Бумажный переплет. Почему стоит печатать свои произведения у нас? Какой переплет называется голландским

Переплет - важный момент при создании книги, ведь от него зависит насколько долго она прослужит. Если же Вам нужно сделать переплет - есть два вариант, сдать профессионалам и заплатить за это немалых деньги, или же все сделать самому. Мы покажем, как это сделать!

Как сделать переплет книги своими руками?

Твердый переплет - дело очень длительное и не простое, здесь нужно делать все точно, без всяких ошибок. Для такой работы нам понадобиться:

Доски, 2шт.;

Струбцины, 2 шт.;

Пилочка для металла;

Кисточка для клея;

Ножницы;

Нож для бумаги.

Это только инструменты, так же следует приготовить нужные материалы:

Клей ПВА;

Нитки, толстые, белые;

Белая ткань (немного жестче марли);

Картон для обложки (или сама обложка);

Матерчатый валик для корешка.

Приступим!

1. Печатаем книгу на принтере. Нужно учесть то, что мы делаем книгу не из тетрадок, как это обычно делается в типографиях. В нашем случае, мы просто будет скреплять листы бумаги.

2. Далее, следует хорошо выровнять страницы нашей будущей книги. Просто берем стопку бумаги, выкладываем все листы в правильном порядке и выравниваем все края. Это можно сделать, постучав каждой стороной стопки об стол.

3. Положим листы на края стола, чтобы левый край немного выступал (висел над столом). На листы сверху кладём какой-то груз. Можно использовать пачку бумаги или книгу. Смазываем левый край книги, клеем ПВА. Оставляем на 3-4 минуты, чтобы оно подсохло.

4. Далее, когда пачка немного подсохла, и мы можем смелее двигать ею, передвигаем её полностью на стол или дощечку, чтобы она не свисала. Сверху кладём ещё одну доску и закрепляем струбцинами. Оставляем на несколько часов.

Клей ПВА засыхает за 12 часов, но в нашем случае хватит и 3-4 часа.

5. Спустя 4 часа, снимает струбцины, и сдвигаем две дощечки (между которыми бумага) к краю стола. Они должны выступать за край стола на 2 сантиметра. Бумагу из дощечек выдвигаем на 2 миллиметра. Зажимаем струбцинами и берем в руки карандаш. Делаем разметку, дабы в дальнейшем знать, где соединять нитью.

Интервал между сечением выбираете сами, от 1 до 3 сантиметра.

Пилой по металлу делаем сечение, глубиной в 1 миллиметр.

6. Берем веревку, нарезаем её отрезками на 5 см больше, нежели толщина книги и вставляем в разрезы.

Чтобы не пачкать руки клеем, приготовьте кусок бумаги, размером с корешок.

7. Начинаем приклеивать. Вставляем веревки, их концы должны выглядывать на 2-3 сантиметра с обеих сторон. Тщательно смазываем корешок клеем ПВА, и аккуратно наклеиваем марлю и валики. Вновь перемащиваем все клеем, и наклеиваем листок бумаги. Оставляем все на 12 часов, для засыхания.

8. Приступим к оформлению форзацев. Для них будем использовать белую ватманскую бумагу (можно и другие цвета). Постарайтесь отыскать самую хорошую бумагу, так как на ней и будет держать обложка. Мы используем листы А4, так как книгу у нас формата А5. Складываем два листа пополам. Приклеиваем форзац к книге. Намазав клеем 3-4 миллиметра в районе сгиба, прикрепляем сначала с одной стороны, потом со второй. На полчаса кладём под пресс.

9 . Займемся тем временем обложкой. На куске картона делаем замеры и рисуем их. Лист следует поделить на три части, на двух из них будет корочка, на третий корешок. Размеры должны превышать размер книги на 2-3 сантиметра.

10. Вставляем в разметку белую бумагу.

11. Приклеиваем её и обрезаем углы.

12 . Заворачиваем лишний картон в середину и хорошо проклеиваем его.

13. Оформляем обложку с помощью распечатанного названия.

Если вы представите себе книгу как собирательный образ, то в 10 случаях из 10 это будет издание в твёрдом переплёте. Что неудивительно: именно твёрдый переплёт делает книгу — Книгой (после, разумеется, её содержимого).

Кроме эстетичного вида, твёрдый переплёт придаёт изданию и немалые практические преимущества.

Долговечность
При должном обращении книга в твёрдом переплёте может храниться вечно. В Средние века цифровую печать ещё не изобрели, а вот твёрдые переплёты уже использовались. Благодаря им эти книги сохранились и до наших дней!

Эксклюзивная отделка
Твёрдый переплёт открывает немалые возможности для отделки книги. Кожа (или кожзаменитель) в качестве переплётного материала; ткань или бархат; тиснение фольгой, объёмное или блинтовое тиснение; УФ-лакировка и золочение обрезов, - все эти виды отделки придадут книге весьма привлекательный вид!

Позвольте познакомить вас с некоторыми терминами, имеющими отношение к технологии переплёта книг и изготовлению книг. На сегодняшний день существует несколько вариантов изготовления книг в твердом переплете, а точнее метод скрепления блока книги.

Первый вариант - шитье блока нитками.
При изготовлении твердого переплета отпечатанные листы сгибаются, собираются тетрадками, которые сшиваются между собой нитками и подрезаются под необходимый формат (называемый обрезным), образуя книжный блок. Затем книжный блок вставляется в переплетную крышку.


Вот так выглядит прошитый блок книги.



В этом случае нет необходимости фальцевать (сгибать) листы книги, для получения тетрадей и последующей прошивки. PUR технология настолько прочна, что по долговечности, книги сделанные по этой технологии не уступают прошитым книгам. Единственный момент, это то, что такие книги не позволяют раскрыться на 180 градусов. Если вас устроит угол в 170 градусов, то этот вариант для вас. PUR переплет дает выигрыш во времени производства, в стоимости, а также возможность чередовать в книге различные материалы в любом порядке. Это калька, картон, бумага и др. материалы.


Переплетная крышка - это листы картона, оклеенные переплетным материалом - ламинированной бумагой, кожзамом и т.д. Книжный блок соединяется с переплетной крышкой с помощью форзаца - бумажного листа, который наклеивается на внутреннюю сторону переплетной крышки и на внутреннюю кромку книжного блока. Корешок книжного блока проклеивается тканью или специальным, который служит дополнительным укрепляющим элементом между блоком и переплетной крышкой. Верхняя и нижняя часть корешка книжного блока оформляется с помощью капталов. Наиболее распространенные виды твердого переплета - 7БЦ и 7Б.

Пример переплетной крышки.

Переплет 7БЦ (целлофанированный, а сегодня это ламиниция) . При производстве книг в переплете 7БЦ в качестве переплетного материала используется бумажная обложка, ламинированная глянцевой или матовой полимерной пленкой. Толщина пленки обычно составляет 32 микрона. Выбор глянцевой или матовой припрессовки определяется, прежде всего, дизайнерским замыслом.

Переплет 7Б . При производстве книг в переплете 7Б в качестве переплетного материала используются бумвинил, балакрон, кожа, ткань и др., которыми кашируется картон переплетной крышки. Отличие от переплета 7БЦ заключается в том, что для оформления переплета 7Б используются методы тиснения, конгрева, УФ лакирования и другие.

Твердый переплет является гарантом длительного срока активного использования книги и залогом ее долгой сохранности.

Для удобства пользования книгой предлагаем ленточку-закладку «ляссе».

Ляссе – тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока, а всю остальную часть прокладывают между страницами блока так, что другой конец выступает за нижний обрез блока.
Бинты –выпуклые поперечные полосы на корешке старинных кожаных переплетов, которые иногда имитируются в переплетах современных книг с помощью конгревного тиснения.
Каптал – это цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока чтобы их скрепить, защитить и в целом упрочнить книжный блок. Кроме того каптал служит элементом внешнего художественного оформления.
Форзац –конструктивный элемент издания в переплете, основное назначение которого – скреплять, соединять книжный блок с переплетной крышкой, а дополнительное – служить художественным элементом внешнего оформления. Запечатанный форзац может быть фоновым, декоративно-орнаментальным, сюжетным и текстовым.
Золочение обреза. Мы одна из немногих компаний, которая занимается золочением обреза. Этот вид отделки при изготовлении книг применяется для тех изданий, где необходимо подчеркнуть яркую индивидуальность издания.

Ещё один элемент отделки книг - это тиснение. Тиснение может быть выполнено самыми разными цветами. Как правило, это золото и серебро. Также интересным может быть "слепое" тиснение, его ещё называют блинтовое тиснение - это тиснение без применения фольги.

Изготовление книг в твердом переплете предполагает выполнение ряда работ. Конструктивно издания представляют собой сочетание книжных блоков с переплетной крышкой. В книжном блоке также могут быть дополнительные элементы:

  • вклейки и приклейки, сложенные по размеру формата,
  • накидки и вкладки, которые вставляются отдельным блоком,
  • форзацы, которые оформляют издание и изготавливаются из специальной бумаги.

    Малый и большой тираж подобных изданий создается одинаковым образом, меняется лишь тип переплета:

  • 7БЦ (целлофанированный или ламинированный) предполагает использование для обложки пленки - ламинированной, матовой или глянцевой. Если используется твердый переплет 7БЦ, печать ведется на основе цифровой или офсетной технологии;
  • 7Б позволяет использовать как переплетный материал бумажный винил, ткань или кожу. Картонная основа обложки может кашироваться, декорироваться с помощью тиснения, фольгирования с использованием специальных методов.

    Печать с использованием 7БЦ – это возможность купить эстетичные издания, которые будут иметь оригинальный внешний вид и повышенную износостойкость. Оснащение типографии позволяет нам печатать продукцию любого формата с учетом специфики обложки. Цена книг, изданных с переплетом 7Б или 7БЦ, зависит от таких факторов, как формат, тираж, особенности дизайна и отделки печатной продукции.

    Напечатаем любой тираж

    Издавать красивые, презентабельные и современные книги – наша основная специализация, и мы умеем делать это качественно и профессионально. У нас вы можете заказать и большой, и малый тираж – современное оборудование позволяет нам создавать высококачественные издания независимо от объема.

    Чтобы издать книгу в твердом переплете, мы используем черно-белую или полноцветную печать на офсетной или газетной бумаге разной плотности.

    Если вы захотите издаваться смешанным блоком с цветными иллюстрациями, мы поможем вам и в этом. В нашем издательстве вы можете заказать печать тиража в Москве в любом количестве:

  • один экземпляр,
  • маленький тираж – 10-250 книг,
  • средний тираж – 250-500 изданий,
  • от 500 и более.

    Малый тираж мы можем напечатать на основе цифровой печати, в то время как изготовление большого объема ведется на основе офсетной технологии. Мы всегда предлагаем нашим заказчикам печать сигнального экземпляра, после тщательной проверки которого отправляется в печать остальной заказ. Цена твердого переплета книги, если сравнивать ее с изготовлением изданий в мягком переплете, выше, что объясняется более трудоемким процессом. Зато отпечатанные таким способом книги поразят вас и оформлением, и качеством. Заказать просчет печати вашего тиража вы можете у наших менеджеров.

    Почему стоит печатать свои произведения у нас?

    Современное изготовление книг в среднем занимает от одного месяца до полугода в зависимости от того, какие работы проводятся в рамках допечатной и послепечатной подготовки. В самом простом варианте эти процессы состоят из следующих видов работ:

    Дизайнер занимается разработкой макета: подбором шрифтов, расположением текста, оформлением обложки, суперобложки и форзацев,

    Верстальщик располагает текст и картинки на печатном листе, оформляет страницу так, чтобы она была удобной в восприятии.

    Производство книг в типографии «Первый том» — это возможность выгодно напечатать свои произведения, так как за работы возьмутся опытные профессионалы. Мы предлагаем комплексный подход, что позволяет нашим авторам существенно экономить на издании собственных произведений. Наша типография выпускает самые разные издания в малом и большом тираже – оценить их вы можете в портфолио. Также предлагаем ознакомиться с отзывами о нас и расценками, чтобы примерно понять, сколько стоит выпустить книгу. В любом случае окончательные цены формируются в каждом конкретном случае индивидуально.

    Технологии печати и тип переплета: что выбрать?

    Многие авторы, особенно начинающие, сталкиваются с тем, что издательства слишком завышают цены на печать и изготовление книг в Москве. На самом деле затраты на производственный процесс можно легко оптимизировать, если профессионально подбирать технологию производства изданий и материалы. В нашей типографии полиграфия создается на основе двух технологий:

    Офсетная печать – идеальное решение, если требуется создание одно- или многокрасочных изданий. Благодаря универсальности технология может использоваться для создания разных видов печатной продукции – черно-белой и цветной, глянцевой и матовой. Наиболее экономичны производство и печать в Москве, если офсетом создаются заказы от 100 экземпляров и выше;

    Цифровая печать востребована теми авторами, которые хотят издать книгу за свой счет относительно недорого, быстро и в небольшом количестве. Простота подготовки и непосредственно печати с сохранением эстетичности и отличных эксплуатационных свойств полиграфии делает данный способ наиболее экономичным. Целесообразно применение данного метода, если хочется снизить стоимость изготовления книжного издания, но получить его как можно быстрее.

    Что касается вариантов издания авторских произведений, их можно оформить под твердой или мягкой обложкой. Твердый переплет (его популярными разновидностями являются 7Б и 7БЦ) – идеальное решение для производства художественных альбомов, каталогов, произведений с эксклюзивной обложкой. Обложка выполняется из дорогих и прочных материалов, выглядит стильно и привлекательно. На то, чтобы в таком варианте издать книгу стоимость будет варьироваться в пределах 5000-18900 рублей (1-100 экземпляров).

    Мягкий переплет выбирается авторами, которые хотят получить готовое издание быстро и снизить затраты на его производство. При всей демократичности печатная продукция получается качественной и красиво оформленной. Мягкий переплет создается на основе клеевого бесшовного или швейного крепления. Многим авторам выгодно выпускать за свой счет именно произведения в мягком переплете, так как это дешевле: цена на изготовление 1-50 экземпляров составляет 4000-7900 рублей, а 100 экземпляров можно напечатать за 12000 рублей. Специалисты нашей типографии всегда идут навстречу своим клиентам и предлагают наиболее выгодные условия сотрудничества. У них вы всегда можете уточнить, сколько стоит напечатать книгу в типографии «Первый том».

    Сколько стоит издание книги?

    Каждый автор, который впервые сталкивается с необходимостью печати своего произведения, сталкивается с первым вопросом: сколько стоит напечатать книгу? Какой тираж выпустить? Выгодно это или нет? Ориентировочно определиться с расценками легко, если знать, какие работы будут вестись в рамках допечатной подготовки. Узнать, сколько стоит печать книги, вы можете на нашем сайте, где указаны примерные тарифы.

    Отдельно стоит сказать о сроке изготовления вашего тиража. В зависимости от выбранного переплета и количества экземпляров может потребоваться от трех дней до двух недель на производство (это без учета работ по подготовке изданий). Если требуется получить заказ срочно, расценки будут иными. Узнать, сколько стоит издать книгу в таком случае, вы всегда можете у наших менеджеров. В любом случае мы гарантируем, что стоимость напечатанного издания будет ниже по сравнению с предложениями наших конкурентов. Звоните и убедитесь в этом сами!

    Как самим переплести книгу (твердый переплет).

    Зачем самим переплетать книги? Ну, например, вы написали роман или сборник стихов и хотите подарить их друзьям, но на типографию у вас нет денег. Или скачали с интернета любимую книгу и хотите иметь ее не только в электронном виде, но и в обычном бумажном.

    Я столкнулась с проблемой твердого переплета, когда подготовила к печати краеведческий сборник И.М. Ульянова (двухтомник) и хотела напечатать его в типографии за свой счет небольшим тиражом - не более 50 экземпляров. Сборник имел большое количество цветных картинок, и оказалось, что стоить это будет неоправданно дорого. Тогда я решила печатать его сама - дома, на собственном лазерном принтере. Себестоимость печати оказалась вполне приемлемой и я успешно распечатала первые несколько экземпляров, намереваясь отдать их в переплет в профессиональную переплетную мастерскую. Переплет я хотела непременно твердый, обязательно с суперобложкой, чтобы книга выглядела красиво. Оказалось, однако, что стоимость твердого переплета превышает себестоимость печати, и тут мне пришлось задуматься. Все вместе (печать + переплет) получалось слишком дорого…

    Выход был один - переплетать самой. Выслушав советы мужа, в детстве имевшего набор «Юный переплетчик», и найдя пару статей в интернете (оказавшихся, как показал опыт, не слишком хорошими), я принялась за дело. Первый блин оказался комом (в найденных статьях не были отражены некоторые существенные детали), но второй получился вполне прочным и красивым, по крайней мере я была вполне довольна результатом.

    Книги, которые вы можете сделать сами.

    Конечно, добиться типографского качества в домашних условиях невозможно (самая большая проблема - с обрезкой краев), но если книга вам нужна не на продажу, а в качестве подарочного варианта (как это было в моем случае) или для домашнего использования, то вполне подходит. К тому же «подарочность» ее можно подчеркнуть, поиграв с цветом обложки и ее оформлением - простора для фантазии здесь много.


    Необходимые инструменты:

    1. Две доски

    2. Две струбцины

    3. Пилка для металла

    4. Кисточка для клея

    5. Ножницы

    6. Нож для бумаги

    Необходимые материалы:

    Клей ПВА.

    Толстые белые нитки или не слишком толстая белая веревка.

    Материал типа марли, но более жесткий. Его можно купить в магазине «Ткани» - подобный материал используют для укрепления бортов пиджаков, и т.п. Марля тоже годится, но ее трудно ровно резать.

    Картон (любого цвета) - для жесткой обложки. Картон должен быть очень плотный и почти негнущийся. Если такой картон трудно купить, можно использовать обычный, но тогда надо склеивать его в два-три слоя.

    Цветная бумага (для оклеивания обложки). Бумага подойдет любая. Самая лучшая - не слишком тонкая и не слишком толстая, скажем, что-то среднее между ватманом и оберточной бумагой (по плотности).

    Матерчатый валик для корешка. Это - наиболее проблематичный (в плане покупки) элемент. Посмотрите на корешок любой покупной книги в твердом переплете, и вы увидите, что именно нужно. Купить его, однако, сложно. Сначала, за неимением валика, я использовала просто тесьму с похожей канвой из магазина «Ткани». Потом мне удалось купить то, что нужно, в специализированном магазине, но найти его было не так-то просто. Деталь эта - чисто декоративная, закрывающая собой то, что остается внутри корешка, так что в принципе можно обойтись и без нее.


    Корешок с валиком; полоски с валиком, купленные в специализированном магазине.

    Перед началом работы внимательно посмотрите, как сделана любая магазинная книжка в твердом переплете, постарайтесь заглянуть внутрь корешка, чтобы иметь представление о том, как ваша книга должна выглядеть в результате. Первый раз советую попробовать на «отходах», чтобы не жалко было выбрасывать. Второй экземпляр можно делать уже набело.

    Этап № 1

    Итак, вы имеете толстую стопку отпечатанных страниц. Формат их может быть любой (в моем случае - А5). Теперь нужно как можно ровнее выровнять край. Выравнивать можно, постукивая разными сторонами стопки о ровный стол, следя, чтобы никакая страница не выторчевывала. Особенно нужно следить за левым и верхним краями - тем, где будет корешок, и тем, который будет виден, когда книга стоит на полке. Два других края не так важны.

    Когда края стали достаточно ровными, очень аккуратно (чтобы не сбить их) кладете стопку на стол или на доску (чтобы не пачкать стол клеем), корешком к себе, так, чтобы край стопки чуть-чуть торчал за пределы стола (тогда его удобнее мазать). Сверху очень осторожно (опять-таки чтобы не сбить края) кладете какой-нибудь временный груз, скажем, книгу. Потом густо мажете клеем ПВА корешок и даете слегка подсохнуть (2-3 минуты достаточно).


    Можно, конечно, печатать книгу из «тетрадок», как делается в типографиях - большинство принтеров это позволяет. Но тогда возникнут две проблемы.

    Нужно будет сшить каждую тетрадку вручную, что займет время, особенно, если книга толстая и в каждой, скажем, по 20 тетрадок (в одной тетрадке обычно 16 листов).

    Будет необходимо обрезать края, т.к. в тетрадках они никогда не будут ровными. Мой опыт показал, что ровно обрезать край в домашних условиях практически невозможно, поэтому я остановилась на печати отдельными листами - края тогда выглядят значительно лучше. Переплет получается достаточно прочным, не «ломается», и практически не «съедает» левого поля (так что при печати левое и правое поля можно оставлять одинаковыми).

    Когда клей слегка подсох и двигать пачку уже не так страшно, снимаете временный груз и осторожно сдвигаете будущую книгу чуть дальше от края стола или доски, чтобы корешок больше не свисал. Сверху кладете вторую доску (так чтобы корешок не торчал, а был прижат сверху), плотно зажимаете все двумя струбцинами и оставляете на несколько часов сохнуть. (Считается, что полностью клей ПВА высыхает за 12 часов, но на данном этапе достаточно будет 3-4-х часов). Эта первоначальная склейка необходима для того, чтобы легче было пилить - чтобы пачка листов прочнее держалась вместе и не сдвинулась бы.

    Этап № 2.

    Снимаете струбцины и опять сдвигаете пачку и доски на край стола, так чтобы доски выступали за край стола сантиметра на 3 (чтобы ненароком не распилить стол), а край бумажной стопки выторчевывал за край досок на 2 миллиметра. Зажимаете все струбцинами. Размечаете карандашом торчащий край на ровные интервалы (я делаю их 2 см). В местах разметки пилкой для металла делаете пропилы глубиной 1 мм. Следите, чтобы пропилы были ровные и строго перпендикулярны корешку.


    Теперь нужен будет клей, кисточка и веревка. Веревка вставляется в пропилы, толщина ее должны быть такой, чтобы она входила в пропилы довольно плотно. Если вы пользуетесь нитками, их надо перекрутить в 5-6 раз. Веревку, если слишком толстая, можно расплести на части. Пропилы и веревка нужны для укрепления корешка - они держат его достаточно прочно и корешок не «переламывается», как это часто происходит в клееных магазинных книгах. Без этого ваша книга может просто развалиться.

    На этом этапе нужно иметь наготове заранее раскроенную марлю и валики. Марлю кроите так: длина должна быть на 1 см меньше, чем длина вашего корешка. Ширина равна ширине корешка + 2 см по обоим краям. Если, скажем, ваш корешок 21 х 2 см, то марля должна быть 20 х 6 см. Валиков нужно два, ширина каждого равна ширине корешка.
    Еще наготове должна быть полоска бумаги, которая наклеивается на корешок поверх марли и валиков, чтобы не мазать руки клеем, приглаживая марлю к корешку. Бумага эта может быть любой, ее не будет видно. Я использую обычную коричневую оберточную бумагу. Размеры ее по длине - на 7-8 мм меньше длины корешка, а ширина равна ширине корешка.

    Когда все готово, начинаете процесс:

    Густо мажете клеем корешок с пропилами, следя за тем, чтобы клей затек в каждый пропил. Вставляете в каждый пропил веревки (я их предварительно тоже мажу клеем), так, чтобы концы их торчали на 2-3 см. За торчащие концы подтягиваете веревки, чтобы они плотно сидели в пропилах. Снова мажете все клеем и наклеиваете марлю, затем валики. Все это снаружи опять мажете клеем и наклеиваете полоску бумаги, приглаживая ее к корешку, чтобы все вместе хорошо проклеилось. В таком виде все обязательно нужно оставить на ночь, чтобы хорошо просохло.


    Этап № 3 (следующий день)

    Внутренний блок будущей книги готов. Снимите струбцины, ножом обрежьте лишние концы веревок.

    Форзацы

    Дальше займемся форзацами. Они должны быть из плотной ватманской бумаги, т.к. несут на себе половину конструктивной нагрузки - именно на них (и еще на марле) и держится обложка. (Они, кстати, могут быть и цветными, не обязательно белыми). Если ваша книга формата А5, то форзац - формата А4, сложенный пополам. Наружный край его нужно чуть-чуть подрезать, т.к. со стороны корешка чуть выступают концы веревок, они будут мешать наклейке форзаца. (Обрезать их совсем вровень не получается). Когда форзац сложен, примерен к книге и подрезан, намажьте клеем полоску у сгиба (3-4 мм) и наклейте на блок. Затем переверните книгу, и наклейте другой. Оставьте под прессом хотя бы на пол часа, а пока можно заняться обложкой.

    Обложка

    Сначала раскраиваем картон. Это твердая основа обложки, состоит из трех отдельных частей - двух одинаковых по размеру корочек и корешка. Корочки должны быть по высоте на 8 мм больше высоты вашего склеенного блока (чтобы с каждой стороны торчали на 4 мм), а по ширине - равны блоку. Т.е. если ваш блок формата А5, т.е. 21 х 14.8 см, то размеры корочек 21.8 х 14,8 см. Корешок по высоте должен быть равен корочкам (21,8 см в случае А5), а по ширине - равным толщине вашего блока. Он может быть из более тонкого картона.

    Выбираете бумагу подходящего цвета, раскраиваете ее:

    По высоте она должна выступать за пределы картонных корочек на 2-3 см с каждой стороны. По ширине (пляшем от середины): ширина корешка + 8 мм интервал с каждой стороны, + ширина картонных корочек с каждой стороны + 2-3 см с каждой стороны (см. фото). На внутренней стороне бумаги хорошо бы сделать разметку, она значительно облегчает раскладку.


    Дальше идет склейка. Мажете клеем одну сторону корочек и корешка, наклеиваете, прижимаете. По диагонали обрезаете края бумаги (с отступом 3-4 мм от угла). Мажете клеем выступающие края, загибаете их на корочки, прижимаете. На этой стадии обложку лучше оставить под грузом хотя бы на час. В принципе, обложка готова.


    Дальше возникает вопрос ее оформления. Даже если планируется суперобложка, то имя автора и название (или, в моем случае, номер тома) все равно должны быть написаны на обложке и на корешке. Как это сделать? Не все, даже архитекторы, могут абсолютно ровно сделать надпись вручную. Я пробовала писать по трафарету, но получается неаккуратно. Решение пришло такое: напечатать на принтере несколько видоизмененный фрагмент суперобложки с автором и номером тома, а потом наклеить. Просто, но выглядит, с моей точки зрения, вполне прилично.


    Наклеиваем на обложку отпечатанное название. Делать это лучше с карандашной разметкой - чтобы надпись на корешке была по центру, и ничто никуда не съехало бы. Обложка готова.

    Дальше наступает не сложный, но ответственный момент - склеить вместе внутренний блок и обложку. Момент этот требует большой точности, поэтому сначала необходима примерка. Вложите блок в обложку, так чтобы края обложки торчали равномерно, и по углам форзацев ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте отметки карандашом.

    Мажете клеем один край марли, приклеиваете к форзацу. Теперь мажете клеем весь форзац вместе с марлей. Чтобы излишки клея не склеили страницы, внутрь форзаца можно проложить лист бумаги. Поднимаете книгу (обложка при этом лежит на столе), переворачиваете намазанным форзацем вниз и приклеиваете форзац к обложке, начиная с краев - совмещая края форзаца с карандашными отметками.

    Кладете книгу на стол (склеенной частью вниз) и мажете клеем марлю на другой стороне, приклеиваете к форзацу, затем мажете весь второй форзац. Мой опыт показал, что дальше удобнее всего просто «положить» обложку на форзац, не поднимая с места книги. Обычно таким способом края форзаца ровнее всего совмещаются с карандашными отметками, но все-таки нужно проверить, совместились ли с отметками углы, и если нет, то, пока клей не высох, выровнять их.

    По корешку можно провести деревянным лекалом (или просто углом пластмассовой линейки), но осторожно, чтобы не порвать бумагу. Это придает корешку "остроту".


    Теперь нужно положить книгу под пресс на всю ночь, чтобы она хорошо просохла.

    К утру ваша книга полностью готова.

    Суперобложка - это просто лист бумаги (размеры ее легко просчитать). Единственный момент, который надо здесь учесть - делать окончательный дизайн суперобложки нужно уже после того, как готов первый твердый переплет - только тогда вы будете точно знать размер вашей книги. (При формате страниц А5 и высоте картонных корочек 21,8 мм, высота суперобложки у меня получается ровно 22 см (бумага, которой оклеивается картон, тоже дает толщину).

    При формате книги А5 длина суперобложки получается чуть больше, чем А3. Я печатаю ее на двух листах А4 (бумага нужна хорошего качества) и склеиваю изнутри скотчем. По сторонам (которые будут загнуты внутрь) доклеиваю белые полосы до необходимой ширины. Так как суперобложка пестрая, снаружи склейка практически незаметна.