Должностные инструкции арт директора ресторана. Арт-директор: кто он и чем занимается? Должностная инструкция арт-директора

Консолидированная (сводная) отчетность, или отчетность группы организаций, составляется с целью проведения анализа показателей деятельности для принятия решений. Решения могут быть управленческие, финансовые, налоговые, организационные. В данной статье остановимся подробнее на консолидированной бухгалтерской отчетности.

Отчетность по финансовым показателям организаций отражается в бухгалтерском учете. статьей 3 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определена идентичность .

Сводная бухгалтерская отчетность в Российской Федерации

Приказом Минфина РФ от 30.12.1996 № 112 утверждены методологические рекомендации для подготовки сводной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следует обратить внимание, что положения данных рекомендаций применяются в части, которая не противоречит Федеральному закону 402-ФЗ. Кроме того, с 01.01.2016 документ прекращают своё действие.

В состав консолидированной бухгалтерской отчетности входит:

  • сводный бухгалтерский баланс,
  • сводный отчет о прибылях и убытках.

К указанным документам составляется пояснительная записка. Отчетность подается как для дочерних, так и для зависимых обществ по правилам бухгалтерского учета. В отчетность включаются доходы и расходы, а также активы и пассивы группы (т.е. дочерних обществ и организации, считающейся головной).

В каких случаях требуется трансформация бухгалтерской отчетности:

Дочерними обществами для целей представления сводной бухгалтерской отчетности считаются следующие организации:

  • общества, где головная организация имеет более 50 процентов голосующих акций или более 50 процентов уставного капитала,
  • общества, где головная организация может влиять на принятие решений посредством заключенного договора,
  • общества, где головная организация имеет иные способы оказывать влияния при принятии решений.

Международные стандарты

Для унификации и возможности корректного сопоставления показателей для организаций, расположенных в различных государствах, используются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО).

Указанными стандартами утверждены принципы, используемые для составления финансовой отчетности, в т.ч. в части вознаграждения работникам ((IAS) 19), консолидированной финансовой отчетности ((IFRS) 10), совместной деятельности ((IFRS) 11) и т.д.

В Российской Федерации МСФО утверждаются Минфином (например, Приказ Минфина № 106н от 18.07.2012). Указанные стандарты подлежат обязательному применению для кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и иных организаций, указанных в ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ. Применение стандартов возможно не только указанными организациями, но и любыми другими в добровольном порядке.

В чем заключается подготовка бухгалтерской отчетности:

В связи с отсутствием единственного закрепленного определения в настоящей статье, под понятием «консолидированная (сводная) финансовая (бухгалтерская) отчетность)» будет пониматься систематизированная информация, в которой отражается финансовое положение, итоги деятельности и изменения такого положения организациями, которые можно определить как группу. Подобное определение приведено в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ.

Группы организаций

Группа организаций может быть представлена дочерними, ассоциированными и совместными предприятиями при условии наличия одной материнской организации. Основным критерием для определения необходимости составления консолидированной отчетности является возможность существенного влияния одной организации на другую. Возможность такого влияния может быть обусловлена наличием определенной доли акций или возможностью изменять состав совета директоров.

Понятие «дочернее предприятие» МСФО и «дочернее хозяйственное общество» ГК РФ хоть и не являются идентичными по наименованию, но имеют одинаковую сущность. В обоих случаях имеется зависимость в принятии решений от основного общества (ГК РФ) или материнской организации (МСФО).

Составление консолидированной финансовой отчетности

Порядок сдачи консолидированной отчетности

Составление и представление консолидированной отчетности по стандартам МСФО не освобождает организацию от составления и направления бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Обязательным является представление годовой отчетности, промежуточные (квартальные, полугодовые) сведения представляются, если это прямо предусмотрено учредительными документами или иными распорядительными документами.

Консолидированная отчетность представляется материнской организацией на основании отчетов, представленных дочерними предприятиями. Данное обстоятельство подразумевает использование единой учетной политики, используемой во всех организациях группы для определения капитала, доходов, активов, обязательств, расходов и потоков финансов или денежных средств. Однако, это не является обязательным условием. Существует возможность конвертации исходных данных для приведения их в единую систему. Стоит отметить, что процесс приведения к единому учету в таком случае будет достаточно дорогостоящим и затратным по времени.

Особенности подготовки отчетности

Одной из особенностей консолидированной финансовой отчетности является исключение операций, проведенных внутри группы, что позволяет избежать двойного (тройного и т.д.) учета.

В случае частичного контроля над дочерним обществом консолидированная отчетность представляется отдельно раздельно по долям, управление которыми находится в материнской организации и по долям, решения, по осуществлению деятельности которых, материнской организацией не контролируется.

Отдельным блоком в МСФО (IFRS) 10 представлены инвесторы. Для целей данных стандартов они тоже могут считаться материнским предприятием. Но не все инвесторы являются материнским предприятием. Только при соблюдении следующих условий:

  • наличие полномочий, влияющих на доход дочернего предприятия,
  • подверженность рискам,
  • наличие полномочий, виляющих на доход самого инвестора от деятельности дочернего предприятия.

При условии соблюдения всех трех указанных условий инвестор считается принципалом. В случае, когда инвестор хоть и принимает участие в деятельности организации, но не может оказывать существенное влияние в процессе принятия решений, такой инвестор является агентом.

Объединение международных и национальных стандартов.

Переход к единым стандартам консолидированной бухгалтерской отчетности позволит упростить возможность выхода российских компаний на международный рынок. Анализ изменений законодательства в плане представления отчетности позволяет сказать о постепенном сближении национального законодательства и международных стандартов.

Видео - «Консолидированная отчетность и внутригрупповые обороты»

Мир профессий велик и разнообразен. Он, как живой организм, постоянно растет и обновляется. С развитием экономики, технического прогресса, уровня жизни в целом возникают одни специальности и исчезают другие. Одной из новых, востребованных сегодня должностей является арт-директор. О том, в каких сферах она имеет значимость, что входит в круг обязанностей этого специалиста и какими качествами необходимо обладать для работы, и пойдет речь в нашей статье.

Возникновение профессии

Данная должность появилась относительно недавно: около 20 лет назад. Ее появление было связано с быстрым развитием рекламного бизнеса. Во время стремительного роста конкуренции возникла необходимость в специалисте, который сможет продуцировать курировать создание креативных проектов, организовывая работу творческого отдела.

Первые представители профессии не имели были художники-оформители, сотрудники издательств, одним словом, люди, связанные с творчеством. Именно у них были необходимые арт-директору навыки: чувство цвета, умение рисовать, знание оформительских стилей и видов шрифтов.

Значение термина

Если исходить из названия профессии, где art (англ.) — это искусство, а director —руководитель предприятия, можно сделать вывод, что эти 2 составляющие дословно означают "творческий начальник", то есть человек, который возглавляет целый отдел сотрудников данного направления, сам выдвигает новые идеи и способствует их воплощению. Он курирует творческую деятельность компании и непосредственно отвечает за реализацию креативных проектов. Как правило, в работе напрямую сотрудничает с фотографами, редакторами, дизайнерами, копирайтерами и другими представителями данной сферы.

Объем работы, возложенных обязанностей и штат подчиненных всегда зависит от профессиональных качеств сотрудника и масштаба организации, в которой он работает.

Сегодня должность арт-директора относится к управленческим и имеет ряд других названий: арт-менеджер, художественный руководитель, администратор... Сверхзадача деятельности этого сотрудника — повышение прибыли заведения.

Необходимый сегмент рынка труда

Эта профессия, как правило, является востребованной в сферах, связанных с творчеством. Среди них: издательство, дизайн, кино, телевидение, реклама, развлечения, Интернет, создание видеоигр, брендинг и т. п. Во всех этих направлениях "творческий руководитель" выполняет как общие задачи, так и специализированные (в зависимости от рода деятельности компании).

Должностные обязанности

Работа арт-директора сводится к выполнению двух основных функций, а именно:

1. Творческой:

2. Управленческой:

  • Совместная работа с творческой группой дизайнеров, авторов, художников и других задействованных специалистов над созданием проекта, контроль за выполнением в срок поставленных им задач.
  • Анализ рынка и стратегическое планирование работы отдела.
  • Мониторинг результатов проведения рекламной кампании.
  • Составление отчетов.
  • Подписание договоров с подрядчиками.
  • Коммуникация с партнерами компании.

По необходимости в работу арт-директора входит организация фото- и видеосъемки, осуществление продаж, подготовка участия в тендерах.

Следует отметить, что список данных обязанностей является общепринятым, так как в зависимости от творческого направления специалист будет иметь дополнительный объем работы.

Особенности профессии в различных сферах

Каждое творческое направление накладывает на арт-директора дополнительные обязанности. Так, например, в студиях дизайна и брендинговых компаниях одной из главных задач данного сотрудника является создание уникального стиля компании, ее товаров и услуг, подготовка типографской рекламной продукции и разработка эскиза упаковки товара.

В издательском деле в обязанности арт-директора входит работа с редакторами рубрик, дизайнерами, иллюстраторами и техническими работниками над художественным оформлением печатной литературы. Он анализирует общий замысел издания, разрабатывает сетку верстки, делает подбор шрифтов, в случае необходимости предлагает идеи для фотосессии. При создании типографской литературы именно творческий директор следит за соответствием требованиям ГОСТ, особенно для маленьких читателей.

Незаменим представитель данной профессии и в индустрии развлечений, а именно в ресторанах и ночных клубах. Здесь к его обязанностям относится анализ потребностей клиентов, составление плана зрелищных мероприятий и смет расходов, выбор средств СМИ для проведения рекламы, менеджмент творческих идей и концепций. При этом арт-директор ресторана проводит анализ конкурентной среды, рекламные фотосессии, работает над отзывами посетителей.

В ночном клубе творческий руководитель выполняет административные функции: ищет и привлекает арендаторов для проведения заказных мероприятий, занимается организацией концертов, вечеринок, зрелищных шоу-программ и выполняет все сопутствующие задачи (подбор репертуара, подписание договоров с артистами, бронирование гостиниц), работает над продвижением заведения (размещает информацию на сайте, занимается подбором контента и дизайном рекламной продукции). Арт-директор клуба также постоянно следит за выполнением сотрудниками своих обязанностей с целью слаженной работы заведения.

Для хорошей личной результативности и умелого управления творческим отделом необходимы определенные навыки:

Обязательной для творческого руководителя является грамотная речь, так как итог его деятельности напрямую зависит от умения достигать взаимопонимания с сотрудниками, клиентами и партнерами по бизнесу.

Личные качества управляющего отделом

Арт-директор - довольно ответственная профессия, поэтому человеку, решившему заниматься данным видом деятельности, должны быть присущи:

  1. Организаторские способности.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Целеустремленность.
  4. Решительность.
  5. Креативность.
  6. Лидерские качества.
  7. Ответственность.
  8. Коммуникабельность.

Имея все вышеперечисленные качества и профильное образование, можно добиться хорошей результативности в профессии и достойной оплаты своего труда.

Необходимое образование

Как показывает анализ требований к должности арт-директора (вакансии по России), соискатель должен иметь высшее профильное образование (художественное), поэтому для обучения в вузе подходят специальности "Арт-менеджмент", "Предпринимательство в культуре" и т.п. Не лишними будут дополнительные курсы в коммерческих заведениях, таких как Школа дизайна и компьютерной графики. А для тех, кто хочет получить должность в крупной компании, работающей на международном рынке, необходимо хорошее владение английским языком.

Возможности карьерного роста

Профессия арт-директора относится к престижным, так как это руководящая должность с хорошей заработной платой. Понятно, что не все дается сразу, и иногда продвижение по служебной лестнице начинается с простого менеджера, но при полной самоотдаче и целеустремленности можно сделать отличную карьеру. Так, имея хорошие организаторские способности, опыт работы и лидерские качества, вполне возможно за короткий срок получить вышеупомянутую должность с хорошей оплатой. Сегодня начинающий арт-директор (Москва), по данным специализированных по трудоустройству сайтов, получает 30-40 тысяч рублей, а профессионал — от 50 до 150. Необходимо учитывать, что данный специалист имеет большой круг обязанностей и немалую ответственность, поэтому его финансовое вознаграждение напрямую зависит от уровня профессионализма, объема и результативности выполняемой работы.

При желании, постигнув все азы этой творческой профессии, человек может открыть свою фирму, набрать штат сотрудников и успешно заниматься любимым делом.

Таким образом, услуги арт-директора сегодня достаточно востребованы. В сфере образования имеются все возможности для получения нужной специальности, а рынок труда наполнен интересными и перспективными предложениями для соискателей в этой сфере. Данная должность идеально подойдет людям, которые не любят однообразия, могут работать в условиях многозадачности, не боятся трудностей и хотят стать успешными в своей профессии.

Человек, создающий атмосферу в клубе, приглашающий диджеев, формирующий персонал и отвечающий за всю «начинку»: от оборудования и интерьера до музыки, - вот рабочий портрет арт-директора. Главное же в этой профессии - уметь «зажигать», и речь далеко не об умении завести толпу на танцполе.

Арт-директор - это и художник, и хозяйственник в одном лице. В советские же времена таких людей называли художественными руководителями. Но что тогда, что сегодня это особые люди, творческие и талантливые, постоянно продуцирующие какие-то идеи, проекты. А чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, а проекты реализовать, нужен талант как художника, так и менеджера.

Основная задача арт-директора клуба - поддержание выбранного стиля и концепции развлекательного заведения, организация шоу-программ и других мероприятий. Чтобы выделяться на рынке развлечений, каждое заведение имеет свои особенности и «фишки» и предъявляет свои требования к арт-директорам и их обязанностям соответственно. Как правило, арт-директор придумывает программу, все прописывает, начиная с идеи, сценария, заканчивая бюджетом, а затем претворяет все в жизнь - находит и приглашает диджеев, танцоров, артистов, ведущих или других нужных в его программе людей, иногда и сам участвует во всем.

По своему опыту могу сказать, что арт-директор должен быть коммуникабельным, креативным, общительным, открытым и обязательно стрессоустойчивым, - объясняет арт-директор ночного клуба «С2» Ангелина Ромащенко. - Ситуации бывают разные: у диджея плохое настроение, в микрофоне батарейки сели, а ведущему надо начинать программу. Всякое бывает, но посетители ни в коем случае не должны об этом знать.

Без базы не обойтись

Образование, возраст и пол значения не имеют, главное, чтобы у арт-директора заведения были определенные знания и навыки.

Он должен иметь режиссерское видение, уметь ставить и организовывать шоу-программы, или как говорят тусовщики party, или знать, каких людей привлечь в помощь. А также арт-директору необходимо умение вести переговоры, заключать деловые соглашения (это необходимо уметь делать, если он приглашает в свое заведение гостей - музыкантов, диджеев, артистов).

В клубы часто приезжают диджеи из других городов или стран, - рассказывает Ангелина Ромащенко. - Помимо того, что надо выполнить их райдер (требования) по аппаратуре, необходимо поселить в гостиницу, а также устроить им развлекательную программу.

Профессионал должен быть знаком и с шоу-бизнесом, держать руку на пульсе. Это необходимо для того, чтобы ориентироваться в модных тенденциях и направлениях и знать заранее, какое музыкальное направление, какой диджей, группа будут иметь успех, и постараться первым предложить это своей публике. Но при этом не забывать о том, что у заведения есть свой стиль. Арт-директор-профи всегда должен быть на шаг впереди остальных.

Кроме того, по мнению специалистов, нужно найти своих постоянных клиентов и знать их по именам и в лицо, знать их музыкальные пристрастия, понимать, что будет востребовано, а что нет. Но зачастую арт-директоры сами определяют предпочтения своей публики, продвигая среди них модные музыкальные направления.

Помимо этого, у хорошего арт-директора должна быть своя база творческих коллективов, артистов, музыкантов и других людей искусства, шоу-бизнеса. В противном случае, не имея ее, он просто не сможет работать и организовывать свои мероприятия.

Без нее новичкам работать очень сложно, поэтому профессионалы советуют сначала сформировать связи, а потом начинать работать. А делается это очень просто - нужно ходить по клубам, различным мероприятиям, общаться, заводить знакомства или стать помощником у профессионала. Это, кстати, самый лучший способ обучения и приобретения опыта.

Я в свое время начала с того, что пришла в ночной клуб, который мне нравился, и предложила свои услуги, - вспоминает Ангелина. - Я стала организовывать свои вечеринки, причем в большинстве своем на первых порах за спасибо. Дальше - больше. Теперь в этом деле я уже как рыба в воде, получаю за свои услуги неплохие деньги. Но при этом я до сих пор отслеживаю, что творится в других развлекательных заведениях, чтобы быть в теме.

Все приходит с опытом

Работе арт-директора нельзя научиться теоретически, профессионализм приходит только с опытом. К тому же специальных школ по обучению арт-директоров у нас в области нет. Есть колледжи и школы, где обучают режиссерскому делу, например, колледж культуры. Но они лишь дают первоначальные навыки и знания режиссуры, обучают актерскому мастерству. Все остальное зависит только от самого человека.
Настоящий профессионал должен пройти через все сам, чтобы понимать, с кем и с чем он будет работать. Зачастую до работы арт-директором люди уже имеют опыт выступлений на сцене, разбираются в работе со светом, звуком. К примеру, многие до работы принимали участие в студенческих КВНах, были ведущими, имели опыт организации вечеринок. Часто арт-директорами клубов становятся музыканты, артисты, DJ, ведущие, художники и другие творческие люди. Просто их хобби перешло в разряд профессии.

При этом у талантливого арт-директора всегда есть возможность подняться по карьерной лестнице и стать директором заведения, а если есть деньги, то можно даже и открыть свой клуб или организовать свое дело. Некоторые бывшие арт-директоры уходят в свободное плавание - становятся промоутерами. По сути это те же арт-директоры, только они не привязаны к какому-либо заведению. Это свободные люди, которые сами определяют собственные возможности и свои обязанности.

Арт-директор - художественный руководитель творческого проекта. В нашей должностной инструкции арт-директора прописаны обязанности этого специалиста, в которые входят: организация, планирование и координация деятельности предприятия при осуществлении проектов, разработка планов проведения рекламных и арт-мероприятий.

Должностная инструкция арт-директора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.
1.2. Назначение на должность арт-директора и освобождение от нее производится приказом генерального директора компании.
1.3. Арт-директор подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия арт-директора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в системе проведения арт-мероприятий и рекламы не менее 2 лет.
1.6. Арт-директор должен знать:
- правила проведения арт-мероприятий и рекламной кампании для реализации работ проекта;
- систему организации развлечений и влияние их на потребителей;
- перспективы технического, экономического и социального развития системы организации развлечений;
- основы менеджмента и маркетинга, экономики;
- конъюнктуру рынка;
- порядок составления и согласования планов проведения арт-мероприятий и рекламных акций;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
- налоговое законодательство;
- порядок ценообразования;
- трудовое законодательство;
- правила охраны труда в общественном питании;
- правила и нормы техники безопасности, противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;
- основы делопроизводства и документооборота;
- основы менеджмента и маркетинга;
- деловое общение, технику ведения деловых переговоров;
- основы компьютерной грамотности;
- офисную оргтехнику;
- потребительские предпочтения;
- основы рекламной деятельности;
- методы и приемы связей с общественностью;
- технику проведения и методы успешной презентации;
- методы изучения отзывов гостей;
- основы бухгалтерского учета;
- практику добросовестного ведения бизнеса;
- культуру речи, этику и этикет.
1.7. Арт-директор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными и нормативными документами, методическими материалами по вопросам развлечений и рекламы;
- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документами вышестоящих организациями и других органов;
- целями и задачами, распоряжениями и инструкциями, получаемыми от руководства;
- принципами рациональной организации труда;
- уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности арт-директора

Арт-директор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает прибыльность предприятия.
2.2. Несет полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества при подготовке и проведении арт-мероприятий и рекламных акций.
2.3. Владеет принципами организации арт-мероприятий, рекламных акций.
2.4. Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности предприятия при осуществлении проектов, направляет свою деятельность на совершенствование качества и конкурентоспособности оказываемых услуг с учетом потребностей посетителей.
2.5. Получает от руководства техническое задание и согласовывает с ним основные цели и задачи проекта.
2.6. Принимает непосредственное участие в разработке и производстве рекламных средств.
2.7. Разрабатывает планы проведения рекламных и арт-мероприятий, определяет конкретных носителей.
2.8. Определяет количество и оценивать стоимость ресурсов, необходимых для осуществления конкретного проекта.
2.9. Оценивает стоимость и определяет предварительную смету затрат проекта, вносит поправки в смету затрат по ходу его реализации.
2.10. Выбирает команду проекта.
2.11. Производит поиск подрядчиков для реализации проекта, заключает с ними договоры.
2.12. Организовывает сотрудничество с организациями-исполнителями творческих концепций: типографиями, рекламными агентствами, телекомпаниями, печатными изданиями и др.
2.13. Оформляет и получает документы (разрешения), необходимые для исполнения проекта.
2.14. Обеспечивает оформление залов и размещение рекламных материалов согласно условиям реализации проектов.
2.15. Реализовывает готовые проекты.
2.16. Проводит анализ результатов завершенных проектов.
2.17. Ведет историю работ по каждому проекту.
2.18. Ведет внутренний документооборот в соответствии с установленной на предприятии формой отчетности (финансовый отчет, бухгалтерские документы).
2.19. Составляет и своевременно представляет отчетность о работе, обеспечивает достоверность учета и отчетности.
2.20. Отслеживает и доводит до сведения руководства современные тенденции (предприятий данного сегмента) и формирует предложения по дальнейшему развитию предприятия.
2.21. Соблюдает правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования производственной санитарии и правила личной гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.
2.22. Планирует и проводит анализ эффективности использования рабочего времени.
2.23. Обеспечивает высокий уровень эффективности проводимых мероприятии, максимально удовлетворяя запросы потребителей.
2.24. Работает с претензиями и пожеланиями посетителей.
2.25. Обеспечивает конфиденциальность коммерческой деятельности предприятия.
2.26. Арт-директор не дает интервью, не проводит встречи и переговоры, касающиеся деятельности предприятия, без разрешения генерального директора.
2.27. Соблюдает внутрифирменную методику разрешения проблем.
2.28. Доброжелательно относится к посетителям, разрешает конфликтные ситуации.
2.29. Рационально организовывает текущий рабочий день.
2.30. Поддерживает свой общекультурный уровень.
2.31. Работает в команде.
2.32. Точно и четко выполняет работу, непрерывно повышает компетентность.
2.33. Быстро и правильно реагирует на изменение ситуации, готов к переменам, владеет программным обеспечением. Использует офисную оргтехнику, умеет работать с электронной почтой и Интернетом.
2.34. Проявляет инициативу и принимает решения в рамках компетентности.
2.35. Владеет методами психологического контроля ситуации.
2.36. Планирует профессиональную карьеру.

3. Права арт-директора

Арт-директор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений и специалистов информацию, материалы и документы, необходимые для исполнения свои функций.
3.2. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся деятельности предприятия.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению возложенных на него задач.
3.5. Вносить предложения администрации по улучшению работы предприятия, увеличению прибыльности и улучшению качества предоставляемых услуг в рамках своих должностных обязанностей.
3.6. Сообщать руководству обо всех выявленных в процессе исполнения своих обязанностей недостатков в производственной деятельности предприятия или структурных подразделений и вносить предложения по их устранению.
3.7. Арт-директор имеет право на зачисление выполненных проектов в личное портфолио как авторских разработок.

4. Ответственность арт-директора

Арт-директор несет ответственность за:

4.1. Результаты производственной деятельности в рамках проведения арт-мероприятий и рекламных акций.
4.2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.
4.3.Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.4. Причинение ущерба производству - в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.5. Последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб.
4.6. Использование вверенного ему имущество и средств в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам собственников, - в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством РФ.
4.7. Недостоверную информацию при выполнении производственных заданий, нарушение сроков их исполнения.
4.8. Невыполнение приказов, распоряжений генерального директора.
4.9. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.10. Разглашение коммерческой тайны.
4.11. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
4.12. Арт-директор несет персональную ответственность за качество реализации творческой идеи, ее этическую, смысловую нагрузку, за влияние на потребителя творческой стороны рекламы.

Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.

От англ. art - искусство. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, психология, рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).

Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна (в печати, в нестандартных конструкциях и т.п.). Общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.

В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.

Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.

После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.

В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.

В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.

Важные качества

Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.

Знания и навыки

Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.

Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.

Где учат

Подобное образование можно получить в вузах, имеющих факультеты рекламы и дизайна. Лучше всего обучаться в престижных вузах, например,таких как

  • Международный институт рекламы или МГХПА им. С. Г. Строганова.

Возможно также получение практических навыков на специализированных курсах, которые проводятся в таких образовательных учреждениях как