Почему нельзя фотографироваться перед разрушенной церковью. Можно ли фотографировать в церкви? Вера Аникина: Какие места наиболее удобны для съемки в церкви

Запрещено ли снимать в церквях и монастырях [без благословления настоятеля, священника, и т.п.]?

Любая церковь --- это обычная общественная организация. Устанавливать какие-то правила поведения, обязательные для посторонних, она не может. Так называемые «внутренние установления» религиозных организаций, предусмотренные законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 15), не могут противоречить законодательству.


Кроме того, при оказании церковью услуг (крещение, отпевание, и.т.п.) применим закон «О защите прав потребителей», шестнадцатая статья которого запрещает устанавливать какие-либо ограничения, помимо тех, что установлены федеральным законом или постановлениями Правительства. (Это не относится к отсутствию чеков: церквям разрешено торговать без кассовых аппаратов). Большинство церковных услуг имеют все признаки так называемой «притворной сделки», то есть, такой сделки, которая совершена с целью прикрыть другую, настоящую. Как правило, возмездное оказание услуги маскируется под «пожертвование», которое потребитель должен сделать в пользу прихода, причем размеры таких «пожертвований» чаще всего строго определены.

К сожалению, на практике добиться соблюдения закона от священника православной церкви, скорее всего, будет нереально, даже с помощью жалоб в контрольные органы. Политика тотального «оцерковления» приводит к тому, что государство смотрит «сквозь пальцы» на это и другие нарушения законодательства служителями православного культа (такие, например, как торговля без лицензии алкоголем и ювелирными изделиями, а также несоблюдение закона «О защите прав потребителей» при торговле в церквях, замаскированной под «сбор пожертвований»).

Многие церкви и монастыри являются объектами культурного наследия, и ограничения на доступ к ним могут устанавливаться только по согласованию с соответствующим надзорным органом: этого требует закон «Об объектах культурного наследия...» (ст. 57). Статьей 7 указанного закона доступ к таким объектам гарантирован всем.

На практике церковная администрация часто это правило нарушает, устанавливая произвольные ограничения на доступ и обработку информации о таких объектах, к которым относится и запрет на съемку. К тому же, такой запрет может преследовать еще одну цель: затруднить фиксацию нарушений режима содержания памятников культуры (самовольный ремонт, разрушение, и т.п.)

Кроме того, недавно добавленная в закон статья 474, детально описывающая порядок доступа к объектам культурного наследия, содержит дополнительные послабления для религиозных организаций: определяя такие условия, им можно учитывать «требования к внешнему виду и поведению лиц, ... соответствующие внутренним установлениям религиозной организации». Требования эти не должны противоречить закону, а запрет на съемку ему противоречит. Но такое послабление неминуемо станет оправданием для многих незаконных ограничений на территории церквей (чаще всего церкви эти будут православными).

Возможны ситуации, когда снимать на территории религиозных учреждений действительно нельзя, но они определяются на основе законодательства, а не внутренних церковных правил. Например, в монашеские кельи вас, скорее всего, не пустят, ссылаясь на тайну частной жизни.

Делаются попытки объявить «тайной частной жизни» и сам факт молитвы в церкви, но критики они не выдерживают. Такую тайну может составлять само содержание молитвы, а содержание исповеди является «тайной исповеди». Но фотография или видеозапись таких сведений не содержат, а сам факт нахождения лица в общественном месте «тайной» быть не может. К тому же, большинство запретов исходят не от самих верующих, а от администрации церквей.

По материалам сайта antirao.ru

Учтите, что хотя закон может быть и на вашей стороне, но до его торжества хорошо бы ещё дожить, а эта информация не делает вас неуязвимым.

Продолжение следует.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вопрос о том, как фотографировать в церкви - относится к общему вопросу "как фотографировать вообще?". Но, учитывая саму ситуацию, есть множество нюансов, которые нужно учитывать.

Во первых - церковь, костел, храм - это место, в котором очень необычным образом сочетаются источники света. Обычно это маленькие окна, а еще куда-хуже - это тусклое освещение только от высоких люстр и свечей. Фотограф, в любом случае, столкнется с тем, что его камере в действительности будет мало света, а это чревато либо поднятием ISO со страшными шумами, либо использования вспышки, о которой будет ниже.

Во вторых - это само место, которое является религиозной святыней, будь-то католический костел или православная церковь и это нужно серьезно учитывать при проведении фотосъемки. Собственно, при съемке в церкви или подобном заведении очень серьезно нужно отнестись к святости того или другого места.

В третьих - сложность работы в малых помещениях - особенно это касается съемки крестин.

Процес венчание в действии

Если есть возможность, то рекомендую съездить на будущее место съемок и посмотреть как там обстоят дела с количеством света, его источникам. Желательно взять камеру с собой и прикинуть какие выдержки она требует для корректной экспозиции для того или другого объектива. Если света действительно мало, то нужно будет применить один из двух вариантов:

Использовать светосильный объектив, зумы по типу 24-70 2.8 и другие дорогущие 17-35 2.8 вряд ли Вам пригодятся, так как самый простой стандартный объектив в 50мм и 1.4 светосилой будет более полезен. Я прекрасно справляюсь с моим светосильным и резким Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резким Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. В данной статье часть фотографий как раз сделаны на 50мм. Но не важно какой системой Вы пользуетесь и какая светосила приемлемая - если обычного китового зума с стабилизатором будет достаточно для съемки в плохом освещении - пользуйтесь им на здоровье. Если с освещением уж совсем все плохо, то поднимайте ISO до сказочных высот, снимайте в RAW, потом давите шумы - зато останется атмосфера того места, что собственно главное в этой съемке. Также, по надобности можно установитьпоправку экспозиции на минус треть или даже на минус единицу.Если по какой либо причине светосильный объектив отсутствует и есть внешняя вспышка - нужно использовать ее. Но работать со вспышкой еще сложней в церкви, нежели просто со светосильной оптикой. Это связано с тем, что само сооружение имеет довольно большую высоту, что не позволит использовать внешнюю вспышку на отражения от потолка, также отраженный свет будет иметь не самую приятную цветовую температуру в силу того, что в церкви потолки и стены расписаны иконами, картинами и фресками. Потому лучшим вариантом я считаю использования заполняющего света с карточной отражателем либо специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель поможет смягчить тени, но все же готовьтесь к тому, что фотографии будут в стиле «вспышка в лоб». Иногда можно обойтись и встроенной вспышкой с тем же результатом. В данной статье часть фотографий сделана на простенький 18-55 (мне нужен был широкий угол) и SB-900. Если разрешили пользоваться вспышкой, то чтобы получить резкие фотографии советую прикрыть диафрагму.

Важно! Обязательно узнайте, можно ли пользоваться вспышкой в церкви. Обычно запрет может налагаться в силу чувствительности старых икон и росписей стен к жесткому импульсному свету лампы вспышки. Для этого достаточно кого-то спросить из работников церкви, а еще лучше, подойти непосредственно к батюшке и попросить благословения на съемку и узнать, можно ли пользоваться вспышкой и куда можно и нельзя заходить. Не проигнорируйте данную рекомендацию, как показывает практика, большинство батюшек охотно дадут разрешения и укажут, где лучше стоять и куда нельзя заходить. Также не заходите за иконостас - это допустимо только для батюшки. Всю остальную информацию Вам расскажут на месте.

При фотографировании старайтесь не делать длинные серии по 10 кадров в секунду. В храме или церкви присутствует особая акустика, которая звуки затвора моментально усиливает и обрывает слова батюшки или другого религиозного работника. Можете сделать серию при пении хора. И само собой, старайтесь не бегать и прыгать при съемке в церки, громко разговаривать и т.д. - это элементарная культура.

По поводу дресскода - опрятный вид, лично я снимаю в джинсах и кроссовках, так как это удобно и практично.

Снимаем церковную атрибутику

Также не расстраивайтесь, если места в церкви мало и Вам доступно фотографировать только затылки молодой пары - это вполне нормально, хоть и теряется художественная часть фотографии. В силу своей церемонии, молодые долго стоят со свечами,разнообразия не много. В это время можно параллельно сделать несколько хороших кадров родителей и близких, которые переполнены чувств и храмовых интересных мест и вещей - подсвечники, росписи стен и т.д.

Таинство венчания

Отличные кадры в христианской церкви - это символическое связывания священником (батюшкой) рук молодых, большие красивые короны над головами молодых, движение молодых по амвону.

4379 Повышаем мастерство 0

Сегодня страстная пятница, и мысли о предстоящей Православной Пасхе, конечно, вызывают желание сделать необычные и интересные фотоснимки в храме или церкви во время празднования. Как же снимать храмы и в храмах?

Для многих религиозные объекты и события - часть культуры, фотограф получает великолепную возможность рассказать о традициях, найти новые истории и фактурные сюжеты. Давайте посмотрим, какие нюансы характерны для съёмки храмов.

Как правило, первая встреча с религиозными традициями - это встреча с храмовой архитектурой. Грандиозные соборы или маленькие церквушки — неважно, вариантов может быть множество, ведь даже христианские храмы иногда значительно отличаются друг от друга. При съёмке огромных зданий вблизи вы обязательно столкнётесь с сильными оптическими искажениями: сооружения будут «заваливаться», вертикальные стены окажутся наклонены. Это самая распространённая ошибка при съёмке архитектурных ансамблей; чтобы её избежать, необходимо найти точку съёмки на некотором удаленном расстоянии от объекта съемки.

Когда сложно выбрать подходящую точку, не обязательно снимать храм целиком, можно запечатлеть отдельные его элементы. Например, фасад, элементы ограды, роспись стен.

Внутри храмов, особенно во время служб, очень важно соблюдать правила посещения. Церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту. Если фотографировать запрещено - не стоит этого делать. Тогда следует обратится к настоятелю за разрешением.

Если такое разрешение получено, старайтесь снимать незаметно для окружающих. Лучше отказаться от съемки в церкви со вспышкой. Какая бы хорошая вспышка у вас не была, она не сможет передать естественного церковного освещения и лишь затушит яркость горящих свечей. Используйте светосильную оптику, света в храме будет мало. Во время съемки не забывайте про ISO и выдержку. ISO при совсем плохом освещении можно поднять до максимума, при этом снимайте в формате RAW, чтобы затем уменьшить шумы в Фотошопе. Выдержка не должна быть более 1/60 сек., иначе у вас могут получиться смазанные фотографии. Оптимальный вариант выдержки - 1/80 - 1/100 сек.

Попробуйте использовать два приёма - съёмку на расстоянии с помощью телеобъектива и общие планы со сверхширокоугольной оптикой. Телеобъектив помогает выхватить отдельных людей. А благодаря широкоугольной оптике можно сделать панорамный снимок. Сверхширокоугольный объектив хорош ещё и тем, что с ним можно работать на неудобных позициях, не глядя в видоискатель, при этом охватывая всё помещение.

Если вы стесняетесь фотографировать незнакомых людей или в храме никого нет, поэкспериментируйте с напарником. Попробуйте поймать момент, когда через окно храма падает луч света. Попросите вашего напарника расположиться в этом луче - и у вас получится отличный снимок: такие кадры намного интереснее и «живее», чем просто интерьер храма. Обращайте внимание на детали. Обязательно сфотографируйте свечи в красивых подсвечниках, пасхальные куличи, другие предметы.

А если вам запретили фотографировать - не отчаивайтесь, снимайте у входа.

Как видите, фотографировать религиозные объекты несложно. Будьте аккуратны и уважайте окружающих вас людей, их обряды и традиции.

Для сведения! Категорически нельзя делать фотографу во время фотосъемки в церкви:
- заходить на возвышение перед иконостасом;
- проходить между священником и иконостасом;
- вставать ногами и садиться на церковную мебель для того, чтобы поймать хороший ракурс;
- разговаривать и просить людей посмотреть в объектив во время богослужения;
- мешать передвижению священнослужителей.