Способами составления плана местности являются. Что такое план местности и как его составляют

Составление планов и съемка местности проводятся топографами с использованием специальных инструментов. Вы можете провести съемку с планшетом. Такая съемка называется глазомерной. Кроме планшета (листа фанеры или картона) и , для такой съемки нужна визирная линейка, циркуль-измеритель и карандаш. Перед началом съемки очень важно правильно выбрать . При выборе масштаба учитываются размер участка местности и величина листа бумаги на планшете. После выбора масштаба производится планшета. Для этого планшет нужно повернуть так, чтобы буква С (север) на шкале компаса совпала с северным (темным) концом его магнитной стрелки. При этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета. После ориентирования планшета можно определять направления на окружающие объекты и расстояния до них. Направления определяются при помощи визирной линейки, а расстояния - в парах шагов, затем расстояния переводятся в метры в зависимости от длины одной пары шагов.

Глазомерную съемку можно проводить из одной точки или при движении по местности. Когда съемка производится из одной точки — это полярная съемка, а когда съемку местности проводят при движении по какому-либо маршруту - это маршрутная съемка.

Полярная съемка.

Для получения плана открытого участка местности применяют полярную съемку. Планшет устанавливают над точкой наблюдения (полюсом) и ориентируют его. Точку наблюдения отмечают в центре прикрепленной к планшету бумаги. Затем выбирают масштаб и с помощью визирной линейки наносят на бумагу линии направлений на окружающие объекты и отмечают расстояния до них и соответствии с выбранным масштабом. Географические объекты обозначают на плане с помощью .

Маршрутная съемка.

Маршрутную съемку можно провести, организовав туристический поход. Для съемки местности по пути движения необходимо разбить весь путь на участки, учитывая все повороты. Каждый хорошо просматриваемый участок пути наносится на планшет, как при полярной съемке. При этом отмечают и отрезки пути, соединяющие точки, из которых производилась съемка. Эти отрезки наносятся в масштабе, выбранном для всей съемки. Вдоль линии движения с помощью условных знаков наносятся все видимые объекты местности.

Урок по познанию мира "Рисунок и план местности"

ЦЕЛЬ УРОКА:

    познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».

    создать условия для формирования навыка работы с планом;

    содействовать формированию интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».

Проверка домашнего здания.

Тест. Подчеркните правильный ответ.

1.Соедини линиями правильно

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА

Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.

4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

Север. Восток. Юг.

Проверка по ключу.

Ответы: 2. По компасу.

3. Стрелка

4. На Север

5. Восток.

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. (Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1 ).

Рисунок 1

Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. ПЛАН.

Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока: должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок?

Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.

Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение

Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план?

План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.

- Зачем люди чертят планы?

Кому они нужны?

Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.

План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.

Физминутка

4.Работа с учебником.

Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.

Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?

Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.

– Работать будем в парах.
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» - С и «Юг» - Ю.

Теперь слушайте дорогу к кладу.
Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.

5. Постановка проблемы

– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.

Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?

Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.

– На плане изображена небольшая территория, используется крупный масштаб.
– Где же можно использовать умение читать план?

Покажем, чему научились на уроке.

6. Самостоятельное применение знаний

А). Что такое план?

Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.

(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?

Надо уменьшит ь изображение.

Уменьшим размеры стола в 10раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.

Тест. Ф.И.______________________________________________________________________

1.Соедини линиями правильно

ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТАприбор для точного определения сторон горизонта.

КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?

По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.

3) Какая часть у компаса самая главная?

Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями. Стрелка. Стержень.

4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

На запад. На восток. На север. На юг.

5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?

Север. Восток. Юг.

Для составления плана местности необходимо использовать глазомерную съемку местности. Существует несколько способов составления плана местности, и во многом выбор способа зависит от особенностей местности.

Глазомерная съемка местности

Этот способ составления плана местности считается довольно простым и используется в тех случаях, когда нет надобности указывать очень точные измерения направлений, расстояний и высот.

Для подобной съемки не понадобятся сложные инструменты. Существует два способа проведения глазомерной съемки – полярная съемка, когда снимают с одной точки, и маршрутная съемка, когда двигаются по определенному маршруту.

Составление плана местности по глазомерной полярной съемке

На данном рисунке изображена та местность, по которой необходимо составить план на примере. Для этого необходимо определить место, которое позволит хорошо видеть весь участок местности.

Именно с этого места необходимо проводить измерения. Способ составления плана местности называется полярным, потому что точку, из которой проводится съемка, принято называть полюсом.
Также надо подготовить лист картона или фанеры, к которому будет прикреплен компас. Этот лист называют планшетом. К листу прикрепляют компас так, чтобы полоса, которая соединяет точки 0 и 180° на шкале деления, находилась параллельно краю картона.

Затем необходимо прикрепить лист бумаги к планшету и в верхнем левом углу прочертить линию север – юг. Она должна быть параллельна линии С – Ю на компасе.

Выбор масштаба съемки зависит от назначения составления плана местности. Помимо этого вам понадобятся линейка, карандаш, циркуль, булавка и резинка.

Для работы нужна также деревянная или металлическая линейка (ее называют визирной), циркуль-измеритель, карандаш, резинка, булавка.

На рисунке мы видим, что планшет установлен рядом с мостом через реку и планшет должны поворачивать до тех пор, пока стрелка компаса не будет совпадать с полосой С – Ю на планшете.

Исходную точку необходимо отметить при помощи булавки. Устраиваем линейку на планшете так, чтобы она касалась краем булавки. Теперь можно направлять линейку на предметы местности, которые необходимо указать на плане местности.

Это может быть дом, колодец или какие-то другие приспособления. На планшете нужно чертить линии визирования на определенный предмет. Затем необходимо определить расстояние от исходной точки до каждого предмета.

Глазомерная полярная съемка является наиболее удобным и простым способ составления плана местности.

Виды изображений земной поверхности

Перед принятием решения о строительстве новых заводов, школ, спортивных учреждений, о прокладке дорог, о размещении сельскохозяйственных земель необходимо иметь изображение данной местности.

Небольшую по площади местность можно нарисовать или сфотографировать, но многие объекты земной поверхности по таким изображениям будет тяжело определить.

Наиболее распространенными изображениями земной поверхности являются аэрофотоснимки, снимки из космоса, карты и планы местности.

План – чертеж уменьшенного изображения местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе (обычно 1: 5000 и крупнее). Обычно планы составляют на небольшой участок местности, размером в несколько квадратных километров, кривизна поверхности Земли при этом не учитывается. Первые в истории карты были планами. Планы используются в самых разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. При строительстве зданий, прокладке дорог и коммуникаций без них не обойтись.

Размещенные на поверхности объекты (леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видны их размеры и взаимное расположение. Между планом и аэрофотоснимком существует много различий. План местности – это чертеж на бумаге, изображающий небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками. В целом удобнее и информативнее использовать план.

Рис. 2. Аэрофотоснимок и план местности ()

Направления на плане указывают стрелкой, острие которой всегда показывает на север. Обычно север на плане бывает наверху, юг – внизу, восток – справа, запад – слева. По плану можно определить взаимное положение предметов по сторонам горизонта, измерить расстояние между ними, пользуясь единым масштабом.

Рис. 4. План местности и условные знаки к нему

Условные знаки плана, во-первых, простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы. При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показаны голубым цветом воды, а леса – зеленым – цветом растительности. Для полей, огородов специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак лугов напоминает стебли травы. Пески изображены коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Группы условных знаков :

1. Площадные

Рис. 6. Площадные условные знаки ()

2. Внемасштабные

Рис. 7. Внемасштабные условные знаки ()

3. Линейные

Рис. 8. Линейные условные знаки ()

Планы местности активно используются в различных направлениях хозяйственной деятельности человека.

Домашнее задание

Параграф 4.

1. Что такое план местности?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

4. Ukrmap — Украинские учебники ().

РАЗДЕЛ II ЗЕМЛЯ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ

Тема, ПЛАН, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

§13. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МЕСТНОСТИ

Вспомните, что такое азимут.

Как можно измерить расстояния на местности?

СПОСОБЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. Для составления плана используют. окомірне съемки местности. Этот способ достаточно прост и воспользоваться им может даже школьник. Его применяют тогда, когда нет потребностейи очень точно измерять направления, расстояния и высоты, их определяют «на глаз». Есть два вида окомірного съемки - полярный и маршрутное. Окомірне полярная съемка - это составление плана местности с одной выбранной точки, которую принято называть полюсом. Окомірне маршрутное съемка - это составление плана местности, двигаясь по определенному маршруту.

Чтобы составить план небольшого участка местности собственноручно, нужны несложные инструменты - планшет, компас, линейка, булавка, карандаш, лист бумаги (лучше в клеточку). Планшет - это прямоугольная доска (фанера), на которую прикрепляют лист бумаги и закрепляют в верхнем углу компас (рис. 44).

На местности определяют место (точку), с которого будет хорошо видно весь участок. С этой точки проводят измерения. На лист бумаги и точку своего расположения обозначают с помощью шпильки. Далее нужно подготовить планшет.

Компас крепят так, чтобы воображаемая линия, которая соединяет деления 0 и 180‘ на его шкале, размещалась параллельно краю планшета. На листе в верхнем левом углу проводят линию «север - юг» и указывают стрелкой направление на север. Ее направление должно совпадать с направлением на компасе. Для этого ввергают планшет вокруг своей оси до тех пор, пока северный конец стрелки компаса не укажет на цифру 0, то есть пока стрелка не совпадет с направлением Нн. - Пд. на листе бумаги. Затем выбирают масштаб плана и записывают его на листе.

Для нанесения объектов полярным способом на планшете располагают линейку так, чтобы одним своим концом она касалась шпильки, а другим была направлена на тот объект (дом, дерево, куст и тому подобное), который следует обозначить на плане. С помощью линейки карандашом проводят линию (рис. 45). Затем определяют расстояние до каждого предмета. Это расстояние откладывают на ней ведет линии в выбранном масштабе. Объект обозначают условным знаком, а линию вытирают резинкой. Так изображают и прочие объекты местности.

Рис. 44. Планшет для съема окомірного

Рис. 45. Нанесение объектов полярным способом

Рис. 46. Окомірне маршрутное съемки местности

Удобным и простым способом создания плана местности и окомірне маршрутное снятие с определением азимутов объектов. На местности мы ориентируемся на заметные объекты (мельница, дом, колокольня, вершина горы и т. п). К ним нас всегда «приведет» определенный азимут (рис. 46). Расстояния между точками определяют по времени, затраченным на ходьбу, или шагами. Намеченный путь будет иметь вид ломаной линии, состоящей из нескольких отрезков.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЛАНЫ. План местности - надежный помощник человека. По плану определяют, где лучше построить завод или жилой дом, где удобнее разместить школы и в каких местах заложить сады и скверы.

Перед тем как провести линии электропередачи, проложить дороги и трубопроводы, эти объекты намечают на планах. Проектировщики внимательно изучают местность по плану и определяют, где не придется преодолевать много повышений и сооружать мосты, то есть выбирают такое место, где лучше строить и строительство обойдется дешевле. В сельском хозяйстве план необходим для определения площадей, полей, лугов и других угодий. Им пользуются, когда, наприклад в бчис циркулируют время на вспашку и другие полевые работы.

План необходим туристам Ведь перед тем як отправиться в путешествие, они сначала знакомятся с районом путешествия. Во время турпохода планом пользуются как путеводителем для ориентирования на местности.

Планы местности бывают разные. Простейшие из них называют схемами. На них изображают только отдельные объекты. Например, схемы железных дорог, их вы могли видеть на вокзалах, линий метрополитена. Они помогают ориентироваться в размещении станций. Есть планы-схемы вашей школы. На случай пожара или другого бедствия они помогут найти выходы из помещения.

ЗАПОМНИТЕ

· Окомірне съема - это самый простой способ составления плана местности «на глаз»: или по одной выбранной точки (полярный), или двигаясь по определенному маршруту (маршрутное).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие вам известны способы составления плана местности?

2. Чем полярное окомірне съемки местности отличается от маршрутного?

3. Как люди используют планы местности?

4. Составьте план в масштабе 1: 10000 по описанию. Недалеко от школы, около 300 м на север, растет дуб. Далее за ним виднеются кустарники. Через 100 м на юго-восток от дуба бьет источник. Через 200 м от источника дальше на восток расположено озеро, вытянутое с севера на юг на 400 м и шириной 150 м. На северо-запад от северного берега озера виднеется ветряк, расстояние до которого 200 метров. Если от него пройти 250 м на юг, то можно выйти на дорогу, которая ведет к школе. В каком направлении и какое расстояние нужно пройти, чтобы добраться до школы?

ПОРАБОТАЙТЕ В ГРУППЕ

Внимательно рассмотрите схему метрополитена в г. Киеве на рис. 47. Представьте, что вам нужно добраться от одной станции метро к другой:

группа 1 - от станции метро «Вокзальная» до станции «Майдан Независимости»;

группа 2 - от станции метро «Тараса Шевченко» до станции «Золотые ворота»;

группа 3 - от станции метро «Лесная» до станции «Дворец спорта».

По какой линии метро необходимо воспользоваться? Сколько остановок нужно проехать? Или надо делать пересадку, чтобы перейти на другую линию? Вычислите, сколько приблизительно времени вы потратите на этот путь, если продолжительность поездки между двумя станциями в среднем составляет 2 минуты.

Рис. 47. Фрагмент схемы линий метрополитена в г. Киеве