Август зандер. Август Зандер (August Sander) - не детский фотограф

August Sander (1876-1964)увлекся фотографией работая на шахте в городе Хердорф в 1890-х годах. Он помогал местному фотографу, а в 1892 году дядя подарил ему среднеформатную камеру,с тех пор он не растается с камерой.Даже когда Зандер служил в армии, он был помощником фотографа. После службы он некоторое время путешествовал по Германии занимаясь архитектурной и промышленной фотосъемкой. В 1901 году Зандер поступил работать в фотоателье в городе Линце. Он оказался талантливым работником: уже через год стал партнером, а в 1904 году выкупил фирму, которая стала называться «Студия художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В этом же году он получил золотую медаль на Парижской фотовыставке, а два года спустя в Линце состоялась его первая персональная выставка.



В 1909 году он продал студию в Линце и переехал в Кельн. Открыв там новую студию, Август Зандер начал работу над главным в своей жизни проектом: «Люди двадцатого века»-«Menschen des 20 Jahrhunderts». Целью проекта было создание группового портрета немецкого народа, так что название было несколько самонадеянным, а может быть для фотографа понятия «человек» и «немец» означали одно и тоже. Тем не менее задумка была грандиозная, и с некоторыми перерывами - службой в армии во время Первой Мировой Войны, фотоэкспедицией на Сардинию в 1927 году - он занимался этим проектом до середины 1950-х годов. В 1929 году вышла книга «Лицо нашего времени», содержащая 60 фотопортретов.



С приходом к власти Гитлера положение Августа Зандера стало опасным. В 1934 году его сын - член Социалистической партии Германии - был арестован, а несколько позже по распоряжению Министерства культуры была запрещена книга «Лицо нашего времени», в которой, по мнению нацистских культурологов, фотопортреты недостаточно соответствовали «расовой эстетике». К счастью сам Зандер остался на свободе и занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, продолжая тайком работать над «Людьми двадцатого века» С началом Второй Мировой Войны он оставил Кельн и переехал в сельскую местность увезя с собой остатки негативов. Этим он спас свою коллекцию от бомбы, которая разрушила его студию в 1944 году - но, как видно, от судьбы убежать не просто: часть негативов была уничтожена грабителями в 1946-м.


Несмотря на все удары судьбы и на то, что в конце 1940-х годов его имя оказалось практически забытым, Август Зандер продолжал усиленно работать. Былая известность вернулась к фотографу в 1951 году после знаменитой фотовыставки «Photokina». В 1952 году музей города Кельна выкупил его довоенные фотографии, а в 1955-м Эдвард Стейхен включил несколько его работ в знаменитую экспозицию «Род человеческий». В конце 1950-х годов Август Зандер был избран почетным членом Германского фотографического общества. Что касается главного труда его жизни - проекта «Люди двадцатого века», то в полном виде он был издан лишь после смерти фотографа.

August Sander у своего дома


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

Мы продолжаем публиковать статьи известного фотографа, преподавателя и автора популярного фотоблога Ильи Рашапа . Его материалы читают тысячи людей − от любителей до профессионалов. Статьи Рашапа отличаются от других дерзким и провокационным стилем, полным сарказма и чёрного юмора. Манера автора может показаться вам немного жёсткой (ибо рассчитана на постоянных читателей), но, поверьте, этот человек знает, о чём пишет! Более подробно узнать о нём можно из , которое Илья дал нашему журналу, а также − из его собственных статей.

Среди тех, кто иногда заглядывает в мою фабрику по сжиганию фотографов рубрику «Разбор полётов» иногда попадаются розовые пони, питающиеся радугой, которые со слезами на глазах, заламывая руки, вопрошают: «Илья, ну почему, почемуууу вы только ругаете, а никого не хвалите?»

Да, вашу ж мать, уважаемые лошадки, вся суть этой рубрики и заключается как раз в том, что во мне очень много дерьма поисках недостатков. А заодно, попутно, в попытке дать людям возможность видеть в фотографии чуть больше, чем сумму слагаемых.

Но вот пока я думал об этом, готовясь к очередному «Разбору полетов», последняя мысль меня и зацепила. Я очень долго отказывался даже пытаться описывать проекты знаменитых авторов, давать им оценку или раскрывать суть. Дело в том, что я не искусствовед и не философ. Я просто кое-что знаю о фотографии и чуток умею снимать. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Однако, черт возьми, ведь я же и не учебник, вроде, тут пишу, так? Я просто делюсь своими мыслями, тем, что я сам знаю о фотографии... И в таком контексте - а почему и нет?

Закончили с оправданиями, переходим к сути.

Я решил не мелочиться, а сразу рассказать о, пожалуй, наиболее глобальном по своей философии тренде в современном искусстве – «Концептуальной фотографии».

И начнем мы с основателя данного направления Августа Зандера (August Sander) . Фотограф родился в Германии 17 ноября 1876 года в семье плотника. Свою первую фотокамеру он получил в подарок от дяди на день рождения, и с тех пор это стало делом всей его жизни. Во время службы в армии Август Зандер работал помощником фотографа. В 1901 году он устроился в фотоателье, а впоследствии открыл собственный бизнес в городе Кёльн. Примерно в 1911 году Зандер начал свой самый знаменитый фотопроект, который называется «Люди XX века» (Menschen des 20 Jahrhunderts) .

Он работал в жанре портрета, снимал своих современников. В 1929 году вышла его книга «Лица нашего времени». В период расцвета Третьего Рейха Август Зандер пострадал от нацистов, был арестован, сидел в тюрьме. Его книга была запрещена, а большая часть материалов и негативов уничтожена. Можно сказать, что гонениям Зандер подвергся в первую очередь из-за своего творчества. В период, когда Гитлер пришел к власти, его проект был назван несоответствующим основной идеологии из-за того, что в серии были представлены люди «недостаточно арийской расы».

Чем же занимался на самом деле Август Зандер? Основой его проекта была типологизация, анализ, поиск человеческого архетипа общества того времени.

Проведя аналогию, можно назвать его серию «переписью населения довоенной Германии», социальным портретом.
Зандер каталогизировал свои работы по семи различным группам, которые назывались «Город», «Фермер», «Художник», «Женщина» (это прелестно, обожаю шовинизм:)), «Квалифицированный торговец», «Занятия и профессии», «Последние люди».

В этом месте мне бы очень хотелось заострить ваше внимание на стилистике съемки, которая присуща всему данному проекту. Мне кажется это особенно важным для понимания смысла творчества не только данного фотографа; этот же стиль явственно прослеживается и у тех людей, которые развивали в дальнейшем направление концептуальной фотографии.

Все эти портреты выполнены в абсолютно бесстрастной, даже отстраненной манере. Это прямое фотокопирование действительности, без всякого вмешательства художника. Август Зандер не накладывал свою призму восприятия на тех людей, которых изображал на портретах, не вмешивался в их характер. Мы не видим в его фотографиях композиционных изысков, поиска необычного ракурса или же навязанной атмосферы, нет в них и игры света или каких-то эффектов.

По сути, мы видим «фото на паспорт» различных людей, которые жили в довоенной Германии. И эта простота Августа Зандера дает зрителю ту самую, так необходимую здесь, «честность».

Рассматривая эти фотографии, мы не изучаем мысли фотографа, его отношение, а видим настоящих, вполне реальных и «живых» людей. Они не играют, не пытаются что-то нам сказать, у них нет «игрового образа». Есть только слепок памяти, который мы можем наблюдать сегодня. Памяти о людях.

Я рассказал вам том, что я знаю. Давайте я попытаюсь теперь пояснить, что я вижу...

Атлантиду.

Я вижу мир, который когда-то был вполне реален, но на сегодняшний день он почти мифический. Я вижу людей, некое общество, которое полностью исчезло всего через несколько лет после того, как были сделаны эти фото.

Этого общества, социума, больше нет. Этот мир исчез за годы Второй мировой войны. Вспомните историю, события - и вы поймете, что то общество, которое показал Август Зандер, существовавшее в довоенной Германии, и то, которое живет там ныне, - это два разных мира людей. Того мира... больше уже нет, а мы смотрим на Атлантиду, которая покоится на дне океана.

Если попробовать провести аналогию, то в нашей стране социум до Второй мировой войны и после нее остался практически неизменен. Тогда как, если взять дореволюционное общество России и социум СССР после гражданской войны, то вы увидите еще один исчезнувший навсегда мир - это две разные страны, населенные другими людьми. Социально, психически, ментально другими. Даже генетически, если уж на то пошло.

Вспомните, наверняка у вас в семье есть старые фотоальбомы, в которых можно найти портреты ваших прабабушек и прадедушек, более далеких предков, которые жили еще до революции. Вы никогда не всматривались в их лица - это же совершенно другие люди? И дело не в изменившихся сильно чертах лиц, это что-то совсем другое, то, что нельзя вербализировать одними словами.

Когда я смотрю на эти портреты, я вижу не просто людей, «квалифицированных торговцев, женщин и фермеров», а навсегда исчезнувшую эпоху.

И, наверное, я не буду много писать, а вы просто посмотрите на фотографии Августа Зандера с мыслью, которую я постарался вам передать.

Серьезная известность пришла к Августу Зандеру только в 60-х годах, а его книга «Люди XX века» была издана уже после его смерти.

Его стилистика фотографии оказала серьезное влияние на многие последующие поколения фотографов. Среди известных имен – Ричард Аведон, Диана Арбус и многие другие.

Напоследок мне было бы интересно сформулировать один вопрос, напрямую относящийся к теме проекта Зандера. И звучит он так: «Если бы не произошло всех ужасающих событий Второй мировой войны, если бы мир не изменился, имел бы данный проект такую же ценность и смысловое наполнение?» . Думаю, каждый ответит сам для себя на этот вопрос. Тем более, что он почти риторический.

На этом все, дамы и господа, продолжение статьи о концептуальной фотографии читайте в ближайшее время.

Август Зандер - выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».

August Sander автопортрет

Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель - создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.

Краткая биография

Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.

В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром - молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.

Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку.

В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.

Вот некоторые из них.


Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.


За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.

Творчество

Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза - молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий - этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека.

Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.

Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха - фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.




Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.

Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело - фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.

Август Зандер (August Sander) – один из классиков мировой фотографии, выдающийся мастер фотопортрета. Немецкий фотохудожник первой трети прошлого века получил широкую известность благодаря своей грандиозной работе под названием «Люди XX столетия». Это огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых поражений немецкого государства.

Будущий мастер фотопортрета родился в 1876 году в городке Хердорф, неподалеку от Кельна. Его отец был плотником и работал крепильщиком на местной железнорудной шахте, а мать была обычной крестьянкой. Естественно, что свой путь в жизни Август начал с того, что в тринадцатилетнем возрасте устроился на ту же самую шахту помощником шахтера.

Хотя условия маленького городка не оставляли ему возможностей для выбора направления своего жизненного пути, интересы мальчика не ограничивались лишь тяжелой шахтерской рутиной. Еще в 1882 году дядя Августа Зандера подарил своему племяннику среднеформатную фотокамеру. Прошло какое-то время, и мальчик серьезно увлекся фотографией. Через несколько лет работы в шахте он решил изменить свою жизнь и сменить профессию.

Как ни странно, родители Зандера поддержали молодого человека в его стремлении освоить искусство фотографии и одобрили его выбор стать фотографом. Они даже помогли обустроить в доме специальную «темную комнату» для занятий фотографией. Молодой человек быстро преуспел в своем начинании и стал помощником фотографа на шахте.

В 1896 году Августа Зандера призвали на военную службу, но и там он не потерял связь с фотографией, работая в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек уже мог полностью посвятить себя любимому делу, но для начала нужно было получить соответствующее образование. Поэтому в 1901 – 1902 годах Зандер обучался живописи в Дрездене для приобретения тех художественных навыков, которые могли ему понадобиться в портретной фотографии. При этом он активно занимался промышленной и архитектурной фотосъемкой.

После окончания учебы он выкупил одну из фотостудий в австрийском городе Линц, которая вскоре получила название August Sander Studiofor Pictorial Artsof Photographyand Painting. Август начал получать солидные доходы от своей профессиональной деятельности, студия процветала. В 1904 году Зандер даже получил за свои работы престижную Золотую медаль Парижской фотовыставки. А спустя два года в Линце состоялась первая в его жизни персональная выставка.

Но в конце 1909 года он решил продать свою студию в Линце и переехать обратно в Германию. Остановился Зандер в пригороде Кельна, где открыл новую фотостудию, и начал выполнять коммерческие заказы на архитектурную и промышленную фотосъемку. Параллельно с этим Август Зандер занимается портретной фотографией, снимая как представителей буржуазии, так и простых рабочих и крестьян. Именно в этот период к нему пришла мысль о том, чтобы сделать обширную серию портретных фоторабот, которая бы стала, по сути, отражением немецкого общества. В итоге, делом всей жизни для Августа Зандера стал грандиозный проект, получивший название «Люди XX столетия».

На создание этого проекта фотограф потратил более тридцати лет своей жизни – перерыв в съемках возник только во время Первой мировой войны, когда Зандер вынужден был уйти на фронт в качестве военного фотографа. Также в 1927 году он единственный раз выехал для съемок за пределы Германии, чтобы отправиться на Сицилию для фотографирования живописных пейзажей и местных жителей. В остальной период вся его жизнь была подчинена выполнению проекта «Люди XX столетия», ставшего, в конечном счете, своеобразной социальной энциклопедией, отображающей срез немецкого общества периода Веймарской республики с его революционными надеждами и разочарованиями.

В серию портретных работ «Люди XX столетия» вошли снимки людей совершенно разных социальных сословий, различных возрастов и профессий. На фотографиях Августа Зандера запечатлены состоятельные и неимущие слои германского общества в эпоху экономических и политических противоречий. Первые работы из этой серии были представлены широкой публике в 1927 году на выставке в Кельне. Немного позже они вошли в изданный фотоальбом «Лица нашего времени». К этому моменту Август Зандер уже занимался не только своей фотографической деятельностью, но и преподаванием искусства, популяризацией фотографии и обучению молодых, начинающих фотографов.

Проект «Люди XX столетия» стал главным творческим достижением Августа Зандера, серии портретных работ из этого проекта многократно выставлялись и переиздавались. Сам проект был разделен на семь отдельных частей: Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город» и «Последние люди». С помощью своего фотоаппарата Зандер пытался провести своего рода классификацию немецкого общества – снимки были поделены по профессиям персонажей в надежде найти между героями те архетипические признаки, которые были присущи этим людям (фермерам, торговцам, ремесленникам, художникам и т.д.).

В серии «Люди XX столетия» даже можно отыскать фотокарточки, посвященные сторонникам национал-социализма – новому веянию в политической и социальной жизни немецкого общества. Как отмечал впоследствии сам Август Зандер: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Действительно, все портретные работы были выполнены таким образом, чтобы главные герои (студенты, рабочие, чиновники, представители интеллигенции, женщины и дети) были запечатлены на фотографиях в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, без особых изысков в виде, например, необычного ракурса или красивых декораций. Благодаря этому зритель, взглянув на любую фотографию, может самостоятельно определить, кто же на ней изображен.

Несмотря на кажущуюся простоту, фотографии Зандера неизменно притягивают к себе внимание благодаря позам, мимике, выражениям лиц, деталям костюма и интерьера, говорящих порой красноречивее любых подписей или комментариев. Портретная фотосъемка всегда осуществлялась на уровне глаз или немного ниже этого уровня. Суть работы Августа Зандера заключалась в том, чтобы передать сущность каждого конкретного человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу.

Своеобразная каталогизация людей посредством фотографии, которая сегодня может кому-то показаться даже немного наивной, по мнению Зандера, должна была позволить людям лучше понять самих себя. В разделе «Торговцы» были представлены снимки не только представителей торговли, таких как мелкие лавочники или продавцы, но и портреты ремесленников, инженеров, промышленников и даже изобретателей. К разделу «Фермер» относились архетипы «земных людей», то есть снимки не только крестьян и фермеров, но и философов и мудрецов. Фотографии раздела «Город» были представлены в широком многообразии – здесь и уличные подростки, и путешественники, и попрошайки. Этот раздел можно условно отнести к известному сегодня жанру «стрит-фотографии».

Героинями раздела «Женщины» являлись жены и дочери, матери и сестры всех возрастов. Женщины также запечатлены в многообразии архетипов, начиная от простых домохозяек и заканчивая светскими модницами. В разделе «Художники» можно увидеть многих знакомых и друзей самого немецкого фотографа. Наконец, последний раздел под названием «Последние люди» был посвящен тем персонажам, которые по тем или иным причинам оказались выкинутыми из немецкого общества (инвалиды, душевнобольные, нищие и бродяги). Нужно отметить, что именно за эти портретные снимки Август Зандер подвергся гонениям со стороны Министерства культуры фашистской Германии, представители которого считали, что подобные фотоработы подрывают представление о германской расе как о сильной, героической и чистой.

Тридцатые годы прошлого столетия стали во многом трагическими для творчества Августа Зандера и его самого. В этот период в Германии набирало обороты политическое течение национал-социализма, которому впоследствии было суждено перевернуть всю историю человечества. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, а сам фотограф подозревался в распространении антифашистской литературы. Сын Зандера в 1934 году был арестован и заключен в тюрьму за то, что участвовал в антинацистском движении.

Во время Второй мировой войны Август Зандер уехал из Кельна и обосновался на земле Рейланд, где занимался печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. В конце войны в тюрьме умер его сын. Во время нескончаемых бомбардировок было уничтожено кельнское фотоателье, хотя часть негативов все же удалось спасти. Правда, многие из них впоследствии оказались похищенными мародерами.

После периода забвения заслуженная слава вновь вернулась к немецкому фотографу в начале 50-х годов, когда была проведена выставка Photokina. Август Зандер получил не только престижные фотографические премии, но и был удостоен высшей государственной награды ФРГ — Звания кавалера ордена «Крест за заслуги».

Зандер скончался в 1963 году после инсульта. К сожалению, он так и не увидел конечный результат главного труда своей жизни – завершенная серия фоторабот из проекта «Люди XX столетия» была опубликована только спустя некоторое время после смерти прославленного немецкого классика фотопортрета.