Как понять что ребенок гот. «Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Не стоит стесняться признать то, что вы разговариваете сами с собой. Это совершенно не стыдно - наоборот, данная особенность говорит о невероятном потенциале. Как было доказано учеными, люди, которые подкрепляют свои действия мысленными подсказками или просто сопутствующими фразами, оказываются гениями! Так что, если вы из тех, кто постоянно что-то бормочет себе под нос, можете гордиться этим.

Экспериментальное исследование

Практикующий психолог, Гэри Лупиан, решил проверить, как же связан внутренний разговор с механизмами памяти. Для этого он выбрал 20 добровольных участников, которым было продемонстрировано несколько объектов. Затем всех людей попросили вспомнить, что же это были за предметы. Все участники эксперимента разделились на две группы: те, кто перечислял названия вслух, и те, кто выполнил задание молча. По результатам анализа собранных данных, ученый определил, что люди, воспользовавшиеся словесной формой выражения мысли, смогли быстрее вспомнить предметы. Молчуны же отставали от них примерно на 50-100 миллисекунд.

Сам Гэри заметил, что довольно часто говорит сам с собой при поиске чего-либо, например, в супермаркете. Именно это и подвигло его на создание такого потрясающего эксперимента. Также психолог-исследователь выделил ряд причин, по которым гении ведут внутреннюю беседу.

Это развивает процессы памяти

Делая себе словесные наводки, человек активирует сенсорные механизмы головного мозга. Грубо говоря, так он помогает себе думать. Мозг ориентируется на сказанное и гораздо быстрее обрабатывает информацию.

Так легче сосредоточиться

Если произнести название какого-либо предмета, то все мысли будут направлены только на него. В таком случае вы не будете отвлекаться на посторонние объекты. Однако Гэри Лупиан утверждает, что это правило действует, только если человек знает, как выглядит искомая вещь. Кстати, многие ученые с ним согласны в данном утверждении. Когда вы говорите про знакомый предмет, мозг тут же воспроизводит его изображение. Если же вещь вам не знакома, то мыслительные процессы заходят в тупик. Естественно, сосредоточиться при этом вряд ли удастся.

Отличный способ «расставить мысли по полкам»

Отличный пример эффекта от внутреннего общения в данном случае - попытка успокоить себя в гневе. Когда человек зол, он действует на эмоциях, а его мысли опережают разум. Беседа с самим собой помогает вернуться к реальности. Таким образом мысли очищаются от агрессивных эмоций и становятся более конструктивными.

К норме относят поведение, при котором человек в процессе умственного напряжения или нагрузок, проговаривает информацию, чтобы легче ее усвоить. Например, заучивая термины и определения, производя вычислительные действия и других.

Однако, если человек ведет диалог с воображаемым собеседником, слышит несуществующие голоса и страдает иными галлюцинациями, следует говорить о расстройстве психики. Предварительный диагноз ставится врачом при анализе поведения человека и его жалоб.

В настоящее время человек постоянно находятся в стресса и тревог. Как правило, сознание человека непрерывно занято решением проблем, вследствие которых нарушается режим отдыха и сон, поэтому организм работает с повышенной нагрузкой. Образ жизни, при котором человек постоянно находится в состоянии психического напряжения, продолжающийся длительное время, вероятнее всего приведет к истощению нервной системы и невротическим реакциям.

Продолжительные депрессии, трагические события и иные душевные потрясения могут вызвать нервно-психические расстройства. Таким образом, подобные расстройства сопровождаются поведением человека, когда он разговаривает сам с собой. Следует отметить, что женщины, за счет характерной для них эмоциональности, повышенной чувствительности и беспокойства, более склоны к неврозам.

Причины невротических расстройств и их последствия

Отсутствие радости и отдыха, неправильное питание, пессимизм, непрерывные нагрузки и ответственность, высокая тревожность и иные могут привести к невротическому расстройству, например депрессии. Тревожное, подавленное состояние человека негативно отражаются также на работе внутренних органов. Сбой в работе организма опасен тем, что может привести к различным заболеваниям.

Любые расстройства психики должны наблюдаться врачом, который назначит необходимое лечение. Не следует принимать лекарственные успокоительные средства, например, антидепрессанты, без рекомендации врача. Поскольку у каждого расстройства своя схема лечения, а у лекарственных препаратов имеются побочные действия.

Важно беречь свое душевное здоровье, вовремя отдыхать, избегать стресса, не перегружать организм нагрузками, тщательно следить за общим самочувствием. Следует наполнять свою жизнь увлечениями и хобби, окружать себя близкими и друзьями, любить жизнь и радоваться, не смотря на проблемы.

Как только мы узнаем о беременности, начинается период ожидания следующего визита к врачу, УЗИ, шевелений, родов... На этом ничего не заканчивается, а только продолжается. Когда малыш появился на свет, мы начинаем ждать, когда он научится держать голову, осознанно улыбаться, агукать, переворачиваться на животик, ползать, сидеть, ходить...

"На данный момент стандарты развития ребёнка разных специалистов очень отличаются. Но лично я считаю, что оценивать нужно индивидуальное развитие каждого ребёнка, поэтому ни в коем случае детей нельзя сравнивать, так как в одной ситуации допустимы одни нормы, а в другой другие", - говорит физиотерапевт Кристина Сталидзане.

У каждого малыша есть свои внутренние часы, определяющие, когда он готов ползти или делать первые шаги. Когда нервная система, кости, связки, мускулы и суставы готовы держать тело, только тогда ребенок предпримет первые попытки ходить, словно зная, что настала пора.

И все же, как же понять, что он готов начать ходить? Как правило, определяющий фактор - собственная инициатива ребенка. В возрасте от восьми до десяти месяцев малыш настолько любознателен, что начинает самостоятельно вставать на ноги, поначалу используя для опоры мебель.

Тем не менее, на этом этапе развития ребенка родителям не следует рассчитывать, что он сразу начнет ходить. Пока малыш только исследует свои возможности и физически, и эмоционально готовится к настоящей ходьбе.

Поэтому ни в коем случае не нужно помогать малышу ходить, водя его за ручку, держа за подмышки или участвуя в ходьбе каким-либо другим способом. "Это действительно может навредить, так как может повлиять на дальнейшее физическое развитие, если ребёнок не готов этого делать, могут возникнуть проблемы спины и осанки", - объясняет физиотерапевт.

Когда ребёнок будет готов, он встанет на ножки и сам пойдёт без посторонней помощи.

Также на этом этапе требуется и дополнительная осторожность. Не забывайте, что острый угол стола, спинка стула, висящий край скатерти или неустойчивая вешалка могут представлять для малыша угрозу, если он будет хвататься за эти предметы в попытках встать на ноги.

Чтобы научиться как следует ходить, ребенок должен преодолеть немало трудностей. Сначала ему надо научиться держать равновесие, что очень непросто. Ему предстоит пережить немало падений и ушибов, но рано или поздно ходьба будет стабильно освоена, и малыш начнет бегать, прыгать и скакать на одной ноге.

Кристина Сталидзане призывает внимательно следить за развитием малыша и помнить, что пути развития разные, не привязываясь к конкретным месяцам, числам и нормам: "Учитесь замечать то, что умеет Ваш ребенок и не акцентируйте внимание на том, что не умеет!".