Ольга Мотовилова-Комова. Выставка "Русская провинция"

Фоторепортаж сайт

Художники

на своей выставке
«1+1=1″
в галерее «На Чистых Прудах»


встречает гостей
в галерее «На Чистых Прудах»


встречает гостей
в галерее «На Чистых Прудах»


в галерее «На Чистых Прудах»


в галерее «На Чистых Прудах»

Скульптор Ольга Победова
и искусствовед Слава Лен
в галерее «На Чистых Прудах»

Художник Дарья Багринцева
на фоне картины
Ольги Мотовиловой-Комовой
в галерее «На Чистых Прудах»

Художник Дарья Багринцева
на фоне картины
Ольги Мотовиловой-Комовой
в галерее «На Чистых Прудах»

Художник
Константин Малютин
в галерее «На Чистых Прудах»

В галерее «На Чистых Прудах»

В галерее «На Чистых Прудах»

В галерее «На Чистых Прудах»

В галерее «На Чистых Прудах»

В галерее «На Чистых Прудах»


«Щуки»
холст, масло
2007 г.


«Вход в храм»
холст, масло
2013 г.


«Дождь»
холст, масло
2011 г.


«Холод идет»
холст, масло
2011 г.


«Женский вопрос»
холст, масло
2013 г.


«Берега»
холст, масло
2014 г.


«Спокойная река»
холст, масло
2003 г.


«Актриса Елена Захарова»
холст, масло
40х80
2013 г.


«Порт Аржелеса»
холст, масло
2013 г.


«Конец лета»
холст, масло
60х80
2014 г.


«Белый пароход»
холст, масло
2011 г.


«Туча»
холст, масло
2008 г.


«Дорога к дому»
холст, масло
2008 г.

Из релиза выставки: «В фильме Андрея Тарковского «Ностальгия» красной нитью проходит идея о том, что родственные по духу индивидуальности, соединяясь, образуют нераздельное единое целое, один плюс один равен одному.
Для семейной пары двух московских художников наступивший 2015 год — судьбоносная веха. Это год 25-летия совместной жизни в искусстве, год 50-летия И.Комова и 21 января — самая важная дата, юбилей семейной жизни. Выставка посвящена этому событию.
При всей индивидуальности художественного языка и пути в искусстве, обоих авторов объединяют общие принципы творчества. В первую очередь это конструктивное понимание живописи, где инструментами выражения образа являются: контрастная по ритмам композиция окрашенных поверхностей; динамично разработанное в картинной плоскости пространство; открытый цвет, заключённый в ясную форму; преданность живому натурному впечатлению. Искусство обоих художников уходит корнями в древнерусскую монументальную живопись, французский фовизм и искусство русской эмиграции ХХ века.


«Мироощущение»
холст, масло
2010 г.

Оба автора — яркие представители двух творческих династий, которые они впервые объединяют своими работами в данной экспозиции. При том, что художники работают бок о бок на протяжении четверти века — это их первая общая выставка в России. За рубежом помимо персональных уже прошли их небольшие выставки вдвоём, оба участвовали в юбилейном Салоне СНБА в Лувре, но данная экспозиция — их первый крупный совместный проект.
Оба живописца — члены трёх союзов: Московского Союза Художников, Союза Художников России, Творческого Союза Художников России. Илья Комов — член-корреспондент Российской Академии Художеств, лауреат Серебряной медали Российской Академии Художеств, Золотой и Серебряной медалей Творческого Союза Художников России, автор более 35 персональных выставок в музеях и галереях в России и за рубежом. Работы представлены в музейных и частных коллекциях ряда стран, в том числе в собрании экс-генсека ООН Кофи Аннана, лидера партии Индийский Национальный Конгресс Сони Ганди. Ольга Мотовилова-Комова — автор более 30 персональных выставок в России и за рубежом, неоднократный победитель выставок-конкурсов, лауреат Золотой медали Творческого Союза Художников и дипломов Российской Академии Художеств. Автор росписей архитектурных арт-объектов в России и за рубежом. За роспись деревянной стены в городе Тутаеве Ярославской области награждена премией мэрии города. Работы художника хранятся в музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Искусство двух художников, являющихся к тому же и близкими людьми, объединяется в экспозицию, которая при всей разности двух темпераментов и увлечений, органично складывается воедино, принося радость людям в наше время тотального взаимонепонимания и трагической разобщённости.
В памяти снова звучат слова сына одного из героев Тарковского: «Папа, это и есть конец света?» Нет! Потому что целое существует, потому что «одна капля плюс еще одна капля образуют одну большую каплю, не две», потому что один плюс один равно одному — и значит, мы можем понять друг друга! И нота за нотой, как капля за каплей, как сердце за сердцем будет звучать Ода «К Радости», открывая перед зрителем «возможность выхода на новую духовную высоту».

ИЛЬЯ КОМОВ


«Бокал вина»
холст, масло
2011 г.


«С.Караганов»
холст, масло
2002 г.


«Волга»
холст, масло
2006 г.


«Рифмы»
холст, масло
2012 г.


«Солнце на дереве»
холст, масло
2008 г.

Родилась в 1969 году в Москве, в семье художников. Окончила МХПИ имени Строганова. Художник-импрессионист. Автор многих выставок. Замужем за известным художником Ильей Комовым . Воспитывает дочь.

Ольга Мотовилова-Комова: СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ

С Ольгой Мотовиловой-Комовой и ее картинами я познакомился одновременно. Работы Ольги меня так поразили, что, вопреки всем правилам приличия, сразу после первого приветствия я огорошил ее вопросом: “Вы в самом деле так чувствуете, или это прием?”
В тот момент я был в ее доме гостем. Они с мужем, известным художником Ильей Комовым, предложили мне остановиться на их даче, по христианскому гостеприимству, – на том лишь основании, что я приехал в Романов-Борисоглебск вместе с человеком, которому они уже оказали подобное гостеприимство раньше.
Радушие Комовых всегда будет для меня примером. Так согревать человека теплом печи и солнечной улыбкой, просто потому что он Гость и у него никого нет в этом городе! Ольга оказывала мне и более тонкую духовную помощь. Так, когда я бился головой о низкий косяк, Ольга тут же подбадривала меня: “Смирение!” – и я вовремя смирялся.
Романовская дача Комовых – старая изба на берегу глубокого оврага. Они купили ее недавно, чтобы писать здесь. Романов-Борисоглебск – красивейший тихий город на Волге. До сих пор Комовы работали в Переславле, но в последние годы старина почти исчезла за рекламными щитами. В поисках русской патриархальности пришлось перебираться еще дальше от Москвы. Романов особенно близок Комовым тем, что здесь жил и похоронен архимандрит Павел Груздев, молитва которого исцелила Илью от тяжелой болезни. Когда живут здесь, они ходят на его могилку почти каждый день.
Если ты просто художник, не устраиваешь перфомансов ради известности, не подрабатываешь менеджером, прожить очень трудно. Художники живут от картины до картины. Картины Ильи и Ольги стоят недешево, но с любителей искусства не возьмешь обязательство покупать по работе раз в месяц. Комовы так и говорят: “Живем, потому что Бог помогает”. Бог посылает покупателя именно тогда, когда нужно. А когда человек живет так, его вера – живая, молитвы – теплые.
Старец Павел Груздев был простец с большим чувством юмора, и его питомцы Комовы чужды всякого ложного пафоса. И в жизни – с тасканием воды с колонки, с традиционным романовским холодным туалетом. И в творчестве. Хотя среди поклонников творчества Комовых немало богатых и знаменитых, при том, что это творчество далеко от реализма, оно искреннее.
Узнав Ольгу лучше, я понял, что эти яркие краски, приплясывающие дома, характерные фигуры – подлинные свойства ее мироощущения. «А чего унывать? Уныние – страшный грех! – “оправдывается” Ольга. – Люди у нас в России добрые, природа замечательная. Я ощущаю мир очень ярким и счастливым! Я вообще считаю, что мир надо воспринимать глазами ребенка».
Кстати, деревенским детям, мужикам и бабам – персонажам Ольги – ее работы нравятся, не кажутся странными. “Ой, как красиво, – говорят, – нарисуйте меня!”. Если присмотреться к фигурам на работах Ольги, видно, как она любит этих людей и уважает их труд.
Некоторые православные художники видят единственным осмысленным жанром для себя иконопись. Ольга считает древние иконы вершиной искусства (в том числе по цвету и линиям), но уверена, что и живописью можно служить людям: «Моя задача – приносить людям радость. Чтобы люди, даже далекие от веры, любили Россию, ценили эту жизнь. Бывает, лет через десять встретишь человека, у которого твоя картина висит, а он говорит: “Когда уныние находит, посмотришь – и жить хочется”. Поэтому и мне моя работа доставляет такую радость!»
За кажущейся легкостью крупных мазков Ольги – большая школа и высокая требовательность к себе. Ее мама Наталья Мотовилова – известный скульптор, отец Игорь Воробьев – живописец, а дед Георгий Иванович Мотовилов – классик советской скульптуры, автор рельефов и фигур на семи станциях московского метро. Родители относились к учебе дочери гораздо строже, чем учителя, и привили ей привычку относиться к искусству очень серьезно, с предельной самоотдачей.
Согласно семейному преданию, род Мотовиловых ведет свое начало от литовского князя Монтвил-Монтвида, прикрывшего Димитрия Донского от удара вражеского клинка в Куликовской битве. Удар пришелся по иконе святителя Николая, которую Монтвил хранил на груди. Со временем фамилия Монтвил-Монтвид обрусела до Мотовило. А икона святителя Николая передавалась из рода в род как семейная святыня. Один из предков Ольги, “служка” преподобного Серафима Николай Мотовилов очень хотел иметь эту икону у себя. Но, по мнению Ольги, она доставалась всегда тем представителям рода, которые по своей слабости особенно нуждались в духовном укреплении.
В московской мастерской Ольги помещаются работы и инструменты трех поколений художников Мотовиловых. Здесь продолжает трудиться мама Ольги Наталья Георгиевна. Здесь иногда трудится сестра Ольги Анастасия, которая полжизни работает доцентом архитектуры, полжизни – за свечным ящиком в храме. Здесь не забудешь об ответственности перед предками. А об ответственности перед Богом напоминает Он Сам: “Талант не только дается, но и поддерживается Богом. Возгордишься – легко загубить! Но если ты православный, Господь очень быстро смиряет...”
Самой Ольге из всех ее “произведений” больше всего радости доставляет десятилетняя дочка Маша. В своем детском альбоме Маша рисует фломастерами ангелов, святых, Христа, – так, что молиться можно. Этой весной она начала учиться в школе иконописи.
Как у художника у Ольги есть одна мечта. “Если бы появились материальные возможности, я бы хотела объехать как можно больше древних городов России – от юга до севера. И чтобы потом на какой-нибудь выставке представить разноплановые города, объединенные общим русским духом”.
Я бы обязательно пошел на эту выставку. А пока Переславль и Романов Ольги Мотовиловой можно увидеть в журнале “Фома” и в интернете.

В своих публикациях мы уже неоднократно поднимали вопросы, связанные с актуальными проблемами современного искусства. Тема майского (2006) номера "НС" была сформулирована пессимистично: " ", а опрошенные эксперты и критики сходились во мнении, что верующих деятелей культуры (в т.ч. - художников) подстерегает серьезная опасность за "правильностью" сюжета и выверенностью формы не заметить превращения своего произведения в лубок (в худшем смысле этого слова) и агитплакат; и избежать этой опасности удается немногим. Сегодня мы с радостью предлагаем вам образец православного искусства, которое никак нельзя назвать " ", хотя художник свободно пользуется лаком, и всеми другими необходимыми средствами - вплоть до стульев и бидонов.
Речь об Ольге Игоревне Мотовиловой-Комовой, на открытии выставки которой в галерее "Феофания" побывал наш фотокорреспондент Евгений ГЛОБЕНКО:


Галерея "Феофания" создана в 2001 году. Это первый профессиональный проект созданный в среде Русской Православной Церкви, занимающийся презентацией современного искусства, исходящего из профессионального художественного сообщества. Она расположена на территории представительства православной Церкви Чешских земель и Словакии при храме Свт. Николая в Котельниках. 1-й Котельнический пер., д.10.


Выставка Ольги Мотовиловой-Комовой называется "Домой". Из пресс-релиза: "Условия нашего современного бытия в мегаполисе, все чаще вызывают желание вернуться ДОМОЙ, к корням, к живому, чистому, радостному восприятию жизни.
Живопись Ольги Мотовиловой-Комовой даёт счастливую возможность увидеть мир широко раскрытыми глазами русского художника. Живое, острое, непредвзятое ощущение натуры, точность рисунка, строгий лаконизм композиции, сочный, наполненный светом колорит позволяют ей достигать глубины и мощной выразительности произведений. Художник ничего не придумывает из головы, проживает каждый фрагмент холста. Каждый персонаж, каждая деталь взяты из жизни и согреты личным отношением автора, будь то старушка с ведром, коза, пыльная дорога или покосившийся домик...
Живопись Ольги Мотовиловой-Комовой возвращает нас ДОМОЙ, к родным сюжетам и к языку яркой живой русской живописи"

Ольга Мотовилова-Комова родилась в 1969г. в Москве в семье художников. Окончила МХПИ им. гр.Строгонова, с 1994 года является членом Союза Художников РФ.
С 1986 года - постоянный участник выставок Союза Художников РФ, групповых выставок в России и за рубежом (Лондон, Нью-Йорк, Александрия, Брюссель, Париж и др.)
Лауреат 1-й премии и диплома Российской Академии Художеств ("Весенний Салон-93"), награждена премией в номинации "Живопись"("Весенний Салон-2001).
Автор семи персональных выставок. Произведения хранятся в музейных
и частных собраниях в России и за рубежом


На открытие выставки (26 апреля) пришло немало ценителей творчества Ольги Мотовиловой


Так что большую часть времени она провела получая цветы, раздавая автографы и интервью






Переправа


Душа Переславля


Светлый город


Взгляд


01



Как настоящий художник, Ольга Игоревна может превратить в предмет искусства любую вещь - вплоть до разделочной доски или бидона







В тот момент я был в ее доме гостем. Они с мужем, известным художником Ильей Комовым, предложили мне остановиться на их даче, по христианскому гостеприимству, – на том лишь основании, что я приехал в Романов-Борисоглебск вместе с человеком, которому они уже оказали подобное гостеприимство раньше.

Радушие Комовых всегда будет для меня примером. Так согревать человека теплом печи и солнечной улыбкой, просто потому что он гость и у него никого нет в этом городе! Ольга оказывала мне и более тонкую духовную помощь. Так, когда я бился головой о низкий косяк, Ольга тут же подбадривала меня: “Смирение!” – и я вовремя смирялся.

Романовская дача Комовых – старая изба на берегу глубокого оврага. Они купили ее недавно, чтобы писать здесь. Романов-Борисоглебск – красивейший тихий город на Волге. До сих пор Комовы работали в Переславле, но в последние годы старина почти исчезла за рекламными щитами. В поисках русской патриархальности пришлось перебираться еще дальше от Москвы. Романов особенно близок Комовым тем, что здесь жил и похоронен архимандрит Павел Груздев, молитва которого исцелила Илью от тяжелой болезни. Когда живут здесь, они ходят на его могилку почти каждый день.

Если ты просто художник, не устраиваешь перфомансов ради известности, не подрабатываешь менеджером, прожить очень трудно. Художники живут от картины до картины. Картины Ильи и Ольги стоят недешево, но с любителей искусства не возьмешь обязательство покупать по работе раз в месяц. Комовы так и говорят: “Живем, потому что Бог помогает”. Бог посылает покупателя именно тогда, когда нужно. А когда человек живет так, его вера – живая, молитвы – теплые.

Старец Павел Груздев был простец с большим чувством юмора, и его питомцы Комовы чужды всякого ложного пафоса. И в жизни – с тасканием воды с колонки, с традиционным романовским холодным туалетом. И в творчестве. Хотя среди поклонников творчества Комовых немало богатых и знаменитых, при том, что это творчество далеко от реализма, оно искреннее.

Узнав Ольгу лучше, я понял, что эти яркие краски, приплясывающие дома, характерные фигуры – подлинные свойства ее мироощущения. «А чего унывать? Уныние – страшный грех! – “оправдывается” Ольга. – Люди у нас в России добрые, природа замечательная. Я ощущаю мир очень ярким и счастливым! Я вообще считаю, что мир надо воспринимать глазами ребенка».

Кстати, деревенским детям, мужикам и бабам – персонажам Ольги – ее работы нравятся, не кажутся странными. “Ой, как красиво, – говорят, – нарисуйте меня!”. Если присмотреться к фигурам на работах Ольги, видно, как она любит этих людей и уважает их труд.

Некоторые православные художники видят единственным осмысленным жанром для себя иконопись. Ольга считает древние иконы вершиной искусства (в том числе по цвету и линиям), но уверена, что и живописью можно служить людям: «Моя задача – приносить людям радость. Чтобы люди, даже далекие от веры, любили Россию, ценили эту жизнь. Бывает, лет через десять встретишь человека, у которого твоя картина висит, а он говорит: “Когда уныние находит, посмотришь – и жить хочется”. Поэтому и мне моя работа доставляет такую радость!»

За кажущейся легкостью крупных мазков Ольги – большая школа и высокая требовательность к себе. Ее мама Наталья Мотовилова – известный скульптор, отец Игорь Воробьев – живописец, а дед Георгий Иванович Мотовилов – классик советской скульптуры, автор рельефов и фигур на семи станциях московского метро. Родители относились к учебе дочери гораздо строже, чем учителя, и привили ей привычку относиться к искусству очень серьезно, с предельной самоотдачей.

Согласно семейному преданию, род Мотовиловых ведет свое начало от литовского князя Монтвил-Монтвида, прикрывшего Димитрия Донского от удара вражеского клинка в Куликовской битве. Удар пришелся по иконе святителя Николая, которую Монтвил хранил на груди. Со временем фамилия Монтвил-Монтвид обрусела до Мотовило. А икона святителя Николая передавалась из рода в род как семейная святыня. Один из предков Ольги, “служка” преподобного Серафима Николай Мотовилов очень хотел иметь эту икону у себя. Но, по мнению Ольги, она доставалась всегда тем представителям рода, которые по своей слабости особенно нуждались в духовном укреплении.

В московской мастерской Ольги помещаются работы и инструменты трех поколений художников Мотовиловых. Здесь продолжает трудиться мама Ольги Наталья Георгиевна. Здесь иногда трудится сестра Ольги Анастасия, которая полжизни работает доцентом архитектуры, полжизни – за свечным ящиком в храме. Здесь не забудешь об ответственности перед предками. А об ответственности перед Богом напоминает Он Сам: “Талант не только дается, но и поддерживается Богом. Возгордишься – легко загубить! Но если ты православный, Господь очень быстро смиряет...”

Самой Ольге из всех ее “произведений” больше всего радости доставляет десятилетняя дочка Маша. В своем детском альбоме Маша рисует фломастерами ангелов, святых, Христа, – так, что молиться можно. Этой весной она начала учиться в школе иконописи.

Как у художника у Ольги есть одна мечта. “Если бы появились материальные возможности, я бы хотела объехать как можно больше древних городов России – от юга до севера. И чтобы потом на какой-нибудь выставке представить разноплановые города, объединенные общим русским духом”.

Я бы обязательно пошел на эту выставку. А пока Переславль и Романов Ольги Мотовиловой можно увидеть в журнале “Фома” и в интернете: www.motovilova.ru.

Река. 2004 г.

Осенние хлопоты. 2002 г.

01. 2005 г.

Берега Трубежа. 2001 г.

Большая стирка. 2004 г.

Основная тема творчества Ольги Мотовиловой-Комовой - малые города России. Ее волнует не столько их этнографическая принадлежность, но, в первую очередь, их внутренняя, человеческая суть. Каждая работа Ольги, вне зависимости от жанра - это ёмкий психологический образ. Эмоциональная открытость восприятия даёт зрителю яркий, позитивный импульс. Работы художника заряжают оптимизмом, именно поэтому ее творчество притягивает всё новых и новых поклонников. Несмотря на постоянный творческий поиск, она не изменяет своему «магистральному пути» - это радость бытия, выраженная классическими средствами изобразительного искусства: единственно верной «острой» композицией, сложно выстроенным пространством, подчёркивающим плоскость холста, ясным открытым цветом, передающим все оттенки эмоций и сопереживания. Чистота и эмоциональная насыщенность цветовой гаммы ее живописных работ радуют глаз и согревают душу.


В 2017 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Ольга Мотовилова-Комова работает над новым фундаментальным авторским проектом - «Русская провинция». Она давно хотела расширить географию своего творчества и запечатлеть разные города, объединенные общей историей и общим духом. Этот проект - своеобразная дорога к дому, к нашим истокам, к тем городам и весям, которые сохранили чарующую русскую патриархальность, неповторимый жизненный уклад, древнюю архитектору и природный ландшафт.


Много лет художник пишет свои картины с натуры, в прямом контакте с природой и людьми в Ярославле, Костроме, Тутаеве, Переславле-Залесском, Мышкине, Рыбинске и других городах - это её любимые места. Цель проекта - выразить живописную красоту и самобытность повседневной жизни людей их населяющих, создать оптимистический образ традиционной современной России при помощи пластических средств - цвета и формы. Проект призван дать понимание высокой значимости исконно русских городов в определении нашей идентичности.


За истекший период написано 78 законченных холстов .


В рамках проекта в июле-августе прошли персональные выставки Ольги Мотовиловой-Комовой в Ярославле, Тутаеве, в музеях Переславля-Залесского и Костромы, в Рыбинске.


И вот, наконец, две заключительные персональные выставки в Москве. В выставочных залах МФЮА и в залах Московского Союза Художников в Старосадском переулке, 5. Выставка в Старосадском переулке будет работать всего 2 дня: 27 и 28 ноября 2017 года. Открытие 27 ноября с 17.00.


Илья Комов, член-корреспондент Российской Академии Художеств


О художнике: Ольга Игоревна Мотовилова-Комова родилась в 1969 году в Москве в творческой семье. Ее мать - Наталья Мотовилова - известный скульптор, отец Игорь Воробьев - живописец. Дед - Георгий Иванович Мотовилов - классик советской скульптуры (автор памятников А. Н. Толстому в Москве, М. И. Кутузову в Смоленске, Н. А. Некрасову в Ярославле, А. П. Чехову в Ялте, генералу П. В. Волохову в Изюме). Он является создателем школы монументально-декоративной скульптуры, автором рельефов и фигур на станциях московского метро: «Электрозаводская», «Новокузнецкая», «Смоленская», «Проспект Мира», «Парк культуры», «Октябрьская», «Комсомольская».


Ольга окончила Государственный художественно-промышленный Институт Строганова в 1993 году. Её творческий путь начался в 17 лет со знаковой «17-ой Молодежной выставки» в Центральном доме художника (1986 г.)


С 1989 года - член Международной Ассоциации женщин-художников «Ирида».
Ольга является членом Союза художников России и Московского Союза художников. Она обладатель Почётных дипломов Российской академии Художеств (1993 и 2008 гг.), золотой медали творческого Союза художников России, первой премии конкурса «Весенний салон - 93» и Почетного диплома Российской Академии Художеств, первого приза «Весенний салон - 2001». В числе ее наград - диплом Московского Союза художников (2011 г.), Почетная грамота и премия мэрии Тутаева за вклад в украшение города (роспись деревянного забора по улице 1-я Овражная, 8А). Ольга является автором монументальной росписи на здании Зала Праздников в Арль-Сюр-Тек (Франция, 2015 г.).
С 1992 года О. И. Мотовилова-Комова принимала активное участие в групповых выставках в Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Александрии, Брюсселе и Берлине. В 2011 году была участником Международного Салона (Париж, Лувр), посвящённого 150-летнему юбилею Национального Общества Искусств SNBA.


Персональные выставки в России и за рубежом:


«Дом скульптора», Москва, 1994 г.;
«Ирида», Москва, 1995 г.;
«Чертаново», Москва, 1996 г.;
«Академический», Москва, 1998 г.;
Представительство журнала «Русское наследие», Москва, 1999 г.;
«Дом скульптора», Москва, 2000 г.;
«Феофания», Москва, 2008 г.;
Мэрия галерея Троицк, 2008 г.;
«Нет слов», Москва, 2009 г.;
Дом русской книги, Париж, 2009 г.;
Ferme des Jeux, Во-ле-Пениль, 2011 г.;
Дом художников, Тутаев, 2011 г.;
Petite galerie, Париж, 2012 г.;
Moulin des Arts, Арль-Сюр-Тек (совместно с И. Комовым), 2012-2013 гг.;
«На Новинском», Москва, 2014 г.;
«На чистых прудах», Москва, 2015 г.;
Couleur du Soleil, зал Маноло, Сере, Франция, 2015 г.;
Посольство Европейского Союза в России, 2017 г.;
Арт-галерея «Дача», Жуковка, Московская обл., 2017 г.;
«Провинциальные прогулки», Ярославль 2017 г.;
«Город солнца», Тутаев, 2017 г.
«Цвет миру», музей, Переславль Залесский, 2017,
«Дорога к дому», Костромской музей-заповедник, 2017,
«День за днём», Рыбинск, галерея «Март», 2017.