Швайко рисование в подготовительной группе совушка сова. План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект занятия по рисованию "Сова"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Сова»

Автор: Бородачева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ №38 «Черемушки», город Междуреченск, Кемеровская область.
Анонс: Данная разработка будет интересна воспитателям старшей группы, при изучении с детьми лесных птиц.
Цель: Познакомить детей с лесной птицей совой, особенностями внешнего вида, и условиями жизни, выяснить её роль в природе и для человека.
Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски.
Воспитывать интерес к природе, учить заботиться о птицах в зимний период времени.
Материалы: Картинки с изображением совы, листы бумаги, кисти и краски.
Предварительная работа: Чтение произведения В. Бианки «Сова»

Ход занятия:

Воспитатель предлагает отгадать загадку.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза. (Сова)
Воспитатель: Да, это сова про сову сложено много загадок, стихов и рассказов. Давайте вспомним произведение В. Бианки «Сова», почему старик пошёл кланяться к сове?
Воспитатель: Все верно, велика роль совы в природе.
Работа с иллюстрациями.
Воспитатель: Какая у совы голова? (Большая, практически без шеи).
Почему у совы мощное оперение? (Это спасает её от холода).
Почему сову относят к отряду хищных птиц? (Она охотится на мышей).
Воспитатель: Для того чтобы летать бесшумно природа наградила сову закругленными крыльями и коротким хвостом. Глаза у совы большие, но днем из-за яркого света она почти ничего не видит, зато ночью она отлично все видит. Так как она хищная птица у неё мощный, кривой клюв и острые когти.
Дидактическая игра: «Кто,как говорит»
Цель: Формировать правильное произношение звуков, закрепить названия птиц.
Воспитатель: Я буду называть вам птиц, а вы должны сказать, как они говорят.
Кукушка, ворона, воробей, сова.
Воспитатель: Ребята, у нас на улице зима, зачем нужно подкармливать птиц зимой?9Зимой птицам трудно найти под снегом корм, пища помогает им пережить морозы).
Физминутка «Совушка»
Совушка- совушка, большая головушка,
на суку сидит, головой вертит (дети качают головой, приседают),
Днем не летает, мышек не пугает(Дети грозят пальцем),
Ночь наступает, сова на охоту вылетает(Дети летят по кругу).
День наступает сова засыпает. (Дети садятся за столы).
Практическая часть.
1 Рисуем туловище овальной формы.
2 Крылья тоже овальной формы, с двух сторон, по бокам.
3 Круглую голову, с большими глазами, клюв в форме треугольника, лапки с когтями.
4 Дорисуем ветку.
5 Самостоятельное раскрашивание птицы, с опорой на иллюстрации.


Рассматривание рисунков, попросить детей найти самую большую сову и самую маленькую, самую веселую и самую грустную.
В конце занятия проводится подвижная игра.
Подвижная игра «День и ночь»
Воспитатель: Вы все будете совятами, как только я скажу ночь все совы вылетают, как только я скажу день наступает, совы ложатся спать(садятся на корточки и закрывают глаза).


СОВУШКА-СОВА - БОЛЬШАЯ ГОЛОВА
Цели занятия:
Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.
Учить создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью.
Продолжать учить смешивать цвета на палитре.
Развивать творческое воображение.
Материал для занятия:
Акварельные листы, тонированные в темносиний цвет, размер "/г А4; .
набор гуаши 12 цветов;
салфетка для кисти;
кисти белка №5 и 2;
баночка с водой;
палитра
иллюстрация с изображением совы или игрушка-сова.
Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц», В. Бианки «Сова»
Ход занятия
Организационная часть
Педагог предлагает детям отгадать загадку о лесной птице:
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Дети. Сова.
Педагог. Верно. Про сову сложено немало сказок, стихов, песенок. Послушайте одну из них.
Утром солнечным у совДверь закрыта на засов.Совы спать весь день не прочь –На работу совам в ночь.Только вечером от совМыши двери – на засов.
Ночью спят и зверь и птица,Только ей одной не спится,-Знает весь лесной народ:Всё у ней наоборот.Но сова одна лишь знает,Отчего и что бываетДаст сова такой совет,Что его мудрее нет.Всё про всех сова услышит.Ночью в свой дневник запишет,Кто напал и съел кого,Как в лесу зовут его.Силы зря она не тратит,Но уменья не утратитПо ночам мышей ловитьИ гнездо из веток вить.Потому не суетится,Как пугливая синица:Та, что так для всех важна,Суетиться не должна.
Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.
Педагог. У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова - хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: огромные глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте. У птицы есть острые когти и кривой клюв. Большинство этих хищных птиц питаются исключительно грызунами и приносят этим огромную пользу. «Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».
Г. Снегирев
Физкультминутка
«Сова»
В лесу темно,
Все спят давно,
Все птицы спят,
Одна сова не спит, Летит, кричит.
Совушка-сова, Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит
Да вдруг - как полетит.
Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят», глаза закрыты.

Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова» сидит на ветке.
Повороты головы вправо-влево.
Руки в стороны - машут крыльями.
Практическая частьПедагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.
Этапы выполнения работыНачинаем рисовать с туловища. На палитре смешиваем краски и получаем серый цвет. Какие краски мы для этого возьмем? Правильно черный и белый. Серой краской мы рисуем овал. Это туловище нашей совы.
Потом круглую рисуем голову, тоже серой краской.
Крылья тоже серые и похожи на удленненые овалы.
Теперь нужно подождать пока краски высохнут. А пока мы нарисуем ветку дерева на которой будет сидеть наша сова.
Теперь когда краски высохли можем продолжеть рисовать голову. Берем коричневую краску на кисть и примакиваем ее к листу поднимаем кисть и таким образом рисуем один и второй глаз.
Коричневой краской на туловище рисуем перья, тем же способом примакиванием. Первый ряд коричневый, второй черный, третий коричневый, четвертый черный. и т.д., пока рядами из разноцветных перышек не покроется все тело птицы.
Глаза. Нарисавать два кружка желтого цвета это глаза, черной две маленькие точечки это зрачки.
Брови-щеточки. Белой краской тоненькой кисточкой нарисовать брови.
Клюв. Желтой краской нарисовать клюв, который похож на треугольник, заостренным концом смотрит вниз.
Лапки. Тоненькой кистью красной краской делаем пальчики тоже прикладываем кисть три пальчика в одном месте, три в другом.
Дополнения к общей композиции:
Ветки, листья и месяц и звезды
Разминка для рук во время работы
«Совушка-сова»
Совушка-сова, Большая голова
На суку сидела, Головой вертела,
В траву свалилася,
В яму провалилася.
Руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону.
Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.
Уронить руки на колени.
Убрать руки с колен и уронить их «в яму».
Заключительная часть
Рисунки вывешиваются на доске. Давайте посмотрим на наших сов какие они получились. Кто помнит как мы рисовали перышки совы каким методом (Примакиванием). На каком рисунке вам кажется самая веселая сова? На каком самая сердитая? На каком грустная?
Для чего совам длинные когти и острый клюв? Как вы считаете какую пользу приносят совы? Правильно они помогают бороться с грызунами. Многие совы занесены в красную книгу и охраняются людьми.
В конце занятия проводится игра «Совушка-сова».
Одному из детей надевается шапочка - маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).
Дети-птички выбегают в центр свободного пространства группы - «на полянку», летают.
Совушка-сова, большая голова,
Днем крепко спит, на дубу сидит.
А как ночь настает,
Просыпается,
На охоту собирается.
Летит, кричит: «У-у-у!».
Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.

Гульзиля Ахунова
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Совушка-сова» (по иллюстрации художника Ю. А. Васнецова)

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова " (по иллюстрации художника Ю . А. Васнецова )

Программное содержание :

Познакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям .

Учить детей изображать образ птицы к известной потешке «Совушка » , передавая форму и строение частей тела, их расположение, соблюдая пропорции между ними.

Учить детей в умении придавать выразительность образу птицы через прорисовку тёмных штрихов (перьев) на светлом силуэте, нанося их в разных направлениях в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях.

Упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования используя различные художественные материалы .

Развивать цветоощущения и технические навыки при работе кистями разного ворса.

Продолжать закреплять у детей позицию созидателя и чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда.

Воспитывать интерес к книжной графике.

Словарная работа : иллюстрация , потешка, совушка , пёрышки, штрихи.

Материал :

альбомные листы

портрет художника Ю . А. Васнецова ;

иллюстрации художником Васнецовым ;

магнитофон; кассета с пением лесных птиц;

иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым : «Кот,петух и лиса» , «Краденое солнце» , «Ладушки» , «Три медведя» , «Краденое солнце» ,русские народные сказки «Волк и семеро козлят» и «Лиса и заяц» , «Радуга» и иллюстрации из этой книги к потешкам; «Ладушки» , «Мыши» , «Петушок» , «Баю-баю, баиньки…» , «Вдоль по реченьке…» , «Наша то хозяюшка…» , «Ходит кот по лавочке» , «Совушка » , «Коза» , «Ты рябинушка» .

Компьютер, интерактивная доска

презинтации к иллюстрациям Ю . А. Васнецова

образцы-иллюстрации с совой из книги «Потешки» для детей (на каждый стол) и подставки к ним;

образец воспитателя с деревом, кустом и травой;

3 образца со штриховкой перьев

3 образца с нарисованными совушками

кисти 2-х видов (толстый и тонкий ворс) ;

мольберт

акварельные и гуашевые краски (в наборе должны быть светло и тёмно-коричневые) ;

салфетки для просушивания кистей; баночки с водой на каждого ребёнка, подставки.

Методы и приёмы работы : ответы на вопросы, наглядные, слайды, сюрпризный момент,беседа, рисование по иллюстрации… .

Предварительная работа : беседа о книжной графике «Зачем в книжках нужны картинки» , знакомство с творчеством художника- иллюстратора Ю . А. Васнецова «Добрый сказочник Юрий Васнецов » , д/игра «Узнай работу художника » , рисование «Лесная полянка» .

Ход занятия

Перед занятием на мольберте выставить иллюстрации к сказкам и потешкам художника Ю . А. Васнецова и его портрет .

Отправляемся в выставочный зал.

I. Вводная часть. 5 мин.

1. Презинтация к иллюстрациям Васнецова . Воспитатель в роли Карандаша ведёт беседу возле планшета.

Сюрпризный момент :

В группу входит Карандаш

Здравствуйте ребята, сегодня я проведу вас по выставочному залу, где вы посмотрите иллюстрации к сказкам и потешкам, так же мы побываем в художественной мастерской , где вы будете в роли художников- иллюстраторов .

Все готовы? Да.

А сейчас закройте глазки, я произнесу волшебные слова и вы окажетесь в выставочном зале.

Раз,два,три- в зале окажи…

Слайды с изображением иллюстраций к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым : «Кот,петух и лиса» , «Краденое солнце» , «Ладушки» , «Три медведя» , «Краденое солнце» ,русские народные сказки «Волк и семеро козлят» и «Лиса и заяц» , «Радуга» и иллюстрации из этой книги к потешкам; «Ладушки» , «Мыши» , «Петушок» , «Баю-баю, баиньки…» , «Вдоль по реченьке…» , «Наша то хозяюшка…» , «Ходит кот по лавочке» , «Совушка » , «Коза» , «Ты рябинушка» .

Ребята, мы с вами изучали творчество одного известного художника- иллюстратора , который создал эти яркие, весёлые и нарядные иллюстрации . Его портрет вы видите на планшете.

Слайд с портретом художника

Вспомните и скажите мне, кто же этот художник ?

Алина. Это художник Васнецов . Правильно.

Все такого мнения? Да.

Для кого Васнецов рисовал иллюстрации ? Для всех.

А ещё как думаете?

Для школьников, для детей. Верно.

К каким произведениям он их нарисовал ?

Эмиль. К рассказам.

Азалия. К сказкам. Верно.

II. Основная часть. 22 мин

На нашей экскурсии мы столкнёмся с новыми словами и я заранее хочу вас познакомить с ними, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов.

Показываю слайд и объясняю каждое слово

Картинки в книгах называются иллюстрациями . Их рисуют художники- иллюстраторы

Потешки – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей.

слово штрих ребята произошло от лат. strichus-(«сжатый» ,узкий,тесный) –изобразительное средство графического искусства. Это совоупность линий различной толщины, направления и плотности. С помощью штриха можно моделировать объёмную форму. Штрих может быть прямым,наклонным,перекрёстным, имеет собтвенную направленность. Техника работы штрихом наз. Штрихованием.

ПЕРО, перья мн. перие ср. церк. птичья одежа, замест шерсти.

Совушка – сова это птица , более ласково-совушка .

Всем понятно? Да

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной работой художника Юрия Алексеевича Васнецова

Эту работу вы узнаете, если послушаете потешку, которую расскажет для вас Лиана :

«Ах, ты, совушка-сова ,

Ты большая голова,

Ты на дереве сидела,

Головой своей вертела,

С дерева свалилася,

В яму покатилася».

Посмотрите внимательно на выставку и скажите, есть ли такая иллюстрация по содержанию потешки?

Да,такая иллюстрация есть

Вы её нашли? Да

Адель ты не нашёл? Нет,я не нашёл.

Алина подскажи Аделю. Вот она.

Правильно.

С какой иллюстрацией она находится ?

Имиль. Она находится с деревом.

А Рамиль как думает?

Я думаю с сосной

Правильно, ты дал точный ответ.

Кто изображён на этой иллюстрации ?

Там изображена птица.

Там изображена сова

Верно. На старом дереве -сосне сидит сова.

А теперь я приглашаю вас сесть на свои места и предлагаю поработать в нашей художественной мастерской , где вы будете художниками- иллюстраторами .

А теперь скажите мне, про кого мы с вами будем создавать иллюстрацию ?

Про совушку- сову .

Почему вы так думаете?

Потому что, стих про неё.

Потому что на рисунке изображена сова.

Потому что нам нравится эта иллюстрация . Верно.

Сегодня в нашей художественной мастерской я научу вас рисовать сову . А я буду помогать и наблюдать как вы справитесь с этой задачей. Чтобы сова получилась красивой и интересной, я предлагаю вам рассмотреть поближе эту иллюстрацию .

Слайд. Иллюстрация к потешке Совушка

Просмотр слайда и беседа по ней

Чем занята совушка ?

Света. Она сидит задумчивая.

Милан. Она вертит головой.

Рим. Она смотрит вдаль.

Хорошо. Каждый представляет её по своему.

На чём сидит сова?

Дима. Сова сидит на старом дереве-сосне.

Лена. Я думаю, что на ветке сосны. Правильно

На какую фигуру походят голова, туловище и крылья?

Адель. Голова похожа на круг.

Марина. Туловище похоже на овал. Верно

Марат на что похожи крылья?

Они похожи на ….(пауза)

Ребята Марат затрудняется, давайте поможем ответить ему на этот вопрос.

Азалия. Крылья тоже похожи на овал.

Все так считают?Да

Чем эти овалы отличаются друг от друга?

Они отличаются Размером, расположением.

Где расположены крылья?

Крылья расположены По бокам.

Крылья расположены Сзади.

Ребята, а как будет точнее сзади или по бокам?

Мне кажется что расположены По бокам. Верно

Какие движения ими может выполнять сова?

Она может Летать.

Она может Махать. Верно

Что находится на голове у совушки ?

На голове у совушки находятся Глаза .

Обратите внимание что здесь?

Дима. Это брови.

Какие они?

Они черные, они пушистые, дугой. Всё верно.

Какого размера глаза?

Алим. Круглые,большие,чёрные…

На что походят брови?

Амир. Они походят На дугу.

Они похожи на коромысло. Хорошо

Какой формы клюв?

Жамиля. Острый. Да

На какую геометрическую форму она похожа?

Амир. Она похлжа на треугольник На треугольник. молодец.

Чем покрыто тело совушки ?

Тело совушки покрыто Перьями

Как показал их художник ?

-Художник показал их чёрточками

-художник изобразил их дугой

Ребята он изобразил их штриховкой Карандаш объяснит и покажет как это надо делать.

Вот посмотрите как можно штриховать

Слайд- виды штрихования

Давай вместе со мной попробуем в воздухе поштриховать

Повторяйте за мной. (карандаш показывает штриховку прямую,дугой,наклонную.)

Какого цвета краски нужны для рисования совушки ?

Для рисования совушки нужны Светло и тёмно коричневыекраски. Верно

Какой кистью рисовать сову ?

Лиана. Нужны кисти С толстым и тонким ворсом.

Все согласны?да

Молодцы, вы дали правильные ответы!

Показ способа рисования птицы , соблюдая последовательность.

Сейчас я покажу как рисовать сову , где применять толстую, а где тонкую кисть. Вы внимательно смотрите, наблюдайте и запоминайте.

а) рисование совушки кистью с широким ворсом и светло-коричневой краской :

туловище-овал большого размера (овал стоит) ;

голова-овал наверху над туловищем среднего размера (овал лежит) ;

крылья-овалы по бокам от туловища ;

б) рисование кистью с тонким ворсом :

глаза (2 черных круга)

брови над глазами в виде 2-х дуг «как птичка» ;

клюв в виде треугольника, острым концом вниз;

коготки (по 3 штриха из одного места, находятся под туловищем;

Все запомнили?да.

Давайте прорисуем в воздухе овал.

Дети рисуют.

Инд. работа с Аделей,Лианой,Амиром в рисовании овала в воздухе

Инд. работа с Азалией, Миланом, Имилем в рисовании штриховки в воздухе .

Физминутка по потешке «Совушка » .

Ах, ты, совушка-сова ,

Ты бошая голова, (руками показать над головой большой круг)

Ты на дереве сидела, (приседания)

Головой своей вертела, (повороты головой в разные стороны)

С дерева свалилася, (наклоны влево и вправо)

В яму покатилася» (повороты вокруг туловища) .

Самостоятельная творческая деятельность детей, руководство воспитателя работой детей, индивидуальная помощь, включение магнитофона с пением лесных птиц.

Включается музыка.

Дети берут в руки кисти с широким ворсом и рисуют овал большой, стоячий-это туловище

Затем овал наверху над туловищем среднего размера (овал лежит) -это голова

После крылья-овалы по бокам от туловища (место,где голова и туловище вместе соприкасаются) ;

Дети рисуют

Все нарисовали туловище ,голову и крылья?Да

У всех получилось?Да.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут , как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами

и они станут у вас такими (показ образцов) .

На что походят пёрышки?

Перышки походят на чёрточки

Пёрышки походят на дугу. правильно

Одним словом ребята вы должны изобразить их крупной штриховкой штриховкой

Давайте порепетиуем. у всех получается?да

Дети рисуют на листах

Теперь нарисуем глаза, клюв и коготки

Не забудьте «оживить» сосну.

Как вы её «оживите» ?

Нарисуем веточки с иголочками

Чем можно нарисовать иголочки ?

Мелкой штриховкой

Давайте порепетируем в воздухе мелкую штриховку.

(выбор детьми штриховки и нанесения её на ёлочку) .

У всех получается?да

Инд работа с детьми у кого есть недостатки.

III.Подведение итогов 3 мин.

Анализ детских работ.

Что вам понравилось рисовать ?

Мне понравилось рисовать Сову

Мне понравилось рисовать штриховкой

Мне понравилось изображать пёрышки

Что вы чувствовали, когда создавали свою иллюстрацию ?

Милан. Я чувствовал себя художником

Алим. Я чувствовал, что сова как бы оживилась

Адель. Я почувствовал себя там в потешке.

Каждый из вас нарисовал свою совушку- сову , они у вас получились разными (обратить внимание на позу совы) .

Ребята у вас получились чудесные рисунки, самые удачные я хочу забрать в свою галерею.

Ребята. Чтобы ваши работы были законченными, как у художника , мы с вами вечером напишем текст потешки и подарим эти иллюстрации детям младших групп .

Прежде чем начнёте наводить порядок на рабочих столах, я прошу вас полюбоваться работами друг друга.

На будущее : дописать и ответы детей неправильные и дать правильно на них ответы,

В конце в подведении итогов анализ работ подробно, рассматривая и анализируя каждую работу, а можно было лучше вот здесь, вот так….

СОВУШКА-СОВА - БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

Цели занятия:

  1. Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.
  2. Учить создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью.
  3. Продолжать учить смешивать цвета на палитре.
  4. Развивать творческое воображение.

Материал для занятия:

  1. Акварельные листы, тонированные в темносиний цвет, размер "/г А4; .
  2. набор гуаши 12 цветов;
  3. салфетка для кисти;
  4. кисти белка №5 и 2;
  5. баночка с водой;
  6. палитра
  7. иллюстрация с изображением совы или игрушка-сова.

Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц», В. Бианки «Сова»

Ход занятия

  1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку о лесной птице:

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

Дети. Сова.

Педагог. Верно. Про сову сложено немало сказок, стихов, песенок. Послушайте одну из них.

Утром солнечным у сов
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь –
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери – на засов.

Ночью спят и зверь и птица,
Только ей одной не спится,-
Знает весь лесной народ:
Всё у ней наоборот.
Но сов а одна лишь знает,
Отчего и что бывает
Даст сова такой совет,
Что его мудрее нет.
Всё про всех сова услышит.
Ночью в свой дневник запишет,
Кто напал и съел кого,
Как в лесу зовут его.
Силы зря она не тратит,
Но уменья не утратит
По ночам мышей ловить
И гнездо из веток вить.
Потому не суетится,
Как пугливая синица:
Та, что так для всех важна,
Суетиться не должна.

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.

Педагог. У совы - большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова - хищник, который охотится только ночью. Природа наградила эту птицу одной особенностью: огромные глаза совы не любят яркого дневного света, и, если ее вытащить из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте. У птицы есть острые когти и кривой клюв. Большинство этих хищных птиц питаются исключительно грызунами и приносят этим огромную пользу. «Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».

Г. Снегирев

Физкультминутка

«Сова»

Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят», глаза закрыты.

В лесу темно,

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит, Летит, кричит.

Совушка-сова, Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит

Да вдруг - как полетит.

Руки в стороны - машут крыльями.

Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова» сидит на ветке .

Повороты головы вправо-влево.

Руки в стороны - машут крыльями .

  1. Практическая часть

Педагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперение.

Этапы выполнения работы

  1. Начинаем рисовать с туловища. На палитре смешиваем краски и получаем серый цвет. Какие краски мы для этого возьмем? Правильно черный и белый. Серой краской мы рисуем овал. Это туловище нашей совы.
  2. Потом круглую рисуем голову, тоже серой краской.
  3. Крылья тоже серые и похожи на удленненые овалы.

Теперь нужно подождать пока краски высохнут. А пока мы нарисуем ветку дерева на которой будет сидеть наша сова.

Теперь когда краски высохли можем продолжеть рисовать голову. Берем коричневую краску на кисть и примакиваем ее к листу поднимаем кисть и таким образом рисуем один и второй глаз.

Коричневой краской на туловище рисуем перья, тем же способом примакиванием. Первый ряд коричневый, второй черный, третий коричневый, четвертый черный. и т.д., пока рядами из разноцветных перышек не покроется все тело птицы.

  1. Глаза. Нарисавать два кружка желтого цвета это глаза, черной две маленькие точечки это зрачки.
  2. Брови-щеточки. Белой краской тоненькой кисточкой нарисовать брови.
  3. Клюв. Желтой краской нарисовать клюв, который похож на треугольник, заостренным концом смотрит вниз.
  4. Лапки. Тоненькой кистью красной краской делаем пальчики тоже прикладываем кисть три пальчика в одном месте, три в другом.
  5. Дополнения к общей композиции:

Ветки, листья и месяц и звезды

Разминка для рук во время работы

«Совушка-сова»

Руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону.

Совушка-сова, Большая голова

На суку сидела, Головой вертела,

В траву свалилася,

В яму провалилася.

Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.

Уронить руки на колени.

Убрать руки с колен и уронить их «в яму».

  1. Заключительная часть

Рисунки вывешиваются на доске. Давайте посмотрим на наших сов какие они получились. Кто помнит как мы рисовали перышки совы каким методом (Примакиванием). На каком рисунке вам кажется самая веселая сова? На каком самая сердитая? На каком грустная?

Для чего совам длинные когти и острый клюв? Как вы считаете какую пользу приносят совы? Правильно они помогают бороться с грызунами. Многие совы занесены в красную книгу и охраняются людьми.

В конце занятия проводится игра «Совушка-сова».

Одному из детей надевается шапочка - маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).

Дети-птички выбегают в центр свободного пространства группы - «на полянку», летают.

Совушка-сова, большая голова,

Днем крепко спит, на дубу сидит.

А как ночь настает,

Просыпается,

На охоту собирается.

Летит, кричит: «У-у-у!».

Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет детей, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.


Конспект итоговой НОД в подготовительной группе, тема: «Совы»

Цели:

Выявить уровень математических знаний детей (количественный и порядковый счет, величина, геометрические фигуры), умение писать цифры и измерять расстояние линейкой.
Выяснить уровень сформированности у детей знаний о природе (природные взаимосвязи; польза сов и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятия «хищник», «самка», «самец», «маскировка», «Красная Книга»).
Определить умение детей делить слово на слоги и считать их количество; определять ударный слог в слове; составлять полное развернутое предложение с заданным словом, используя различные части речи; объяснить смысл слова.
Расширить и уточнить знания детей о совах.
Уточнить знания о профессиях.
Выявить умение детей делать выводы из увиденного и услышанного, четко излагать свои мысли.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Фотографии совы ушастой и совы болотной.
Аудиозапись голоса совы.
Рабочие листы.
Простые карандаши. Клеящие карандаши. Линейки.
Цветные силуэтные картинки сов в виде геометрических фигур.
Книга В. Бианки «Сова».

Ход занятия:

У нас живут совы ушастые и совы болотные. Вот их фотографии. (Показ фотографий).

Определите, пожалуйста, на каком фото изображена ушастая сова, а на каком болотная сова. Объясните свой выбор. (Ответы детей). Названия этих птиц рассказывают о них. Сова, у которой на голове перья в виде ушей, конечно же, называется ушастой совой. А за что получила свое название болотная сова? Поразмышляйте. (Ответы детей). Болотная сова любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди: то болота осушают; то скот пасут там, где совы гнездятся; то вообще, землю перепашут; а то и пожар сами устроят, чтобы трава сгорела.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

Глаза у совы большие, но неподвижные. Причем и днем и ночью совы видят одинаково хорошо. Вот только хорошо видят то, что подальше от них. А то что у них под носом, вернее, под клювом, почти не видят. Зато шеей сова может вертеть очень хорошо - почти вокруг себя.

Гимнастика для глаз «Сова вертит шеей»

Детям предлагается повернуть шею и отыскать глазами предметы, расположенные слева, справа, внизу, вверху.

Когти у совы острые и длинные, клюв крепкий с острым изогнутым крючком на конце. На своих широких крыльях совы летают бесшумно. Окраска оперения серая или бурая. Бурый, это какой цвет? (Ответы детей). Серо-коричневый.

А слух у совы удивительный! Только мышка пискнет, или ежик листочком зашуршит, сова стремительно летит и когтями своими хватает добычу. Почти никогда не промахивается!

Совы - хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами - мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок - сова будет рада такому лакомству.

Упражнение «Сова на охоте»

Возьмите линейку и измерьте расстояние от совы до ее добычи. Кто ближе всех к сове? Кто дальше всех от совы? На каком расстоянии? (Ответы детей).

Ушастая сова свое гнездо не строит, а откладывает яйца в старые гнезда сорок и серых ворон. А болотные совы и вовсе откладывают яйца в углублении в земле. В гнезде бывает чаще всего от 3 до 6 яиц.
Сова-самка сидит на яйцах около месяца, а если вдруг гибнет, то самец продолжает насиживать яйца. Кого в природе называют самцом. А кого самкой? (Ответы детей). Самка - мать, самец - отец.

Упражнение «Гнездо совы»

Нарисуйте яйца в совином гнезде. Сколько яиц нарисовать, решайте сами. Напомню только, что в совином гнезде чаще всего бывает не меньше трех, но не больше шести яиц.

Птенцы сов, совята, вылупляются покрытые пухом, но глухие и слепые. Совята примерно через неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя.

Упражнения «Сосчитай слоги в словах», «Ударение», «Составь предложение»

Сосчитайте слоги в словах «сова», «совенок».
- Определите ударный слог в этих словах.
- Составьте предложения с этими словами.

Подвижная игра «Совушка-сова»

Считалкой выбирается «сова». Остальные дети «птички». Сигнал – «день». Птички летают, зернышки клюют, водичку пьют. «Ночь» – птички замирают. Вылетает сова и ищет себе добычу. Если дети – птички пошевелятся, то сова забирает их к себе в гнездо.

Совы ночные хищники. Они охотятся ночью. А днем ведут неподвижный образ жизни.

Иногда про людей говорят: «Он сова». Как в думаете, про каких именно людей так говорят? Чем они заслужили сравнение с совами?

(Ответы детей).

Так говорят про людей, которые ночью не спят, а бодрствуют, работают. Такие люди, которые чувствуют себя бодрее вечером, чем утром, и которые ложатся спать поздней ночью.
Но есть такие профессии, в которых людям приходится, как совам работать ночью. Может вы знаете такие профессии? Или среди ваших знакомых есть такие, которые работают ночью? (Ответы детей).
Врачи, водители, пожарные, полиция работают ночью. Сторожа и охранники. Чтобы у нас был хлеб к завтраку, пекари работали на хлебокомбинате в ночную смену. Есть магазины, аптеки, работающие круглые сутки, то есть и днем, и ночью, в которых трудятся продавцы.

Сова - символ мудрости у многих народов.

Совы приносят человеку огромную пользу уничтожая мышей - вредителям посевов. За лето одна сова съедает тысячу мышей. В нашем уголке книги есть сказка Виталия Бианки «Сова». Мы прочтем ее после занятия.

Совы умеют отлично маскироваться. Что это значит - «маскироваться»? (Ответы детей). Маскироваться - стать незаметным, слиться с окружающим пространством.

Дидактическая игра «Маскировка сов»

Эти совы замаскировались под геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. (Ответы детей). Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник.

Рассмотрите деревья с дуплами. Сколько деревьев? 7. Сосчитайте дупла. Сколько их? 6. Чего больше?

Под каждым деревом впишите цифру - порядковый номер.
Под каким номером дерево с самым большим дуплом?
Под каким номером дерево с самым маленьким дуплом?
Под какими номерами деревья с одинаковыми дуплами?
Наклейте сову, замаскировавшуюся под круг на первое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под треугольник на третье дерево
Наклейте сову, замаскировавшуюся под прямоугольник на седьмое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под овал на дерево без дупла.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под пятиугольник на пятое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под квадрат на четвертое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под шестиугольник на шестое дерево.

Вопросы к занятию:

Какие виды сов живут в наших краях?
За что получила название ушастая сова? Болотная сова?
Какие у сов глаза и зрение?
Какой у совы слух?
Что вы можете сказать о совиных когтях и клюве?
Как устраивает гнездо ушастая сова? Болотная сова?
Сколько яиц бывает у сов? Кто их насиживает?
Какими вылупляются из яиц совята?
Чем питается сова?
Почему сова считается «ночным хищником»?
Какую пользу приносит сова людям?
Каких людей называют «совами»?