АВТОНОМНЫЕ ДОПЛЕРОВСКИЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ: Для измерения путевой скорости, угла сноса и составляющих вектора скорости летательных аппаратов (ЛА); Для определения координат их местоположения и автоматического управления полетом; Для измерения скорости ветра; ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011
КООРДИНАТЫ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ И НАВИГАЦИОННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СКОРОСТЕЙ Движение ЛА по отношению земной поверхности происходит в результате взаимодействия силы тяги двигателей, аэродинамических сил и силы тяжести, вызывающих перемещение ЛА со скоростью по отношению к воздушной массе, и в результате действия ветра, вызывающего перемещение воздушной массы вместе с ЛА со скоростью. Результирующий вектор полной скорости определяет скорость движения ЛА по отношению к земной поверхности. ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 НПМ и КПМ Начальный и конечный пункты маршрута ЗПУ Заданный путевой угол К – курс – угол сноса – угол сноса ветром – угол аэродинамического скольжения Рис. 1
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ АВТОНОМНОЙ ДОПЛЕРОВСКОЙ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Рис. 2 ДИСС определяет на борту ЛА направление вектора путевой скорости по отношению к продольной оси ЛА. Для определения направления полета ЛА по отношению к странам света, т.е. в системе координат, связанной с Землей, необходимо знание курса ЛА, определяющего переход по направлению от подвижной системы координат к неподвижной. Итак, для того, чтобы определить, в каком направлении и с какой скоростью летит аппарат, необходимо наличие как доплеровского устройства, измеряющего угол сноса и путевую скорость, так и курсовой системы. Интегрирование получаемых данных о перемещении ЛА с помощью так называемого навигационного вычислителя координат и учет координат начального пункта маршрута позволяет ответить на вопрос, где находится ЛА. Для того, чтобы решить задачу, в каком направлении и сколь долго лететь до пункта назначения, необходимо сопоставить информацию о действительном положении ЛА с заданными координатами пункта назначения.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРАЖЕНИЯ ЗОНДИРУЮЩИХ СИГНАЛОВ ОТ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Величина удельной эффективной площади обратного рассеяния зависит от большего числа параметров: от длины волны и поляризации излучаемых колебаний, вида отражающей поверхности ее характеристик и углов визирования. С увеличением угла визирования растет уровень отраженного сигнала, но это приводит к уменьшению чувствительности доплеровской частоты и минимальный разброс мощности отраженного сигнала. Поэтому компромисс 65 – 75 град. 1 - пашня 2 – лес 3 – поле с зеленой травой 4 – песчаная пустыня 5 – поле, покрытое снегом 6 – ледовая поверхность Рис. 5
ПОГРЕШНОСТИ ОДНОЛУЧЕВОГО ДИСС ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Угол сноса равен углу, составленному осью самолета и осью ДНА в момент совмещения с направлением вектора путевой скорости, т.е. при Однолучевая система находит практического применения из-за низкой точности измерения Допустим, если, то погрешность измерения составляет (3) (4) (5) (6) Рис. 6
ПОГРЕШНОСТИ ОДНОЛУЧЕВОГО ДИСС ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Если продифференцируем максимальную доплеровскую частоту по углу визирования, то получим Тогда Стабилизация антенны в горизонтальной плоскости или введение поправок на крен при обработке усложняет измеритель, но не устраняет недостатков однолучевого метода, к которым следует отнести высокие требования к стабильности частоты излучаемых колебаний. Решение проблемы: многолучевые ДИСС
МНОГОЛУЧЕВОЙ ДИСС ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Рис. 7 Многолучевые ДИСС По назначению и способу построения измерители вектора скорости ЛА могут быть условно разделены на два основных типа: ДИСС, измеряющие путевую скорость и угол сноса ЛА или продольную и поперечную составляющие вектора путевой скорости (самолетные ДИСС), и ДИСС, измеряющие полный вектор скорости ЛА, т.е. три его составляющие (вертолетные ДИСС)
ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХЛУЧЕВОЙ ДИСС ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 Так как вектор скорости ЛА определяется в общем случае проекциями на три некомпланарных направления, то для определения всех трех составляющих необходимо излучать и принимать сигналы минимум по трем лучам антенны.
ЛИТЕРАТУРА 1.Колчинский В. Е., Мандуровский И. А., Константиновский М.И. Автономные доплеровские устройства и системы навигации ЛА. М.: Сов. Радио, 1975, 432 с. 2.Радиотехнические системы. Под ред. Ю. М. Казаринова, М.: Высшая школа, с. 3.Сборник описаний лабораторных работ по радиолокации ИРЭ КАФЕДРА РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ 2011 СОСТАВИЛИ А.И. БАСКАКОВ, Б. ОДСУРЭН
Назначение
Доплеровский измеритель представляет собой автономную радиолокационную аппаратуру, предназначенную для автоматического непрерывного измерения и индикации трех составляющих вектора путевой скорости значения путевой скорости, угла сноса и выдачи этой информации в другие бортовые системы вертолета.
Состав и размещение
На вертолете установлены:
Высокочастотный блок (блок ВЧ) в шіжмеіі части хвостовой балки между ши. 17 и 19;
Вычислитель составляющих скорости (блок ВЕС), низковольтный источник питания (блок НП-2), коробка соединительная (прибор КС) на левом борту в районе шп. 4а и 4;
Бортовой пульт контроля (прибор ВПК) на центральном пульте;
Индикатор малых скоростей и висения (блоков), индикатор угла сноса и путевой скорости (индикаторы УС и ПС, рис. 26.5), табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ на приборной доске;
Выключатель ДИСС на приборном щитке радиооборудования;
Предохранитель ПМ-10 в цепи питания аппаратуры напряжением +27 В в РУ-6;
Предохранитель ПМ-5 в цепи питания аппаратуры напряжением 115 В 400 Гц, три предохранителя ПМ-2 в цепи питания аппаратуры напряжением ~36 В в РУ-11;
Предохранитель ПМ-5 в цепи включения аппаратуры +27 В в ЦРУ.
Основные данные
1. В аппаратуре предусмотрены следующие режимы работы:
«Навигация», включается автоматически по достижении объектом путевой скорости 50 км/ч. В этом режиме индикация путевой скорости осуществляется на индикаторе УС-ПС;
«Висение», включается автоматически при уменьшении
путевой скорости объекта ниже 50 км/ч. При этом индикация продольной, поперечной и вертикальной составляющих полной скорости осуществляется на индикаторе малых скоростей и висения;
«Память», включается автоматически при отказе различных элементов и узлов аппаратуры и при уменьшении отраженных сигналов при полете над штилевыми участками водной поверхности, бетонными площадками и взлетно- посадочными полосами значительной протяженности. При этом на индикаторе УС и ПС загорается табло П, а на приборной доске - табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ, запрещающие использовать показания индикатора малых скоростей и висения и индикатора УС и ПС.
2. Вид излучения - непрерывный.
3. Частота излучения - /о±7,5 МГц.
4. Мощность передатчика - 250 МВт.
5. Рабочий диапазон высот: м
в режиме «Навигация» - от 10 до 3000 м; в режиме «Висение» над сушей - от 4 до 3000 м; в режиме «Висение» над морем-от 4 до 300 м.
6. Диапазон измерения путевой скорости-от 0 до 400 км/ч.
7. Диапазон измерения угла сноса ±30°.
8. Диапазон измерения н индикации вектора путевой скорости в режиме «1 Іашн ацня»:
продольной - от 50 до 400 км/ч; поперечной - ±Ю0 км/ч; вертикальной - ±10 м/с.
9. Диапазон измерении и индикации вектори путевой скорости в режиме «Висение»:
продольной - от -25 до 50 км/ч; поперечной - ±25 км/ч; вертикальной - ±10 м/с.
10. Время готовности к работе-не более 3 мни
11. Время непрерывной работы - нс более 6 ч.
12. Потребляемый ток: по цепи +27 В-7 А;
по цепи ~115 В 400 Гц - 7 А; по цепи ~36 В 400 Гц- 1 А.
13. Масса - не более 50 кг.
Связь с бортовым оборудованием
Питание ДИСС-32 от бортовых источников +27 II, »■’115 В 400 Гц и ~36 В 400 Гц осуществляется при цклю чении ДИСС.
Ті Зак. 3154дсп
Встроенный подсвет индикатора малых скоростей и ви — сения и индикатора угла сноса и путевой скорости включения включается с помощью выключателя, расположенного на приборной доске летчика или штурм ана-операто — ра. Углы крена и тангажа подаются от гировертикали МГВ-1СУ.
В НКВ-252 ДИСС-32 выдает сигналы продольной и поперечной составляющих путевой скорости, а также сигнал ИСПРАВНОСТЬ в виде напряжений постоянного тока.
В ПК. В-252 ДИСС-32 выдает сигналы продольной, поперечной и вертикальной составляющих путевой скорости, а также сигналы ИСПРАВНОСТЬ и ПАМЯТЬ в виде напряжений постоянного тока. Сигнал угла сноса выдается в виде переменного напряжения частотой 400 Гц.
В ППС «Осьминог» аппаратура выдает сигналы продольной и поперечной составляющих путевой скорости, а также сигнал ИСПРАВНОСТЬ в виде напряжений постоянного тока.
В СУС аппаратура выдает сигнал путевой скорости в виде напряжения постоянного тока.
Органы управления и индикации
Включение и выключение ДИСС-32 производится выключателем ДИСС на приборном щитке радиооборудования.
На индикаторе угла сноса и путевой скорости установлены (рис. 26.5);
Переключатели С, М-С, М-Б. В положении С (суша) обеспечивается нормальная работа аппаратуры при полете над сушей, в положении М-С (море спокойное)- при полете над морем с волнением моря 1-3 балла, а в положении М-Б (море бурное) - при полете над морем с волнением более 3 баллов;
Табло П. Включение табло происходит при переходе аппаратуры в режим «Память».
На лицевой панели прибора БПК установлены (рис. 26.6):
Рис. 26.6. Прибор БПК. Пульт выбора ре-
жимов НКВ-252
Табло ВСС (красного цвета). Загорание табло сигнализирует об отказе блока ВСС;
Табло ВЧ (красного цвета). Загорание табло сигнализирует об отказе блока ВЧ;
Табло И (красного цвета)-не задействовано;
Табло ПОЛЕТ (зеленого цвета). Загорание табло сигнализирует об исправности ДИСС-32;
Табло ИСПРАВНОСТЬ (зеленого цвета). Загорание табло сигнализирует об исправности ДИСС-32, приеме отраженных сигналов и готовности выдачи информации потребителям;
Табло ПОИСК (желтого цвета). Загорание табло сигнализирует о переходе ДИСС-32 из режима «Захват» в режим «Поиск» любого из трех приемных каналов;
Клавиша КОНТР. ДИСС с встроенным подсветом, служит для перевода ДИСС-32 в режим контроля;
Четыре клавиши с встроенным подсветом, служат для включения одной из четырех контрольных задач;
ВПЕРЕД-17, ВЛЕВО-17, ВНИЗ-З;
НАЗАД-17, ВПРАВО-17, ВВЕРХ-3;
СКОРОСТЬ 127, СНОС «_0;
СКОРОСТЬ 258, СНОС *_9,5;
Клавиша ВКЛ. ПОИСКА (без подсвета), служит для перевода аппаратуры в режим «Поиск».
Сигнальное табло ДИСС НЕ РАБОТАЕТ на приборной доске сигнализирует о переходе аппаратуры в режим «Память».
Работа измерителя ДИСС-7 основана на использовании эффекта Доплера в режиме непрерывного излучения.
Сущность эффекта Доплера заключается в отличии частоты сигнала f, излучаемого передатчиком измерителя ДИСС-7 летящего самолета, от частоты колебаний f ПР, отраженные от земной поверхности и принимаемых приемным устройством (f ПР =f±F Д).
Значение доплеровского сдвига частоты определяется равенством
где
- проекция полной путевой скорости
самолета на направление излучения,- длина волны излучаемых передатчиком
колебаний.
Для
измерения вектора полной путевой
скорости
необходимо измерять доплеровские
частоты по трем некомпланарным (не
лежащим в одной плоскости) лучам, поэтому
в ДИСС-7 применена неподвижная относительно
самолета антенная система, имеющая
четыре луча (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4
Лучи
1, 2, 3 предназначены для измерения
составляющих вектора полной путевой
скорости
,
а луч 4 используется для автоматического
формирования калибровочной поправки
в зависимости от характера отражающей
поверхности. Величина углов наклона
лучей в ДИСС-7 выбрана:
Доплеровские
сдвиги частот F Д1 ,
F Д2 ,
F Д3 ,
по соответствующим лучам, через проекции
вектора
на оси самолетной системы координат X,
Y, Z
,
определяются следующим образом:
W XS 1
- проекция
на направление 1-го луча (рисунок 2.5),
W YS 1
- проекция
на направление 1-го луча (рисунок 2.6),
W ZS 1
- проекция
на направление 1-го луча (рисунок 2.7).
Определим значения W XS 1 , W YS 1 , W ZS 1 ,.
Рисунок 2.5
Согласно рисунку 2.5 имеем:
отсюда
,
т.о.
Рисунок 2.7
Согласно рисунку 2.7 имеем:
отсюда
,
,
т.о.
F Д2 и F Д3 отрицательны, так как лучи 2 и 3 направлены назад, поэтому в расчетах удобнее использовать их модули.
Вычитая
выражение (2.7) из выражения (2.6), определим
составляющую вектора
вдоль продольной оси самолета:
Складывая выражения (2.6) и (2.8), вычислим вертикальную составляющую вектора путевой скорости:
Таким
образом, задача определения вектора
путевой скорости самолета
сводится к выделению и измерению средних
частот Доплера от трех лучей антенны.
С
учетом того, что в ДИСС-7
и
,
на основании формул (2.9), (2.10), (2.11), получаем:
Полученные выражения представляют собой основные рабочие алгоритмы, на основании которых в ЭВМ или в специализированном аналоговом вычислителе В-144 определяется вектор полной путевой скорости.
Для определения угла сноса необходимо знатьW X и W Z , а для определения необходимо знать иW Y (рисунок 2.2).
Однако
выражение (2.12) является лишь первым
приближением для вычисления вектора
,
так как в них не учтены:
а) Отклонение реальных углов лучей антенны от нормальных;
б) Смещение доплеровских частот, определяемое характером отражающей поверхности;
в) Отклонение реальной частоты излучения колебаний от номинальной. Наиболее существенным источником погрешностей в ДИСС-7 является смещение средней F Д, определяемое характером отражающей поверхности.
Как известно, в результате изменения коэффициента отражения а в пределах антенного луча происходит деформация доплеровского спектра и смещение его максимума в сторону низких частот, зависит от угла падения, причем для разных отражающих поверхностей эта зависимость различна.
Москва. 18 марта. АвиаПорт - ЗАО "Р.Е.Т. Кронштадт" в 2011 г. проведет заводские испытания комплекса с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) "Дозор-100", после чего комплексу предстоят испытания государственные, сообщил "АвиаПорту" начальник отдела геоинформационных технологий и автоматических комплексов компании Владимир Воронов.
Он напомнил, что летные испытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" в "штатной" конфигурации начались в конце прошлого года, БПЛА уже совершил более пяти полетов. В настоящее время проводится этап заводских летных испытаний, которые планируется завершить к началу апреля текущего года. В ходе заводских испытаний исследуются основные летно-технические характеристик БПЛА, работа систем радиолинии и наземного пункта управления.
Госиспытания комплекса с БПЛА "Дозор-100" могут начаться летом-осенью 2011 г., сказал В. Воронов.
БПЛА "Дозор-100" является развитием аппарата "Дозор-85" в направлении повышения дальности и продолжительности полета. Система выпуска выхлопных газов скрыта внутри фюзеляжа, чем обеспечивается снижение тепловой заметности в полете и уменьшение шума. В носовой части фюзеляжа предусмотрен отсек для размещения радара переднего обзора. "Дозор-100" имеет взлетную массу 110 кг и массу целевой нагрузки 15 кг. Он оснащен одним поршневым двигателем 3W 170 TS мощностью 19 л.с. Продолжительность полета с максимальным запасом топлива составляет 10 часов, максимальная дальность полета - 1200 км. Аппарат способен разгоняться до скорости 120-150 км/ч и достигать высоты 4500 м. Длина пробега при взлете и посадке составляет 100 м. В состав целевой нагрузки входят видеокамера переднего обзора, оптико-электронная система на поворотной управляемой платформе (FLIR), автоматический цифровой фотоаппарат. В качестве опций допускается установка лазерного дальномера, радиолокатора переднего обзора, груза на внешней подвеске.
Дмитрий Козлов
Дата размещения: 21.03.11г.
Международный консорциум International Aero Engines (IAE) представил следующее поколение турбовентиляторных двигателей V2500, получившее название SelectTwo, передает Flightglobal.... [
Рыггантропов подошел к столику, на котором стояли три жестяные банки и лежали старые облезлые кисти.
– В натуре, – сказал он уныло, – это будет типа похуже лекций по теории магического анализа.
– Сс, – согласился Тили-Тили, а Арс печально вздохнул.
Лейтенант Поля Лахов выпрямился и оглядел собственное войско.
Калис и Ргов выглядели помятыми и с трудом стояли на дрожащих конечностях, но это было нормально после вчерашней пьянки. К таким стражникам обитатели Ква-Ква привыкли. А вот новобранец казался подозрительно бодрым, и это внушало тревогу. А ну как горожане решат, что жизнь у Торопливых пошла хорошая? Тогда неприятностей не избежать.
– Так, – тут Лахов икнул и содрогнулся, ощутив вонь собственного перегара. – Ты, Форн, хоть лицо поглупее сделай. Или перекосись, словно у тебя зубы болят. Все разом.
– А чтобы не выделяться.
Форн Фекалин слегка наморщился и отвесил нижнюю челюсть, после чего стал напоминать жертву удара молотком по голове.
– Вот так-то лучше. А теперь пошли. Нас ждет оно. Патрулирование. В районе Молоточной площади.
Негромко лязгая и распространяя специфические запахи, Торопливые выбрались на улицу и зашагали на право-запад.
По дороге Лахов рассказывал новобранцу правила патрулирования:
– Нужно глядеть в оба. И слушать тоже в оба, но в других. И еще чуять спинным хребтом, где опасно.
– Чтобы отправиться туда и задержать преступника? А? – спросил Форн Фекалин.
– Нет. Чтобы сбежать и остаться в живых. Если кто-то начинает звать стражу, то мы, конечно, идем туда, но очень медленно и крайне шумно. Понимаешь, зачем?
– Чтобы остаться в живых?
– Верно. – Лейтенант похлопал новобранца по обтянутому кольчугой плечу и затряс ушибленной непонятно обо что ладонью. – Ты сразу показался мне умным парнем. Но есть и вторая задача – немножко подзаработать. На паршивую горсточку бублей, что платит нам город, не проживешь. Поэтому мы… как бы это сказать…
– Тащим все, что плохо лежит, – брякнул честный Калис.
– И это… дружим с всякими людьми. – Ргов пнул в спину катившегося мимо калеку на тележке.
Тот брякнулся наземь, вскочил на внезапно отросшие конечности. Открыл рот, готовясь разразиться теми выражениями, которые в интеллигентной среде называют непарламентскими.
И тут увидел, с кем имеет дело.
– А, сержант, – сказал калека, потирая спину. – Как счастлив вас видеть. Какой хороший сегодня день…
Ргов протянул руку и сказал:
– Я тут уронил немного денег. Ты их не видел?
– Э? – Лицо калеки перекосилось и стало напоминать букву из тетради первоклассника. – А, сейчас…
Несколько монет перекочевали в ладонь Ргову и мгновенно исчезли где-то под его кольчугой.
– Вот примерно так мы и дружим с людьми, – сказал Лахов.
И он ею немедленно воспользовался.
А старики, все четверо, уставились на Форна Фекалина.
– Мы просто мимо идем… да, – сообщил Лахов заискивающим голосом, каким обычно разговаривают с большими и очень злыми собаками. – Не подумайте ничего плохого, господа…
Старики проводили стражников подозрительными взглядами, а один, маленький и воняющий чесноком, презрительно сплюнул.
– Кто это такие? – спросил Форн Фекалин, когда угол скрыл стариков от стражников.
А престарелые герои перестали пялиться Торопливым вслед и поглядели друг на друга.
– Ха, – сказал Старый Осинник, известный на весь Лоскутный мир охотник на вампиров. – А он что-то мне кровососа напомнил.
– Кто? – поинтересовался Долговязый Эрик, произошедший, судя по росту и скорости мышления, не от обезьяны, а от жирафа.
– А тот, бледный.
– Кхе-кхе, а мне – дракона, – вздохнул рулон черной ткани, внутри которого прятался Стукнутый Черный, самый скрытный герой на свете. – Аж руки зачесались, так прямо захотелось его убить. А о чем мы, кстати, разговаривали?
– О мажях для пояшницы, – напомнил Брежен, получивший за геройскую карьеру наград больше, чем все олимпийские чемпионы вместе взятые. – Или от пояшницы, это уж как пошмотреть…
И герои погрузились в пенсионный разговор о болячках и о том, как с ними бороться.
А стражники шли себе и шли, пока около самой Молоточной площади не наткнулись на еще один патруль. Вел его лейтенант Клячисон, чья неуничтожимая бодрость была сравнима лишь с его же тупостью.
– Ха-ха! Вот и они! – затараторил он, едва увидев коллег. – Слышали новости? На левой окраине труп нашли!
– Эка невидаль, – проворчал Лахов. – Их в городе каждый день десятками находят. Вот если бы труп не нашли…. Тогда о-го-го.
– Да не, не обычный труп! – Клячисон замахал руками, создав небольшой ветерок. – А с вырванным горлом! И говорят, что уже не первый! И не второй! А третий или четвертый! Это маньяк!
– Враки, – махнул рукой Калис и со скрежетом почесал затылочную часть шлема. – Маньяк тут не выживет.
И в этом сержант был прав. Любой маньяк, попав в город, где убивают так же легко, как сморкаются, а на кровожадные ужимки не обращают внимания, получит стресс, невроз и быстро покончит с собой.
– Тогда кто? – нахмурился Клячисон.
– А какая разница? – пожал плечами Лахов. – И кто жертвы?
– Старьевщик, нищий… Точильщик ножей…
– Слава богам, – вздохнул лейтенант. – Беднота. Значит, нас не заставят это расследовать. Понятно, что, когда убивают богатея, всем есть до этого дело. Если прирезали нищего, то никто о нем и не вспомнит…
– И беспокоиться не о чем, – сделал вывод Калис. – Ну что, пойдем, изобьем хоть кого-нибудь?
– Зачем? – спросил Форн Фекалин.
– Чтобы скучно не было, – пояснил Ргов. – А то ходят тут всякие, нагло дышат тем же воздухом, что и мы…
– Да, кстати, – Лахов посмотрел на Форна, – а где ты снял жилье?
– На левой окраине, на улице Семи Струн.
– Тогда будь осторожнее, ха-ха, – предупредил Клячисон. – А то вдруг это и правда какой-нибудь маньяк.
И два патруля разошлись, точно корабли в море.
Арс пошевелил руками, напрягся, и деревянная табличка, выглядевшая девственно-чистой, занялась бирюзовым огнем. Огонь погорел немного и сложился в буквы. Те забегали, словно букашки, и образовали два слова:
"Коралия Аморалия".
Витрина, на которой висела табличка, содержала в себе чучело существа, выглядевшего так, словно на него уселся тролль. Сел, а потом еще хорошенько повозил тяжелой задницей.
Плоская харя, круглый рот, выпученные буркала и торчащие во все стороны то ли лапы, то ли шипы.
– И почему она аморалия, интересно? – спросил Топыряк и взялся за торчавшую из банки с краской кисточку.
– Плохо вела себя, типа, – предположил Рыггантропов, возившийся у пустой на первый взгляд витрины.