В китае открыли многоуровневую эстакаду, один вид которой приводит в ужас даже опытных водителей.

Многоуровневые развязки пронизывают крупные города Китая своей паутиной. Они упрощают жизнь китайских водителей, спасая их от заторов, но далеко не каждый иногородний водитель отважится забраться на уровень десятого этажа. Мы выбрали девять развязок в четырех городах Китая, чтобы взглянуть на футуризм «третьего уровня» через фотообъектив.

В Китае за 30 лет смогли создать крупнейшую в мире систему скоростных дорог. И темпы их строительства потрясают. В 1998-2005 годах они составляли , сегодня новые дороги строятся со скоростью более 764 м/ч. Согласно Национальному плану по развитию дорожной сети, к 2030 году общая протяженность скоростных автомагистралей составит более 400 000 км.

1. Развязка Тяньхэ | Гуанчжоу

Была построена в 1985 году. Является одной из первых подобных развязок в Гуанчжоу.

2. Развязка Шахэ | Гуанчжоу

Одна из крупнейших развязок не только в Гуанчжоу, но и в Азии. Была запущена в 2001 году. Ее строительство обошлось в 1 800 млн юаней.

3. Развязка возле станции метро Янцзи | Гуанчжоу

В Гуанчжоу пешеходные переходы на развязках отсутствуют, и забираться туда запрещено. Чтобы остаться в живых, отчаянному пешеходу придется практически приклеиться к бордюру на протяжении всего пути.

4. Развязка рядом с парком Луху | Гуанчжоу

Луху — один из крупнейших парков Гуанчжоу. На его территории расположено 18 площадок для гольфа международного класса, а также сад «Море звезд» (星海园), построенный в память о китайском композиторе Сянь Синхае (冼星海, 1905-1945).

5. Кольцевая дорога Луцзяцзуй | Шанхай

Это не автомобильная развязка, а пешеходный переход, расположенный над одним из самых оживленных перекрестков Шанхая. Переход известен также как «Галерея века» (世纪连廊) или «Кольцо жемчужины» (明珠环). От центрального кольца идут лучевые ответвления, которые соединяют помимо различных сторон перекрестка, телевизионную башню «Восточная жемчужина» и Международный финансовый центр. Общая протяженность 543 метра .

6. Развязка Яньань-Наньбэй | Шанхай

Одна из свай на этом участке скоростной дороги Яньань украшена барельефом. По легенде инженеры долго не могли ее установить, и в 1995 году мэр Шанхая попросил буддийского монаха из храма Нефритового Будды о помощи. Тот определил точный день работ и сказал, что сваю необходимо украсить барельефом с 9 драконами. Ее благополучно установили, но монах вскоре умер, так как передал «тайну небес».

7. Развязка Цайюань | Чунцин

Развязка расположена рядом с мостом Цайюаньба через реку Янцзы, который был построен в 2003 году. Его протяженность составляет 1651 метр, строительство обошлось в 1 400 млн юаней. Благодаря наличию пешеходных дорожек и нескромной иллюминации это отличное место для свиданий.




Китайский мегаполис Чунцин не перестает удивлять своими неординарными инженерными сооружениями. В этом городе поезда проходят сквозь многоэтажки, автомобили ездят прямо по крышам зданий. В дополнение к этому, пару месяцев назад состоялось торжественное открытие уникальной пятиуровневой дорожной развязки, которая расходится в восьми направлениях. Остается только гадать, сколько водителей, оказавшись на ней, пропустили свой поворот.




Строительство многоуровневой эстакады Хуанцзюевань началось в 2009 году и закончилось в июне 2017 года. Появление такой сложной конструкции стало вынужденной мерой из-за топографических особенностей города. Дело в том, что Чунцин расположен на крутых холмах. Чтобы добраться с одного уровня на другой, необходимо двигать по многокилометровым объездным дорогам.



Представители городских властей утверждают, что водители не заблудятся в поисках нужного поворота. Да и навигационные системы указывают верное направление. В случае, если нужный съезд или подъем все-таки пропущен, чтобы вернуться на нужный уровень, необходимо проехать расстояние не более 0,5-1,0 км.



На сегодняшний день возведение эстакады полностью завершено, но она не эксплуатируется в полном объеме. Необходимо дождаться окончания строительных работ скоростной магистрали из аэропорта. Допустимая скорость движения по 5-уровневой дорожной развязке составляет 60 км/ч, а на спусках – 40 км/ч.

Полвека назад Китай был одной из самых отсталых стран по протяженности дорог с твердым покрытием. Правительство КНР считало, что есть более важные задачи… Ситуация стала меняться лишь в 80‑е годы, когда пришло понимание: без современной дорожной инфраструктуры дальше нельзя. Появился даже лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала строить дороги». В это время правительство приняло первый план создания сети государственных скоростных автомагистралей и были разработаны соответствующие стандарты качества. Определились с источниками финансирования строительства (средства госбюджета, местных бюджетов, сбор за обслуживание дорог, дополнительные пошлины при покупке машины, акцизы на топливо). С 1985 года все это оформили отдельными законами (у нас многие организационные проблемы не решены по сей день). Тогда же государство разрешило вводить сборы за проезд по шоссе высокого класса для возвращения кредитов на строительство.

Первую скоростную дорогу, Шанхай - Цзядин (18,5 км), открыли в 1988 году, после чего прокладка подобных трасс понеслась по нарастающей. Уже за первое десятилетие Китай достиг в дорожном строительстве таких результатов, на которые у Европы и США ушло более полувека! Сооружение скоростных шоссе подтянуло уровень всего дорожного строительства, позволило отсталой отрасли, где основными средствами производства были лопата, тачка, ручной каток и миллионы низкооплачиваемых рабочих, выйти на современный уровень. Появились серьезные производители дорожной техники.

Строительство скоростных дорог продолжается и сейчас, причем прежними фантастическими темпами. К началу ХХI века их протяженность превысила 10 тысяч км. В 2002 году - уже 20 тысяч, а в 2008‑м - 60 тысяч км! К концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тыс. км скоростных магистралей. Согласно Программе развития транспорта на 12‑ю пятилетку (2011–2015 гг.) в ближайшие годы в Китае будет сформирована сеть скоростных дорог, которая свяжет все регионы и практически все города с населением свыше 200 тысяч человек. Уже сегодня в Китае 300 тысяч мостов (тысяча из них - длиной более километра). По количеству современных дорог страна вышла на второе место в мире, а все скоростные трассы были построены за 20 лет!

СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ничего нового китайцы не изобрели. Правительственные и региональные институты планируют, как должна расти транспортная сеть - с учетом развития экономики, направления грузо- и пассажиропотоков, роста числа автомобилей. В стране много денег, в том числе и свободных - тех, что можно направить на создание современной инфраструктуры. Риторический вопрос: почему так не сделали в России, когда страну буквально заливали нефтедоллары? В 2005–2010 годах инвестиции на создание сети национальных скоростных автомагистралей в Китае составляли 17–18 млрд долларов США в год, а сейчас, когда основные артерии уже введены в строй, тратят по 12 млрд ежегодно.

Федеральные или местные власти полностью контролируют строительство, но ведется оно, как правило, на деньги подрядчика. А государство или правительство региона заплатит ему только после того, как вся работа будет выполнена, причем именно в рамках той суммы, которая прописана в договоре. Высокие темпы - прямой результат такой системы: строители хотят вернуть вложенные деньги как можно быстрее. При этом не в ущерб качеству: оговоренный срок службы дорог, как правило, не менее 25 лет.

ДЕНЬГИ НА СТОЛ

Большинство дорог в Китае бесплатные. Есть и платные дороги двух типов: государственные (построены за счет бюджета) и коммерческие (сооружены за счет собственных или заемных средств компаний). Для простого автомобилиста никакой разницы между ними нет, но по закону государственная дорога должна стать бесплатной после 15 лет эксплуатации, а коммерческая - через 25 лет. Плата для легковых автомобилей - от 0,25 до 0,6 юаня (1,3–3,3 рубля) за 1 км, в зависимости от времени суток, сезона и т. д. Для грузовых автомобилей - от 3 до 7 рублей, что не сильно отличается от европейских тарифов. Но есть два отличия от Европы или соседней Японии. Во‑первых, в городах все дороги бесплатные, даже если это футуристические шестиуровневые развязки, как в Шанхае. А в том же Токио въезд на многоуровневый городской фривей - платный. Во‑вторых, не всегда есть бесплатная альтернативная дорога, причем в таких случаях каждый раз принимается отдельное решение на уровне правительства.

Я много ездил по китайским дорогам. Честно говоря, встречаются среди них и старые, разбитые, особенно на севере страны. Но новые дороги, развязки, мосты, а также темпы их строительства потрясают. Порою и местность не узнается: помню же, что в прошлом году вот здесь было чистое поле и стояли какие-то халупы, - а сегодня проходит скоростная магистраль, причем на втором уровне, и строятся новые развязки…

Больше всего впечатлил мост Дунхай, построенный три года назад. Когда смотришь на карту, возникает чувство, что он ведет в никуда и обрывается в открытое море. Но все не так. Шанхайский порт, крупнейший в мире по обороту, расположен в мелководном устье реки Янцзы и не может принимать современные огромные танкеры и контейнеровозы. Чтобы решить эту проблему, на маленьком острове Яньшань построили новый порт - именно для таких судов. И соединили остров с материком мостом длиной 32,5 км. Фантастическое сооружение! Шесть - восемь полос для движения, отличное покрытие, освещение… Едешь словно в открытом море! Так вот, Дунхай построили всего за три года! И это не самый длинный мост в Китае: в провинции Шаньдун есть мост через залив Цзяочжоу длиной 36,5 км. И для справки: семь из десяти самых длинных мостов в мире находятся именно в Китае.

БРАТЬЯ - НАВЕК?

Как нам может пригодиться китайский опыт? Что можно сделать вместе, чтобы победить первую извечную российскую беду?

Ряд совместных проектов уже воплощается в жизнь: например, строятся новые пограничные переходы на российско-китайской границе, автомобильные дороги, ведущие к ним. Запланировано сооружение двух мостов через Амур: Благовещенск - Хайхэ (уже есть проект) и в Забайкальском крае, у села Покровка. Работать будут и китайские, и российские компании. Крупнейшие дорожно- строительные корпорации Поднебесной очень интересуются возможностью участвовать в наших главных инфраструктурных проектах - по сооружению ЦКАД в Московском регионе, новой скоростной трассы Западная Европа - Западный Китай (для них это важнейшее транзитное направление!). И главный объект, на который нацелились в последние месяцы как минимум две ведущие китайские компании, - строительство моста через Керченский пролив. Как только стало известно об этом проекте, в Керчь сразу прибыла большая делегация китайских экспертов. Да и мне не просто так показывали мост Дунхай!

Китайские партнеры хотели бы вложить в развитие нашей транспортной инфраструктуры в течение пяти лет около пяти триллионов рублей, и я считаю, что у нашего сотрудничества очень хорошие перспективы, - уверен министр транспорта РФ Максим Соколов . - Уже удалось договориться с партнерами по ряду ключевых вопросов. Во‑первых, на всех этапах будут вместе работать российские и китайские компании. Во‑вторых, в совместные проекты готовы инвестировать китайские банки и фонды, причем напрямую, в юанях и рублях. В‑третьих, есть поддержка на самом высоком уровне и с нашей стороны, и с китайской.

Похоже, строительство моста через Керченский пролив может стать первым, но очень серьезным совместным проектом. Судите сами: в сложных условиях нужно построить мостовой переход длиной 19 км, который пройдет по дамбе через остров Тузла до Керчи. Таманский полуостров, Тузлу и крымский берег соединят два пролета двухъярусного совмещенного автомобильно-железнодорожного моста - длиной 1,4 и 6,1 км. А еще для подхода к мосту надо будет построить как минимум 40 км автодорог на Тамани, 8 км шоссе в Керчи, 17 км железных дорог… Мост будет служить и опорой для водоводов. Увы, у нас опыта сооружения объектов такого масштаба нет. Европейские компании тут не помощники - в Крым они не пойдут, чтобы не попасть под санкции. А китайцам опыта не занимать: они сейчас строят самый-самый длинный мост в мире: Макао - Гонконг. Его длина 58 км.

Кстати, в среднем строительство 1 км четырехполосной автострады в Китае обходится в 2,9 млн долларов. У нас - около 7 млн долларов, но сюда входят средства на выкуп земли, перенос коммуникаций и прочие расходы, которые тянут на 40–50% общей суммы. Так что цены сопоставимы. Только почему-то на выходе разные результаты: у нас в год строят чуть больше 600 км дорог, а в Китае - до 10 000 км! Правда, в КНР в дорожное строительство вкладывали до 4% ВВП, а у нас - лишь 1%… Вот и получается, что ныне общая длина дорог с твердым покрытием в Китае в 4,5 раза больше, чем в России. А ведь еще 30 лет назад китайцам было нечем хвастаться. Может, через несколько десятилетий они подтянут дороги и у нас?