Чеканка и выколотка объемных форм. Чеканка по металлу обучение

Чеканку делали еще в древние времена и такие изделия были такими дорогими, что лишь богатые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас в наше время не только каждый может купить ее, но и сделать в домашних условиях. Каким образом? Об этом пойдет речь в нашей статье. Мы рассмотрим мастер-класс чеканки из фольги своими руками, которую можно повесить или же поставить у себя дома. В качестве подарка она тоже отлично подойдет. Для начала мы рассмотрим простой вариант создания чеканки.

Начинаем с простого

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.


Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

Подарок родным и близким

Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».

Нам понадобится:

  • фольга;
  • картон;
  • инструмент (кисточка, палочка для суши);
  • шаблон или трафарет;
  • подложка (ею может оказаться альбом или фетр).

Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:

Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.

После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.


Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.


Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.

Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.

Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:

Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.


Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.

В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.

Теперь обратной стороной вверх кладем на стол нашу работу. Возьмем картон.

Затем наложите картон на фольгу.

Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

Чернение и осветление металла при чеканке

Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.

Здравствуйте друзья!

Коротко расскажу-покажу, как я делал настенное панно «КОТ УЧЕНЫЙ».

Начал с рисунка в блокнотике.

Вот как то так я представляю «Кота ученого», который днем и ночью ходит по цепи кругом. :)

Небольшая задержка произошла с глазами. Очень хотелось зелененькие, даже купил в интернет - магазине два нефритовых камушка с эффектом «кошачий глаз». Но потом на развале попались голубенькие бижутеринки от бус - подумал, а почему бы нет. Голубоглазый кот будет смотреться креативненько. :)

Приложил бусинки на ватман и увеличил картинку до желаемой.

Вычеканить кота не сложно. Форма простенькая. Можно это сделать на толстой резине или на мешочке с песком. Можно чеканить на смоляной подложке, как настоящие мастера чеканки. Но этот метод грязноват для квартиры. И не такая уж это тонкая работа. Поэтому я сделал небольшую оправку. Подготовка занимает немного времени, зато выстучать фигурку по форме одно удовольствие.

На лист фанеры по копирке переводим контур кота и выпиливаем электролобзиком.

Получившийся контур прикручиваем саморезами к ненужной доске (лучше помассивнее - поглощает звук и стучать сподручнее). И заполняем контур пластилином. Смола, конечно получше, на ней можно чеканить более сложные рисунки, но для котенка сойдет. :)

Вырезаем подходящий кусок медного листа. У меня простая кровельная медь, продающаяся на строительных рынках, толщиной 0,6 мм. Не забываем отжечь медь, чтобы она стала более податливой. Я отжигаю просто на кухонной плите. Прикручиваю отожженный лист на форму, отступая 10-20 мм.

Еще раз проверяем контур. Для удобства можно обвести маркером. И начинаем потихонечку колотить, стараясь получить объемное изображение.

В конце этой операции должно получиться примерно так.

Откручиваем саморезы и снимаем медный лист с формы. Во время выколотки наш лист нагартовывыется и становиться упругим, потому еще раз ожигаем его и отбеливаем. Надо же глянуть, что у нас получается. Я очищаю медный лист 10 % раствором серной или соляной кислоты. Только ради бога поаккуратнее, кислота опасная штука!

Примеряем глазки и чеканим под них посадочные места. :))

Опять прикручиваем кота на форму и еще раз выбиваем по контуру. Придаем еще больший объем. На самом деле переворачивать медную заготовку можно великое множество раз (не забывая отжигать медь, снимая внутреннее напряжение) , добиваясь желаемого результата. Как говорится, совершенству нет предела, но котяра не Апполон, поэтому я остановлюсь на этом. :)

Ножницами по металлу вырезаю фигурку с небольшим припуском.

Теперь займемся глазами. По задумке они должны немного подсвечиваться, поэтому выпиливаем лобзиком глазки, :)) оставляя зрачки.

Голубые камушки, в прошлой жизни, были бусами, поэтому в них уже просверлены отверстия. В которые я вставляю медные проволочки, просверливаю дырочки и припаиваю их с изнанки шкурки животного. :))

На просвет они будут выглядеть примерно так.

При выстукивании объема, главное не переборщить с силой удара. Все таки, пластилин помягче смолы. А то можно порвать медный лист, как обычно на самом видном месте.

Я не расстроился. У меня, по задумке нос накладной, из кусочка латуни. Его то мы и благополучно припаиваем на место, закрывая огрех выколотки.

Изнутри паяем на спину медную проволоку. Будет киске подвеска.

Следующим процессом будет выпиливание лобзиком рыбных останков в брюхе хищника. :))

В лучах торшера это выглядит так.

Сверлим ему в щеках отверстия и паяем усы из медной проволоки. Думаю, по 3 усика будет достаточно. :)

С одной половинкой закончили. Достаем еще один медный листик

и повторяем все для другой половинки. Здесь процесс идет пошустрее. Глаза-усы не нужны. Лапы и хвост - вот его фамилия. :)

Получились два полкота

которых нужно соединить. Для этого облуживаем половинки и паяем. На выходе получаем цельную тушку. :))

Ножницами по металлу отсекаем ненужное и «КОТ УЧЕНЫЙ» почти готов.

Выглядит очень молодо, поэтому слегка «состариваем» его с помощью серной печени.

На самом деле я над котом пытался проделать еще одну процедуру. Очень мне хотелось «обшить» его по контуру латунной проволокой, вроде как он не спаян, а сшит. Даже начал процесс «шитья». Но мне не понравилось. Не рассчитал толщину проволоки - тонковата. Работа кропотливая, а стежков почти не видно. Более толстой латунной проволоки под рукой не оказалось. Медной не хотелось, - пущай будет паянный. :)))

На стене он выглядит так.

Как то он голенько на стене висит. Ему бы рамку побогаче…. :)))

Приобрел сосновый мебельный щит.

Приложил кота, разметил и выпилил электролобзиком ему окошко. Отступил немного и выпилил еще одно.

С обратной стороны укрепил щит брусками.

С помощью дрели с металлической щеткой и морилки немного «состарил» щит. Не рекомендую повторять эту операцию в квартире. Очень много мелкой древесной пыли. Забивается повсюду. Пылесос с поставленной задачей не справился. Погиб. :)

Так как хотелось сделать рамку котенку с подсветкой, купил трансформатор и светодиодную ленту. Потоньше трансформатор не нашел. Пришлось немного «утопить» его в дерево с помощью стамески.

Вырезаю из латунного листа полоски шириной равной толщине мебельного щита (28мм) и с помощью омедненных гвоздиков обшиваю рамку млекопитающему. :)))

Соединяю внутреннее и внешнее окошко, так, чтобы маленькое окошко было приподнято над щитом на 1 см. Для этого вырезаю латунные полоски, шириной 7 см и прибиваю их гвоздиками. Сначала по внешней стороне маленького окошка, потом по внутренней стороне щита.

Рамка для котяры почти готова.

Осталось приладить подсветку. Прикручиваем трансформатор, провода, клеим светодиодную ленту. Лента клеится очень просто. На ней уже нанесен клеящий слой, наподобие двухстороннего скотча.

Закрепляем кота. Можно на проволочке, бечевке и т.п. У меня висит на стальной латунированной цепочке. Все - таки «КОТ УЧЕНЫЙ». :)

Вешаем на стенку и проверяем подсветку.

После этого подсвечиваем котяру изнутри. Для этого, в заднем окорочке просверливаю отверстие. Внутри закрепляю кусочек светодиодной ленты и подсоединяю к проводке.

Да, чуть не забыл, сзади поставил выключатель. Теперь можно переключать панно на дневной и ночной режим работы. При дневном режиме горят все светодиоды, при ночном светятся только глаза и рыбная косточка в брюхе. :) Хотя, светодиоды достаточно долговечны и экономичны. На электроэнергии не разоримся. :)

Осталось покрыть деревянные поверхности специальным маслом - воском для садовой мебели и на стенку котика…. :)

Если коротко, то вот, пожалуй и все. Возникнут вопросы по деталям - постараюсь ответить. Спасибо за внимание. Всем удачи в творчестве. :)))

P.S. Немного о грустном.......

Попробую подытожить затраты:

Медь кровельная 0,6 мм шир.600 мм ___________________0,5 п/м _______________ 900 руб.

Латунь листовая 0,6 мм шир.600 мм ____________________ 05 п/м _______________ 1200 руб.

Щит мебельный _________________________________________________________ 380 руб.

Деревянная рейка _________________________________________________________ 115 руб.

Петли для щита ___________________________________________________________50 руб.

Гвозди латунированные ____________________________________________________210 руб.

Медный (латунный) провод _________________________________________________ 50 руб.

Трансформатор ___________________________________________________________350 руб.

Светодиодная лента _______________________________________________________250 руб.

Выключатель ______________________________________________________________30 руб.

Сетевой провод ____________________________________________________________35 руб.

Глаза кошачьи ______________________________________________________________100 руб.

Латунированная цепочка _____________________________________________________ 120 руб.

-расходные материалы:

(припой, флюс, МАПП - газ, шкурка, пилки для лобзиков,

серная печень, кислота, морилка, пластилин,

масло-воск, пемолюкс, силикон,

саморезы, шурупы, маркер по металлу и т. д. и т. п.) ___________________________1000 руб.

ИТОГО: ____ 4 790 руб.

(если ничего не забыл…..:))

Материалы:

Медный лист, медная проволка, латунная проволка, припой, ножницы по металлу, лобзик, газовая горелка, молотки, латунированная цепочка, листовая латунь, флюс, фанера, дерево, пластилин, силикон

Материал разработали:
педагог дополнительного образования
ЦДТ «Царицыно»
Ганжинова Анна Михайловна
Методист ЦДТ «Царицыно»
Некрасова Елена Николаевна

Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги

Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Техника
чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна в Древнем
Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая,
Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной
Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в
древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.

Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется
ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности
листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При
изготовлении сосудов ее заливают внутрь.
Чеканка широко распространена при изготовлении различных декоративных художественных
изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов (о технике чеканки см. приложение №2).
Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не
требующий использования специальных инструментов и оборудования, доступен детям.
Фольга – это тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Фольга появилась в XIX в., когда
металл стали раскатывать на блюминге. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком,
поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.

Очень похожа на чеканку металлопластика, только ее выполняют специальным инструментом
- давильником.
Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую
шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш.
Нас интересует создание эффекта чеканки из фольги, так как это панно делали дети-
дошкольники. Работа с фольгой позволяет узнать свойства металла и в то же время увидеть
возможности рельефа. Ребятам понравилось, что с фольгой просто работать, налицо результат, они
видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом. Рельефы из фольги
могут также служить украшением альбомов, шкатулок, оригинальных поздравительных открыток.
Особенности материала
 При изготовлении любой модели нужно помнить, что рельеф должен быть не высоким и не
должен иметь острых частей, иначе фольга может лопнуть. Для получения хорошего отпечатка
целесообразно распределить насыщенность изображения элементами равномерно по всей
поверхности модели.
 Также необходимо учитывать появления световых бликов, в связи со значительной
светоотражающей способностью фольги. Блики могут либо помочь выявлению объема, либо
привести к разрушению зрительного восприятия объекта в целом. Чтобы избежать
нежелательного светового эффекта, нужно стремиться все поверхности выполнять в виде
плоскостей и поменьше допускать сферических форм и «пузырей». Тогда световые пятна будут
возникать не случайно на местах вздутий, а распределятся по границам переходов одной
плоскости в другую, способствуя лучшему контрасту и выявлению объема.
Материалы и оборудование:
 Карандаш.
 Бумага для эскизов.
 Копировальная бумага.
 Фольга в рулоне.
 Ручка (для тиснения рисунка).
 Картон для основы.
 Клей ПВА.
 Нитки для вязания и шнуры.
 Картон для плоских деталей.
 Краски акриловые.
 Клеевой пистолет (для педагога).
Этапы выполнения панно:

  • Выполнить эскиз рисунка на бумаге или непосредственно на плотной основе. Можно взять готовый рисунок и скопировать его. Достаточно нанести основные контуры.
  • Нанести по контурам рисунка клей ПВА.
  • Приклеить детали последовательно. Если есть большие плоские детали, то вначале приклеить их, а затем приклеить нитки на контуры рисунка (или шнуры).
  • Дать время для того, чтобы детали хорошо приклеились к основе и высохли.
  • Смазать работу тонким слоем клея ПВА.
  • Покрыть всю работу фольгой, тщательно прижимая к деталям. Размер фольги должен быть больше размера основы.
  • Загнуть фольгу по краям - аккуратно и плотно.
  • Края подклеить .
  • Доработать тупым концом ручки желаемые детали рисунка .
  • Нанести краску на всю работу .
  • Снять слой краски с наиболее выпуклых частей рисунка. Лучше протирать нежными прикосновениями с помощью тампона или губки.
  • По желанию можно нанести на отдельные участки рисунка краски других оттенков .
  • Приклеить с помощью горячего пистолета верѐвочку для подвешивания панно на стену.

Полная версия документа:

Изделия из металла прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже невозможно представить действительность без автомобилей, велосипедов; женщины, пожалуй, не смогут жить без металлической кухонной утвари, а мужчины - без инструментов и прямоугольных алюминиевых боксов . Что же касается рукоделия, то тут дела обстоят несколько иначе. Безусловно, мы вяжем спицами и крючками, используем при шитье металлические наперстки и иглы, но из самого металла мы создаем что-то крайне редко. Между тем, есть прекрасный вид декоративно-прикладного искусства, который нам под силу. Речь идет о художественной чеканке . Конечно, мы с вами не сможем без специальной подготовки и инструментов выполнить чеканку по таким материалам, как латунь, медь, алюминий. Но попробовать себя в этом виде искусства все-таки стоит. И поможет нам в этом данный мастер-класс. Более того, данную чеканку вы сможете сделать вместе с детьми. Давайте приступим!

Инструменты и материалы:

  • Алюминиевый тюбик из-под крема, зубной пасты и т.д. Сейчас такой тюбик найти сложно, большинство из них делают из пластика. Но некоторые крема, к счастью, по-прежнему продают в металлических тубах.
  • Ножницы, нож.
  • Шариковая ручка.
  • Скотч.
  • Для рамки: картон, лоскутки кожи или кожзаменителя, клей "Момент Кристалл".
  • Для точечной росписи: акриловые краски, зубочистки или тонкая кисть.
  • При помощи ножа аккуратно срезаем верхнюю часть тюбика.


    Ножницами разрезаем одну из сторон. Разворачиваем заготовку. Остатки крема (или зубной пасты) можно удалить при помощи влажной салфетки или же просто помыть заготовку в воде.


    Теперь необходимо убрать все неровности, сделать поверхность ровной и гладкой. Для этого переворачиваем заготовку обратной стороной (с надписями) вверх и ручками от ножниц полируем поверхность.


    Вот, что получилось:


    Понравившийся рисунок распечатываем в необходимом размере. У меня размер заготовки получился 11 см на 9 см. Размещаем рисунок на обратной стороне заготовки и крепим его при помощи скотча.


    Кладем заготовку на что-нибудь мягкое, например, на стопку тетрадей, накрытых плотной тканью.

    Шариковой ручкой обводим рисунок по контуру. Нажим на ручку должен быть средним. Если мы будем сильно нажимать на ручку, но можем порвать заготовку, а если же нажим будет слабым, рисунок не отпечатается на заготовке.


    На лицевой стороне уже виден слон.


    После того, как контур рисунка переведен, можно приступать к созданию объема на чеканке. Для этого воспользуемся обратным концом ручки. Если же рисунок с мелкими деталями, но можно взять что-нибудь меньшего диаметра. Я воспользовалась обратной стороной крючка для вязания. Аккуратными движениями несколько раз проходим по одному и тому же месту, придавая объем.


    Кстати, перед тем, как придавать объем чеканке, можно для удобства отклеить рисунок с обратной стороны, и еще раз обвести контур ручкой уже по заготовке.


    Время от времени переворачиваем заготовку на лицевую сторону и слегка надавливая на инструмент, обводим рисунок. Это необходимо для того, чтобы сделать границы рисунка более четкими. Делайте это аккуратно, чтобы случайно не порвать заготовку.


    Вот такой получился слон.


    Теперь снова берем шариковую ручку и делаем ей точки по контуру слона.


    Акриловыми красками расписываем слоника в технике точечной росписи. Можно это делать тонкой кистью, а можно зубочистками. Последний вариант мне кажется более удобным, ведь на каждый цвет можно взять свою зубочистку.


    Чеканка готова.


    Теперь приступим к изготовлению рамки. Для обратной стороны рамки вырежьте из картона прямоугольник размером чуть больше чеканки.


    Приклеиваем сначала боковые стороны рамки, а затем верхнюю и нижнюю.


    Рамку тоже можно украсить в технике "точечная роспись".


    Данный мастер-класс написан специально для сайта , поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ! А при частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

    С наилучшими пожеланиями в творчестве, Jeiana Johanssen .