Самолет миг 29уб. «Энциклопедия мирового вооружения

Все мы уже привыкли к активно набирающим популярность квадрокоптерам. Их количество становится больше, а ассортимент растет. В западных странах их использование уже благополучно регулируется законодательно. Однако войны всегда были очень мощным двигателем прогресса и нет ничего удивительного в том, что первые Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА) разрабатывались именно в военных целях. Да и герой сегодняшнего рассказа, аппарат Predator является отнюдь не игрушкой.

Куда же без краткого экскурса в историю? А начнем мы совсем издалека: само понятие БПЛА подразумевает отсутствие пилота в летательном аппарате и дистанционное или автономное управление. Первым предложил дистанционное управление и запатентовал его не кто иной, как гениальный и загадочный Никола Тесла. Еще в 1898 году Тесла создал небольшое металлическое судно с аккумулятором, радиоприемником, большими антеннами, рулями глубины, двигатели так далее. Все это управлялось с помощью беспроводного специального радиопередатчика - первого в мире пульта ДУ. Он подал заявку и получил патент № 613809 «Способ и устройство для управления механизмами движущихся судов и транспортных средств» в Бюро патентов США.

Перейдем ближе к теме - летательным аппаратам. Первым создать беспилотный летательный аппарат попытался военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году. Основной идеей было создание аппарата, который сможет лететь по заданной траектории без пилота и в нужный момент упасть на врага с зарядом на борту. Аппарат оснащался часовым механизмом для своевременного падения. Изобретателю удалось сделать несколько аппаратов и провести некоторые испытания с переменной успешностью, но в итоге разработка заглохла.

Вторым, более удачным экспериментом в этой области стала разработка британских ученых. После усовершенствования биплана Fairy Queen и установки соответствующего оборудования, на свет появился DH.82B Queen Bee, которым можно было дистанционно управлять по радиоканалу. Это был первый БПЛА в понимании близком к современному, разработка датируется 1933 годом. Использовался британскими ВВС с 1934 года по 1943 в качестве самолетов-мишеней.

DH.82B Queen Bee

Германия тоже вела разработки в этой области. Использовались управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, а позже - «самолет-снаряд» (или крылатая ракета) Фау-1, а с 1942 года - Фау-2. Хотя их назвать БПЛА можно с натяжкой.

США предпринимали попытки создания радиоуправляемых вариантов самолета B-17, которые использовались для нанесения ударов по базам немецких подводных лодок. В 1944 году выпущено 25 переоборудованных B-17E и B-17F BQ-7. Еще одна разработка - радиоуправляемый самолет-снаряд "Кастор". Проекты были не слишком удачными.

Как и Великобритания, США запустили беспилотные самолеты-мишени Radioplane QQ-2, а во время Второй Мировой войны, фирма Radioplane создала около 15 тысяч БПЛА разных модификаций. Наиболее успешной разработкой США стал беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1. Вплоть до 1944 год было выпущено несколько модификаций: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Серийными стали сам TDR-1 и TD3R-1.

Interstate TDR-1

После войны, начиная с 1955 и до конца 1990-ходов беспилотники использовались преимущественно в разведывательных целях. Были выпущены беспилотники Ryan Firebee JB-2 Loon, Lockheed Martin М-21 и D-21, Pioneer RQ-2A.

General Atomics

А теперь пора перейти и к БПЛА Predator, для начала - пару слов о создателях, компании General Atomics.

General Atomics - американская компания, занимающаяся широким спектром разработок: от частей цикла ядерного топлива до БПЛА, авиационных сенсоров, современной электроники и лазерных технологий. Расположена в Сан-Диего, Калифорния. Имеет достаточно интересную историю и не раз переходила от владельца к владельцу. Была основана 18 июля 1955 года как подразделение компании General Dynamics для работы и коммерциализации ядерных технологий. В 1976 году компания GA получила территорию в Torrey Pines, на которой до сих пор располагается штаб-квартира компании.
Ранние проекты: ядерный реактор TRIGA и проект межпланетного космического аппарата Орион с ядерно-импульсным двигателем. 1967 подразделение продано Gulf Oil и переименовано в Gulf General Atomic. В 1973-м году GA переименована в General Atomic Company, компания Royal Dutch Shell (Scallop Nuclear Inc.) получила половину доли в GA. В 1960-х и 1970-х годах компания разработала и несколько проектов высокотемпературных газоохлаждаемых ядерных реакторов. В 1982 году Gulf Oil выкупила долю и переименовала компанию в GA Technologies Inc. В 1984-м, После покупки Gulf Oil, Chevron стала владельцем GA. Нынешние владельцы, Neal Blue и Linden Blue приобрели компанию за 50 млн долларов в 1986 году. В самом начале 1990-х GA купила производителя БПЛА Leading Systems (которая создала аппараты Amber и GNAT). В 1993 году создана дочерняя компания General Atomics Aerinautical Systems (GA-ASI) для разработки БПЛА.

Предшественником современного Predator был беспилотник GNAT-750, разработку которого вела вышеупомянутая Leading Systems. Первый полет состоялся в 1989 году и использовался в Югославии и в Афганистане. Размах крыла составлял 10.76 м, длина: 5.33 м, крейсерская скорость: 259 км/ч, радиус действия: 267 км.

Беспилотный летательный аппарат "Хищник" (" Predator ") RQ-1 и MQ-1 (военная версия) был впервые запущен в 1994 году. Проект был основан на модификации беспилотника GNAT 750 и получил модуль спутниковой связи, которого не было в GNAT 750. Аппараты с 1995 года активно использовались в Афганистане, Пакистане, Боснии, Сербии, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии и Сомали. Затем данные аппараты под индексом RQ-1A появились на вооружении военно-воздушных сил и центрального разведывательного управления США.

Конструкция MQ-1 Predator схожа с обычными пилотируемыми самолетами. В распоряжении БПЛА есть радиолокационное оборудование, 2 цветных телевизионных камеры, ИК-аппаратура с шестью полями наблюдения, лазерный дальномер-целеуказатель и системы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. MQ-1 Predator оснащен четырехцилиндровым двигателем. Аэродромный тип старта и посадки, в автоматическом режиме или с помощью оператора. Для связи с наземной станцией используются спутниковые радиолинии, благодаря чему не обязательна прямая линия радиосвязи.

В конце зимы 2001 года на авиабазе Неллис в Неваде прошли первые испытания запуска лазерноуправляемой ракеты Hellfire-C с борта БПЛА Predator. Уже в 2002 году в Афганистане был успешно опробован MQ-1 Predator в полевых условиях. Зимой того же года БПЛА уничтожил машину с террористами в Йемене.

Характеристики MQ-1

  • Размах крыла: 14.84 м
  • Длина : 8.23 м
  • Высота 2.12 м
  • Масса пустого аппарата : 512 кг
  • Максимальная взлетная масса : 1020 кг
  • Двигатель : Rotax 914 UL
  • Мощность : 105 л. с.
  • Максимальная скорость : 217 км/ч
  • Крейсерская скорость : 110 – 130 км/ч
  • Дальность полета : 740 км
  • Максимальная длительность полета : 40 ч
  • Практический потолок : 7620 м

Тактическая единица Predator состоит из четырех БПЛА, наземной станции управления, терминала спутниковой связи и 55 человек обслуживающего персонала. Predator создан для выполнения загоризонтных, дальних, высотных операций, включающих разведку, наблюдение и нанесение точечных ракетных ударов. Может использоваться вместе с поисковыми мини-БПЛА, что позволяет выполнять разведку без снижения и опасности попасть под обстрел.

Операторы БПЛА, авиабаза Белед, Ирак

MQ-1 Predator имел несколько модификаций, некоторые используются и сейчас:

  • RQ-1 (разведывательный беспилотный летательный аппарат)
  • RQ-1 Predator XP (экспортный вариант, неспособный нести вооружение)
  • MQ-1 А/В (ударные варианты)
  • MQ-1C Grey Eagle (модернизированный вариант MQ-1 с новым двигателем, увеличенным размахом крыла и полезной нагрузкой, сейчас и он имеет улучшенную версию с большей длительностью полета).

General Atomics заключил контракт с ВВС США на постройку третьего прототипа малозаметного беспилотного летательного аппарата Predator C Avenger. General Atomics уже построил два таких аппарата и планирует построить еще два, по крайней мере, производство одного из них в настоящее время финансируется правительством США. По словам Дейвида Фалгхама (David A. Fulghum) из Aviation Week, новая версия "Avenger" (Мститель) будет более мощной и сможет нести больше полезной нагрузки, чем первые два прототипа, выпущенные в 2009-м. Второй Avenger совершил первый полет в апреле 2010 года. ВВС выделили $ 15 миллионов на первый самолет, но, как ожидается, стоимость программы увеличится.


General Atomics сообщил ВВС, что готов быстро нарастить производство в случае заказа БПЛА военно-воздушными силами или другими государственными организациями. Закупки находятся под контролем специальной секретной организации Big Safari, отвечающей за оперативные приобретения для ВВС США.

ВВС планируют отправить этот самолет в Афганистан, где он будет использоваться для оценки "следующего поколения датчиков, тактики, методов и процедур использования БПЛА", позволяя ускорить дальнейшее его принятие на вооружение. Испытания также помогут определить требования к снижению радиолокационной заметности аппарата.

Avenger разработан для выполнения высокоскоростных полетов большой продолжительности для ведения скрытной многоцелевой разведки, наблюдения и рекогносцировки и проведения высоко точных ударов на суше или на море. Он может нести различное вооружение во внутреннем отсеке, в том числе 2000-фунтовые высокоточные бомбы JDAM, электрооптические/инфракрасные датчики, всепогодную РЛС GA-ASI Lynx с синтезированной апертурой и бортовой индикатор переднего обзора для обнаружения движущихся целей. General Atomics сообщает, что разведывательная система основана на испытываемой в настоящее время на F-35 системе ночного видения от корпорации Lockheed Martin и видеодатчиках собственной разработки. Для поддержания малозаметности на Avenger, вероятно, будут использованы специализированные интегральные, конформные или выдвижные подвески.

Predator был одним из самых успешных в войне дронов, которую начало ЦРУ с международным терроризмом в Азии, на Ближнем Востоке и Африке. Новый и более продвинутый Predator “C-plus”, обладающий большей грузоподъемностью для размещения нескольких более тяжелых датчиков и высокоточного оружия, мог бы расширить оперативные возможности для проведения операций во вражеском воздушном пространстве. Фалгхам сообщает, что закупка ВВС серийных дронов может освободить Пентагон от обязательств совершить закупки по новой программе "MX", "в свете бюджетной политики, гарантирующей аннулирование новых программ." Predator С/Avenger также рассматривается в качестве будущей американской морской разведывательной платформы, известной как UCLAAS.

Решение было обнародовано через несколько дней после потери другого дрона-невидимки - RQ-170 Sentinel - над Ираном. Тем не менее, согласно Фалгхаму, новое заявление не имеет отношения к нынешнему инциденту. ВВС планировали заключить контракт в ноябре 2011 года, но из-за бюджетных осложнений он был заморожен. Чиновники заявили, что проект велся и до потери дрона-невидимки четвертого декабря в районе Kashmar на северо-востоке Ирана.

Беспилотный летательный аппарат “Хищник” (“Predator”), обозначаемый RQ-1, является детищем компании General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI). Данный БПЛА запущен в январе 1994 года в качестве демонстрации концепции передовых технологий (ACTD). Армейская версия, которая появилась вслед за RQ-1, названа MQ-1. Проект был основан на модификации беспилотника Gnat 750, также созданного компанией General Atomics Aeronautical Systems. Стоит отметить, что Gnat 750 не имел спутниковой связи. Американские вооруженные силы получили первый образец БПЛА “Хищник” в 1994 году и активно использовали его в Боснии в 1995-1996 годах. Затем данные аппараты под индексом RQ-1A появились на вооружении военно-воздушных сил и центрального разведывательного управления США.
В конце зимы 2001 года прошли испытания лазерноуправляемой ракеты Hellfire-C с борта БЛА Predator. Пуски осуществлялись на авиабазе Неллис, Невада. Уже в 2002 году во время проведения операции “Несокрушимая свобода” в Афганистане был успешно опробован “Хищник” с подвесками ракет “Хеллфайр”, получивший обозначение MQ-1. Зимой того же года “Хищник” при помощи ракеты “Хеллфайр” уничтожил машину в Йемене, по сведениям разведки в ней находились террористы. Помимо ракет, компания Northrop Grumman опробовала запуск суббоеприпаса со снарядо-фомирующим зарядом Bat с БПЛА “Хищник”.

Официально, система “Predator A” была объявлена как действующая лишь в 2004 году, через 10 лет после появления в армии. БПЛА “Predator” в настоящий момент находятся на вооружении итальянских и американских ВВС. К сентябрю 2007 года “Хищник” уже совершил около 300000 часов полета, 80% из которых относятся к боевым операциям и доля их только возрастает. Только в октябре 2007 года эти БПЛА налетали 12000 часов. Недавно у военно-воздушных сил США появился новый аппарат “Жнец” (“Reaper ”), он базируется на увеличенной платформе “Хищника”.

Каждая система “Predator” состоит из 4 БПЛА, наземной станции управления, терминала спутниковой связи и 55 человек обслуживающего персонала. Беспилотный летательный аппарат “Хищник” оборудуется разведывательными системами и оружием для обеспечения возможностей интеллектуального поиска, наблюдения и разведки. Он создан для выполнения загоризонтных, дальних, высотных операций, включающих разведку, наблюдение и нанесение точечных ракетных ударов в течение отведенных 40 часов полета. “Хищник” также может использоваться вместе с поисковыми мини-БЛА, что позволяет ему выполнять невысотную разведку без снижения и опасности встречи с вражеским огнем.

MQ-1 «Predator»

MQ-1 «Predator» с ракетами AGM-114 «Hellfire». Авиабаза Белед (Balad), Ирак, после выполнения операции в рамках кампании «Свобода Ирака». 2007

Пилот и оператор датчиков БПЛА MQ-1 «Predator» осуществляют пилотирование аппарата, находящегося в радиусе 25 миль от базы. Авиабаза Белед, Ирак

Аппарат “Predator” оборудован четырёхцилиндровым двигателем с турбонаддувом “Rotax 914” мощностью 105 л.с. Планер построен по нормальной аэродинамической схеме с однобалочным фюзеляжем и задним расположением воздушного винта, имеет длину 8,22 метров, высоту 2,1 метра и размах крыльев – 14,8 метров. Хвостовое оперение — перевёрнутое V-образное. Аппарат весит 512 кг без нагрузки и 1043 при максимальной нагрузке. Традиционными для данного БПЛА являются операции, проводимые на высоте 7400 метров при скорости полета 217 км/час. Беспилотник способен выполнять патрулирование огромной территории в течение 24 часов на удалении от базы равного 640 км. Полезная нагрузка составляет 204 кг во внутренних отсеках, 136 кг на внешних подвесках, а также 286 кг топлива. Собранные из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на традиционных самолётах, беспилотники “ Predator” является надежной машиной.

Усовершенствование БПЛА включает замену оригинального электрооптического/инфракрасного датчика на систему, включающую лазерный целеуказатель/дальномер, подкрепление крыльев для посадки на грунт и введение электропроводки и подвесок для ношения и запуска ракет “Хеллфайр”.

Выделяют несколько этапов модификации беспилотных аппаратов “Predator”. Представленная на испытаниях по программе (ACTD) версия аппарата обозначалась как RQ-1K, при этом вся система (включая наземную станцию управления) известна как RQ-1A. Аппарат имел поршневой двигатель Rotax 912 UL, двулопастной толкающий винт и V-образное хвостовое оперение. Обладая полностью убирающимся шасси, БЛА взлетает и приземляется с взлетной полосы по самолетному. Для дистанционного пилотирования аппарат снабжался цветной видеокамерой, и GPS- полуавтоматической инерциальной навигационной системой. Первостепенным оборудованием для выполнения разведывательных миссий являлась турель с установленными на ней AN/ZPQ-1 TESAR (тактический радар TESAR с синтезированной апертурой) компании Northrop Grumman и камера Wescam Versatron 14TS IR/EO (ИК/электрооптическая).


RQ-1K.
Наземное оборудование системы RQ-1A включало RQ-1P GCS (наземная станция управления), которая использовала данные, передаваемые с помощью спутниковой связи с КУ- и C-диапазоном. Дальность непрямой связи, то есть эффективный радиус проведения операций, составлял около 740 км. Непрямая связь первых трех систем “Predator” осуществлялась через AN/TSQ-190(V) Trojan SPIRIT II SATCOM, которая в номенклатуре БЛА “Predator” обозначалась как RQ-1U. RQ-1K способен программироваться на автоматическое возвращение и посадку при потере связи.

Первый этап (блок 1) модификации “Predator” проходил в период 1998-2001 года. Названная RQ-1B, система блока 1 включала усовершенствования планера и систем связи. БПЛА RQ-1L был снабжен 4-хцилиндровым двигателем с турбонаддувом Rotax 914 UL и оборудованием для борьбы с обледенением. Он достигал высоты 7920 метров, где при скорости 110-130 км/ч совершал полет в течение 20-24 часов. На поздних аппаратах RQ-1L камеры Wescam 14TS были заменены на электрооптическую стабилизированную турельную установку Рейтеон AN/AAS-52 Multisensor Tactical System (MTS), которая имела лазерный целеуказатель. Усовершенствование наземного оборудования включало внедрение надежного голосового переключателя ATC (Организация воздушного движения), второго канала передачи данных с наземной станции, для одновременного управление двумя БПЛА, станции боевого обеспечения (AFMSS) и др. Блок 1 усовершенствований назывался RQ-1Q, тогда как спутниковая связь с “Хищником” (которая была заменена Trojan SPIRIT II) известна как RQ-1W PPSL (Первичная спутниковая связь “Predator”).


RQ-1L.
Дальнейшее улучшение системы “Хищника” обозначалось блоками 10 и 20. Изменения блока 10 касались удлинения законцовки крыла для повышения характеристик на больших высотах и в условиях жаркого климата. Вследствие данного улучшения размах крыльев увеличился с 14,8 м до 16,84 м (MQ-1B). В блоке 20 вводилась станция MD-1A, при этом, обозначение MD-1B приписывалось одноименной Predator LRCS (станции управления запуском и посадкой), которая использовалась только на аппаратах MQ/RQ-1 и MQ-9 “Predator B”. Кроме того, появилась станция MD-1C — CDCS (контейнерная двойная станция управления), являющаяся полностью функциональной после запуска. MD-1D представляет собой станцию управления, которая контролирует 4 БПЛА одновременно. Она включает одного пилота и 4 оператора датчиков.

Вероятно, наиболее важным улучшением “Predator ” являлось вооружение его управляемыми ракетами. Программа стартовала в 2000 году, а в феврале 2001 противотанковая ракета с лазерным наведением AGM-114C “Hellfire” уже запускалась с пилонов, расположенных на крыльях RQ-1L, который также был оборудован лазерным целеуказателем AN/AAS-52(V). Ударные аппараты, которые носят ракеты “Hellfire”, получили название MQ-1L, а станция, управляющая ими — MQ-1B. Помимо ракет “Hellfire”, беспилотный летательный аппарат “Predator ” способен нести ракеты FIM-92 Stinger класса “воздух-воздух”.


MQ-1L.

Последние версии боевых аппаратов “Predator” выступают мультисенсорной платформой, исходя из этого они оборудуются инфракрасными (EO/IR) многоспектральными датчиками и радиолокатором синтетического апертурного радарного режима (SAR) отображения для обнаружения. Для дневного/ночного видения система использует электрооптическую стабилизированную турельную установку Рейтеон AN/AAS-52 Multisensor Tactical System (MTS). Когда условия погоды ограничивают её возможности, для открытия большей области видения используется радар TESAR с синтезированной апертурой компании Northrop Grumman.


БПЛА получает и отправляет данные о местности, объектах и задачах по линиям прямой связи или с помощью спутниковой связи. Информация может передаваться беспилотнику непосредственно из любой точки мира с помощью дистанционного терминала управления “Rover”. Данные сканирования местности распространяются через оборонные спутники связи или коммерческие сервисы, использующие вспомогательную сеть DCGS и станции, связанные со спутниковой системой связи Trojan Spirit II.

Данные разведки могут использоваться непосредственно войсками. Аппараты оборудуются радиорелейными линиями УВЧ и ОВЧ, радиосвязью, которые работают на 278 км, УВЧ и спутниковой связью. На таком расстоянии радиовидимость обеспечивается только при больших высотах, не менее 7 км.
Наземная станция управления вмещается в 9-ти метровый грузовик, включает пилота и его пульт управления, три консоли планирования операции и использования данных Boeing и две станции радаров синтетической апертуры. К оборудованию бортовой связи относятся станции спутниковой и наземной линий связи.

Во время операций в Ираке ВВС США использовали наземные станции управления, находящиеся внутри театра боевых действий и, находящиеся вне его, что исключало управление БПЛА напрямую. Это давало войскам удивительную гибкость, они имели 5 станций, разнесенных по миру. Три орбиты контролировались дистанционно из США. Четыре синхронизированные с “Хищниками” орбиты располагались над Ираком и дополнительная орбита над Афганистаном. Уделенное управление такими БПЛА как “Global Hawk” и “Predator” в проведении операций значительно снижало вовлеченность персонала, в том числе, в охрану станций управления, и повышало экономическую готовность системы.
В данном контексте работа военной машины характеризовалась перемещением информации от одного участка земли к другому, а не солдат, что демонстрировало “сетевую” составляющую. Последняя, в свою очередь, сокращала спектр целей, которые могли быть уничтожены вражеским оружием. В частности, станции управления и аэродромы находились далеко от театра боевых действий.
Во время проведения операции в Ираке и Афганистане операторы БПЛА находились на авиабазе Неллис в Калифорнии. Аппараты и их вооружение контролировалось через спутниковую связь.

Вооружение:
2 точки подвески:
2 × AGM-114 Hellfire (MQ-1B)
4 × AIM-92 Stinger (MQ-1B)
6 × ракеты Griffin класса « воздух-земля«
——
www.military-informer.narod.ru/Predator.html
defense-update.com/products/p/predator.htm
www.designation-systems.net/dusrm/app2/q-1.html

БПЛА MQ-1 Predator / Фото: laserlocation.ru

В этом году Соединенные Штаты официально отправят "на пенсию" широко известный многоцелевой беспилотный разведывательный аппарат .

Если первоначально военные использовали БПЛА почти исключительно для разведки, то в последние годы локальные конфликты практически невозможно представить без многоцелевых беспилотников, способных, в частности, наносить удары по наземным целям. Причем эксплуатация таких аппаратов нередко обходится дешевле применения пилотируемых боевых самолетов или вертолетов. Ряд экспертов идут дальше, утверждая, что современные многоцелевые БПЛА являются прообразом боевых машин будущего, которые сменят пилотируемые летательные аппараты. При этом созданные ранее многоцелевые беспилотники тоже устаревают, уступая дорогу другим, более совершенным БПЛА.

Как сейчас сообщает издание Air Force Times, к лету 2018 года США выведут из эксплуатации знаменитый MQ-1 Predator, ставший в определенной степени символом американского научно-технического прогресса. Его место в составе ВВС США займет более новый и более технологически продвинутый летательный аппарат На данный момент у американских военных уже есть большой опыт использования последних. Отметим, что Reaper совершил первый полет в 2001 году, а эксплуатировать его начали в 2007-м.

MQ-9 Reaper создан на базе MQ-1. Он имеет один турбовинтовой двигатель, который позволяет аппарату развивать скорость более 400 км/час. Практический потолок MQ-9 достигает 13 тыс. м. БПЛА может находиться в воздухе 24 часа.

Что касается непосредственно MQ-1 Predator, то его история де-факто началась еще в 90-е. В 2001 году ВВС США впервые выполнили испытательные запуски управляемых ракет AGM-114 Hellfire с борта Predator-а. Наведение на цель производят, используя штатный лазерный целеуказатель. Всего на внешних держателях MQ-1 Predator может нести до двух ракет Hellfire. Кроме них возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" AGM-176 Griffin и ракет класса "воздух-воздух" AIM-92 Stinger. Для сравнения, MQ-9 Reaper может нести до четырех ракет Hellfire.

Ранее, напомним, авиационный мир всколыхнула презентация корпорацией Boeing новейшего беспилотного летательного аппарата MQ-25 Stingray. Речь идет о палубном дозаправщике, который сможет существенно расширить возможности боевых самолетов ВМС США. Созданием аппарата занимается отделение Boeing Phantom Works, ответственное за разработку таких летательных аппаратов, как YF-23 и X-32. Чтобы получить контракты от ВМС США, корпорации Boeing придется обойти конкурентов, которые также работают в этом направлении.

В середине девяностых годов американские военно-воздушные силы впервые использовали в реальной операции новейший беспилотный летательный аппарат RQ-1 Predator. Через несколько лет такая техника стала не только выполнять разведывательные задачи, но и наносить удары по наземным целям. Тем не менее, время никого не щадит. Теперь «Предейтор» считается морально и физически устаревшим, и потому более не пригоден к службе. Несколько дней назад вооруженные силы США запустили процесс отказа от такой техники.

В середине февраля военно-воздушные силы Соединенных Штатов сообщили о своих планах на ближайшее будущее в контексте парка техники. По официальным данным, командование приняло решение отказаться от одного из самых старых многоцелевых беспилотных летательных аппаратов, состоящих на вооружении. БПЛА General Atomics RQ/MQ-1 Predator давно перестал в полной мере отвечать предъявляемым требованиям, а кроме того, имеющаяся техника этого типа успела выработать ресурс. В связи с этим беспилотники следует снять с вооружения и заменить более совершенными изделиями.

Торжественная официальная церемония, в ходе которой «Предейторы» должны были попрощаться со службой, была запланирована на 9 марта. В указанный день на авиабазе Крик (шт. Невада) официальные лица провели самые настоящие проводы заслуженной, но устаревшей техники. Впрочем, приказ о снятии беспилотника с вооружения не предусматривает немедленное и одномоментное списание всех машин. Программа их вывода из эксплуатации будет реализована в течение нескольких месяцев, и потому в ближайшем будущем некоторые БПЛА будут продолжать службу.

Несмотря на ряд характерных проблем и неполное соответствие современным требованиям, MQ-1 будут эксплуатироваться до конца текущего года. Беспилотники продолжат полеты в районе Ближнего Востока, где совместно с другой техникой своего класса будут решать задачи разведки и нанесения ударов. Последний вылет намечен на декабрь 2018 года. После этого все оставшиеся в наличии аппараты будут списаны и возвращены на территорию США.

Отказываясь от устаревших БПЛА Predator, вооруженные силы США не остаются без необходимой техники, способной вести разведку с воздуха и наносить ракетно-бомбовые удары. Так, уже в феврале было объявлено, какая техника в дальнейшем возьмет на себя работу, пока выполняемую списываемыми MQ-1. Значительная часть разведывательных миссий теперь будет выполняться при помощи аппаратов Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk, лишенных возможности несения вооружения. Авиационные удары станут задачей БПЛА General Atomics MQ-9 Reaper. Также без работы не останутся и аппараты MQ-1C Gray Eagle.

По официальным данным, списываемые беспилотники MQ-1 не планируется отправлять на утилизацию. Часть такой техники предполагается передать авиационным и военно-техническим музеям. Техника подобного рода пока не является самым частым экспонатом музеев, и можно представить, какой интерес для широкой публики представляют известнейшие беспилотные аппараты.

Машины, сохраняющие значительную часть ресурса, пойдут на хранение. В течение неопределенного времени им предстоит простаивать без дела на авиабазе Девис-Монтен (шт. Аризона) рядом с другими списанными или выведенными в резерв самолетами. Что будет дальше – пока не уточнялось. Впрочем, некоторые структуры США и других стран уже проявляют интерес к снимаемым с вооружения машинам.

Еще в феврале было объявлено, что определенный интерес к БПЛА MQ-1 проявляют американские военно-морские силы. Флот может быть заинтересован в приобретении некоторого количества разведывательно-ударных беспилотных аппаратов, в том числе списанных другими видами вооруженных сил. Конкретные планы по передаче снятых с вооружения ВВС «Предейторов» в части ВМС пока отсутствуют. Однако ранее утверждалось, что военачальники уже ищут возможность реализации подобных предложений.

Текущие планы Пентагона прямо говорят о том, что в БПЛА RQ/MQ-1 Predator рано ставить точку. Вполне возможно, что бывшие беспилотники военно-воздушных сил еще найдут применение в других структурах или иных странах. Впрочем, очевидно, что такая техника – даже при благоприятном исходе и продолжении эксплуатации – уже приближается к окончательному финалу своей «карьеры».

Напомним, история проекта, ныне известного как MQ-1, началась в январе 1994 года, когда американское военное ведомство заключило новый контракт с компанией General Atomics. В соответствии с этим документом, до середины 1996 года подрядчик должен был разработать новый проект, а также построить и испытать опытные образцы перспективного БПЛА. Новый проект носил рабочее название Predator. Также ему присвоили армейское обозначение RQ-1, указывавшее на разведывательные задачи. Проект основывался на некоторых уже существовавших наработках, и потому его создание не заняло много времени.

Первый полет БПЛА состоялся в начале июля 1994 года. За этим последовали летные испытания и доводка. В рамках опытно-конструкторских работ были подготовлены три комплекса, в состав каждого из которых входил один пункт управления и четыре беспилотника. В мае следующего года перспективная машина впервые смогла поработать в условиях, приближенных в реальным. Опытные образцы были задействованы в армейских учениях Roving Sands 1995. Аппараты успешно решали задачи разведки и помогали войскам бороться с условным противником. По результатам проверки в ходе учений было принято решение об отправке RQ-1 в горячую точку.

Начиная с 1995 года, аппараты «Предейтор» эксплуатировались на Балканах и регулярно выполняли разведывательные вылеты. Несмотря на определенные проблемы, прежде всего связанные с «детскими болезнями», техника показала себя самым лучшим образом. Ведение разведки с применением БПЛА отличалось достаточной простотой и удобством. По результатам эксплуатации в Югославии, новую технику рекомендовали к массовому производству и полномасштабной эксплуатации.

К началу двухтысячных годов компания General Atomics и смежные предприятия завершили работы по интеграции вооружения. Аппараты RQ-1 получили возможность несения и применения ракет «воздух-земля» AGM-114 Hellfire и AIM-92 Stinger. Однако максимальный взлетный вес чуть более 1 т позволял брать на борт не более 2-4 ракет, в зависимости от их типа. Несмотря на подобные ограничения, вооруженный Predator представлял большой интерес для военных.

К 2001 году включительно вооруженные силы и Центральное разведывательное управление успели получить 60 единиц RQ-1. Всего через несколько дней после терактов 11 сентября 2001 года эта техника вновь приступила к работе. Беспилотники использовались для ведения разведки и поиска объектов террористов в Афганистане. Сведения, собранные при помощи БПЛА, были использованы при организации операции Enduring Freedom – Afghanistan.

7 октября беспилотник с заводским номером «3034» впервые нанес удар по наземной цели. Он должен был уничтожить одного из главарей террористов. Поставленную задачу выполнить не удалось, но БПЛА наглядно показал свои возможности. На практике было подтверждено, что новейшие RQ-1 Predator способны не только следить за наземными объектами, но и уничтожать их.

Став разведывательно-ударной машиной, «Предейтор» более не соответствовал своему официальному обозначению. В связи с этим в 2002 году его переименовали в MQ-1. Ранние многофункциональные машины обозначались как MQ-1A, после появилась модификация MQ-1B с иным составом бортового оборудования. Следует отметить, что последнее обозначение могло приводить к путанице. В тот же период велась разработка проекта глубокой модернизации под названием MQ-1 Predator B. Впоследствии такой БПЛА получил собственное название MQ-9 Reaper, позволявшее без затруднений различать два аппарата.

По известным данным, в общей сложности было заказано и построено 360 беспилотных летательных аппаратов RQ/MQ-1 всех модификаций. Основным заказчиком такой техники были военно-воздушные силы США. Также несколько крупных контрактов были подписаны с ЦРУ. Со временем подразделения, эксплуатирующие беспилотники Predator, были сформированы и в составе Национальной гвардии.

Показав высокий потенциал в деле решения разведывательных и боевых задач, «Предейторы» заинтересовали военных зарубежных стран. Помимо США такую технику заказывали Италия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Марокко. По понятным причинам, иностранные заказчики приобретали ограниченное количество БПЛА и сопутствующего оборудования. Как следствие, они не развертывали крупные соединения, эксплуатирующие специальную технику. Кроме того, некоторые экспортные контракты предусматривали передачу техники, не имеющей возможности применения вооружения.

Беспилотники Predator всех модификаций самым активным образом использовались в ходе всех локальных конфликтов последних лет. Американские военные и разведчики регулярно отправляли такую технику к предполагаемым позициям противника для получения новой информации или уничтожения указанных целей. За многие годы эксплуатации счет самолетовылетов пошел на десятки тысяч, а количество ракетных ударов ставило новые рекорды и тут же било их.

Естественно, не обходилось без потерь техники. Так, по официальным данным, из 60 беспилотников, состоявших на вооружении к началу войны в Афганистане, в течение нескольких следующих лет было потеряно 20. В общей сложности из 360 построенных машин при тех или иных обстоятельствах потеряли более 80. Нельзя не отметить, что гибель летательного аппарата ни разу не привела к травмам или смерти пилота, как это бывает с пилотируемой авиацией. Самой серьезной угрозой для операторов являлись взыскания за нарушение инструкций и потерю вверенной техники.

Любопытно, что даже потери изделий Predator оказали положительное влияние на дальнейшее развитие и применение БПЛА. Так, во время первых операций в Афганистане одной из главных причин гибели техники стало обледенение на больших высотах. В связи с этим во время ближайшей модернизации RQ-1 и MQ-1 получили антиобледенительную систему и средства защиты двигателя. Расследование прочих крушений позволяло усовершенствовать бортовое оборудование и наземные средства управления, а также разработать средства защиты от зенитных вооружений.

На протяжении 20 с лишним лет эксплуатации беспилотников Predator потери от огня противника почти отсутствовали. У большинства вооруженных формирований, являвшихся основными врагами США, попросту не было зенитных средств, способных поразить БПЛА на рабочей высоте. Однако подобные риски не исключались полностью. Так, несколько беспилотников были потеряны из-за применения третьей стороной зенитных или авиационных ракет.

В конце прошлого десятилетия Пентагону пришлось столкнуться со специфической проблемой. Передача видеосигнала с борта БПЛА на операторский пульт осуществлялась по незащищенному каналу. Это позволило иракским боевикам перехватывать данные и более точно определять, к каким объектам проявляют интерес американские военные. На компьютере, изъятом у одной из группировок, присутствовали записи видео общей продолжительностью около трех суток. Впрочем, были приняты меры, и с 2014 года все «Предейторы» передают видео по зашифрованному каналу.

Несмотря на полученные результаты и общий эффект, БПЛА RQ-1 / MQ-1 достаточно быстро перестали в полной мере устраивать своих хозяев. Так, уже в начале 2001 года состоялся первый полет глубоко модернизированного Predator B, ныне известного как MQ-9 Reaper. За счет самой серьезной переработки конструкции были увеличены полезная нагрузка и летно-технические данные. Теперь именно «Рипер» рассматривается в качестве замены для списываемых «Предейторов».

Одна из претензий к MQ-1 касалась не самой большой дальности полета – около 1100 км, что могло быть недостаточным для некоторых миссий. Эта проблема была решена в проекте MQ-1C Warrior / Gray Eagle. Первая машина этого типа поднялась в воздух в 2004 году, а через пять лет комплекс приняли на вооружение. Постоянно проходя модернизацию, «Грей Игл» сохраняет требуемые возможности, и потому может продолжать службу. К настоящему времени он уже успел частично заменить базовые MQ-1, и теперь ему предстоит стать не просто дополнением к существующей технике, но одной из основ разведывательно-ударной беспилотной группировки.

В середине девяностых годов новейшие БПЛА RQ-1 Predator показали, на что способна подобная техника и тем самым оказали самое серьезное влияние на дальнейшее развитие средств тактической разведки и нанесения ударов. Тем не менее, время этих машин уходит. Они уже выработали значительную часть ресурса и не в полной мере соответствуют требованиям армии. В течение нескольких следующих месяцев беспилотники должны будут покинуть свои ангары. Они отправятся в музеи и на хранение. Возможно, часть этой техники передадут новым эксплуатантам, но ВВС уже не планирует возвращать ее в строй.

По материалам сайтов:
https://defense.gov/
https://airforcetimes.com/
https://defensenews.com/
https://military.com/
http://nvo.ng.ru/
http://globalsecurity.org/
https://defenseindustrydaily.com/