Экспонометрическая связь серой шкалы с цветным объектом съемки. Канал Lightness в цветовой схеме Lab


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материалы текстильные

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ОКРАСКИ

Серая шкала для оценки изменения окраски


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ М о с к ■ а

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Центром стандартизации, метрологии, экспертизы и сертификации в легкой, текстильной и смежных отраслях промышленности «Легпромстандарт* (Центр «Легпромстандарт*) Госстандарта России и Открытым акционерным обществом Научно-производственным комплексом «ЦНИИШерсть* (ОАО НПК «ЦНИИШсрсть*)

ВНЕСЕН Госстандартом России, Техническим комитетом по стандартизации ТК 412 «Текстиль*

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 декабря 1999 г. № 822-ст

3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО 105-А02-93 «Материалы текстильные. Определение устойчивости окраски. Часть А02. Серая шкала для оценки изменения окраски»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2000

Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России.

1 Область применения......................... 1

2 Технические требования........................ 1

3 Информация о характере изменения цвета текстильного материала при определении

устойчивости его окраски........................ 3

ГОСТ Р ИСО I05-A02-99

Введение

Получившая широкое распространение визуальная оценка изменения окраски основана на использовании специальных наборов ахроматических полос (от светло-серого до темно-серого цвета), иллюстрирующих последовательно увеличивающийся цветовой контраст (наблюдаемые цветовые различия). Общепринятое название таких наборов - серые шкалы.

В стандарте приведена точная колориметрическая характеристика шкалы, которую используют при изготовлении шкал, а также для сравнения используемых (рабочих) шкал с контрольными (нерабочими) для гарантии достоверности результатов испытаний.

Во избежание внешних механических повреждений и выцветания шкалы следует хранить в чехле из непрозрачного материала (коленкор, картон и др.).

В Российской Федерации серые шкалы выпускаются ОАО НПК «ЦНИИШерсть* (105023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, 3).

Таблица 1 - Колориметрическая характеристика серой шкалы

Балл устойчи-вости окраски

Значение показателя цветового различия в единицах CIELab

Допуск в единицах CIELab

Баал устойчивости окраски

Значение показателя цветового рагличия в единицах CIELab

Допуск в единицах CIELab

Примечание - Значения в скобках относятся только к расширенной пятибалльной шкале.

2.5 Применение шкалы

Исходную пробу и испытательную (тестируемую) пробу располагают рядом в одной плоскости и ориентируют в одном направлении. Для исключения влияния подложки допускается складывать пробы в два или несколько слоев или подкладывать под них нейтрально серый фоновый материал. В одной плоскости с пробами располагают серую (ахроматическую) шкалу. Для получения оптимальной точности определения цветового различия проб они должны быть одного размера и формы. При необходимости для этого применяют рамку (маску) с прорезями, окрашенную в нейтральный серый цвет, соответствующий промежуточному баллу между баллами 1 и 2 серой шкалы (соответствует образцу № 5 атласа Munscll 0) Окружающий фон должен быть равномерно окрашен в тот же серый цвет.

Сравниваемые пробы и шкалу освещают естественным светом северной части небосвода в Северном полушарии и южной части - в Южном полушарии или эквивалентным источником света с интенсивностью освещения 600 лк или более. Свет должен падать на поверхность под углом около 45 \ а наблюдение должно осуществляться примерно перпендикулярно к поверхности пробы.

Визуально определяют цветовое различие (контраст) между исходной пробой и испытанной пробой путем сравнения с парами полос серой шкалы.

При использовании пятибалльной шкалы изменение первоначальной окраски испытанной пробы материала оценивают баллом, соответствующим той парс полос шкалы, для которой цветовое различие между полосами визуально ближе всего к цветовому различию (контрасту) между исходной и испытанной пробой материала. Если это различие ближе к значению цветового контраста, находящемуся между двумя соседними парами полос шкалы, чем к каждой из этих пар, то испытанной пробе дают оценку промежуточным баллом, например, 4-5 или 2-3. Это означает, что устойчивость окраски пробы выше нижнего балла оценки, но ниже верхнего балла оценки по шкале.

При использовании расширенной пятибалльной шкалы изменение первоначальной окраски рабочей пробы оценивают баллом шкалы, соответствующим той паре полос, для которой цветовое различие (контраст) между полосами ближе всего к цветовому различию (контрасту) между исходной и испытанной (тестируемой) пробой.

Оценку 5 баллов дают только в случае, если видимого цветового различия между испытанной пробой и исходной пробой материала не наблюдают.

> Атлас цветов Munscll. Дополнительная информация может быть предоставлена ОАО НПК «ЦНИИШерсгь* (105023, г. Москва, ул. Малая Семеновская, 3).

ГОСТ Р ИСО 105 -А02-99

После того, как проведено некоторое количество оценок, полезно сравнить все оцененные пары исходного материала и испытанных проб, которым была дана одинаковая оценка. Это позволит определить согласованность результатов, так как явной станет любая ошибка. Пары, идентичные другим парам данной группы, у которых не выявлено цветовых различий, следует проверить еще раз по серой шкале и, при необходимости, результаты их оценки скорректировать.

3 Информация о характере изменения цвета текстильного материала при определении устойчивости его окраски

3.1 При использовании серой (ахроматической) шкалы характеристики изменения цвета (цветовой тон, насыщенность, светлоту или их любое сочетание) не оценивают порознь, а дают интегральную оценку на основании общего наблюдаемого цветового различия (контраста) между исходным материалом и рабочей пробой (см. 5.5-5.7).

3.2 Если дополнительно к балльной оценке требуется отметить характер изменения цвета испытуемого материала, например, при оценке качества красителей для текстильных материалов, то цифровую оценку можно дополнить соответствующим качественным описанием, как это указано в таблице 2.

3.3 Если изменение цвета происходит по двум или трем характеристикам изменения цвета, то относительное значение каждого изменения нс указывают.

3.4 При недостаточности места для записи результата качественной оценки, например на этикетках образцов, допускается применять сокращения, приведенные в таблице 3.

Таблица 2 - Примеры дополнительного качественного описания изменения окраски

Балльно-словесная оценка

Контраст, соответствующий баллам серой шкалы

Характер изменения

Только уменьшение насыщенности окраски

сти, но цвет стал краснее

Уменьшение насыщенности и цветового

тона (цвет стал желтее)

Уменьшение насыщенности, изменение светлоты и цветового тона (цвет стал

промежуточный балл

Незначительное уменьшение насыщенно-

между 4 и 5

сти. но цвет стал краснее

Таблица 3 - Сокращение обозначения для записи качественной оценки цвета

Значение

Значение

Сокращения на английском языке

Сокращения на французском языке

Интенсивнее

УДК 677.04.001.4:006.354 ОКС 59.080.01 М09 ОКСТУ 8309

Ключевые слова: материалы текстильные, красители, устойчивость окраски, серая шкала, набор полос, цветовое различие, контраст, визуальная оценка, изменение первоначальной окраски, баллы

Экспонометрическая связь серой шкалы с цветным объектом съемки

Рассмотрим физический смысл применения серой шкалы для контроля процесса цветовоспроизведения. Покажем, что между серыми полями шкалы и хроматическими цветами объекта съемки существует закономерная связь, которая и определяет смысл применения серой шкалы как средства контроля цветопередачи.

Пусть поставлена задача воспроизвести заданный оранжевый цвет покраски объекта͵ показанный трехзональным графиком на рис. 42

Зная, что цветность хроматического цвета физически обусловлена определœенными соотношениями его зональных яркостей (в синœей, зелœеной и красной зонах), мы можем рассматривать эту задачу с физической стороны как задачу возможно более точного фотографического воспроизведения именно соотношений зональных яркостей цвета.

Пусть одновременно с заданным цветом, в тех же условиях освещения фотографируется серая шкала. Серые цвета ее полей мы также можем показать зональными графиками, как это сделано на рис. 42 в средней его части. Заметим, что каждый из серых цветов образован тремя равными ступенями яркости во всœех трех зонах спектра. Высота же ступеней пропорциональна яркости каждого поля. Восьмому полю шкалы (белому) отвечает наибольшая высота ступеней.

Допустим далее, что зональные яркости заданного оранжевого цвета равновелики зональным яркостям разных полей серой шкалы. К примеру, синяя его зона равновелика (в смысле равной актиничности) синœей зоне 2-го поля шкалы, черного; зелœеная зона - равновелика зелœеной зоне 5-го поля шкалы, средне-серого; красная - равновелика красной зоне 7-го поля шкалы, светло-серого.

Рис. 42. Экспонометрическая связь серой шкалы с хроматическим цветом объекта съемки.

Следовательно, в случае если нам удастся воспроизвести в цветном кадре серую шкалу не только серой, но и без искажений ее градации (то есть соотношений яркости ее полей), то при этом автоматически окажутся переданными без искажений и соотношения зональных яркостей хроматического цвета͵ а следовательно, и сам хроматический цвет.

Очевидно также, что это будет справедливо для всякой хроматической покраски объекта͵ снятой в одинаковых условиях с серой шкалой, так как зональные яркости любой хроматической покраски всœегда будут лежать в пределах величин зональных яркостей полей серой шкалы.

|Наблюдая непосредственно сам хроматический цвет, воспроизведенный на пленке, мы не можем визуально анализировать количественную сторону происшедших в нем зональных искажений, так как глаз дает нам лишь общее впечатление от цвета на базе суммарного действия всœех трех спектральных зон. Серая же шкала позволяет нам ясно наблюдать весь ход фотографической регистрации зональных яркостей цветов, потому что, она представляет собой, по существу, как бы расчлененные зоны всœех хроматических цветов, систематизированные в одном ряду.

Серая шкала оказывается, таким образом, в роли удобного индикатора, сигнализирующего о качестве воспроизведения тонов в контролируемом ею месте объекта съемки.

Чтение изображений серых шкал на всœех стадиях цветного процесса значительно проще, чем чтение промежуточных форм изображений хроматических цветов. Кроме того анализ шкал легко поддается объективным оценкам, допускает простые формы документации режимов съемки и обработки цветных фильмов.

§80. Виды контроля цветовоспроизведения по серой шкале

Контроль цветного процесса может вестись по изображениям серой шкалы как визуальным, так и измерительным методом (денситометрическим). Каждый из этих методов может относиться как к позитиву, так и к негативу. Всего, таким образом, следует различать четыре вида контроля. Применение их должна быть следующим.

§ 81. Визуальный контроль по позитиву серой шкалы

Этот вид контроля относится к печати цветного позитива и проводится, в основном, установщиком света. Оператору фильма должен быть известен смысл печати по серой шкале, так как ему также приходится оценивать позитивные изображения, содержащие в кадре серую шкалу.

К изображению стандартной серой шкалы в нормальном позитиве должны предъявляться три требования:

во-первых, она должна быть напечатана серой,

во-вторых, - равноступенной, и

в третьих, - с нормальным интервалом плотности крайних полей, ᴛ.ᴇ. иметь нормальный контраст.

В случае если эти три требования соблюдены с достаточным приближением к норме, то качество печати будет вполне удовлетворительным. Нарушение хотя бы одного из этих условий ведет к цветовым искажениям.

Соблюдение при печати только одного первого условия, - достижение серого цвета шкалы, - будет свидетельствовать лишь о правильном балансе красителœей в слоях позитива для воспроизведения серого цвета͵ однако сам ряд серых цветов в шкале должна быть при этом искажен по градации. Это будет означать, что искажены зональные контрасты яркости всœех хроматических цветов. При увеличении контраста шкалы, цвета в позитиве становятся более насыщенными, при уменьшении - менее насыщенными.

Тот или иной цветовой оттенок шкалы, при неправильно установленном цветовом балансе всœегда бывает связан с искажением цветов по цветовому тону и насыщенности: неравноступенность шкалы обычно получается от ошибок в экспозиции при печати или при печати с неправильно экспонированных негативов (непропорциональная передача градации тонов); ненормальный интервал плотностей крайних полей шкалы вызывается обычно ошибками в экспозиции при печати и ошибками проявления. Причиной тому должна быть и ненормальная градационная характеристика негатива. Такая ненормальность обычно вызывает искажения насыщенности цветов, а также ненормальное воспроизведение черных тонов или деталей в светах.

Несоблюдение названных требований не всœегда зависит от установщика света при печати. Часто причина этого кроется в свойствах негатива, зависящих от качества негативной пленки, от ошибок в экспозиции при съемке и от лабораторной обработки негативной пленки.

§ 82. Визуальный контроль по негативу серой шкалы

Этот вид контроля относится, в основном, к съемочному процессу и должна быть использован:

а) при сравнительных испытаниях негативных пленок для целœей качественной оценки негативов, снятых в одинаковых условиях и одинаково проявленных,

б) при качественных оценках величины общей экспозиции (пробы уровней освещения объекта͵ диафрагм объектива ит. п.),

в) при качественных оценках различных факторов, влияющих во время съемки на градационную характеристику и баланс плотностей негатива;

г) при оценках качества цветного проявления путем сравнения эталонного негатива шкалы, проявленного по стандарту, с негативами, выходящими из текущей обработки.

§ 83. Измерительный контроль по негативу серой шкалы

Этот вид контроля - объективный, ведущийся с помощью количественного метода. К нему прибегают в тех случаях, когда визуальные оценки негатива спорны, недоказательны или когда требуется документация результатов цветного процесса для целœей его технического анализа и управления процессом.

Посредством его производится объективная оценка градационных характеристик негативов, баланса их плотностей и оценка прочих параметров негатива.

Измерения негативных изображений шкалы позволяют: а) определить рабочую характеристику пленки построе-ниием характеристической кривой. В кривой будут отражены влияния всœех конкретных съемочных условий;

б) подбирать негативные пленки, наиболее благоприятные по балансу для съемок в намеченных конкретных условиях;

в) определять экспозиционный индекс пленки, при котором достигается желаемое качество негатива. По существу, это самое точное практическое определœение реальной светочувствительности пленки, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не всœегда должна быть заменено справкой по паспортным данным пленки;

г) наблюдать за постоянством параметров негатива при текущей съемке;

д) изучать влияние на негатив различных факторов цветного процесса и выражать результаты наблюдений общепринятым количественным методом в фотографии. Многие научно-экспериментальные съемки не могут обходиться без применения этого метода;

е) наблюдать за качеством проявления негатива и регистрировать результаты различных режимов проявления. Выполняется это при помощи стандартно-экспонированного негатива шкалы. Накапливаемый таким путем фактический материал позволяет делать объективно обоснованные заключения о целœесообразных режимах проявления для тех или иных случаев;

ж) устанавливать свет при печати. Измерительный метод установки света при цветной печати имеет свои преимущества перед визуальным, как метод наиболее быстрый и экономичный.

§ 84. Измерительный контроль по позитиву серой шкалы

Этот вид контроля позволяет:

а) объективно оценивать качество тоновоспроизведения объекта съемки.

Посредством его бывают получены кривые тоновоспроизведения, увязанные с тем или иным характером цветопередачи объекта съемки. По форме этих кривых могут делаться выводы о влиянии на цветопередачу различных факторов цветного процесса.

б) объективно оценивать ахроматичность шкал в цветных изображениях, что может потребоваться при специальных исследовательских работах, требующих документации фактов.

Кинооператора, естественно, в первую очередь, должны интересовать те применения серой шкалы, которые, будучи, достаточно простыми и нетрудоемкими, могут помочь ему лучше ориентироваться в выборе цветных пленок и в экспонометрических режимах, обеспечивающих, желаемый характер цветопередачи объекта съемки.

§ 85. Практика съемки серых шкал.

Съемка серых шкал для контроля цветного процесса требует соблюдения определœенных правил. Необходимо помнить, что при съемке шкал имеют значение: место шкалы в объекте съемки, размеры изображения шкалы в кадре, положение плоскости шкалы относительно съемочной камеры и источников света͵ освещение шкалы, метраж кадра со шкалой и место кадра со шкалой в снятом материале.

Рассмотрим коротко каждое из этих требований.

1) Место шкалы в объекте съемки. В случае если шкала снимается одновременно с основным объектом съемки, то она устанавливается в сюжетно важной части этого объекта. При этом шкала не должна загораживать собой детали объекта͵ важные для наблюдения в позитиве при его печати.

При глубинном построении снимаемой сцены может оказаться, что сюжетно важная часть объекта находится на таком удалении от съемочной камеры, при котором изображение шкалы получилось бы чересчур мелким В этих случаях применяют шкалы увеличенных размеров в оригинале.

При съемке крупных планов, когда стандартная шкала может загородить собой чересчур большую часть Объекта͵ применяют шкалы уменьшенных размеров.

Во всœех случаях выбора места для шкалы следует считаться в первую очередь с условиями ее освещения в данном месте и выбирать в сюжетно-важной части объекта те места͵ где эти условия наиболее благоприятны. Простейшими случаями применения шкалы будут случаи равномерно освещенных одноплановых объектов, к примеру, съемка рисованных кадров в мультипликации, картин на выставках и т. п.

2) Размеры изображения шкалы в негативе. Размеры изоображения шкалы в кадре определяются намеченными характером и целями ее использования. В случае если шкалу предполагается измерять на денситометре, то при выборе расстояния шкалы от съемочной камеры крайне важно учитывать диаметр рабочего зрачка применяемого денситометра. При малых рамерах зрачка возможна установка шкалы при съемке на больших расстояниях от камеры, так как в данном случае бывают измерены и довольно мелкие изображения шкал. При этом следует помнить, что при чересчур мелких изображениях шкалы падает точность ее измерений.

Максимально возможный размер в негативе поперечника одного поля стандартной шкалы при вертикальном ее положении в кадре равен 4 миллиметрам (4 поля занимают всю высоту кадра-16 мм). Но такой размер должна быть точно выдержан по всœей шкале лишь при съемках камерами, допускающими точное визирование кадра.

Размер поперечника поля более 3 мм практически не нужен, так как он позволяет свободно пользоваться почти всœеми существующими денситометрами.

Вертикальное положение шкалы на краю кадра оставляет достаточно много места в остальной части кадра, где бывают размещены любые другие объекты для целœей качественной оценки изображения. Такая компановка кадра часто практикуется при съемке стандартно экспонированных кусков негативного материала, используемых при текущих съемках для контроля проявления и других целœей.

Слишком мелкие изображения шкалы в кадре практически бесполезны. Οʜᴎ малоэффективны и для визуального контроля цветопередачи. Мелкое изображение серой шкалы, окруженное хроматическими цветами основного объекта͵ может казаться не серым в силу действия одновременного цветового контраста (см. § 33). Серый цвет шкалы в позитиве отчетливо наблюдается лишь при достаточно больших размерах полей.

Удобен для контроля съемки вариант стандартной шкалы показанный на рис. 43. Одно из полей шкалы делается укрупненным с тем, чтобы оно сохраняло достаточно большие размеры в кадре даже в случаях установки шкалы на значительных расстояниях от съемочного аппарата.

Рис. 43. Вариант стандартной серой шкалы с укрупненным полем.

Для удобства операторов при съемке шкалы предложены шкалы трех типовых размеров, применительно к съемкам общего, среднего и крупного планов.

3) Положение шкалы относительно съемочного аппарата и источников света

Обычно требуется установка шкалы во фронтальной плоскости по отношению к съемочной камере. Из всœех фронтальных плоскостей выбирается та͵ которая в экспонометрическом отношении лучше всœего связывает шкалу с основным объектом съемки. В случае если приближение шкалы к аппарату или удаление от него ставит ее в одинаковые световые условия с объектом съемки, это должно быть сделано.

Когда снимаемый объект освещается равномерным светом, положение шкалы находится без труда, при схемах же света с боковым рисующим светом, шкалу следует несколько повернуть в сторону главного источника света͵ но в пределах примерно 30°. При большем повороте, к примеру на 45°, размеры поперечника поля шкалы в ее изображении на пленке могут настолько уменьшится, что сделают шкалу негодной для измерений.

Нужно помнить, что при боковом освещении объекта съемки шкала установленная фронтально относительно камеры будет иметь освещенность меньше ключевой. В этом случае ее негативное изображение не всœегда может харктеризовать нормальную величину общей экспозиции для объекта.

Особенно внимательно нужно следить за положением шкалы относительно источников света в тех случаях, когда шкала не имеет хорошей матовой поверхности. Даже при небольшом нарушении матовости ее полей (при потертости шкалы от длительного употребления или при неосторожном с нею обращении) равноступенность яркостей шкалы может значительно нарушиться. От этого изменится и форма градационной кривой шкалы, а визуальные оценки шкалы будут оши-бочными. Так к примеру, слегка бликующее черное поле шкалы, передаваясь в негативе с повышенной плотностью, может привести оператора к заключению о чересчур большой величинœе общей экспозиции, в то время как экспозиция была нормальной, а должна быть и недостаточной.

4) Освещение шкалы. Главное требование к освещению шкалы - равномерность освещения всœей ее площади. В случае если светлоты полей шкалы составляют равноступенный ряд, то, само собой понятно, что равноступенный ряд яркостей шкала может дать только при условии одинаковой освещенности всœех ее полей.

Для всœех случаев применения измерительного контроля требование равномерности освещения шкалы при съемке является категорическим. В случае если это требование соблюсти невозможно, то смысл измерительного контроля утрачивается.

Равномерность освещения шкалы легко контролируется измерениями падающего света (освещенности). Схемы объёмного освещения всœегда Стребуют от оператора отыскания в снимаемой сцене мест с достаточно равномерной освещенностью. При широких пучках света͵ рассчитанных на мизансцену с более или менее постоянным характером освещения, отыскание таких мест не составляет большого труда.

Наиболее сложна, а иногда и невозможна, съемка шкал при пятнистом освещении, часто применяемом при художественных съемках. По существу, это случаи эффектного освещения, при которых контроль по серой шкале имеет большие ограничения, а иногда не показан совсœем, как к примеру, при цветном освещении.

Серая шкала должна освещаться при съемке только тем светом, на который расчитан данный тип пленки.

5) Метраж кадра со шкалой

Для оценки изображения шкалы достаточно, вообще говоря, одного кадра, но снимать приходится кусок некоторой длины и из него выбрасывать начало и конец, так как стабильная экспозиция устанавливается в кинокадре лишь по достижении камерой стабильной частоты съемки. Это относится к аппаратам как с ручным приводом, так и с пружинным и моторным. Практически приходится снимать кусок длиной не менее 0,5-1 метров. При кадровой съемке достаточно снять несколько кадриков.

В тех случаях, когда кадры с изображением шкалы должны просматриваться на экране, метраж зависит от целœей просмотра.

6.) Место кадра со шкалой в снятом ролике.

Шкала обычно снимается в начале первого кадра и если последующие кадры однородны по характеру снимаемых объектов и их экспонометрическим условиям, то для целœей установки света при печати нет нужнобности снимать шкалу в каждом кадре. При переходе же к новым, существенно отличающимся условиям съемки, шкалу следует снимать повторно.

При экспериментальных съемках должна быть необходима съемка шкалы в каждом кадре.

В случае если шкала оказалась снятой в конце ролика, и она имеет существенное значение для установки света на весь ролик, то лаборатория печати должна быть об этом предупреждена.

Глава 12. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ

§ 86. Принцип исправления цветопередачи маскированием негатива

Принцип маскирования удобнее всœего показать на примере фотографического воспроизведения зелœеного цвета.

Пусть на негативную многослойную пленку фотографируется объект в виде зелœеного круга на черном фоне. Для упрощения допустим, что цвет круга идеально зелœеный, то есть содержит в своем спектре лучи только зелœеной зоны, а зональная сенсибилизация пленки также идеальна.

Такой объект очевидно будет экспонироваться только в одном среднем слое пленке-зелœеночувствительном. Негативное изображение объекта представится в виде пурпурного круга на белом фоне. В случае если бы пурпурный краситель в негативе был тоже идеальным, то его кривая спектрального поглощения имела бы вид, показанный на рис. 44 пунктиром, то есть цвет его был бы идеальным ʼʼминус зелœенымʼʼ. Это значит, что такой негатив при, печати полностью поглощал бы зелœеные лучи света копировального фонаря и позитивная пленка экспонировалась бы под таким негативом только лучами синœей и красной зоны в равных количествах. Это дало бы при проявлении позитива выход в нем равных количеств желтой и голубой красок, которые в сумме (при субтрактивном сложении) воспроизвели бы зелœеный цвет оригинала.

Но практически дело обстоит иначе. Пурпурный краситель в негативе неидеален и имеет кривую поглощения показанную схематически на рис. 44 сплошной линией. Кривая эта показывает, что оптическая плотность красителя относится не только к зелœеной зоне, но частично и к синœей, то есть реальный пурпурный краситель кроме зелœеных лучей поглощает частично и синие. Это означает, что при печати негатива с таким красителœем позитивная пленка будет недостаточно экспонироваться синими лучами и в ней при проявлении будет образовываться недостаточное количество желтой краски. Голубая краска окажется в избытке и это придаст зелœеному цвету позитивного изображения синœеватый холодный оттенок.

Итак, в реальном пурпурном негативном красителœе имеется вредная оптическая плотность в синœей зоне, которая и является причиной искажения цветопередачи зелœени.

Нетрудно видеть, что цвет этой вредной оптической плотности пурпурного красителя является желтым (ʼʼминус синимʼʼ).

Следовательно, мы можем представить себе наш негатив, состоящим как бы из двух негативов сложенных вместе, один из которых идеальный пурпурный, а другой - желтый, созда-ющий вредную плотность в синœей зоне.

Рис. 44. Идеальный и реальный пурпурный негативный краситель

Как же избавиться от этой вредной желтой плотности пурпурного красителя?

Поиски другого пурпурного красителя с лучшей кривой спектрального поглощения оказались бесполезными. Пришлось искать другой путь - средство, парализующее вредное действие желтой плотности пурпурного красителя. Таким средством оказалась желтая маска для пурпурного слоя негатива. Принцип ее действия следующий.

Известно, что если негативное изображение объекта совместить с позитивным, то оно исчезнет. Следовательно, таким же путем можно избавиться и от вредного желтого изображения в пурпурном слое негатива. Для этого достаточно добавить к пурпурному слою негатива желтое позитивное изображение объекта съемки, маскирующее собой желтое негативное. Разумеется, плотность и контраст такого маскирующего позитивного изображения должны быть строго согласованы с маскируемым негативным изображением.

Тогда при наличии желтой маски наш негатив можно представить состоящим из идеального пурпурного изображения, наложенного на сплошной желтый фон, составляющий как бы сплошную желтую вуаль негатива. Эта вуаль практически безвредна, так как всœе ее действие состоит только в общем поглощении некоторого количества синих лучей из света копировального фонаря. Образовавшийся недостаток синих лучей должна быть легко компенсирован соответствующим увеличением относительного содержания их в свете копировального аппарата.

§ 87 Два способа маскирования.

Практически маскирование должна быть осуществлено двумя способами. По одному из них маска должна быть изготовлена в виде отдельной печатной формы на отдельной подложке, складываемой при печати с основным негативом, по другому - маска создается внутри самого маскируемого изображения в процессе проявления негатива. Первый способ нашел применение в цветной полиграфии. В кино он оказался технологически очень сложным. Маскирование по второму способу начало применяться в отечественных цветных негативных пленках типа ДС-5 и ЛН-5. Впервые данный способ был применен в пленках Истменколор.

Негативные пленки этого типа называются самомаскирующимися, исправляющими цветопередачу автоматически в процессе проявления. Образование маски в них происходит следующим образом.

В зелœеночувствительный слой при его изготовлении вводится добавочный желтый компонент, обладающий свойством обесцвечиваться при проявлении в тех местах слоя, где после экспонирования зелœеных лучей образуется пурпурный краситель. В местах неэкспонированных желтый компонент сохраняется и образует, таким образом, автоматически желтое позитивное изображение объекта.

В красночувстительный слой при его изготовлении вводится компонент оранжевого цвета. При проявлении пленки он исчезает в тех местах, где экспонировались красные лучи и где соответственно образуется голубой краситель. В местах неэкспонированных красными лучами оранжевый компонент сохраняется, образуя автоматически оранжевую маску.

Синœечувствительный слой негативной пленки в маскировании не нуждается, так как образующийся в нем желтый краситель по своему спектральному поглощению близок к ядеальному.

§ 88. Результаты маскирования цветного негатива

Маскирование цветного негатива вносит значительные улучшения в субтрактивный трехцветный метод цветовоспроизведения. Оно выражается в значительном обогащении воспроизводимых цветов. На экране появляется целый ряд новых цветов - синœе-фиолетовых, синих, голубых, зелœеных, желтых, оранжевых, красных и пурпурных, значительно повышенной чистоты и богатых разнообразными оттенками цветового тона.

При этом это улучшение цветопередачи усложнило не только производство цветных негативных пленок, но и съемочный процесс. Маскированные пленки потребовали от кинооператора более точного контроля условий освещения объекта съемки и, в частности, более строгого контроля цветовой температуры. Вместе с тем значительно повысились требования к визуальному различению цветов окрасок объекта͵ при выборе их в подготовительном периоде, и к подбору оттенков цветных осветительных светофильтров. Все это заставляет кинооператора уделять больше внимания вопросам цветоведения и фотографического цветовоспроизведения, совершенствовать культуру глаза и более внимательно относиться к экспонометрической технике.

Экспонометрическая связь серой шкалы с цветным объектом съемки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экспонометрическая связь серой шкалы с цветным объектом съемки" 2017, 2018.

Контроль цветовоспроизведения по серой шкале

Общие сведения

Правильность воспроизведения цвета цветной фотопленкой определяют по воспроизведению в негативе серого цвета различной светлоты без хроматических оттенков. Для получения правильного цветного негатива, обладающею требуемыми копировальными характеристиками, необходимо каждую заряжаемую в фотокамеру цветную пленку проверить, сняв в одном из кадров (лучше в 1...3 кадрах) серую 8-польную измерительную шкалу. При съемке серой шкалы наиболее эффективно контролируется цветовоспроизведение в градационном отношении, так как зрительный анализ ее изображения позволяет определить цветовые искажения и средства для их устранения. Серую шкалу снимают в кадре также при изменении условий освещения, смене растворов и при использовании рецептов обработки, отличной от стандартной.

Серая шкала позволяет определить: при правильной экспонометрии фотосъемки - отклонения в режиме обработки, а при правильной обработке - отклонения в съемочном процессе. Эффективно применение серой шкалы и для выбора различных рецептов и режимов обработки. Эффективность серой шкалы для контроля цветного процесса зависит от принятой градации ряда ее полей. Шкала представляет собой равноступенный ряд, так как именно равноступенность позволяет легко проводить измерения оптических плотностей изображения шкалы и визуально легче замечать ошибки тоновоспроизведения. Серая стандартная 8-польная шкала с константой плотности в отраженном свете 0,3 (изменение в два раза) позволяет при фотографировании реализовать восемь одновременных экспозиций, последовательно отличающихся друг от друга в два раза, т. е. выражать результаты измерений полей шкалы не только на стандартном сенситометрическим бланке , применяемом для построения характеристических и рабочих кривых негативов, но и на миллиметровой бумаге. Негативное изображение серой шкалы с равноступенными полями характеризует рабочую кривую негатива, полученную в рабочих условиях съемки и обработки. Ее ценность заключается в том, что она показывает степень светорассеяния на фотослое в съемочной камере в зависимости от при меняемого объектива и значения в кадре высших светлот объекта съемки как по площади, так и по интенсивности.

Рис. 1. Стандартные серые измерительные шкалы для экспонометрических испытаний кинофотоматериалов

Особую ценность представляет использование серой шкалы в индивидуальных условиях, позволяя визуально сравнивать различия в экспозиции, так как градация равноступенной 8-польной шкалы наглядно показывает, какое значение имела бы плотность негатива при изменении диафрагмы объектива на любое число делений. В стандартной шкале каждое поле эквивалентно одному делению шкалы диафрагмы или выдержек, т. е. каждая пара смежных полей показывает, как бы изменилась плотность в негативе любой детали объекта при изменении освещенности или выдержки в процессе съемки в два раза. Зрительный анализ изображения полей шкалы как в негативе, так и в позитиве позволяет находить причины цветовых и градационных искажений и средства для их устранения.

Серая шкала как аналог объекта съемки.

Для контрольных и измерительных съемок применяют 4-, 6-, 8- или 10-польные шкалы, выбор которых зависит от светлот конкретного объекта с определенным интервалом яркостей или от необходимости упрощения или уточнения расчетов. Различные шкалы имитируют различные объекты съемки по контрасту и интервалу яркостей. Изготовление шкалы описано в работе. В объектах съемки могут быть поверхности с различными светлотами. К наиболее светлым относятся свежевыпавший снег (95...99 %), белая бумага или ткань (до 80 % отражения), свежевыбеленные стены и другие подобные белые поверхности; к наиболее темным - черный мех (примерно 0,3 % отражения), черный бархат (- 0,6 %), черное сукно (1...2 %), черная типографская краска (2...4 %). Между этими крайними светлотами находятся средние, например, светлота лица человека (~33 % отражения) и другие серые поверхности. Совокупность светлот всех практически существующих поверхностей образует предельный светлотный ряд, создающий при освещении предельный яркостный ряд, который может быть принят аналогом объекта съемки с предельными светлотными характеристиками. При этом светлоты могут выражаться двумя основными практическими моделями серых шкал. Первая модель, когда выбирается предельно возможный на практике ряд светлот от поверхности темнее черного меха до свежевыпавшего снега, и вторая, когда этот ряд несколько сокращается для выражения практически фотографируемого ряда яркостей от черного бархата до белых тканей, облаков и бумаги. Первый ряд выражается равноступенной 10-польной шкалой со светлотами в коэффициентах отражения р, показанный на рис. 1,а. Светлоты его полей отличаются друг oт друга в два раза. С достаточной для практики точностью среднюю светлоту 10-польного ряда ρср можно выразить среднеарифметическим значением:

ρ ср =(0,85+0,42+0,2+0,1+0,05+0,025+0,012+0,006+0,003+0,0015)/10 = 0,16.

Второй ряд выражается равноступенной 8-польной шкалой (рис. 1, а, б) и его среднюю светлоту также можно выразить среднеарифметическим значением: ρ ср =(0,8+0,4+0,2+0,1+0,05+0,025+0,012+0,006)/8 = 0,199.

В этом светлотном ряду черный бархат является эквивалентом самых темных, неосвещенных мест в объекте съемки, аналогичных черному телу, поглощающему все излучения и не отражающему свет.

Рис. 2. Стандартные измерительные серые 8-польиые шкалы разных размеров и различного расположения полей

Например, такие темные места, как тени в складках одежды черного цвета, должны обязательно выделяться на изображении других черных деталей объекта. Поэтому светлота черного бархата (или черного меха) в шкале необходима и оправданна. Число светочувствительности на фотопленках установлено для проработки в негативе этой светлоты. Ее яркость при съемке экспонируется на негативную пленку и воспроизводится на ней плотностью D 1 = D min + 0,1.

Средний коэффициент отражения ρ=0,16 и 10-польная шкала приняты в основном за рубежом. На ρ=0,16 рассчитаны зарубежные фотоэкспонометры в режиме измерения яркости. Средний коэффициент отражения 8-польной шкалы ρ=0,2 принят для отечественных фотоматериалов и экспонометров. Съемочный объект с ρ ср =0,2 при стандартной обработке фотопленки «Фото-65» воспроизводит в негативе среднюю плотность D cp =1. Такому объекту соответствует образцовый объект (см. рис. 1).

Светооптические данные серой шкалы.

Стандартная измерительная 8-польная серая шкала (рис. 2) содержит поля определенной светлоты размером 100*100 или 80*80 мм. Для удобства сенситометрических измерений поле с ρ=0,2 может быть продублировано дополнительным полем увеличенного размера.

Светооптические данные шкалы следующие:

Номер поля Черный бархат Черное сукно Типографский шрифт Средние светлоты Опорная светлота для экспонометров Светлое лицо Белая ткань
1 2 3 4 5 6 7 8
Коэффициент отражения ρ 0,06 0,012 0,025 0,05 0,1 0,2 0,4 0,8
Светлота, % 0,6 1,2 2,5 5 10 20 40 80
Оптическая плотность D 2,1 1,8 1,5 1,2 0,9 0,6 0,3 0,0
Область световосприятия

Тени

Полутона Света

Стандартность шкалы заключается в следующем:

1. Ряд полей - равноступенный, позволяющий применять его в измерительных целях. Нумерация полей идет от черного (первое поле) к белому (восьмому). Нарастание светлоты полей принято выражать числами убывающей оптической плотности. Восьмому (белому) полю приписывается условно нулевая плотность D ср = 1. 2. Числа равноступенного ряда яркостей шкалы составляют геометрическую прогрессию. Визуально такой ряд яркостей воспринимается зрением также равноступенный по закону Вебера-Фехнера (логарифмический ряд). 3. Интервал (константа) оптических плотностей в отраженном свете равен 0,3 в логарифмическом выражении, что приравнено к изменению логарифмов экспозиций на стандартном сенситометрическом бланке. 4. Светлота каждого поля отличается от светлоты соседнего в два раза, что соответствует изменению диафрагмы съемочного объектива на одно деление шкалы или выдержки вдвое. 5. Исходным полем является восьмое с ρ = 0,8, отображающее условно широко распространенные высшие светлоты, а первое поле соответствует примерно светлоте черного бархата с ρ = 0,06, имитирующего не только эту темную ткань, но все темные места объекта съемки, очень мало отражающие свет. 6. Интервал светлот шкалы 1:128 соответствует практически предельному интервалу съемочного объекта на натуре и в помещении. 7. Фактура (цвет, тон) полей шкалы ахроматическая с матовой диффузно отражающей свет поверхностью (обязательное условие контрольной шкалы, обеспечивающее независимость яркости от направления падения света). Ряд светлот стандартной шкалы на практике может иметь несколько отличные данные, зависящие от исходного белого поля, условно обозначаемого оптической плотностью D=0,0. Другие поля должны быть взяты с последовательным понижением светлоты в два раза. Им будет соответствовать свой ряд коэффициентов отражения. Выбор исходного значения самого светлого поля может лежать в пределах 80...90 %, но обычно берется 80...85 % отражения. При составлении ряда светлот последнее поле (бархат) может несколько отличаться от ρ=0,006, но в экспонометрическом отношении это принципиального значения не имеет, так как абсолютные значения яркостей укладываются в интервал 1:100..1:150 и для практических измерений и визуального сопоставления плотности полей в негативе вполне достаточны.

Преимущества измерительной серой шкалы

заключаются в ее равноступенности с константой плотности 0,3, что позволяет: при фотографировании шкалы реализовать одновременно восемь экспозиций, последовательно отличающихся в два раза; при обработке пленки со снятой шкалой получать в негативе восемь участков, рассматриваемых как результат экспонирования одной и той же яркости с восемью разными диафрагмами или выдержками; проверять светочувствительность фотопленки по проработке в негативе первого поля снятой шкалы относительно плотности вуали; подбирать проявители по составу и времени проявления при съемке шкалы в различных экспонометрических режимах; при денситометрических измерениях плотностей шкалы получать рабочую кривую негатива при съемке в реальных условиях при заданных освещении, экспозиции, режиме обработки и выбранной фотокамере; визуально определять в негативе качество воспроизведения объекта по проработке полей шкалы в тенях и светах, контрасту изображения и средней плотности; наблюдать разницу в плотностях негатива как следствие двукратных изменений освещенности, диафрагмы и выдержки; применять серую шкалу как средство контроля при цветовоспроизведении в цветной фотографии.

Контрольная съемка серой шкалы

проводится в основном с целью согласования показаний экспонометра с освещением объекта, определения правильности съемочной экспозиции с нормальной обработкой и для контроля цветовоспроизведения. Серую шкалу рекомендуется снимать в одном кадре, но лучше в трех первых кадрах заряженной в фотокамеру пленки с тремя разными экспозициями. При этом следует определять: место шкалы в кадре и на объекте съемки, размер изображения шкалы, положение плоскости шкалы относительно фотокамеры и источников света и характер освещения шкалы. Особое значение приобретает съемка серой шкалы в цветной фотографии. Место шкалы в цветном кадре определяют возле сюжетно-важной детали, например под лицом или около лица человека, снимаемого крупным планом. Можно снимать шкалу вертикально возле края кадра. Остальное место должно быть занято деталями, помогающими определению качества изображения. При цветной съемке серая шкала должна освещаться только тем светом (балансным), на который рассчитан данный тип пленки. Основное требование к освещению шкалы - равномерность ее освещения по всей площади. При неравномерности теряется смысл ее применения. Обычно шкалу устанавливают в кадре во фронтальной плоскости относительно съемочной камеры. Если освещение объекта равномерное, то положение шкалы находится без труда. При съемках с боковым рисующим светом шкалу поворачивают в сторону главного источника света, но не более чем на 30°. При большем повороте (45°) размеры полей шкалы в изображении настолько уменьшаются, что изображение становится неприемлемым. Следует учитывать, что при боковом освещении объекта установленная фронтально относительно съемочной камеры шкала будет иметь освещенность меньше основной (ключевой) вследствие непрямого, а под углом падения света. В этом случае поля шкалы не могут нормально характеризовать общую экспозицию объекта. Если шкала имеет не матовую, а поверхность с бликами, то, например, черное поле, передаваясь в негативе повышенной плотностью, может создать впечатление передержки, несмотря на правильность экспозиции. Шкала требует равномерного освещения во всех случаях фотосъемки. При пятнистом освещении и различном цветном освещении объекта съемки (художественная съемка) применять шкалу нельзя.

Спектрозональная связь полей серой шкалы с цветами объекта съемки.

Цветность хроматического цвета (цветовой тон и насыщенность) обусловлена определенными соотношениями уровней (ступеней) его зональных яркостей в синей, зеленой и красной зонах спектра (с, в, к), выраженных на рис.3 высотой горизонтальной линии над осью абсцисс. Светлоты полей серой шкалы выражаются спектрозональными ступенями яркости разной высоты, показанными на рис.3 сверху и снизу шкалы. Каждый из серых цветов (полей) образован тремя равными ступенями во всех трех зонах спектра. Первое (черное) поле, не имеющее яркости, практически не отражает свет, поэтому на соответствующих ему малых зональных графиках ступени зональных цветов (синего, зеленого и красного) отсутствуют. Уровень светлот всех остальных полей шкалы показан высотой соответствующих ступеней - горизонтальной линией светлоты (яркости) по оси ординат. Восьмое (белое) поле предельно отражает свет во всех трех зонах спектра и его уровень светлоты показан на соответствующем зональном графике наибольшей высотой ступени - верхней горизонтальной линией. На рис.3 к зональным графикам и полям серой шкалы в качестве примера стрелками «привязаны» два хроматических цвета - сине-голубой вверху и оранжевый внизу рисунка. Зональные яркости каждого цвета приравниваются к зональным яркостям определенных полей серой шкалы (указаны стрелками). В отношении равной интенсивности у сине-голубого цвета синяя зона равновелика синей зоне 7-го поля шкалы (светлосерый цвет), зеленая зона равновелика зеленой зоне 5-го поля шкалы (средне-серый цвет), красная - красной зоне 2-го темного поля серой шкалы. Если в фотографическом процессе при съемке серой шкалы на цветном объекте удается в цветном изображении воспроизвести серую шкалу не только серой, но и получить соотношения яркостей ее полей, то при этом автоматически будут переданы без искажений соотношения зональных яркостей хроматического цвета, а следовательно, и сам хроматический цвет. Эти условия будут соблюдаться для каждого фотографируемого хроматического объекта, снятого в одинаковых условиях с серой шкалой, поскольку зональные яркости любого цвета всегда будут лежать в пределах величин зональных яркостей полей серой шкалы. Наблюдая хроматический цвет в цветном фотографическом изображении без серой шкалы, анализировать количественную сторону происшедших в нем зональных искажений не удается, поскольку зрение воспринимает лишь общее впечатление от цвета, а применение в объекте съемки серой шкалы дает возможность наблюдать по ней весь ход фотографической регистрации зональных яркостей цветов, так как она представляет собой как бы расчлененные зоны всех хроматических цветов, систематизированные в одном ряду. При цветном фотографировании следует учитывать, что эффективность применения для контроля цветовоспроизведения серой шкалы зависит прежде всего от ясного понимания цветов и их спектров, закономерностей образования цветов в природе и закономерностей фотографического воспроизведения тонов цветных объектов съемки. При учете в цветофотографическом процессе действий различных переменных факторов и сопоставляя их с изменениями параметров серой шкалы в негативе - позитиве можно установить такое сочетание условий съемки и обработки, которое явится благоприятным для наилучшего воспроизведения серой шкалы, а при этом и лучшим цветовоспроизведением. Практика показывает, что абсолютно точного воспроизведения шкалы получить не удается. Однако по визуальной оценке ее изображения (без непосредственного сравнения с оригиналом) серая шкала на цветном отпечатке может быть воспроизведена хорошо (особенно на диапозитивной пленке для «слайдов»). Практическая закономерность такова, что при наименьших искажениях серой шкалы получаются наименьшие искажения цветовоспроизведения. В художественной фотографии качество цветного изображения определяется в основном субъективными оценками, при которых объективное цветовоспроизведение по серой шкале (особенно при цветном и пятнистом освещении) не всегда будет признано правильным. Однако с помощью серой шкалы можно установить ряд условных положений, при которых объективные результаты будут полезны при цветной съемке. Например, те условия съемки объекта с серой шкалой и обработки, при которых воспроизведение шкалы получается наименее искаженным, а следовательно, с наибольшим приближением к правильному цветовоспроизведению, можно назвать нормальными условиями. При этом и съемочная экспозиция, и полученный негатив так же могут быть признаны нормальными. А при нормальной экспозиции можно определить и нормальное (не сенситометрическое) значение светочувствительности.

Рис. 3. Схема спектрозональной связи хроматического цвета объекта съемки с полями серой измерительной шкалы

Как выбрать экспозицию

На практике перед фотографом стоит задача выбрать такую экспозицию, такую пару выдержка-диафрагма, которые позволят наиболее точно передать на фотографии все тона снятого объекта. Любой объект, который мы снимаем и его изображение, с точки зрения фотографа, представляют собой произвольную смесь участков различной яркости. Если померить экспонометром яркость самого темного участка объекта и самого светлого из тех, где необходимо сохранить на картинке хоть какие-нибудь детали, то разница яркостей не должна быть больше чем в сто раз. Черно-белые пленки способны передавать разницу в два раза больше. Цветные негативные – несколько меньшую. Но в практической фотографии только ошибка в выборе экспозиции может помешать вам получить картинку с правильно переданными деталями, как на светлых, так и на темных участках изображения.

Для того, чтобы никогда не ошибаться, надо запомнить придуманную американским фотографом Анселем Адамсом шкалу. Он разделил все существующие яркости на десять зон-ступеней. От самого черного до самого белого.

Первая зона – совершенно черная. Это те части изображения, где вам не нужны никакие детали.

Вторая зона – тоже черная, но слегка светлее первой. Детали здесь могут не различаться.

Третья зона – еще светлее, с передачей едва заметных деталей. Так может на фотографии выглядеть черный бархат, костюм жениха, кора дерева в тени…

Четвертая зона – темные тона на темной одежде, волосах, деревьях, затененной листве, мокром асфальте.

Пятая зона – тень на сухом асфальте, листва деревьев, темный загар на коже.

Шестая зона среднесерый тон . Отражает примерно 18 процентов падающего света . Зеленая трава, красный кирпич, сухой асфальт в тени при рассеянном облаками свете солнца. Именно этой зоне шкалы Адамса соответствует среднесерый объект, который служит эталоном для всех экспонометров, как автономных, так встроенных в фотоаппараты. Это та самая печка, от которой нужно плясать при анализе объекта съемки. Запомните как можно больше предметов, которые отражают свет примерно так же, как среднесерая карта. Такие карты можно купить в фотомагазинах, а можно изготовить самому. Я, например, всегда ношу с собой небольшой кусок серого сукна. Ткань очень удобна в работе: совершенно матовая, абсолютно не бликует, не мнется, не рвется, легко принимает форму того предмета, на который ее кладешь и, следовательно, освещается точно под тем же углом, как и объект, который необходимо снять.

Седьмая зона – безоблачное синее небо, газетный лист.

Восьмая зона – едва заметные детали на светлом фоне, светло-серые, желтоватые, кремовые, серебристые, снег, освещенный боковым светом солнца.

Девятая зона – почти совсем белый тон, подвенечное платье невесты, с бледной вышивкой.

Десятая зона – абсолютно белый тон. Блики металлических поверхностей, ярко освещенный белый фон в студии, яркие источники света.

Каждая зона этой шкалы светлее или темнее соседней ровно в два раза. Достаточно изменить диафрагму или выдержку на одну ступень, чтобы сместиться на одну зону шкалы.

7. Серая шкала. Отражает 18 процентов падающего света. Ее можно скопировать и распечатать на принтере. А потом пользоваться для измерений. Но это при условии, что у вас откалиброваны экран и принтер.

Теперь, зная в какой зоне серой шкалы Адамса находится большая часть снимаемого вами кадра, вы можете поправить «глупый» экспонометр своего фотоаппарата. К примеру, если вы хотите, чтобы на картинке с зимним пейзажем хорошо читалась фактура снега, то вспомните, что столь светлые сюжеты находятся в восьмой зоне шкалы. Это на две экспозиционных ступени светлее среднесерой. При замере отраженного от снега света, любой самый точный фотоаппарат попытается загнать снег в шестую зону: на фотографии он будет серым. Для того, чтобы снег на картинке стал похож на снег, нужно пропустить к пленке примерно в четыре раза больше света, чем рекомендует автомат. Откройте диафрагму или увеличьте выдержку на две ступени. Анализируйте так все сюжеты, и тогда вас не постигнет горечь разочарований.

Гистограмма

Гистограммы появились вместе с цифровыми камерами и заменили собой и шкалу Адамса и всю экспонометрию тоже. Сделал пробный снимок, посмотрел на этот волшебный график, внес поправки, сделал еще одну пробу... Удостоверился, что не промазал! Вот и все наука.

Этографик, показывающий количество и распределение различных по яркости пикселов в снятом кадре.

По горизонтали слева направо откладываются разные по тону пикселы от черных к белым, по вертикали - их количество. Чем выше горка на графике гистограммы, тем больше пикселов. Если, к примеру, в середине гистограммы высокая горка, это значит, что в кадре много среднесерых пикселов. Ориентируясь на гистограмму можно быстро анализировать правильность экспонометрического замера только что отснятого кадра и тут же вносить поправки в работу экспонометра камеры. Если гистограмма не укладывается в границы графика, там, где располагаются света, значит, допущена серьезная ошибка - передержка . Необходимо внести минусовую поправку и добиться того, чтобы хвостик графика опустился к нулевому уровню внутри гистограммы. Если при этом за пределы гистограммы вылетают тени, это означает, что в этой зоне мало света. Необходимо либо подсветить тени, либо смириться с потерей деталей в темных частях кадра. Выбитые тени для нас привычнее, чем потерянные детали в светах.

Как мерить свет

На первый взгляд, вопрос детский. Современные фотоаппараты делают это очень точно. Зеркалки - прямо через объектив и, следовательно, на их показания влияет только тот свет, который дойдет до пленки. Они автоматически учитывают поглощение света фильтрами конвертерами и любыми другими препятствиями, которые фотограф может соорудить на оправе объектива. Но все не так просто, как хотелось бы. Экспонометр аппарата может мерить только отраженный от объекта свет. Это не гарантирует правильности экспозиции.

Точный замер, в большинстве случаев, может дать замер падающего на объект света с помощью автономного экспонометра. Матовое стекло такого прибора нужно направить в сторону фотоаппарата, и прибор покажет правильную экспозицию. Серые тона фотографии будут строго соответствовать шестой, среднесерой зоне шкалы Адамса. Для черно-белых цветных негативных пленок такой замер - почти стопроцентная гарантия получения качественного негатива.

Правильно экспонированная черная пленка может передать тона всей серой шкалы. Цветные негативные обычно правильно отображают шесть ступеней.

Сложнее обстоит дело со слайдами, диапозитивными пленками. Диапозитивные пленки могут покрыть только четыре. Но профессиональные фотографы готовы мириться с этим недостатком, потому что у слайда есть неоспоримые преимущества. Более яркие, насыщенные цвета, зерно намного меньше, чем у негативных материалов. Слайд удобнее использовать в полиграфии. Не нужно, например, гадать какого цвета был закат на самом деле. Еще важнее это при воспроизведении на бумаге репродукций картин и прочих прикладных съемках, где особенно важна точность цветопередачи. Однако, слайд чрезвычайно чутко реагирует на изменение экспозиции. Даже смещение кольца диафрагм в сторону от центра всего на 1/3 диафрагмы приводит к заметному изменению цветопередачи. Очень трудно до проявки точно представить себе, какого именно цвета будет слайд. Вот почему опытные профессионалы непременно снимают несколько дублей с разными экспозициями, а после проявки выбирают из ряда вполне качественных слайдов тот, который им больше нравится по насыщенности цвета, правильности передачи цветов в тенях или светах картинки.