Как организовать прокат водных велосипедов. Как открыть прокат лодок и катамаранов

Внушительная экономия при содержании парка грузового транспорта или тяжёлой техники достигается за счёт сокращения расходов на горюче-смазочные материалы, топливо, запчасти и ремонтные работы.

В настоящее время транспортные компании готовы потратить значительные средства на установку тахографов (согласно законодательству) и приборов ГЛОНАСС, чтобы исключить махинации с топливом со стороны водителей. Впрочем, не стоит забывать и о других способах экономии топлива.

Экономим бензин

Какие факторы, определяют расход топлива во время перевозки грузовым автомобильным транспортом? Если движение тяжёлого грузовика напрямую зависит от работы двигателя, трансмиссии и колёс, то соответственно, необходимо обратить внимание на скорость движения, а также на аэродинамику (сопротивление транспортного средства встречному воздуху). Грамотное использование законов физики в системе на деле докажет их практичность, что опытному водителю, конечно, не в новинку. При низких скоростях сопротивление воздуха абсолютно незначительно.

Однако, при нарастании скорости движения машина вынуждена преодолевать силу встречного потока воздуха. При регулярной эксплуатации многотонного грузовика и тяжёлой техники на скоростях свыше 70 км в час необходимо учитывать, что доля потребления топлива при таких условиях значительно увеличивается. К этому стоит прибавить умение достаточно быстро разгоняться (медленный разгон увеличивает количество затрачиваемого бензина или дизтоплива) и равномерно ехать.

Существует ещё один базовый показатель - влияние качения на сопротивление шин. Чтобы поддерживать постоянную скорость движения транспортного средства необходимо определённое количество усилий. Многотонному грузовику и тяжёлой спецтехнике требуется затратить большое количество энергии, которая подаётся на механизмы за счёт топлива, чтобы двигаться по магистрали с определённой одинаковой скоростью.

Во время движения автомобиля, происходит системная деформация шины: резина, изготовленная на 80% из каучука, растягивается и восстанавливается, приобретая первоначальный вид. Причём скорость движения существенного влияния на этот процесс не оказывает. Сопротивление шин качению во многом зависит от веса транспортного средства, массы груза, давления в шинах, рисунка протектора, уровня износа резины, от внешнего вида и конструктивных особенностей колёс и шины.

Этот показатель в настоящее время указывается производителем в технических характеристиках реализуемых шин. Чем ниже сопротивление качению, тем значительнее может оказаться экономия топлива при перевозках грузовым автомобильным транспортом.

Пресекаем хищения

Век инновационных технологий предлагает контролировать расход топлива с помощью электронных устройств. На российском рынке транспортной телематики давно и прочно обосновалась компания Omnicomm, реализующая приборы контроля расхода ГСМ и топлива. FMS-система гарантирует возврат топливных отчислений в крупной компании в размере от 30-40%.

При работе в тестовом режиме выясняются основные этапы потери ГСМ. Всё начинается с момента заправки. Бензин и дизтопливо на АЗС не доливают. Работа с топливозаправщиком усугубляет ситуацию. В том случае, если заправка осуществляется ночью в нерабочее время в отсутствие оператора, система округляет количество реализуемых литров бензина в большую сторону.

Приборы FMS, установленные на тяжёлой спецтехнике и грузовиках чётко укажут дату, время и количество топлива, залитого в бак. Потери топлива на этом этапе составляют порядка 15%! С такой же лёгкостью прибор выявит и сливы горючего. Во время перевозки грузовым автомобильным транспортом, прибор фиксирует расход по моточасам. Поэтому резкое снижение дизтоплива в баке тяжёлого грузовика сразу отражается в показаниях системы.

В порядке эксперимента, операторы тяжёлой спецтехники, зная о системе контроля FMS, были тем не менее уличены в попытке слива. Компания зафиксировала дополнительный расход топлива на 15%. При этом прибор сразу обнаружит потери солярки из бака при работе двигателя на холостом ходу, или через "обратку", пропущенную в канистру.

Ремонтируем сами

Услуги сервисных центров стремительно дорожают. Растёт стоимость импортных запчастей и комплектующих. Собственники грузовиков и тяжёлой техники вынуждены переходить на самостоятельное обслуживание своего транспорта. Ряд компаний предпочли передать ремонт техник на аутосоринг.

Ещё одним существенным способом экономии становится закупка неоригинальных, но аналогичных комплектующих. Впрочем, существует возможность приобретения запчастей у официальных дилеров, но по более доступной цене, которая может формироваться, например, за счёт скидок, акций или специальных программ производителя.

Эксперты констатируют факт увеличения затрат на обслуживание именно импортных машин. В условиях экономического кризиса выигрывают компании, имеющие на балансе отечественные грузовики и тяжёлую спецтехнику. Запчасти, ремонт, обслуживание и возможность заключения партнёрских соглашений, - эта роскошь стала доступнее в отношении владельцев машин производства российских автозаводов.

Если грузовики и тяжёлая техника не находится на гарантийном ремонте, тогда стоит попытаться отремонтировать её самостоятельно. Для этого необходимо иметь в штате высококвалифицированного механика и солидную ремонтную базу. Важное замечание: к ремонту своими руками импортных машин, а также комплектующих и агрегатов следует относиться с осторожностью. Можно установить некачественные "левые" детали, которые угробят весь механизм. Поэтому на приоритетном месте в данном вопросе всё-таки остаются машины, произведённые в России.

Психология большинства людей устроена таким образом, что они готовы тратить в полной мере те средства, которые смогут заработать. Чем больше заработная плата, тем больше расходов. Это относится и к бизнесу по перевозке грузовым автомобильным транспортом. Безусловно, следует вкладывать финансы только в те проекты, которые впоследствии принесут доход.

Например, на привлечение в штат грамотного слесаря-механика или на установку системы контроля топлива. Столкнувшись перед необходимостью сокращения затрат, необходимо проанализировать их обоснованность. Возможно, такая политика поможет компании не только переждать тяжёлые времена, но и развить последующий успех в своей сфере.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

В настоящее время, когда цены на ГСМ неустанно растут, вопрос о расходе топлива для большинства водителей является первостепенным.

Способы экономии топлива автомобиля

К сожалению, очень часто аппетит железного коня не радует автовладельцев, и они становятся вынужденными хитрить. Сегодня, уважаемые читатели, мы поговорим с вами о том, как можно сэкономить топливо.

Надо отметить, что принцип работы у автомобилей на бензине практически такой же, как и у дизельных братьев, однако советы, которые мы вам сообщим, больше подходят все-таки для дизеля, хотя некоторые из них актуальны и для бензина.

На расход дизельного топлива влияет множество факторов, поэтому для достижения вышепоставленной цели необходимо проводить комплекс процедур.

Начать необходимо с замены воздушного фильтра. Данная операция дает возможность работать двигателю без лишнего напряжения, на низких оборотах, что в результате позволит уменьшить потребление топлива. К слову, заменить воздушный фильтр сможет каждый автовладелец, даже тот, который с автомобилем пока еще на Вы, данной процедуры мы уже сообщали, поэтому повторяться не будем.

Правильно подобранное масло в двигатель – это еще один шажок к достижению поставленной цели по снижению потребления топлива. Для дизельных моторов следует выбирать масла низкой вязкости, поскольку подобный тип даст возможность двигателю работать более свободно. Учитывая предлагаемый сегодняшним рынком смазочных материалов ассортимент масел, при покупке доверяйте именитым маркам, которые производят по-настоящему качественное масло – следование такому нехитрому совету позволить снизить аппетит вашего автомобиля до 10%, согласитесь, что экономия довольно существенная.

Вы, возможно, удивитесь, да и мало кто знает, но на расход топлива влияет даже давление в шинах. Желая добиться снижения потребления дизеля, советуем не упускать данный факт из своего внимания, и ездить на немного перекачанных шинах (примерно на 0,3 атмосферы выше рекомендованного давления), которые позволят уменьшить сопротивление качению, тем самым снизить аппетит. Однако, прежде чем вы прибегните к этой хитрости, следует знать, что езда на перекачанных колесах довольно губительна для подвески автомобиля, поэтому вам придется периодически заезжать на СТО для ее диагностики, да и ремонтировать ее вы будете вынуждены чаще.

Экономим топливо с умом

Несмотря на все сказанное выше, не лишним будет констатировать, что на аппетит вашего железного коня влияет не только его техническое состояние, но и в первую очередь ваша манера езды. Речь не идет о соблюдении ПДД или следовании , мы говорим именно о манере. Так находясь за рулем автомобиля, старайтесь избегать резких рывков с места, езды на повышенных оборотах, но в тоже время следует отметить, что если постоянно ездить на слишком низких оборотах, то это может пагубно отразиться на двигателе автомобиля. Выбирайте, что для вас важнее – экономия на топливе или исправно работающий двигатель!

Ни для кого не секрет, что турбированные двигатели более прожорливы, чем их аналоги без турбины. Однако не все так страшно и печально – даже и из этой ситуации есть выход – при езде следите за тем, чтобы турбина не работала на полную мощь, не накачивала активно цилиндры, поскольку именно в этом случае ваши деньги, затраченные на топливо, в буквальном смысле вылетают из выхлопной трубы. Идеальным вариантом будет отключение, конечно, если это позволяет конструкция двигателя, этой самой турбины, но в этом случае, надо признать, заметно снизится тяга. Вновь выбор за вами, что для вас необходимее – экономия или мощь.

Регулярные скачки цен на топливо заставляют водителей и транспортные компании серьезно задумываться о том, как добиться экономии и какие установки для этого есть. И одним из быстро окупаемых способов является установка на полуприцепы специальных обтекателей – боковых «юбок» (англ: Trailer Skirt) и тыльных «хвостов» (англ: Trailer Tail).

Боковые и задние обтекатели – что это?

Боковой базовый обтекатель, или «юбка», представляет собой специальную панель, которая крепится к нижней базе полуприцепа. Юбка-отражатель успешно защищает полуприцеп от турбулентности под днищем и порывов бокового ветра. В дождливую погоду боковые обтекатели существенно уменьшают разбрызгивание из-под шин автопоезда воды, которая снижает видимость для водителей легковых автомобилей.

Классическая прямая форма юбки может быть усовершенствована специальными аэродинамическими отверстиями, сделана из сегментов, которые можно заменять по отдельности, или даже иметь стреловидную форму. Изготавливаются юбки-отражатели из легких и прочных материалов, а монтаж осуществляется в течение 3-5 человеко-часов.

Тыловой обтекатель, или «хвостовик», напоминает кормовую часть фюзеляжа самолета и крепится к задним дверцам полуприцепа. Его назначение — уменьшение разрежения позади трейлера и ослабление вихревого следа, которые ухудшают управление автопоездом при обгоне или встречном разъезде.

Форма, размер и материалы могут быть различными – от пирамидальных или конусообразных «коробок» из пластика или металла до надувных рамок из синтетических полимеров. В зависимости от модели установка хвостовика может занимать полтора-два человека-часа.

Почему устанавливать обтекатели выгодно?

Установив боковые и тыльные обтекатели, можно добиться уменьшения расхода топлива до 8%! Преимущества обтекателей:

  • стоимость в США и Канаде – цена юбки-отражателя, в зависимости от модели, варьируется в пределах 1,500-3,000$, а хвостовика — в пределах 1,500 -3,000$;
  • экономия топлива при использовании самого простого бокового обтекателя – 4%, улучшенного – 7%;
  • хвостовик экономит минимум 1% топлива, по некоторым данным до 5%;
  • окупаемость юбок – от 10 месяцев для стандартных моделей и от 7 месяцев – для улучшенных;
  • окупаемость тыльных обтекателей – от 4 лет.

Расход топлива грузовиков – это тема, которая волнует всех грузоперевозчиков и дальнобойщиков. Все стремятся его снижать, однако далеко не всегда это получается. Водители часто жалуются на то, что нормы, которые они получают на выполнение транспортной работы являются не реальными и уложиться в них никак нельзя. В свою очередь, владельцы автопарков (перевозчики) утверждают, что наёмные водители все время сливают и продают топливо, поэтому, какую норму им не давай, толку все равно не будет, так как они не уложатся в нее. Но если разобраться в каждом отдельном случае, то картина может проясниться. Именно поэтому была написана эта статья. Если вы ее внимательно прочтете и сделаете правильные выводы, то вы поймете, как снизить расход топлива грузовика.

Экономичная эксплуатация грузового автомобиля

Экономичная эксплуатация автопоезда – это заботливая эксплуатация рачительного хозяина, поскольку она не возможна без заботливого и бережного отношения к своему грузовику.

Стабильно экономно работает лишь тот, кто подходит к делу хозяйственно, организованно и дисциплинированно. Также отметим, что правильная экономичная эксплуатация автопоезда – это еще и безопасная езда. Сейчас мы все объясним более подробно.

Некоторые начинающие предприниматели и дальнобойщики наивно полагают, что существуют какие-то чудо рецепты, позволяющие практически на воздухе перевозить грузы. Именно на этих заблуждениях, а также на фоне постоянного подорожания топлива была создана целая индустрия производства разных катализаторов, ионизаторов, модификаторов и другой бесполезной ерунды. Но рецепт тут один – энергию просто нужно беречь и правильно ее расходовать.

Главный секрет достижения экономии топлива заключается в водителе . Вот так все просто! Он должен правильно управлять автомобилем, своевременно проводить ремонт и техническое обслуживание. Только от его умения управлять машиной, выбирать правильный скоростной режим и правильное время движение зависит конечный расход топлива.

Порожний автопоезд – враг экономии!

Запомните простую вещь – пустой автопоезд никогда ничего не сэкономит. Хорошо, если бы он уложился в реальную норму расхода дизтоплива, которую ему определили. Только груженый автомобиль может сэкономить.

Пустой автопоезд имеет небольшую массу (относительно парусности), не позволяющую аккумулировать в инерции движения затраченную на разгон энергию, а также успешно преодолевать аэродинамическое сопротивление, различные уклоны, встречный ветер. На пустом автопоезде намного тяжелее двигаться в снегопад и гололёд. По большому счету, шквальный ветер может сдуть с дороги пустой автопоезд при скользком дорожном покрытии. Автопоезд без груза даже не будет эффективно двигаться вниз на повышенной передаче без дополнительной подачи топлива. К тому же, пустое авто и прицеп (даже с пневмоподвеской) больше подвержен поломкам и амортизационному износу, чем подгруженный.

Поэтому старайтесь снизить количество передвижений порожняком, сокращая до минимума количество холостых пробегов!

Правильное распределение груза в кузове

Старайтесь равномерно распределять груз по всему кузову. И хорошо его закрепляйте.

Если груз плохо закреплён, то существует опасность того, что он «уйдёт» на правый или левый бок, тент раздует, что может привести к опрокидыванию прицепа на уклонах. В этом случае, ни о какой экономичной езде речи быть не может. Когда груз погрузили таким образом, что вся нагрузка приходится на ведущую ось тягача, а колёса полуприцепа пустые, водитель испытывает неуверенность и дискомфорт. При этом ходовая часть тягача работает с максимальной нагрузкой, а полупустой полуприцеп не позволяет автопоезду эффективно тормозить и останавливаться. Это происходит потому, что в этом случае регулятор давления на тормозные колодки тягача испытывает максимальную нагрузку, а регулятор давления на колодки полуприцепа – минимальную. Хотя должно быть все наоборот – задние колёса автопоезда должны «брать» первыми, тогда как передние – последними (в крайнем случае одновременно). На скользкой дороге это очень важно!

Если груз расположен в задней части полуприцепа (либо только в прицепе), на неровностях автопоезд испытывает постоянные рывки, которые уменьшают скорость, мешают нормальному движению, а также отрицательно сказываются на состоянии трансмиссии, сцепного устройства и работе двигателя. Подобная загрузка может привести к пробуксовке и остановке автопоезда на первом же подъеме. Причем для этого гололед не нужен, достаточно будет просто влажной дороги.

Если груз нельзя разместить в кузове равномерно, советуем смещать его поближе к седельному тягачу либо размещать на буксирующем прицеп автомобиле (паровозе).

Выбор правильного маршрута

Тщательно разрабатывайте маршрут и согласовывайте его с заказчиком перевозки.

Далеко не все короткие дороги являются самыми быстрыми, безопасными и позволяют сэкономить топливо и выиграть время. Езда по хорошей трассе, пусть даже большее расстояние, зачастую получается гораздо выгоднее, нежели движение по короткому маршруту, но по плохой дороге. Вы сами меньше мучаетесь, и свой автомобиль не гробите. К тому же, движение по хорошим ровным дорогам приводит к снижению расхода топлива.

Выбор правильного графика движения

Правильный график движения позволит выбрать и соблюдать нужный скоростной режим, который приведет к экономии топлива. Старайтесь избегать движения в неблагоприятных условиях – заторы, пробки, туман, сильная жара, гололёд, сильный встречный ветер. Если впереди вас большой затор, связанный с дорожными работами или ДТП, лучше переждите в каком-то месте, пока он не рассосётся. Вместо того чтобы ползти на пониженных передачах и даром жечь дорогущее топливо, лучше отдохните и перекусите. Затем на свободной дороге спокойно наверстаете упущенное!

Это же касается и движения в неблагоприятных погодных условиях. Зачастую их лучше переждать, чем ехать неэффективно и не экономично. Кроме того, вы не будете подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения, груз и доверенную вам технику. Как правило, нескольких часов хватает, чтобы развеялся туман, утих сильный, встречный ветер, очистили дорогу от снега, разбили либо посыпали песком ледяную корку на проезжей части дороги.

Старайтесь не заезжать в крупные города в пиковое время. По возможности делайте это раньше. Стройте свой график таким образом, чтобы максимально снизить количество остановок и трогания с места. При остановках более чем на 2-3 минуты глушите двигатель.

Тепловой режим работы двигателя

Соблюдайте правильный тепловой режим работы мотора. Обязательно перед началом движения прогрейте двигатель, ведь эксплуатация холодного двигателя вызовет преждевременный износ поршневой группы и перерасход топлива. Если автомобиль пустой, пусть он поработает на холостых оборотах от трех до пяти минут, потом можете ехать, не допуская высоких оборотов, окончательно прогревая мотор уже в движении. Груженый автомобиль следует прогревать дольше, поскольку нагрузка на двигатель будет сразу достаточно большой.

Температура двигателя должна составлять 75–85 градусов Цельсия . Двигатель перегретый или с пониженной температурой не может работать экономично. Если нужно, в зимний период дополнительно его утепляйте.

В жаркий летний день, когда температура окружающего воздуха превышает 30 градусов Цельсия, в нем резко снижается содержание кислорода. При работе в таких условиях мотор теряет свою экономичность, поскольку ухудшается наполнение цилиндров воздухом и для приготовления рациональной горючей смеси не хватает кислорода. В сильную жару заметно снижается мощность двигателя.

При такой температуре плавится асфальт. Он становится липким и клейким, что увеличивает сопротивление качению. Кроме того, машина на таком покрытии не чувствует себя устойчиво и уверенно. В дополнение к этому, колёса тоже греются, и температура резины зачастую превышает допустимые эксплуатационные нормы. В результате покрышки «стреляют», а стоят они недешево!

Поэтому советуем воздержаться от движения по сорокаградусной жаре. Лучше ездить по ночной прохладе. Мотор будет «дышать» чистым воздухом, резина не будет греться, а грузовик не будет водить по расплавленному асфальту. К тому же, водителю намного комфортнее двигаться в ночную прохладу, чем в сумасшедшую жару, когда нечем дышать.

Техническое состояние грузовика

Автомобиль нужно содержать в технически исправном состоянии, так как это прямо влияет на его расход топлива. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что расход зависит только лишь от исправности двигателя и топливной системы автомобиля.

В автомобиле практически все влияет на его расход:

  • Состояние топливных и воздушного фильтров . Они должны быть обязательно чистыми и продуктивно обеспечивать мотор чистым топливом и воздухом.
  • Состояние двигателя . Компрессия должна быть нормальной, зазор клапанов отрегулирован правильно, турбокомпрессор эффективно работать, выхлопной коллектор, катализатор и выхлопная труба должны иметь нормальное состояние. Не стоит этим пренебрегать, ведь от состояния выхлопной трубы напрямую зависит вентиляция цилиндров, что влияет на мощность мотора и расход топлива.
  • Состояние интеркулера . Проверьте его герметичность во всех соединениях и чистоту самого радиатора.
  • Состояние аккумуляторных батарей . Тут комментировать нечего.
  • Состояние колёс автопоезда . Резина должна быть накачена соответственно тем требованиям, которые предъявляет завод-изготовитель. Приспущенная резина сильно греется и быстрее изнашивается. При этом автомобиль не будет иметь нужного наката для экономичной езды.
  • Состояние пневмосистемы . Не должно быть утечки воздуха. Бывает, что у автопоезда сразу после остановки «падают» подушки (пневморессоры), потом водителю приходится полчаса газовать, расходовать дорогое топливо, чтобы накачать воздух в систему.
  • Состояние тормозных накладок . Тормоза на автопоезде должны всегда быть в исправном состоянии, правильно отрегулированными и эффективно работать. Без этого невозможно ездить безопасно, плавно и в экономичном режиме.
  • Состояние амортизаторов . С неисправными амортизаторами вам придется притормаживать перед каждой неровностью дороги, чтобы тягач или полуприцеп/прицеп не достигли критической амплитуды вертикального колебания, что может привести к неисправностям и потере управления автопоездом.
  • Состояние топливной аппаратуры . Она должна быть в порядке. Её нужно беречь от попадания грязи, воды и других инородных механических и химических примесей. Все начинается со своевременной замены топливных фильтров, чистки сеточек, отстойников, профилактической проверки распылителей форсунок, кончая заправкой качественным дизтопливом. Следите, чтобы был правильно выставлен угол впрыска топлива на ТНВД.

Отметим, что цвет выхлопных газов подскажет вам о проблемах топливной системы автомобиля.

  • Чёрный (тёмно–серый) цвет дыма сигнализирует о сильно большой подаче топлива, неэффективной работе турбокомпрессора, забитом воздушном фильтре, износе и загрязнении форсунок или неправильной установке момента впрыска ТНВД. Черный дым также может говорить о низком качестве используемого дизельного топлива.
  • Голубой (голубовато–серый) дым говорит о том, что в цилиндрах мотора сгорает моторное масло, плохая компрессия или неэффективно работают маслосъёмные поршневые кольца.
  • Белый (серовато–белый, сизый) дым свидетельствует, что двигатель плохо прогрет, или топливо утекает с форсунок, либо топливо попадает в масло по причине утечки из «обратки» форсунок, либо сбит момент впрыска ТНВД.

В конце дадим довольно банальный совет – заправляйтесь качественным дизельным топливом. Качественное топливо обеспечит хорошую тягу двигателя и снизит расход топлива. С качественным топливом снижается вероятность возникновения поломок топливной системы, а значит, двигатель прослужит дольше. А это ведь тоже значительная экономия денег.

Также читайте .

Экономичные шины: можно ли снизить расход топлива за счет покрышек

В рекламных материалах производителей шин наряду со словами "долговечность", "хорошее сцепление", "быстрое торможение" обязательно присутствуют заверения об "экономичности", то есть заметном сокращении расхода топлива. Объясняется подобный эффект более низким сопротивлением качению.

Разумеется, на то, с какой скоростью указатель уровня горючего в баке стремится к нулю, влияет множество факторов: от стиля вождения до массы пассажиров. Также не приходится говорить о "бережливости" зимних шин, поскольку при их эксплуатации на первое место выходят совсем другие качества, несовместимые с легкостью качения. Поэтому сегодня мы познакомимся с наиболее распространенными на российском рынке летними экономичными (или энергоэффективными) покрышками и узнаем, стоит ли рассчитывать на серьезную экономию бюджета при их использовании.

Немного теории

У новичков-автолюбителей, впервые узнавших о шинах с низким сопротивлением качению, возникает закономерный вопрос: что чему сопротивляется и как это связано с расходом топлива? Дело в том, что наружная (она же беговая) часть шины, соприкасаясь с дорожным покрытием, несколько деформируется - из округлой становится уплощенной - и образует так называемое пятно контакта. Когда же автомобиль начинает двигаться, процесс деформации становится непрерывным, "пятно" перемещается по покрышке и обеспечивает сцепление с дорогой. Таким образом, чем меньше энергии требуется для того, чтобы преодолевать изменение формы шины, и чем легче пятно контакта выходит из зацепления с покрытием, тем ниже величина сопротивления качению.

Лучше всего деформацию и пятно контакта демонстрирует полуспущенная шина

Основными конструктивными характеристиками шины, влияющими на то, насколько легко она катится по дороге, являются упругость материалов беговой части и боковин, а также "прилипчивость" материала протектора к дороге.

Среди шин одного диаметра увеличенное сопротивление качению имеют более широкие покрышки, обладающие большим пятном контакта. Не отличаются экономичностью и спортивные шины, предназначенные для езды на больших скоростях, так как состав материала, из которого их делают, должен обеспечивать максимальное сцепление с покрытием дороги.

Кстати, самый простой способ снизить сопротивление качению - подкачать шины. Тут и деформация снижается, и пятно контакта становится меньше. Вот только перекачивать колеса выше рекомендованных значений не стоит, так как при этом заметно увеличивается тормозной путь, автомобиль легче срывается в занос, да и комфортность езды заметно страдает, особенно на неровных дорогах.

Поскольку в обычном легковом автомобиле на преодоление сопротивления покрышек приходится примерно 20% всего расхода топлива, то неудивительно, что производители шин стараются повысить привлекательность своей продукции за счет этого показателя. В среднем снижение сопротивления на 10% позволяет сэкономить около 1-2% горючего.

Что нам обещают производители

Посмотрим, за счет чего компании-изготовители стараются уменьшить этот "вредный" показатель, насколько эффективно нововведения проявляют себя в реальных условиях и, самое главное, как подобные изменения сказываются на таких важных свойствах шин, как устойчивость на дороге в различных условиях и скорость торможения.

В тестах летних шин, проводимых по заказу авторитетных отечественных и зарубежных автомобильных журналов, характеристику "низкое сопротивление качению" чаще всего имеет продукция компаний , и . Разумеется, подобную резину сегодня предлагают практически все производители, но мы ограничимся названными выше популярными в России марками.

Флагманом энергоэффективной продукции компании Nokian Tyres являются шины . Как заявлено на сайте концерна, сопротивление качению этих покрышек снижено на 15% по сравнению с предшествующей моделью - . Если же брать "обычные" шины, то снижение достигает 40%.


Попытки понять, за счет чего достигнуты столь впечатляющие результаты, заканчиваются дежурными фразами пресс-релизов о "специально спроектированном протекторе и уникальной композиции резиновой смеси". Единственная подробность, которую озвучили маркетологи Nokian, - в состав покрышек входит масло финской сосны.

Другой известный производитель шин также имеет в своем арсенале "бережливую" покрышку - . Впрочем, и здесь о технологии и конструкции говорят крайне скупо. Компания Michelin гордится тем, что первой стала добавлять кремний (или, как его еще называют, силику) в состав резиновой смеси. Впрочем, сегодня этот минерал стал неотъемлемой частью авторезины любого производителя. А по существу вопроса информации практически нет: "Сниженная масса, уникальный состав, инновационная конструкция..."» Покупателям шин обещана экономия восьмидесяти литров топлива за весь срок пробега комплекта покрышек, который, в свою очередь, будет дольше на десять тысяч километров. Все это, разумеется, в среднем и по сравнению все с теми же "обычными" шинами.

Впрочем, наивно было бы ожидать, что производители шин начнут щедро делиться разработками инженеров и технологическими секретами. Вот и сообщает компания Pirelli об "инновационных материалах" и "ELRR (Extra Low Rolling Resistance)" - системе сверхнизкого сопротивления качению, использованной в шинах .

Чуть более многословны представители GoodYear, рассказывающие, что шина EfficientGrip имеет "улучшенный каркас с использованием специальных материалов, облегчающих вес продукта; усовершенствованный процесс разработки и производства резиновой смеси с новым составом, который обеспечивает превосходные показатели пробега, торможения на мокрой поверхности и сопротивления качению". Также утверждается, что расход топлива будет ниже на 1,9% "по сравнению с четырьмя ведущими конкурентами". О том, что это за конкуренты, правда, не сообщается.

Преимуществами экономичной покрышки должны стать "новый кремниевый состав материала беговой дорожки, доработанный контур и асимметричная форма протектора". Сопротивление качению у этой шины на 12% ниже, чем у предшествующей модели ContiEcoContact EP.

Обобщив разрозненные сведения, можно сделать вывод, что в последние годы основные усилия конструкторов направлены на снижение массы шины за счет уменьшения количества слоев корда и толщины протектора, а также на использование в составе резиновой смеси синтетических материалов, обладающих минимальными потерями энергии при деформации.

Практика - критерий истины

Что ж, пора от красивых обещаний изготовителей автомобильной "обувки" перейти к практическим результатам и посмотреть, что получает и что теряет автовладелец, купивший экономичные покрышки.

Главный вопрос всех тестов: можно ли при значимом снижении сопротивления качению сохранить на высоком уровне такие качества шины, как управляемость и сцепные свойства на сухой и мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию, хорошее торможение и т. п.? И тут протоколы испытаний неумолимы: идеального сочетания экономичности и безопасности ни одному производителю пока достичь не удалось.

Да, все принимавшие участие в тестах "экономные" покрышки демонстрируют достоверное снижение сопротивления качению и более низкий расход топлива, но это всегда приводит к пусть и не фатальному, но все же заметному ухудшению других характеристик. Так, "зеленая шина" Hokian демонстрирует посредственные сцепные свойства и управляемость на сухом покрытии. Автомобиль с шинами будет иметь не самую лучшую управляемость на мокром асфальте и при аквапланировании. Система сверхнизкого сопротивления качению в покрышках от Pirelli приводит к заметному увеличению тормозного пути, особенно на влажном покрытии. Владельцам Goodyear EfficientGrip стоит быть максимально собранными во время дождя, особенно если на пути глубокие лужи. Шины держат водителя в напряжении на мокром асфальте и дают заметное увеличение тормозного пути на сухом.

Справедливости ради отметим, что все перечисленные недостатки более-менее заметны в тестах, проводимых в экстремальных условиях специализированных полигонов. При обычной езде по городу и загородным трассам вероятность серьезного влияния "минусов" экономичных шин на безопасность и комфорт вождения крайне невелика.

Наиболее полно недостатки покрышек можно выявить только на полигоне

Таким образом, при прочих равных условиях энергоэффективные шины действительно оправдывают свое название и способны снизить потребление топлива. Другое дело, что даже максимальные результаты, достигаемые в идеальных условиях тестов, измеряются 100-200 граммами на 100 километров пробега или экономией нескольких десятков литров в год. Соответственно, при ежедневных (включая выходные) поездках на 100 километров затраты на бензин сократятся на 100-150 рублей в месяц. В реальности же снижение расходов будет еще меньше.

Вот и получается, что, выбирая обновку для своего «железного коня», обращать внимание прежде всего следует на условия, в которых она будет эксплуатироваться, управляемость и хорошее сцепление с дорогой. А если к этому еще и экономичность (пусть и небольшая) прилагается - замечательно, приятный бонус еще никому не помешал.