Организации которые работают с охранными структурами. Организация охранной деятельности предприятия

Частное охранное предприятие

Частное охранное предприятие - негосударственное предприятие, оказывающее услуги охраны. С 1 января 2010 года - даты вступления в силу Федерального закона № 272-ФЗ от 22.12.2008, которым внесены изменения в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», понятие "Предприятия, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность" (ЧОП) заменено на "Организации, осуществляющие частную охранную деятельность". Частная охранная организация (ЧОО) может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Правовой статус ЧОП в России

Работник ЧОПа на массовом мероприятии

Деятельность ЧОП в России регулируется Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», смежными федеральными законами («Об оружии», «О милиции» и пр.) и подзаконными актами.

«В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке ;
  3. проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье»

Не допускается применение ЧОП для охраны объектов, подлежащих государственной охране (по перечню, утверждаемому Правительством РФ).

Деятельность ЧОП подлежит обязательному лицензированию органами внутренних дел (ОЛРР МВД). Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. Руководитель ЧОП обязан иметь высшее образование .

Общая численность в РФ

Численность частной охраны в постсоветской России имеет тенденцию к увеличению:

Так, в начале 1993 года в РФ насчитывалось свыше 100 тыс. сотрудников частных охранных структур и служб безопасности .

В 1999 году в РФ было зарегистрировано 11 тыс. охранных предприятий, 165 788 лицензированных охранников, имеющих около 71 тыс. единиц служебного оружия .

В 2005 году в РФ действовали 22 тыс. охранных предприятий, в которых работали 581,8 тыс. лицензированных охранников .

На сентябрь 2009 года в РФ действовали 29 290 ЧОПов и служб безопасности, в которых работали 762 тыс. сотрудников и имелось около 120 тыс. ед. служебного оружия. Под их охраной находились свыше 300 тыс. объектов .

В дальнейшем, после 1 января 2010 года (в связи со вступлением в силу изменений в законодательстве ) количество охранных фирм несколько уменьшилось, количество охранников сократилось до 745 тыс. человек .

По мнению ряда авторов, в долговременной перспективе это обстоятельство (наличие в РФ столь многочисленных силовых формирований, призванных защищать частные интересы) может иметь определенные негативные последствия для страны и общества .

С начала 2000-х годов в деятельности частных охранных структур имеет место тенденция к переходу от физической охраны объектов сотрудниками охраны к использованию технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения , контроля и управления доступом).

Оружие, спецсредства и экипировка

Единой формы одежды для сотрудников частных охранных фирм и служб безопасности не установлено, поэтому каждый ЧОП разрабатывает себе униформу самостоятельно. Основными критериями для всех видов корпоративной одежды и обуви охранников являются ее определенная схожесть с армейской, практичность для несения службы и относительно невысокая цена. Как правило, на форменную одежду крепятся нашивки с надписью "Охрана", наименованием и эмблемой организации и т.д. .

Сотрудники частных охранных фирм вправе использовать защитные шлемы I-III класса защиты и бронежилеты I-V класса защиты (на практике, средствами индивидуальной защиты снабжают лишь отдельные категории охранников: инкассаторов, сотрудников групп быстрого реагирования, телохранителей ...).

Типы и модели оружия для частных охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации . Фактически, перечень разрешенного служебного оружия существенно ограничен и по тактико-техническим характеристикам уступает вооружению рядовых сотрудников милиции .

В период с марта 1992 до июля 1997 года (до вступления в силу Федерального закона "Об оружии" ) на вооружении частных охранных фирм находились пистолеты Макарова (предоставленные в аренду ОВД), гладкоствольные ружья , а также газовые пистолеты и револьверы . В дальнейшем, ПМ остались только в службах авиабезопасности, а в остальных охранных предприятиях их сменили служебные пистолеты под патрон 9×17 мм (в основном, ИЖ-71).

Следующие изменения в структуре вооружения частной охраны имели место в 2005-2006 году , когда в связи с изменившимися криминалистическими требованиями часть ранее находившихся на балансе ЧОП гладкоствольных охотничьих ружей была заменена на их "служебные" модификации (в основном, полуавтоматы "Сайга").

Последнее изменение произошло 1 января 2010 года - со вступлением в силу Федерального закона № 272-ФЗ от 22.12.2008, огнестрельное оружие частных охранных структур было передано на баланс МВД РФ и в настоящее время используется на правах аренды; в то же время за ЧОПами сохранили право на приобретение боевых патронов, служебного травматического оружия, гражданского оружия самообороны и спецсредств (это резиновые дубинки , электрошокеры , слезоточивый газ , а также специальные красящие вещества для маркировки преступников - например, несмываемая краска "родамин" ).

Кроме того, частным охранным структурам разрешено использование сторожевых и служебных собак.

См. также

Литература и источники

  • Овчаров А. В., Кудрявцев В. В. Настольная книга частного охранника (учебно-справочное пособие), М.,

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Частное охранное предприятие" в других словарях:

    ЧОП - частное охранное предприятие … Словарь сокращений русского языка

    Частное охранное предприятие (ЧОП) негосударственное предприятие, оказывающее услуги охраны. Содержание 1 История 2 Правовой статус ЧОП в России 3 … Википедия

    Частное охранное предприятие негосударственное предприятие, оказывающее услуги охраны. Деятельность ЧОП в России регулируется федеральным законом от 11 марта 1992 N 2487 1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,… … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Алтай … Википедия

    компания по обслуживанию СТС - 4.3 компания по обслуживанию СТС: организация, обеспечивающая установку и/или техническое обслуживание и ремонт СТС и (или) техническую укрепленность охраняемых объектов; Ассоциация. Федеральное государственное унитарное предприятие, частное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

    Москва … Википедия

    В Викисловаре есть статья «охрана» Слово Охрана может означать: Тот, кто охраняет Это оригинальное значение. Охранник. Телохранитель Тюремный надзиратель Другие значения Железнодорожный служащий, обычно путешествует в последнем транспортном … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Частная охранная деятельность оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющ … Википедия

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.

В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.

Деятельность частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.

Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Частное охранное предприятие «План А»

Лозунг: «С нами «План Б» не нужен»

Структура ЧОПа:

Организация работы любого ЧОП подразумевает установление режима охраны. Данный режим предусматривает сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение гарантированной охраны физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности охраняемого объекта. Основной целью создания режима охраны является обеспечение сохранности зданий и помещений, имущества охраняемого объекта, любых сведений о деятельности этого предприятия.

Организация охраны включает:

    подбор личного состава на службу;

    общую специальную подготовку сотрудников;

    расстановку личного состава по охраняемым объектам;

    инструктаж личного состава перед заступлением на службу;

    постановку конкретных задач личному составу непосредственно перед заступлением на службу;

    контроль за несением службы (суточным) нарядом, подведение итогов несения службы.

Распределение личного состава по охраняемым объектам проводится с учетом:

    важности и особенностей охраняемого объекта;

    индивидуальных особенностей сотрудников охраны с учетом их образовательного, интеллектуального и возрастного цензов;

    физической подготовленности и огневой выучки, умения владеть специальными средствами самообороны;

    умения пользоваться инженерно-техническими средствами и средствами связи, имеющимися на охраняемых объектах.

При распределении на объекты желательно направлять молодых сотрудников совместно с опытными специалистами, чтобы в полной мере использовать их знания и практический опыт.

Эффективность:

I. Организация деятельности ЧОП

1. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Устанавливаются:

    наличие необходимых учредительных и регистрационных документов;

    организационно-правовая форма;

    учредители частного охранного предприятия;

    наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности;

    отсутствие противоречий в данных, указанных в учредительных документах и регистрационной анкете.

    изучаются цели и задачи частного охранного предприятия, а также соответствие их заключенным договорам.

а) Срок деятельности частного охранного предприятия на рынке оказания охранных услуг.

Данный критерий показывает, что предприятие создано, в том числе, с целью надежной долгосрочной работы, действует в рамках законодательства, направлено на развитие частной охранной деятельности и накапливает практический опыт.

Свыше 10 лет - 4 балла

От 5 до 10 лет - 3 балла

От 2 до 5 лет - 2 балла

Менее 2 лет - 1 балл

б) Уровень подготовки офисных помещений частного охранного предприятия.

Данный критерий показывает степень стабильности частного охранного предприятия, уровень организации работы.

    Офис и КХО располагаются в собственном или арендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 4 балла.

    Офис и КХО располагаются в субарендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 3 балла.

    Офис и КХО располагаются на одном из охраняемых объектов с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 2 балл.

    Офис или собственная КХО отсутствует – минус 2 балла.

    Достаточным числом кабинетов считается по одному на каждое подразделение частного охранного предприятия и руководящий состав. При недостаточном числе кабинетов рейтинговый показатель снижается на 1 балл.

II. Организационно-штатная структура и кадровый состав ЧОП

2. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Работодатель как субъект трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений - носитель определенных прав и обязанностей. Осуществляя свою деятельность, работодатель имеет право принимать локальные нормативные правовые акты, в числе которых есть обязательные, а также обязан знакомить с ними работников под роспись и требовать их исполнения.

Устанавливается наличие утвержденных обязательных локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения на частном охранном предприятии. Анализируется их содержание на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Выявление нарушений руководителем частного охранного предприятия требований трудового законодательства является причиной отсрочки вынесения решения о паспортизации до их устранения.

    В наличии трудовые книжки, журналы учета и регистрации трудовых книжек, карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях, заключены трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия – 4 балла.

    В наличии трудовые книжки, трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия, журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях – 2 балла.

    В наличии трудовые договоры не со всеми сотрудниками предприятия, не ведутся журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2 – 0 баллов.

    Проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей (по журналам и путевым листам) – плюс 2 балла, отсутствуют предрейсовые медицинские осмотры – минус 3 балла.

3. Определение кадрового потенциала частного охранного предприятия.

При оценке кадрового потенциала выясняются:

3.1. Количественные и качественные показатели работников.

Определяются штатная и фактическая численность, доля работников, осуществляющих охранные функции. Устанавливается численность работников, имеющих:

удостоверение частного охранника;

разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

3.2. Профессиональная подготовка работников.

Устанавливается число работников, прошедших периодические проверки. Определяется процент прохождения периодических проверок с первого, второго раза. Анализируются показатели за последние 12 месяцев.

а) Прохождение периодических проверок, проводимых органами внутренних дел:

Выставляются следующие баллы, если процент прохождения периодических проверок, проводимых органами внутренних дел, равен:

От 100% до 90% - 4 балла

От 90% до 50% - 3 балла

От 50% до 25% - 2 балла

б) Профессиональная подготовка (переподготовка) работников на частном охранном предприятии:

Направление работников в специализированные учебные центры либо приглашение специалистов для обучения из специализированных учебных центров - 4 балла;

Собственными силами с использованием собственных программ, методических пособий и брошюр - 3 балла;

Подготовка работников проводится на объекте в процессе основной деятельности - 1 балл.

4. Оценка качества работы управленческого аппарата.

4.1. Оценка соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности: охранная деятельность.

При оценке соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности за основу принимается исполнение требований и их соответствие требованиям ОЛРР (около 25 пунктов).

    Все пункты выполняются - 4 балла;

    Есть незначительные, легкоустранимые замечания - 3 балла.

4.2. Оценка качества работы внутренних документов предприятия, их соответствия специфике охранных услуг.

а) Разработка собственных договоров по охране объектов:

Наличие внутренних служебных документов по охране объектов говорит о степени творческого участия управленческого аппарата в организации охраны.

    Разработка и использование индивидуальных договоров на каждый объект с учетом его специфики - 4 балла;

    Использование типовых договоров на каждый объект - 2 балла.

б) Разработка и ведение внутренних служебных документов по охране объектов:

    Разработка и использование индивидуальных инструкций на каждый объект охраны с учетом специфики объекта - 4 балла;

    Использование типовых инструкций на каждый объект охраны без учета специфики объекта - 2 балла.

в) Порядок проведения проверок несения службы на объектах охраны:

    Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, постоянно проводящих проверки несения службы на объектах охраны - 4 балла;

    Проведение регулярных (не менее одного раза в сутки) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 3 балла;

    Проведение регулярных (не менее 4 раз в неделю) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 2 балла;

    Проведение периодических (менее 4 раз в неделю) проверок кураторами объектов - 1 балл.

III. Материально-техническая база и финансовые показатели ЧОП

5. Определение материально-технической базы частного охранного предприятия.

При изучении материально-технической базы выясняется число единиц имеющегося на частном охранном предприятии оружия, количество спецсредств, средств связи, автомобилей и иного оборудования, необходимого для осуществления охранных функций.

а) Обеспечение охранников форменной одеждой:

    Наличие форменной одежды (название/эмблема ЧОП на одежде обязательно) в зависимости от сезона, места несения службы и задач охранников - 4 балла;

    Неполное обеспечение охранников форменной одеждой или отсутствие названия/эмблемы на одежде - 2 балла.

б) Наличие круглосуточной дежурной службы управления нарядами:

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с одним из руководителей частного охранного предприятия и наличие подразделения (группы) реагирования в составе четырех и более авто-экипажей - 4 балла;

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с начальником смены и наличие подразделения (группы) реагирования в составе двух и более авто-экипажей - 3 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного и наличие одного авто-экипажа - 2 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного без авто-экипажа - 1 балл;

    Отсутствие круглосуточного дежурного - 0 баллов.

в) Наличие оперативной радио- (телефонной) связи у дежурной смены:

    Наличие оперативной радио - (телефонной) связи на 100% объектах охраны - 4 балла;

    Не менее чем с 80% объектов охраны - 3 балла;

    Менее чем с 80% объектов охраны - 1 балл;

    Использование постовых отметчиков - плюс 2 балла.

г) Обеспеченность автотранспортом:

    Достаточное количество автомобилей, принадлежащих охранному предприятию или арендуемых у учредителей или руководителей ЧОП - 4 балла;

    Достаточное количество автомобилей, арендуемых у производственных работников охранного предприятия - 2 балла;

    Недостаточное количество автомобилей для осуществления охранных услуг – минус 2 балла;

    Наличие эмблем/опознавательных знаков ЧОП на бортах обязательно. Отсутствие эмблем – минус 1 балл.

6. Определение специализации частного охранного предприятия.

При определении специализации частного охранного предприятия устанавливаются:

число заключенных договоров в целом и доля договоров, заключенных на охрану объектов (с оружием, без оружия) и другие виды деятельности;

типы охраняемых объектов, их процентное соотношение к общему числу.

6.1. Оценка соответствия законодательству документов, необходимых для осуществления охранных услуг с использованием радиоканала и групп быстрого реагирования.

Устанавливается соответствие документов ЧОП, который использует радиоканал, требуемым законодательством.

Устанавливается наличие:

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств (далее – РЭС) Федеральной службы по надзору в сфере связи или Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Разрешения на право эксплуатации подвижных или сухопутных радиостанций, выданные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Документ (отметка в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей.

    В наличии все вышеперечисленные документы – 4 балла.

    Отсутствуют Разрешения на право эксплуатации подвижных радиостанций или документы (отметки в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей – 3 балла.

    Отсутствует Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи РФ или Свидетельства о регистрации РЭС – минус 2 балла.

7. Оценка участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка.

При определении участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка устанавливается число осуществленных выходов (и количество принявших участие сотрудников) на охрану общественного порядка.

    За участие частного охранного предприятия в охране общественного порядка, осуществлении патрулирования рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За наличие документов и иных материальных знаков оценки служебной деятельности частного охранного предприятия со стороны контролирующих органов (ОВД), органов муниципальной власти и заказчиков рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За выявление фактов неисполнения взятых на себя обязательств по договорам об участии в охране общественного порядка и патрулировании рейтинговый показатель снижается на два балла.

8. Оценка соблюдения требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих оборот оружия и частную охранную деятельность.

Устанавливаются факты нарушений лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании частной охранной деятельности. Особое внимание уделяется фактам неправомерного применения служебного оружия, его утраты, участия в гражданско-правовых спорах юридических лиц, числу возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников предприятия безопасности.

Анализируются данные за последние 12 месяцев.

    За участие частного охранного предприятия в конфликтах, связанных с гражданско-правовыми спорами, рейтинговый показатель снижается на 50% баллов, при наличии повторного участия за проверяемый период предприятие получает отказ в паспортизации.

    За утрату служебного оружия или неправомерное его применение общий рейтинговый показатель снижается на 50% баллов.

    За вынесение частному охранному предприятию предупреждения(й) о нарушении законодательства, регулирующего оборот оружия и частную охранную деятельность (в течение года со дня вынесения), общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За привлечение к уголовной ответственности работников частного охранного предприятия общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За каждый судебный иск о возмещении ущерба по фактам нанесения вреда охраняемому имуществу собственника общий рейтинговый показатель снижается на 5% баллов.

9. Финансовые показатели ЧОП

Основной целью проведения экспертизы финансовых показателей ЧОП является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

9.1. Анализ финансовой устойчивости.

Рассматривается отсутствие (наличие) просроченной задолженности по налогам и обязательным платежам.

    Предприятию, у которого просроченная задолженность по налогам и обязательным платежам отсутствует, выставляется 4 балла.

    Предприятие, имеющее просроченную задолженность, не может считаться финансово устойчивым, и общий рейтинговый показатель снижается на 10% баллов.

9.2. Анализ фонда оплаты труда охранников.

9.2.1. В ходе анализа соотносится средняя заработная плата одного охранника со средней зарплатой по отрасли в регионе.

Данный показатель вычисляется относительно средней заработной платы по отрасли в анализируемом регионе. Значение данного показателя должно быть не менее 1.

    В том случае, если средняя заработная плата соотносится со средней зарплатой по отрасли в регионе с коэффициентом 0,8-1,2, то охранному предприятию выставляется 1 балл. Если она превышает его, то 2 балла.

9.2.2. Определяется темп роста заработной платы охранников.

    Если темп роста заработной платы охранников превышает темп инфляции, установленный Правительством России за анализируемый период, то в этом случае анализируемому предприятию выставляется 2 балла рейтинговой оценки.

    В случае если темп роста заработной платы не превышает темпа инфляции, то 1 балл.

    Если в организации за анализируемый период отсутствовал рост заработной платы или она сокращалась, то охранному предприятию не выставляется ни одного балла.

9.3. Анализ затрат на страхование охранников.

Отслеживаются расходы на обязательное страхование сотрудников - на какую сумму в среднем страхуется один охранник относительно прожиточного минимума в данном регионе для трудоспособного населения.

    Если сумма страховки превышает прожиточный минимум, то охранному предприятию выставляется 2 балла, если сумма страховки и прожиточного минимума соотносится с коэффициентом от 0,5 до 1,0, то предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

9.4. Анализ материальных запасов и специфических основных средств.

При проведении анализа материальных запасов и специфических основных средств устанавливаются:

    Средние расходы на форму (обмундирование), в том числе на одного сотрудника;

    Средняя стоимость оружия и специальных средств, приходящаяся на одного сотрудника;

    Стоимость средств связи (мобильные, радиосвязь и прочее) на каждого охранника.

По итогам анализа данных показателей делается вывод об обеспеченности или необеспеченности охранников конкретного предприятия специфическими основными средствами и материалами. В первом случае охранному предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

(Прим. Максимально возможное количество - 77 баллов)

При сумме баллов более 65 предприятие обладает высоким рейтингом.

При сумме баллов от 50 до 64 предприятие обладает хорошим рейтингом.

При сумме баллов от 35 до 49 предприятие обладает достаточным рейтингом.

При сумме баллов менее 35 предприятие не обладает достаточным рейтингом.

В условиях нестабильности российской экономики на процесс благополучного функционирования любой компании влияет целый ряд факторов. Один из них - обеспечение должного уровня безопасности и охраны труда на предприятии. Закон РФ "О безопасности" трактует данное понятие как состояние защищенности интересов, которые можно назвать жизненно важными.

Тема безопасности и охраны труда на предприятии весьма обширна, и сегодня мы подробно поговорим о первой составляющей - предотвращении и ликвидации разного рода негативных факторов, способных нанести серьезный ущерб экономической деятельности организации.

К сожалению, многие люди (владельцы бизнеса не исключение) до сих пор придерживаются стереотипов, согласно которым обеспечение безопасности - сфера компетенции специальных государственных органов. Но так как предпринимательская деятельность относится к тем сферам, все риски работы в которых берет на себя владелец, одна из первоочередных задач последнего - не только наладить должным образом технику охраны труда на предприятии, но и принять меры по определению ключевых интересов компании, нуждающихся в защите. А также разработать и осуществить комплекс мер для реализации данной потребности.

Как этого добиться?

Важнейший инструмент по обеспечению охраны и - создание на собственной базе службы, ведающей всеми данными вопросами. И сегодня мы поговорим о ее структуре и функциях, определимся с главными ее целями. Но прежде всего следует составить перечень тех объектов, относительно которых потребуется применять меры защиты.

Что же к ним относится?

Это сама территория предприятия, а кроме того - те объекты (здания или сооружения), которые на ней расположены. Далее речь идет о носителях характера в виде документов либо предметов (грузов) и ценностей вещественного характера.

Другим особым объектом охраны является руководство компании и тот персонал, который имеет доступ к информации конфиденциального типа. Ведает организацией охраны персонала и руководства отдельная инструкция (положение), утвержденная руководством и согласованная при необходимости с органами внутренних дел и безопасности по территориальному признаку. Она, как и инструкции по охране труда на предприятии, разрабатывается и утверждается в качестве обязательного к исполнению внутреннего нормативного акта.

Основной целью подобной охраны персонала и руководства можно назвать обеспечение последних как в условиях повседневной деятельности, так и в случае вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Речь идет о предотвращении попыток захвата злоумышленниками находящейся под защитой информации путем насильственного воздействия (физического либо иного характера) на данных лиц, а также о составлении рекомендаций указанному персоналу о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чем еще занята охрана

Другие важные цели организации службы охраны на предприятии:

  1. Предотвращать попытки злоумышленников (посторонних граждан) попасть на объект.
  2. Своевременно обнаруживать и задерживать тех лиц, которые проникают на вверенную территорию либо пытается это сделать.
  3. Обеспечивать сохранность материальных средств и носителей важной конфиденциальной информации, имеющихся на объекте, в целях исключения нанесения предприятию ущерба.
  4. Предупреждать происшествия и ликвидировать их последствия.

Важнейшие пункты инструкции по охране предприятия

Задачи, решаемые службой для реализации вышеупомянутых целей, сводятся к следующему:

  1. Контролировать всю охраняемую территорию объекта, в том числе ту, на которой функционирует особый пропускной режим.
  2. Обеспечивать конфиденциальность и сохранять в тайне планируемые и проводимые мероприятия закрытого характера на объекте, а также рассматриваемые и обсуждаемые на них вопросы.

Сопровождать и охранять при транспортировке носители секретной информации (служебные документы, грузы, материальные ценности).

  1. Защищать территорию и объект от возможного вооруженного нападения либо насильственных действий, способных привести к нанесению предприятию ущерба.
  2. При необходимости выполнять специальные задачи, цель которых - обеспечить личную охрану управления предприятия и персонала, допущенного к важной конфиденциальной информации.
  3. Обеспечивать пропускной режим транспортным средствам, грузам и посетителям на охраняемой территории. Цель его - устанавливать личность и вести учет посетителей, контролировать ввоз-вывоз носителей информации, материальных ценностей и грузов, предотвращать незаконное их перемещение, а также вести контроль за открытыми либо скрытыми попытками хищения имущества предприятия.
  4. Систематически анализировать степень эффективности системы безопасности и тех мер, что принимаются должностными лицами относительно охраны объекта, вырабатывать предложения по усовершенствованию всей охранной системы.

Из чего состоит система безопасности предприятия?

Прежде всего - из личного состава (караулов, Затем - из всей совокупности технических средств, применяемых при охране мест, где он размещается, а также методов, которыми ведется защита объекта. Напоминаем еще раз, что речь идет не только об охране государственных предприятий.

Одним из главных элементов системы пропускного режима, используемым в качестве места размещения личного состава, служит контрольно-пропускной пункт.

Средства технического характера, которые применяются при организации охраны предприятия, можно разделить на две отдельные группы:

  1. Те, что относятся к средствам обнаружения (речь идет об охранной и пожарной сигнализации, "тревожном" оповещении, охранном освещении и телевидении, аппаратуре по проверке почтовых отправлений, радиосвязи и прямой внутренней связи, а также телефонной связи с полицией и т. п.
  2. Средства обнаружения и ликвидации (принадлежности для пожаротушения, индивидуальной защиты, газовые ловушки, оружие, автотранспорт и прочие инженерно-технические приспособления).

Какие встречаются варианты организации работы охраны предприятия? Предприятия и организации разной мощности и масштаба могут организовать собственную деятельность с помощью обслуживания специальными центрами безопасности либо путем создания на своей территории полномасштабной службы защиты, имеющей собственный штат.

Во втором варианте организации охраны предприятия самостоятельные штатные ее подразделения могут объединяться в отдельную службу. Она состоит из постов охраны, групп сотрудников (включая подразделения по личной охране персонала и руководства), группы сопровождения и охраны грузов и материальных ценностей, ГБР (группы быстрого реагирования), называемой также "тревожной". При необходимости используются сторожевые собаки.

В случае создания собственной службы безопасности на предприятии она чаще всего становится самостоятельной единицей организационного характера, находящейся в непосредственном подчинении у его руководства. Служба безопасности возглавляется начальником, должность которого, как правило, - зам. руководителя по вопросам безопасности.

Если сотрудников много

В случае большой численности персонала данной службы требуется назначение заместителей начальника количеством не менее трех (по числу подразделений). Каждый из них руководит одним из важнейших отделов службы безопасности и опирается в своей деятельности, в свою очередь, также на одного либо нескольких собственных замов.

Для службы охраны целесообразно создать собственную канцелярию и бухгалтерию, а также ввести должность референта - помощника начальника.

Если нормативные перечни по охране труда на предприятии существуют для любой отрасли производства, то на структуру, численность и состав службы охраны фирмы (компании, предприятия) в каждом конкретном случае влияют реальные потребности организации совместно со степенью конфиденциальности секретной информации. Именно потому рекомендаций по созданию универсальной структуры таковой службы не существует.

Главные подразделения

Тем не менее возможно выделение самых важных структурных подразделений, присутствие которых предполагается при создании типовой службы безопасности крупного государственного или акционерного промышленного предприятия, холдинга либо промышленно-финансовой группы.

К подобным структурным единицам можно отнести:

Отделы охраны и режима;

Отдел, ведающий защитой информации;

Инженерно-техническую группу;

Группу по обеспечению безопасности внешней деятельности.

Чем же занимается каждое из данных подразделений?

Что такое отдел охраны и режима?

Это самостоятельное структурное подразделение службы безопасности, которое находится в подчинении у ее начальника. Задачами его являются:

  1. Определять перечень тех сведений, которые составляют коммерческую и государственную тайну, проводить меры, обеспечивающие безопасность таковых.
  2. Разрабатывать систему по предотвращению несанкционированного доступа к подобным сведениям, принимать соответствующие инструкции.
  3. Организовывать и поддерживать на предприятии пропускной режим, проход сотрудников и разных категорий посетителей в отдельные, доступные для этого зоны.
  4. Осуществлять охрану конфиденциальных (аттестованных для этого) помещений.
  5. Вести личную защиту руководства и ведущих сотрудников, обеспечивать безопасную транспортировку документов и грузов.
  6. Наблюдать за обстановкой как на объекте, так и вокруг него.
  7. Контролировать работоспособность любых элементов защиты - как в повседневных условиях, так и в предполагаемых особых - при стихийном бедствии, аварии, поломке и т. п.

Поговорим об отделе защите информации.

Его задача - организовать и физически обеспечить эффективное функционирование всей системы по защите информации. Ведется работа отдела в форме:

  1. Организации специальных работ по охране предприятия, призванных защитить важные документальные материалы.
  2. Разработки автоматизированных систем по обработке информации и ведению электронного документооборота.
  3. Распределения нужных реквизитов защиты среди пользователей.
  4. Обучения пользователей всех автоматизированных систем безопасной работе с информацией.
  5. Принятия мер реагирования на попытки нарушений функционирования защитной системы.
  6. Тестирования защитной системы и контроля ее работоспособности.
  7. Устранения недоработок в ее устройстве и совершенствования механизмов обеспечения безопасности.

Чем занята инженерно-техническая группа?

Главная цель ее создания - обеспечить безопасность в деятельности организации путем применения средств защиты технического характера. Для этого группой ведутся следующие действия:

  1. Определяются границы охраняемой территории либо зоны и устанавливаются возможности технических средств по наблюдению за потенциальными злоумышленниками.
  2. Устанавливается перечень технических средств, которые могут быть использованы для работы с конфиденциальной информацией (приемом, передачей, обработкой) в пределах контролируемой зоны.
  3. Проводится обследование назначенных помещений для установления возможных каналов по утечке информации конфиденциального характера из-за особенностей конструкций оборудования, здания и применяемых технических средств.
  4. Выявляется и оценивается степень опасности подобных технических каналов (по которым возможна утечка информации).
  5. Разрабатываются мероприятия по их локализации и полной ликвидации с использованием для этого средств как физического, аппаратного, так и программного характера, а также математические методы.

О группе безопасности внешней деятельности

Ее сотрудниками разрабатываются и ведутся специальные мероприятия, направленные на изучение непосредственного окружения объекта. Речь может идти о посетителях, клиентах, конкурентах и т. п. С этой целью ими:

  1. Изучаются ситуации торгово-конъюнктурного характера в зоне деятельности клиентов (партнеров, учредителей и потенциальных конкурентов).
  2. Проводится анализ ситуации по состоянию и прогнозированию всей финансово-торговой деятельности, а также тех вероятных последствий, что предполагают возможность неправомерных действий со стороны конкурентов.
  3. Собирается и обрабатывается информация, касающаяся деятельности реальных и потенциальных конкурентов, для предупреждения возможных акций по похищению охраняемых сведений.
  4. Определяется предполагаемый характер и направления промышленного шпионажа, направленного против предприятия.
  5. Ведется учет и анализ случаев несанкционированного получения конкурентами коммерческих секретов.
  6. Проверяется платежеспособность физических и юридических лиц в свете обеспечения своевременного выполнения ими своих финансовых обязательств.

Указанная типовая структура службы охраны предприятия не является универсальной и обязана быть скорректирована под каждую конкретную организацию. Она может быть дополнена новыми отделами (например, отделом пожарной безопасности либо группой сопровождения грузов).

Список важнейших задач безопасности

Что же можно назвать основными функциями, присущими деятельности любой службы охраны предприятия? Вот их типовой перечень:

  1. Устанавливать и пресекать обстоятельства недобросовестной конкуренции сторонних предприятий. Под таковыми понимают применение с целью конкурентной борьбы методов и средств, нарушающих действующее законодательство или принятые на рынке правила взаимоотношения между конкурентами, - ложной рекламы, тайных сговоров в процессе торгов, нарушения стандартов поставок услуг и товаров и т. п.
  2. Собирать сведения по тем уголовным делам, к расследованию которых подключена служба безопасности. Таковых существует две категории: по преступлениям против персонала и против собственности учредителя. Примером действий второй группы могут служить грабежи, кражи, поджоги и мелкие хищения.

Кроме того:

  1. Расследовать факты, говорящие о разглашении коммерческой тайны.
  2. Собирать информацию о тех лицах, с которыми у предприятия заключены контракты. Типов подобных документов может быть два - коммерческие (договора поставки товаров либо предоставления услуг) и трудовые, касающиеся постоянных либо временных работников. В числе договорных условий может присутствовать письменное согласие заключившего контракт лица на сбор информации о его личных и биографических данных.
  3. Отыскивать утраченное имущество предприятия и расследовать факты неправомерного использования его фирменных либо товарных знаков.
  4. При необходимости разыскивать сотрудников, пропавших без вести. Подобный розыск проводится лишь в случае наличия оснований предполагать, что отсутствие пропавшего сотрудника чревато реальным либо потенциальным ущербом для организации. В этом случае службой безопасности проводится комплекс мероприятий по розыску пропавших в тесном взаимодействии с органами полиции.
  5. Выявлять партнеров, признанных некредитоспособными, и своевременно информировать о них руководство.
  6. Обнаруживать ненадежных контрагентов. Критерий надежности делового партнера определяется большим числом сделок с прочими фирмами, сорванных по его вине, некачественным выполнением условий договоров, наличием в составе персонала лиц, ранее судимых, и т. п.
  7. Собирать сведения относительно гражданских дел в случае возможного взаимодействия на судебных заседаниях. Необходимость подобного сбора информации может возникать в случае обнаружения новых документов и свидетелей, проверки подлинности предоставляемых на суде доказательств, оказания помощи представителям власти в фактическом розыске участников процесса либо имущества противной стороны, востребованного для возмещения ущерба, и т. д.
  8. Собирать информацию, требуемую для проведения переговоров делового характера. Сюда могут относиться сведения о слабых и сильных сторонах позиций и планов потенциальных партнеров, их конкурентоспособности и платежеспособности. Службой безопасности должны быть предусмотрены возможные попытки подкупа либо шантажа со стороны участников переговоров и прочих неожиданных действий.
  9. Защищать здоровье и жизнь персонала от любых посягательств противоправного характера. Такая защита может быть организована по отношению либо ко всему персоналу в рабочее время, либо к отдельным категориям - кассирам, руководителям и т. п. Время действия данной функции охраны при этом четко определяется (дневное, круглосуточное и т. п.)

Важнейшие цели охранника - прежде всего предотвратить либо пресечь насильственные преступления (рэкет, покушение на убийство и т. п.), а также административные проступки в виде, например, мелкого хулиганства относительно охраняемой категории лиц. Для этого широко используются защитные средства технического характера.

Также следует:

  1. Охранять имущество организации.
  2. Обеспечивать порядок в тех местах, где предприятием проводятся мероприятия представительского, конфиденциального либо массового характера.
  3. Консультировать персонал и руководство по всем вопросам, касающимся обеспечения безопасности и охраны предприятия.
  4. Проектировать, монтировать и обслуживать средства, относящиеся к системе

Управление в охранной организации осуществляется по тем же принципам, что и в любой другой. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частной охранной организации.

Основатель нашего государства В.И.Ленин подчеркивал, что после того как определены основные цели и задачи, направления работы, на первое место выходит организаторская работа по практическому решению вопросов. «Надо продумать, что для успешного управления необходимо, кроме умения победить, умения убедить... умение практически организовать. Это самая трудная задача... И это самая благодарная задача», – писал он в работе «Очередные задачи Советской власти» (Ленин В.И. ПСС – т.36. – стр. 173). Итак, любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОО. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОО и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОО не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта – один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОО и его управленческая иерархия.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор – установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранной организации. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частная охранная организация – это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОО – это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частная охранная организация, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОО будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОО по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими – так называемого дедовства;

поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное – выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы.

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

Владимир Черняев