Consolidated pby 5a catalina чертежи. Гидросамолеты «Каталина» в советской морской авиации в годы войны

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это американский многоцелевой палубный истребитель F-14A Tomcat, выполненный в масштабе 1/72 фирмой Academy.

Прототип:
В июле 1968 г. Пентагон официально объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX (Variable geometry Fighter Experimental). Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.
На самолет планировалось установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатываемые по программе ATE. Движки эти тягой по 12700-13600 кг предназначались как для самолетов ВМС, так и для истребителей ВВС; они сулили массу преимуществ - выигрыш в весе и расходе топлива, простоте обслуживания. Одна беда - даже самые большие оптимисты определяли срок готовности их к установке на самолет как апрель 1973 г. К этому времени F-14 уже должен был быть принят на вооружение ВМС. В качестве временной меры решили установить на опытные и первые серийные "Томкэты" Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. Силовая установка являлась ахиллесовой пятой "Томкэта" на всем протяжении службы. Двигатели TF30-P-412 разработаны на основе ТРДДФ TF-30-P, которыми оснащались ударные самолеты А-7 и F-111. Для тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе даже увеличенной до 9070 кгс тяги оказалось недостаточно; собственно поэтому "Томкэт" так и не стал де факто air-supriority fighter"oм. Дополнительной проблемой были неудовлетворительные характеристики двигателя (приемистость и устойчивость) TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с "Томкэтами" по причине неполадок с движками побудили министра ВМС Джона Лемана в 1984 г. на слушаниях в конгрессе в сердцах заявить, что "самолет F14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 - ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском."
Единственным самолетом в мире, способным применять УР "Феникс", является F-14, однако эти ракеты стали его основным (по крайней мере, в теории - основным) оружием не сразу. Не которое время в качестве основного варианта вооружения рассматривались ракеты средней дальности AIM-7 "Спэрроу", а проект 303G вообще не предусматривал установку СУО AWG-9 и ракет AIM-54. В конечном итоге ВМС пришли к выводу, что необходим именно "длиннорукий" перехватчик, в этом случае "Фениксу" альтернативы не было.
Еще одним фактором в пользу принятия на вооружение истребителя, вооруженного УР "Феникс", являлась неспособность всех других ракет воздух-воздух (по американским оценкам того времени) перехватывать на больших высотах МиГ-25.
Опираясь на опыт боевого применения "Томкэтов", можно посчитать, что самолет не оправдал возлагаемых на него задач, особенно если провести анализ в соответствии с критерием стоимость-эффективность. Наиболее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким маневренным воздушным боем там и не пахло. В Ливане попытка использовать самолет для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами закончилась плачевно. Ирак и Югославия - войны весьма специфические, где авиация США достойного сопротивления не встретила. И все же, F-14 -система оружия выдающаяся. Этот самолет нельзя оценивать с позиций "сам сбил, его сбили". Появление "Томкэта" на вооружении ВМС США вызвало огромную тревогу у командования советского флота.
С политической точки зрения "Томкэт" со своей задачей справился, вытянув кучу средств из советской экономике, чем в немалой степени способствовал ее коллапсу. С военной же точки зрения все не так однозначно даже при использовании F-14 для решения своей главной задачи - обороны авианосного ордера.
В 2006 году истребитель F-14 "Томкэт" снят с вооружения ВМС США. Для Америки это знаковое событие: в годы "холодной войны" эта машина считалась главной ударной силой палубной авиации ВМС и очень высоко оценивалась профессионалами. После же выхода на экраны в 1986 г фильма "Top Gun" с Томом Крузом в главной роли она приобрела почти культовый статус и в массовом общественном сознании американцев.

Помимо набора использовал дополнительно:
1. Вооружение из наборов Hasegawa (AIM-7, -9).
2. ПВД - Master AM-72-007.
3. Кресла пилотов - Aires 7169.
4. Травление EDUARD 73234 и SS157 (оба набора для других китов, буду пытаться пристроить то, что подойдет).
5. Колеса Экипаж.
6. Маски на остекление Hobby+.
7. Техничка (декали) CAM 72-012 Hi-Vis.

Прототипом выбрал самолет из коробки – эскадрилья VF-51 Screaming Eagles.
Работу с самолетом начал с вооружения. Планировал все ракеты взять из наборов вооружения Hasegawa. Но при более подробном рассмотрении остановился на «Фениксах» из коробки – мне они понравились больше, да и стабилизаторы у них оказались тоньше – стачивать не надо было. У «Сайдвиндеров» сточил задние стабилизаторы, у «Сперроу» не понадобилось. Доработал топливные баки – убрал лишние лючки и из тянутого литника имитировал сварные швы.
Далее собрал, покрасил и оттонировал крылья и смонтировал их в фюзеляж, предварительно замаскировав. Они получаются у модели подвижные.
На крыльях, и вертикальных килях сделал из цветного прозрачного пластика АНО – вклеил их на свои места и заполировал. На килях имитировал из тянутого литника сварные швы на внешних поверхностях.
Затем немного отошел от рекомендаций инструкции и сначала приклеил к нижней половине фюзеляжа ВЗ, а затем соединил обе половины, установив уже готовые крылья. Это совсем неудобно для дальнейшей работы, но крепление крыльев исключает другой вариант. Что еще мы имеем? Неправильный хвостовой ласт – он сделан производителем от самолета F-14D. Я ограничился минимальными доработками – точил антенну на задней кромке ласта и вклеил трубку для слива топлива.
Попутно собрал стойки шасси и кресла пилотов. На передней стойке установил фару от Elf.
Также доработал подкрыльевые пилоны. Пусковые направляющие для AIM-9 я взял из наборов вооружения от Хаси, которые у меня были в запасах. Получилось более похоже на прототип.
И подошел я к самому интересному – кабине пилотов! Собственно доработки свелись к работам типа здесь подрезать, тут подточить, чтобы травление встало на свои места. Единственно я отрезал от приборок боковые пульты и приклеил их к ванне кокпита, чтобы было удобнее монтировать на свои места соответствующие детали травления. Пришлось немного поколдовать, чтобы смонтировать на свое место ПВД от Master. Посадочное место точеного ПВД оказалось намного меньше аналогичного в пластике. Пришлось приклеить пластиковый ПВД, отрезать лишнее, высверлить и уже туда вклеивать металлический.
Параллельно дорабатывал носовую нишу. Из проволоки 0,2 и 0,3 мм сделал проводку, из Евергриновского прутка 2,5 мм воздушный баллон. Далее в ход пошли трубочки для приводов, листовой пластик и фольга-самоклейка. Результат получился однозначно лучше изкоробочного.
Также поработал с козырьками приборных панелей. Из сигаретной фольги имитировал брезентовые чехлы на них.
Окраска:
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color, Alclad II.
Схема окраски самолета выбрана Hi-Vis: СХЕМА ОКРАСКИ

Декали:
Декали в наборе – среднего качества, видимо, сказывается их «возраст». Подложка тонкая и эластичная. В расшивку вдавились без каких-либо проблем, даже приваривать особо не нужно было. Но! Местами трескаются, а местами отвалились на следующий день. Но после повторного промакивания в горячей воде приклеились обратно. Не совсем понятно почему при схеме окраски Hi-Vis, производитель дает ОЗ из схемы Low-Vis. Хотя может они и могут сочетаться – я полной информацией не владею. Вопрос этот решил просто – докупил декаль с американскими ОЗ нужного вида – от Бегемота на МиГ-21 (арт. 72-018). Перевел, покрыл лаком (Mr. Color) и … выпал в осадок. Пришла беда откуда не ждали – синий цвет на ОЗ потек как у фломастеров, когда на них попадает вода. Такая вот подстава получилась. Далее устранение этой напасти, получилось не совсем хорошо, но и особо последствий не видно.
Декаль от CAM очень порадовала – подробная инструкция, тонкая подложка, хорошо приваривается. Но есть и небольшой минус – мелкие надписи практически не читаемы, поэтому «желтые» таблички я использовал из комплектной декали. Также противоскользящие декальные дорожки не подошли по месту и их пришлось накрашивать аэром. А в целом мне дека очень понравилась.

Какие выводы могу сделать после сборки? Набор простой по количеству деталей и не сложен в сборке. Но очень много времени отнимает подгонка деталей друг к другу. Отмечу плохую стыкуемость основных деталей. Также упрощены до нельзя конструкции ВЗ двигателей и внутренности кабины пилотов. Мои попытки привести кабину пилотов к более-менее нормальному виду не удались на 100%. Поскольку травление предназначено для набора Хасегава, то не все детали состыковались нормально. Не знаю, как со сходимостью у Хаси, но с копийностью точно на порядок выше. Поэтому советую для сборки ее, а не этот Академ.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Во второй половине шестидесятых годов ХХ века командование флота США осознало необходимость замены палубного истребителя F-4 Фантом, который уже не обеспечивал превосходства в воздухе. В ОКБ Микояна полным ходом велись работы по созданию истребителя третьего поколения МиГ-23. В 1965 году американские ВМС приступили к формулировке тактико-технических требований к новой машине. В 1967 году программа получила название VFX.

В конкурсе приняли участие шесть американских авиастроительных компаний: «Grumman», «MaDonnel-Douglas», «Норт Америкен», «Дженерал Дайнемикс» и LTV совместно с «Локхид».Из представленных проектов были выбраны два - фирмы «Грумман» и «Макдоннэл-Дуглас». Первый (под кодом G303E) отличался крылом изменяемой геометрией. Он и был выбран для дальнейшей работы. Grumman в 1969 г. приступила к разработке самолёта F-14 «Tomcat».

Первый опытный Томкет взлетел 21 декабря 1970 года. Это было на месяц раньше, чем было прописано контрактом. Опытная серия составила 12 самолётов. Во время испытаний истребители находились в полёте 7-8 часов, применяя дозаправку. В качестве заправщиков применили доработанные A-6 «Intruder».

Не обошлось без неприятностей. Во время второго полёта отказала гидравлика системы управления. Пилоты покинули машину. Это заставило приостановить испытания и вернуться к ним только в мае 1971 года. В следующем году на показательных полетах в Пантаксент-Ривер (шт. Мериленд) разбился F-14 № 10, а еще через год - F-14 № 3. Последний взорвался в воздухе над испытательным полигоном в Пойнт Мугу. Запущенная с «Томкета» ракета «Спарроу», потеряв управление, врезалась в нижнюю часть фюзеляжа, распоров топливный бак. Экипаж успел катапультироваться. Аварии объяснили наличием «легко устранимых вибраций», и после соответствующих доработок конструкции началось серийное производство самолета. Первые боевые эскадрильи (VF-1 и VF-2) были сформированы на авиационной базе Мирамар (шт. Калифорния); в них вошли машины начиная с F-14 № 21. После обучения летного и -технического состава они перебазировались на авианосец

«Энтерпрайз» (1974 г.). Несмотря на заявления фирмы об устранении недостатков, аварии продолжались - в январе 1975 г. сорок третий серийный самолет взорвался в воздухе на высоте 5000 м при скорости 740 км/ч; через десяток дней потерпел катастрофу еще один F-14А (оба принадлежали 2-й эскадрилье). Следующая авария произошла" 24 июля 1975 года - пожар двигателя. Позже разбилось еще два самолета. За десять лет эксплуатации флот потерял 64 машины. Общая боеготовность подразделений, вооруженных истребителями «Томкет», составляла около 35%. Летчики отмечали, что полеты на F-14A связаны с большим риском, особенно на больших высотах и малых скоростях. Командование ВМС, в свою очередь, было недовольно снижением летных характеристик (по сравнению с указанными в заказе): максимальной скорости - на 6,2%, потолка - на 5,2%, перегрузки при развороте - на 3,1%, продолжительности полета - на 20%.

Основной причиной катастроф и неудовлетворительных технических показателей явился двигатель TF30. Зная об этом, еще на этапе проектирования специалисты фирмы разрабаты-" вали другую модификацию истребителя - F-14B (VFX-2) с двигателями F401. Но новый двигатель не оправдал возлагавшихся на него надежд, показав во время испытаний на машине № 7 еще более низкие характеристики. В результате серийно начал выпускаться самолет с заведомо слабой надежностью.

Конечно, нельзя не упомянуть и о достоинствах «Томкета», которые он продемонстрировал во время летных испытаний. Летчикам удавалось совершать на нем устойчивые полеты со скоростью 191 км/ч и выполнять головокружительные маневры на показе представителям прессы: «Самолет, двигаясь вертикально, набирал высоту, пока скорость не падала до нуля и машина не начинала двигаться «хвостом» вперед...» - писал журнал «Авиэйшн уик» в 1973 году. Автоматически изменяемая стреловидность крыла позволяет истребителю резко увеличивать угол атаки в горизонтальном полете (около 90°). затормаживая самолет. Этот маневр назвали «Брэйк» - «тормоз».

В начале 1976 года опытный самолет F-14 № 5 начал испытываться в ка честве ударного под обозначением А-14; эта модификация серийно не выпускалась. Подобная судьба постигла и еще одну модификацию истреби теля -F-14C. Она представляла собой вариант F-14В с более совершенным бортовым РЭО.

По заказу ВМС для замены разведчиков RA-5C «Виджелент» разработана разведывательная модификация RF-14A (выпущено 49 самолетов). Эти самолеты оборудуются контейнером с системой TARPS (длина контейнера 5,27 м, диаметр 0,67 м, вес 800 кг). Контейнер подвешивается под фюзеляжем; внутри расположены два аэрофотоаппарата и инфракрасная станция разведки.

Серийное производство истребителя завершилось в 1987 году; всего было выпущено около 550 самолетов. Затри года до окончания производства фирма «Грумман» создала усовершенствованную модификацию «Томкета» под обозначением F-14A + («Плас»). На ней вместо двигателей TF30 установлены более надежные и мощные F110 фирмы «Дженерал электрик». За основу при разработке были взяты двигатели самолета В-1. Первые два новых двигателя испытывались еще в 1981 году на опытном истребителе № 7. Но из-за отсутствия финансовой поддержки в то время самолет был законсервирован. Теперь работы возобновились; первые 38 машин «Плас» переданы флоту в 1990 году. Немного позже начались поставки модели F-14D, которая отличается от «Плас» бортовым оборудованием.

Истребители F-14A поставлялись ВВС Ирана (79 самолетов).

Будучи основным палубным истребителем, «Томкет» активно использовался во всех локальных конфликтах, правда, с разной степенью успеха. В Ливане, например, зенитными ракетами было сбито три F-14. Во время налета на Ливию «Томкеты», наоборот, сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-1 7М (Су-22). В Ираке (1991 г.) на боевом счету истребителей один сбитый вертолет.

По мнению представителей ВМС, к 2000 году около 100 F-14 будут сняты с вооружения по выработке ресурса планера и встанет вопрос о замене этого типа самолетов. Пытаясь продлить жизнь машины, фирма «Грумман» разрабатывает ее новый вариант - «Супер Томкет-21», а также усовершенствованный ударный истребитель ASF-14. Последний будет иметь бортовое оборудование самолета ATF. Если заказа на эти машины не последует, то фирма готова продлить ресурс планеров F-14 с 7350 часов до 9000 часов, что позволит сохранить их в строю до 2012 года.

ОПИСАНИЕ САМОЛЕТА

Самолет представляет собой моноплан с крылом изменяемой стреловидности, угол которой может плавно изменяться в диапазоне от 20° до 68° в полете и до 75° на стоянке (для экономии места в ангаре авианосца). Крыло оборудовано предкрылками, закрылками и интерцепторами. В неподвижных частях крыла расположены выдвижные поверхности треугольной формы, которые предназначены для компенсации пикирующего момента при изменении стреловидности крыла на сверхзвуковой скорости. Фюзеляж самолета состоит из трех частей: носовой (с кабиной экипажа), центральной (с шарниром поворота крыла) и хвостовой части (двигатели, воздушные тормоза, хвостовой обтекатель). Хвостовое оперение двухкилевое; кили установлены с «развалом» 5°. Стабилизатор самолета цельноповоротный, с дифференциальным отклонением поверхностей. Панели воздушных тормозов расположены на верхней и нижней поверхностях хвостового обтекателя; максимальный угол их отклонения 60°. При выпуске шасси нижняя панель отклоняется только на 18°, исключая удар ею о палубу при посадке. Хвостовой обтекатель самолета постоянно видоизменялся: как выяснилось, его форма сильно влияет на общее аэродинамическое сопротивление. Шасси самолета трехстоечное, заимствованное от штурмовика А-6 «Интрудер». Все стойки убираются вперед и вверх, колеса основных стоек (при уборке) поворачиваются на 90°. Под гондолами двигателей имеются фальшкили для увеличения продольной устойчивости на больших углах атаки. Верхняя поверхность неподвижных частей крыла усилена четырьмя накладками в виде аэродинамических гребней. У опытных машин они гораздо массивнее, чем на серийных. По правому борту носовой части фюзеляжа расположены две стремянки для экипажа.

На первых серийных образцах установлены двигатели TF-30-P-412А, на последующих TF-30-P-414 со стальной «рубашкой» на компрессоре. Она прикрывает агрегаты самолета при отрыве титановых лопаток, края которых умышленно затуплены. Длина двигателя 5,99 м, диаметр 1,29 м. С 1988 года на F-14A+ установлены новые двигатели F-110-GE-426.

Регулируемые воздухозаборники ковшового типа установлены на расстоянии 250 мм от поверхности фюзеляжа. На верхней поверхности каждого имеется регулируемая щель, прикрытая отклоняемой створкой.

Шесть внутренних топливных баков вмещают 9029 литров горючего. Под воздухозаборниками могут подвешиваться два дополнительных топливных бака по 1010 литров каждый. Имеется выдвижная штанга с топливоприемником для дозаправки в полете.

Система автоматического управления самолетом предусматривает изменение стреловидности крыла, выдвижение дополнительных поверхностей, выдерживание режима непосредственного управления подъемной силой (с "помощью интерцепторов). Правда, перегрузки, достигаемые самолетом в этом режиме, невысокие: они позволяют летчику изменять высоту полета, не вводя машину в пикирование или кабрирование. Для электрического питания бортовых систем имеются два генератора переменного тока с приводом от двигателей; резервный генератор приводится от гидравлической системы.

Основной боевой системой на борту считается система управления вооружением AWG-9. Она состоит из бортового радиолокатора, телевизионной или ИК-системы (в зависимости от серии самолета) и радиолинии наведения с наземного или воздушного командного пункта. РЛС может обнаруживать цели на дальности 200 км и одновременно сопровождать 24 из них с расстояния 185 км. Шесть целей (на расстоянии 135 км) могут облучаться станцией в моноимпульсном режиме; это обеспечивает одновременное наведение шести управляемых ракет «Феникс». Телевизионная или ИК-система используется для уточнения азимута цели и ее опознавания. Система РЭБ самолета может ставить помехи радиолокаторам (срыв режима «захват») и средствам связи противника. Антенны этой системы расположены на законцовках килей.

Экипаж самолета - два человека: летчик и оператор системы вооружения. Направляющие катапультируемых кресел экипажа расположены с небольшим наклоном влево (летчик) и вправо (оператор), что исключает столкновение при одновременном катапультировании. В кабине оператора

находятся индикаторы горизонтальной и вертикальной обстановки. Кабина F-14D отличается наличием двух многофункциональных дисплеев в t &" ie летчика и крупноформатными цифровыми индикаторами у штурмана.

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Встроенное вооружение включает 20-мм пушку «Вулкан» с боезапасом 675 снарядов. Подвесное вооружение может состоять из различных комбинаций ракет класса «воздух-воздух». Под фюзеляжем на специальных балках располагаются до 4 УР «Феникс». Вместо них могут подвешиваться 4 УР «Спарроу» или 4 AIM-120 (в полуутоп-ленном положении). Под неподвижной частью крыла находятся два подвесных пилона, на которых могут размещаться: 2УР «Феникс» или 2 УР AIM-120, 2 УР «Спарроу» и до 4 УР «Сайдуиндер». Истребитель может привлекаться и для ударов по наземным целям. Для этого на специальных пилонах (под фюзеляжем) размещаются бомбы Мк.83 (до 8 шт.), Мк.84 (до 4 шт.).

Прицеливание при бомбометании производится навигационным способом ввиду отсутствия специальных прицельных систем. Общий вес нагрузки достигает 6500 кг.

Размах крыла:
стреловидность 20° 19,45 м
стреловидность 68° 11,65 м
Длина. 18,9 м
Высота 4,88 м
Площадь крыла 52,5 м2
Вес пустого самолета,.. 18100 нг нормальный взлетный.. 26 780"иг (с 4 УР «Спарроу»);
Максимальный.33 700 иг
Скорость полета 2550 км/ч
Практический потолок... 21 000 м
Скороподъемность
на уровне моря 150 м/с
Радиус действия 1230 нм
Время подъема
на высоту 18 000 м-170 с

В начале 1970 гг. шахский Иран обладал вторым по величине (после Израиля) парком боевой авиационной техники на Ближнем Востоке и считался серьезным военным противником даже для СССР. Богатое нефтью государство поддерживало теплые отношения с США. Как следствие, основу имперских ВВС или IIAF составляли самолеты американского производства - истребители-бомбардировщики F-5A/Е "Тигр" и F-4D/Е "Фантом". Несмотря на то, что эти типы самолетов считались достаточно современными, ни один из них не мог предотвратить разведывательные полеты советских МиГ-25, чувствовавших себя в иранском небе безнаказанно.

Во время визита в Иран в мае 1972 г. президент США Никсон решил предоставить шаху Мохаммеду Реза Пехлеви перехватчик, способный успешно бороться с нарушителями. И уже в ноябре 1972 г. было получено одобрение сената.

Американцы предложили два самых современных на тот момент истребителя - F-14A "Томкет" фирмы "Грумман" и F-15A "Игл" фирмы "Макдоннелл-Дуглас". В августе 1973 г. Иран определился с выбором, предпочтя F-14A. Неизвестно чем такой выбор был обусловлен, но как перехватчик высокоскоростных, летящих на большой высоте целей, коими являлись советские МиГ-25, "Томкет", оснащенный мощной РЛС и УР большой дальности AIM-54A "Феникс", подходил лучше как никто другой.

В январе 1974 г. подписали заказ на поставку 30 самолетов. А в мае 1974 г. иранские пилоты отправились для тренировок в США. В основном это были опытные пилоты, налетавшие много часов на самолетах F-4 "Фантом". В свою очередь в Иран прибыли специалисты фирмы "Грумман" (всего около тысячи человек). Уже в июне число заказанных машин увеличили на 50 машин, доведя таким образом до 80-ти.

Первый самолет прибыл в Иран в январе 1976 г. Поставлялись машины серии F-14A-90-GR/F-14A-95-GR. В целом, они ничем не отличались от аналогичных американских "Томкетов", исключение составляла лишь несколько упрощенная авионика. Стоит отметить, что самолеты оснащались улучшенными двигателями TF30-P-414A, которые в отличие от TF30-P-412, стоявших на первых F-14A, были гораздо безопаснее и надежнее.

К маю 1977 г., когда страна праздновала 50-тилетие королевского дома, поставили 12 самолетов. Местом дислокации "Томкетов" стала специально оборудованная для самолетов этого типа база Исфахан (Хатами) и база Шираз . Совместно c перехватчиками Иран приобрел и их "главный калибр" - УР большой дальности AIM-54A "Феникс". Всего заказали 714 ракет.

Несмотря на появление на вооружении Ирана столько грозной машины, полеты МиГ-25 не прекратились. Лишь после того, как в августе 1977 г. успешно произвели демонстративный пуск "Феникса", в результате которого была уничтожена мишень BQM-34E, летящая на высоте более чем 15 км, советские МиГи исчезли из неба Ирана.

Тем временем, общее социально-политическое положение страны было не столь оптимистичным, как состояние ее ВВС. 11 февраля 1979 г. произошли события известные, как исламская революция. Шах был низвергнут и бежал за рубеж. В Иране установилась власть исламских фундаменталистов во главе с аятолла Хомейни, отрицающим любые отношения с Западом и объявившего "тагути" (то есть "слугами сатаны") и США, и СССР. Президент США Картер в свою очередь наложил на Иран экономическое эмбарго. Контракт с "Грумман" был незамедлительно отменен.

Всего успели поставить 79 самолетов. Последняя машина осталась в США и применялась как испытательный стенд. Позднее ее перевели в Поинт Мугу , где использовали для нужд ВМС США вплоть до осени 2000 г.

С "Фениксами" дела обстояли еще хуже: было получено только 284 ракеты. Но даже они не могли применяться в полном масштабе. Дело в том, что имело место некая диверсия, в результате которой все 77 "Томкета" потеряли возможность применять свой "главный калибр". До сих пор не установлено, кто подготовил и провел эту диверсию. Можно предположить, что это были уезжающие из страны техники "Грумман", либо персонал иранских ВВС, не питавший никаких иллюзий относительно новой власти. Некоторые источники утверждают, что диверсию провели сами же иранские фундаменталисты, мстящие прошахским ВВС.

Так же доподлинно неизвестен и характер диверсии. Самым простым и эффективным способом называется уничтожение или повреждение программного обеспечения бортовых компьютеров "Томкетов", отвечающего за взаимодействие между самолетами и ракетами. Однако однозначных доказательств этого предположения не найдено.

Режим фундаменталистов, тем временем, начал активно проводить постоянные "чистки", выявляя в рядах вооруженных сил подозреваемых в сочувствии к шаху. Офицерский состав ВВС, которые после революции переименовали в IRIAF , "чистили" с удвоенной тщательностью. Многие высококвалифицированные пилоты, особенно те, кто прошел подготовку в США, оказались репрессированы и брошены в тюрьмы. Новые иранские власти своими же руками разваливали собственные ВВС...

Без поддержки Запада, в условиях постоянной нехватки запасных частей, материальная база ВВС быстро приходила в плачевное состояние. Многие иранские специалисты, способные обеспечить боеспособность американской техники, в том числе столь сложной машины, как F-14A, находились за решеткой. Таким образом, к осени 1980 г. иранские ВВС оказались в полном упадке.

Ну а 22 сентября 1980 г. произошло неизбежное: Ирак, воспользовавшись тяжелым положением Ирана, вторгся на территорию соседа. Были нанесены воздушные удары по шести иранским аэродромам и четырем местам дислокации сухопутных войск. Затем последовало массированное наступление иракской армии, одновременно в четырех точках перешедшей 700 км пограничную линию. Так началась Ирано-Иракская война.

Когда выяснилось, что защищать небо родного отечества некому, большинство пилотов поспешили реабилитировать, многие прямо из тюремных камер отправились в кабины своих "Тигров", "Фантомов" и "Томкетов", защищать режим, который их едва не расстрелял.

На ранней стадии конфликта из-за бедственного состояния ВВС обеих стран, воздушные силы играли незначительную роль. Тем не менее, иранские летчики, имевшие лучший уровень подготовки, чаще выходили победителями из воздушные сражений. Но вскоре ситуация изменилась. Затянувшееся эмбарго и возобновившиеся "чистки" офицерских рядов, продолжали уменьшать военный потенциал иранских ВВС. А Ирак получил от Франции самолеты Mirage F.1EQ, вооруженные УР ближнего радиуса действия Matra R-550 Magic, что заметно увеличило эффективность ВВС.

Что касается "Томкетов", то из-за нехватки запчастей только небольшое число этих самолетов (обычно 10-20) находилось в боевой готовности. Самолеты привлекались для обеспечения ПВО крупных административных и промышленных центров Ирана (в первую очередь г. Тереган) от налетов иракской бомбардировочной авиации. Однако ни одна попытка перехватить бомбардировщики Ту-22Б и разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ не увенчалась успехом. К тому же столкновения с иракскими истребителями, как правило, заканчивались не в пользу "Томкетов". По этой причине пилоты последних получили указания избегать непосредственных контактов с противником. "Томкеты" стали применяться не по прямому назначению: перехватчики, оснащенные мощной РЛС, использовались как своего рода "мини-AWACS" для оповещения о приближении самолетов противника и наведения на цель других истребителей. В таком качестве "Томкеты" нередко сами имели истребительное прикрытие из F-4E и F-5E. Таким образом, несмотря на свой низкие боевые успехи самолет оказался весьма ценным для иранских ВВС.

Некоторое количество F-14A было потеряно в боях. Но, как это обычно бывает, стороны не пришли к взаимопониманию относительно чисел.

По окончанию войны Ирак заявил об 11 сбитых F-14A (см. ). Иран признал потерю 12-ти самолетов, но не по причине вражеского огня, а в результате сбоев двигателей, произошедших во время воздушных боев. Признается потеря лишь одного F-14A в марте 1983 г.

Большинство же источников сходятся на том, что было уничтожено как минимум три "Томкета":

Первый был сбит 21-го ноября 1982 г. истребителем Mirage F.1EQ при помощи УР Matra R-550 Magic. Вторая подтвержденная победа "Миража" (Mirage F.1EQ-2) над "Томкетом" приходится на 1-е июля 1984 г. Самолет также был уничтожен при помощи УР R-550.

Французская техника на высоте

"Миражи" F.1EQ неплохо зарекомендовали себя и как ударные самолеты, и как истребители. Против F-14A ими удачно применялась следующая тактика: пользуясь ограниченностью РЛС "Томкетов" в обнаружении низколетящих целей, они на предельно максимальной скорости и экстремально малой высоте проходили под иранскими перехватчиками, затем неожиданно набирали высоту, подсвечивали "Томкеты" радаром и пускали одну-две УР ближнего действия.

Ракеты Matra R-550 Magic также хорошо проявили себя. Иракцы успешно использовали не только на "Миражах", но и на таких устаревших истребителях, как МиГ-21, заменяя стандартные для МиГов Р-3 (AA-2 "Atoll").


Mirage F.1 ВВС Ирака

В свою очередь заявления иранцев выглядят гораздо менее скромными. Они претендуют на 45 самолетов противника, сбитых F-14A. В том числе большое количество МиГ-21, Mirage F.1EQ, МиГ-23 и даже несколько Ту-22Б и МиГ-25РБ. Некоторые источники утверждают, что 25 самолетов (в частности МиГ-25РБ) якобы были уничтожены ракетами AIM-54A "Феникс" (!), большинство из которых иранцы сбили за короткий промежуток времени - с января по февраль 1983 г, а сами "Фениксы" активно использовались вплоть до 1986 г., когда их запас попросту закончился.

На фоне общего упадка, царящего в ВВС, эти цифры выглядят более чем неубедительно. К тому же сразу возникает вопрос, каким образом были преодолены последствия диверсии 1979 г. Большинство источников сходятся во мнении, что на деле "Фениксы" в боях не применялись.

Документально подтверждаются факт уничтожения "Томкетами" лишь трех иракских самолетов: двух Mirage F.1EQ и одного МиГ-21.


Иракский МиГ-21

В настоящее время на вооружении Ирана остается 50-60 F-14A (см. ). Число боеспособных машин по самым смелым расчетам не превышает 20-25 (американские источники утверждают, что их еще меньше - 15-20, а иногда не больше десяти). Эта ситуация объясняется тем, что некоторые машины разбирают на запасные части, дабы поддержать в боевой готовности оставшиеся. Такой "каннибализм" в иранских ВВС считается обычным явлением.

Иранцы в свою очередь заявляют о гораздо большем числе боеготовых F-14A. Действительно, во время парада 11 февраля 1985 г. над Тегераном одновременно пролетело целых 25 "Томкетов"! Остается гадать, сколько машин пришлось пустить на слом, чтобы обеспечить столь эффективную демонстрацию мощи иранских ВВС...

Какой бы ни была правда, очевидно одно: из-за эмбарго Иран постоянно испытывает нехватку запасных частей для F-14A, а также другой американской техники - F-4 и F-5. Подтверждением этого может служить огромное число скандалов, связанных с нелегальными поставками запчастей из США в Иран, в которых оказались замешаны многие американские военные и чиновники.

Впрочем, Иран утверждает, что 100% запчастей производятся в родном отечестве - в цехах Iranian Aircraft Industries (HESA). Однако разведка США снижает это число до 70% и относит оставшееся на нелегальные поставки. Есть даже источники, утверждающие, что запчасти могут поступать по тайному соглашению из Израиля!

Несмотря на трудное положение, "Томкеты" продолжают нести боевое дежурство, более того, считаются "элитными" самолетами ВВС. В качестве вооружения используются ракеты AIM-7 и AIM-9 - обычный комплект включает 4 УР "Спэрроу" и 2 УР "Сайдвиндер". Иранские источники также сообщают, что на заводах HESA производят местный вариант УР "Спэрроу", предназначенный для замещения утраченных американских ракет.

Имеется информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж "Томкета" вместе с самолетом дезертировал в "страну советов". По некоторым утверждениям, иранские "Фениксы" тоже могли попасть в Советский Союз, а точнее в КБ "Вымпел" и способствовать разработке УР большого радиуса действия Р-33 (AA-9 "Amos"), которыми оснащаются перехватчики МиГ-31. Главный конструктор "Вымпела" Геннадий Соколовский эти обвинения отвергает, и говорит, что его команда никогда не имела доступа к "живому" "Фениксу".

Так ли хорош "Феникс"?

Неизвестно, как проявила бы себя УР "Феникс" в реальном бою. Очевидно, что наряду с бесспорными достоинствами, ей присущи и явные недостатки. Об этом ниже (из материалов сайта Настоящие сверхзвуковые).

В новой системе оружия было два основных недостатка - ее сложность и немалая цена ракеты "Феникс" ($980000; по другим данным - $477,131). Вплоть до 1975 г. все пуски "Фениксов" производили опытнейшие экипажи. Лишь очень немногим строевым летчикам и операторам за свою карьеру удалось осуществить пуск УР AIM-54. Слишком дорогим оружием оказался "Феникс", чтобы использовать его в процессе боевой подготовки. Один из адмиралов по этому поводу отметил: "Трудно рассчитывать на высокую эффективность в реальном воздушном бою системы оружия, недоступной для использования в процессе обучения". Видимо, он был глубоко прав, поскольку экипажи F-14 так ни разу и не применили по-настоящему противнику свою "длинную руку".

В середине 80-х годов прошла эйфория от ракет AIM-54 "Феникс", изменилась и техническая их оценка в США. Так, согласно отчету, подготовленному для конгресса США, вероятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в реальных условиях. На основе моделирования ее эффективность оценивается не более 0,5; отмечались ограниченные возможности истребителей F-14 по перехвату маловысотных целях в автономном режиме без наведения от самолетов ДРЛО E-2 "Хокай". Ракеты AIM-54A способны перехватывать только относительно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять более совершенным ПКР как авиационного, так и корабельного базирования "Фениксы" не могут.


Усовершенствованный Хокна пилон е иранского F-14A

Иранская пресса сообщает, что все оставшиеся F-14A адаптированы для выполнения ударных операций и способны нести различное вооружение типа "воздух-поверхность". Имели место и сообщения о том, что Иран собственными силами произвел модернизацию РЛС AN/AWG-9, увеличив радиуса ее действия, а также приспособил "Томкеты" под современные УР "воздух-воздух" Р-73 (AA-11 "Archer").

Вполне допустимо, что Россия окажет помощь Ирану в поддержании и дальнейшей модернизации парка F-14A. Предполагается, что новые самолеты будут оснащаться РЛС и двигателями российского производства, а также улучшенным кокпитом. Все эти изменения позволят иранским "Томкетам" соответствовать запросам 21-го века.

В заключении стоит добавить, что технический опыт, полученный при эксплуатации F-14A, лег в основу при разработке перспективного иранского истребителя Sa"eqeh-80.


F-14A "Tomcat" IIAF (б/н. 3-863)

Изображения на Викискладе

Разработан в начале 1970-х для замены в ВМС США истребителя F-4 «Фантом» II . На вооружении с 1974 года. Снят с вооружения ВМС США в 2006 и заменён на F/A-18E/F Super Hornet . Поставлялся на экспорт в Иран и состоит там на вооружении в настоящее время.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ F 14 Tomcat Defender of the Fleet Documentary

    ✪ The Grumman F14 Tomcat Documentary

    ✪ F-14 Design Evolution

    ✪ Great Planes | Grumman F 14 Tomcat | Documentary

    Субтитры

История разработки

С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей , с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США , на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим F-4 «Фантом» II . Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года, и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.

F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² 160 км, сопровождение 24 целей. Диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС 220 км, в ЗПС 300 км . Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 снарядов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7 , располагавшихся на пилонах под фюзеляжем . F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix . Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, была способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это давало F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса.

Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако, несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976-1978 годах (модификация F-14A-GR). Но ненадежность двигателя TF-30-P-412 продолжала преследовать самолеты. Двигатель, обладавший недостаточной для тяжёлого самолёта тягой был к тому же склонен к помпажу на больших углах атаки, а также при резком работе РУДом на сверхзвуковых скоростях. Улучшенная модификация двигателя 1977 года TF-30-P-414 положение не улучшило, так как и так не сильно приемистый двигатель стал ещё тяжелее. TF-30 был виновен в потере 28% самолетов.

Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого, начиная с 1986 года, 38 самолётов названные F-14A+ были переоснащены гораздо более мощными и надёжными двигателями General Electric F110-GE-400 (устанавливаемый также на F-15 и F-16), и впоследствии получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A, они имели обозначение F-14D(R).

Боевое применение

F-14 был принят на вооружение ВВС США в сентябре 1974. Американские «Томкэты» участвовали в двух стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра , сбив в 1981 году два Су-22 (см. первый инцидент в заливе Сидра), а в 1989 году - два МиГ-23 (см. второй инцидент в заливе Сидра).

В первые дни войны в оперативном состоянии находились все из 77 «Томкэтов». В середине войны на параде участвовали 25 F-14A. К концу войны число боеготовых самолётов составляло 7-9. В среднем в ходе войны из-за нехватки запчастей 4-5 F-14 оставалось в состоянии выполнять боевые задачи, Ирак заявлял об уничтожении более 70 «Томкэтов», то есть подавляющего большинства имевшихся у Ирана самолётов, однако после окончания войны у Ирана ещё оставалось 58 «Томкэтов» .

известные потери:

24 октября 1980 - F-14A сбит иракским истребителем МиГ-21МФ . Оба лётчика выжили. *Не подтверждено*

26 октября 1980 - F-14A получил повреждения в обломках сбитого МиГ-21 .

Декабрь 1980 - F-14A сбит иракским истребителем МиГ-21бис. Судьба лётчиков неизвестна.

14 апреля 1981 - F-14A над островом Харк сбит дружественным ЗРК HAWK . Лётчики Ж.Мардани и Г.Абдулхасани погибли.

21 апреля 1981 - F-14A над островом Харк получил повреждения ракетой дружественного ЗРК HAWK.

21 апреля 1981 - F-14A над островом Харк получил повреждения ракетой иракского истребителя МиГ-23МС .

22 марта 1981 - F-14A помпаж двигателя, лётчики катапультировались. Мог быть сбит истребителем МиГ-21.

18 ноября 1981 - F-14A возле Ахваза сбит иракским истребителем Mirage F1 . Лётчики катапультировались.

24 ноября 1981 - F-14A над Ахвазом сбит иракским истребителем Mirage F1. Лётчики катапультировались.

Июль 1983 - F-14A возле Басры сбит ракетой. Лётчики М.Харанди и А.Роста катапультировались.

11 августа 1984 - F-14A над островом Харк сбит иракским истребителем МиГ-23МЛ. Экипаж М. Али-Агха и М. Ростампур. Один лётчик погиб, другой выжил.

24 марта 1985 - F-14A над островом Харк сбит в воздушном бою с неизвестным иракским истребителем. Экипаж А.Хазин и С.Хуссейни. Один лётчик погиб, другой выжил.

17 января 1987 - F-14A над Исехом сбит иракским истребителем МиГ-23МЛ. Лётчик Б.Ганей катапультировался, Г.Давталаб погиб при катапультировании.

Март 1987 года - F-14A сбит дружественной ЗА над Буширом. Лётчики А.Арслан и М.Ханпур катапультировались.

11 июля 1987 - F-14A потерян во время тренировочного вылета над Исхафаном. Лётчик Ф.Катараф погиб, М.Ханпур катапультировался.

Известные победы:

За время войны произошло несколько случаев дезертирства иранских лётчиков. В 1986 году один F-14 был угнан в Ирак . Есть информация, что один или более F-14A были доставлены в Советский Союз в обмен на техническую помощь. К тому же, как минимум один экипаж «Томкета» вместе с самолётом дезертировал в «страну советов». Иранцы категорически отрицали что поставляли F-14 для СССР .

Асы F-14

Пилот Страна Количество побед Комментарии
Джалил Зандий Иран Иран 11 3 Mirage F1, 2 МиГ-23БН, 2 Су-22 и 1 МиГ-21 подтверждены
Шахрам Ростамий Иран Иран 6 2 МиГ-25, 2 Mirage F1 и 1 Су-22 подтверждены
А. Афшар Иран Иран 6 2 Mirage F1, 2 МиГ-21, 1 МиГ-23БН и 1 Су-22 подтверждены
Афхами Иран Иран 6 как минимум 1 Mirage F1 и 1 Су-22 подтверждены

Варианты

YF-14A Прототипы и предсерийные самолёты. Построено 12 экземпляров. F-14A Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США . Позднее в состав вооружения были добавлены высокоточные боеприпасы. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A .

Снятие с вооружения

Первоначально окончание эксплуатации F-14 было запланировано на 2008 год, но успешное введение в строй истребителей F/A-18E/F Super Hornet позволило сделать это раньше установленного срока.

F-14 официально снят с вооружения ВМС США 22 сентября 2006 года, последний полёт эскадрильи VF-31 и VF-213, оснащённые F-14D, совершили 10 марта того же года, а все самолёты моделей A и B были выведены в резерв ещё раньше .

Consolidated

Во второй половине войны советская гидроавиация переживала тяжелый кризис. На 22 июня 1941 года военно-морские силы имели 859 гидропланов, а на 1 июня 1944 года 588 из них уже были потеряны. Наибольший ущерб пришелся на долю трех западных флотов. Так, в январе 1944 года на Черном море уцелело всего 15 летающих лодок, на Балтике-ни одной. Тяжелые потери первых лет войны практически никак не возмещались промышленностью. За всю войну советские заводы изготовили всего 39 самолетов Че-2 и КОР-2 (Бе-4). Из авиашкол и гражданской авиации получили еще 141 самолет (в основном типа МБР-2).

Качественный состав гидроавиации также не соответствовал требованиям времени. Подавляющее большинство составляли устаревшие МБР-2, тихоходные, слабо вооруженные, обладающие недостаточными радиусом действия и бомбовой нагрузкой. Более современный КОР-2 разрабатывался как катапультный разведчик для крупных боевых кораблей и также не годился для выполнения многих задач. Двухмоторных Че-2 и ГСТ в строю оставались единицы.

В то же время с переходом советских вооруженных сил в стратегическое наступление резко возросли потребности флота в современных гидросамолетах, способных успешно решать задачи противолодочной обороны, дальней разведки, спасательных и десантных операций. Не имея возможности обеспечить гидроавиацию отечественной техникой, пришлось обратиться за помощью к союзникам. До 1944 года гидропланы из Англии и США в нашу страну не поставляли.

Естественным кандидатом на поставки в СССР стала уже хорошо знакомая нашим летчикам летающая лодка Консолидейтед 28, к тому времени более известная под названием «Каталина», которое ей дали англичане.

Впервые попытку получить «Каталины» для советского флота сделали в 1942 году. Тогда хотели добиться предоставления американцами 60 самолетов-амфибий модификации PBY-5A для нужд Северного и Тихоокеанского флотов. Но неудачно.

После освобождения Таганрога от немцев нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов внес в ЦК ВКП(б) предложение возобновить производство гидросамолетов на местном авиазаводе. Воспользовавшись помощью фирмы «Консолидейтед», можно было начать выпуск современной модификации «Каталины». Оборудование для разрушенного предприятия хотели получить по ленд-лизу. Восстановление завода начали, но уже в октябре 1944 года решение изменили в пользу обещавшего более высокие летные данные ЛЛ-143, будущего Бе-6.

Однако попытки получить гидросамолеты из США продолжались. Выпускавшиеся в 1943 - 1944 годах модификации уже существенно отличались от прототипа нашего ГСТ. Мощнее стали моторы, сильнее вооружение, сдвижные люки по бортам уступили место каплевидным блистерам, значительно усовершенствовали оборудование. Долгое время основным был вариант PBY-5 и его амфибийный аналог-PBY-5A. С февраля 1943 года завод «Нзйвел эйркрафт фэктори» (NAF) в Филадельфии стал строить PBN-1 «Номад» (Кочевник). Именно эти машины американцы в конце концов предложили СССР. В итоге практически все летающие лодки этой модификации (118 из 138) попали в нашу страну.

Впервые обязательства союзников по предоставлению летающих лодок были внесены в IV протокол о поставках. Чуть позже еще 50 гидросамолетов вошли в «приложение III», охватывавшее поставки для ведения войны на Тихом океане. Для этих же целей 28 мая 1944 года советское правительство запросило еще 80 машин. Эта заявка также была удовлетворена.

К 16 июня 1944 г. в Советский Союз прилетели 24 лодки из 25. Один «Номад», подполковника Н.В.Романова, на борту которого находились Васильев и флаг-штурман Мосцепан, пропал без вести. До 28 июня советские и английские самолеты искали эту машину, но безуспешно.

Вторая партия PBN-1 отправлялась на Тихоокеанский флот.

28 октября первый PBN-1 прибыл в Севастополь. По той же трассе перегнали и четыре «Номада» для полярной авиации; перегонкой руководил И.П.Мазурук.

Практически сразу же после поступления в части американские гидросамолеты включили в боевую работу. Устойчивая и «предупредительная» машина легко и быстро осваивалась экипажами.

На Северном флоте американские лодки получил 118-й разведывательный полк (к 1 сентября 1944 года он имел 8 PBN-1), в ВВС Беломорской флотилии по несколько машин досталось 44-му, 53-му и 54-му смешанным авиаполкам, 20-й отдельной морской разведывательной эскадрилье. Самолеты осуществляли противолодочное патрулирование и ледовую разведку. Часть полученных из США PBN-1 имела радиолокаторы, что значительно повышало эффективность поиска. Вооружались они бомбами ПЛАБ-100, сбрасывавшимися с парашютом.

Для борьбы с подводными лодками в годы Великой Отечественной войны пробовали применять чуть ли не все типы самолетов, имевшихся в авиапарке ВВС ВМФ: Ил-4 и МБР-2, «Бостоны» и «Киттихауки», Пе-3 и Ил-2...Все они показали себя неудовлетворительно - то плох обзор, то слишком велика скорость (рвутся парашюты ПЛАБ-100), то мал радиус действия. И только PBN-1 угодил всем - его многочисленный экипаж имел хороший обзор, достаточно большой диапазон рабочих скоростей, мощное вооружение, прочный планер, возможность при необходимости садиться в открытом море, оборудование, значительно превосходящее по уровню отечественное.

Соответственно изменилась и эффективность патрулирования. На одну обнаруженную субмарину у североморских МБР-2 приходилось 170 самолето-вылетов, у PBN-1-только 40. Появление новых гидропланов позволило осматривать и те зоны, до которых МБР-2 просто «не дотягивались».

12 августа самолеты М.И.Козлова (из полярной авиации) и С.М.Рубаиа встретили немецкую подлодку у о. Белый. Рубан, не имевший на борту бомб, начал огневую дуэль: он обстреливал субмарину из пулеметов, та отвечала ему из орудия. На помощь прибыли экипажи В.А.Гуричева и С.В.Сокола. Лодка погрузилась, но на нее сбросили глубинные бомбы. По воде расплылось масляное пятно...Это была первая успешная атака советских «Номадов».

5 сентября совместными усилиями летающая лодка, тральщик Т-116 и охотник БО-206 у о. С.Кирова потопили подлодку U-362. 24 октября подобным образом при проводке конвоя ДБ-9 летчики ВВС Беломорской флотилии (МБР-2 и PBN-1) вместе с тем же Т-116 и

охотником БО-209 пустили ко дну еще одного врага. В апреле 1945 года «Номад» 118-го полка при проводке конвоя самостоятельно уничтожил немецкую подводную лодку, поразив ее глубинными бомбами. На 1 января 1945 года Северный флот обладал семью PBN-1 в 118-м полку. Еще 18 американских лодок находились в 44-м, 53-м, 54-м полках и 20-й эскадрилье ВВС Беломорской флотилии. Североморцы продолжали поиск немецких субмарин и после победы над Германией. Всего экипажи PBN-1 Северного флота и Беломорской флотилии совершили за войну 340 вылетов.

На Балтике первый PBN-1 появился в августе 1944 года. Это была одна из машин, прибывших через север. Вскоре к нему добавился еще один. Американские летающие лодки передали в 29-ю отдельную эскадрилью ПЛО, до этого оснащенную смесью Ил-2 и Бе-4. Наконец количество «Номадов» в эскадрилье дошло до шести. Функции PBN-1 в этой части были все те же - охота за подводными лодками, но еще добавились спасательные операции, поиск сбитых над морем летчиков. Гидросамолеты обеспечивали подстраховку при всех крупных налетах на порты Германии. Так, 22 апреля был спасен пилот торпедоносца, сбитого восточнее маяка Хела. В марте 1945 года эскадрилью расформировали, зато создали три новых-15-ю, 16-ю и 17-ю, вооруженные только PBN-1 (в общей сложности 11 машин).

На Черноморском флоте первой осваивала «Номады» с июня 1944 года 18-я эскадрилья. Первый боевой вылет состоялся уже 7 июля: экипажи летчиков Коваля и Какаурова отправились на разведку. Эскадрилья была разбита на две группы, базировавшиеся в Одессе и Севастополе. Основными направлениями их работы являлись дальняя разведка над морем, противолодочное патрулирование и спасательные операции. Так, 19 августа капитан Коваль, сев на волну в 4 балла, спас пилота сбитого истребителя, в тот же день капитан Какауров подобрал другого летчика. 20 августа майор Мельников спас весь экипаж Пе-2 лейтенанта Огородникова, капитан Князев-экипаж еще одного Пе-2, лейтенанта Челенко, а попутно сбил атаковавший его летающую лодку-истребитель. На следующий день Какауров сам напал на вражеский гидросамолет и подбил его; дело закончили истребители охранения. Одного из членов экипажа немецкой машины вытащил из воды «Номад» капитана Седова.

Позднее PBN-1 получили 11-я и 82-я эскадрильи, но война на Черном море уже кончалась. 29 августа 1944 года капитан Князев сел в порту Констанцы с группой генерал-майора Желанова, которая должна была обеспечить сдачу захваченного румынами имущества бывших созников. В тот же день Князев привез парламентеров в Сулин. 8 сентября летающие лодки высадили десант в Варне. Один PBN-1 и один ГСТ выгрузили 60 человек из 393-го батальона морской пехоты. Десант в Бургасе был масштабнее: пять летающих лодок доставили из Констанцы 92 морских пехотинца из 384-го батальона. После потери баз в Болгарии и Румынии немецкий флот практически прекратил действия в этом бассейне. Тем не менее, черноморские авиаторы могут похвастаться выдающимся боевым эпизодом: лейтенант Паничкин ухитрился одним бомбовым ударом вывести из строя сразу две подводные лодки «кригсмарине», вынужденные в результате сдаться в плен.

Всего к 9 мая 1945 года три западных флота получили в общей сложности 107 PBN-1, что составляло 73% общего состава их гидроавиации. Ни один самолет не был сбит врагом, но девять машин числятся потерянными но небоевым причинам.