Основные принципы размещения товаров в торговом зале. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая функция – ее роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1. Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение.

Термин ≪философия≫ приблизительно в VI столетии до н. э. ввел знаменитый математик и мыслитель Пифагор. phileo - любовь и sophia - мудрость, т.е. философия - это любовь к мудрости, или, как говорили в древние времена на Руси, ≪любомудрие≫. Объяснение и закрепление в европейской культуре слова ≪философия≫ связано с именем Платона (427-347 гг. до н. э.). Философы - это, по его мнению, люди, которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания - это ≪софийное≫, мудрое знание и поучения на его основе.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место в нем человека, осознание различных форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе и владеет определенной мерой логической доказательности. Ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в ≪потрясении≫ сознания. Потрясение - пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.

Структура и предмет философии . Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис­тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро­пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги­чески, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа­ния и смысла., т.е. мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъект -объектного отношения, иначе говоря, отношения ≪человек - мир≫. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему ≪человек - мир≫ в целом и состояние, в котором она находится.

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей и познанием, а потому выполняет разнообразные функции.

1. Мировоззренческая функция. Философия расширяет и систематизирует знания людей о мире, человеке, обществе, помогает понять мир как единую сложную систему. 2. Фундаментальная функция. Философия раскрывает и формирует наиболее общие понятия, закономерности и принципы реального мира, которые применяются в различных сферах научного знания и практической деятельности человека. 3. Методологическая функция. Ее следует понимать как выработку общих принципов и норм познавательной деятельности. Философия сопоставляет и оценивает различные средства этой деятельности, указывает на наиболее оптимальные из них.4. Гносеологическая функция. Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общественных явлений, исследуются формы продвижения человеческого мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобщаются результаты других наук. 5. Логическая функция. Философия оказывает содействие формированию

культуры человеческого мышления, формированию критической, непредубежденной позиции в межличностных и социально-культурных диалогах. 6. Воспитательная функция. Философия стремится к формированию мировоззренческих и нравственно-эстетических принципов и норм в жизнедеятельности человека. 7. Аксиологическая функция философии помогает человеку в определении ценностей жизни, системы моральных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни. 8. Интегративна я функция. Состоит в объединении практического, познавательного и ценностного опыта жизни людей. Его целостное философское осмысление - необходимое условие гармонической и сбалансированной общественной жизни. 9. Критическая . философия осуществляет критическую ≪селекцию≫, аккумулирует мировоззренческий опыт для передачи последующим поколениям. 10. Регулятивная функция. Философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.11. Прогностическая функция. Философия помогает в формировании наиболее общих представлений и знаний о формах и направлениях развития и будущего состояния объектов и процессов реального мира.

Все функции философии взаимосвязаны, и преобладающее проявление какой-либо из них связано с ориентированностью общества на решение определенных задач, целевой установки теоретической или практической деятельности.

Философия состав­ляет теоретическую основу мировоззрения , или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обоб­щенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обла­дает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, ска­жем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у че­ловека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к той действительности, которая его окружает, и к себе самому, т. е. наиболее обобщенные взгляды на смысл жизни, на цель человеческой деятельности. В истории человечества ранее всех возникло мифологическое мировоззрение, в котором человек предстает слитым воедино с окружающей средой и не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм мировоззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренческую функцию на основе критического отношения к действительности, обращаясь к фактам логических построений, вырабатывая гносеологические и логические категории и критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

1. Философия, ее предмет, проблемы, структура и функции. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения.

Одной из важнейших форм мировоззрения является философия. Ф. (любовь к мудрости) зарод. ок. 2500 лет наз. в странах др. мира. В кач-ве особой науки выделена Платоном.

Ф. - специфический тип мышления, система мировоззрения, когда человек размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Ф. нужна чтобы иметь не однобокое, а целостное представление о мире; чтобы приобретать мудрость, понимать жизнь.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Главный предмет философии – многопроблемное соотношение “мир-человек”. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, обществ, человека, отношения объектов действительности и субъектов мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом философии является субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Предмет философии существует объективно, независимо от философии. Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания.

Проблемы ф. сущ. объ-вно, независимо от нее. Проблемы ф.: начальн. пер-д хар-тся космоцентризм ом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва.

Разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании); логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли)..

Функции : Мировоззренческая : Преобразовать взгляды человека в обоснованное мировоззрение. Гносеологическая : отношение объекта и субъекта познания, выявл. связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и др. Методологическая : разраб. универсальные, общие методологические и мыслительные инструменты (категории, принципы и методы познания) для наук. Интегририрующая : обощает выводы специал. наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания. Аксиологическая : философия дает оценку, формир. систему ценностей. Критическая : подвергает критич. оценке то, что не соотв. философской системе. Познавательная : фил. органично соединяет получ. знания, “рисуя” универсальную, обобщенную теорет. картину мира, фил. раскрывает источники, формы и методы научного познания. Культурно–воспитательная : приобщает к культуре, воспитывает разумное мышление.

Метод философии: это метод теоретического мышления на основе использования: достижений науки и; практического опыта человечества. Методология: учение о методах научного познания или приобразования мира; совокупность методов научного познания.

Всегда в основе фил-кого знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Философия выступает как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Философия помогает познать человеку мир. Философию элемент духовной культуры. Любая философия может рассматриваться, как форма мировоззрения.

2. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про­граммы поведения, действий людей. Субъект мировоззрения - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа мировоззрения – знания. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - интелект. позиция, эмоц. состояние, уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов. Чем солиднее запас знаний в эпоху у народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

В структуру М. входят и идеалы. И. бывают начно обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. С точки зрения историчности типы мировоззрения: 1)Антропоморфный тип. Ч еловек осваевает мир путем переноса своих человеческих качеств на природные явления и процессы. Он очеловечивает природу, 2)Антиантропоморфный тип. Перенос качеств, природных явлений на человека.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мифология. Мифология (греч. mifos-предание, сказание и logos - слово, учение) - форма обществ. сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифология выступа­ла как универсальная форма общественного сознания. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человече­ства - объединял зачатки знаний, религиозных верова­ний, политических взглядов, искусство, философию. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естест­венное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.

Религия. Религия, (от лат. - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный. Специфика религии - в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состоя­ние. Формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога - высшего существа, достойного поклонения. В зре­лых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него.

Философия вынесла на первый план интеллектуаль­ные аспекты мировоззрения. Она выступила как поиск мудрости. «Философия» - буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употре­бил Пифагор (ок. 580-500 годы до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Философская мысль - тип миропонимания, фундаментом, для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логиче­ский анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы. Философская мысль избрала своим ориентиром не догматическую веру, а свободное, критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел. жизни

Философское мышление воплотило в себе стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме этого раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устрой­стве и целях человеческой жизни.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеж­дами. Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам. Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру.

3. Основной вопрос философии и две его стороны.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию. Что является первичным: дух или природа ?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они составляли два противоположных направления: идеализм и материализм.

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Центральная мировоззренческая проблема - отношение мышления к бытию, чел-ка к миру, сознания к материи, духа к природе, психич. и физич., идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл существования. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов , признающих первичн. элементом материю, сущ-ю вне и незав. от сознания, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов , счит. что дух, сознание предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Идеализм близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. материализм : осн. формы: стихийн. материализм древних, метафиз. м. 17-18 вв., диалектический тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы.

1. Структура и предмет философии

2. Функции философии

3. Значение философии

4. Специфика философии

Философия - учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания.

Органическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет ее как совершенно уникальную форму сознания. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности.

Назначение философии - научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.

Центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.

Развернутая система философского знания включает:

· учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации - это онтология (ontos - бытие);

· учение о человеке, его природе и организации его деятельности - это антропология (antropos - человек);

· учение о познании, его основаниях, возможностях и границах - это гносеология;

· учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом - это социальная философия;

· учение о природе ценностей - это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

· этика - учение о нравственности;

· эстетика - учение о прекрасном, о художественном творчестве;

· логика - учение о правилах мышления;

· религия.

Особая область - история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления - это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:

· логику;

· физику, или учение о природе;

· этику, учение о человеке.

Последняя - самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название - онтология.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

· логика; философия природы; философия духа.

К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.

Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.

Философия ставит перед человеком два основных вопроса:

· что первично - мышление или бытие;

· познаваем ли мир.

От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии - идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает следующие вопросы об истине:

· что такое истина; какими способами можно различить истину и заблуждения;

· истина универсальна или у каждого своя; могут ли люди постигать истину или только составляют мнения; какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.

Вопросы о добре:

· каково происхождение добра и зла; можно ли утверждать, что одно из них сильнее;

· каким должен быть человек; существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета; существует ли идеальное состояние общества, государства.

Вопросы о красоте:

· является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;

· как и почему представления о красоте меняются. В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: сво Существует определенная специфика философии - различные понимания того, что можно считать философией, а что нельзя.

Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и оправданию своих жизненных принципов в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне - афоризм (краткая содержательная формулировка некоторого тезиса). Примером афоризма является надпись на перстне Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировками такого типа будут некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии как основа для более высоких уровней философствования.

Философско-художественное мышление - это философские обобщения, выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения, стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое произведение выходит на уровень осмысления общественных ценностей. Нормативная форма философствования на этом уровне - философско-художественный образ. Таким примером может служить высказывание Гераклита: «Вселенная - это ребенок, играющий в кости», т. е. перебор вероятностей. Это могут быть философские эссе, т. е. произведения, посвященные теоретическому анализу философских проблем и целенаправленные в художественной выразительной форме. Например, «Апология Сократа» - последняя речь Сократа, записанная Платоном.

Философия в узком смысле этого слова - теоретическая философия - специализированная система знаний, вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью, осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждения, логические требования, в том числе точность выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность любого требования, использование категориального аппарата. Категории - это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат - это система терминов, принятых в данной области знания. Нормативная форма философствования - философская концепция.

Т. о., философия в собственном смысле слова - это философия высоких уровней обобщения. Именно благодаря им философия является самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией, философией культуры.

При этом возникает вопрос, на каком из этих уровней наиболее полно раскрывается сущность философии, цель ее существования.

Сциентизм - направление, считающее, что адекватной формой философствования является только теоретическая философия, т. к. только она является строгой наукой. Теоретическая философия направлена, как любая наука, на выявление существенных закономерностей реальности и формирование логического аппарата. Сциентизм оценивал философию как «науку наук», т. е. главную науку, обобщающую данные всех остальных. Этот взгляд уходит в прошлое с возрастанием уровня общности конкретных наук. В связи с этим в ХХ в. имеет место выражение: ”Наука - сама себе философия”. Представители противоположного направления мысли - антисциентизма - считают, что философия не должна быть научной и даже наукообразной. Наука - абстрактное знание на уровне общих истин. «Наука для всех, потому что они ни для кого в отдельности». Философия должна быть ориентирована на индивидуальное бытие, обращаться к мировоззрению личности, выстраивать не только логическую, но и ценностную аргументацию.

Оба направления признают, что философские проблемы обладают определенной спецификой. Они затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Это проблемы, которые могут быть решены на разных уровнях. Отсюда возможность возвращения к философским проблемам на новых уровнях развития общества и личности. Это проблемы, решение которых частично зависит от жизненной позиции познающего субъекта, следовательно, предполагают различные варианты решения, возможность выбора.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру Человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии. Проблемы философии существуют объективно, независимо от самой философии.

Центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру, сознания к материи, духа к природе, разница психического и физического, идеального и материального и т. д. В обществе формируются общечеловеческие ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии. Т. о., можно говорить о мировоззрении всего общества на определенном этапе исторического развития.

Развернутая система философского знания включает:

· учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации - это онтология (ontos - бытие);

· учение о человеке, его природе и организации его деятельности - это антропология (antropos - человек);

· учение о познании, его основаниях, возможностях и границах - это гносеология;

· учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом - это социальная философия;

· учение о природе ценностей - это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

· этика - учение о нравственности;

· эстетика - учение о прекрасном, о художественном творчестве;

· логика - учение о правилах мышления;

· религия.

Особая область - история философии, т. к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.



Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления - это осознание принципов своей жизни как проявления фундаментальных ценностей.

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

1. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

2. Методологическая функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

3. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4. Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом.

У стоиков (IV в. до н. э.) философия включала в себя:

· логику;

· физику, или учение о природе;

· этику, учение о человеке.

Последняя - самая важная. Схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. В XVII в. в лоне общих систем философии получила разработку и развитие теория познания (гносеология). Она рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название - онтология.

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил И. Кант. В «Критике способности суждения» говорится о трех частях философии, соотносимых с тремя «способностями души», под которыми понимали познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическое понимание как только теории или методологии научного знания, которого придерживались сначала просветители, а затем и позитивисты.

Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

· логика;

· философия природы;

· философия духа.

К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии.

Сейчас выделяется социальная философия (философия истории) и философия науки, этика и эстетика, философская культурология и история философии.

Философия ставит перед человеком два основных вопроса:

· что первично - мышление или бытие;

· познаваем ли мир.

От решения этих вопросов и начинают возникать основные направления философии - идеализм и материализм, гностицизм и агностицизм.

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры. Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины, спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает следующие вопросы об истине:

· что такое истина;

· какими способами можно различить истину и заблуждения;

· истина универсальна или у каждого своя;

· могут ли люди постигать истину или только составляют мнения;

· какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они, достаточны ли.

Вопросы о добре:

· каково происхождение добра и зла;

· можно ли утверждать, что одно из них сильнее;

· каким должен быть человек;

· существует ли возвышенный и низменный образ жизни, или все это суета;

· существует ли идеальное состояние общества, государства.

Вопросы о красоте:

· является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше мнение;

· как и почему представления о красоте меняются.

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому многие определяли ее как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

Кроме глобальных ценностей человечества, философия исследует ценности индивидуального бытия: свобода, самореализация личности, выбор, границы существования.