Можно ли снимать в церкви на. Как фотографировать в церкви: венчание, крещение

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Как фотографировать внутри церкви

Большинство событий пасхальной недели происходят внутри помещения. Поэтому сделать хорошее пасхальное фото не так просто. Предлагаем вам быстрые рецепты нашей фотокухни, как запечатлеть на фото.

  • Используйте светосильный объектив. Он поможет выполнить качественное пасхальное фото в условиях слабой освещенности
  • Фотографируй в режиме RAW , это поможет эффективнее обработать снимки, улучшить экспозицию, баланс белого и т.д
  • Откройте диафрагму, при этом на сенсор попадет больше света. Можно использовать режим приоритета диафрагмы, если вам это удобно
  • Используйте штатив . Особенно удобен монопод, так как он позволяет легко передвигаться в людской толпе и не занимает много места
  • Увеличь ISO , не бойся поднять ISO до максимальных пределов, когда шум не портит фото.
  • Сдвиньте компенсацию экспозиции до — 1 Это позволит уменьшить экспозицию, снимать с меньшим значением ISO
  • Постарайтесь не использовать вспышку . Это позволит воссоздать реальную обстановку действия

Можно ли фотографировать в церкви?

Рассказать о правилах поведения, можно или нельзя фотографировать в церкви, мы попросили Анну Рудакову — регента православной церкви в Белозерске.

Как фотографировать в церкви. Анна Рудакова

Вера Аникина: Можно ли фотографировать в церкви?

Анна Рудакова: В церкви фотографировать можно, но перед службой, конечно, лучше спросить разрешения у священника, так потом легче снимать в психологическом плане. Если батюшки нет, то можно попросить старшего из служек. Я стараюсь спрашивать разрешения, иначе, боюсь, что введу в смущение. Можно попросить благословение на съемку.

Вера Аникина : Какие места наиболее удобны для съемки в церкви?

Анна Рудакова: Очень удобно снимать с клироса (где поют). Во время службы происходит много действий: священник благословляет, обратите внимание на взаимоотношения с дьяконом или алтарником. Например, недавно приметила, как батюшка передает поднос с хлебами освященными. Интересно, когда кадит. Можно заснять дымок, это очень красиво. Еще красиво помазание, батюшка вначале помазывает себя сам. А в Пасху очень красиво происходит освящение куличей. Можно поймать кропление их святой водой. И крестные ходы каждое воскресение после Пасхи.

Вера Аникина : Какие правила существуют для женщин-фотографов для съемки в церкви?

Анна Рудакова: В церкви женщинам фотографам желательно быть в юбке и в головном уборе. Нельзя женщинам заходить в алтарь и на солею (возвышенность рядом с алтарем).

Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать хорошие пасхальные фотографии!

И в заключении — подборка красивых фотографий, сделанных в церкви.


Если Вы собираетесь фотографировать в церкви, необходимо получить разрешение на фотосъемку у священника если потребуется. Для фотосъемки во время богослужения необходимо взять благословение у настоятеля храма или одного из священников, которые в нем служат.

Если вы зашли в церковь в то время, когда богослужения нет, такой необходимости, возможно, не возникнет. Тем не менее, если на двери висит предупреждение о том, что фотографировать в храме запрещено, нужно спросить согласия.

Во время фотосъемки в церкви фотографу категорически нельзя:

— разговаривать и просить молодоженов посмотреть в объектив во время богослужения;

— мешать движению священнослужителей;

— заходить на возвышение перед иконостасом;

— ходить по коврам (они только для священника и венчающихся);

— проходить между священником и иконостасом;

— вставать ногами и садиться на церковную мебель для того, чтобы поймать хороший ракурс;

Первое, что фотограф, собирающийся снимать венчание или крещение в церкви, в храме свои правила, нужно относиться почтительно к святому месту .

Желательно перед тем, как приступить к съемке, попросить на это благословение (разрешение) батюшки.

Как фотографировать в церкви?

Многие начинающие фотографы сталкиваются с тем, что сделанные в церкви фотографии получаются темными или размытыми.

Обычно в церкви достаточно темно, поэтому предпочтительно снимать малошумной фотокамерой с большой матрицей (Nikon d610, D 750, d4 или Canon 6d, 5d mk 3). Если же у Вас кропнутый фотоаппарат, понадобится дополнительный led-свет. Для того, чтобы получить красивые фотографии венчания с естественным освещением (без вспышки), необходимо:

При съемке венчания важно заранее выбрать подходящую точку съемки. В основном, фотографы встают сбоку от венчающихся либо за спиной священника, встав полубоком к алтарю. Во время фотосъемки в церкви фотограф может перемещаться, но делать это необходимо не часто, только тогда, когда это действительно необходимо. Не забывайте фотографировать новобрачных также со спины. Не забывайте в кадр включать священника; без него вряд ли получится полная картина таинства венчания.

То же самое касается и съемки крещения. Не стесняйтесь приседать или вставать на цыпочки, когда это необходимо. Старайтесь взять такой ракурс, чтобы в кадре были хорошо видны личико ребенка, его матери и священника.

В церкви лучше отказаться от съемки со вспышкой. Как бы хорошо ни получались фото со вспышкой, она не способна передать атмосферу таинственности, которая создается естественным тусклым светом в храме и пламенем свечей. Кроме того, яркий световой импульс от вспышки будет отвлекать священника от таинства венчания.

Чтобы фотографии в церкви получились четкими, используйте светосильный объектив. Во время съемки венчания не забывайте поднять значение ISO до 2000 или 2500. При большом значении ISO выдержка будет достаточно короткой для того, чтобы вы могли фотографировать венчание с рук и других опор.

Само собой, снимайте только в формате RAW, чтобы потом можно было уменьшить шумы и поправить в редакторе цвета. Выдержка не должна быть длиннее 1/60 сек., иначе у вас могут получиться нерезкие смазанные фотографии. Оптимальный вариант выдержки – 1/80 – 1/100 сек. Можно взять с собой штатив, но он не позволит вам оперативно перемещаться по помещению, если на церемонию приглашено много гостей. Поэтому лучше взять монопод.

В некоторых случаях светосилы объектива бывает недостаточно. Тогда пользуйте внешнюю вспышку, предварительно надев на нее рассеиватель, чтобы не получить неприятный эффект “вспышки в лоб” и смягчить тени. Старайтесь в этом случае занять такую позицию, чтобы яркий свет от вспышки не отвлекал священника, гостей и главных объектов съемки от священной церемонии.

"Как-то с товарищем мы проходили мимо Успенского храма. По сути, ничем не примечательная церковь в спальном районе города. Есть только один забавный факт: до храма это был кинотеатр. Незло пошутили, что после революции власть приватизировала церковное имущество, а сейчас настало новое время:) По этому поводу решили сфоткать церковь. Зашли во двор, успели сделать один кадр, как из храма буквально вылетел брутальный лысый дядечка. Со словами «Сюда идем», сам ринулся навстречу. На «нейтральной территории» он суровым, но спокойным голосом спросил, для чего мы фотографировали храм. Спорить с ним не хотелось, поэтому честно сказали, что у здания интересная история. Охранник вроде бы успокоился…"

(история из Интернета)

Такие истории сегодня нередки. Казалось бы, чего такого, что ты запечатлел красивое здание, тем более, если оно является памятником архитектуры? Но нет, порой служители храма так ревностно утверждают, что съемка запрещена, будто держат за пазухой военную тайну!

Разбор изнутри

Для начала хочется отметить – чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше заручиться благословением на съемку. Его можно взять у настоятеля храма или монастыря, а если их нет – у лиц, исполняющих их обязанности (например, ключаря или наместника). Если же и их вы не можете найти, тогда обратитесь к братии или служащим храма – они точно все расскажут и объяснят.

Согласно как законодательству, так и церковным правилам, фотографировать внутри храма можно. Конечно, есть несколько нюансов, но о них расскажу ниже.

Важно помнить, что когда вы находитесь в церкви – вы в гостях. А значит, какое-либо ваше самовольство должно вами же и пресекаться. Подойдите к батюшке, сообщите о своих намереньях поснимать внутри храма – скорее всего вам не откажут. Могут лишь указать те места, куда не стоит лезть с камерой.

Некоторые спрашиваю, можно ли фотографировать Таинства. В 90% из 100 священники дают на это добро. Разумеется, при условии, что вы знаете фотографируемых людей. В конце концов, такие Таинства, как Крещение или Венчание, проходят раз в жизни. Поэтому иметь в домашнем альбоме несколько фотографий с этого замечательного события точно не лишне. Снимок станет памятным документальным свидетельством. К тому же и через фотографию Господь может донести определенные блага! Возможно, просматривая ваши изображения люди обретут душевное спокойствие, или вообще откроют для себя Церковь.

Если вы получили разрешение на съемку Таинства, нелишним будет поинтересоваться у священника, где лучше стоять, с какого ракурса снимать, на какие детали обратить внимание. Вопросы эти не случайны. Так вы предугадаете сразу несколько аспектов. Во-первых (уже говорилось), вы находитесь в Доме Божьем, и лишняя, беспричинная, суета тут неприемлема. Из этого вытекает следующее: не надо демонстративно показывать, что вы фотограф и вам ничего не надо, окромя выполнения своего профессионального долга. Когда вы в храме – вы в гостях, и вы не знаете наверняка, для чего тут собрались остальные прихожане. Не ломайте отношения человека и Бога, не мешайте священнику грамотно проводить обряд. Лучше всего воспринимать сьемку, как некое послушание. Во-вторых, священники от вашей фотосъемки тоже имеют определенную выгоду. Самое меньшее – вы прославляете их храм, а значит - увеличиваете поток прихожан. В-третьих, кроме общих композиций следует уделить особое внимание и деталям. Просто потому, что это красиво.

В идеале фотографировать надо либо до Таинства, либо после, чтоб во время проведения самого обряда молитвенно поприсутствовать с собравшимися. Но обычно право выбора остается за вопрошающим.

Со «внутренним миром» мы разобрались.

Что касается внешнего облика храма, то его фотографировать не запрещено. Зачастую храмы – это настоящие произведения искусства, поэтому оставлять их вез внимания – это как минимум глупо. В наши дни именно с фотографий церковных зданий люди начинают интересоваться религией: выясняют, что это за храм, где он расположился. И так, шаг за шагом, приходят к вере.

Иногда священники говорят о небольшом моменте, который, кстати, не лишен смысла. Фотографировать сам храм можно и нужно, но вот фотографироваться на фоне храма все-таки не следует. В этом случае идет некая «игра образов». Для христианина на первом месте стоит Бог. Фотографируясь же на фоне храма, человек в первую очередь выставляет себя. Таким образом, Господь словно бы отодвигается на второй план. Хотя и тут все на совести людей.

Табу на фото

Несмотря на то, что по всем правилам фотографировать в стенах храмов и монастырей можно, все таки не следует пренебрегать запрещающими знаками. Если вы увидели табличку, что снимать на территории запрещено, лучше не вступать в дискуссии, а принять все как есть. Вывешивать подобные знак будут только с напутствия настоятеля, значит и заперт идет от него.

Священники могут запретить фотографировать по ряду причин.

В первую очередь это касается храмов, с большим количеством прихожан. Ваши действия (как уже неоднократно говорилось выше) могут нарушить незримую связь Бога и человека. Как следствие, люди могут разозлиться, что в храме недопустимо. К тому же и вам стоит задуматься – так ли важна для вас эта фотография? Что вы потом будете с ней делать? Выложите в Интернет? Будете созерцать долгими зимними вечерами? Вряд ли… Скорее всего, вы забудете о ней сразу же после «щелчка затвора».


Во-вторых, запрет накладывается на церкви со старой росписью, иконами, деталями интерьера или иными старинными предметами. Вспышки фотоаппарата могут принести непоправимый вред краскам, а значит вы, сами того не осознавая, разрушите святыню.

В-третьих, не следует самовольно фотографировать торжественные богослужения, в том числе Божественную Литургию. Несмотря на всю тожественность и нарядность обрядов, люди, принимающие в них участие, сконцентрированы на молитве. Не надо мешать им. К тому же есть вероятности, что большая часть кадров получится бракованной.

Есть и личные причины для запрета на сьемку. Например, в монастырях. Обитель – это не только территория незримого обитания Бога, но и место жительства братии. В буквальном смысле! Поставьте себя на место монахов – вам точно будет неприятно, если в ваш дом придут посторонние люди (хоть и по вашему приглашению) и станут фотографировать каждую мелочь.

А еще среди пришедших в храм есть люди с грешными помыслами. К сожалению, исключать этого не стоит. Из разговоров с церковными охранниками понимаешь две детали – каждый из служащих в храме боится пострадать от нечистых на руку.

Ни для кого не секрет, что сегодня ряд средств массовой информации (в том числе, Интернет-ресурсов) пытается очернить Церковь. И один из самых простых, но действенных способов – это клевета. Один из служащих как-то поведал мне (имя просил не называть): «На прихрамовую территорию зашли молодые люди. Они долго ходили вокруг церкви, фотографировали его, выбирали ракурс. Мы не мешали им. Да и что им предъявить, когда формального запрета на съемку нет? А спустя какое-то время, в Сети появились изображения нашего храма, которые никак не соответствовали действительности. На одном фото у крыльца стоял дорогой автомобиль. А возле него наш, якобы позирующий у своей модной тачки, батюшка. На другой фотографии – на колоколенке храма расположилась спутниковая тарелка. И так далее. Фотомонтаж творит чудеса. И этим «чудесам» почему-то верят? Особенно, если под ними есть характерная надпись: «Вот куда идут деньги прихожан!» К слову, батюшка, до храма всю жизнь на трамвае добирался ». К сожалению, такие случаи не единичные, и лжесвидетельства из серии «Прихожанин, подай на машину» еще долго будут ходить в Сети. Хоть правда и не на стороне провокаторов, служителям церкви все равно неприятно.


Другой аспект касается церквей, где есть действительно ценные святыни. Например, старинные иконы или утварь из драгметаллов. Не идеализируйте людей приходящих в храм. Вполне возможно, что потенциальные воры захотят присвоить себе церковное имущество. Или перепродать вещи по своим каналам. Фотографирование в данном случае может стать ни чем иным, как «разведкой». При помощи фотоаппарата могут быть выявлены такие мелочи, как расположение похищаемого предмета, охранные системы, недостатки внутренних конструкций храма. На улице камера может запечатлеть места возможного отхода: лазы, дыры в заборе, - а также места экстренного схрона украденного. Все-таки церковь – это не квартира, и к ее ограблению преступники заблаговременно готовятся.

Встречается и еще один схожий момент, но наиболее часто он касается старых городских храмов, которые после революции выполняли нехрамовую роль и недавно были переданы РПЦ. Не секрет, что земля для застройки безумно дорога и иные люди пытаются заполучить ее незаконным путем. Фотографируя реставрируемый объект, можно определить его слабые места, систему коммуникаций и другие мелочи. А затем, такие люди, например, устраивают небольшой пожар, который «сам собой» достигает колоссальных размеров. Здание выгорает, и у застройщиков есть новое место для возведения очередного бизнес-центра или торгово-развлекательного предприятия.

Не игнорируйте запрет на съемку! Если в данном месте так заведено, то не надо устраивать бурю в стакане, и пытаться доказать свою правоту. Вы находитесь в гостях, а со своим уставом в чужой монастырь не лезут!

Однако, если вам прямо «смерть как охота» пофотографировать, то лучше заручитесь поддержкой настоятеля храма.

На дверях многих православных храмов имеется знак, изображающий перечеркнутый фотоаппарат. Понятно, что это означает запрет на съемку внутри помещения. Но для чего необходимо такое правило? Почему в церкви нельзя фотографировать?

Уважение к другим

Большинство священников, отвечая на вопрос о цели запрета на фотосъемку, сходятся во мнении, что если подобное разрешить, то с рвением современных людей к фотографированию других и себя (так называемые селфи) в церквях начнется настоящий хаос. По мнению Константина Пархоменко, который сам служит в храме и занимается фотографией, даже один человек с камерой и вспышкой не слишком уместен во время богослужения. Щелчки, свет и передвижения фотографа могут помешать молиться другим прихожанам.

Священник Игорь Палкин, клирик храма мученицы Татианы при МГУ и тоже фотограф отметил, что молитва одного человека дороже самой прекрасной фотовыставки. Поэтому ради уважительного отношения к остальным верующим священнослужитель посоветовал просто приобрести открытки или книги с изображением храма в иконной лавке.

Вред для икон

Подобные правила обусловлены также вредом, который может нанести вспышка фотоаппарата старинным иконам и фрескам. Яркий свет способен причинить урон красочному слою росписей. Кстати, именно поэтому знаки с перечеркнутым фотоаппаратом имеются и на дверях многих музеев.

Архитектор Михаил Нелюбин считает, что съемка со вспышкой почти всегда негативно воздействует объект этой съемки, и краска действительно может пострадать «из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением».

Предотвращение преступлений

Кроме того, священнослужители называют запрет на фотосъемку не иначе как необходимой мерой безопасности. И, как выясняется, не зря. К примеру, по словам того же Игоря Палкина, многие настоятели знают немало историй, когда кражам древних икон и других религиозных предметов предшествовал именно приход человека с фотоаппаратом. Это не значит, что именно фотограф и оказался тем самым вором. Иногда для того, чтобы привлечь преступников достаточно выставить снимки в социальных сетях.

Несмотря на перечисленные выше обстоятельства, возможность сделать несколько кадров в помещении храма все-таки есть. Для этого священники рекомендуют обратиться за благословением к служителям данной церкви.