Фотки под водой. Какая аппаратура нужна, чтобы фотографировать под водой

Фото Western Morning News

Особенности подводной съемки

В наши дни погружения с аквалангом из экзотического увлечения превратились в популярный вид досуга - дайвинг. Параллельно развивается менее рискованная разновидность подводного спорта - ныряние с маской и трубкой - снорклинг. Конечно, не каждый любитель дайвинга или просто отдыхающий - фотограф. Но камеру берут под воду почти всегда, когда имеется такая возможность и есть что поснимать.

С точки зрения процесса съемки подводная фотография имеет множество нюансов. Ограничения накладывает съемочное оборудование, экипировка, сам факт чужой стихии. Если вы ныряете с аквалангом, время съемки жестко лимитировано. Карьера многих талантливых подводных фотографов завершилась в тот момент, когда они слишком увлекались съемкой под водой и забывали проверить остаток воздуха в баллоне. Пакетик силикагеля, положенный внутрь чехла/бокса, позволит избежать конденсата, который выделяется из-за снижения температуры при погружении.

Морская вода по-разному поглощает составляющие солнечного света, что приводит к искажению естественных цветов. Искажения зависят от глубины: на глубине до 5 метров поглощается красный цвет, 5–10 - оранжевый, 10–20 - желтый, 20–30 - зеленый, свыше 30 метров - голубой. Падение цветовой насыщенности таково, что даже в условиях хорошей видимости (глубина до 15–20 метров) при съемке под водой без вспышки четкого изображения не получится. Для самого фотографа степень цветовых искажений не будет явной, так как глаз быстро адаптируется к ним. Падение насыщенности компенсируется только с помощью вспышки. Также важно близко подбираться к объекту съемки, что позволяет делать широкоугольная оптика.

На границе между маской и водой возникает оптический эффект рефракции, благодаря которому объекты кажутся больше, чем они есть (около 25%). Этот эффект работает и по отношению к оптике, которую вы используете, приводя к уменьшению угла зрения. При съемке макро может быть полезно, но в остальных случаях нет. Некоторые боксы подводной съемки вместо плоского стекла перед объективом оснащены специальной корректирующей линзой, которая устраняет этот эффект. Наиболее качественные корректирующие линзы производились для камер Nikonos, а также в виде универсальных светофильтров фирмой Rebikoff.

Фотоаппарат для подводной съемки: «цифра» или пленка?

Преимущества аналоговой фотографии сводятся к широчайшему выбору материалов. От черно-белых и цветных негативных пленок с их огромным динамическим диапазоном до слайдовых, достоинством которых является недосягаемая для «цифры» чистота цвета. Наиболее популярные пленки: * Черно-белая Kodak BW400 Pro. Проявляется по стандартному «цветному» процессу С41. Обеспечивает прекрасную проработку деталей и лидирует по динамическому диапазону. * Цветная негативная. Профессиональные цветные пленки особенно требовательны к условиям хранения, а их обеспечить удается не всегда. Лучше сознательно выбрать промежуточный вариант между профессиональными и любительскими пленками, вроде Fuji Superia Reala. Чувствительность пленки зависит от мощности вспышки твоей камеры. * Цветная слайдовая Fujifilm Provia 100F. Идеально передает пестрые цвета подводного мира, без экстремальной насыщенности, свойственной другой пленке Fuji - Velvia 100F. Требует соблюдения условий хранения!

Классической пленкой, которая использовалась фотографами National Geographic, является слайд Kodak Kodachrome. Его особенность - эмульсия без красителей, они привносятся в оригинальном процессе проявки. По сути, это черно-белая пленка с хорошей широтой и зерном, которая становится цветной при проявке. Сейчас Kodachrome вышел из употребления как раз из-за сложной технологии проявки, и наиболее популярными вариантами стали слайдовые пленки Fuji. Слайдовая пленка славится своей цветопередачей, контрастностью и проработкой деталей.

Цифровые камеры имеют другое преимущество: если у вас карта памяти большого объема, можно делать хоть 1000 снимков за одно погружение. Пленка этой возможности не дает, поэтому снимать приходится более вдумчиво. Важный момент - хранение цифровых снимков. Лучше не пользоваться цифровыми кошельками на основе микровинчестера. Они удобны (практически устраняют проблему свободного места на картах памяти), но не слишком надежны. Лучше взять несколько карт памяти необходимого объема.

Как фотографировать под водой: настройки камеры

Независимо от уровня дайверской подготовки первая съемка - почти всегда стресс. Уверенность приходит, когда фотооборудование заранее настроено в соответствии с задачами. При выборе чувствительности стоит соблюдать разумный компромисс между качеством (которое при увеличении ISO у компактов резко снижается) и мощностью вспышки.

Стоит учитывать, что при использовании вспышки на экспозицию влияет только выбранная диафрагма. Если нужно привнести элементы естественного освещения, следует поэкспериментировать с величиной выдержки. Точность экспозиции влияет не только на яркость, но и на цвет. Поэтому очень полезна функция брекетинга по экспозиции (она есть у самых простых цифрокомпактов). Лучше всего делать брекетинг в ручном режиме (М), самостоятельно изменяя значение f-числа. Фотографируя рыб и другую подводную живность, есть смысл перевести камеру в режим следящей фокусировки, а нередко - серийной съемки. Хорошо если у камеры есть возможность снимать в формате RAW. Только «сырой» формат позволит настроить некоторые важные параметры после съемки - на компьютере.

Выбор объектива для съемки под водой

Даже у самого простого зума «цифромыльницы» есть огромный плюс - универсальность. Надо лишь суметь им воспользоваться. Если для подводной съемки вы используете зеркальную камеру, лучшим выбором станет наиболее компактный широкоугольник с фиксированным фокусным расстоянием не больше 28 мм. Широкоугольный объектив дает значительный охват пространства, большую глубину резкости и возможность фокусироваться с близкого расстояния. Светосила не играет никакой роли. 99% снимков будут делаться на закрытых диафрагмах, чтобы получить максимальную глубину резкости. Установив диафрагму f/8 или закрыв ее еще больше, можно не обращать внимания на работу автофокуса. Эффект искажения пространства, характерный для широкоугольной оптики на близких дистанциях фокусировки, может использоваться для создания художественных эффектов.

Некоторые профессиональные камеры для подводной съемки (Nikonos V), а также все цифровые компактные камеры имеют штатный режим макросъемки. Если у вас зеркальная камера, отличный вариант - 35-миллиметровый объектив с удлинительным кольцом Kenko Extension Tube. Компактно, недорого и очень резко. Даже работает автофокус, хотя несколько более оперативным методом фокусировки будет изменение дистанции между камерой и объектом.

Применение вспышки

Для лучших результатов следует воспользоваться выносной внешней вспышкой для подводной съемки, которая крепится на кронштейне и срабатывает от импульса встроенной вспышки (например, Sunpack G-Flash за $200). Позиция вспышки имеет важное значение. В морской воде много планктона и других мелких частиц. Если вспышка работает «в лоб», значительная часть света отразится от частиц, создавая эффект падающего снега. Рекомендуется, чтобы вспышка находилась над объектом съемки на дистанции около метра (или чуть меньше), под углом около 45 градусов.

Варианты набора

Существует ценовое разделение между «профессиональными» боксами (глубина до 40 метров) и любительскими вариантами, рассчитанными на ныряльщиков с маской и трубкой. К последней категории можно отнести недорогие герметичные боксы из пластика, а также некоторые модели «цифромыльниц» (в зависимости от модели глубина от полутора до 10 метров). Фирменный бокс для компактной камеры обойдется в $230–250. Для зеркальной цена достигает $500. Бокс для зеркалки имеет крупный размер, и под водой оперировать с ним неудобно. Даже профессиональные фотографы, увлекающиеся подводной съемкой, нередко выбирают компактные камеры с боксом. Сегодня подводная съемка не потребует значительных капиталовложений. Цифровые камеры с возможностью подводной съемки стоят от $200. Если же у вас уже имеется цифрокомпакт - можно приобрести к нему недорогой пластиковый защитный чехол (от $60).

ЦФК с влагозащитой

Пионером в этой области является Pentax. В начале 2004 года компания представила первый водонепроницаемый фотоаппарат , способный погружаться на глубину без защитного бокса, - Pentax Optio 43WR («цифровой внедорожник»). В названии камеры зафиксирована ее суть. WR означает Water Resistant («влагозащитная). «Внедорожник» не боится погружения на глубину до метра в течение 30 минут, но речи о съемки под водой не идет: этого делать нельзя. Спустя год Pentax предлагает Optio WP (Waterproof - «влагозащита»). Новинку отличает более спокойный дизайн (типичная «мыльница»), разрешение 5 Мп. А главное, появилась возможность съемки на глубине 1,5 метра в течение получаса. От WP берут начало современные камеры Pentax серии W - Optio W10, W20 и W30. Старшую модель линейки отличает лучшая влагозащита. W30 выдерживает погружение на глубину до 3 метров в течение двух часов.

Конкуренты Pentax - ЦФК Olympus серии SW. Название линейки происходит от двух качеств - Shockproof (ударостойкость) и Waterproof. Любую из камер SW можно не только погружать на глубину, но и ронять с высоты до 1,5 метров. Olympus 720SW представлена в начале 2006 года. Не отличается от Pentax W20/W30 по разрешению и качеству дисплея (7 Мп, 2,5”). Но есть небольшие преимущества: объектив дает чуть более резкую картинку, глубина погружения - до 3 метров и без ограничения по времени. 725SW - усовершенствованный вариант, главное отличие - глубина погружения до 5 метров и 770SW - те же возможности съемки, погружение на глубину до 10 метров. 790SW - новейшая модель Olympus. Технические параметры прежние: глубина погружения до 10 метров. Плюс камера выдерживает удары силой 100 кг и температуру -10ºС. На сегодняшний день это самая надежная «цифромыльница» в истории. По цене она вполне доступна всем поклонникам подводной съемки - около $270.

Бокс для съемки под водой

Между собой защитные боксы отличаются по следующим параметрам: * Качество материалов. Жесткие боксы из стекла и недорогие герметичные чехлы из тонкого пластика. * Максимальная глубина погружения. Варьируется от 5 до 40 метров. * Универсальность. Дорогие «профессиональные» боксы производятся для конкретных моделей.

Эти три характеристики взаимосвязаны и определяют стоимость изделия. Универсальные герметичные чехлы производит английская фирма Aquapack. Они недороги (от $60) и совместимы с большим числом ЦФК сходного размера. Пользоваться такими чехлами не очень удобно, но за камеру можно быть спокойным. Небольшую глубину погружения (около 5 метров) не следует считать недостатком чехлов Aquapac, так как они изначально не рассчитаны на большие глубины. Пластиковое окно объектива влияет на конечный результат, хотя и не слишком заметно. Многие используют продукцию Acuapack и довольны результатом, ведь это оптимальный вариант за свои деньги.

Фирменные боксы отличает максимальная глубина погружения, которая сочетается с прекрасной эргономикой. Жесткий корпус обеспечивает дополнительную надежность, глубина погружения достигает 40 метров. Так как жесткий бокс предназначен для конкретной модели, его эргономика продумана досконально. Важнейшие органы управления вынесены в них наружу. Стоимость бокса сопоставима или превышает стоимость камеры. Это связано не только с максимальным качеством и возможностями такого бокса, но и известной привычкой фирм-производителей зарабатывать на аксессуарах. Помимо цены, подчас необоснованно высокой, недостатком жестких боксов является то, что цифровые камеры слишком быстро устаревают. Со временем владельцу приходится делать выбор - пользоваться морально устаревшей камерой или менять ее на новую модель вместе с боксом. Последнее весьма накладно, тем более что выручить серьезную сумму за подержанный комплект вряд ли получится.

Многие любители подводной съемки предпочитают промежуточный вариант - универсальные чехлы немецкой компании Ewa-marine, рассчитанные на глубины от 10 до 30 метров. Помимо более высоких характеристик они оснащены стеклянным окном для объектива, что обеспечивает высокое качество изображения.

Если вы случайно уронили камеру в воду

Даже если вы не планируете погружаться с камерой на глубину, стоит иметь в виду, что сильная волна или неловкое движение могут закончиться гибелью фотоаппарата. Обычные цифровые фотокамеры опасно использовать в непосредственной близости от воды. Опасность подстерегает еще на пляже: песок, попадающий в корпус при неаккуратном обращении, - одна из самых распространенных причин поломки зум-объектива. Будучи хорошим проводником электричества, морская вода в один миг способна привести к короткому замыканию. Долговременное нахождение соленой воды внутри камеры/объектива приводит к выходу из строя механических элементов.

Что делать, если вода попала внутрь корпуса? Шанс спасти камеру все же есть. Прежде всего следует сразу выключить устройство, изъять элементы питания, карту памяти и батарейку часов. Если это зеркальная камера - отсоединить объектив. После стоит отнести камеру в сервис-центр. Если воспользоваться услугами сервис-центра не представляется возможным, можно попробовать реанимировать камеру самостоятельно.

Чтобы смыть остатки грязи и соли, необходимо промыть камеру. Включать ее до промывки не рекомендуется! Можно обойтись чистой фильтрованной питьевой водой, но лучше - дистиллированной водой из аптеки. Не должно остаться тонкого белого налета - следов соли. Электронные платы эффективно сушить в чистом 98-процентном спирте. Положить в банку со спиртом на полчаса, потом вынуть и сушить в теплом сухом месте, лучше с пакетами силикагеля. Матрицу необходимо чистить специальной жидкостью для очистки матриц, например Eclipse Optic Cleaner.

Объектив зеркальной камеры содержит электронные компоненты, которые могут выйти из строя. Поэтому он также нуждается в промывке, а нередко - чистке линз. Для линз используются салфетки для оптики. Карты памяти можно просто промыть и оставить на сушку. После промывки камера с открытыми отсеками и без аккумулятора обязана сушиться не менее пяти дней.

При съемке под водой получаются одни из самых захватывающих и необычных снимков. Однако, их сложно получить, а для самого процесса требуется дорогостоящее оборудование. Ключ к удачным фотографиям - предварительная практика, особенно если вам выпал редкий шанс попасть в отпуск. Также важно комфортно чувствовать себя в воде. Вот несколько советов для получения отличных подводных фотографий.

1. Практикуйтесь в бассейне

Перед тем, как фотографировать в океане, где вода непредсказуема, попробуйте сделать пару снимков в бассейне. Для этого понадобится дополнительное подводное оборудование. У большинства популярных компактных и DSLR камер есть специальные пластиковые чехлы, изолирующие саму камеру и линзы. Они водонепроницаемы, а поэтому важны для защиты аппаратуры. Не забудьте про поляризационный фильтр - он уменьшит блики, а также нежелательные отражения в воде.

2. Поймайте момент

​Практикуйтесь дольше находиться под водой, удерживая камеру в стабильном положении. Сократите ISO, чтобы получить снимок без лишних шумов, а также установите выдержку на 1/250 секунды или больше. Можете использовать вспышку камеры при съемке в бассейне, "заморозив" момент. Если не можете держать глаза открытыми под водой, оденьте очки и попробуйте запечатлеть забавный портрет плавающего человека.

3. Полуподводные фотографии («half and half»)

Основная техническая проблема, с которой сталкиваются фотографы при съемке подобных изображений - разная экспозиция над поверхностью воды и под ней. Это происходит из-за процесса преломления, что влияет на общий фокус надводного сегмента. Однако, проблему можно решить, используя специальные фильтры с раздельными диоптриями (split diopter filters), созданные для компенсации этого недостатка.

4. Держите камеру ровно

Устойчиво держать фотоаппарат под водой - испытание для каждого, ведь вода всегда в движении. Довольно полезно поплавать и освоиться в воде перед переходом к съемке. Не бойтесь использовать своего друга или камень, чтобы стабилизировать тело и ровно держать камеру. При этом держать ее одной рукой не рекомендуется.

5. Освещение

При съемке под водой вам понадобится специальная строб-вспышка. Ее можно купить в магазине с оборудованием для фотоаппаратов; обычная вспышка не обладает достаточной мощностью, чтобы осветить темную морскую/океанскую воду. Максимально сократите ISO, так как при условиях плохой освещенности можно получить зернистые снимки; установите ISO на 50 или 25, если есть такая возможность.

6. Используйте зум для деталей

Макросъемка под водой может принести потрясающие результаты. Используйте насадочные линзы (обычно 50мм - 200мм), чтобы сфокусироваться на предметах в нескольких сантиметрах от объектива. Снимайте в формате RAW - это лучший выбор, если вы потом захотите откорректировать цвет при помощи специальных программ. RAW-изображения не потеряют своего качества даже после процесса коррекции цвета.

Как избежать потери цвета

Одни из наибольших трудностей при подводной съемке - потеря цвета и контраста. Будучи погруженными в воду, предметы кажутся синими или зелеными. Это происходит из-за того, что цвета с большей длиной волн поглощаются. Потеря цвета происходит как горизонтально, так и вертикально, делая отдаленные предметы бесцветными и расплывчатыми. Проблему можно решить, подобравшись к предмету съемки как можно ближе и используя широкоугольный объектив, или при помощи вспышки, которая поможет восстановить цвет.

При подводной съемке используйте как можно более низкий ISO, чтобы получить фотографию с минимальным количеством шумов. Вам понадобится выдержка около 1/125 - 1/500 секунды, чтобы "заморозить" момент - например, стаю рыб. Используйте маленькую апертуру (f/11-f/20), делая предметы на переднем и заднем плане четкими. Если возможно, снимайте в RAW формате - это позже позволит внести коррекции цвета.

Вам понадобится подходящий водонепроницаемый корпус, созданный специально для вашей камеры (их обычно производят сторонние компании; пройдитесь по магазинам и поищите лучший вариант). Еще один полезный инструмент - строб-вспышка, если вы планируете снимать на глубине или в мутной воде. Лучшие линзы для такой съемки - насадочные и широкоугольные. Телеобъектив будет бесполезен, так как он не позволит получить достаточное количество света для четкой фотографии.

Выводы

Подводная фотография - серьезное испытание, которое может стоить недешево. Однако, если вы хотите сделать это своим хобби, потребуется правильное оборудование. Не забывайте о правилах композиции и точках фокуса, ведь вы находитесь под водой! Также практикуйтесь регулировать настройки камеры под водой. Можете сделать это, плавая или ныряя в бассейне. В конце концов, не бойтесь потратить время. Уникальные снимки будут этого стоить!

Любители подводной фотографии постоянно тестируют новое оборудование, ищут способы получить эффектные снимки людей и морской фауны, изучают мнение коллег на форумах. Экспериментируя, можно на собственном опыте опробовать полезные хитрости, удобные приспособления и лайфхаки, полученные от других авторов. Анна и Энди Зофка (Anna, Andy Zofka), супружеская пара свадебных фотографов, занимающаяся дайвинг-съемкой, подготовила несколько советов для тех, кто любит подводный мир также сильно, как они.

Оборудование

Большинство фотографов, интересующихся подводной съемкой, начинают с GoPro, компактной камеры или даже мобильного телефона в пластиковом пакете. У такой техники есть серьезные ограничения, поэтому стоит сразу перейти с нее на что-то более совершенное.

Энди и Анна приобрели пластиковый корпус Ewa Marine для Sony A7RII, но не смогли наладить с ним контакт и быстро продали, перейдя на профессиональный Ikelite. Это один из самых доступных вариантов в профи-сегменте. Если размер для вас не имеет значения - это хороший выбор.

Покупка "подводного" корпуса - серьезный шаг. Приспособления достаточно дороги, рассчитаны только на конкретную камеру и для них нужно отдельно покупать порт к объективу - плоский, для макросъемки, или купольный, для широкоугольного оборудования. В воде угол обзора уменьшается примерно на 25-30%, поэтому объектив 24 мм станет 30-35 миллиметровым. Уникальное приспособление Dome ports используют, чтобы частично или полностью устранить этот эффект.

Для первой полноценной съемки Анна и Энди взяли:

  • камеру Nikon D850;
  • объектив Nikon 16 мм (рыбий глаз);
  • корпус Ikelite с ручкой и поддоном;
  • восьмидюймовый Dome ports Ikelite.

Фотографы работали с естественным подводным светом, поэтому им не нужно было монтировать вспышки Объектив рыбий глаз с внушительной глубиной резкости хорошо подходит для подводной фотографии. Dome ports помогают захватить больше пространства сцены и помогают сделать эффектные снимки сверху и снизу от объекта. Чтобы избежать искажений объект ставят по центру кадра (или исправляют искажения при постобработке). Для следующих съемок пара планирует использовать 28-миллиметровый объектив.

Планирование съемки

Чтобы хорошо снимать под водой, нужно тщательно спланировать работу и учесть много факторов.

  • Чистота воды. Спокойная соленая вода намного прозрачнее пресной. В кажущуюся чистой воду бассейнов добавляют химикаты, негативный эффект от которых можно увидеть уже только на фотографии.
  • Волны. Даже если поверхность воды у берега кажется спокойной, в глубине течение может активизироваться.
  • Морское дно. Практиковаться в подводной съемке с тяжелым и громоздким оборудованием лучше на мелководье, даже если вы хороший пловец/водолаз. И вы, и ваши модели должны удостовериться, что в состоянии встать на ноги при необходимости. Песчаное дно красиво отражает свет, но в воде больше ила, а скалистое, хоть и встречается в чистых бассейнах, меньше "подсвечивает" снимок и более опасно для перемещения по нему.
  • Течение. Его стоит избегать - узнайте заранее, где оно сильнее. Особенно опасно обратное течение - активное и встречающееся у берега.
  • Опасная фауна. Поинтересуйтесь, встречаются ли в районе съемки медузы, рыбы-скорпионы, морские ежи - они безвредные, но наступать на них неприятно.
  • Экология. Не нарушайте порядок жизни морских обитателей и не мешайте им - если есть сомнения, найдите другое место.
  • Время суток. Для съемки с естественным светом подойдет полдень - лучи солнца проникают в воду глубоко.
  • Расположение по отношению к солнцу. Подумайте, где оно будет во время съемки, как будет освещен объект, что произойдет с фоном.
  • Особенности оборудования. Изучите настройки камеры, расположение элементов управления, освойте заранее все функции техники.

Подготовка оборудования к съемке

В подводной фотографии оборудование занимает важное место, поэтому его нужно готовить заранее, тщательно и без спешки. Смонтируйте бокс и технику в хорошо освещенном месте (не на пляже или в маленькой лодке) - ошибка и, как следствие намокание оборудования, обойдется вам дорого. Проверьте уплотнительные кольца (нет ли в них мусора, повреждений), после смазки удалите все излишки. Почистите порт, особенно внутри, перед тем как поставить камеру и закрыть корпус. Проверьте заранее заряжена ли техника, есть ли там карта памяти.

Чтобы свести к минимуму запотевание корпуса внутрь можно положить влагопоглощающие салфетки. Проверьте, не блокируют ли они управление камерой. Закрыли корпус? Еще раз проверьте все детали, а если в нем есть вакуумный клапан, не поленитесь поискать утечки с помощью насоса с датчиком. Не подставляйте оборудование под прямые солнечные лучи и следите, чтобы не поцарапать его в воде или на берегу.

Настройки

В воде фокусироваться сложнее, чем на берегу, поэтому остановитесь на меньших значениях диафрагмы - например, F8. Для съемки над и под объектом нужна небольшая диафрагма, а скорость затвора должна быть на уровне 1/400 секунды или быстрее, так как под водой сложно оставаться на месте и модели, и фотографу.

Установите как можно ниже, так вы сохраните лучшее качество, чтобы минимально редактировать изображение при постобработке. Будет полезной и автофокусировка - установите непрерывный или серворежим, а вот режим непрерывной съемки придется немного перерегулировать. Баланс белого можно устанавливать автоматический. Обязательно снимайте в RAW - для подводных фотографий требуется редактирование, и формат поможет максимально сохранить качество изображений.

Во время съемки

Подготовка облегчает работу, но нельзя недооценивать сложность съемки под водой. Вот несколько советов, которые могут стать полезными:

  • помните про обрамление кадра: смотреть одновременно через маску и видоискатель сложно, тем более, если камера находится в корпусе - функция просмотра в реальном времени поможет выстроить композицию, но придется принести в жертву скорость съемки;
  • порт сложно сохранить сухим, поэтому намочите его сразу - еще перед съемкой;
  • вы и модель будете более "плавучими", чем хотелось бы - чтобы спуститься под воду, воспользуйтесь весами для дайвинга или выдохните воздух, чтобы "пузырьки" в легких не выталкивали вас наверх;
  • следите за пузырьками воздуха, выходящими при выдохе из носа - они могут испортить снимок;
  • всем нужно расслабиться - любое напряжение, стресс, заметный на лице модели, будут заметны на фотографии;
  • помогайте модели следить за выражением лица - например, чтобы на снимке не было "хомячьих щек", которые образуются на вдохе;
  • не торопитесь, чтобы не сделать ошибки - при съемке под водой они обходятся дорого и приводят к опасным ситуациям;
  • следите за тем, что происходит вокруг вас - чтобы на снимке не было заметно дна или вы не наткнулись на острые камни или кораллы;
  • соблюдайте меры безопасности - начните работать на отмели, заручитесь поддержкой спасателя, если получится;
  • правильно выберите одежду: она должна быть легкой, не ограничивать движений, не тянуть человека вниз;
  • позаботьтесь, чтобы у вас было много питьевой воды, еда и средства защиты от солнца - снимать под водой весело, но это тяжелая и изматывающая работа, в особенности в жаркий день.

Итоги

После долгих проб Анна и Энди, наконец, получили хороший результат. Из более, чем 700 фотографий "потенциал" был лишь у 30, а действительно удачными оказались лишь 10.

Помните - подводная съемка сложна даже для опытного фотографа, она требует практики, планирования и удачливости. Однако, это очень полезный опыт, раскрывающий новые возможности и дарящий много удовольствия от творческих экспериментов.

Эта удивительная серия фотографий так и называется «Над/Под» (Over/Under). Её автор, фотограф Мэттью Смит — англичанин, который из-за своей непреодолимой тяги к океану в 2007 году переехал жить в Австралию. По словам автора этих необычных снимков, влечение к воде было у него, сколько он себя помнит. Первые ранние воспоминания Мэттью — это подводное плавание во время семейного отдыха на французском побережье Средиземного моря. Именно тогда он впервые с большим интересом начал наблюдать за тем, как необычно ведёт себя свет на колеблющейся поверхности моря и в глубокой синей воде. Это детское увлечение и определило его будущую жизнь. Мэттью стал известным фотографом, который специализируется в фотографии над и под водой одновременно. На его счету есть много престижных наград в различных международных фотоконкурсах, в том числе титул «Фотографа природы 2014 года». Посмотрите эти удивительные снимки на стыке двух миров: над и под водой.

14 ФОТО

1. Шёлковые акулы, Куба. (Фото: Matthew Smith).
2. Португальский кораблик, называемый ещё bluebottle. Снимок сделан в Шеллхарборе, в Австралии. (Фото: Matthew Smith).
3. Очень красивый, но и очень опасный для человека португальский кораблик. (Фото: Matthew Smith).
4. Красивый прозрачный пузырь, заполненный газом, позволяет португальскому кораблику удерживаться на поверхности воды. (Фото: Matthew Smith).
5. В щупальцах португальского кораблика содержится смертельно опасный для человека яд. (Фото: Matthew Smith).
6. Густеры на рассвете. Снимок сделан на южном побережье штата Новый Южный Уэльс в Австралии. (Фото: Matthew Smith).
7. Ожерелье русалки. Hyams Beach Jervis Bay, Австралия. (Фото: Matthew Smith).
8. Густеры на мели. (Фото: Matthew Smith).
9. Прилив на пляже MM Beach, Порт Кембла, Австралия. (Фото: Matthew Smith).
10. «Аквариум». Снимок сделан в Bushrangers Bay, в Новом Южном Уэльсе в Австралии. (Фото: Matthew Smith).
11. Скромный португальский кораблик на рассвете в Jervis Bay, в Новом Южном Уэльсе, в Австралии. (Фото: Matthew Smith).