Алексей михеев журналист патриархия. «Чтоб Господь не лишил интернета»: кодекс поведения в Cети

Источник: РИА Новости

Алексей Михеев

У священников есть «кодекс поведения в интернете». Его составил известный миссионер протоиерей Александр Авдюгин, призвав собратьев не походить на героев сериала «Интерны» и отвечать «не знаю», когда нечего сказать. «Каким бы ты ни был по возрасту, стажу служения и интеллекту, с тебя все равно будет спрос как с патриарха», - писал он в своем «Живом журнале». Сегодня интернет на службе у монахов - одна из тем Архиерейского собора Русской православной церкви, который проходит с 29 ноября по 2 декабря в Москве. Совместимо ли иноческое служение с блогерством, что приносят монахи во Всемирную сеть и что выбрать - интернет или напитки, разбирался корреспондент РИА Новости.

Игумен Андрей (Мороз) три года руководил духовной семинарией в Якутске. В одном из интервью он говорил, что мечтает о том, чтобы каждый студент имел задатки святого. Сейчас он - настоятель главного собора в кубанском Кропоткине. В «Фейсбуке» у него пять тысяч «френдов».

Как и все в этом мире, Церковь имеет свой идеал - монашество. А главный идеал монашества - это удаление от мира. В поиске Бога и теснейшего общения с ним. Интернет - это все-таки инструмент мира, а соцсети - средство коммуникации. И тут важно найти соотношение, насколько это уместно для монаха.

Игумен Андрей (Мороз)

Ученые монахи

С давних пор монашество в России делилось на монастырское и ученое. К последнему относились, как правило, видные богословы, упражнявшиеся в переводах, научных трудах и преподавании. Яркий пример - преподобный Максим Грек, которого академик Лихачев называл «первым интеллигентом на Руси». Он, в частности, перевел с греческого Псалтирь - одну из главных христианских богослужебных книг. Позже к ученым монахами стали причислять и иноков, служащих на приходах, в миру.

Должен ли мирской монах так же удаляться от мира, как и его собрат в келье? Это тонкая грань, считает отец Андрей. «Все мне позволительно, но не все полезно», - писал апостол Павел.

Человеку, который не научился отличать добро от зла, в интернет ходить опасно.

«Монах растит в себе нового человека, это трудно. И выливать в интернет трудности своего духовного опыта, как часто бывает, - крайне вредное занятие», - уверен священник.

Ложные смыслы


Нажмите,
чтобы включить звук

О разрушительном влиянии интернет-публикаций говорил и патриарх Кирилл братии Соловецкого монастыря. Укрыться от захлестнувшего мир информационного потока за монастырскими стенами, даже такими, как стены легендарной обители-крепости, сегодня невозможно, предупредил предстоятель Русской церкви.

«Фейсбук» - это стремнина. Помните, что он первоначально задумывался как инструмент знакомства? А стал мегапроектом. Боты, фейки, у некоторых людей по семь-восемь страниц", - развивает мысль патриарха отец Андрей.

В этом потоке священнику, особенно если он неопытен, очень трудно разобраться: примет что-то за чистую монету и сам станет родоначальником фейка.

Игумен Андрей (Мороз)

Вместе с тем он полагает, что «Фейсбук» многое потеряет, если из него уйдут. Почему? Потому что монастырские интернет-странички он сравнивает с «маяками, показывающими путь в тихую гавань среди волн бушующего мира». «Если православные исчезнут из интернета, то где в эпоху интернет-зависимости верующие будут брать хотя бы расписание богослужений?» - смеется он.

Молитва об интернете

Широко известный в «православном интернете» московский врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) собирает тысячи лайков и комментариев.

Его постоянно банят и называют еретиком, к чему он относится с юмором и молится о том, чтобы «Господь не допустил лишения монахов интернета».

«Всегда нужно трезвение. А уже от самого монаха зависит сделать все, чтобы не превратиться в раба интернета, чтобы интернет не превратился в греховное действо, как и любое другое пристрастие. Можно же сидеть водку пить - и не надо никакого интернета. Конечно, если ставить вопрос, пить водку или сидеть в “Фейсбуке”, то лучше пойти полечиться. А если рассуждать в общем, то интернет - дело более продуктивное», - уверен отец Феодорит.

Жесткую полемику он одобряет, но только кроме «баттлов», где важно подобрать самое емкое ругательство. И даже простые фотографии с богослужений, по мнению отца Феодорита, идут на пользу людям: они видят, что знакомый им по интернету батюшка «не ерундой страдает», а служит, и значит, Церковь присутствует в мире.

23 мая 2017 года в гостеприимном пространстве Международного фестиваля «Артос» состоялось открытие фотовыставки «Епархии: знакомые и неизвестные». В этом событии сошлось два повода: завершение первого этапа одноименного проекта и четырехлетие информационно-просветительского интернет-портала «Приходы», реализовавшего в соработничестве с Управлением делами Московской Патриархии серию репортажей о новообразованных епархиях Русской Православной Церкви.

Северная тундра, астраханские степи, предгорья Урала и сопки Дальнего Востока - здесь в тяжелых условиях и непростом климате возрождается православная жизнь. Один из главных проектов Святейшего Патриарха Кирилла - дать возможность почувствовать «живую Церковь» даже в самых отдаленных уголках страны - реализуется не первый год. О том, как это происходит, рассказывает выставка, которая экспонируется с 23 по 29 мая в московском конгрессно-выставочном центре «Сокольники».

Фотографии жизни десяти новых епархий, расположенных в Горном Алтае и Поволжье, на Ямале, в Хабаровском крае, в отдаленных уголках Омской области, глубинке Центральной России и на казахском пограничье, - результат двухлетнего труда нескольких журналистов и фотографов, много лет сотрудничавших с известными федеральными и региональных СМИ. Проект выиграл грант международного конкурса «Православная инициатива».

Экспозицию открыл глава Управления делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Варсонофий.

Почти пять лет назад, выступая на Епархиальном собрании Москвы, Святейший Патриарх Кирилл заявил о том, что Церковь рискует потерять свою паству, если не донесет свою повседневную жизнь до самых отдаленных мест - если в каждом приходе не будет вестись работа с молодежью, не будут совершаться добрые дела, не будет миссионерского служения. После этого стали создаваться новые кафедры, а архиереи появились там, где зачастую не было и священников.

«Один из владык сказал мне, что в районном центре, где живет 70 тысяч человек, - один приход, в котором и хора настоящего нет, и священник живет и действует так, будто в Церкви вообще ничего не происходит. Если так будет и дальше, особенно в глубинке, в этих забытых Богом местах, потеряем мы свой народ. И это не громкие слова», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

Открывая выставку, митрополит Варсонофий отметил, что церковная жизнь на дальних окраинах возрождена: в новые храмы приходит молодежь и семьи с детьми, в разы увеличилось число тех, кто причащается на литургии. «Помню, когда я сам открывал новую епархию в Мордовии (это был 1991 год), основными прихожанами были бабушки, пожилые люди в белых платочках - и никого больше в храме. Сейчас ситуация изменилась, и это очень нас радует», - поделился владыка.

О настоящем и главном

Это пять районов Чувашской республики. Название небольшого, но древнего города Алатырь, по одной из версий, значит «камень, который взят от алтаря». Епископ Феодор, правящий архиерей, говорит, что первым на памяти местных жителей стал совершать богослужения не в кафедральном соборе.

«Я стараюсь каждый воскресный и праздничный день совершать богослуженияне в главном храме епархии, а выезжать в какие-то сельские отдаленные приходы. Для людей это особый праздник: раньше они архиерея не видели не то что в праздничные, а и в обычные дни. Послужить, помолиться вместе со своей паствой - это прекрасно, а общение заключается не только в богослужении и общей трапезе, но и встречах в школах, в культурных учреждениях», - улыбается епископ.

«Больше епархий, хороших и разных. И архиеереев тоже», - перефразирует Маяковского священник Максим Козлов, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Он хвалит организаторов за «незавышение в высоты» и хорошее настроение.

«Здесь хорошие, светлые лица. Настоящие. Это о том, что в Церкви действительно настоящее и главное. Не об информационных поводах, не об откликах на какие-то политические реалии, а о том едином на потребу, главном, что в Церкви совершается. И чем больше у нас таких свидетельств будет, тем всем нам радостнее и лучше будет в Церкви жить», - заключает священнослужитель.

Часовня Левитана и черно-белый мир

Одна из известнейших картин Левитана - «Над вечным покоем» - написана в тверской глубинке, близ Вышнего Волочка. Но часовни, изображенной на ней, никогда не существовало в реальности, она написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Однако Церковь, рассказывает одна из участниц проекта Елена Дорофеева, художественный замысел решила воплотить, и часовня на озере Удомля скоро появится.

Рядом - другая фотография, с заполярного полуострова Ямал. Ненецкая семья спасла икону святителя Николая, когда по всей стране разрушали храмы, и недавно ненцы образ этот вернули Церкви. Епископ и духовенство два месяца путешествовали с иконой по всей епархии, в которой практически нет дорог.

«Мы привыкли видеть черно-белую реальность, немножко даже, наверное, депрессивную: что жизнь регионов очень грустная, что там все плохо, много финансовых проблем, что людям там очень тяжело живется, что они находятся на грани борьбы за жизнь. А здесь я увидела совершенно яркую, красочную, как эти фотографии, жизнь. Она совершенно непохожа на ту депрессивную картину, которую нам навязывают извне, и она уникальна», - делится фотограф Мария Темнова.

В этой жизни столько ярких деталей, замечательных людей, настоящих подвижников, продолжает она: «Их никто ни о чем не просил, они сами за свой счет, по велению сердца восстанавливали храмы, помогали создать вокруг них приходские общины. Сами прихожане добивались того, чтобы к ним приехал священник!»

Мария Темнова признается: «Что жизнь не черно-белая и не грустная - это было моим самым ярким впечатлением. Я увидела, насколько прекрасна может быть провинция, и что провинция - это вовсе не означает что-то плохое. Это просто может быть что-то не похожее на большие города, но имеющее огромную ценность и удивительную самобытность».

Алексей МИХЕЕВ

Фоторепортаж Михаила СВЕШНИКОВА

На церемонии открытия выставки присутствовали епископ Салаватский и Кумертауский Николай, епископ Алатырский и Порецкий Феодор, председатель Синодального отдела по делам молодежи архимандрит Серафим (Амельченков), заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, руководитель Референтуры Московской Патриархии протоиерей Олег Корытко, руководитель Информационно-аналитической службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко), депутат Государственной Думы Российской Федерации А.А. Кавинов, советник руководителя «Россотрудничества» Л.В. Даль, руководитель Центра медиакоммуникаций РПУ Е.В. Жосул, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Е.М. Стрельчик, обозреватель портала «Вести.ру», автор книги «Поповичи» М.В. Свешникова, куратор культурно-просветительских программ Ново-Иерусалимского монастыря М.Л. Новакович, художественный руководитель фестиваля приходских хоров «Пойте Богу нашему, пойте» Л. Холкина, сотрудники синодальных учреждений, гости фестиваля «Артос».

29.05.2017

26 мая в московском Сретенском мужском ставропигиальном монастыре прошел семинар по вопросу современной практики прещения священнослужителей. В нем приняли участие Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва и наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон. Обсуждение возглавил председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по церковному праву архиепископ Берлинский и Германский Марк.

На встрече был рассмотрен проект документа «Церковные правонарушения клириков и применение канонических санкций (прещений) по отношению к ним в современных условиях». Текст документа составлялся комиссией по церковному праву на протяжении двух лет. По словам секретаря комиссии, проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерея Александра Задорнова, в основу текста легли рекомендации правящих архиереев Русской Православной Церкви, систематизированные по итогам проведения заочного опроса.


«Мы просили правящих архиереев сообщить, какие вопросы, связанные с применением правил церковных наказаний по отношению к клирикам, сегодня, на их взгляд, актуальны, какие церковные правонарушения среди клира стали в последние годы наиболее распространенными, существуют ли такие правонарушения, каноническую оценку которых они считают затруднительной. Из присланных ответов был составлен первоначальный вариант документа», – сказал священнослужитель на открытии обсуждения.


Документ разделен на четыре части по видам правонарушений. В первой части перечисляются преступления против веры и церковного единства – вероотступничество, уклонение в раскол, умышленный отказ от поминовения имени Святейшего Патриарха и правящих архиереев; во второй – церковно-должностные преступления, такие как отказ в повиновении священноначалию, святотатство, публичное распространение ложных сведений о жизни Церкви, пребывание клирика в политических партиях. Третья и четвертая части документа перечисляют правонарушения, связанные с богослужебной деятельностью и личные прегрешения, в том числе касающиеся семейной и частной жизни.


По словам протоиерея Александра Задорнова, в ходе предшествовавших семинару двухлетних дискуссий высказывались разные предположения относительно формулирования общецерковного Положения о прещениях клириков. «С одной стороны, это будет нормативный акт для всей Церкви, с другой стороны, с другой стороны, правящие архиереи будут определенным образом этим актом связаны», – отметил проректор Московской духовной академии.


В настоящее время юридическая служба Московской Патриархии готовит окончательный текст вводной части (преамбулы) Положения.


«Наша задача на сегодня – понять, насколько наказания, предусмотренные церковными канонами, применимы в наше время, исходя из церковной практики, как они соответствуют епархиальной практике; будет ли это Положение рекомендательным или обязательным», – подчеркнул протоиерей Александр.


По словам архиепископа Марка, сложившиеся церковные каноны дают достаточно широкую трактовку прещений за одно и то же правонарушение – так, исходя из одного текста, это может быть запрещение в священнослужении на один год, в то время как другой источник говорит о запрете уже на двенадцать лет. «Надо найти ту меру, которая соответствует состоянию нашего общества – общества, которое сильно отличается от общества IV-V веков», – считает председатель комиссии.


В тексте Положения обобщены виды прещений, предусмотренные церковно-правовыми нормами: замечания, выговор, освобождение от должности, запрет в священнослужении, извержение из сана, даны ссылки на канонические основания каждого прещения. По итогам обсуждения в ряд формулировок были приняты поправки, участники семинара согласились с необходимостью принятия такого Положения как общецерковного.

Алексей МИХЕЕВ

Фотографии предоставлены Сретенским монастырем

ЛГБТ-активист Николай Алексеев объяснил НСН, почему гомосексуализм не лечится воцерковлением.

Вернуть гомосексуалистов к традиционной сексуальной ориентации способно воцерковление. Такую мысль высказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в эфире телеканала «Россия 24».

«Пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином», - цитирует владыку Ura.ru.

Московский ЛГБТ-активист Николай Алексеев в эфире НСН не поддержал теорию представителя РПЦ, а также объяснил, почему не существует эффективного способа «излечить» представителя сексуальных меньшинств от его «недуга».

«Я крещённый человек, православный, и мне очень хотелось бы спросить - куда нужно сходить, записаться на приём, чтобы “излечиться” с помощью воцерковления от гомосексуализма. Я не знаю ни одного человека, который бы “излечился”. Это невозможно, потому что это врождённые характеристики человека, точно так же, как нельзя поменять цвет глаз, кожи, леворукость или праворукость. Это всё заложено природой, поэтому нет даже никакого смысла в том, чтобы предпринимать шаги, чтобы изменить сексуальную ориентацию 5% населения, которые были во все времена, во всех странах. Естественно, что никто никого лечить не будет, ни с помощью медицинских, ни с помощью духовных методов, просто потому, что их не существует», - заявил ЛГБТ-активист.

Он напомнил, что новостей и заявлений, связанных с темой сексуальной ориентации, стало чрезмерно много в последнее время, однако большинство из них не стоят внимания. Слова митрополита Иллариона он также отнёс к категории пиара позиции Русской православной церкви.

«Мы слышим очень много подобного бреда в последнее время. Лечить от гомосексуализма предлагали шарлатаны от медицины, что противоречит международной психиатрической конвенции. МКБ-10 - классификация психических заболеваний, в которой говорится, что гомосексуализм не является таковым. Весь мир это признал, и Россия признала. Теперь предлагают лечить с помощью духовных вещей - религии, церкви. Я считаю, что это очередное эпатажное заявление для привлечения внимания к этой теме, для акцентирования позиции Русской православной церкви по этому вопросу, но не более того», - заключил Алексеев.

По мнению митрополита Волоколамского Иллариона, сексуальная ориентация человека не является врождённым качеством, что доказано рядом учёных. Склонность к гомо- или гетеросексуальным отношениям определяется в детстве или юности, на что воздействует множество факторов, пояснил представитель РПЦ. При этом он добавил, что не считает позицию церкви по этому вопросу антинаучной.