Конспект занятия в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»
Цель: выявить экологические знания детей
Задачи: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить знания правил поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие; развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Материал: карточки с птицами, дерево нарисованное (зимнее, картина лета, натуральный корм для птиц (зёрна, кедровые орехи, семечки, несолёное сало, крошки хлеба, ягоды рябины или облепихи), запись птичьих голосов, бумага для оригами.
Ход занятия:
Влетает сорока.
Воспитатель: Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве Птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает, к каким птицам он относится и где живет, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха. Ой, а куда это я попала? Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята, а вы мне поможете навести порядок в лесу? А птицы у нас в царстве живут непростые: есть здесь и зимующие, есть и перелётные. Зимующих птиц мы с вами посадим на это дерево, а перелётных – на картинку, где нарисовано лето. Ведь там, где они сейчас находятся – настоящее лето. -Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
Зимующие -Правильно, зимующие.
А кто такие перелётные птицы?
Это те птицы, которые улетают от нас осень в тёплые края.
Молодцы, правильно. А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).
Тело птиц покрыто шерстью.
Скворец живет в дупле.
Птенчики вылупляются из икринок.
В теплые края улетают перелетные птицы.
Люди делают скворечники для ворон.
Птицы строят гнезда из досок.
Птицы собираются в стадо и летят домой.
Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Конкурс 1. «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на карточках, на перелётных и зимующих».
Дети должны разделить их и назвать.
Молодцы. Вы сделали всё правильно. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Только давайте поможем птицам долететь и сделаем небольшую зарядку
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем
Раз-два-три-четыре-пять.
Упражненье выполняем.
Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)
Пусть наши перелётные птицы летят в свои тёплые края. А мы с вами останемся с нашими зимними друзьями.
Какие птицы, ребята, сидят на нашем дереве? Только поднимайте руки, а не говорите все хором.
Снегирь, синица, дятел, клёст, сорока, ворона, воробей, кукушка. -Правильно. - А как ты догадался, что это снегирь?
У него красная грудка и, чёрные крылья и хвост. Можно опросить ещё 2 – 3 ребёнка о синице, сороке, кукушке. (А как ты, догадался, что это … .)
Хорошо ребята.
Ребята, а как вы думаете, легко ли птицам добывать корм зимой? Ответы детей.
А как мы можем помочь зимующим птицам? Ответы детей. Рассказ воспитателя Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
А теперь, ребята, давайте отправимся в необычную столовую, выберем корм для наших птиц и положим его под наше дерево. Пусть наши птицы полакомятся нашим угощением.
Конкурс 2. «Выбери корм для птиц»
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Тогда слушайте внимательно мои необычные загадки.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку! » (Кукушка.)
Хоть я не молоток,
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел.)
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири) .
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова.)
Прыгает она у дома,
А зовут ее. (ворона) .
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует -
Коноплю ворует. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! »
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит. (сорока)
А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.
Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?
Давайте подготовим наши пальцы к работе.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»)
Дети выполняют птиц в технике оригами.
Молодцы. Ребята, как вы думаете, мы помогли нашим птицам навести порядок в их царстве?
Да, конечно мы с вами разделили птиц на зимующих и перелётных, помогли ми отыскать себе корм. И наши друзья птицы благодарят вас за помощь своими песнями (звучат звуки птичьих голосов) .
Организация: МКДОУ «Бородинский детский сад "Теремок
Населенный пункт: Тульская область, п. Бородинский
Конспект НОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы»
Старшая группа
Основная ОО «Речевое развитие»
Цель : развитие связной речи через составление рассказов по серии картинок.
Задачи:
1. Образовательные
- Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
- Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
- Активизировать словарь: зимующие (синица, снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь);
- Учить составлять рассказ по картине
2. Развивающие
- Развивать навыки речевого общения;
- Развивать логическое мышление, память и внимание;
- Развивать слуховое восприятие;
3. Воспитательные
- Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Интеграция : Социально-коммуникативное, познавательное
- Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности; работа в паре;
- Развивать эмоциональную сферу;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- закреплять знания о зимующих птицах.
ППРС : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц, проектор, ноутбук, гимнастические палки, коробочка с печеньками.
Предварительная работа :
- беседа о зимующих птицах; о помощи в зимнее время;
- заучивание стихотворения «Покормите птиц» Яшина А.
- подбор картинок и загадок о птицах;
- подготовка презентации.
Ход НОД
1. Организационный момент. Слайд 2
Дети входят в группу под музыку и останавливаются возле воспитателя.
Здравствуйте, дети!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, в какой сказочный лес мы с вами попали!(Обращает внимание детей на экран). – Почему я назвала его сказочным? (Красивый, белый, заснеженный, сверкающий, зимний)
Но почему так тихо, почему не слышно птичьих голосов?
Д: - Сейчас зима и птицы улетели в теплые края, им холодно и голодно у нас.
В:- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Д: - Зимующие птицы.
В: - Дети, давайте с вами рассмотрим зимующих птиц и вспомним, как они называются.
Достает конверт, в которых лежат картинки с изображениями птиц, изображения зимующих и перелетных птиц перепутаны. На конверты наклеены изображения зимы и осени.
Достает из конверта с зимующими птицами все картинки и кладет на стол. Дети рассматривают.
Дети должны сами или с помощью наводящего вопроса воспитателя увидеть, что среди изображений зимующих птиц есть и изображения перелетных.(Все эти птицы зимуют у нас? Вы видели этих птиц на улице?)
Ой, посмотрите, кто-то перепутал всех птиц. Помогите мне, пожалуйста, отобрать зимующих птиц. Только как же нам их узнать?
Предлагаю вам послушать пениезимующей птицы и угадать, что это за птица.
Дети не угадывают, подсказать при помощи загадки, показать слайд.
Слайд (3-7)
1.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Посмотрите, какой он красивый! Что вам в нем нравится? Чем он отличается от других птиц?
2.Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?(Воробей)
А воробушек вам понравился? А почему он вам нравится (Весело, звонко чирикает,
3.Кар-кар-кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?(Ворона)
4.Птицей мира он зовется.
С крыш стрелой к земле несется,
Если видит гору крошек.
Сизый, белый и хороший(Голубь)
5.На кормушку к нам зимой
Прилетает птичка
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая… (Синичка)
На экране картинка – подсказка с угаданными зимующими птицами. (Слайд 8)
В: Теперь мы сможем разложить картинки правильно. Давайте построимся парами и решим какую птицу куда положим
Дети раскладывают картинки к соответствующему конверту.
В:- Молодцы, ребята! Теперь мы хорошо знаем зимующих птиц.
Холодно и голодно птицам зимой. Как же нам помочь им перезимовать?
Д:- Покормить, сделать кормушки.
В:- Правильно, молодцы. Вот такую кормушку сделала я. И на нее уже прилетели птицы.(Достает кормушку, ставит на стол)
В:-Скажите, а чем можно подкармливать птиц?
Д: - Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др. (Слайд 9)
В: - Молодцы! Теперь вы все знаете, чем кормить птиц и сможете им помочь.
Но ведь вы еще маленькие. А кто-же вам поможет сделать кормушки? – Конечно, ваши папы и мамы. Сегодня, когда вы придете домой, расскажите им про то, что узнали. Давайте порепетируем рассказывать.
Составление рассказа по картине. (Слайд10)
В:-Кто хочет попробовать начать репетировать?
(По желанию ребенок выходит и становится полу боком к экрану и зрителям)
Ваня, представь, что мы твоя семья, мы тебя внимательно слушаем.
Наводящие вопросы на случай затруднения детей:
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки)
- Кого мы видим на картине? (На картине мы видим девочку и мальчика, наверное они друзья или брат с сестрой)
- Что они делают? (Ребята сделали кормушку и повесили на дерево)
- Чем кормят птичек? (Они положили семечки, хлеб)
- Только семечки и хлеб? (Еще положили плоды рябины, орехи, зерна)
- Кто прилетел? (Птички – синички и все склевали)
В: - Кто еще хочет порепетировать?
3-4 человека
В:- Молодцы, хорошие у вас рассказы получились, очень интересные.
Ребята, а чем вам понравился рассказ Маши, Коли, Пети…?
В: - Ребята, давайте мы с ними поиграем. (Раздать птиц из кормушки)
В: -Раз, два, три!
Вокруг себя повернись,
В зимующую птичку превратись! (Слайд11)
(В. выкладывает на ковре контур кормушки из гимнастических палок)
Игра «Птичья столовая»
Детям раздаются жетоны с изображением разных птиц.Под речевое сопровождение, птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жёлтых воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье
Было общее веселье!
В: - Молодцы, хорошо повеселились! А для вас у меня тоже есть корм, покормлю своих птичек чуть позже. (Показываю прозрачную коробочку с печеньками)
Подведение итогов:
В: - Что же мы сегодня узнали и вспомнили про птиц? (Что их надо подкармливать, делать кормушки, кормить зернышками, семенами и др. Научились рассказывать родителям о птицах)
Рефлексия
Что вам сегодня понравилось делать? Что было трудно, что легко?
Перспектива:
А Надя знает стихотворение которое называется «Покормите птиц». Яшин А.(Слайд 12). Давайте послушаем!
Вам понравилось стихотворение? Кто тоже хочет его выучить? Возьмите текст и попросите дома маму или папу, или кого-то еще помочь вам выучить его. Когда вы выучите, мы с вами устроим конкурс «Кто лучше прочтет стихотворение» и вы сами определите, кто же потрудился лучше всех и хорошо выучил. (По желанию детям раздаются листочки с текстом стихотворения. По мере выучивания дать возможность всем детям его рассказать.)
Кто-нибудь хочет нарисовать или вылепить то, о чем сегодня узнал? Можете после занятия это сделать.
А нашу кормушку мы отнесем в раздевалку, что бы вы не забыли рассказать родителям о том, как холодно и голодно птицам зимой и как им помочь. Приносите свои кормушки в детский сад, мы повесим их на участке и будем с вами сыпать корм для птичек.
Для закрепления материала повторить несколько раз игру «Птичья столовая» в ближайшее время.
Литература:
- Шорыгина Т. «Птицы. Какие они?» – М., 2004
- Загадки о птицах. http://childline.ru/ptizy.shtml
- Голоса птиц. http://mp3-pesnja.com/
- Интернет ресурсы
Программные задачи: закрепить знания детей об особенностях жизни птиц осенью и зимой;
практиковать в умении находить звук [у] в середине слова; ; способствовать развитию памяти; , бережное отношение к ним; познакомить со словами «навыкате», «охотиться», «чуть свет».
Материал: муляжи птиц, тематические карточки с изображениями птиц.
Ход занятия
Воспитанники рассматривают муляжи птиц и карточки с их изображениями.
Воспитатель (В.). Дети, каких птиц вы знаете из тех, что видите перед собой? Встречались ли вы с ними раньше, где и при каких обстоятельствах, что они делали? (Ответы детей.)
Здорово, что вы знаете, как называются и ведут себя скворцы и ласточки, воробьи и аисты, дятлы и совы, другие птицы. Какие из них осенью покидают нашу страну и как их называют одним словом? (Ответы детей.)
Правильно, таких птиц называют перелетными. Назовите главную причину, которая вынуждает их менять место жительства? (Ответы детей.)
Безусловно, основная причина связана с тем, что приближаются зимние холода. Скажите, каких птиц из тех, что зимуют в наших краях, вы знаете?
Дети. Воробьи, синицы, снегири, дятлы, совы, вороны, голуби.
В. Молодцы! Теперь предлагаю игру со словами. Я буду говорить, как называется птица. Если вы услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши, сопровождайте название птицы аплодисментами.
Воспитатель называет слова: голубь, воробей, дятел, синица, пищуха. Дети реагируют в соответствии с заданием.
В. Почему птицы, которые остаются зимовать, часто прилетают к жилью человека?
Дети. Становится холодно.
В. Правильно, однако не все птицы боятся холода. Посмотрите на очередную картинку. Эта птица называется клест.
Ее маленькие птенцы выводятся на свет в самый лютый мороз. Все потому, что именно в это зимнее время в еловых и сосновых шишках созревают семена. Этим семенами клесты не только питается сами, но и кормят ими своих детей.
Но большинство птиц, когда им становится холодно, стремятся к человеческому жилью. Какая причина, кроме мороза, вынуждает их быть ближе к людям? (Ответы детей.)
В. Конечно же, особенно зимой птицам не хватает еды, поэтому и стремятся они подкрепиться с помощью людей. Каким образом мы можем помочь птицам перезимовать?
Дети. Сделать с родителями кормушки, насыпать туда корма.
В. Делали вы их раньше, или сделали кормушки уже в этом году? (Ответы детей.). Молодцы, что вместе со взрослыми помогаете птицам.
В. Почему мы должны заботиться о птицах? Какую пользу они нам приносят? (Ответы детей.)
Послушайте народную загадку про еще одну очень интересную птицу.
Днем отдыхает,
А ночью летает,
Днем спит,
А ночью кричит,
Плачет, как ребенок,
А живет в лесу. (Сова.)
Правильно, это сова. Видите, какие у нее большие навыкате глаза. Она летает ночью. Охотится на мышей и даже на зайцев. Чуть свет и она отдыхает.
Воспитатель объясняет значение слов «навыкате», «охотится», «Чуть свет».
В. Дети, еще раз внимательно посмотрите на карточку с изображением птицы, вспомните содержание загадки и составьте вместе небольшое повествование о сове.
Дети. Большая птица. Глаза навыкате. Ночью летает. Охотится на мышей. Ловит даже зайцев. Чуть свет и сова спит.
В. Хорошее у вас получилось коллективное повествование. Теперь знаете, как ведет себя сова. А еще вы понимаете, что означают слова «навыкате», «охотится», «чуть свет».
Расскажу вам еще, что птицы предсказывают погоду. Существуют некоторые народные приметы:
— Если воробьи в холодную погоду начинают купаться в воде, то вскоре потеплеет;
— Снегири под окнами щебечут — будет оттепель;
— Синички перебрались к жилью человека — начало зимы, предстоящая зима будет снежной и холодной.
Будет хорошо, если вы запомните эти приметы. Расскажите их своим мамам и папам. Спросите также у родителей, которые другие народные приметы о птицах они знают.
Подведение итогов занятия.
Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме : «Зимующие птицы »
Цель :
Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах ;
Формировать понятия «зимующие птицы » ;
Познакомить с условиями жизни птиц ;
Воспитывать желание заботиться о птицах , подкармливать их зимой.
Демонстрационный материал.
Картинки с птицами (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, свиристель)
1. Организационный момент
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной :
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
2. Основная часть
А) Беседа
Про каких птиц говорится в стихотворении :
«И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг….» (перелетных)
Почему они улетают (наступают холода, еды становится мало)
Что говорится в стихотворении о зимующих птицах ?
…«Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи….»
Каких птиц называют зимующими (которые не улетают с приходом зимы в теплые края, а остаются зимовать в своем краю.
Каких зимующих птиц вы знаете (ворона, воробей, голубь)
А какие птицы появляются с приходом зимы (синица, снегирь, свиристель)
Б)Игра «Угадай птицу »
Маленький, пестрый, шустрый, зимующая птица , городская (воробей)
Маленький, яркий, красногрудый, быстрый; зимующая птица , городская (снегирь)
Большая, серая, чернокрылая; зимующая птица , городская (ворона)
Маленькая, желтогрудая, быстрая; зимующая птица , городская (синица)
Тельце покрыто серовато-розоватым оперением, с хохолком на голове, не маленькая (свиристель)
Голубь –крупная птица с короткой шеей , маленькой головой, пестрый или однотонный с сероватым отливом, городская, зимующая (голубь)
Б) Строение птицы
Расскажите, что общего есть у всех птиц ?
У птиц есть …туловище , …. голова, ….крылья, ….клюв, …хвост, …оперение, …две лапки, …шея)
Г) Физминутка
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари (пощипывают щеки) .
Это красные фонарики («фонарики» )
Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)
Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки» )
Воду пьют из родника («пьют» ).
Переливы бубенцовые
Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .
3. Закрепление пройденного материала
А)Игра «Четвертый лишний»
Воробей, ворона, синица, ласточка
Почему ласточка лишняя в этом ряду (она улетает)
Синица, воробей, голубь, грач
Какая птица лишняя в этом ряду (грач, она тоже улетает в теплые края)
Снегирь, ворона, свиристель, трясогуска (улетает в теплые края)
Б)Игра «Каждой птице –свой корм »
Воробей питается- крошками
Синица питается –салом
Снегирь- ягодами рябины
Свиристель- насекомыми, ягодами рябины
Голубь- семенами растений, различными зернами
Ворона-(всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….
В) Игра «Из чего сделаны кормушки»
Рассмотри кормушки и скажи, из чего они сделаны?
(предлагаются детям картинки с кормушками,сделанные из дерева, пластиковой бутылки,из пакета молока, картона, металла)
Г) Подведение итогов
В :-О каких птицах мы сегодня с вами говорили? (зимующих )
В :-как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)
В :-Птиц зимой необходимо подкармливать, так как во время снегопадов и в сильные морозы им трудно находить корм. В такую погоду много птиц погибает от голода . Поэтому озябшие воробьи, синицы жмутся к жилью человека, словно знают, что мы не оставим их в беде в лютую зимнюю стужу. Хлебные крошки, зерно, семена дыни, тыквы, арбузов – спасут наших друзей!
Публикации по теме:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Гимназия №1538 Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным.
Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» в средней группе Цель:Расширение и закрепление представлений детей о перелетных птицах,их внешнем виде, образе жизни, строении тела, отличительных особенностях,.
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР «Зоопарк» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе с применением ЭОР. Тема: «Зоопарк» Цель: Формировать у детей представление о разнообразии.
Задачи: 1. Расширение и закрепление представлений о транспорте; 2. совершенствовать диалогическую речь; 3. обогащение и уточнение, активизация.
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Кругосветное путешествие» Занятие в старшей группе по ознакомлению детей окружающим миром Тема: «Кругосветное путешествие» Задачи: 1. Дать детям представления о том,.
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему: «Зимующие птицы». Программное содержание: - закрепить и уточнить представления.
Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.
Ход занятия
Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:
Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)
Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».
В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)
У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)
В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)
Игра «Птицы»
Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.
В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.
1-й ребёнок.
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все… (дятел).
2-й ребёнок.
Красногрудый, чернокрылый,
Люблю зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)
3-й ребёнок.
Непоседа-невеличка
Желтогрудая птичка,
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка).
Н. Губская
В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)
Игра «Чем угостим» (с мячом)
Воробья - крошками.
Синицу - салом.
Голубя - пшеном.
Свиристель - семечками.
Ворону - хлебной коркой и т.д.
Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.
В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.
Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.
В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)
Проведение опыта
В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)
Вывод: жир отталкивает воду.
В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.
Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.
В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)
Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.
Звучит аудиозапись пения птиц.
Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории