Ариан 5 технические характеристики. Зарубежные космические ракеты – носители

Существует уже достаточно долго. Сначала она стала популярной в США среди программистов Кремниевой долины, а совсем недавно приложение получило Android-версию и стало доступным для скачивания и у нас. Вокруг сервиса сразу поднялся нешуточный хайп, а лента Twitter просто пестрила скриншотами новинки. Еще бы такого не случилось, ведь с ее помощью можно было читать секреты остальных, анонимно комментировать и все так же анонимно делиться своими. Люди всегда обожали сплетни, не так ли?

То, что вы могли бы прочитать на Википедии, но не прочитаете

История сервиса Secret берет свое начало еще в декабре прошлого года. Техноблог Techcrunch подтвердил существование еще никому не известного стартапа, и ближайшие несколько месяцев приложение тестировалось в закрытой тусовке технарей. С февраля о Secret заговорили. Издания писали об инвестициях в размере порядка $2,5 млн и называли его новым трендом Кремниевой долины. В начале этого же месяца оценить идею социальной сети смогли и пользователи. Вплоть до мая Secret был закрыт как для жителей других стран, так и для пользователей Android. 21 мая ситуация кардинально поменялась и приложение пережило вторую волну наплыва пользователей.

Почему сервис «выстрелил»?

У людей всегда была тяга к секретам и сплетням. И Secret не первая попытка утолить это желание. Наверное, самым ярким представителем можно считать паблик «Подслушано» Вконтакте, который собрал более 2 млн подписчиков и получил немало клонов. Не забываем также о зарубежных коллегах Whisper и PostSecret . Из-за несколько иной концепции последние два не получили такого успеха у нас, как Secret, но хорошо развили тему создания анонимного интернет-комьюнити. В то же время никакого секрета в новой социальной сети нет. Она простая, удобная, красивая и отлично делает то, чего от нее ожидают пользователи.

Чем же Secret интересен в первую очередь

Как и в любом другом начинающем социальном сервисе, из-за колоссального наплыва пользователей в первые дни в Secret появляется просто огромное количество бессмысленного контента, нецензурной лексики и прочих гадостей. Но если эту всю шелуху отбросить, останется то, ради чего на самом деле стоит скачивать и пользоваться Secret. Благодаря авторам разных интернет-изданий и работникам крупных компаний, сюда чуть ли не ежедневно сливаются какие-то инсайдерские сплетни. Да, среди них много фейковых, но все остальные могут спокойно раскрыть карты какого-нибудь важного события задолго до официального релиза. Тут можно встретить посты тех, у кого «наболело» или на кого наорал начальник и те со злости решили втихую отомстить.

Как ни странно, руководители крупных компаний и изданий опасаются любых упоминаний своих детищ, которые выставят их в плохом свете. И не безосновательно. Так, например, на днях в Secret появился пост, сообщающий, что в издательстве Look at Media задерживают зарплаты и шантажируют сотрудников на этой почве. Как выяснилось через несколько дней, это было чистой правдой.

Вот вам еще пример. Примечательная история приключилась с главным редактором Techcrunch Алексией Тсорсис. Какой бы банальной не была запись, которую разместил пользователь, решивший позабавиться, и комментарии к записи, девушке пришлось опровергать как слух об увольнении, так и то, что она «тупая, как пробка» и «ужасна в постели». Когда редактор одного из самых уважаемых IT-ресурсов отвечает на глупые шутки в Secret, начинаешь понимать, что создатели сервиса добились желаемого.

Такие вещи не в диковинку и для зарубежных пользователей. Несколько месяцев назад какой-то шутник опубликовал «секрет», в котором написал, что новые EarPods будут подключаться как к разъему 3,5 мм, так и к lightning-порту, благодаря чему смогут отслеживать ваш пульс и давление. В качестве подтверждения парень давал ссылку на свой же блог, где он написал об этом «правдоподобную» статью. Как ни странно, многие авторитетные медиа, специализирующиеся на технике Apple, успели опубликовать новость еще до того, как шутника разоблачили.

И это далеко не последний пример того, как сервис наводил шумиху в СМИ и делал тайное явным. В этом и есть вся суть и интерес Secret.

Обратная сторона медали

Анонимные социальные сети убирают рамки, в которые общество ставит людей. Этот факт развращает неуверенных в себе пользователей, позволяя им скрывать свое лицо за воображаемой ширмой и открывать обществу свои тайные мысли и желания, рассказать о которых в реальной жизни они бы ни за что не решились.

Оттого в Secret столько грязи в комментариях, столько отвратительных постов. Если обобщить, то активная аудитория социальной сети делится на четыре части: те, кто сливает инсайды или делает инфоповоды для раскрытия этих инсайдов; недалекие люди, генерирующие немалую долю контента; шутники (скорее всего авторы популярных блогов Рунета), которые в основном шутят о популярных блогах Рунета; и те, для кого Secret стал жилеткой, в которую можно поплакаться.

Какое будущее его ждет?

Скорее всего, со временем сервис поубавит обороты и шумиха вокруг него утихнет. Количество откровенно неприятных постов и необдуманных высказываний уменьшится, и Secret превратится в смесь рыданий в жилетку, шуток и инсайдерских слухов. Первые два момента будут всегда, а последние существуют как минимум потому, что успешный скандальный пост обеспечивает неплохой пиар, каким бы грязным он ни был.

Многие авторы сетуют, что вскоре все рассекретится и данные пользователей станут доступны широкому кругу. Звучит как очередные «предсказания» для тех, кто верит в теорию глобального заговора. Но, учитывая, что мы с вами живем во времена, когда хакеры каждый месяц проводят какие-то громкие взломы и в Сеть сливается немало конфиденциальной информации, подобная перспектива кажется не такой уж и туманной.

А пока Secret находится на волне популярности и стал новым трендом - регистрируйтесь и делитесь секретами.

РН «Ariane-5» перед запуском

Ariane 5 ) - европейская тяжёлая семейства , предназначена для выведения полезной нагрузки на (НОО ) или (ГПО ). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА ), основной подрядчик - European Astrium Space Transportation (EADS ). Ракета продвигается на рынке компанией Арианспейс. Запуски происходят с во Французской Гвиане. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2023 года, когда должны начать полеты ракеты . Только за период 1995-2007 гг., Арианспейс разместила заказы на 99 РН в EADS, было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.

Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долларов США и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4». Первоначально существовали планы использовать её для запусков «Гермес», однако этот проект был отменён и сейчас «Ариан 5» применяется только в непилотируемом варианте. Использование разных вариантов контейнеров полезной нагрузки позволяет одновременный запуск двух-трёх спутников и размещение до восьми микроспутников. Ракета-носитель использовалась для снабжения (МКС ) с помощью автоматических грузовых кораблей.

Конструкция

Схема устройства РН «Ариан 5 ECA»

Криогенная основная ступень

Первая криогенная ступень «Ариан 5» называется EPC (фр. Étage Principal Cryotechnique ) и состоит из большого - 30,5 метров высотой - бака с двумя отделениями (одно для 130 тоннжидкого кислорода и одно для 25 тонн жидкого водорода) и ЖРД «Вулкан» в основании, который имеет тягу 113,6 тс (1 114 кН) на уровне моря. Сухая масса первой ступени составляет 15 тонн. В варианте «Ариан 5 ECA» используется модифицированный ЖРД Вулкан 2 с тягой 136,6 тс (1 340 кН).

Твердотопливные ускорители

Два твердотопливных ускорителя ARP (фр. Les Étages d’Accélérations à Poudre ) присоединяются по бокам и обеспечивают основную тягу при старте ракеты-носителя. ТТУP238 (P241 в случае «Ариан 5 ECA») весит 277 тонн и развивает тягу 630 тс (6 470 кН). В отличие от боковых ускорителей космического челнока, твердотопливные ускорители после отсоединения падают и теряются в океане, но и как в случае с челноком, в принципе могут опускаться на парашютах в воду для их повторного использования. Спасение ТТУ после запуска осуществлялось несколько раз для послеполётных исследований ускорителей. Повторное использование в настоящее время не предусмотрено. Спасение отработавшего ТТУпроизводилось после первого полёта варианта РН «Ариан 5 ECA». До этого полёта последняя такая попытка была проделана в 2003 году.

Разгонные блоки

Вторая ступень расположена выше первой и ниже контейнера полезной нагрузки. Вариант РН«Ариан 5 G» использует EPS (фр. Étage à Propergols Stockables ), в которой применяются компоненты топлива несимметричный диметилгидразин (гептил) и N2O4, в то время как вариант РН «Ариан 5 ECA» использует ESC (фр. Étage Supérieur Cryotechnique ) с компонентами LH2/LOX.

Модификации и будущее развитие

Варианты ракеты-носителя

  • Первоначальная версия РН «Ариан», называется 5G (Generic ) со стартовой массой 737 тонн. Масса полезной нагрузки, выводимая на ГПО этим вариантом ракеты-носителя, была изначально заявлена равной 5 970 кг, но была увеличена после испытательных полетов до 6 200 кг.
  • РН «Ариан 5G+» оснащена модернизированной второй ступенью, которая обеспечивает вывод на ГПО 6 950 кг груза и использовалась три раза в 2004 году.
  • РН «Ариан 5GS» пришла на замену «5G+» в 2005 году. Имеет те же ТТУ EAP , что и более поздний вариант «Ариан 5 ECA», также оснащена модифицированным двигателем первой ступени Вулкан 1B. Она способна выводить на ГПО 6 100 кг.
  • РН «Ариан ECA» (Evolution Cryotechnique type A ) может вывести на ГПО два спутника общей массой 10 000 кг или один спутник массой 10 500 кг. Этот вариант использует двигатель первой ступени Вулкан 2 и вторую ступень ESC-A (фр. Etage Supérieur Cryogénique-A ), которая оснащена ЖРД HM7-B массой 2 100 кг, общая масса криогенного топлива (LH2/LOX) составляет 14 000 кг. Вторая ступень, которая ранее использовалась в качестве третьей ступени РН«Ариан-4», в «Ариан ECA» имеет изменённые баки в целях сокращения длины. Переработанный ЖРД Вулкан имеет более длинное и эффективное сопло и более эффективный топливный цикл. Изменённое соотношение топливных компонентов потребовало изменения длины баков первой ступени. Также ТТУ EAP были облегчены использованием нового способа сварки и заполнены бо́льшим количеством топлива. Вторая ступень ESC-A не улучшает показатели РН«Ариан ECA» по выводу груза на НОО по сравнению с вариантом «Ариан 5G», поэтому последняя модификация не будет использоваться для вывода автоматического транспортного корабля ATV.
  • РН «Ариан ES-ATV» (Evolution Storable ) используется для запуска автоматического транспортного корабля ЕКА с использованием блока второй ступени EPS версии РН «Ариан G». Первый запуск был осуществлён 04:03 GMT 9 марта 2008 года.

Повторное зажигание второй ступени

Блок EPS обладает способностью повторного зажигания, которое демонстрировалось дважды. Первый раз это было осуществлено в ходе полёта V26 , дата старта 5 октября 2007 года. Повтор зажигания был осуществлён исключительно в целях испытания двигателя и производился уже после вывода на расчётную орбиту ПН. Первое рабочее использование возможности повторного зажигания в целях выполнения программы полёта произошло 9 марта 2008 года, когда два включения ступени были осуществлены для вывода ATV (Automated Transfer Vehicle ) ЕКА на промежуточную орбиту сближения с МКС.

Возобновлено развитие РН «Ариан 5 ECB»

Планировалось, что модификация ECB будет иметь верхнюю ступень ESC-B , использующую двигатель Винчи, ЖРД с циклом фазового перехода. Предполагалось увеличить доставляемую на ГПО ПН до 12 000 кг, но проект был отложен из-за бюджетных сокращений.

В декабре 2005 года на конференции ЕКА в Берлине не было принято решения о возобновлении или отмене этого проекта. ЖРД Винчи, который предназначен для второй ступени, всё ещё разрабатывается, хотя и меньшими темпами, чем раньше. 25-26 ноября 2008 года на совете министров ЕКА было достигнуто соглашение по финансированию модернизированной второй ступени.

Твердотопливная ступень

Работы по ТТУ EAP продолжаются в рамках проекта ракеты-носителя «Вега» Первая ступень этой ракеты-носителя - двигатель P80 - более короткая версия ТТУ EAP , с корпусом из графитоэпоксидного волокна, которое гораздо легче стального корпуса. Сопло также выполнено из композитов с увеличенным коэффициентом расширения для улучшения эффективности. Управление вектором тяги электромеханическое, что позволяет уменьшить вес по сравнению с гидравлическим управлением.

Эти усовершенствования, вероятно, найдут своё отражение в РН «Ариан 5». Интеграция версии РН ESC-B с усовершенствованиями ТТУ и модифицированным ЖРД Вулкан должны позволить вывод 27 000 кг на низкую опорную орбиту.

Запуски ракеты-носителя «Ариан 5»

Запуск 34-го РН Ариан 5 в Гвианском Космическом центре.

Первый испытательный полёт Ариан 5 состоялся 4 июня 1996 года и был неудачным. Ракета-носитель была подорвана на 34 секунде полёта по причине неисправности в управляющем программном обеспечении, которая считается самой дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории. Конвертация данных из 64-разрядного числа с плавающей запятой в 16-разрядное привела к зависанию компьютера. Процедура на языке Ада, обрабатывающая эту исключительную ситуацию, была исключена из соображений сохранения производительности системы.

Второй испытательный полёт (V-101), 30 октября 1997 года был частичной неудачей по причине проблем с управляемостью сопла двигателя первой ступени Вулкан. Вторая ступень отработала успешно, но не смогла достичь планируемой . Следующий полёт 21 октября 1998 года был успешным, и первый коммерческий запуск был произведён 10 декабря 1999 года - была выведена на орбиту .



Европейская ракета Ariane-5 / Фото: ru.wikipedia.org

Европейская ракета-носитель Ariane-5, стартовавшая в субботу с космодрома Куру во Французской Гвиане, доставила на орбиту два телекоммуникационных спутника для США и Индии: DIRECTV-14 и GSAT-16, говорится в сообщении европейского аэрокосмического концерна Arianespace.

Первоначально предполагалось, что запуск ракеты-носителя состоится в четверг, однако он был отложен на два дня из-за неблагоприятных погодных условий. В субботу в 17.40 по местному времени (23.40 мск) Ariane-5 успешно стартовала с космодрома Куру.

"Осуществив этот запуск, Arianespace установил новый рекорд по массе доставленного (в космос) груза в год", - информирует концерн.

Ariane-5 - европейская ракета-носитель, предназначается для выведения грузов на низкую околоземную орбиту Земли. На разработку Ariane-5 было потрачено около 10 лет и 7 миллиардов долларов. К настоящему моменту осуществлено 62 успешных запуска, сообщает РИА Новости .


Техническая справка

«Ариан 5» (фр. Ariane 5 ) — европейская ракета-носитель семейства Ариан , предназначена для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА), основной подрядчик - European Astrium Space Transportation (EADS).

Ракета продвигается на рынке компанией Арианспейс . Запуски происходят с космодрома Куру во Французской Гвиане . РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2015 года . Только за период 1995 -2007 гг., Арианспейс разместила заказы на 99 РН в EADS, было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.

Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долл. и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4 ». Первоначально существовали планы использовать её для запусков пилотируемого корабля «Гермес» , однако этот проект был отменён и сейчас «Ариан 5» применяется только в непилотируемом варианте. Использование разных вариантов контейнеров полезной нагрузки позволяет одновременный запуск двух-трёх спутников и размещение до восьми микроспутников. Ракета-носитель используется для снабжения Международной космической станции (МКС) с помощью грузовых кораблей.

Сравнимые ракеты-носители: «Протон-М» , «Ангара А5» , «Дельта IV », «Атлас V» , «Великий поход 5» , GSLV Mk.III , «Фалькон 9» , H-IIB , Циклон-4 .

Схема РН «Ариан 5 ECA» / Фото: ru.wikipedia.org

ЖРД Вулкан / Фото: ru.wikipedia.org

Конструкция

Криогенная основная ступень

Первая криогенная ступень «Ариан 5» называется EPC (фр. E tage Principal Cryotechnique ) и состоит из большого - 30,5 метров высотой - бака с двумя отделениями (одно для 130 тонн жидкого кислорода и одно для 25 тонн жидкого водорода ) и ЖРД Вулкан в основании, который имеет тягу 113,6 тс (1 114 кН ) на уровне моря. Сухая масса первой ступени составляет 15 тонн . В варианте «Ариан 5 ECA» используется модифицированный ЖРД Вулкан 2 с тягой 136,6 тс (1 340 кН ).

Твердотопливные ускорители

Два твердотопливных ускорителя ARP (фр. Les Etages d’Accelerations à Poudre ) присоединяются по бокам и обеспечивают основную тягу при старте ракеты-носителя . ТТУ P238 (P241 в случае «Ариан 5 ECA») весит 277 тонн и развивает тягу 630 тс (6 470 кН ). В отличие от боковых ускорителей космического челнока , твердотопливные ускорители после отсоединения падают и теряются в океане, но и как в случае с челноком , в принципе могут опускаться на парашютах в воду для их повторного использования.

Спасение ТТУ после запуска осуществлялось несколько раз для послеполётных исследований ускорителей. Повторное использование в настоящее время не предусмотрено. Спасение отработавшего ТТУ производилось после первого полёта варианта РН «Ариан 5 ECA». До этого полёта последняя такая попытка была проделана в 2003 году.

Разгонные блоки

Вторая ступень расположена выше первой и ниже контейнера полезной нагрузки . Вариант РН «Ариан 5 G» использует EPS (фр. Étage à Propergols Stockables ), в которой применяются компоненты топлива несимметричный диметилгидразин (гептил) и N2O4 , в то время как вариант РН «Ариан 5 ECA» использует ESC (фр. E tage Superieur Cryotechnique ) с компонентами LH2 /LOX .

Варианты ракеты-носителя

  • Первоначальная версия РН «Ариан», называется 5G (англ. Generic ) со стартовой массой 737 тонн . Масса полезной нагрузки, выводимая на ГПО этим вариантом ракеты-носителя, была изначально заявлена равной 5 970 кг , но была увеличена после испытательных полетов до 6 200 кг .
  • РН «Ариан 5G+» оснащена модернизированной второй ступенью, которая обеспечивает вывод на ГПО 6 950 кг груза и использовалась три раза в 2004 году.
  • РН «Ариан 5GS» пришла на замену «5G+» в 2005 году. Имеет те же ТТУ EAP , что и более поздний вариант «Ариан 5 ECA», также оснащена модифицированным двигателем первой ступени Вулкан 1B . Она способна выводить на ГПО 6 100 кг .
  • РН «Ариан ECA» (англ. Evolution Cryotechnique type A ) может вывести на ГПО два спутника общей массой 10 000 кг и один спутник массой 10 500 кг . Этот вариант использует двигатель первой ступени Вулкан 2 и вторую ступень ESC-A (фр. Etage Superieur Cryogenique-A ), которая оснащена ЖРД HM7-B массой 2 100 кг , общая масса криогенного топлива (LH2 /LOX ) составляет 14 000 кг . Вторая ступень, которая ранее использовалась в качестве третьей ступени РН «Ариан-4 », в «Ариан ECA» имеет изменённые баки в целях сокращения длины. Переработанный ЖРД Вулкан имеет более длинное и эффективное сопло и более эффективный топливный цикл. Изменённое соотношение топливных компонентов потребовало изменения длины баков первой ступени. Также ТТУ EAP были облегчены использованием нового способа сварки и заполнены бо́льшим количеством топлива. Вторая ступень ESC-A не улучшает показатели РН «Ариан ECA» по выводу груза на НОО по сравнению с вариантом «Ариан 5G», поэтому последняя модификация не будет использоваться для вывода автоматического транспортного корабля ATV .
  • РН «Ариан ES-ATV » (англ. Evolution Storable ) используется для запуска автоматического транспортного корабля ЕКА с использованием блока второй ступени EPS версии РН «Ариан G». Первый запуск был осуществлён 04:03 GMT 9 марта 2008 года.

Первый испытательный полёт РН «Ариан 5» состоялся 4 июня 1996 года и был неудачным. РН была подорвана на 34 секунде полёта по причине неисправности в управляющем программном обеспечении, которая считается самой дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории. Конвертация данных из 64-х разрядного числа с плавающей запятой в 16-ти разрядное привела к зависанию компьютера. Процедура на языке Ада , обрабатывающая эту исключительную ситуацию, была исключена из соображений сохранения производительности системы.

Второй испытательный полёт, L502 30 октября 1997 года был частичной неудачей по причине проблем с управляемостью сопла ЖРД Вулкан . Вторая ступень отработала успешно, но не смогла достичь планируемой орбиты. Следующий полёт 21 октября 1998 года был успешным, и первый коммерческий запуск был произведён 10 декабря 1999 года - была выведена на орбиту рентгеновская обсерватория XMM-Newton .

Тактико-технические показатели

Общие сведения
Страна Евросоюз
Семейство Ариан
Назначение ракета-носитель
Разработчик ЕАДС (EADS Astrium Space Transportation)
Изготовитель EADS
Основные характеристики
Количество ступеней, шт 2
Длина, м 59
Диаметр, м 5,4
Стартовая масса, т 777
НОО: 16 (G);
21 (ES)
ГПО: 6,2 (G);
6,95 (G+);
6,1 (GS);
10,5 (ECA).
История запусков
Состояние действующая
Места запуска Гвианский Космический центр (Guiana Space Centre)
Число запусков, шт: 68
успешных 64 (G: 13,
G+: 3,
GS: 6,
ECA: 39,
ES: 3)
неудачных 4
Первый запуск G : 4 июня 1996 года
G+: 2 марта 2004 года
GS: 11 августа 2005 года
ECA: 11 декабря 2002 года
ES: 9 марта 2008 года
Ускоритель (Ступень 0) Р238
Количество ускорителей, шт 2
Маршевый двигатель ТТУ
Тяга, тс (кН ) 659,8 (6470)
Удельный импульс, с 275
Время работы, с 129
Первая ступень - H158
Вариант РН Ариан 5G
Маршевый двигатель Вулкан
Тяга, тс (кН) 113,6 (1 114)
Удельный импульс, с 430
Время работы, с 589
Горючее водород
Окислитель кислород
Первая ступень (Альтернативная) -H173
Вариант РН Ариан 5 ECA
Маршевый двигатель Вулкан 2
Тяга, тс (кН) 136,6 (1 340)
Удельный импульс, с 431
Время работы, с 650
Горючее водород
Окислитель кислород
Вторая ступень
Вариант РН Ариан 5G
Маршевый двигатель Аэстус
Тяга, тс (кН) 2,79 (27,4)
Удельный импульс, с 324
Время работы, с 1 100
Горючее Гептил
Окислитель N 2 O 4
Вторая ступень (Альтернативная)
Вариант РН Ариан 5 ECA
Маршевый двигатель HM7-B
Тяга, тс (кН) 6,6 (64,7)
Удельный импульс, с 446
Время работы, с 960
Горючее водород
Окислитель кислород

Ариан-5 (фр. Ariane 5) – ракетоноситель, созданный Европейским космическим агентством (ЕКА) предназначенный для вывода спутников, автоматических космических кораблей на околоземную орбиту, а также доставке полезных грузов для Международной космической станции (МКС).

С развитием ракетно-космических технологий ракетоноситель Ариан 4 стала устаревать. И в 90-х годах началась разработка нового ракетоносителя Ариан 5. Первый запуск ракеты был произведен 4 июня 1996 г., но он оказался неудачным, из-за ошибки в программе ракета самоуничтожилась. Это ошибка стала дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории.

Ракетоноситель Ариан-5 состоит из трех частей:
Первая ступень Ариан 5 представляет собой 30,5 метровый бак, состоящий из двух цистерн с жидким кислородом и водородом. В основании ступени расположен двигатель Вулкан с тягой в 136,6 тон/см. Сбоку к первой ступени установлены два твердотопливные ускорители ARPи развивают тягу в 630 тонн/см. Также эти ускорители можно спасти и повторно использовать, но это из-за особых мер безопасности не делают.
Вторая ступень Ариан 5 состоит из разгонных блоков EPS или ESC. Также двигатель второй ступени обладает способностью повторного зажигания, во время полета.
Третья часть представляет собой отсек полезной нагрузки.

Существуют следующие модификации ракетоносителя Ариан-5:
Ариан 5G (Generic) – базовая модель. Со стартовой массой в 737 т. Способна вывести на орбиту грузов до 6,2 т.
Ариан 5G+ – улучшена вторая ступень. Способна вывести на орбиту грузов до 6,95 т. Произведено 3 шт.
Ариан 5GS – улучшен двигатель первой ступени Вулкан 1В. Способна вывести на орбиту грузов до 6,1 т.
Ариан ECA (Evolution Cryotechnique type A) – улучшен двигатель первой ступени Вулкан 2. Улучшена вторая ступень путем сокращения ее длины и массы. Ракетоноситель способен вывести на орбиту два спутника массой в 10 т или один спутник массой в 10,5 т.
Ариан ES-ATV – предназначен для вывода на орбиту автоматического транспортного корабля ATV.
За период использования ракетоносителя Ариан-5 было произведено 45 запусков из 4 неудачных. Ариан-5 планируется использовать до 2015 года. Но все, же сейчас идет малыми темпами разработка последней модификации Ариан 5 ECB способная вывести на орбиту грузов до 12 т.

Ракетоноситель Ариан 5

Больше картинок и фотографий с Ракетоносителем Ариан-5 вы можете посмотреть в .


Характеристика:
Длина – 59 м
Диаметр – 5,4 м
Ступеней – 2 шт.
Стартовая масса – до 777 т
Масса груза – до 10,5 т
Тяга двигателя:
ускоритель – до 659,8 т/см
первая ступень – до 136,6 т/см
вторая ступень – до 6,6 т/см
Запусков – 45
Неудачных – 4
Место запуска – космодром Куру во Французской Гвиане.
Бюджет – 7 млрд. долларов США.