Как выйти из учредительства. Выход учредителя из состава ООО: порядок и последствия

Здравствуйте!

У меня такая проблема: я - один из трёх учредителей общества с ограниченной ответственностью. Одновременно я являюсь и генеральным директором в нашей компании. В последнее время у меня с моими соучредителями возникают постоянные конфликты. Работать вместе невозможно. Хочу заняться своим делом. Можно ли мне выйти из общества без согласия моих партнёров? Как быть с моей должностью генерального директора? Могу ли я сам себя уволить?

Ответ юриста

Здравствуйте!
Начнём по порядку: выйти из общества можно только в случае, если это право закреплено в Уставе Компании. Если процедура выхода предусмотрена Уставом, то любой из участников может выйти из общества независимо от согласия остальных участников и самого Общества. Более того, при выходе из общества Вы имеете право на получение действительной стоимости Вашей доли в течение трех месяцев со дня подачи Вами заявления о выходе, если иной срок выплаты действительной стоимости доли не прописан в Уставе. Действительная стоимость доли в Уставном капитале может быть передана вышедшему участнику также в форме имущества.

Алгоритм выхода следующий:

  1. Вы пишите заявление о выходе из общества на имя Генерального директора (в Уставе может быть закреплена обязанность извещать также в письменной форме каждого участника общества)
  2. Вы самостоятельно или с помощью профессиональных юристов заполняете заявление установленной формы на внесение изменений , заверяете его у нотариуса и подаёте в налоговую инспекцию по месту регистрации общества.
  3. Через 5 рабочих дней Вы получаете из налоговой выписку из ЕГРЮЛ , в которой уже нет сведений о Вас как об участнике общества.

Участник считается вышедшим из общества, а к обществу переходит его доля с момента получения обществом заявления участника общества о выходе. Заявление может подаваться лично выходящим из общества участником либо направляться на адрес юридического лица ценным письмом с уведомлением и с описью вложения.

Только нужно помнить об ограничениях по выходу участников из общества, предусмотренных российским законодательством: не допускается выход участников из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника и единственный участник не может выйти из общества.

Теперь мы подошли к вопросу об увольнении Вас с должности генерального директора.
Вопросами найма и увольнения сотрудников занимается Генеральный директор Компании. Вы можете написать заявление об увольнении на своё имя, т.к. сами являетесь генеральным директором общества, проработать установленный трудовым кодексом срок и внести запись о своём увольнении в трудовую книжку. Назначением нового директора должны будут заняться оставшиеся после вашего выхода и увольнения участники.

Наконец-то завершил непростой вывод участника из ООО.

Вы возможно подумаете: «Ну молодец, и что?!» А то, что еще полгода назад за выход при таких обстоятельствах я бы вообще не взялся, честно признавшись клиенту, что его проблему законно решить очень сложно. После этого он, расстроенный, вероятно пошел бы к другому юристу, где с него бы взяли кучу денег за долгий и бессмысленный судебный процесс.

Я же в итоге все разрешил без суда за 1,5 месяца.

Суть дела .

Клиент столкнулся с распространенной в наше время проблемой. Несколько лет назад он вместе с партнером открыл ООО с соотношением долей 50/50 в уставном капитале. Партнер клиента стал директором бизнеса. Через какое-то время бизнес заглох. Общество набрало долгов и фактически прекратило деятельность. Освободили занимаемый офис. Перестали сдавать отчетность.

В это время директор открыл компанию-клон, но уже в единственном числе с аналогичными видами деятельности и названием, забрал учредительные документы и перестал отвечать на звонки.

По дошедшим до клиента слухам директор готовил свой выход из Общества.

Смысл задачки простой: кто первый сбежит с тонущего корабля, тот избежит дальнейших расходов и штрафов в связи с ликвидацией ООО.

Директора нужно было опередить… Но как?

Что сделал я.

Вся сложность конкретно этого выхода заключалась в полном отсутствии у клиента каких-либо документов по Обществу. Не был известен даже ОГРН.

Директор Общества (он же второй участник) полностью контролировал ситуацию и мог не торопиться:

наличие доли в 50% позволяло ему блокировать любые попытки моего клиента влиять на управление в Обществе, менять директора, а удерживание учредительных документов (с учетом порочной практики нотариального заверения заявлений о выходе) давало ему возможность в мгновение ока юридически грамотно покинуть Общество, зарегистрировать этот выход в ЕГРЮЛ и бросить компанию с долгами и всеми проблемами на своем вчерашнем партнере по бизнесу.

Абсурд ситуации заключается в том, что, формально, у любого участника (кроме единственного) есть законное право в любой момент выйти из Общества. Процедура выхода предельно простая: составить заявление и передать его Обществу. Но есть загвоздка – заявление о таком выходе участник должен как-то нотариально заверить.

Ключевое слово тут «Как-то», потому что до 1 января 2018 года ни один нормативный акт в России конкретно не устанавливал какие документы нужны для совершения этого нотариального действия. В законе лишь присутствовало абстрактное указание: «(заявление) … должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок».

Итог: да здравствует нотариальный творческий беспредел!

Уж извините, но не могу я это выразить иначе, поскольку нотариусы в общенациональном масштабе просто вывернули наизнанку установленный в законе порядок выхода.

Для заверения такого заявления от участников повсеместно стали требовать в лучшем случае оригиналы всех учредительных документов (свидетельства, протокол о создании, устав…), а в худшем – еще и разные справки за подписью директора Общества и непременно только по форме конкретного нотариуса.

Уже из этого списка очевидно, что без помощи фактического руководителя участник из Общества так просто не выйдет.

Непонятно с какой стати у рядового участника ООО (предположим, с маленькой долей) вообще должны быть на руках эти документы (кто ему их даст?).

Непонятно для чего они нотариусу…

В ситуации, когда у последних есть прямой доступ ко множеству государственных реестров, в том числе к ЕГРЮЛ, для любого практикующего юриста (и я уверен – для нотариусов тоже) совершенно очевидна практическая бессмысленность подобных требований.

По сути всех участников Обществ с ограниченной ответственностью в России искусственно разделили на две касты: привилегированная часть, у которых сосредоточенна вся власть, на руках печать, учредительные документы…

и остальное серое бесправное большинство.

Такая ситуация просуществовала почти два года, пока минюст наконец не утвердил новый регламент для нотариусов, в котором (о чудо) единственным документом необходимым для заверения заявления на выход указан устав! Это логично, поскольку в уставе может быть запрет на выход, но главное – его дубликат может легко заказать любое заинтересованное лицо.

Вот этот-то регламент и вступил в силу 1 января 2018 года. Думаете, это и есть наш с клиентом happy end? Отнюдь!

Клиент обратился за помощью за две недели до нового года. Я быстро вычислил по фамилиям учредителей наше ООО. Заказал в налоговой дубликат устава.

Мой хитрый план был прост – дождаться первого рабочего дня 2018-го года, а там уже разговаривать с нотариусами с позиции силы.

Но не тут-то было. Я прозвонил больше 15 нотариусов Екатеринбурга, спорил, ссылался на новые правила. И только ОДИН нотариус из всех (и то не сразу) согласился заверить заявление о выходе по одному уставу.

Возражения у всех одни и те же:

– Если у вас конфликт между учредителями, выводитесь через суд!

– А так разве можно? Подскажите, какой это нормой закона суд сможет мотивировать такое решение? Чем нам обосновывать иск?

– Читайте законы, там все написано!

– Читал, не нашел.

– Значит плохо читали!

Решил задать вопрос кто прав в этом споре Федеральной нотариальной палате – высшему органу нотариального сообщества. Вопрос опубликован на сайте (ссылка: https://notariat.ru/sovet/questions/14602/) в разделе «Задать вопрос нотариусу». Но его просто проигнорировали!

По-настоящему меня расстроило правда не это.

Еще в октябре 2017 изучал судебную практику по корпоративным спорам нашего Арбитражного суда. Нашел множество примеров дел из среды «Кто же вышел первый». Из обстоятельств многих дел видно, что, когда речь идет о больших деньгах, кому очень надо, тот находит способ заявление о выходе нотариально заверить вообще без документов. Суд данные факты нисколько не смутили. Нарушений не усмотрено.

Не хочется думать, что дополнительная финансовая мотивация и связи решают все в работе с нотариусами.

Вернемся к нашему делу.

Заветного нотариально заверенного заявления о выходе мы все же добились. Дело осталось за малым.

Направили заявление на юридический адрес Общества и в копиях на адрес директора. Подождали пару недель и подали заявление в налоговую о недостоверности сведений об учредителе (клиенте), о чем также направили письмо Директору.

Результат:

  • юридически клиент считается вышедшим;
  • в ЕГРЮЛ появилась запись о недействительности сведений о нем, как об участнике,
  • у нас на руках остались доказательства уведомления директора о выходе, сослаться на то, что он не знал и не мог знать об этом выходе будет сложнее.

Вопрос:

Один из двух участников Общества, являющийся гендиректором Общества, намерен выйти из состава учредителей. Остающийся единственный участник намерен стать гендиректором. Возможно ли оформить все надлежащие внутренние документы, осуществить все необходимые внутренние действия, и подать в налоговую инспекцию ОДНО заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в котором будут содержаться сведения как о выходе участника и перераспределении долей, так и о смене гендиректора общества? Как вообще правильно поступить в этой ситуации, какие действия и в каком порядке нужно осуществить?

Ответ:
Выход учредителя из ООО и смена директора, это два разных действия.
Поясню подробнее.

Если один из учредителей выходит из состава учредителей ООО, к компании переходит его доля в уставном капитале. При этом учредителю выплачивается действительная стоимость его доли, после чего оставшийся учредитель производит взнос в УК, чтобы доля вышедшего участника перешла к нему.
Выход учредителя влечет за собой необходимость подачи документов в налоговую.
1. Поскольку в Уставе сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника не указываются, изменения, связанные с выходом участника из ООО, следует вносить только в ЕГРЮЛ, подавая в налоговую заявление по форме Р14001 .
2. К заявлению прикладывается заявление участника общества о выходе из общества в качестве документа, служащего основанием для перехода доли к обществу (образец).
3. Документы для государственной регистрации изменений, касающихся состава участников ООО, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня перехода доли (части доли).

Что касается смены директора, то данная процедура оформляется следующим образом.
1) Принимается решение об увольнении действующего директора и назначении нового. (для этого составляется протокол общего собрания участников или решение единственного учредителя (если в ООО один учредитель)). Или директор пишет заявление об увольнении по собственному желанию. Затем оформляете его увольнение в общем порядке .
2) Принимается решение об избрании на должность нового гендиректора;
3) Принимаете на работу нового директора, как обычного сотрудника на должность директора по трудовому договору (образец).
4) в течение 3 рабочих дней после принятия решения о смене директора подается в налоговую инспекцию по месту регистрации ООО заявление по форме Р14001 с заполненным Листом К, заверенное у нотариуса. Образец заполнения смотрите .

Таким образом, Вы можете подать в налоговую одно заявление по форме Р14001, но тогда Вам необходимо уложится в срок - 3 рабочих дня, чтобы не нарушить сроки представления документов при смене директора.
Заявление Р14001 обязательно должно быть заверено у нотариуса перед тем, как его представлять в налоговую.

Дополнительно.
О смене генерального директора необходимо уведомить - банк, где открыт р/с. Для этого нужно предоставить банку документы, подтверждающие смену руководителя: свидетельство о внесении изменений, выписка из ЕГРЮЛ, протокол о назначении нового директора и приказ о вступлении в должность.
Иногда банки требуют другие документы, например, свидетельство о присвоении ИНН, ОГРН или действующий устав ООО. Более подробно список документов для этого Вы можете уточнить в своем банке. Также необходимо будет заверить банковскую карточку с образцами подписи нового руководителя. Подписи заверяются нотариусом или уполномоченным лицом банка.

За более подробными разъяснениями по вопросу оформления документов по выходу учредителя и смене директора рекомендую обратиться в юридическую организацию, специализирующуюся на регистрации ООО, либо в специализированные организации-регистраторы, поскольку, к сожалению, данная информация не относиться к тематике, предусмотренной