Инновационная активность предприятия. Инновационная активность

Как правило, возникновение вопросов относительно законности получения гражданства, а равно и действительности паспорта гражданина у сотрудников ФМС возникает по паспортам, выданным с 1992 года по 2002 год. В течении данного времени существовал упрощенный порядок получения гражданства иностранными гражданами, прибывшими в РФ. Также паспорта граждан РФ достаточно свободно выдавали консульские службы РФ в иностранных государствах иностранным гражданам, считающих себя русскими. Несовершенство закона о гражданстве, отсутствие четких административных процедур привело к тому, что на данном этапе сотрудники ФМС проводя ревизии старых дел о выдаче паспортов граждан РФ находят огромное количество неточностей, а то и сознательных нарушений допущенных в то время сотрудниками МВД при выдаче паспортов гражданина РФ.

Статья 292

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Комментарий к Ст.

Как получить паспорт гражданина РФ: документы для оформления и получения?

Если заявитель носит очки, то на фотографии он должен быть в них, но с незатемненными линзами. По общему правилу, фотографирование в головных уборах запрещено. Но если заявитель в силу своих религиозных убеждений не может ходить без головного убора, то допускается исключение. Главное требование к фотографии – чтобы она была четкая. В некоторых подразделениях ФМС заявителей фотографируют на месте. Документы, сведения из которых вы считаете необходимым внести в новый паспорт.

Административная ответственность за нарушения паспортного режима

Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации. 1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Проблема незаконного паспорта гражданина РФ (паспорта гражданина РФ, выданного в нарушение установленного порядка)

Признание паспортов незаконными в настоящее время продолжает набирать обороты, ежегодно около 10 тысяч из них по этой причине признаются выданными в нарушение установленного порядка и, соответственно, недействительными. Всё это говорит о большой актуальности проблемы незаконного паспорта гражданина РФ. Хотелось бы сразу оговориться, что рассматриваемая проблема не относится к случаям оформления паспортов гражданина РФ на утраченных или похищенных бланках, либо содержащих признаки подделки. Здесь всё понятно, данный факт всё равно будет выявлен при предъявлении такого паспорта в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина России в те или иные органы, учреждения, организации и т.д.

Уголовная ответственность за подделку документов и их использование

Общим для всех указанных выше составов преступлений является то обстоятельство, что документы, являющиеся предметом этих преступлений, должны в обязательном порядке предоставлять права либо освобождать от обязанностей. Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто данные преступления совершаются в целях избежания ответственности за совершённый прогул (подделка и предоставление подложного листка нетрудоспособности), для устройства на работу при отсутствии соответствующего образования и профессиональных навыков (предоставление поддельных дипломов и аттестатов) и т.д.

Какие документы нужны для получения паспорта в 14 лет, куда обращаться, сроки

в противном случае ранее родители должны были уплатить штраф в размере от 1500 до 2500 рублей. За паспортом должен обратиться ребенок самостоятельно при достижении 14 лет, поэтому р одителя оштрафовать по п. 1 ст. 19.15 КоАП РФ нельзя. а ребенок в этом возрасте еще не подлежит административной ответственности в силу статьи 2.3. КоАП РФ (ему нет еще 16 лет). Поэтому оштрафовать никого не могут. Документы на паспорт Для того чтобы получить российский паспорт, нужно предварительно собрать специальный пакет документов.

Административная ответственность граждан Российской Федерации за несвоевременное оформление паспорта

Поэтому, к вопросу получения и замены паспорта следует подходить со всей ответственностью и важностью, которая усматривается в том, что Вы являетесь гражданином Российской Федерации, о чем свидетельствует наличие у Вас документа, удостоверяющего личность. Нужно не забывать о сроках действия паспорта, так как несвоевременное оформление документа влечет за собой наступление серьезной административной ответственности. Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданами в 30-дневный срок с момента наступления оснований для выдачи или замены паспорта (достижение 14-ти, 20-ти, 45-летнего возраста, изменение фамилии, имени, отчества, даты, места рождения, изменение пола, изменения внешности).

Оформление и замена паспорта гражданина РФ

Получение паспорта обязательно для всех граждан РФ: Достигших возраста 14 лет Приобретших гражданство РФ Положением о паспорте гражданина РФ регламентируется порядок замены паспорта РФ в случаях его утраты, пришествия в негодность или окончания срока действия. Где в Санкт-Петербурге поменять паспорт гражданина РФ? На территории Единого центра документов предоставляются услуги по оформлению и замене паспорта РФ гражданам, имеющим постоянную регистрацию в Северо-Западном федеральном округе (перечень субъектов, входящих в состав СЗФО уточняйте ниже): выдача паспорта в 14 лет; замена паспорта в 20 лет и в 45 лет; замена российского паспорта при изменении гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, пола, внешности (в том числе, замена паспорта после замужества на основании свидетельства ЗАГС); замена паспорта по непригодности к использованию в результате внесения отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина РФ; замена паспорта по непригодности к использованию вследствие изношенности, порчи, повреждения паспорта или других технических причин, повлекших необходимость замены. Куда обращаться при утере паспорта гражданина РФ? В случае утраты (похищения) паспорта гражданина РФ, ранее выданного в 1 Отделении по оформлению внутренних паспортов РФ по Центральному району СПб УВМ ГУ МВД России по СПб и ЛО, расположенном на ул.

Наказание за незаконное получение паспорта рф

Использовать услуги сомнительных организаций для получения паспорта, водительских прав, финансовых документов незаконно. Такие компании занимаются подделкой документов. Статья УК РФ ограничивает деятельность подобных организаций, привлекая их к уголовной ответственности. Наказание в таком случае зависит от конкретной ситуации.

Согласно статье 327 УК РФ подделка документов влечет за собой наказание в виде лишения свободы до четырех лет.

Статья 27 Конституции РФ

Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст.

Наказание за незаконное получение паспорта рф

Цензор.НЕТ разобрал ситуацию и выяснил, что все не вполне однозначно. Хотя власть и лично президент могут, и даже обязаны, улучшить положение вещей. В случае с Гайдар и Федориным, которые получили паспорта под телекамеры в начале августа, особое неприятие у многих вызвало не российское гражданство Марии (о Федорине все немедленно забыли), а ее назначение. Дело в том, что Гайдар стала замом Михеила Саакашвили еще ДО получения гражданства.

С.П.Бондарев

В статье рассматриваются признаки объективной стороны состава незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ). Сформулированы разъяснения относительно понимания признаков незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, разработано и обосновано определение внесения заведомо ложных сведений в документы для получения гражданства Российской Федерации.

Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, объективная сторона, состав преступления, подлог, гражданство, паспорт.

Состав преступления “незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации” является относительно новым для действующего отечественного уголовного законодательства. Исходя из расположения ст. 292.1 УК РФ в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также размещения данной статьи под нумерацией, смежной со служебным подлогом (ст. 292 УК РФ), в юридической литературе данное общественно опасное деяние зачастую рассматривается в качестве специальной разновидности состава служебного подлога. Как отмечает В.И. Плохова, “судя по содержанию действий вновь появившейся статьи, а также по уточнению, внесенному в диспозицию ст. 292 (при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 292.1 УК РФ), часть действий, названных в ч. 1 этой статьи, выделена из ст. 292 УК РФ, другая – из ст. ст. 285 или 286 УК РФ, но с введением последствий в виде незаконного приобретения гражданства, незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации” <1>.

——————————–

<1> Плохова В.И. Системное толкование норм Особенной части уголовного права: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 270.

Следовательно, состав преступления, предусмотренный ст. 292.1 УК РФ, не является в чистом виде разновидностью служебного подлога, поскольку содержит не все его признаки и дополнен рядом самостоятельных характеристик. Тем не менее в общих чертах отчетливо прослеживается родственность данных преступлений. В особенности это присуще общественно опасным деяниям, запрещенным ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

В тексте диспозиции ч. 1 ст. 292.1 УК РФ фактически описывается два отдельных преступления: 1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Имеются основания утверждать, что общественно опасное последствие в виде незаконного приобретения гражданства РФ относится лишь ко второму из указанных деяний. В связи с этим очевидно, что анализируемые преступления отличаются по законодательной конструкции объективной стороны: первое имеет формальный состав, а второе – материальный.

Итак, рассмотрим юридически значимые признаки деяния, состоящего в незаконной выдаче паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства. Прежде всего необходимо отметить, что состав данного преступления отсутствует при незаконной выдаче паспорта гражданину РФ. Лицом, незаконно получающим паспорт гражданина РФ, в контексте исследуемого состава преступления может выступать исключительно иностранный гражданин или лицо без гражданства. Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь, лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства <2>.

——————————–

<2> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (в посл. ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г.).

Анализ материалов правоприменительной практики показывает, что понимание выдачи паспорта в составе преступления, регламентированном ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, как правило, не вызывает серьезных затруднений. Однако в юридической литературе единство мнений по данному вопросу не наблюдается. Так, Т.Д. Устинова считает, что “преступление выражается в действии – оформлении и выдаче паспорта гражданина РФ лицу, которое не приобрело в установленном законом порядке гражданство России до получения паспорта, что является незаконным” <3>.

——————————–

<3> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 747.

Как отмечается Р.А. Сабитовым и Е.Ю. Сабитовой, “выдача паспорта – это его вручение, передача другому лицу. Незаконное оформление, изготовление паспорта выдачей не является и должно квалифицироваться как служебный подлог” <4>. На наш взгляд, последняя точка зрения заслуживает поддержки, поскольку соответствует букве закона. В тексте диспозиции ч. 1 ст. 292.1 УК РФ отсутствует указание об оформлении паспорта, а говорится лишь о его выдаче.

——————————–

<4> Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Уголовно-правовая оценка обманов и действий, совершенных с документами: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 306.

Узловой характеристикой первого деяния, сформулированного в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, является факт незаконности выдачи паспорта гражданина РФ. Использование признака незаконности в данном случае означает, что диспозиция названной уголовно-правовой нормы имеет бланкетный характер <5>. Для уяснения ее сущности требуется обращаться к предписаниям нормативно-правовых актов иной отраслевой принадлежности. При этом анализ таких предписаний свидетельствует, что в нем отсутствует прямое указание о том, в каких ситуациях необходимо констатировать незаконность выдачи паспорта гражданина РФ. Этот вывод может быть сделан “от обратного”, то есть путем установления факта нарушения определенных нормативно установленных правил выдачи паспорта гражданина РФ.

——————————–

<5> Ображиев К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 173.

В силу ст. 11 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство РФ;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ <6>.

——————————–

<6> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031 (в посл. ред. Федерального закона от 31 дек. 2014 г. N 507-ФЗ).

Каждому типу приобретения гражданства присуще наличие комплекса законодательно прописанных процедур и правил. Например, ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения <7>.

——————————–

<7> Там же.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком <8>.

——————————–

<8> Там же.

В силу буквального толкования уголовного закона нарушение любого из перечисленных, а также иных предусмотренных российскими нормативно-правовыми актами в сфере гражданства правил получения паспорта гражданина РФ выступает достаточным основанием для признания такой выдачи незаконной и влекущей уголовную ответственность по ч. 1 ст. 292.1 УК РФ.

Вторая форма выражения деяния в составе преступления, установленном ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, представлена внесением заведомо ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства РФ. Аналогичные действия применительно к любым официальным документам предусмотрены в составе служебного подлога.

По утверждению В.Н. Гладких, “внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, служащие основанием для приобретения гражданства Российской Федерации, осуществляется только в форме интеллектуального подлога, когда в такие документы вносятся не соответствующие действительности данные. При этом сами документы сохраняют все признаки настоящих (изготавливаются на подлинных официальных бланках, содержат все необходимые реквизиты и т.д.)” <9>.

——————————–

<9> Гладких В.Н. Уголовно-правовые проблемы незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2011. С. 74. См. также: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. С. 748.

Иной позиции придерживаются Р.А. Сабитов и Е.Ю. Сабитова: “Внесение ложных сведений в документ – это изготовление полностью поддельного документа или включение в подлинный документ не соответствующих действительности сведений, исправлений и (или) реквизитов” <10>.

——————————–

<10> Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Указ. соч. С. 307.

Думается, что основанием для ограниченного понимания действий в виде внесения заведомо ложных сведений в документы, предложенного В.Н. Гладких, выступает факт отсутствия в ч. 1 ст. 292.1 УК РФ признаков внесения в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, имеющихся в родственной ст. 292 УК РФ. Однако, руководствуясь буквальным толкованием уголовного закона, можно сделать вывод, что под внесением в документы заведомо ложных сведений понимается в том числе и внесение в них исправлений, ведь таким путем в документ также вносятся заведомо ложные сведения.

По справедливому замечанию А.Н. Ильяшенко и О.В. Чеснокова, “ложные сведения могут быть внесены не только в уже составленный документ, но и во вновь создаваемый. Ведь в процессе подготовки документа в него сведения именно вносятся и никак иначе. Информация в документ вносится как при его подготовке, составлении, так она может быть внесена в него и после изначального составления документа” <11>.

——————————–

<11> Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Общество и право. 2011. N 3 (35). С. 169.

Представляется, что не проводится четких различий между деяниями, состоящими во внесении в документ заведомо ложных сведений и во внесении в них исправлений, и в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, данных в Постановлении “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях”. Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа <12>.

——————————–

<12> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 9 (в посл. ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 дек. 2013 г. N 33).

Таким образом, под внесением заведомо ложных сведений в документы в ст. 292.1 УК РФ необходимо понимать действия, выражающиеся во включении, как при создании документа, так и в уже готовый документ, заведомо ложных сведений.

Вместе с тем закономерным вопросом при применении исследуемой уголовно-правовой нормы является проблема определения существа сведений, вносимых в рассматриваемые документы. Конечно же, когда речь ведется о фальсификации в документах правовых оснований для получения гражданства, сомнений в возможности квалификации содеянного по ст. 292.1 УК РФ не возникает. Однако на практике не исключены ситуации, при которых в документ вносятся отдельные некорректные реквизиты (например, номер документа). По этому поводу П.С. Яни обоснованно акцентирует внимание на том, что “внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, означает искажение в этих документах таких сведений, которые, будь они известны органу, выдающему паспорт, должны были повлечь отказ в его выдаче” <13>. Действительно, внесение в документы для гражданства какой-либо ложной информации, никак не влияющей на существо правоотношений в сфере гражданства, не причиняет ущерба объекту данного состава преступления, не является общественно опасным. Поэтому в подобных ситуациях состав преступления, предусмотренный ст. 292.1 УК РФ, отсутствует.

——————————–

<13> Уголовный кодекс Российской Федерации. Особенная часть. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.В. Наумова, А.Г. Кибальника. М.: ЗАО “Библиотечка РГ”, 2012. С. 676.

В качестве общественно опасного последствия состава внесения должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы закон называет незаконное приобретение гражданства РФ. Понимание незаконного приобретения гражданства в данном случае тождественно раскрытому выше применительно к преступлению в виде незаконной выдачи паспорта гражданина РФ.

Анализ материалов следственно-судебной практики по делам о незаконной выдаче паспорта гражданина РФ, а равно внесении заведомо ложных сведений в документы, повлекшем незаконное приобретение гражданства РФ, демонстрирует, что правоприменитель нередко оставляет без должного внимания вопрос об использовании субъектом данного преступления своего служебного положения. Как рассуждает Г.В. Журавлева, “теоретически возможны случаи, когда должностное лицо может совершить действия, находящиеся вне рамок его компетенции, изготовить ложный документ, составление которого относится к компетенции вышестоящего должностного лица, и подделать его подпись” <14>.

——————————–

<14> Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 86.

По этому поводу А.Н. Ильяшенко и О.В. Чесноков, применительно к составу служебного подлога, отмечают, что “если подлог не был связан со служебной деятельностью лица, то его действия не нарушают обозначенный объект, поэтому и не могут быть квалифицированы по ст. 292 УК РФ” <15>.

——————————–

<15> Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Там же. С. 169; Ильяшенко А.Н., Сапрунов А.Г., Садыков А.У., Чесноков О.В. Уголовная ответственность за служебный подлог. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011. С. 84. См. также: Канунников В.А. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998. С. 120.

По нашему мнению, изложенные тезисы в полной мере применимы и к составу преступления, закрепленному ч. 1 ст. 292.1 УК РФ. Уголовно-правовая оценка содеянного в подобных ситуациях может быть представлена нормами об ответственности за превышение должностных полномочий, общеуголовную подделку документов.

Литература

  1. Гладких В.Н. Уголовно-правовые проблемы незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2011.
  2. Журавлева Г.В. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  3. Ильяшенко А.Н., Сапрунов А.Г., Садыков А.У., Чесноков О.В. Уголовная ответственность за служебный подлог. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011.
  4. Ильяшенко А.Н., Чесноков О.В. Объективная сторона служебного подлога // Общество и право. 2011. N 3 (35). С. 168 – 173.
  5. Канунников В.А. Уголовная ответственность за служебный подлог: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998.

Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственных функций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления (миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии), управления проектами (моно-, мульти- и мегапроекты, программы, матричные структуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование), маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) и др. Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА).

Инновационная активность - самостоятельная категория . Ее значение состоит в том, что с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализация стратегии и др.), прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество, - это всего лишь часть общего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ). Общность процесса связана с тем, что, кроме новатора, необходима деятельность других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации как данной деятельности, так и всего ИП. Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой-либо результат, т. е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.

Активность деятельности фирмы - это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны, разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковой активностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

При этом признак «инновационная активность» носит следующие черты инновационной деятельности фирмы. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемой в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.

Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противном случае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов). На рис. 8.1 и 8.2 отражена схема такого подхода.

В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:
качество инновационной стратегии организации;
уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
размер привлеченных капиталовложений - инвестиций;
качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане ИА определяется двумя частными показателями:
соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

Инновационная активность организации

1. А 1 – качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2. А 2 – уровень мобилизации инновационного потенциала: способность привлечения требуемого потенциала (привлечь не только очевидную (известную) часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала), т.е. способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. А 3 – уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. А 4 – методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ (метод «параллельного проектирования», в маркетинге инноваций – концепция «фокусирования на клиентах»).

5. А 5 – соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное – ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями, и только затем организация приступает к ее изменению; активное – ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное – реализуется метод управления по «слабым сигналам».

6. А 6 – скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений (характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности ТАТ , обновляемость продукции, технологии и технологического оборудования, знаний персонала, организационных структур и другие показатели).

7. А 7 – обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность – в неудачницу.

Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по пятибалльной шкале (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Оценка инновационной активности организации

ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Уровень состояния параметров
А 1 Качество инновационной стратегии и инновационной цели 1 2 4 5
А, Уровень мобилизации инновационного потенциала 1 2 4 5
Аз Уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций 1 2 4 5
А 4 Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений 1 2 4 5
А 5 Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации 1 2 4 5
А 6 Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии 1 2 4 5
А 7 Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности 1 2 4 5
Итоговая оценка состояния инновационной активности 1 2 4 5

Инновационная активность определяется из выражения