Первопечатник иван федоров сделать о нем сообщение. Иван федоров - первый книгопечатник на руси

Заслуга русского первопечатника Ивана Федорова. К сожалению, хранит в себе тайну многих страниц биографии первопечатника.

Доподлинно неизвестно, когда родился Иван Федоров, также не известно точно, к какому сословию первопечатник принадлежал. Приблизительной датой рождения Ивана Федорова считается второе десятилетие 16 века. Место рождения - загадка. Одни утверждают, что Федоров родом из Москвы, другие из села под Калугой.

В 1563 году Иван Федоров, по просьбе митрополита Макария и царя , создает в Москве первую типография. Неспроста Иван был первым русским книгопечатником. Он был прекрасно обучен грамоте, хорошо выражал свои мысли и много читал.

Историки вполне допускают, что к моменту строительства типографии он уже был известен, как мастер печатного дела. Федоров, вместе со своими соратниками специально подбирал шрифты для типографии, подготавливал печатный станок. 1 марта 1564 года в свет вышла первая русская книга, отпечатанная на его типографии - «Апостол». Книга получилась добротной. Второй книгой отпечатанной на типографии был «Часослов». «Часослов» был напечатан в течение двух месяцев.

Вскоре умирает митрополит Макарий. Труды по производству книг в Москве на этом заканчиваются. Бояре подожгли типографию. Мастера печатного дела, в испуге бежали в Литву. Иван Федоров тоже покидает Москву. Иван вместе с детьми обосновался в Литве, в имении Заблудово, принадлежащее гетману Ходкевичу. Польская знать не пожалела денег на развитие печатного дела. Так, Иваном Федоровым была основана новая типография в Литве. Типография проработала недолго, выпустив несколько книг, в силу определенных обстоятельств, производство закроется.

Гетман Ходкевич подарил Ивану Федорову деревеньку. В течение некоторого времени, Иван будет заниматься земледелием. Судьба простого землевладельца не прельщает его и он отправляется во Львов. Путь его был тяжелый. Федоров был отцом большого семейства, да и время было неспокойное - эпидемии, кроме того в пожитках было много громоздких и тяжелых типографических инструментов. Во Львове идеи строительства типографии сначала не имели успеха. Иван Федоров не отчаивался, и обратился к обычным горожанам с просьбой пожертвовать деньги на строительство, народ откликнулся. Но местные ремесленники сильно боялись конкуренции, и в связи с особенностью местных законов всячески мешали строить типографию.

Все трудности и невзгоды первопечатник преодолел. Типография была готов. Впереди был целый год кропотливой работы. И вот, 25 февраля в свет выходит новое издание «Апостол». Федоров работает над набором «Азбуки». Дела идут с переменным успехом, несколько раз он закладывал свою типографию. В 1575 году, по просьбе Константина Острожского, И ван возглавил Дерманский . Здесь Федоров много работал, и наконец - то решил все свои финансовые проблемы. В стенах монастыря, он занимался издательством славянской библии - «Острожевская библия». Книга вышла очень качественная в плане верстки, о содержании тоже можно высказаться исключительно в положительных тонах. При составлении книги, Иван Федоров прочитал и проанализировал массу литературы, даже ездил в Турцию, для сравнения источников.

В период с 1578 по 1581 годы Иван Федоров печатает такие книги, как: «Псалтырь с Новым Заветом», «Хронология Андрея Рымши». В 1582 году Иван Федоров возвращается в Львом. Здесь он безуспешно пытается выкупить свою типографию, затем организовать новую. В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась. Умер Иван Федоров 3 августа 1583 года .

(или Федорович ), иначе Иван Друкарь - диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве. О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного. Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве. Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе. Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе. Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники - "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве. После этого с ними произошло что-то непонятное. Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании). В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа. Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один - Следованную Псалтирь. Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию. Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол. Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог. Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания. В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу. Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу. В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве. Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни. Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику - мастеру Гриню Ивановичу - два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался. Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии. Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.

Строев, "Обстоятел. опис. старопеч. книг библ. гр. Ф. А. Толстого", М. 1829 г. - Его же , "Описание старопеч. книг Царского", M., 1836 г. - Сопиков , "Опыт pусской библиографии", ч. І, СПб., 1904 г. - Каратаев , "Опис. славяно-русских книг", СПб., 1883 г. - Пташицкий С. Л. и Соболевский А. И. , "Сборник снимков с славяно-русских печатных изданий", ч. I, СПб., 1895 г. - Румянцев , "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания", вып. І, М., 1872. - Ровинский , "Русские граверы и их произведения", М., 1870 г. - "И. Федоров, первый московский типографщик" ("Вестник Европы", 1813, ч. 71; 1822 г., ч. 123). - Сахаров П. И. , "Первые русские типографщики" (Сборник на 1838 г., СПб.). - Тромонин , "Достопамятности Москвы", М., 1844 г. - Боричевский , "Исторический взгляд на историю книгопечатания в России" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1849 г., ч. 61). - Поруденский М ., "Трехсотлетие московского книгопечатания" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9). - Филарет , архиеп. черниг. , "О книгопечатании в России до патр. Никона" ("Черниговские Епархиальные Известия", 1867 г., №№ 8-9). - Погодин M. П ., "Иван Федоров, первый московский книгопечатник" ("Журнал М. Н. Пр.", 1870 г., чч. 148-149, №№ 4 и 6). - Гатцук А. , "Очерк истории книгопечатного дела в России" ("Русский Вестник", 1872 г., № 5). - Викторов А. Е. , "Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде первопечатника Апостола?" ("Труды IIІ археологического съезда", К., 1874 г.). - Макарий М. , "История русской церкви", т. IX. - Леонид , архим., "Евангелие, напеч. в Mоскве в 1564-1568 гг." ("Общ. люб. др. письм.", 1883 г.). - Устинов М. , "Памяти первого русского типографа" ("Неделя", 1876 г., № 41). - Ляхницкий , "Начало книгопечатания в Pоссии", СПб., 1883 г. - Петрушевский А. С. , "Ив. Федоров, русский первопечатник", Львов, 1883. - Дмитревский А. , "Диакон Ив. Ф., первый русский книгопечатник" ("Православное Обозрение", 1883 г., III, № 11). - Ptaszycki St. , "Iwan Fedorowicz" ("Rozprawa Wydz. Fil. Acad. Um.", t. XI), Kraków, 1884; то же в "Русской Старине", 1884 г., № 3. - Его же , "Иван Федоров" ("Печатное Искусство", 1903 г., июль-август). - Булгаков Ф ., "Иллюстр. история книгопечатания", т. І, СПб., 1889 г. - Малышевский А. , "Новые данные для биографии Ив. Ф., русского первопечатника" ("Чтения Общ. Нестора Летописца", кн. 7, К., 1893 г. ). - Владимиров П. В. , "Начало слав. и рус. книгопечатания в XV-XVI вв.", К., 1894 г. - Божерянов И. , "Исторический очерк книгопечатного дела", СПб., 1895 г. - Голубинский Е. Е. , "К вопросу о начале книгопечатния в Москве" ("Богословский Вестник", 1895 г., февраль). - Его же , "История русской церкви", т. II, полов. 2-я, М., 1900 г. - Записка, изд. Моск. Имп. Археол. Общ. по случаю сбора пожертвований на сооружение памятника Ф. (с речью И. Е. Забелина о Ф.), М., 1901 г. - Соловьев А. , "Государев печатный двор и Синодальная Типография в Mоскве", M., 1902 г. - Уланов В. , "Книгопочатание в Mоскве", ("Москва в ее прошлом и настоящем", изд. тов. "Образование", вып. 6). - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Богословский энциклопедический словарь, т. ХII (ст. Книгопечатание, акад. А. И. Соболевского).

Н. Туб-в.

{Половцов}

Федоров, Иван (первопечатник)

Первый русский печатник; см. Иван Федоров.

{Брокгауз}

Федоров, Иван (первопечатник)

(г. рожд. неизв. - ум. 1583) - рус. типограф, основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом в одной из кремлевских церквей в Москве. После открытия в 1563 типографии приступил совм. с помощником П. Т. Мстиславцем (см.) к печатанию "Апостола", явившегося первой рус. датированной печатной книгой. В марте 1564 печатание "Апостола" было окончено. В 1565 вышло два варианта "Часовника". Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси, Ф. уехал вместе с Мстиславцем в Литву. Здесь по предложению гетмана Г. А. Ходкевича Ф. устроил в его имении в Заблудове типографию, где в 1569 напечатал "Евангелие учительное", а в 1570 - "Псалтирь". Затем Ф. переехал во Львов. основал там новую типографию и издал в 1574 "Апостол" и первую "Азбуку" с грамматикой. Об издании "Азбуки" стало известно только в 1950-х гг., после того как за рубежом был обнаружен один ее экземпляр (теперь находится в США). Материальные затруднения вынудили Ф. принять предложение князя В. К. Острожского об устройстве типографии в г. Остроге. Здесь в 1580 он издал "Новый завет" с "Псалтирью", в 1581 - "Хронологию" Андрея Рымши и "Острожскую библию". Вскоре после этого Ф. вернулся во Львов, где и умер.

Все издания Ф. представляют первоклассные памятники рус. типографского искусства 16 в.; прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений - заставок, концовок, заглавных букв, изображения Луки и Давида, в заблудовских, львовских и острожских изданиях - гербы Ходкевича, Острожского и города Львова, а также издательский знак самого Ф. Все издания снабжены "предисловиями" издателей и "послесловиями", написанными Ф. живым разговорным языком от лица печатника. Эти обращения к читателю являются ярким публицистич. и патриотич. произведениями, в к-рых Ф. рассказал историю своего книгопечатания в Москве, Литве и Украине и дал биографич. сведения о себе. В 1909 в Москве был сооружен памятник Ф.

Лит.: Лебедянская А. П., Материалы для библиографии Ивана Федорова, в кн.: Иван Федоров первопечатник, М.-Л., 1935; Зернова А. С., Начало книгопечатания в Москве и на Украине, М., 1947; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М., 1951 (История русского рисунка, т. 1, см. гл. 3); его же. Новооткрытое издание Ивана Федорова, "Полиграфическое производство", 1955, № 1; его же, Письмо в редакцию, там же, 1955, № 3; Тихомиров M. H., Начало московского книгопечатания, в кн.: Ученые записки Моск. гос. ун-та, вып. 41, М., 1940; Протасьева Т. Н., Первые издания московской печати в собрании Гос. исторического музея, М., 1955.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Федоров, Иван (первопечатник)" в других словарях:

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    Автограф Ивана Фёдорова, письмо на латинском языке саксонскому курфюрсту от 23 июля 1583 года Иван Фёдоров (Иван Феодорович, Іѡаннъ Ѳеодоровъ, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Фёдоров (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдоров. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Москвитин. Иван Фёдоров Род деятельности … Википедия

    Иван Федоров \(Москвитин\) - (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Имя первопечатника Ивана Фёдорова хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Раньше его считали не более чем ремесленником, но исследования последних десятилетий открыли новые стороны деятельности Ивана Фёдорова. Теперь мы видим в нём просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля. Но, конечно же, прежде всего он является для нас основателем книгопечатания в России и на Украине.

По малочисленным данным, Иван Фёдоров учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Безусловно, это был хорошо образованный для того времени человек. Свою деятельность он начал вместе со своим помощником Петром Мстиславцем, будучи дьяконом одной из кремлёвских церквей.

1 марта 1564 года из Московского печатного двора вышла первая в России печатная книга под названием "Апостол", выполненная с большим техническим и художественным мастерством. Иван Фёдоров выступил здесь не только как печатник, но и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука, в книге - 48 заставок и концовок, шрифт разработан на базе московского полуустава. Кроме "Апостола", в Москве вышло 2 издания "Часовника". Но Иван Фёдоров печатал не только церковные книги - им был напечатан первый русский букварь.

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность. После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось. Была создана также типография в Казани. Издания Ивана Фёдорова до сих пор находят в книгохранилищах всего мира.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны "Учительное Евангелие", "Псалтырь" и "Часословец". За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича - землевладельца. Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию - первую на украинской земле. Делом это было непростым: требовались немалые средства. Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать первую украинскую печатную книгу "Апостол". В книге есть послесловие: "Повесть... откуда начася и како свершися друкарня сiя" - это первый образец украинской мемуарной литературы.

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился. Четвёртая в его жизни типография была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578-1581) она выпустила 5 изданий и среди них - прославленную Острожскую Библию.

Острожская Библия сыграла огромную роль в истории культуры восточнославянских народов. В своё время она явилась для Запада своеобразным свидетельством идеологической и нравственной зрелости русских, украинцев и белорусов. Важно подчеркнуть и роль этой книги в развитии естественнонаучных и технических знаний на Руси: Библия содержала сведения по астрономии и математике, химии и географии, биологии и медицине.

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. Украинский и русский народы помнят своего просветителя и первопечатника. С 1959 года книгоиздатели и книговеды ежегодно проводят Фёдоровские чтения, посвященные важным проблемам истории книги и книжного дела. Вышло большое количество научных трудов, посвященных деятельности "друкаря книг пред тем невиданных".

В 1909 году в Москве по инициативе Московского археологического общества на средства, которые собирались народом 39 лет, был открыт памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. Авторы этого памятника: скульптор В. Волнухин и архитектор И. Машков. Иван Фёдоров изображён с только что отпечатанным оттиском книги "Апостол", который он держит в руке.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

Наверное, каждый россиянин наслышан о знаменитом книгопечатнике Иване Федорове. Биографию этого по-настоящему удивительного человека проходят на уроках истории и литературы. В нашей статье будет дана подробная информация о жизни и работе Ивана Федорова с множеством интересных фактов.

Происхождение Федорова

Биография Ивана Федорова наполнена множеством интересных моментов и удивительных фактов. Герой нашей статьи жил во времена Ивана Грозного, а потому судьбу его можно назвать печальной. Талантливый книгопечатник и публицист вынужден был покинуть страну из-за сильнейшего давления со стороны царской власти.

Точное имя Ивана Федоровича не определено. Понятия фамилии на территории российского государства XVI века еще не было, а потому печатник мог подписываться везде по-разному. Чаще всего использовалось традиционное для московской Руси окончание на -ов (Федоров сын). Однако в Псалтыре 1570 года печатник обозначил себя как Иван Федорович.

Биография Ивана Федорова берет свое начало между 1510 и 1530 годами. Точных данных о месте и дате рождения печатника нет до сих пор. При этом сам Иван нередко указывал, что Москва - "его родина и отечество". Проживая в Княжестве Литовском, Федоров прибавлял к своему имени слово "Москвитин".

Жизнь Федорова

Биография Ивана известна не очень хорошо. Ученые до сих пор пытаются определить место и дату рождения знаменитого публициста. Высказываются предположения, что Федоров обучался в Краковском университете, расположенном на территории Речи Посполитой. Некоторые историки и вовсе утверждают, что видели имя Ивана Федорова в списках немецких учебных институтов.

В начале 1530-х годов Иван Федорович примкнул к окружению российского митрополита Макария. Вместе с ним Иван прибыл в Москву, где получил должность диакона в кремлевской церкви Николы Гостуновского. В 1553 году Федоров решает заняться строительством первого в стране типографического дома. Именно здесь он начал работу вместе со своим помощником Петром Мстиславцем.

Некоторые ученые полагают, что у Федорова была жена. Она, по утверждению историков, погибла при пожаре. Возможно, именно из-за этого Ивана отлучили от служения в церкви: вдовцы не имели возможности находиться в рядах духовенства.

Вся биография Ивана Федорова состоит из книгопечатания и служения русской церкви. Что именно печатал герой нашей статьи, и какое содержание имели издаваемые в XVI веке книги?

Типография в Москве

Перед началом своей работы Петр Мстиславец и Иван Федорович задумали подготовить единый для всех книг шрифт. Для этого был взят полуустав - образец почерка в греческих и славянских письменах. Это довольно свободный шрифт, с небольшими сокращениями и ровно выводимыми буквами.

Первой печатной книгой являлся "Апостол", о содержании которого будет рассказано чуть позже. Далее вышел "Часовник", датирующийся 1565 годом. Именно по "Часовнику" многие русские люди учились грамоте; можно сказать, что книга была предназначена для детей.

Биография Ивана Федорова чуть не завершилась в начале 1570-х годов. Сразу после выхода "Часовника" печатнику пришлось покинуть Москву. Какие на то были причины?

Нападение на типографию

Содержит ли биография Ивана Федорова факты взаимоотношений с русским царем? Согласно некоторым данным, правивший на тот момент Иван IV знал о мастерах печатного дела и щедро финансировал их типографию. В Москве был обустроена целая территория - так называемый "Печатный двор". Однако хорошие отношения с царем не спасли книгопечатников от нападок со стороны невежественных людей.

Историки зафиксировали факт сожжения типографии, произошедший незадолго после выхода "Часовника". Английский дипломат Джильс Флетчер, находящийся на тот момент в Москве, объяснил поджог нежеланием духовенства распространять просвещение по стране. Тем не менее, сохранились гравировальные доски и шрифты, которые Иван Федоров поспешил увезти из страны.

Существует также мнение, что Федоров с Мстиславцем были конкурентами для монахов-переписчиков. Цены на их труд начали понемногу снижаться, ведь куда выгоднее был процесс печати.

За границей

Биография первопечатника Ивана Федорова не закончилась. Вместе с верным помощником Петром Мстиславцем, Иван отправляется в Великове литовское княжество. Здесь печатников любезно принял король Сигизмунд II Август. Гетман Ходкевич помог Ивану и Петру обосновать типографию в литовском имении Заблудово. Первая книга, напечатанная русскими за границей, именовалась "Учительским Евангелием". Вышла она в 1568 году. Это сборник евангельских текстов с разными поучениями, толкованиями и дополнениями.

Спустя два года выходит "Псалтырь с Часословцем". Надо сказать, это важнейший момент в биографии первопечатника Ивана Федорова. Именно по "Псалтырю" учились грамоте многие люди XVI века.

Страница одной из книг Федорова выглядела как на фото ниже.

В 1569 году была заключена знаменитая Люблинская Уния - процедура объединения Литвы и Польши в единое государство Речь Посполитая. В биографии печатника Ивана Федорова этот исторический момент сыграл большую роль. Расстроившийся из-за подписания Унии Гетман Ходкевич сильно заболел. У него начались психические расстройства, из-за чего финансирование типографии прекратилось. Чуть позже литовские чиновники и вовсе посчитали печатание делом ненужным, а помещение у Ивана и Петра отняли.

Во Львове

Для детей краткая биография Ивана Федорова будет особенно полезна: история жизни многострадального печатника, столь много сделавшего для образования и книжного дела, закончилась довольно плачевно.

Герой нашей статьи был вынужден уже в третий раз сменить место своего жительства. На этот раз Иван с Петром отправились во Львов. Дорога была трудной, началась эпидемия чумы. Добравшись до города, печатник обнаружил проблему. Как в Москве, так и в Заблудове он жил на средства меценатов. Во Львове же людей, готовых финансировать печатание, было не так много. Помогли печатникам небогатые горожане, впечатленные мытарствами Ивана и его помощника Петра.

В 1573 году выходит второе издание "Апостола". Послесловие в книге стало более обширным и эмоциональным, были исправлены некоторые ошибки. Впервые на форзаце появился собственный знак Ивана Федорова. Чуть позже была напечатана "Азбука" - книга, предназначенная специально для обучения детей.

Биография Ивана Федорова по-настоящему удивительна. Если царь или богатый меценат не смогли нормально финансировать полезную работу печатника, то простые горожане и небогатые священники были готовы постоянно поддерживать труд Федорова. Именно во Львове герой нашей статьи напечатал большую часть своих трудов.

В Остроге

В 1575 году происходит знаменитая встреча Ивана Федорова и князя Константина Острожского, владельца крупного волынского поместья Острог. Константин нуждался в просветительской литературе для образовательного учреждения, которое выстраивалось князем. Краткая биография Ивана Федорова впечатлила Константина. Князь как раз нуждался в образованном человеке, способном обустроить местную типографию. Некоторое время книгопечатник поработал в Дерманском монастыре, а позже переехал в Острог.

В 1577 году Иван отправился в Турцию по поручению князя Константина. Печатник собирался приобрести греческую копию Библии. Полтора года Федоров писал знаменитое "Острожское Евангелие". За образец была взята греческая и московская геннадьевская Библии.

К началу 80-х годов биография печатника Ивана Федорова завершается. В конце жизни герой нашей статьи был разносторонне просвещен и обучен многим ремеслам. Помимо типографической деятельности, Федоров отливал пушки, делал оружие и занимался прочими ремеслами.

Краткая биография Ивана Федоровича описана во многих исторических источниках. По разным свидетельствам, книгопечатник работал в Вене, Дрездене, Кракове и прочих европейских городах. Скончался во Львове в 1583 году.

Технология печати

В начале своей печатной деятельности Иван Федоров подыскивал шрифт. За основу был взят полуустав, который нужно было перенести на матрицу.

Изготовление шрифта - работа очень трудоемкая. В своей московской типографии Петр и Иван работали с матрицей и металлом. Вначале в твердом листе металла вырезались выпуклые формы в виде букв. На мягкой металлической копии, которой и была матрица, отпечатывался текст. В формы наливался металл, после чего происходил набор букв. Это очень трудоемкая и по-ювелирному точная работа, требующая большого терпения и множества усилий.

В 1983 году была выпущена советская марка с изображением Ивана Федорова.

О печатном станке XVI века сохранилось не так много сведений. Лишь в некоторых источниках, где описывается краткая биография Ивана Федоровича, даются некоторые сведения о книгопечатном деле. Саму типографию называли штанбой. Тередорщик - это печатник. Помощник тередорщика, который делал набойки или накладывал краску, именовался батырщиком. Пьям - это верхняя доска печатного станка. Под ней помещался марзан - брусок для обозначения полей в книге. Пунсон играл роль бруска для гравирования букв в матрице. В маце, специальном мешочке, содержался конский волос для набивки краски. Сами листы лежали на тимпане - четырехугольной рамке.

Вес всего станка составлял примерно 104 кг. Изначально Федоров применял всего два шрифта. Чуть позже в русских типографиях накопилось аж шесть разных видов написания.

Произведения

Стоит кратко описать основные книги, напечатанные Иваном Федоровым. Краткие биографии святых (жития) содержались в произведении "Апостол", изданном в 1563 году. Что удивительно, страницы книги совпадают с современным форматом А4. На каждой странице помещалось 25 строк.

"Часовник" 1565 года представлял собой сборник молитв. Чуть позже он был дополнен именами святых, их краткими биографиями для детей. Иван Федоров издал "Часовник" как житие святых и молитвенник, по которому многие учились грамоте.

Монета с изображением Ивана Федорова высоко ценится нумизматами.

"Букварь" 1574 года состоял из 80 страниц азбуки и грамматики. Оригинал книги хранится в Гарвардском университете США.

Знаменитым книгопечатником было издано и множество других книг, а также дополнительных изданий к основным произведениям. Биография у героя нашей статьи по-настоящему насыщенная, полная интересных моментов и удивительных фактов.