Как формируются источники происхождения.

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет Таможенное дело

Кафедра Теории и практики таможенного дела

Курсовая работа

По дисциплине Таможенно – тарифное регулирование ВТД

Студента Мейлинг Ольги Игоревны

(фамилия, имя, отчество)

На тему: «Порядок определения страны происхождения товара: Сущность, цели, механизм практической реализации»

(ФИО) Мейлинг О.И. (подпись) Мейлинг (подпис

Научный руководитель:

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Москва 2013

Введение 2

1. Сущность определения страны происхождения товара 4

1.1. Понятия и определения 4

1.2. Критерии достаточности переработки 7

1.3. Подтверждение страны происхождения товара 10

2. Механизм практической реализации 19

2.1. Общие положения 19

2.2.Режим наиболее благоприятствуемой нации 22

Заключение 24

Список использованных источников 25

Нормативно – правовые источники 25

Введение

В связи с принятием Таможенного кодекса (далее ТК) ТаможенногоСоюза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) законодательная база регулирования отношений, связанных с установлением страны происхождения товаров, претерпела изменения.

Ранее вопросы по стране происхождения товара регулировали статьи 29 - 38 Таможенного кодекса Российской Федерации. С 29.11.2010г определение страны происхождения товаров производится согласно статьям 58-63 главы 7 ТК ТС (на основании Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ).

Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Определение страны происхождения товара делается с целью применения тарифных или нетарифных мер регулирования ввоза товаров (импорта) на территорию ТС, а также применения тех же мер регулирования при вывозе товаров (экспорта) из стран - членов ТС. Дополнительная цель учета внешнеторгового оборота в данном случае – ведение статистики стран происхождения товаров, участвующих в импорте или экспорте.

Принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике. Порядок определения страны происхождения товара определен ТК ТС.

1. Сущность определения страны происхождения товара

1.1. Понятия и определения

Согласно статье 58 ТК ТС «Общие положения о стране происхождения товаров» страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В случаях, когда в производстве товаров участвовали две страны или более, тогда происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной или достаточной переработки. Такой порядок определен Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973года (далее - Киотская конвенция).

В настоящее время все государства - члены ТС присоединились к Киотской конвенции. В РФ принят Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".

Киотская конвенция устанавливает правила происхождения товаров и определения ключевых понятий - "страна происхождения товаров", "правила происхождения", "критерий существенной переработки" (глава 1 приложения "К")

Рассмотрим эти понятия из Киотской конвенции:

- "Страна происхождения товаров" означает страну, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле.

- "Правила происхождения" означают конкретные положения, разработанные на основе принципов, установленных национальным законодательством или международными соглашениями ("критерии происхождения"), применяемые страной для определения происхождения товаров. Правила происхождения, необходимые для осуществления мер, за применение которых как при импорте, так и при экспорте таможенная служба несет ответственность, устанавливаются в соответствии с положениями главы 1 специального приложения "К" к Киотской конвенции и положениями генерального приложения к Киотской конвенции.

- "Критерий существенной переработки" означает критерий, в соответствии с которым при определении происхождения страной происхождения считается страна, в которой была выполнена последняя существенная операция по изготовлению или переработке, признанная достаточной для придания товару основного свойства. В Киотской конвенции закреплен стандарт, согласно которому товары, полностью произведенные в определенной стране, считаются товарами, происходящими из этой страны.

Полностью произведенными в определенной стране могут считаться только следующие товары:

a) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальных водах или на морском дне;

b) продукты растительного происхождения, выращенные или собранные в этой стране;

c) живые животные, родившиеся или выращенные в этой стране;

d) продукты, полученные от живых животных в этой стране;

e) продукты, полученные в результате охотничьего или рыболовного промысла в этой стране;

f) продукты, полученные в результате морского рыболовного промысла, и другие продукты морского происхождения, полученные средствами водного транспорта этой страны;

g) продукты, полученные на борту перерабатывающего судна этой страны исключительно из видов продуктов, указанных в пункте (f) выше;

h) продукты, добытые из почвы или грунта на морском дне за пределами территориальных вод этой страны, при условии, что эта страна имеет исключительные права на разработку этой почвы или грунта;

(j) лом и отходы от процессов изготовления и переработки, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для получения сырья;

(k) товары, произведенные в этой стране исключительно из продуктов, указанных в пунктах (a) - (j) выше.

В свою очередь, в отношении товаров, страной происхождения которых является территория государств - членов ТС, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов ТС.

Принято соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Соглашение о единых правилах определения СПТ). По этому соглашению на единой таможенной территории ТС применяются Правила определения страны происхождения товаров в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства ТС.

Так, Соглашением о единых правилах определения СПТ предусмотрены следующие понятия, не предусмотренные Киотской конвенцией:

Партия товара - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.

Требование к обозначению страны происхождения товара - одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием - от того, зачем же нужна эта информация, до того - как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто.

Что такое страна происхождения товара

Первый вопрос, на который следует дать ответ - что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014. Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара - это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан.

В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара

Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).

Многие участники задаются вопросом - нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке. На основании пункта 6 части 3 статьи 73 Федерального закона №44 такое требование в обязательном порядке устанавливается заказчиком только в случаях, обозначенных в статье 14 Федерального закона №44 (если речь идет об ограничении допуска или полном запрете на допуск каких-либо товаров). В общем случае пункта, требующего от участника указать, в какой стране произведен товар, в извещении о проведении запроса котировок быть не должно. Следовательно, при отсутствии особых требований, участник вправе не указывать эти данные.

Как подтверждается страна происхождения товара

Что касается электронного аукциона, она обозначается участником в первой части заявки. При этом, если такое требование установлено заказчиком в документации в соответствии с действующим законодательством РФ, ко второй нужно будет приложить соответствующие декларации или сертификаты (в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона №44). Отстранение первой части заявки из-за отсутствия этих документов недопустимо и является грубым нарушений законодательства со стороны конкурсной/аукционной комиссии.

В общем случае подтверждать сведения о стране происхождения товара не требуется - достаточно констатации факта в первой части заявки (если вы дополнительно указываете данные сведения во 2 части - можете использовать образец). Однако обман здесь не допустим - в случае победы при поставке товара заказчик наверняка обратит внимание на несоответствие.

С конкурсом все проще - все документы там предоставляются разом и разбираться в вопросе "когда?" нет необходимости.

Как правильно указать страну происхождения товара в заявке

Для того, чтобы правильно указать страну происхождения товара, нужно обратиться к Постановлению Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст. Именно им определяется, какие название, в том числе и сокращенные, допустимы для той или иной страны. Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте сведения из общероссийского классификатора стран мира .

Типичные ошибки, которые допускают участники торгов:

  • Вместо названия, предусмотренного классификатором, указывают сокращенные, например "РФ " или "США ". Обе эти аббревиатуры, хотя и привычны в использовании, считаются ошибочными. Правильным будет написать "Российская Федерация " или "Соединенные Штаты Америки " соответственно.
  • Еще одна ошибка - указание конкретного города без упоминания страны. Например, "Ярославль ", "Коломна " или "Московская область ". Во всех случаях правильным будет написать просто "Российская Федерация ".
  • Некоторые участники пытаются указать страну, в которой был произведен товар, при помощи замысловатых фраз. Например, "товар белорусского производства" или "товар произведен в Беларуси". Это также неправильно, нужно написать просто "Беларусь". К слову, привычное российскому слуху "Белоруссия" в соответствии с классификатором недопустимо.

Для чего нужно указывать страну происхождения товара

Разобравшись со всеми деталями и тонкостями указания страны происхождения товара, некоторые участники торгов все же задаются вопросом - зачем это нужно? Ответ на этот вопрос дается в статье 14 Федерального закона №44. Для всех закупок, осуществляемых государственными и муниципальными органами, применяется национальный режим. Кроме того, для некоторых категорий товаров российского, белорусского и казахстанского производства предусмотрены 15-процентные преференции. Их перечень определен приказом Министерства экономического развития от 25.03.2014 №155. Рейтинг 4.75 (8 Голосов)

Приветствую Вас, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о наименовании места происхождения товара (НМПТ) , т.к. именно данное требование, установленное к товарам в части 3 статьи 66 44-ФЗ вызывает массу вопросов, как со стороны участников закупок, так и со стороны заказчиков. Давайте постараемся вместе с Вами во всем разобраться.

И так, приступим…

— обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (статья 1516 ГК РФ).

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара. Соответственно предоставляется правовая охрана.

На сайте ФГБУ «ФИПС» (Федеральный институт промышленной собственности) есть открытый реестр наименований мест происхождения товаров. Ссылка на реестр — http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

По состоянию на 29.11.2014 г. в данном реестре зарегистрировано всего лишь 137 наименований мест происхождения товаров!!!

Причем у некоторых НМПТ есть по нескольку обладателей прав пользования.

Примеры НМПТ

Ниже я для наглядности привел Вам несколько НМПТ из реестра с описанием их особых свойств.

КРАСНОСЕЛЬСКАЯ СКАНЬ

Ювелирные изделия, корпуса и браслеты для часов, шкатулки, декорированная отделка для сувениров, портсигары, посуда, декоративные вазы, сувениры (пасхальные яйца), фурнитура для мебели, предметы культа (кресты, панагеи, оклады)…

ГЖЕЛЬ

Вид товара и описание его особых свойств:

Изделия фарфоровые улитарного и улитарно-декоративного назначения. Изделия представляют собой недорогую фарфоровую бытовую посуду и художественные изделия, выполненные механическим способом и украшенные свободной ручной кобальтовой росписью, что соответствует местным традициям гжельского промысла начала XIX века…

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вид товара и описание его особых свойств:

Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения…

Основная ошибка большинства участников электронных аукционов

Многие участники до сих пор ошибочно считают, что НМПТ это страна происхождения товара. И указывают в своих заявках: Россия, Белоруссия, Китай и т.д. Но, как Вы теперь понимаете, НМПТ не имеет абсолютно никакого отношения к «стране происхождения товара (СПТ)» или к «месту производства товара (МПТ)». НМПТ представляет собой не что иное как «интеллектуальную собственность».

Интересный момент

Согласно пункта 2 части 2 статьи 51 44-ФЗ (при участии в ОК) заявка должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара . Т.е. для открытого конкурса требований об указании НМПТ нет.

Письмо МЭР от 07.07.2014 № Д28и-1194

В своем письме Министерство экономического развития РФ «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ» дало разъяснения относительно указания в заявках НМПТ.

Приведу лишь выдержку из данного письма:

«…Таким образом, в случае поставки товара, наименованию места происхождения которого предоставлена правовая охрана, участником в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывается наименование места происхождения товара в соответствии с требованиями статьи 1516 ГК РФ.

В случае поставки товара, у которого отсутствует правовая охрана наименования места происхождения, участником электронного аукциона в первой части заявки указывается полное или сокращенное наименование страны происхождения товара… »

Однако есть одно НО, на которое обращается внимание в данном письме.

Выдержка из письма:

«…Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти , в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти , действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации…»

Т.е. МЭР дало свои разъяснения по данному вопросу, но сослалось на то, что никакой юридической силы они не имеют. Будут ли представители заказчиков, ФАС и других органов руководствоваться при принятии решений данными разъяснениями остается под вопросом.

С полным письмом МЭР можно ознакомиться здесь — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168571 .

Как быть в данной ситуации?

Эксперты рекомендуют участникам закупок при подготовке первой части заявки на участие в ЭА в обязательном порядке указывать «наименование производителя товара». При этом данная рекомендация исходит из следующего толкования нормы статьи 66 44-ФЗ.

Поскольку понятие «наименование производителя товара» в формулировке «наименование места происхождения товара или наименование производителя товара» отделено союзом «ИЛИ» от «наименования места происхождения товара», то, указывая ТОЛЬКО наименование производителя товара, участник закупки выполняет требование закона.

Небольшое примечание

Если Вы в своей заявке указываете наименование производителя товара, то указываете его полностью, не забывая про указание организационно-правовой формы.

Например: ООО «Рога и Копыта», ИП Иванов Иван Иванович.

Вот и все. На этом статья подошла к концу. Если данная информация была для Вас полезной, то обязательно поделитесь ею со своими друзьями и коллегами, нажав внизу на одну из кнопок социальных сетей.


Артем, добрый день!

Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 января 2011 г. № 576-ЛА/Д22 О разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Справка
См. также письмо Минэкономразвития России от 20 января 2011 г. № 597-ЛА/Д22 “О разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд”
Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России рассмотрело обращение о разъяснении определения «российский товар» при предоставлении преференций российским производителям при размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и сообщает.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).
При этом участником размещения заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В то же время в ходе реализации антикризисной программы в целях защиты отечественных производителей в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов принят ряд мер, что является общепринятым в мировой практике. В частности, подписан приказ Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд» (приказ № 427), который установил порядок предоставления преференций при размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса или аукциона участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В данный перечень включена позиция «Продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93), содержащая позицию «Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.
Определение «товар российского происхождения» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, в связи с чем при применении пункта 6 приказа № 427 заказчикам рекомендуется руководствоваться следующим.
Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара.
Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации, и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром.
Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации.
Указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Соответствующие разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением приказа № 427, в том числе по вопросу определения «страны происхождения товара», размещены в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов для федеральных государственных нужд (http://www.zakupki.gov.ru) в разделе «Законодательство о размещении заказа» (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 5 мая 2009 г. № 6989-АП/Д05 и № АЦ/13195).
Следует отметить, что приказ № 427 носил временный характер и утратил силу 31 декабря 2010 г. Вместе с тем, в настоящее время в Минэкономразвития России утвержден новый приказ от 14 января 2011 г. № 8 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков», предусматривающий предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, в том числе фармацевтических препаратов российского происхождения.
В отношении критериев статуса «российский товар» для медицинской продукции, производимой с использованием компонентов иностранного происхождения, Минпромторгом России предложено использовать следующий подход.
Медицинская продукция (лекарственные средства, медицинская техника и изделия медицинской назначения), зарегистрированная на территории Российской Федерации в установленном порядке, произведенная на территории Российской Федерации лицензированным российским юридическим лицом с использованием компонентов иностранного происхождения, обладает статусом российской медицинской продукции при условии, если она соответствует одному из следующих критериев:
1. Наличие у производителя права на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт и/или на технологию его производства на территории Российской Федерации, подтвержденный патентом. Данный критерий предусматривает локализацию компетенций, а не локализацию производства, что позволит интегрировать российскую медицинскую промышленность в мировую индустрию.
2. Использование в производстве технологически значимых компонентов, произведенных на территории Российской Федерации, из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Технологически значимые компоненты - это компоненты, производство которых критически важно для развития медицинской и фармацевтической промышленности и открывает доступ к технологии производства высокотехнологичного оборудования и лекарственных средств, без локализации производства которых на территории Российской Федерации невозможно достижение показателей, заложенных в прогнозных планах развития медицинской и фармацевтической промышленностей, отражающих приоритеты развития национальной системы здравоохранения.
3. Производство продукции связано с компенсационной передачей технологических решений из перечня и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, или в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерий предусматривает передачу российскому юридическому лицу технологий из перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, или в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Производство лекарственного средства с осуществлением стадий технологического процесса: производство субстанций и/или лекарственной формы. Не признаются российской медицинской продукцией лекарственные средства, в отношении которых на территории Российской Федерации произведена только первичная и/или вторичная упаковка и/или маркировка.
Введение данного критерия будет стимулировать российские предприятия к получению и освоению современных технологий производства, а иностранные компании - локализовывать производство лекарственных средств полного цикла.
Данный критерий соответствует критерию достаточной обработки/переработки при определении страны происхождения товара, который может выражаться в том числе, изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.
В настоящее время ведется работа по реализации указанных предложений.
Заместитель Министра
А. Лихачев