожу периодически на «Одноклассники» - только чтобы посмотреть, как у нее дела. Судя по фотографиям в леопардовых штанах, наклеенных ресницах и наращенных прядях, Нина сделала ставку на красоту. Тут мне за ней не угнаться - успокаиваюсь я и иду заниматься своими делами. Но вскоре темная сила снова тянет меня на «Одноклассники»…

Блондинка и кролик

Говорят, я еще легко отделалась. Подумаешь, Баранова - единственная официальная конкурентка за столько лет. Другим приходится куда тяжелее. Тем, например, кого родители все детство с кем-то сравнивали. Мои мама и отчим такое не практиковали. Мы с сестрой Ж. в принципе, конечно, знали, что она лучше считает и рисует, а я хорошо пишу и запоминаю даты, но использовали эту информацию лишь для помощи друг другу: она мне зимний пейзаж на ИЗО, я ей - сочинение про Андрея Болконского под дубом. Все. Зато мне с завидной регулярностью встречались девушки, которые стремились завести со мной дружбу-конкуренцию - в школах, в университете, да и на всех работах.

Я сопротивлялась и держала нейтралитет, они обижались или настаивали. И каждый раз мне было интересно, откуда это в них взялось и можно ли им как-то помочь. Все девушки, кстати, были неплохие. Симпатичные, умные, талантливые, востребованные. Но во время откровенных разговоров, на которые мне удавалось их вывести, они говорили, например, следующее: «Мне важно, чтобы меня хвалили, иначе я просто не получаю удовольствие от работы».

Или: «Когда я читаю в Facebook о чьих-то достижениях, у меня моментально портится настроение, даже если у самой все хорошо. Я похудела на 3 кг, но она-то - на 5!» А вот еще: «Мама до сих пор рассказывает мне о соседкиной дочке Ирочке, которая то замуж выйдет, то квартиру купит, то разведется, отсудив у мужа квартиру, и всегда она супергениальная и, конечно же, лучше меня! А мне 30 лет, я кандидат наук, мать близняшек, и муж у меня просто чудесный, но разве ей что-то докажешь?»

Наконец, слышала я и такое: «Сегодня купила совершенно ненужного мне ангорского кролика, только чтобы он не достался красивой худой блондинке, которая тоже на него засматривалась. Сижу на кухне, чихаю, ненавижу себя».

Зачем людям все эти чужие кролики, а? Разве они решат проблему? По‑моему, с таким отношением к себе надо обращаться к психологу.

Самость и Юнг

Я и обратилась - к своему любимому психологу-консультанту Нелли Якимовой. «Замечать различия - наша естественная черта, - успокаивает специалист, - даже маленькие дети видят разницу. Мама большая - я маленькая, папа ведет машину - я в ней еду, и так далее. В сравнениях такого рода нет ничего плохого. Наоборот, они помогают малышу постепенно осознать себя, свои возможности и ограничения. Вредными сравнения становятся, когда они несут оценку: „Катя слушается бабушку, а ты хулиганка“, „Маша отличница, а ты… Эх!“ - и тому подобное. Даже если сравнение оказывается в твою пользу, результат один: ты усваиваешь, что есть некая шкала, на которой нужно занять как можно более почетное место, иначе тебя не будут любить».

Страшно, правда?

Такие установки просто так не исчезают. Приходится чуть ли не всю жизнь слушать критикующие голоса в голове и стараться, стараться: cравнивать, самосовершенствоваться, выбиваться из сил… А людей все больше, и они сложа руки не сидят: кто золотую медаль получит, а кто - «Оскара». И всегда найдется тот, кто тебя в чем-то обойдет. В итоге ты вечно раздражена, обижена, разочарована и только и делаешь, что пытаешься стать кем-то другим и ни в коем случае не собой. Как же остановиться? Как вернуть миру настоящую и уникальную себя, наверняка ему очень полезную?

Карл Густав Юнг был убежден в том, что универсальные качества и способности в каждом человеке складываются в единственную и неповторимую картину. Это то, что делает нас нами. Нельзя найти людей с одинаковой психологической структурой, как и с идентичными отпечатками пальцев. Процесс постепенного осознания собственной уникальности Юнг назвал сложным словом «индивидуация». Это, по сути, путь к себе, движение по которому - естественный процесс.

Но на этом пути нам могут встречаться препятствия. Сначала в виде ожиданий, требований и стереотипов, которые мы постепенно заменяем на собственные желания и ценности. Затем нам предстоит подружиться со своей Тенью - теми качествами и чертами характера, которые мы в себе не принимаем. Их нужно признать, «присвоить», и они перестанут мешать. После этого придется еще встретиться со своим Анимусом (мужчинам - с Анимой) - образом души в обличии мужского (женского) начала. И только тогда, преодолев последнее искушение посчитать себя Мудрецом, который все постиг и все знает, можно прийти к осознанию своей Самости - основы личности и уникальности.

Как писал Юнг, «самость - это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью».

Кафе и шкафы

Понятно, что путь к себе не прост, но начинать-то его надо. С чего же? «Важно узнавать себя, устанавливать контакт с собой и потихоньку освобождаться от родительских посланий и навязанных обществом стереотипов», - подсказывает психолог. При хорошем контакте с собой эти установки потихоньку сами отпадут, как шелуха. А для налаживания контакта лучше всего подходит самонаблюдение. Нужно изучать себя, отслеживать свои чувства, мысли, желания, телесные ощущения, не пытаясь их контролировать, критиковать или менять. Чтобы облегчить задачу, попробуй регулярно задавать себе вопросы. Что я сейчас делаю? Что я чувствую в данный момент?

Какие ощущения возникают в теле? О чем я в настоящий момент думаю? Чего я хочу в этот миг? Что для меня важно? Думаю ли я продолжать то, что делаю, или есть потребность что-то изменить?

Следующий шаг возвращения себя самой себе - понять, что тебе нравится, что ты любишь. Начни с простого. Например, предоставляй себе как можно более широкий выбор и каждый раз задавайся вопросом, чего ты хочешь, пусть даже заказывая еду в кафе или заглядывая в шкаф с одеждой. Отмечай, как именно ты делаешь выбор, что тебе помогает и мешает, как меняются в процессе чувства. Когда научишься заказывать гречку вместо «Цезаря» и носить классические брюки вместо модных «бойфрендов», можно переходить к более сложному выбору, вплоть до экзистенциального.

И вот однажды ты будешь готова спросить: «В чем же моя миссия в этом мире?» - и честно ответить, не вспомнив о блондинке с кроликом и стаде Барановых. Ведь главный психологический парадокс в том, что измениться можно, только приняв себя такой, какая ты есть. А значит, узнавая себя, мы становимся лучше. Не лучше других, а просто лучше - ведь разница уже понятна?

Похоже, что из далекого детства, когда мы получаем от родителей предписания наподобие «будь лучшим», «радуй меня», «старайся».

Зачем ребенку быть лучшим и стараться? Чтобы радовать родителей, которые будут им гордиться еще перед кем-то.

А родителям-то это зачем? В силу предписаний, полученных от своих родителей, которые и их тоже призывали «быть лучшими». Получилось у них это или нет, не имеет значения, но почему-то они это требуют теперь от своих детей…

Принятие подобной установки «будь лучшим» весьма опасно для спокойной жизни. Ведь по-другому эта установка звучит как «я в порядке, только если я лучше всех». А если на горизонте появляется кто-то, превосходящий меня в чем-то, то с этим срочно нужно что-то делать или мне будет плохо.

О важности самооценки

Помимо потери спокойствия при конкурировании с кем-то, у приверженцев этой перфекционистской установки попадает в зависимость от внешних факторов самооценка.Они готовы считать себя буквально никем, если чувствуют себя хуже других в чем-то. Причем объектами для сравнения становится кто угодно: соседи, друзья, знакомые, бывшие одноклассники. А ведь есть еще телепередачи и журналы, где тоже рассказывают о том, как кто живет, например, знаменитости и звезды. Сравнение себя с другими превращается сначала привычку, а затем в образ жизни.

Они живут лучше нас…

Любое событие, связанное с работой, семьей, личной жизнью, детьми, собственной внешностью, пропускается через призму сравнения с кем-то еще. Часто в речь таких людей входят таинственные «они». «Они живут лучше нас», «У них идеальные отношения в семье, не то, что у нас», «Они по четыре раза в год отдыхать ездят» . Эти загадочные «они» управляют их жизнью, планами, целями, ценностями.

Потерять себя может каждый

Еще одно следствие из образа жизни «будь лучшим», это постепенная потеря себя. Гонка за другими, за получением общественного одобрения все больше отдаляет такого человека от его собственного Я. Он давно забыл про свои интересы и прекрасно понимает это. Он боится, что, остановившись в этой гонке, превратится в ничто.

Общепринятые стандарты счастья

Тем не менее есть еще одна причина, почему многие продолжают оглядываться на других во многих жизненных вопросах. Дело в том, что следовать общепринятым стандартам и ценностям достаточно просто. Гораздо сложнее придумать свои собственные стандарты счастья, успеха, красоты, благополучия. Точнее сказать, это весьма и весьма сложно.

Так как же все-таки жить, не оглядываясь на других?

Выясняется, что это не так-то просто. Однако существует несколько рекомендаций.

1. Сравнивать себя с самим собой. Этот навык позаимствован у людей, которые сделали невозможное. Речь о тех, кто вернулся в профессиональный спорт после ужасной травмы или преодолел заболевание, которое по словам врачей считалось неизлечимым. Эти люди имели привычку сравнивать себя с самим собой. Каждый день они отмечали, насколько они продвинулись к своей высокой цели по сравнению с собой вчерашним. Если бы они поддались искушению сравнивать себя с кем-либо еще, то вряд ли смогли достичь успеха.

2. Создать свои собственные стандарты. Это то, о чем мы уже говорили, то есть стандарты счастья, благополучия, красоты, успеха. Правда для этого придется расстаться с родительскими предписаниями типа «будь лучшим», «старайся», составляющим основу обусловленности. Чтобы следовать своим стандартам, нужно сначала избавиться от навязанных, ложных установок.

3. Принять себя. Об этом мы тоже говорили, когда упоминали про потерю себя. Если нет принятия себя, внутренней основы, в центре которой высокая и адекватная самооценка, то придется продолжать гонку за ложными ценностями.

4. Поменять вопрос «за что мне это?» на «для чего мне это?». Это значит – перестать жаловаться на жизнь. Нет никаких карающих «за что?», есть только скрытые, непознанные доселе возможности «для чего?». Нет больше оправданий для того, что вы менее успешны, чем кто-либо. У вас есть столько же возможностей для роста, которые нужно просто увидеть.

Замечайте свои личные достоинства каждый день

Эти рекомендации призывают понять одну простую вещь – постоянно оглядываясь на других, мы отворачиваемся от самих себя. Мы не замечаем те достоинства, которые у нас есть. Мы обесцениваем свои успехи, которые сами считали очень значительными, пока мы не отвернулись от себя в сторону.

Иногда полезно лишний раз посмотреть на себя в зеркало и подарить себе вместо унылого выражения улыбку. И, возможно, желание оглядываться на кого-то, хоть на секундочку, но пропадет!

Будьте счастливы!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Нужно ли сравнивать себя самого с другими людьми? Чем может быть опасна привычка сравнивать себя с другими?

Мы продолжаем публиковать для раздела про саморазвитие различные советы о том, как добиться успеха и то, что может, собственно, этому успеху помешать. Сегодня мы хотели бы рассмотреть такую немаловажную тему, как сравнение себя с другими людьми.

Почему люди вообще сравнивают себя с кем-то еще? Начнем с того, что каждый из нас хоть раз в жизни, но сравнивал себя, свою внешность или успехи с чужими. Проблема состоит не в этом.

Когда человек смещает акцент со свой личности и начинает зацикливаться на других, выискивая в окружающих то, в чем они лучше или хуже него самого — во тогда начинается психологическая зависимость от процесса сравнения и собственно рождается проблема.

Можно привести множество причин, по которым люди сравнивают себя с другими, но мы хотим привести одну базовую фундаментальную причину, которая дает плоды различным другим ее проявлениям. Корень кроется в заниженной самооценке. Когда человек недостаточно себя любит, уважает и ценит, он начинает волей-неволей сравнивать себя с другими.

Отсюда начинаются различного рода психологические комплексы. Бывают ситуации, когда человек выискивает в других то, в чем они, по его мнению, хуже него — таким образом происходит моральное утешение и своего рода самоутверждение, что он, мол, не самый плохой, что есть еще кто-то, кто хуже выглядит, меньше зарабатывает, ниже ростом, имеет больше лишнего веса и т.д.

Такие личности страдают от недостатка жизненных сил и ментальной энергии, и периодически у них возникает потребность покритиковать других — таким образом они пополняют свою эмоциональную энергию, чтобы подавить чувство подавленности и ощущение собственной незначительности (если Вы склонны критиковать, советуем прочитать эту ).

В других случаях, еще более тяжелых, человек не самоутверждается за счет других, а просто погружается в самобичевание и самокопание — он все время сравнивает себя с другими только с одной целью — найти то, в чем он, по его мнению, хуже и покритиковать за это себя самого.

Все это вызывает массу негативных эмоций, и ведет в психологический тупик. Запомните: человек, который считает себя значимой личностью, который любит и ценит себя, который является самодостаточной личностью, не будет заниматься сравнением себя с кем бы то ни было. У него просто нет в этом потребности.

А зачем сравнивать себя с кем-то? Ведь я уникальный человек, второго такого во Вселенной не существует, я люблю себя за то, какой я есть и принимаю себя таким, какой я есть — вот примерно так рассуждают такие личности.

Привычка сравнивать себя, свой образ жизни, уровень достатка, успехи и т.д. развилась сегодня во многом благодаря интернету. Просматривая часами фотографии в социальных сетях и сравнивая себя с другими, люди еще больше наносят себе психологический вред. Кстати, это может способствовать и другому опасному явлению — постановке для себя ложных целей.

Например, раз он работает в престижной компании и зарабатывает X денег в месяц, то я чем хуже? Да я переплюну его и будут зарабатывать в X раз больше. В итоге человек может полжизни добиваться целей, которые идут не от его сердца, а навязаны извне. Получается жизнь впустую и блуждание во мраке… Это несвободная, иллюзорная жизнь, не приносящая истинного удовольствия.

Как же перестать сравнивать себя с другими людьми? Ответ простой, но сложный в исполнении — нужно осознать себя уникальной, значимой личностью, повысить самооценку и начать наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Тогда потребность сравнивать себя с другими отпадет сама собой.

Психологи утверждают, что единственный, с кем Вы можете себя сравнивать — это с самим собой образца вчера, прошлого месяца, года и т.д. Если Вам важно, сколько денег Вы зарабатываете — сравнивайте, сколько Вы зарабатывали раньше и теперь. Если Вы озабочены проблемой лишнего веса — сравнивайте, сколько Вы весили раньше и теперь.

Но не приплетайте сюда чужих людей. Они не имеют никакого отношения к Вашей жизни.

Но это процесс не одного дня. Как и решение практически любой психологической проблемы, она требует времени и усилий с Вашей стороны. Чем сильнее Вы этого хотите — прекратить сравнивать себя с другими — тем быстрее к Вам придет осознание того, что этого делать не следует.

Чтобы максимально ускорить решение этой проблемы, лучше всего поработать с психотерапевтом. Пусть и это потребует денег, зато это будут очень эффективные инвестиции в собственное развитие.

Чтобы помочь Вам осознать бесперспективность и неэффективность сравнения себя с другими, предлагаем Вашему вниманию следующие 10 причин не делать этого.

#1 Это наносит вред Вашей самооценке. Каждый раз, когда Вы сравниваете себя с другим, Вы тем самым испытываете на прочность свою самооценку. Даже сильные личности или опытные психотерапевты могут испытать на несколько мгновений сомнения или колебания в этом отношении.

На ум приходит один из выпусков радиопередачи «Миша+Катя», когда один очень высокооплачиваемый психотерапевт Москвы Михаил Лабковский признался, что один раз просто офигел, услышав от другого психотерапевта, что тот берет за 1 консультацию 1 миллион рублей.

#2 Это не способствует достижению Ваших целей. Если Вы определили для себя заработать за следующий год 10 тысяч долларов, и узнаете от своего друга, что тот намеревается «срубить» 50 000 долларов, то такое сравнение может стать губительным для достижения собственных целей. Вы можете почувствовать себя ущербным, малозначимым слабаком на фоне своего приятеля и просто прогореть. А можете просто не придать этому значения и двигаться своим собственным курсом, достигать свои цели и наслаждаться жизнью.

#3 Вы фокусируетесь не на том человеке. Вы хотите улучшать свою собственную жизнь? Тогда концентрируйте внимание на себе, а не на чужих людях. Настройте фокус внимание на себе — своих успехах, достижениях, хороших качествах и т.д.

#4 Это всегда ведет к проигрышу. Да, сравнивая себя с другими, Вы всегда будете проигрывать. Почему? Потому что всегда найдется кто более успешнее, богаче, стройнее, сильнее, выше и т.д. Именно поэтому Вы должны перестать сравнивать себя прямо сегодня. Сойдите с соревнований, где невозможно одержать победу. Проявите такт и дипломатичность по отношению к самому себе.

#5 Это просто пустая трата времени. В сутках 86 400 секунд. Кажется, что много, но пока Вы прочитали эту строчку, то уже прошло какое-то их количество. Вам не жалко тратить драгоценное время и сравнивать себя с другими? Ведь Вы могли бы занять это время чем-то более полезным или просто спокойно отдохнуть. Что же Вам мешает это сделать?

#6 Успех относителен. Если Вы добились успеха в какой-то области и чувствуете удовлетворение от жизни и творческой самореализации, то сравнение себя с кем-то, кто добился еще большего успеха, способно просто выбить Вас из колеи и того прекрасного чувства жизни, когда все просто замечательно. Зачем это делать?

Таким образом, чтобы получать удовлетворение от жизни, не нужно сравнивать себя с другими людьми. Фокусируйтесь на достижении своих собственных целей, идущих от души, и стремитесь к тому, чтобы ощущать себя счастливым здесь и сейчас. Желаем успехов!