Собачье сердце социальная сатира. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное образовательное учреждение

Николо-Павловская общеобразовательная средняя школа № 5

по предмету «Литература»

Тема: «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество»

Выполнила: Бызова М.И.,

ученица 9 «Б» класса

Проверила: Маслюкова Л.И.,

преподаватель русского

языка и литературы

Введение

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».

Заключение

Литература

Введение

булгаков собачье сердце сатира

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своему времени.

Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. Все самое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда, благодаря вмешательству человека в вечные законы природы с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце».

Цель работы: анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

История создания и судьба повести;

Выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

Образ профессора Преображенского;

Актуальность повести в наши дни.

При изучении данной темы я пользовалась книгами Яновской Л. «Творческий путь Булгакова», Великановой И.В. «Особенности сатиры М. Булгакова» и других авторов.

Повесть Булгакова "Собачье сердце" и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего -- история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

Глава 1. Жизнь и творчество М.А. Булгакова

1.1 Раннее творчество М.А. Булгакова. Сатирическая фантастика

М.А. Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 году Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И. Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 году писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он пишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В. Катаевым, Ю. Олешей, Е. Петровым, И. Ильфом и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества - фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920 - х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман «Белая гвардия» публиковался в 1925 году фрагментами на страницах журнала «Россия». Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции: социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна: время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в которых много общего.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.

1.2 Драматургия М.А. Булгакова

В 1926 году в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбинных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии. С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920 - 1930 годы написаны пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Адам и Ева» и около десятка других пьес и инсценировок. Уже в двадцатые годы Булгаков осознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - «рукописи не горят». Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - «сатира не терпит оглядки».

Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбинных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х годов обдумывает замысел своего главного произведения - роман «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 года. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы ХХ века.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века, оно многогранно, но особое место занимает в нем тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они выражены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях. В повести «Собачье сердце» по-новому писателем выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».\

2.1 История создания и судьба повести. Великий эксперимент

В повести, написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность - советская реальность начала 1920-х годов. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина отнюдь не становится документальным портретом эпохи. Соединение фантастического допущения с множеством конкретных деталей, сплетение комических подробностей «очеловечивания» Шарика с трагическими последствиями этого эксперимента формируют гротескный образ действительности.

Тема повести - человек, как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Этому перерождению личности служат «новые» литература и искусство.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко её можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, посему необходимо страну возвратить, по возможности, в её прежнее естественное состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.

«Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

2.2 Образ профессора Преображенского

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховском (Чистом) переулке он поселился; здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой».

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно - любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

Свою повесть Булгаков вначале назвал «Собачье сердце. Чудовищная история». Но главным её героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы. Он создавал колоритного Филиппа Филипповича Преображенского, оглядываясь на родного дядю, известного всей Москве врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушел от своего реального прототипа.

Профессор Преображенский - носит сакральную фамилию, указывающую на его роль всесильного божества, «жреца» (так его будет воспринимать Шарик), способного преобразить мир и человека. Профессор живет уединенно, в прекрасной комфортабельной квартире, автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Преображенский - крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждения это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно научить людей элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок.

Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистинки. скольким жизнь спас».

Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперстовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…».

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Автор делает пса симпатичным, дарит ему светлые воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, поэтический сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру. Пес умен, наблюдателен, даже совестлив - задремал от стыда в кабинете гинеколога. К тому же Шарик обладает бесспорным сатирическим даром: увиденная им из подворотни жизнь человеческая чрезвычайно интересна в метко схваченных и высмеянных подробностях тогдашнего быта и характеров. Именно ему принадлежит тонкая мысль, повторенная автором повести неоднократно: «О, Глаза - значительная вещь! Вроде барометра. Всё видно - у кого великая сушь в душе…»

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих непманов. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.

Чудесные превращения, совершаемые профессором Преображенским, фиксирует его ученик - доктор Борменталь, выступающий в повести в роли «евангелиста». Особенность фигуры «евангелиста» в произведениях Булгакова - в противоречивом сочетании искренней преданности учителю и полного его непонимания.

Записи доктора Борменталя исполнены искреннего восхищения открытием учителя; документальная «история болезни» Шарика то и дело прерывается восторженными восклицаниями «летописца»6 «изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза - мозгового придатка - разъяснена!.. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Профессор Преображенский - вы творец!!».

Однако верный ученик - «евангелист» на самом деле выступает в роли ненадежного рассказчика - рассказчика, неадекватно трактующего слова и поступки учителя, создающего искаженную картину происходящего. Его объяснения и комментарии вступают в противоречие в «правильной» интерпретацией - подкрепленной авторитетом участника события или самого автора. Так, например, удивительная способность Шарика читать справа налево в дневнике Борменталя получает следующее объяснение: «Шарик читал! Читал!!... Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перекресте зрительных нервов у собаки!» Однако истинная причина такого чтения открыта нам еще в начале повести. Она гораздо более прозаична и крылась совсем в другом: к магазину Шарику «подбегать….было удобнее с хвоста слова «рыба», потому, что при начале слова стоял милиционер».

Профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством - в то время как «маг» и «чародей» оказался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся чудом. Профессор Преображенский являет собой тип булгаковского героя, который пройдет затем через все творчество писателя: наделенный мощной творческой (преображающей) силой, он одновременно может быть слаб и уязвим. Булгаковский герой вынужден всегда противостоять окружающему его миру - враждебному, агрессивному, абсурдному.

2.4 Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится.

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. - За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих - характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова - явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

2.5 Актуальность повести в наши дни

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своем времени.

Внешне шариковы ни чем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.

Заключение

Творчество Булгакова многообразно, но особое в нем место занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился развить автор в своих произведениях.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверно из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других.

Сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за пять, ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении.

В «Собачьем сердце» с особой ясностью видно, как автор последовательно изгоняет из своей прозы поверхностную фельетонность и приходит с высокому творчеству, становится замечательным художником, достойным наследником великих сатириков Гоголя и Щедрина, и вдохновенного мыслителя Достоевского. Это путь к «Мастеру и Маргарите». Автор впоследствии назвал повесть «грубой», но она конечно же, просто честная, сильная, глубокая сатира, не знающая запретов и границ, идущая до конца.

Литература

1. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений / Под ред. Жижиной. - М.: 1987.

2. Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова //Литература в школе. 2002.

3. Гудков А.В. Комментарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Соб. соч. в 5 т. М.: 1990.

4. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Т. Браже. - М., 1971.

5. Красовский В.Е., Леденев А.В. Справочник абитуриента. - М.: 1999.

6. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб./ Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М., 1997.

7. Рыжкова Т.В. Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» на уроках // Литература в школе, 1995.

8. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова, М.: 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повести "Собачье сердце", художественное композиция и библейский сюжет в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Ознакомление с биографией М.А. Булгакова. Рассмотрение влияния семьи на будущего писателя; авторитет знания и презрение к невежеству. Работа в госпитале, врачебный опыт. Анализ повести "Собачье сердце", романов "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита".

Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира.

Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества.

Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать не об объясняющих эти запреты моментах, а об оправдывающих. Лично я понял, что Булгаков солидарен с крамольными, или, как говорит доктор Борменталь, “контрреволюционными” рассуждениями профессора Преображенского, скажем, о разрухе: “Это мираж, дым, фикция!”/…/ Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? /…/ Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет

разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!” Эти злые тирады профессора Преображенского обнажают неприязнь автора к новой действительности. Но это лишь один момент, когда Булгаков сам себя подставляет цензуре.

Второй момент более серьезный. Я бы сказал, даже более опасный для автора. Он выражает свои “крамольные мысли” через представителей новой действительности в лице домового комитета, в лице его председателя Швондера, а также примкнувшего к ним собакочеловека Шарикова. Мне ясно, что Шариков невозможен без Швондера, автор подчеркивает это гармоничное единение даже схожестью звукописи их фамилий. Они создают поле насилия и безнравственности под прикрытием классовых интересов, поле, которое принесло нашему народу столько бед.

Конечно, я далек от мысли полностью отождествлять мировоззрение автора и его героя профессора Преображенского. Писатель сходится со своим героем только в неприятии организованной разрухи, хамства швондеров и шариковых. Он предлагает читателю разделить с ним восхищение выдающимся умом и одаренностью профессора-медика. Но мы видим, кто использует эти медицинские достижения. Чредою проходят через кабинет Преображенского его, скажем так, клиенты. Это некий фрукт, с совершенно засаленными волосами, омоложенный доктором: “Пароль, д’оннер двадцать пять лет ничего подобного! - субъект взялся за пуговицу брюк, - верите ли, профессор, каждую ночь обнаженные девушки стаями… Я положительно очарован. Вы - кудесник”. Далее - “шуршащая дама” со страшными черными мешками под глазами, желающая омолодиться ради молодого негодяя, карточного шулера. Какой-то известный общественный деятель, увлеченный несовершеннолетней девочкой.

Расхождение в мировоззрении автора со своим героем я заметил и в том, что главный научный подвиг профессора, возможно, рожден его брезгливой уверенностью в превосходстве научной мысли над всем. Преображенский делает все сознательно, он профессионально равнодушен к материалу своих научных опытов, в том числе и к человеческому материалу. Поэтому я не допускаю, что Преображенский где-то оплошал и ситуация вышла из-под его контроля. Не случайно и одиночество профессора. Ведь все окружающие его люди играют лишь роль помощников в достижении его целей. А для души ему нужны опера, вино, обед.

Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сатира в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то...
  2. 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая...

И пасквиль ; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет - иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определённого лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъёмом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления - с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолётный характер [ ] .

Греко-римский мир

«Сатиры и послания Квинта Горация Флакка», напечатанные в 1814 году.

Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н. э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы. Плиний сообщает, что в VI веке до нашей эры поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

Самой старой формой сатиры считается Мениппова . Собственные сочинения Мениппа потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан ; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона . Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром . Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

Среди видных сатириков римской литературы - Гораций и Ювенал, которые творили в первые века Римской империи . Другие известные римские сатирики - Луцилий и Персий . Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан , который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия .

Арабская сатира

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа . Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией , социологией и психологией , он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями» . Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » (племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед).

Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык «Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом . Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе.

Персидская и азербайджанская сатира

Али Акбар Деххода

В Персии самый известный ранний персидский сатирик - Убейд Закани (XIV век). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы.

Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин». Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками 1873-1965 гг., писавшими на фарси. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом для сатиры; различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане . Кроме того, ещё больше подобных произведений ввозилось из Ирана .

Средневековая Европа

В раннее Средневековье примерами сатиры были песни голиардов и вагантов , ставшие особенно известными благодаря антологии Кармина Бурана и произведениям композитора XX века Карла Орфа . С приходом позднего Средневековья и рождением народной литературы в XII веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером . В эпоху Просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле .

Английская сатира

Джонатан Свифт

В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры) содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон писал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира XVII столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающая социальные проблемы, усилилась в XVI столетии (и в результате подвергалась гневу короны).

В эпоху Просвещения, в интеллектуальном XVII и рациональном XVIII столетии, начался расцвет английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: тори (ныне Консервативная партия Великобритании) и вигов (наследники - Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию - критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами »), Джонатана Свифта , Джона Арбетнота , Джона Драйдена и Александра Поупа . В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал труд Квинтилиана и указал на оригинальное происхождение слова (от латинского satura , а не греческого satyr ).

Джонатан Свифт был одним из самых значительных англо-ирландских сатириков и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении », изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера » он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском - в частности.

Цели сатириков могли быть разными: так, Свифт нападал на безразличие к тяжёлому, отчаянно плохому положению людей, а Дефо стремился защитить свободу совести. Джон Драйден также написал известное эссе «Разговор о происхождении и развитии сатиры», которое помогло дать ей точное определение в литературном мире.

Американская сатира

Марк Твен

Эбенезер Кук был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжали использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха.

Великим американским сатириком был Марк Твен ; в его романе «Приключения Гекльберри Финна » события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которым симпатизирует Твен, полностью противоречат убеждениям тамошних жителей. Главный герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу-негру. Фактически его совесть, искажённая миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно.

Современная западная сатира

Ярким примером современной американской сатиры является шоу «The Colbert Report », где ведущий Стивен Кольбер изображает самоуверенного и убеждённого в своей правоте телеведущего-республиканца. Во время телевизионных интервью он прерывает людей, указывает на них и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, доведение всех их утверждений и подразумеваемых убеждений до абсурдных логических выводов , таким образом показывая их лицемерие.

Одним из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы является Терри Пратчетт , чей всемирной известный фантастический цикл «Плоский мир », являющийся сатирой на весь мир, распродан тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

В западной музыке

Рок-музыка

Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки , так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм , а группы первого из экстремальных направлений метала - трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

Одна из самых культовых панк-рок-групп «Sex Pistols » получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.

В 2000-х годах параллельно волне альтернативной музыки в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a Down » и «Rise Against ». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

В видеоиграх

Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш-игру «Bushgame», появившуюся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными кандидатами в президенты - Джоном Маккейном , Бараком Обамой и другими. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей, таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Она вызвала противоречивые отзывы .

Критические моменты

Создатели мультсериала «Южный парк», Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что с юмором относятся к подобной критике

Поскольку сатира - субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов. В 2005 году датская газета «Jyllands-Posten » опубликовала карикатуры на пророка ислама Мухаммеда . Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции. По всему Ближнему Востоку сжигались флаги Дании, на посольства нападали разгневанные люди; в общей сложности погибло 139 человек, главным образом в четырёх странах. Многие политические деятели Европы согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему Холокоста , на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

В Российской империи

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике », сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове , и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством» .

Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах, - начиная с XVIII в., - и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель. Тут и лирики (А. С. Пушкин - «На выздоровление Лукулла», «История села Горюхина » и др.; К. Ф. Рылеев - «Временщику»; М. Ю. Лермонтов - «Дума» и др.; Н. А. Некрасов - «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и многие другие его произведения), и драматурги (Д. И. Фонвизин , Н. В. Гоголь , А. Н. Островский), и романисты (Гоголь с поэмой «Мёртвые души »; М. Е. Салтыков-Щедрин , бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

Сатира в России расцвела в XVIII веке. Используются разнообразные жанры: эпиграмма , послание , басня , комедия , эпитафия , пародийная песня, публицистика . Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское - просвещённому, бессмысленное - разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым . Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине XVIII в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760-1790-е годы в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень », издаваемые И. А. Крыловым «Почта духов », «Зритель » и многие другие. Один из первых образцов сатиры - комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль » (1782). Творчество И. А. Крылова высмеивает людские пороки.

В XIX в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона . Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе XIX в. представлены произведениями А. С. Грибоедова , Н. В. Гоголя , А. В. Сухово-Кобылина , Н. А. Некрасова , в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина , воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе - полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П. Чехова .

Яркая страница в истории русской сатиры начала XX в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон » (1908-1914) и «Новый сатирикон» (1913-1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко , Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева , К. Коровина , А. Бенуа , М. Добужинского) .

В СССР

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль ». В 1972 году вышел фильм «

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится.

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. - За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих - характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова - явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

Конспект

открытого урока

на тему: ««Собачье сердце» -

сатирическая повесть М.А. Булгакова».

Тема урока : «Собачье сердце» - сатирическая повесть М.А.Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики Булгакова.)

Цели урока : - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством великого писателя – М.А. Булгакова, который создал особый, неповторимый художественный мир.

    Назовите известные вам произведения Булгакова.

    Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

(Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

(В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:

«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»

На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.

III. Аналитическая беседа.

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного

    В чём фантастичность этого образа?

(Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

    Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.

    Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо ! Ведь они же, мерзавцы , из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал ».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал », «щёткой сколька раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

    Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?

(«Из дверей магазина вышел гражданин , а не товарищ, и даже вернее всего – господин . Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.

    Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

    В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».

Внешность профессора говорила о его достоинстве , значимости : «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).

Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).

Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.

Домашнее задание: глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»