Пьеса много ли человеку надо. Александр Галич «Много ли человеку надо

Что такое счастье? Сможете ли вы сразу, не задумываясь, ответить на этот вопрос? В разные времена мерилом счастья были разные вещи и понятия. Сейчас более половины моих сограждан, согласно статистике (хитрая наука!), меряют счастье количеством денег. «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?» Помните ответ Балаганова? «Сто рублей!» В наше время сумма возросла, а счастья так и нет?

Совсем недавно сделала такое «открытие» для себя: многие люди считают, что они – внимание! – не достойны счастья. Что они что-то делают плохо, что-то не делают, что надо бы… И потому счастья им не видать. Добровольный мазохизм. Поистине, мы то, что о себе думаем. Таким людям судьба будет подкидывать многочисленные подарки, но они даже возможность изменить свою жизнь воспримут как очередное тяжкое испытание, пройдут мимо – и так и не позволят себе быть счастливыми. Есть такие люди в вашем окружении?

Много ли человеку нужно для счастья? И в чем же оно все-таки измеряется? В деньгах? Как говорил великий поэт А.С. Пушкин: «В наш век жестокий без денег и свободы нет». Понятно, что не в деньгах счастье… Юмористы тут же добавили – «а в их количестве». Счастье и богатство в народной мудрости часто идут рука об руку. Очевидно, что, не имея крыши над головой и куска хлеба для трапезы, трудно мечтать о большом счастье. Нужно первичные физиологические потребности удовлетворять. Но как тут ни вспомнить русскую пословицу – «Не приходом люди богатеют, а расходом».

Счастье в любви? Да, если Любовь с большой буквы и не к конкретному человеку, а ко всему сущему на Земле. Кто достиг такой Любви? Влюбленность и страсть – две спутницы любви мужчины и женщины уходят, уступая место либо равнодушию и привычке, либо глубокому и чистому чувству.

В чем же измеряется счастье? И можно ли его чем-то измерить? В старом добром фильме «Доживём до понедельника» старшеклассники тоже пытались дать определение этому глубочайшему процессу. «Счастье – это когда тебя понимают...» Другие скажут – когда все здоровы. Третьи – когда нет войны. Есть любовь. Благополучие. Деньги. Каждый понимает счастье по-своему.

Для меня счастье – это глубокое внутреннее состояние гармонии, внутреннего комфорта. Когда величайший судья – моя совесть – всем довольна. Когда есть смысл в жизни, когда я занимаюсь делом осознанно. И дело это приносит мне огромную радость и удовольствие. Когда живы и здоровы все мои родные и близкие. Когда в семье живут мир и уважение. Когда мы вместе в горе и радости. Когда не страдают люди вокруг меня.

Что же можно сделать для первого шага к своему счастью? Перестать заниматься самоедством. Понять свою миссию. Найти только свое дело и стать в нем настоящим профессионалом. Перестать беспокоиться по пустякам. А еще мне очень помогают занятия спортом в достижении внутренней гармонии. Спортом – это очень громко сказано. Бассейн, утренняя зарядка, массаж и глубокие медитации. Именно в самом процессе постижения своего «Я» и находится та самая внутренняя грань глубокого понимания своего предназначения. Тревоги и печали уходят. На их место приходит мудрая деятельность по самосовершенствованию. И понимание того, что нет идеала, нет абсолюта, есть путь к нему. И он бесконечен.

При занятии физическими упражнениями выделяется природный витамин счастья – эндорфин. Усталость после занятий приятная, заслуженная. В голову приходят интересные мысли, меняется качество жизни. Разве это не счастье?

Еще один путь к собственному счастью – помощь другим. Забота о слабых, тех, кто нуждается в твоем сострадании и понимании, помогает повысить самооценку и найти смысл жизни. С юности волонтеры внушали мне какое-то благоговейное уважение. Зачем люди занимаются этим? Ведь им ничего не платят. Проявляя со участие и со страдание, они выполняют свою великую миссию. Помоги ближнему… Как часто мы забывает об этой библейской истине! Не нужно даже далеко ходить – рядом с нами живут те, кому нужна наша помощь. Помогать сложно, трудно, но именно в этом и проявляется наша гражданская позиция, осознанная и конкретная. Можно долго и красиво говорить о необходимости помогать и сострадать, а можно просто проведать больного, тихо посидеть возле его кровати. Или накормить голодного. Принести лекарства. Даже просто сказать тёплое, душевное слово в трудную минуту.

Что такое счастье? Сможете ли вы сразу, не задумываясь, ответить на этот вопрос? В разные времена мерилом счастья были разные вещи и понятия. Сейчас более половины моих сограждан, согласно статистике (хитрая наука!), меряют счастье количеством денег. «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?» Помните ответ Балаганова? «Сто рублей!» В наше время сумма возросла, а счастья так и нет?

Совсем недавно сделала такое «открытие» для себя: многие люди считают, что они – внимание! – не достойны счастья. Что они что-то делают плохо, что-то не делают, что надо бы… И потому счастья им не видать. Добровольный мазохизм. Поистине, мы то, что о себе думаем. Таким людям судьба будет подкидывать многочисленные подарки, но они даже возможность изменить свою жизнь воспримут как очередное тяжкое испытание, пройдут мимо – и так и не позволят себе быть счастливыми. Есть такие люди в вашем окружении?

Много ли человеку нужно для счастья ?

И в чем же оно все-таки измеряется? В деньгах? Как говорил великий поэт А.С. Пушкин: «В наш век жестокий без денег и свободы нет». Понятно, что не в деньгах счастье … Юмористы тут же добавили – «а в их количестве». Счастье и богатство в народной мудрости часто идут рука об руку. Очевидно, что, не имея крыши над головой и куска хлеба для трапезы, трудно мечтать о большом счастье. Нужно первичные физиологические потребности удовлетворять. Но как тут ни вспомнить русскую пословицу – «Не приходом люди богатеют, а расходом».

Счастье в любви?

Да, если с большой буквы и не к конкретному человеку, а ко всему сущему на Земле. Кто достиг такой Любви? Влюбленность и страсть – две спутницы любви мужчины и женщины уходят, уступая место либо равнодушию и привычке, либо глубокому и чистому чувству.

В чем же измеряется счастье?

И можно ли его чем-то измерить? В старом добром фильме «Доживём до понедельника» старшеклассники тоже пытались дать определение этому глубочайшему процессу. «Счастье – это когда тебя понимают...» Другие скажут – когда все здоровы. Третьи – когда нет войны. Есть любовь. Благополучие. Деньги. Каждый понимает счастье по-своему.
Для меня счастье – это глубокое внутреннее состояние гармонии, внутреннего комфорта. Когда величайший судья – моя совесть – всем довольна. Когда есть смысл в жизни, когда я занимаюсь делом осознанно. И дело это приносит мне огромную радость и удовольствие. Когда живы и здоровы все мои родные и близкие. Когда в семье живут мир и уважение. Когда мы вместе в горе и радости. Когда не страдают люди вокруг меня.

Что же можно сделать для первого шага к своему счастью?

Перестать заниматься самоедством. Понять свою миссию. Найти только свое дело и стать в нем настоящим профессионалом. Перестать беспокоиться по пустякам. А еще мне очень помогают занятия спортом в достижении внутренней гармонии. Спортом – это очень громко сказано. Бассейн, утренняя зарядка, массаж и глубокие медитации. Именно в самом процессе постижения своего «Я» и находится та самая внутренняя грань глубокого понимания своего предназначения. Тревоги и печали уходят. На их место приходит мудрая деятельность по самосовершенствованию. И понимание того, что нет идеала, нет абсолюта, есть путь к нему. И он бесконечен.
При занятии физическими упражнениями выделяется природный витамин счастья – эндорфин . Усталость после занятий приятная, заслуженная. В голову приходят интересные мысли, меняется качество жизни. Разве это не счастье?

Еще один путь к собственному счастью – помощь другим.

Забота о слабых, тех, кто нуждается в твоем сострадании и понимании, помогает повысить самооценку и найти смысл жизни. С юности волонтеры внушали мне какое-то благоговейное уважение. Зачем люди занимаются этим? Ведь им ничего не платят. Проявляя со участие и со страдание, они выполняют свою великую миссию. Помоги ближнему… Как часто мы забывает об этой библейской истине! Не нужно даже далеко ходить – рядом с нами живут те, кому нужна наша помощь. Помогать сложно, трудно, но именно в этом и проявляется наша гражданская позиция, осознанная и конкретная. Можно долго и красиво говорить о необходимости помогать и сострадать, а можно просто проведать больного, тихо посидеть возле его кровати. Или накормить голодного. Принести лекарства. Даже просто сказать тёплое, душевное слово в трудную минуту.
Вряд ли в объеме одной статьи можно дать четкое определение счастью. Эта статья – скорее, мысли вслух. Размышление на вечную тему. У каждого счастье своё!

Что для счастья нужно вам?

Сколько нужно человеку для того чтобы жить? Сегодня мы обсудим — Какой необходимый минимум который нужен человеку, а также так ли много нужно человеку для жизни.

Когда ты юн или еще ребенок — берешь листок, чтобы записать то, что хочешь в подарок на День Рождения или праздник, или просто мечтаешь об исполнении насущного — думаешь, что сейчас напишешь пару пунктов и на этом — все, определишься с целью, отделишь важное от второстепенного. Но список начинает вылазить за границы бумаги, уже именуется десятками срочно необходимых вещей, подарков. А в голове потом мысли роем, о сюрпризах, о будущем. У вас не так было?

Вот идем мы в магазин, уже взрослые, собираемся купить 2-3 продукта, а уходим (если есть деньги) с полной тележкой всякой ерунды. А потом многие, схатившись за голову в конце месяца, недели, подсчитывают всё зря потраченное и впадают, мягко скажем, в удивление и недоумение. Ведь можно было купить что-то стоящее вместо всех этих безделушек и тортиков, от которых разве что пополняются пустотой полки и растут бока.

Никто с голода еще не помер от того, что не съел три пачки чипсов или пять пирожных на ужин. А вот как раз-таки употребление большого количества нездоровой пищи провоцирует развитие ожирения, атеросклероза, что повышает риск инсультов, инфарктов.

Если исключить из жизни немного вредного — в конце года можно накопить на что-то дельное, а кто-то, наверное, даже сможет приобрести авто (ведь есть чипсы можно по-разному).

И не так уж важно: хранить продукты в дорогом холодильнике или в том, что попроще — ведь разница в основном в наворотах и лишь иногда в качестве. И, если подумать, жилплощадь — это не клетка, чтобы ограничивать себя ее скованными просторами и полагать все труды на приобретение уголка 2 на 2, когда за окном километры необъятной России. Можно взять рюкзак с самым необходимым и отправиться в путь покорения непознанного, поиска самого себя, откровений, только стоит прежде все-таки обзавестись хотя бы уголком 2 на 2, ведь куда-то вернуться придется однажды.

Определить ту самую границу необходимого — сложно. Где она? Когда есть что есть, где жить? Или когда уже хорошо, но еще нет испорченности ненужным хламом богатства? Попробуем разобраться.

Начнем с материальной стороны. Цифры, факты, зарплаты, продукты. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

«По Российской Федерации в целом и в субъектах Российской Федерации величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.

за I квартал 2014 года (Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586)

  • на душу населения — 7688 руб.

  • для трудоспособного населения — 8283 руб.

  • для пенсионеров — 6308 руб.

  • для детей — 7452 руб.

По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во II квартале 2012 года составляла 6913 руб.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размере:

в расчете на душу населения - 7 429 рублей;

для трудоспособного населения - 8 014 рублей;

для пенсионеров - 6 097 рублей;

для детей - 7 105 рублей.

1 января 2013 года в России вступил в силу закон, определяющий новый минимальный размер оплаты труда (МРОТ): отныне МРОТ будет составлять 5205 рублей (около 110 евро). Рост показателя составил почти 13 процентов, что превышает официальный уровень инфляции, который, по итогам 2012 года, достиг примерно 7 процентов.

С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда в России составляет 5 тысяч 554 рубля. Таким образом, его размер увеличился с прошлогоднего значения на 349 рублей». (Википедия)

На эти деньги можно худо-бедно или нормально прожить, конечно, если вы не снимаете жилье и у вас есть своя жилплощадь, если нет других обязательных важных и крупных расходов.

То есть, в 2014 году средний показатель прожиточного минимума по России составлял на душу населения 7688 руб. Здесь стоит учесть, что в разных регионах России цифры отличаются. Например, в 2015 году:

«В 2015 году минимальный прожиточный минимум достигнет в целом по России 8200 рублей, что на 5,2% больше, чем в 2014 году. Учитывая региональные особенности (уровень потребительских цен и размер зарплат), установлен наибольший минимальный размер доходов в Москве и Санкт- Петербурге (13,9 и 8,9 тыс. рублей для трудоспособного населения и 8.5 и 6,3 тыс.рублей – для пенсионеров), а наименьший минимальный размер доходов в северо-западных областях и регионах Северного Кавказа» (информация с сайта bs-life.ru)

Что есть потребительская корзина в России? Набор основных продуктов питания, прожиточный минимум расчитывается с учетом их стоимости.

«31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года, который установил следующую потребительскую корзину:

Продукты питания

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

В общем, исходя из суммы в 8 тысяч рублей в месяц, вы, получается, вполне можете покупать ребенку 118 кг фруктов в год, 44 кг мяса и т.д. На деле — вполне осуществимое действие, если постараться, минимум на питание одного представителя подрастающего поколения в месяц уходит 4-5 тысяч. Но вот на остальные нужды ребенка остается 3 тысячи… А это весьма немного. С учетом одного взрослого (плюс 7-8 тысяч) — прожиточный минимум на двоих человек (один взрослый, другой ребенок) — 15-16 тысяч, два родителя — 23-24 тысячи руб. То есть, если в семье один кормилец, он должен зарабатывать не меньше этой суммы (если еще иметь ввиду такие «дорогие» регионы как Москву и Питер, то цифры умножаются в 1,5-2 раза). Каждый новый член семьи (новорожденный) подразумевает автоматическое прибавление зарплаты на 8 тысяч. А если нет своей жилплощади (и люди арендуют жилье), то минимум 60-80 тысяч — для дорогих регионов и немного поменьше — для более лояльных мест России. И это, в общем-то, минимум по российским меркам.

Все, у кого средний доход на душу не укладывается в рамки прожиточного минимума — считаются малоимущими.

Очень часто можно наблюдать картину, когда ограниченное количество финансов заставляет человека экономить и приобретать только нужное и важное, и это весьма закаляет всех. А как только доходов становится чуть больше — то внушительная часть уходит на ерунду. Много раз нам говорили о том, что планирование — вещь хорошая для большинства жизненных областей, но по-настоящему мы прислушиваемся к советам, когда, что называется, прижмет. Если составлять рацион, приобретать продукты по списку, заранее продумывать все ходы — тратится в разы меньше сил и материальных средств, чем когда все решается в суете, и часто покупается совсем не то, что нужно. Несколько килограммов заблаговременно положенного в морозилку мяса с успехом заменят вредную колбасу, которую хочется купить тем, у кого пусто в холодильнике. Завтра колбаса кончится, и нужно будет покупать что-то ей подобное, а в конце месяца окажется, что ползарплаты ушло на продукты, не несущие никакой пользы.

С продуктами и жильем мы вроде бы разобрались, поговорим о вещах и барахле.

Вещи

Мысли (с форума forum.guns.ru):

«Недавно мне досталась квартира после смерти стариков, так я из этой квартиры МЕШКАМИ выносил барахло на помойку, которое они видимо копили всю свою жизнь. И что самое удивительное — ничего ценного то нет! Зашел как-то к родителям домой, смотрю — также куча каких-то вещей, всё забито вещами. Конечно, вещи новые, не сравнить с барахлом деда и бабки, но смысл такой же.

Кочевая жизнь, съёмные квартиры.

Раньше всё умещалось в рюкзак и большую сумку — и было комфортно.

Потом оружие появилось и стало обрастать кучей своего имущества…

А по большому счёту — быть бы самому целому, да документы не лишние.

Ещё контакты товарищей-знакомых да денех пачку.

А остальное — наживное.

Просто глупо покупать второй раз кастрюлю за пол-ста баксов только потому, что лень её тащить. Но это в спокойной обстановке. А в случае чего — и в банке из-под пива готовить можно.

К вещам нужно относиться просто — это просто вещи… «

Человек действительно за свою жизнь привык обрастать множеством ненужных дополнений и продолжений. И даже если в молодости многие легки и беззаботны, то с годами «тащить все в свою норку», хранить все старые и будто бы дорогие предметы, сувениры становится стилем жизни. «А вдруг пригодится?».. «Шкаф можно убрать на балкон, прежде пододвинув стоящий там рояль.. может, внуки дачу купят, а мебели нет — так заберут все»… и т.д.

Расставаться со старьем сложно — не только пожилым людям, но и консервативным молодым.

Минимальные санитарные и медицинские нормы жизни

«По результатам Всемирного саммита ООН по социальному развитию (Копенгаген, 1995), абсолютная бедность определяется как «условия, когда недоступны простейшие человеческие нужды, включая пищу, пригодную для питья воду, санузел, лечение, кров, образование и информацию. Это определяется не только доходом, но и доступом к услугам».

В статье Дэвида Гордона «Показатели бедности и голода», написанной для ООН, эти критерии расписаны подробнее.

Пища: Индекс массы тела не менее 16.

Вода: Не должна поступать исключительно из рек и прудов, и должна быть в 15 минутах хода (в одну сторону).

Санузел: Дома или рядом.

Лечение: Должно быть доступно беременным и серьёзно больным.

Кров: Не более 4 человек в одной комнате. Недопустим земляной пол.

Образование: Возможность научиться читать.

Информация: Любое средство связи: радио, телевидение, телефон, интернет.

Услуги: Этот пункт он не определяет.

Считается, что человек, у которого не выполняются два из этих показателей, живёт в абсолютной нищете.

Общепринятый интернациональный прожиточный минимум долгое время составлял 1$ в день. В 2008 году Всемирный банк скорректировал эту цифру до 1.25$, исходя из данных о паритете покупательной способности за 2005 год» (Википедия).

Эквадор. Семья Айме из Тинго.Расходы в неделю на еду: $31.55

Чад. Семья Абубакар из поселения Брейджинг. Расходы в неделю на еду: $1.23

Прожиточный минимум, к примеру, в некоторых регионах таких стран как Индия, Африка составляет 1-1,3 доллара на душу населения в неделю (!!!) . Так что мы богачи по сравнению с ними. Живут они часто в бараках с хрупким полом или вообще без него… А те, что за чертой бедности — ходят на водоисточники несколько километров каждый день, чтобы принести на себе небольшой бедон воды. А у нас вода в кране есть, и пол не земляной, но сердце бывает не на месте, потому что нет туфлей Прада.

Знаменитая пирамида Маслоу показывает, что не удовлетворив низшие потребности (что есть нужда в безопасности, голод, холод и т.д.) — человек не сможет думать о чем-то более глобальном, но насытившись и согревшись, начинает хотеть власти, общения, материальных выгод.

И вот тут уже может стать понятнее кто есть кто: «Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он» (Наполеон Бонапарт)

Хотя, что нищета, что излишества материальные, или властные привелигии — могут одинаково толкать человека на преступления, гнусности.

Жить нужно где-то и нужно что-то есть, но не стоит забывать известный афоризм: «Ешьте, чтобы жить, а не живите, чтобы есть».

Психологический и духовный аспекты необходимого минимума для жизни

Депрессия вызывает измения на уровне биохимических процессов: человек попадает в замкнутый круг. В Библии данное состояние обозначается просто: «унылый дух сушит кости».

Жизни без препятствий, неприятностей, огорчений, бед, трудностей, забот (у кого-то горя), болезней, боли, страха — не бывает. Человек в принципе не бабочка, поэтому не может прожить, все время беззаботно порхая над горизонтами. Но восприятие всех неурядиц с особой болезненностью производит «короткое замыкание» на уровне души, что отражается и на физическом теле, и вызывает новый виток депрессий. Конечно, не все так просто, нельзя как робот просто встать и идти без эмоций вперед, если раны глубоки, но, как многие знают, тяжесть травмы — это полдела в вопросе выздоровления, также имеют значение, скорость и темпы заживления. И все врачи скажут, даже, что касается болезней, физических ран, гораздо быстрее происходит реабилитация, восстановление у пациентов с позитивным настроением, оптимистов, «ненытиков».

Поэтому — первое условие для комфортного существования, если смотреть с разных точек восприятия, — позитивный настрой и желание жить . Если есть желание жить — что рюкзак, в котором все имеющееся у человека ныне, что дом в три этажа — будут восприниматься одинаково беспроигрышно. «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». (Лао-цзы)

Если ты с рюкзаком за спиной, но умеешь ловить рыбу — то выживешь всегда, а вот если выпала лотерея — то приз скоро растворится бесследно.

Несомненно, нужна золотая середина, но денежные горы при внутренней пустоте их обладателя — не принесут желаемого счастья. Есть, кроме позитивного настроя как основного условия земного комфорта, также и духовная составляющая, или, лучше скажем, божественная. Что это для каждого — решает он сам. Но, как доказывает практика многих поколений, бездуховность — плохой спутник жизни.

«Ни хлебом единым жив человек…» — как говорится.

Человек, живущий духовным — насыщается меньшим. Это принцип жизни аскетов, и монахов-буддистов, и христиан. Материальное никогда не насыщало человека вполноте. Однако и просто психологическая подпитка — это мало, человек от природы имеет духовный корень.

«Дайте человеку необходимое - и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами - он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью - он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получить изысканное - и он возжаждет безумств. Одарите его всем, чего он ни пожелает, - и он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел» (Эрнест Хемингуэй)

Перенасыщение жизнью — штука опасная. Часть самоубийств от перенасыщния жизнью и удовольствиями.

По данным ВОЗ одной из причин ежегодно совершаемых 4-5 млн самоубийств в 1,4 % случаях является - пресыщенность жизнью. То есть каждый год 50-70 тысяч человек кончают жизнь из-за того у них все было, но ничего не радовало.

«Учеными было замечено, что уровень самоубийств возрастает тогда, когда общество перестает сражаться за выживание и «делает передых» или достигает уровня более-менее стабильного материального положения. Из чего можно сделать вывод, что «излишние думы» и много свободного времени не ведут к созиданию себя. Если взять за основу пирамиду Маслоу, то получается, не удовлетворив «низшие» потребности, человеку нет дела до «высших». А когда он сыт, одет, обут, находится в безопасности - вот тут-то и могут начинаться поиски смысла жизни.

Однако не все так просто, спасения в том, чтобы «запереть» человека в диких условиях аскетизма, жажды и надобности достижения только низших потребностей - тоже нет. Его поиски себя, возможности реализации, «самокопание», зов к вечному, тоска по счастью, ненависть одиночества, разочарование во всем тленном - лишь доказательство того, что он не животное, и что земная атмосфера не в состоянии наполнить его душевный вакуум.

Все же, постоянный труд избавляет человека от массы рисков: рисков депрессий, возникающих на фоне безделья, потери здравости из-за отсутствия стремлений и т.д. Труд, любой - и работа, и дела в виде заботы о ком-то - дисциплинируют, облагораживают. То, что среди самоубийц большой процент неработающих граждан - доказывает то, что от безделья заводятся тараканы в голове. Однако есть ситуации, когда несмотря на все усилия со стороны человека, финансовая жизнь не улучшается или работа не находится, но они происходят реже, чем ситуации, когда человек думает, что не может найти работу, или не хочет ее искать»

(С сайта Дроплак.ру, статья «Самоубийцы. Что их заставляет сделать последний шаг?»)

Многие, наверное, слышали выражение «кошелек без дна». Богатство не насытит ни тело, ни душу. Чем больше есть (и нет наполнения иного) тем больше хочется. Что нищета, что перенасыщение — плохи, нужна середина.

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе » (Библия. Ветхий Завет. Притчи соломона).

Также в Библии говорится о том, что лучше заботиться о душе: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Библия. Новый Завет). «Сокровище» — естественно, в данном случае — не мешки с деньгами.

Человек приходит в этот мир ни с чем, и как бы он не хотел что-то взять — но и уйдет ни с чем.

«Мечтай так, как будто будешь жить вечно. Живи так, как будто завтра умрешь» (авторство фразы приписывают нескольким людям)

Вырывая фразы из контекста: жизнь будто завтра умрешь — означает не только легкость восприятия бытия и небольшой рюкзак с вещами за плечами, но и мир с собой, покаяние в грехах, готовность предстать на Том Свете.

И хотя многие понимают, что 90 % всего видимого и являющегося ценным для нас — мишура, все мы привязаны к дорогим вещам. Никто не предпочтет (имея финансы и возможности) Мерседесу Жигули. Одежда известных люксовых брендов — суть обычные вещи, но чуть качественнее, стильнее, поданные под соусом роскоши, престижа — заполняют ума и сердца пуще всяких мудрых цитат. Мы часто покупаем «понты», а не вещи.

В общем, человеку-то на самом деле немного нужно . Но планирование — вещь хорошая. И если у кого-то есть возможность покупать продукцию дорогих брендов — это не значит, что он заелся и бездуховный (хотя это и не исключается) — это означает просто, что у него есть возможность. Главное — не забывать о психологическом и духовном аспектах необходимого минимума жизни, без которых не будет счастья с тоннами шедевров от мировых дизайнеров и десятками домов на Рублевке.

Александр Галич: полная биография Аронов Михаил

«Много ли человеку надо?!»

«Много ли человеку надо?!»

В 1902 году Максим Горький написал пьесу «На дне», в которой один из главных героев по фамилии Бубнов произносил такие слова: «Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я выпил и рад!» Через 55 лет Галич позаимствует этот вопрос и сделает его заголовком своей собственной пьесы. Разумеется, ответ на него будет выглядеть иначе, а точнее - даже будет два ответа.

Главный герой пьесы Галича, продавец Александр Башашкин, в прошлом был незаслуженно обижен своими коллегами по магазину и теперь испытывает недоверие к людям, не в силах простить причиненную ему несправедливость. Он уехал из Москвы вместе со своей дочерью и поселился в маленьком городке, устроившись на должность ресторатора музыкальной мастерской. Через некоторое время, по настойчивому совету старого опытного продавца Василия Чагина, Башашкина приглашают на должность заведующего музыкальным отделом магазина, в котором он до этого работал. Получив телеграмму, Башашкин обрадовался, так как соскучился по своей работе, но по-прежнему мучается от недоверия к людям и, кроме своей обиды, ничего больше не видит. Когда он приехал в Москву, Чагин заметил это и попенял ему на напускную небрежность в одежде и на увлечение ролью несчастного. Постепенно в новом коллективе Башашкин отогрелся душой, освободился от всего наносного и начал чувствовать себя нужным человеком.

Итак, первый ответ на вопрос: «Много ли человеку надо?» - очевиден: человеческое внимание и тепло. А второй ответ связан с дочерью Башашкина, которой директор магазина достает билет на Кремлевский бал. Здесь перед нами явно возникает вариация на тему сказки о Золушке и доброй фее. Однако, в отличие от сказки, советская девушка не может пойти на бал, так как у нее нет нарядов. Да и сам Башашкин вначале предстает небритым, в зеленом плаще, плохо сшитом костюме и сапогах. Очаровательные продавщицы, воспитанно улыбаясь, потешаются над его фигурой: «Вот чучело-то!», а когда Башашкин выходит в новом костюме, вдобавок побывав у парикмахера, те же продавщицы восклицают: «Какой мужчина!»

После этого Башашкин решает одеть свою дочь, и начинается торжественный поход по универмагу. Молоденькие феи из разных отделов магазина облачают девушку в ослепительные наряды, но у «современной» Золушки нет денег, и она вынуждена отказаться от нарядов, хотя все ее уговаривают и даже скидываются деньгами, говоря, что когда ее отец заступит на прежнее рабочее место, то все вернет. Однако элегантный Башашкин неожиданно достает из кармана собственные деньги и расплачивается за все наряды. Сказка состоялась!

Так выглядела постановка пьесы в 1959 году в Театре Вахтангова, сделанная Юрием Любимовым, у которого это был первый режиссерский опыт. (Заметим, что фамилии главных персонажей - Чагина и Башашкина - Галич перенес сюда из своей более ранней пьесы «Ходоки», 1951).

В рецензии на спектакль Феликс Светов отмечал, что ответ на вопрос, присутствующий в заглавии пьесы, слишком конкретен: «Да, человеку надо много, и прежде всего хороший костюм… Да, современные туфли на каучуке лучше “посконных” кирзовых сапог, костюм, сшитый у хорошего портного, лучше “москвошвеевского”, работать в “приличном” месте в столице и получать много денег лучше, чем работать в глухой провинции бог знает кем и получать денег мало, - лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным! Спектакль звучит вдохновенным гимном респектабельности, “просперити”, воспринимается блистательной рекламой универсального магазина».

Эти настроения Галича становятся понятными, если вспомнить время написания пьесы: 1957 год - то есть самое начало «оттепели», когда людям только-только дали вздохнуть. В этом году в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где проходили в том числе и показы мод, производившие на советских людей, десятилетия лишенных многих красок жизни, ошеломляющее впечатление.

После премьеры спектакля в Вахтанговском театре за кулисами сцены состоялась беседа, в которой приняли участие актеры, занятые в постановке, а также завсекцией женского готового платья ЦУМа В. Мамаев, продавщицы универмага «Детский мир» и многие другие. Мамаев похвалил пьесу и отметил ее достоинства: «Это хорошо, что и автор пьесы, и коллектив театра обратились в своем творчестве к торговым будням. В комедии довольно верно подмечены характерные детали из нашей жизни. Таких людей, как Башашкин, людей, знающих и любящих свое дело, в советской торговле - тысячи. Есть еще и такие “деятели”, как заведующий музыкальным отделом Калашников, человек без души и совести». Сам Галич также принимал участие в этой беседе: «Я давно вынашивал идею показать, какую большую работу выполняют ежечасно, каждодневно представители скромной и незаметной торговой профессии. Ведь это они, если только трудятся честно и добросовестно (а большинство именно такие), доставляют советским людям радость, создают у них хорошее настроение», - такая информация содержится в рецензии на спектакль «О наших товарищах» в газете «Советская торговля» за 16 июня 1959 года. Завершается она так: «В заключение А. Галич выразил пожелание, чтобы торговые работники, посмотревшие пьесу, своими советами и замечаниями помогли театру и автору в дальнейшей работе над спектаклем».

На премьеру спектакля Галич пригласил своих друзей Анатолия и Галину Аграновских. Надписал им и их маленьким детям театральную программку: «Дорогим моим, любимым друзьям Галочке, Толеньке, Алеше и Антоше - в день премьеры нежно и с любовью - Галич. 13 июня 1959 г.»

Галина Аграновская свидетельствует о грандиозном успехе спектакля: «Очень все славно: постановка, актеры. После премьеры банкет в ресторане ВТО. Кого только не было на том банкете, весь цвет театральной Москвы. Поздравляли с успехом, желали дальнейших. Счастливые старшие Райкины принимают поздравления - дочка сыграла прекрасно!» Однако сам режиссер, Юрий Любимов, оценивал художественные достоинства пьесы крайне низко: «В Вахтанговском театре я поставил очень неудачную пьесу Галича - я там много чего навыдумывал, но по содержанию спектакль был ерундовый. В нем дочка Райкина играла, играла Люся Целиковская, моя первая жена…» В другом интервью он сказал об этом так: «…я с детства очень хорошо знал Сашу… Мой первый режиссерский опыт был, когда Саша написал какую-то скверную пьесу, а я пытался ее поставить. Но с его песнями у меня как-то не сложилось в театре. С Булатом Окуджавой больше сложилось, хотя мы дружили с Галичем десятилетиями…»

Более того, и сам Галич спустя восемь лет признал правоту режиссера. Сохранилась уникальная фонограмма, на которой Галич поздравляет с пятидесятилетием Любимова (он родился 30 сентября 1917 года) и поет песню, которая никогда им больше не исполнялась и нигде не публиковалась: «Многоуважаемый Юрий Петрович! Дорогой мой Юра! Мы с тобой начинали вместе - я очень этим горжусь. Я горжусь даже тем, что мою ужасно плохую пьесу, просто невозможно плохую пьесу, ты поставил. Это была твоя первая постановка самостоятельная, и она, честно говоря, была тоже не слишком удачная. Но, в общем, с тех пор прошло очень много лет, и я надеюсь, что мы и поумнели, и кое-чему научились. Во всяком случае, ты это доказал совершенно блистательно. Вот сегодня как раз в газетах напечатано постановление партии и правительства о повышении уровня благосостояния нашего народа. Там речь идет об уменьшении налогов, о прибавке к жалованьям и так далее. И речь идет также о пенсиях военнослужащим, получившим ранения и контузии. И вот я подумал, что, знаешь, если бы подсчитать те ранения и контузии, которые получил ты и твои соратники, создававшие с тобой вместе вот этот новый Театр на Таганке, то даже непонятно, какую группу инвалидности вам следовало бы дать и какую пенсию вам назначить».

Никогда-никогда нам не выйти на пенсию,

Нам не выдадут справки о ранениях в ПУРе.

Пусть Таганка становится Красною Преснею -

Той, в которую лупят жандармские пули.

Посмеемся над дурью и опекой неловкою,

Будем делать спокойно, что совестью велено.

Пусть Таганка становится Невской Дубровкою,

Охраняющей подступы к городу Ленина.

Галич прекрасно знал, какое мощное противодействие встречает театр со стороны чиновников и что над ним постоянно висит угроза закрытия. Поэтому Галич сравнивает его сначала с Красной Пресней (восстание, поднятое рабочими этого района Москвы в 1905 году, было подавлено царскими войсками), затем с Мамаевым курганом (на этом месте во время Сталинградской битвы 1942–1943 годов шли наиболее жестокие бои, завершившиеся победой советских войск), далее с Курской дугой (тоже знаменитое сражение 1943 года) и, наконец, с Невской Дубровкой (в районе этого поселка располагался плацдарм, с которого удалось осуществить прорыв блокады Ленинграда).

Вскоре после премьеры спектакля «Много ли человеку надо?!» была поставлена еще одна пьеса Галича, которую ожидала другая судьба.

Из книги Повесть о пережитом автора Дьяков Борис

Человек - человеку В Москве по улице Кирова шел вечером майор. Всматривался в подсвеченные номерные знаки на углах зданий. Дом № 14… Поднялся на третий этаж. Квартира № 36…Дверь открыла старушка. Боязливо отступила.- Вам кого?- Простите за беспокойство. Квартира

Из книги Ханс Кристиан Андерсен автора Грёнбек Бо

Много-много перетерпеть Разные люди помогали неопытному Андерсену в Копенгагене, некоторые увидели в нем проблески поэтического дарования; Рабек взял на себя инициативу добиться для него королевской стипендии, но организовал помощь и проследил, чтобы она принесла

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

МНОГО ХОРОШЕГО И МНОГО ПЛОХОГО В 1850–1851 годах проблемы творческого наследия Бальзака отступили на второй план перед угрозой ипотеки, нависшей над имуществом детей Евы Ганской в Польше.Пять месяцев спустя после смерти Бальзака Ева осознала, что напрасно поспешила

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

РАБОТЫ ПРОВЕЛ МНОГО, ДАЖЕ ОЧЕНЬ МНОГО Магго Петр Николаевич (1879-1941).Долго не получалось узнать, кто этот человек. Когда все-таки узнал, то сразу стали понятны и трудности поиска.Магго - один из команды исполнителей смертных приговоров. Проще говоря - палач.Информация о

Из книги Сергей Параджанов автора Загребельный Михаил Павлович

«Не надо просить. Не надо унижаться!» 1978–1990 Один из крупнейших знатоков жизни и творчества Параджанова Г. Карапетян расследовал причины пятнадцатилетнего, с конца 1960-х, молчания (хотя в родном Киеве ему запретили снимать уже после «Теней…»). В его «параджаниаде»

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич

Из книги Здесь шумят чужие города, или Великий эксперимент негативной селекции автора Носик Борис Михайлович

Много-много чудных лет Вернувшись в 1948 году во Францию, Шагал поселился сперва в Оржевале, потом на Лазурном Берегу Франции. Там-то шестидесятипятилетний художник и встретил свою новую супругу, уроженку Киева Валентину Бродскую (по-семейному Baby), вместе с которой он

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Много-много гениев Иногда днем или ночью из открытого окна ротонды былого винного павильона доносился торжествующий крик:- Гениально! Ура! Я гений! Я гений!Чаще всего это был голос Сэма Грановского по кличке «Ковбой» или, если верить свояченице Воловика, по кличке

Из книги Я, Майя Плисецкая автора Плисецкая Майя Михайловна

Из книги «Я буду жить до старости, до славы…». Борис Корнилов автора Берггольц Ольга Федоровна

28. «Прости! Будь счастлива на много-много лет…» «Прости! Будь счастлива на много-много лет». Так путник в сумраке Альпийского ущелья Поет; на миг один озолотит веселье Дорогу трудную, и для кого поет? Поет он милую приветливую друга, - Но песни слабый звук ее коснется ль

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

68. «Не надо заглавий и вывески песне не надо…» Не надо заглавий и вывески песне не надо: Пусть вольная бродит в лесу, как весною ручей, Пусть смутная веет, как сон, неземною отрадой, Пусть будет моею и божьей, а больше ничьей… Не надо заглавий, лишь музыки, музыки

Из книги автора

106. «Как много, много их – повядших поздних роз…» Как много, много их, повядших, поздних роз, Усталых призраков померкшего былого… Как много, много их средь сумрака глухого, Невысказанных слов, невыплаканных слез… Они летят, скользят со всех концов земли, Как тени серые,

Из книги автора

Глава 28 ЧТО ЧЕЛОВЕКУ НАДО Мой дневничок пятьдесят седьмого года - одна печаль да сокрушения. До апреля пятьдесят девятого меня никуда не выпускали.Я продолжала писать то гневные, то жалостливые письма-прошения, но все они остались без ответа. Все. Все...Встречи с вождями -

Из книги автора

«Я хочу жизни - много, много…» Дневник О. Ф. Берггольц: 1928–1930 годов Публикация Н. А. Прозоровой Публикуемый дневник Ольги Федоровны Берггольц (1910–1975) посвящен началу ее поэтического пути, литературной жизни Ленинграда конца 1920-х годов, личным и творческим

Аннотация:

Главный герой пьесы Галича, продавец Александр Башашкин, в прошлом был незаслуженно обижен своими коллегами по магазину и теперь испытывает недоверие к людям, не в силах простить причиненную ему несправедливость. Он уехал из Москвы вместе со своей дочерью и поселился в маленьком городке, устроившись на должность ресторатора музыкальной мастерской. Через некоторое время, по настойчивому совету старого опытного продавца Василия Чагина, Башашкина приглашают на должность заведующего музыкальным отделом магазина, в котором он до этого работал. Получив телеграмму, Башашкин обрадовался, так как соскучился по своей работе, но по-прежнему мучается от недоверия к людям и, кроме своей обиды, ничего больше не видит. Когда он приехал в Москву, Чагин заметил это и попенял ему на напускную небрежность в одежде и на увлечение ролью несчастного. Постепенно в новом коллективе Башашкин отогрелся душой, освободился от всего наносного и начал чувствовать себя нужным человеком.

Итак, первый ответ на вопрос: «Много ли человеку надо?» - очевиден: человеческое внимание и тепло. А второй ответ связан с дочерью Башашкина, которой директор магазина достает билет на Кремлевский бал. Здесь перед нами явно возникает вариация на тему сказки о Золушке и доброй фее. Однако, в отличие от сказки, советская девушка не может пойти на бал, так как у нее нет нарядов. Да и сам Башашкин вначале предстает небритым, в зеленом плаще, плохо сшитом костюме и сапогах. Очаровательные продавщицы, воспитанно улыбаясь, потешаются над его фигурой: «Вот чучело-то!», а когда Башашкин выходит в новом костюме, вдобавок побывав у парикмахера, те же продавщицы восклицают: «Какой мужчина!»

После этого Башашкин решает одеть свою дочь, и начинается торжественный поход по универмагу. Молоденькие феи из разных отделов магазина облачают девушку в ослепительные наряды, но у «современной» Золушки нет денег, и она вынуждена отказаться от нарядов, хотя все ее уговаривают и даже скидываются деньгами, говоря, что когда ее отец заступит на прежнее рабочее место, то все вернет. Однако элегантный Башашкин неожиданно достает из кармана собственные деньги и расплачивается за все наряды. Сказка состоялась!

Михаил Аронов

Примечание:

Первоначально Галич написал киносценарий Что человеку надо .

Пьеса была поставлена в 1959 году в московском театре им.Вахтангова. Руководитель Евгений Симонов, режиссёр Юрий Любимов, которого это был первый режиссерский опыт. На премьеру спектакля Галич пригласил своих друзей Анатолия и Галину Аграновских. Галина Аграновская свидетельствует о грандиозном успехе спектакля: «Очень все славно: постановка, актеры. После премьеры банкет в ресторане ВТО. Кого только не было на том банкете, весь цвет театральной Москвы. Поздравляли с успехом, желали дальнейших. Счастливые старшие Райкины принимают поздравления - дочка сыграла прекрасно!»

Однако сам режиссер, Юрий Любимов, оценивал художественные достоинства пьесы крайне низко: «В Вахтанговском театре я поставил очень неудачную пьесу Галича - я там много чего навыдумывал, но по содержанию спектакль был ерундовый. В нем дочка Райкина играла, играла Люся Целиковская, моя первая жена…» . В другом интервью он сказал об этом так: «…я с детства очень хорошо знал Сашу… Мой первый режиссерский опыт был, когда Саша написал какую-то скверную пьесу, а я пытался ее поставить. Но с его песнями у меня как-то не сложилось в театре. С Булатом Окуджавой больше сложилось, хотя мы дружили с Галичем десятилетиями…»

Более того, и сам Галич спустя восемь лет признал правоту режиссера. Сохранилась уникальная фонограмма, на которой Галич поздравляет с пятидесятилетием Любимова (он родился 30 сентября 1917 года) и поет песню «Никогда-никогда нам не выйти на пенсию...» , которая никогда им больше не исполнялась и нигде не публиковалась: «Многоуважаемый Юрий Петрович! Дорогой мой Юра! Мы с тобой начинали вместе - я очень этим горжусь. Я горжусь даже тем, что мою ужасно плохую пьесу, просто невозможно плохую пьесу, ты поставил. Это была твоя первая постановка самостоятельная, и она, честно говоря, была тоже не слишком удачная. Но, в общем, с тех пор прошло очень много лет, и я надеюсь, что мы и поумнели, и кое-чему научились.»