Социальный контроль подразделяется на два основных вида. Методы и приемы социального контроля

В теории социального контроля особого внимания заслуживает концепция Э. Росса о направленном влиянии общества на поведе­ние индивида в целях необходимого социального порядка . Р. Мертон, П. Селф, Т. Холф и К. Рицлер развили ее в направлении манипулирования настроениями, сознанием, поведением людей.

10. 1.1 . Исследование общественного мнения

Социальный контроль невозможен без изучения настроений и мнений, царящих в обществе, особенно по отношению к разного рода действиям властей. Исследования общественного мнения в целях оказания воздействия на общественное сознание и настро­ение проводились в XX в. в странах с различными политическими режимами. Только формы организации познания общественного мнения были разные в зависимости от типа общества.

В либерально-демократических обществах предпочтение отдает­ся социологическим методам и формам. В США общенациональ­ные опросы начали проводиться с 1935 г. Американским институтом общественного мнения - Институтом Гэллапа. В течение 70 лет этот институт еженедельно фиксирует общественное мнение в стра­не по политическим, экономическим и социальным проблемам. С 1963 г. в США действует служба Харриса, тоже изучающая обще­ственное мнение. Результаты проводимых ею опросов публикуются дважды в неделю более чем 250 американскими газетами. В послед­нее десятилетие появились и новые «социологические» фирмы. В начале 1980-х годов социологическими опросами стали занимать­ся ведущие газеты и телекомпании. Опросы давно стали в США не­отъемлемой частью общественно-политической жизни, они актив­но используются исполнительной и законодательной властью.

Правда, американцы испытывают к опросам общественного мнения сложные чувства. Если раньше им безоговорочно верили, то после 1948 г. доверие было подорвано. Причина кроется в том, что социологи не сумели предсказать итоги выборов президента. Тогда Трумэн стал президентом, хотя в это мало кто верил. Даже самые изощренные социологические методы не всегда дают точ­ную картину того, как люди относятся к власти и проблемам своим и страны. А что касается самих политиков, то, как пишет амери­канский профессор М. Лернер, зачастую оказывается, что ссылки на общественное мнение - просто ширма, а за ней стоят интересы незначительного меньшинства, яростная ненависть большинства или некая идея, имеющая достаточно много приверженцев . Но так или иначе - это приметы определенной политической культуры, которую характеризует растущая механистичность аме­риканского политического процесса, в основе которого - управ­ление политической предвыборной компанией из единого центра, контроль настроения избирателей, отношение к избирателю как статистической единице в гигантской теле-, радиоаудитории.

В странах традиционной либеральной демократии для исследо­вания общественного мнения наряду с социологическими служба­ми используются и спецслужбы, ориентирующиеся на агентурные формы сбора информации. Так, например, французской полицей­ской разведслужбе (RG) вменено в задачу постоянно информиро­вать высший эшелон власти о настроениях общественности. RG имеет своих агентов и осведомителей во всех департаментах Фран­ции. Ежедневно они направляют донесения в центр, который их анализирует и готовит краткие обзоры для министра внутренних дел, главы правительства и президента страны. RG интересует от­ношение французов к различным правительственным мерам и реформам. Разведслужба обязана изучать новые явления, в том числе общественные. Сотрудники этой службы выполняют функ­ции социологов, стремящихся глубоко анализировать ситуацию в обществе. Они отслеживают ситуацию во взрывоопасных пригоро­дах, в исламских организациях, действующих во Франции, в сек­тах, благотворительных организациях, которые порой использу­ются для «отмывания» денег. Настроения соотечественников в разных департаментах страны помогает анализировать соответст­вующая компьютерная программа .

В обществах с тоталитарными режимами основной метод изу­чения общественных настроений - агентурный. В Советском Союзе в марте 1931 г. в центральном и местных аппаратах ОГПУ

были созданы секретно-политические отделы, одной из главных задач которых был сбор информации о политических настроениях во всех слоях населения. На основе обобщения этой информации для партийных органов готовились сообщения, сводки, доклады практически по всем проблемам жизни общества.

Информация о настроениях в обществе в 1930-1940-е годы, в условиях сталинского тоталитаризма, полученная агентурным методом, не только учитывалась при принятии социально-полити­ческих и экономических решений, но и легла в основу большинст­ва политических процессов - от шахтинского дела (1928) до дела врачей (1951). За массовыми репрессиями тех лет стояли свои ин­форматоры.

В 1960-1980-е годы руководящие органы СССР, в первую оче­редь ЦК КПСС, также получали информацию о политических на­строениях в обществе от Комитета государственной безопасности. Но наряду с ней уже использовались данные социологических ис­следований, которые получили активное развитие в 1960-е годы, а также данные анализа писем людей в средства массовой инфор­мации и руководящие органы. Конечно, в силу несовершенства социологических опросов, их отставания от мирового уровня про­пагандистской направленности наиболее авторитетной, но не всегда объективной оставалась информация КГБ, его аналитиче­ских служб.

Возглавивший в январе 1991 г. Аналитическое управление КГБ генерал Н. С. Леонов отмечал, что в КГБ не было никакого едино­го банка данных по внутриполитической и социально-экономиче­ской проблематике. По сути, начиная с середины 1970-х годов руководство страны, прежде всего политбюро и генеральный сек­ретарь, пренебрегало точной и всеобъемлющей информацией о со­стоянии экономики, о политических настроениях в обществе. Не­желание видеть объективную обстановку в стране сказалось на от­ношении к информации вообще: никто во властных структурах не хотел внедрения современных информационных систем, посколь­ку они требуют введения в банки данных точных, проверенных, четко сформулированных сведений.

Самая распространенная форма исследования общественного мнения - это социологические опросы и интервью как вид опро­са. Их проводят по телефону, на работе, по месту жительства. Экс­пертные опросы состоят из опросов лидеров общественного мне­ния, также целевых и полярных групп. К лидерам общественного мнения относятся политики, журналисты, деятели культуры и де-

ловые люди. Целевые группы объединяют респондентов из опре­деленных социально-демографических групп. Существуют и так называемые полярные группы, которые состоят из респондентов, представляющих крайние социальные группы общества. Ими мо­гут быть безработные и бизнес-элита.

Результаты опросов могут интерпретироваться с различных то­чек зрения, они обладают свойством многозначности. Сам про­цесс интерпретации зависит от рабочей гипотезы, а анализ полу­ченных данных сводится к проверке этой гипотезы. Итогом иссле­дования является отчет, в котором социологические данные, представленные в виде показателей, подтверждают или опроверга­ют основную гипотезу исследования.

Обязательное условие получения достоверных данных по ито­гам социологического опроса - правильно составленная выборка. Стремясь подстроиться под интересы заказчика, социологи могут явно или неявно «корректировать» выборку опрашиваемых, что часто и происходит. И тогда при формальном соблюдении ос­тальных процедур результат получается смещенным в нужную сто­рону. Профессиональные социологи рассказывают, как это делает­ся: при обычном исследовании некоторое количество людей, как правило, отказывается в нем участвовать, поэтому одна социаль­ная группа оказывается представлена больше, чем другая. Так и происходит это смещение в определенную сторону. Если организа­торы хотят повысить рейтинг коммунистов, в выборке увеличива­ют долю пенсионеров, а если хотят повысить рейтинг либералов, то опрашивают средний класс. Например, для высокого рейтинга партии «Единая Россия» социологам достаточно отсечь тра­диционно коммунистическое сельское население, а для «раскрут­ки» какой-нибудь «карликовой» партии нужно только включить ее в общий рейтинг партий, даже если у нее минимальный процент сторонников .

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

  • · прямые жесткие; инструмент -- политические репрессии;
  • · косвенные жесткие; инструмент -- экономические санкции международного сообщества;
  • · прямые мягкие; инструмент -- действие конституции и уголовного кодекса;
  • · косвенные мягкие; инструмент -- средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

  • · общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
  • · детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг -- новая система контроля.

Круг 1 -- внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство: взимает налоги; призывает на военную службу; заставляет повиноваться своим правилам и установкам; если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг 2 -- мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все: полиция нравов -- может посадить за решетку; родители, родственники -- употребляют неформальные санкции типа осуждения; друзья -- не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 -- профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность -- потерей шансов найти новое место.

Рис. 1.

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 -- социальная среда, а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 -- ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи -- значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем -- от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа). Общество всей своей громадой подавляет индивида. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Способы социального контроля

Методы контроля классифицируются в зависимости от типа применяемых санкций и делятся на мягкие и жесткие, прямые и косвенные.

Прямой контроль осуществляется посредством оказания давления со стороны института, установившего нормы, а косвенный - со стороны другого института. К примеру, если ученику за плохое поведение в школе ставят плохую оценку, этот процесс является прямым контролем, в случае, когда его наказывают за это родители, данный контроль является косвенным.

Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости и жесткости применяемых санкций. В случае если контроль характерен применением жестких санкций с применением физического насилия, то его называют жестким. Жесткий контроль применяется в процессе политических репрессий, ареста подозреваемого преступника и т.д. Контроль считается мягким, если он осуществляется с применением мягких санкций.

Способы социального регулирования поведения индивидов подразделяются на три группы: побуждения, понуждения, принуждения.

  • Побуждение - способ социального регулирования, основанный на психологических процессах индивида, целью которого является убеждение человека в пользе, выгоде определенного поведения. Данный метод акцентируется на авторитете, а не на насилии.
  • Понуждение – способ регулирования, основой которого является материальное стимулирование, когда выгода определяет поведение индивида.
  • К третьей группе относится способ принуждения – способ, при котором желаемое поведение индивида достигается с применением насильственных мер.

Замечание 1

Неординарным способом социального контроля является удержание. Данный метод позволяет сдерживать нарушение социальной нормы страхом наказания.

Ярким примером тому служит один из законов Хаммурапи, написанных примерно 3700 лет назад. Закон гласил о том, что если человек выбьет другому глаз, то он поплатится за это своим глазом, если сын ударит отца, ему отрубят руку. Однако подобное наказание даже в древние времена не подразумевало своей целью месть преступнику, оно скорее обеспечивало безопасность человека от преступления, уменьшая вероятность его совершения.

Методы социального контроля

Важным элементом многосторонней системы социального контроля наряду со способами осуществления контрольных функций являются методы социального контроля. Известный американский социолог Толкотт Парсонс выделил 3 метода социального контроля. Это:

  1. Изоляция – метод контроля, применяемый с целью отлучения девианта от других индивидов без применения к нему реабилитации. Применение такого метода характерно для тюрем, психоневрологических интернатов и т.д.
  2. Обособление – метод, при котором частично ограничиваются контакты девианта с общество м. При применении данного метода девиант имеет возможность вернуться в общество только при условии, если готов снова придерживаться его норм. Применяется в психиатрических учреждениях.
  3. Реабилитация – метод подготовки девианта к возвращению к полноценной жизни. Используются в социальных учреждениях при работе с девиантами, инвалидами, пожилыми гражданами, опекаемыми детьми, сиротами и другими категориями граждан.

Соц нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Девиантное (от­клоняющееся) поведение - социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство. Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом.Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми. Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

Социальный контроль - механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции(реакция на девиантное поведение)

Виды санкций

Формальные:

Негативные - наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

Позитивные - поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

Неформальные:

Негативные - осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные - благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц - друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

две основные формы социального контроля .

Внутренний (самоконтроль)(Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами)

Внешний(Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Неформальный (внутригруппо-вой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (инсти­туциональный) - ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть - проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его реализации в группе или обществе. К основным способам можно отнести:

- социальный контроль через социализацию;

- социальный контроль через групповое давление;

- социальный контроль через принуждение;

- социальный контроль через самоконтроль .

Социальный контроль через социализацию. Под социализацией принято понимать усвоение индивидом социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Эрих Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда “его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как должгны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества”.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе.

Социальный контроль через групповое давление. Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включённостью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определённый минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. Степень и вид группового давления зависят характеристик первичной группы. Разобщённой группе гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем сплочённой.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах необязательны. При наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступать также, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.



Социальный контроль через самоконтроль. Самоконтроль называют внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Проявлением внутреннего контроля выступает совесть. При самоконтроле применение санкций совершается самим человеком и направлено на себя. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля.

Социальный контроль как способ социальной регуляции предполагает ряд принципов: единообразия, определённости, умеренности и саморегуляции.

Принцип единообразия требует единства, непротиворечивости регулирующих воздействий.

Принцип определённости относится к тому, чтобы в системе регуляции было ясно, что надо делать и на что можно рассчитывать.

Принцип умеренности ориентирует на то, чтобы регулятивное воздействие было достаточно жёстким для предупреждения и коррекции социальных отклонений и достаточно мягким для стимулирования самостоятельных действий объекта в желательном направлении.

Принцип саморегуляции ориентирует на то, чтобы переходить постепенно от внешних регулятивных воздействий к внутренним регуляторам.

Социальный контроль – самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты (или методы) социального контроля отличаются огромным разнообразием. Они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются.

Социальный контроль принято подразделять на внутренний контроль (или самоконтроль) и внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Последний, в свою очередь, подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Агентами формального контроля выступают официальные органы власти, суды, образование, армия, производство, СМИ, политические партии, правительство. Агентами неформального контроля являются родственники, друзья, коллеги, знакомые, а также общественное мнение, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Неформальный контроль существовал уже в глубокой древности. В качестве контролёра выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. Никаких писаных норм не существовало. Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. В современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляется компетентными организациями и лицами в строго определённом порядке. Его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Существует ряд инструментов формального социального контроля: изоляция (применяется с целью отлучения девианта от других людей); обособление (ограничение контактов девианта с другими людьми); реабилитация (позволяет девиантам вернуться к нормальной жизни и выполнению своих ролей в обществе).

Неформальный контроль связан с общественным мнением, идентификацией с родителями, друзьями, референтной группой). Существует четыре типа неформального контроля : социальное вознаграждение (улыбка, похвала, комплимент); наказание, выражающееся в виде остракизма, критики, насмешек; убеждение и переоценка норм, позволяющая оценивать поведение, которое считалось девиантным в качестве нормального. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Методы социального контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:жёсткие и мягкие, прямые и косвенные . Эти методы могут пересекаться.

Пример:

СМИ относятся к инструментам косвенного мягкого контроля;

Политические репрессии, рэкет – это пример прямого жёсткого контроля;

Действие конституции и уголовного кодекса относится к инструментам прямого мягкого контроля;

Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жёсткого контроля.

Методы контроля могут быть также общими и детальными . Последний называют ещё надзором . Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Если его субъектом становится государство, он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, конвойные войска, суды, цензура. Если при общем контроле отслеживается только конечный результат, то детальный контроль предполагает контролирование всего хода выполнения индивидом тех или действий. Свобода действий при этом крайне мала.

Поскольку контроль входит как составная часть в управление обществом, то можно заключить, что в зависимости от вида контроля будет меняться и само управление. Часть, если она важная, определяет характер целого. Так методы контроля сказываются на стиле управления. Последнее может быть авторитарным и демократическим .

Итак, социальный контроль по отношению к обществу выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую. Его можно сравнить с милиционером на улице, который штрафует тех, кто неправильно переходит улицу. Если бы не было социального контроля, люди могли делать всё, что им заблагорассудится, и таким способом, который им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает ему выступать поборником социального прогресса, но социальный контроль и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений. Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведёт к анемии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

Эпиграфом к лекции были взяты слова известного французского моралиста XVIII-XIX вв. Пьера Клода Виктуара Буаста. Его же словами хотелось бы и завершить эту тему: «Всякое общество управляется общественным мнением; а общественное мнение противодействует насилию».