Социальное неравенство характеризует различия. Социальное неравенство – что это такое, в чем выражается, основные проблемы в мире

Что такое социальное неравенство? Откуда пошло данное понятие? Что является предпосылками к его появлению и как с ним бороться? Над этими вопросами задумывались социологи и экономисты со всего мира и на протяжении очень большого количества времени. Тема, связанная с неравенством заняла особое место в мыслях россиян.

Проблема социального неравенства связана с появлением первых признаков социальной дифференциации (дифференциация - выделение определенной части из общих объектов или знаний по некоторым признакам) , что в дальнейшем создавало все новые и сложные проблемы, которые связаны с этим.

Неравенство занимает особое место в любом социологическом исследовании, однако объяснение данного понятия, его характер, взаимоотношение отдельных форм остается одной из важнейших проблем всякого социологического исследования.

В любом учебнике социологии понятие социальное неравенство определяют по-разному. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе нам необходимо определить понятие социального неравенства.

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, и обладает неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньги, услуги, власть.

В общем виде социальное неравенство означает, что люди живут в неравных социальных условиях и они имеют неравномерный доступ, как к материальным ресурсам, так и к духовным.

Социальными различиями являются те различия, которые порождены социальными факторами: городское или сельское население, работник умственного труда или физического, а также социальная роль в обществе и так далее, что ведет к различию получаемого дохода, власти и социального статуса, а также образования.

Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии обширно используют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» взято у геологов. В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация в геологии, слой общества (в обществознании). Стратификация предполагает, что социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. И это вполне нормально, так как люди различаются и по умственным способностям, по физическим способностям, интересам и предпочтениям, ценностям в жизни. В абсолютно любом обществе существуют богатые и бедные, люди, обладающие властью, так и люди, которые ею не обладают, образованные люди и необразованные люди. В связи с этим, всегда возникала проблема социального неравенства, которая вызывала повышенный интерес только у экономистов, политиков, но и у обычных граждан, которых волновала данная проблема.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархизированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Понять социальное неравенство можно только при рассмотрении различий между людьми. Данные различия могут быть врожденными или приобретенными, могут носить естественный или социальный характер, также быть материальными или духовными, физиологическими, психическими, интеллектуальными.

Марк Вебер - классик мировой социологической теории, выразил решающее значение для формирования современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства. Идея состоит в том, что человек является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет как 3 отдельных взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а особенные отличия предоставляют статусные группы либо страты. Из этого он определил понятие о «3-х самостоятельных измерениях стратификации». Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное отличие Вебера от Маркса состоит в том, что, как утверждал Вебер, класс не имеет никакой возможности существовать субъектом действия, так как он не считается общиной. В отличие от Маркса, Вебер связывал определение класса только с капиталистическим сообществом, где рынок является один из важнейших регулятором отношений. С помощью него человек способен удовлетворить свои потребности в материальном плане.

Но на рынке люди занимают различные позиции либо пребывают в различных «классовых ситуациях». Тут все реализовывают и приобретают. Одни реализовывают продукты, услуги, а другие - рабочую силу. Различие тут в том, что будто они обладают собственностью, а у остальных она отсутствует. У Вебера нет определенной структуры капиталистического общества, поэтому его работы дают несовпадающие перечни классов.

В самом начале в основании неравенства лежит природная дифференциация - отличия между людьми, обусловленные их физическими, психическими, интеллектуальными чертами. Они могут иметь, как врожденный (пол, раса, интеллект, состояние физического здоровья), так и приобретенный характер (полученные в процессе обучения, тренировки).

Одними из основных различий, из-за которых развивается неравное отношение людей и в дальнейшем социальное неравенство - это естественные различия. Данные различия составляют основу неравенства в первобытные времена, но они не утратили свое значение по сей день. Различия заключаются в том, что идет смещение одних акцентов на другие. Под это понятие подходят такие явления, как расизм, нацизм, а в большинстве случаях в современном мире и во многих странах на социальное неравенство влияет: раса, цвет кожи, национальность. Ослабление этих факторов является заботой для политических сил. Например, создание достойных условий для труда и полноценного проживания, борьба с расовыми предрассудками.

Существует другой уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальные различия - это различия, которые созданы социальными факторами, главными которые являются:

  • 1) Разделение общественного труда, после которого создаются новые различные виды занятий и профессий человека
  • 2) Занятие человека определяется только содержанием его деятельности
  • 3) Уровень жизни связан с внешними условиями по отношению к человеку. Физические условия: природа, климат, ландшафт, население. Культурные условия определяются средой, в которой живет человек (язык, нормы, религия, традиции и так далее)
  • 4) Образ жизни человека является его характерной чертой. Он зависит от возраста человека, от пола, от образования, от рода занятий.

Современная культура допускает наличие неравенства по доходам или по должностям, которые не вызывает у людей никакого возражения, в отличие от неравенства по национальному признаку.

Сущность социального неравенства в том, что оно является универсальной характеристикой общества, при котором люди имеют неравные жизненные шансы на моральные и духовные блага общества.

Феномен понятия бедность стал предметом исследования в современной отечественной социологии в 90-х годах. В советское время понятие бедность не существовало вообще, его заменяло понятие малообеспеченность, раскрывающаяся в теории благосостояния.

Макс Вебер - классик мировой теории в сфере социологии, выразил свою точку зрения, которая имела решающее значение для складывания передовых представлений о сущности, формах и функциях неравенства в обществе. Основные идеи этой мысли состоят в том, что человек считается субъектом общественного действия.

В противовес Марксу Вебер не считая экономического нюанса стратификации принимал во внимание эти нюансы, как власть и авторитет. Вебер рассматривал собственность, власть и авторитет, как отдельные взаимодействующие факторы, которые лежат в основе иерархий в всяком обществе. Отличия в собственности порождают экономические классы; отличия, которые относятся к власти, порождают политические партии, а элитные отличия предоставляют статусные группировки (страты).

Отсюда он сформулировал понятие о «трех автономных измерениях стратификации».

Он акцентировал внимание, что «классы», «статусные группы», «партии» - это явления, которые относятся к сфере распределения власти внутри общества.

Главное противоречие Вебера с Марксом является то, что Вебер связывал определение класса только с капиталистическим обществом, где рынок является регулятором взаимоотношений. С помощью него человек удовлетворяет собственные материальные потребности. Но на рынке люди занимают различные позиции и находятся в разной «классовой ситуации». Тут все покупают и продают. Одни продают товары и услуги, а другие - рабочую силу.

Различие в том, что одни имеют собственность, а у других она отсутствует. Вебер не имеет четкого определения классовой структуры капиталистического общества, поэтому различные интерпретаторы его работ предоставляют несовпадающие перечни классов.

Если брать во внимание его методологические взгляды, и обобщая его исторические, социально-экономические работы, то можно реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

  • 1. Рабочий класс
  • 2. Мелкая буржуазия
  • 3. «Белые воротнички»
  • 4. Администраторы и менеджеры
  • 5. Собственники

Социальное неравенство - явление, избежать которого практически невозможно; появляется во всех типах общества и на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. С другой стороны, у человека тогда не было бы стимула заниматься сложными, опасными или даже неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. Благодаря неравенству доходов общество побуждает людей (индивидов) к нужным занятиям, но достаточно трудным, поощряет самых талантливых.

Проблема социального неравенства - одна из самых острых и актуальных проблем. Индивидуальностью общественной структуры российского общества является сильная социальная поляризация - деление общества на бедных и богатых при отсутствии среднего строя, выступающего основой экономически устойчивой и развитой страны. Сильное социальное разделение воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой способности самостоятельной жизненной самореализации и увеличение общественного статуса для достаточно большой доли русского населения страны.

Шпаргалка

Социология, социальная работа и статистика

Все общества за исключением простейшего охотников и собирателей характеризуются всеми тремя типами неравенства выделенными М. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества денег власти образования и престижа между различными стратами или слоями населения. Неравенство существует во всех обществах. Неравенство выросло при охоте достигло максимума при земледелии и стало снижаться в индустриальном и постиндустриальном обществах.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30772. Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте 15.33 KB
Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте. К работам на высоте относятся работы при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 13 м и более. Рабочие места и проходы к ним зона А расположенные на перекрытиях покрытиях на высоте более 13 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями а при расстоянии более 2м сигнальными ограждениями соответствующими...
30773. Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств 16.96 KB
Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств. Метод монтажа в зависимости от организации подачи элементов на монтаж: А со склада Б с колёс Основным условием доставки конструкций транспортными средствами является комплектная и ритмичная их подача в заданной технологической последовательности строго по часовому расписанному по минутам графику непосредственно к месту установки. Монтаж конструкций с транспортных средств по сравнению с предварительной разгрузкой является наиболее экономичным так как сокращаются затраты на...
30774. Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов 14.82 KB
Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов. При раздельном методе одноименные конструкции монтируют или демонтируют самостоятельными потоками совмещенными во времени. Данный метод монтажа и демонтажа рекомендуется при реконструкции пролетов значительной протяженности небольшой внутренней стесненности обеспечивающей развертывание потока при свободном проходе монтажного крана и главное независимости СМР по реконструкции от основной деятельности предприятия. Комплексный метод связан с...
30775. Классификация методов монтажа по степени ограничения свободы перемещения в пространстве 14.68 KB
По степени ограничения свободы перемещения элементов: А свободный Б ограничено свободный В принудительный оснастка позволяет перемещаться только в 1 необходимом направлении Свободный монтаж при котором монтируемый элемент без какихлибо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Ограниченносвободный монтаж характеризуется тем что монтируемая конструкция устанавливается в направляющие упоры фиксаторы и другие приспособления частично ограничивающие свободу перемещения конструкции но приводящие к...
30776. Выбор самоходного стрелового крана 19.06 KB
hо превышение монтажного горизонта над уровнем стоянки крана hз запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа hэл высота монтируемого элемента hстр высота строповки м вылет стрелы А=сlе где расстояние от оси вращения крана до оси крепления стрелы; горизонтальная проекция стрелы длина стрелы L находится по теореме пифагора мы знаем два катета. Зная необходимые характеристики которыми должен обладать кран поднять необходимую тяжесть с некоторой длинной стрелы. Определяем фактические грузоподьёмность длину...
30777. Подбор башенного крана 16.38 KB
Подбор башенного крана требуемая грузоподъёмность крана Qтр = Qэл Qстр Qосн т Qэл масса монтируемого элемента Qстр масса строповочного приспособления Qосн масса монтажной оснастки т. Высота подъёма крюка Hкр = hо hз hэл hстр м hо превышение монтажного горизонта над уровнем стоянки крана hз запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа hэл высота монтируемого элемента hстр высота строповки м Расчёт вылета стрелы крана производят по формуле б = а 2 b c м где а ширина подкраннового пути b ...
30778. Технико-экономическое сравнение вариантов 13.75 KB
Исходя из того требуется ли нам выполнить проект быстро или дешево выбирают метод монтажа по раннее подсчитанным показателям: механоёмкости трудоёмкости продолжительности монтажа себестоимости выполнения работ и приведённым затратам. Механоёмкость затраты машинного времени на выполнение единицы монтажа также по ЕНиР. Продолжительность монтажа считается по количеству машиночасов всех монтажных кранов с учётом частичного совмещения во времени их работы на объекте. Себестоимость монтажа сумма прямых затрат и накладных расходов.
30779. Монтаж одноэтажных промышленных зданий. Методы монтажа. Продольная и поперечная схема 16.88 KB
В этом случае кран двигаясь вдоль пролета монтирует все колонны а затем перемещаясь поперек пролета ведет секционный монтаж. Перед монтажом колонн проверяют их размеры и наносят риски облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколенников. Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения.
30780. Основные технологические процессы при монтаже ж\б колонн в стаканы фундаментов 14.26 KB
Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа как правило предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами обращенными к фундаменту. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Особо тяжелые и нетранспортабельные железобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной...

Одно из центральных мест в социологии занимает проблема социального неравенства.Неравномерное распределение социокультурных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида или социальных групппонимается каксоциальное неравенство. Социальное

неравенство предполагает неодинаковый доступ людей к экономическим

ресурсам, социальным благам и политической власти. Наиболее распространенный способ измерения неравенства – это сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов в данном обществе.

Существует несколько подходов к оценке проблемы социального неравенства.Консерваторы утверждали, что неравное распределение социальных благ служит инструментом для решения главных задач общества. Сторонники радикального подхода резко критикуют существующий социальный порядок и считают, что социальное неравенство является механизмом эксплуатации и связано с борьбой за ценимые и дефицитные товары и услуги. Современные теории неравенства в широком смысле принадлежат или первому, или второму направлению. Теории, основывающиеся па консервативной традиции, называют функционалистскими ; те же, что уходят корнями в радикализм, называются теориями конфликта.

Согласно функционалистской теории социальное неравенство является необходимым свойством всякой нормально развивающейся социальной системы. Уилберт Мур и Кингсли Дейвис утверждают, что социальная стратификация необходима, общество не может обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется для того, чтобы выработать у индивидов стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства деньги.

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. С точки зрения конфликтологии, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы, имеющие преимущества, закрепляют его через принуждение.

Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Маркса. Карл Маркс считал, что в основе общественной системы на­ходятся экономические интересы и связанные с ними производственные отношения, составляющие базис общества. По­скольку коренные интересы у главных субъектов капиталистиче­ского общества (рабочих и капиталистов) диаметрально проти­воположны и непримиримы, постольку конфликтность данного общества является неизбежной. На определенной ступени своего развития материальные произво­дительные силы, считал К. Маркс, приходят в со­стояние конфликта с существующими производственными отно­шениями, прежде всего с отношениями собственности. Это приводит к социальной революции и ниспровержению капитализ­ма.

По Марксу, владение средствами производства является одним из источников власти. Другой источник – контроль над людьми, владение средствами управления. Это положение можно иллюстрировать на примере Советского Союза. Элитой была партийная бюрократия, которая формально управляла как национализированной и обобществленной собственностью, так и всей жизнью общества. Роль бюрократии в обществе, т.е. монопольное управление национальным доходом и национальными богатствами, ставит ее в особое привилегированное положение.

Неравенство можно представить соотношением понятий «богатые», « бедные». Бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнения величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание.

Экономическое неравенство заключается в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие доходы – большинство населения. Соответственно, геометрическая фигура, иллюстрирующая профиль стратификации российского общества, будет напоминать конус, в США фигура будет напоминать ромб.

Порог бедности это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, которого индивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания, одежды и оплату за жильё -прожиточный минимум. Каждый регион имеет свой прожиточный минимум и, соответственно, свою границу бедности.

В социологии различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, либо способен удовлетворять только минимальные потребности. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни. Относительная бедность показывает, насколько конкретный индивид или семья бедны в сравнении с другими людьми. Работающие бедные – российский феномен. Сегодня их низкие доходы обусловлены, прежде всего, неоправданно низким уровнем оплаты труда и пенсий.

Бедность, безработица, экономическая и социальная нестабильность в обществе способствуют возникновению социального дна: нищие, просящие подаяние; «бомжи»; беспризорные дети; уличные проститутки. Это люди, лишенные социальных ресурсов, устойчивых связей, утратившие элементарные социальные навыки и доминантные ценности социума.

Охарактеризуем шесть социальных слоев современной России:

1) верхний - экономическая, политическая и силовая элита;

2) верхний средний - средние и крупные предприниматели;

3) средний - мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные;

4) базовый - массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

5) нижний - неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

6) «социальное дно» - бездомные, освобожденные из мест заключения.

Социальное неравенство вызывает социальный протест и противоборство. Вся история классовой структуры общества сопровождается идеологической и политической борьбой за социальное равенство.

Эгалитаризм (фр. – равенство) – это идейно-теоретическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения материальных и социокультурных ценностей. Проявления эгалитаризма можно обнаружить в общественных движениях Древней Греции и Рима, в тексте Библии. Идеи эгалитаризма нашли свою поддержку у якобинцев во время Великой французской революции, у большевиков в России на рубеже XIX и XX вв., у лидеров национально- освободительных движений в странах третьего мира – в XX в. Эгалитаризм можно отнести к радикальному идейно-политическому движению.


Похожая информация.


Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

– неравенство в области образования зависит от воли и желания

самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

– неравенство, основанное на предписанных статусах, например,

этнической принадлежности или социальном происхождении;

– неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

– неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Известно, что все люди различаются по своим качествам, которыми наделила их природа. Различия, обусловленные физиологическими и психологическими особенностями людей, получили название естественной дифференциации или естественного неравенства. При определенных социальных условиях эти различия могут стать основой неравных отношений. Однако главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, связанное с социальной дифференциацией. Оно порождено социальными факторами, среди которых наиболее значимыми являются разделение труда, уклад жизни, социальный статус и социальные роли. В обществе существует множество социальных групп, которые дифференцированы и иерархизированы. Возникает вопрос, является ли неравенство неизбежным или возможно общество социального равенства. Эта проблема интересовала людей во все времена, многие мыслители пытались дать обоснованный ответ. Одни приходили к выводу, что неравенство было и будет всегда, а для других оно является вопиющей несправедливостью.

В современной социологии также нет единого объяснения причин различного положения людей в обществе. Так, функционализм пытается объяснить неравенство исходя из различий функций, которые выполняют различные слои, классы, группы. Каждая группа, утверждают функционалисты, выполняет свои специфические задачи, которые все вместе обеспечивают функционирование общества как единого организма. Но среди всех функций есть более и менее важные, на основе чего складывается иерархия классов, слоев. На вершине пирамиды находятся те, чья деятельность связана с управлением и руководством страной. Подобное объяснение вызывает критику. Во-первых, если общество не может обойтись без функционального многообразия, то почему одни функции считаются более важными. Во-вторых, непонятно, почему некоторые люди относятся к высшим слоям, хотя не выполняют функции управления. Исходя из подобных возражений, Т. Парсонс (кстати, тоже представитель функционализма) пришел к выводу, что неравенство, действительно, необходимый фактор жизнедеятельности общества, но увязывать его следует с системой ценностей. Как только в обществе меняется система ценностей, так слои начинают перемещаться на иерархической лестнице.

Широкое распространение получила также точка зрения, что неравенство связано с отношением к собственности. Эта позиция последовательно обосновалась марксизмом. К. Маркс утверждал, что все беды в обществе от частной собственности. Замена ее на общественную собственность приведет к установлению социального равенства. Более того, он заявлял, что с победы общественной собственности и начнется действительная история общества.

Таким образом, одни утверждают, что неравенство выполняет позитивную функцию, поэтому общество постоянно воспроизводит его. А другие доказывают, что неравенство – результат неравных отношений людей в обществе и его можно и нужно преодолеть.

3. Теория социальной стратификации

Выявить основные принципы иерархического строения общества призвана теория социальной стратификации.

Страта – это группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной структуре общества. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство – это критерий, по которому одни группы размещаются выше, а другие ниже. Поэтому под социальной стратификацией понимают совокупность слоев, расположенных в вертикальном порядке.

Ответить на вопрос, что является основанием для вертикального расслоения общества, пытались многие социологи. К. Маркс, как уже отмечалось, единственным основанием вертикального расслоения общества считал обладание собственностью. Частная собственность поделила общество на классы собственников, не имеющих собственности или имеющих ограниченное право на собственность. Недостатки такого экономического подхода стали очевидны уже в ХIХ веке. Вот почему М. Вебер кроме экономического критерия ввел еще один – социальный престиж. Под престижем он понимает обретенный от рождения (предписанный) или приобретенный благодаря личным качествам социальный статус. Ценность такого статуса укоренилась в массовом сознании благодаря традициям, обычаям, законам.

К этим критериям П. Сорокин добавляет политический и профессиональный. В результате он выделил в обществе три независимые стратификационные структуры: экономическую, политическую и профессиональную.

В настоящее время выделяют четыре стратификационные структуры. Их основаниями являются доход, власть, престиж, образование. Таким образом, если социальная структура формируется в связи с общественным разделением труда, то социальная стратификация – по поводу общественного распределения общественных благ.

Стратификацию можно измерять, соответственно выделяют четыре измерительные линейки. Доход измеряют в деньгах; образование – количеством затраченных лет; власть – количеством людей, на которых распространяются решения; престиж – уважением к статусу. Каждый статус можно измерить по престижу, по доходу, по власти. В США, например, Национальный центр с 1947 года определяет престиж профессий (90 профессий по 5-бальной системе). Физик – 82 балла, профессор колледжа – 78, судья и адвокат – 76, врач и дантист – 72, летчик – 70, министр – 69 и т. д.

Итак, в каждом обществе есть своя стратификационная структура и есть механизмы, которые поддерживают иерархию и последовательно воспроизводят ее. Если люди почувствуют несправедливость, они разрушат все, что ассоциируется у них с ущемлением интересов. В традиционном обществе в качестве такого механизма выступала сословная организация, которая жестко регулировала социальные отношения. За каждым сословием закреплялись определенные права и обязанности, переступить через которые было практически невозможно.

В индустриальном обществе все граждане имеют равные права, но это не означает, что неравенство исчезает. К. Маркс утверждал, что по мере развития общества богатство будет скапливаться на одной стороне, а нищета, бедность – на другой. В результате революция станет неизбежной, с ее помощью произойдет перераспределение доходов.

Однако П. Сорокин иначе осмыслил процесс развития общества. Неравенство – важный источник развития. Уравнение в доходах лишает людей стимулов деятельности. Но с другой стороны, опасно доводить до ситуации, о которой говорил Маркс. Общество должно использовать механизм сдерживания этого процесса. Для этого, считает Сорокин, необходимо проводить реформы по перераспределению богатства через изменение системы налогообложения.

Другую плодотворную идею высказал Г. Зиммель. Он полагает, что стабильность общества и его иерархической структуры зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Средний слой – это прослойка между полюсами бедности и богатства, и чем он больше, тем больше у него возможностей влиять на политику государства, на формирование в обществе фундаментальной системы ценностей, избегая крайностей. Это позволяет обществу сохранять устойчивость даже в тех случаях, когда растет напряженность внизу. Средний класс как бы показывает низам, что при упорстве и затрате определенных усилий можно изменить образ жизни, перейти в средний слой. А слои, обладающие богатством, если разоряются, имеют возможность остаться в среднем слое. Поэтому забота о стабильности среднего класса – залог стабильности для общества.