Анкета для посетителей аптеки антигистаминные препараты. Оценка результатов анкетирования

Анкета сотрудника аптеки

Должность_________________________

Стаж работы________________________

1. Доступность лекарств для различных категорий лиц

· для пенсионеров

· для инвалидов

· для военнослужащих

· заключенных и находящихся в СИЗО

2. Доступность лекарств при оказании амбулаторной помощи

3. Доступность лекарств при оказании стационарной помощи

· при турбекулезе

· при онкологических заболеваниях

· травматологии

· наркозе

4. Доступность лекарств при отдельных заболеваниях и состояниях

· сахарный диабет

· паркинсонизм

· эпилепсия

· железодефицитная анемия

· бронхиальная астма

· заболевания желудочно-кишечного тракта

· инфаркт

· стенокардия

· редкие заболевания (мукополисахаридоз и др.)

С целью оценить представления медицинских работников о доступности лекарственного обеспечения в городе, было проведено анкетирование 15 работников аптек, расположенных в городе Подольск, станция Силикатная.

По каждому вопросу предусматривалась пятибалльная оценка доступности. Проводилось анкетирование работников первого стола.

При анализе анкет выяснилось, что больше половины опрошенных затруднились дать оценку, а наименьшая осведомленность (более 80%) среди них оказалась по вопросам лекарственного обеспечения военнослужащих, заключенных и находящихся в СИЗО.

Большинство фармацевтов (от 60 до 80%) не знают о доступности ЛС на амбулаторном этапе для таких заболеваний, как паркинсонизм, эпилепсия, сахарный диабет 1 и 2 типов, железодефицитная анемия.

Медицинские работники оценили лекарственное обеспечение как хорошее при сахарном диабете 1 и 2 типов и железодефицитной анемии, но оказались неосведомленными о доступности ЛС в стационаре при туберкулезе, наркозе, а также в травматологии.

Работники первого стола посчитали хорошей состояние лекарственной составляющей медицинской помощи у больных с инсультом и в травматологии.

В целом, медицинские работники оценили доступность ЛС как "удовлетворительное".

Анкетирование посетителей аптек

Анкета посетителя аптеки

2. Возраст

3. Социальный статус

· Студент

· Служащий

· Работник

· Предприниматель

· Пенсионер

· Безработный

4. Количество членов в семье

5. Частота посещения аптеки

· 1 раз в месяц

· 2-3 раза в месяц

· по разному

6. Факторы, влияющие на выбор лекарственных средств

· эффективность

· безопасность

· популярность

· производитель

· вид лекарственной формы

7. Вы приобретаете лекарственные средства

· для себя

· для детей

· для пожилых членов семьи

· для нескольких членов семьи

8. Чаще вы приобретаете лекарственные средства

· для лечения желудочно-кишечного тракта

· противовоспалительные средства

· препараты применяемые при простуде

· препараты применяемые при кашле

· противоаллергические препараты

· препараты для лечения сердечно-сосудистой системы

· витамины

9. Сталкивались ли Вы с отсутствием нужного лекарственного препарата в аптеке

· Да, часто

Так же был проведен социологический опрос среди посетителей 5 аптек, расположенных в городе Подольск, станция Силикатная. Посетителям аптек было предложено ответить на выше приведенные вопросы, всего было опрошено 50 человек

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

основными покупателями аптеки являются женщины (почти 70%, т.к. приобретают товары чаще всего для всей семьи;

социальный статус на посещения аптеки не оказывает особого влияния, т.к. все группы населения практически одинаковое количество раз обращаются в аптеку;

главными потребителями аптеки (58%) являются семьи с количеством от 3 членов;

частота посещения аптеки 1, редко 2 в месяц;

основные факторы, влияющие на выбор потребителей при покупке лекарственных средств в аптеке - эффективность, цена, безопасность (около 10%).

Практическая часть. Выявление эффективности оформления интерьера и внешнего вида розничных аптечных организаций на примере аптеки «Панацея»

Оценка результатов анкетирования

В исследовании участвовали посетители (100 человек) аптеки "Панацея", адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 57., которым предлагалось ответить на вопросы анкеты представленной в приложении 1:

Возрастная структура отображена в таблице 1.

Таблица 1 Возрастная характеристика респондентов

На вопрос о частоте посещения аптеки были получены ответы, представленные на рисунке 1

Рис. 1.

Как видно из результатов превалирующее большинство опрошенных посещают аптеку часто.

На вопрос «Что в первую очередь привлекает ваше внимание в аптеке?» были получены ответы представленные на рисунке 2.


Рис. 2.

Преимущественное большинство опрошенных в аптеку привлекает такой фактор как цена, однако на втором месте - грамотно оформленная витрина, что говорит о важной роли мерчандайзинга в привлечении клиентов.

Наиболее частые пояснения были следующими:

Рис. 3.

Представленные результаты говорят о том, что такой компонент мерчандайзинга, как POS-материалы (элементы рекламы - буклеты, листовки и др.) положительно воспринимаются преимущественным большинством населения, помогает им найти необходимую группу препаратов, дает информацию о новинках.

На вопрос «Удобно ли выложен товар?» были получены следующие ответы:

Рис. 4.

Из результатов следует, что такой компонент мерчандайзинга, как рациональная выкладка товара положительно оценен превалирующим большинством респондентов.

На вопрос «Что Вам запомнилось больше всего в оформлении витрины?» были получены ответы, представленные в таблице 3.

Таблица 3. Что запомнилось во внешнем виде аптеки.

Из ответов очевидно, что привлекает к витринам посетителей прежде всего цветовая гамма, подойдя ближе, они обращают внимание прежде всего на акционный товар, который реализуется по сниженной цене.

Таблица 4. Ассоциация с внешним видом витрин.

Ответы в очередной раз доказывают, что для населения в выборе лекарственных препаратов ключевым фактором является цена. И, следовательно, при реализации мерчандайзинга в современной аптеке необходимо обязательно включать в оформление витрин POS-материалы делающие акцент на скидках, акциях и др.


Рис. 5.

Т.к. превалирующее большинство опрошенных отметили, что оформление витрин данной аптеки отличается от других, можно сделать вывод, что принципы мерчандайзинга в данной аптеке соблюдены в достаточном объеме.

На вопрос «Оценивая внешний вид и интерьер, возникает ли желание посетить эту аптеку снова?» Преимущественное большинство ответило положительно, что в очередной раз подчеркивает хорошо проведенную работу сотрудников аптеки в области мерчандайзинга.

Хорошим ходом по привлечению и удержанию постоянных покупателей аптеки «Панацея» может стать включение во внутреннее оформление интерьера постоянно обновляющегося информационного бюллетеня, в котором потребители могли бы ознакомиться с новинками, а также получить информацию об актуальных на текущий момент препаратах, например в период высокой заболеваемости гриппом о противовирусных препаратах.

Такое информационное обслуживание может быть особенно полезно в часы наплыва покупателей в аптеку, так как позволит провизорам сконцентрироваться на обслуживании покупателей и сведет к минимуму потребность в их советах в выборе препарата, задерживающих темп продажи товаров, создающих утомительные очереди.

Важно не упускать и такие формы создания привычки к аптеке, как введение скидок для пенсионеров и постоянных покупателей, что также должно отражаться в POS материалах, как во внешнем, так и во внутреннем оформлении аптеки.

Анкета для посетителей аптек

Нам важно Ваше мнение!

    Качество обслуживания

    Поздоровались ли с Вами, когда вы зашли в отдел? (ответ: нужное подчеркнуть).

    Улыбнулись ли Вам? (ответ: 0 баллов – нет; 1 балл – да / нужное подчеркнуть).

1 балл – грубый, равнодушный;

2 балла – вежливый

3 балла – очень вежливый, дает исчерпывающую информацию.

II . Внешний вид:

    Был ли сотрудник аптеки одет в форменную одежду? (ответ: 0 баллов – нет; 1 балл – да / нужное подчеркнуть).

    Опрятна ли была одежда сотрудника аптеки? (ответ: 0 баллов – нет; 1 балл – да / нужное подчеркнуть).

    Знание товара

    Смог ли сотрудник аптеки предоставить Вам информацию о производителе, сроке годности или о правилах использования данного лекарственного средства? (ответ: 0 баллов – нет; 1 балл – да / нужное подчеркнуть).

    Предоставил ли сотрудник аптеки (объяснил, рассказал) информацию о преимуществах / недостатках данного лекарственного средства? (ответ: 0 баллов – нет; 1 балл – да / нужное подчеркнуть).

    Р ешение проблемы

Действие сотрудника аптеки (отметьте пункты):

        баллов - идет на поводу у покупателя, отвечает сбивчиво, чувствуется незнание;

1 балл - сам предлагает различные варианты, пытается решить проблему, выражается ясно и понятно, отвечает уверенно, аргументировано/

V. Выкладка ассортимента лекарственных средств и оформление витрин (укажите нужное )

0 баллов выложен не аккуратно;

1 балл - ассортимент лекарственных средствбыл выложен аккуратно, я сразу смог найти необходимый товар.

0 баллов - ассортимент лекарственных средствна витринах представлен однообразно, не привлекает мое внимание как покупателя;

1 балл - витрины оформлены интересно, привлекают внимание и радуют глаз.

      Ваши предложения и пожелания по улучшению качества обслуживания в аптеке

Дата________________________

Благодарим Вас за то, что уделили нам время!

________________________________________________

Дорогие друзья!
[Название предприятия] проводит социологическое исследование потребителей лекарственный средств группы ____________ с целью формирования социально-демографического «портрета» реальных и потенциальных потребителей, а также изучения перспектив спроса на препараты данной групп. Просим Вас принять участие в опросе.
Заполняя анкету, поставьте какой-либо знак напротив того ответа, который выражает Ваше мнение.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Вопросы анкеты
I. Социально-демографические характеристики.
1. Ваш возраст (лет):
1.1. 14-25;
1.2. 26-35;
1.3. 36-45;
1.4. 46-55;
1.5. 56-65;
1.6. более 65

2. Ваш пол:
2.1. мужчина;
2.2. женщина

3. Ваше семейное положение:
3.1. женат (замужем);
3.2. холост (не замужем);
3.3. разведен (а);
3.4. вдовец (вдова).

4. Есть ли у Вас дети:
4.1. нет;
4.2. один;
4.3. двое;
4.4. трое;
4.5. более трех.

5. Ваше место жительство:
5.1. город;
5.2. село.

6. Ваше социальное положение:
6.1. служащий;
6.2. рабочий;
6.3. работник с/х;
6.4. безработный;
6.5. студент (учащийся);
6.6. пенсионер;
6.7. домохозяйка;
6.8. частный предприниматель.

7. Ваше образование:
7.1. среднее (неполное среднее);
7.2. среднее специальное;
7.3. высшее (неполное высшее).

8. Укажите, пожалуйста, Ваш ежемесячный доход из расчета на одного человека ____

2. Состояние здоровья и информированность о лекарственных средствах

9. Как Вы оцениваете свое здоровье:
9.1. плохое;
9.2. удовлетворительное;
9.3. хорошее.

10. Есть ли у Вас хронические заболевания?
10.1. да;
10.2. нет;
10.3. не знаю.

11. Как долго Вы наблюдаетесь у психиатра:
11.1. меньше года;
11.2. от 1 года до 5 лет;
11.3. больше 5 лет.
11.4. _

12. Страдаете ли Вы заболеваниями других систем и органов? (возможны несколько ответов)
12.1. нет;
12.2. сердечно-сосудистой системы;
12.3. органов пищеварения;
12.4. нервной системы;
12.5. мочеполовой системы;
12.6. других

13. Разделы информации о ЛС в листке-вкладыше, которые Вас интересуют (возможны несколько ответов):
13.1. применение, способ;
13.2. фармакологическое действие;
13.3. противопоказания, побочные действия;
13.4. лечебный эффект;
13.5. взаимодействия с другими ЛС;
13.6. взаимодействие с пищей;
13.7. другое (напишите)_____

3. Медицинская культура
14. Ваше отношение к здоровому образу жизни:
14.1. положительное, стараюсь всегда его придерживаться;
14.2. положительное, но не всегда ему следую;
14.3. безразличное.

15. По Вашему мнению, явились ли условия Вашего труда фактором возникновения "душевного расстройства?
15.1. да;
15.2. нет.

16. Занимаетесь ли Вы спортом?
16.1. ежедневно;
16.2. несколько раз в неделю;
16.3. редко;
16.4. не занимаюсь.

17. Курите ли Вы?
17.1. да;
17.2. нет

18. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
18.1. практически каждый день;
18.2. несколько раз в неделю;
18.3. несколько раз в месяц;
18.4. несколько раз в год;

19. Всегда ли Вы выполняете предписание врача?
19.1. да;
19.2. иногда;
19.3. нет.
Если «нет», то по какой причине? (возможны несколько ответов)
19.3.1. не доверяю врачу;
19.3.2. предпочитаю самолечение;
19.3.3. другая причина

4. Оценка качества жизни и обслуживания
20. Конфликтуете ли Вы с обслуживающим Вас персоналом?
20.1. никогда;
20.2. крайне редко;
20.3. всегда.

21. Как влияет прием ЛС на качество Вашей жизни (возможны несколько вариантов ответов)?
21.1. улучшается самочувствие;
21.2. повышается работоспособность;
21.3. улучшается настроение;
21.4. появляется чувство удовлетворения;
21.5. не влияет;
21.6. другое
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!