Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: Осень.

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: Расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания.

Расширять словарный запас, связную речь.

Развивать произвольность и внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, инициативу, самостоятельность, творческие способности, укреплять память

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Словарная работа: употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи»; активизировать в речи слова: семена, всходы.

Оборудование: корзина с овощами (репка, горох, тыква, кабачок) ; компьютер, мультимедийная презентация «Как вырастить овощи», дидактическая игра «Варим борщ», электронная игра «Вершки и корешки», контейнер для рассады, палочки от мороженого, декоративные наклейки, луковицы, палочки для копки земли, лейки с водой, тряпочки., дневник наблюдений.

Предварительная работа: рассматривание овощей, иллюстраций, чтение стихов, дидактические игры.

Используемые виды деятельности: коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия

Чтение стихотворения.

Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу,

Посадила чеснок с картошкой, и морковку, и капусту.

Не забыла про помидоры: посадила вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

— Ребята, как можно одним словом назвать лук, помидоры, картошку? (овощи)

— Где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядках)

— У бабушке Феклы на огороде растет много овощей, а вот какие вы сейчас отгадайте.

Отгадывание загадок сопровождается показом муляжей овощей.

1. Золотая голова — велика, тяжела.

Золотая голова — отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

2. Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

3. Где весною было пусто, Летом выросла. (капуста)

4. Летом в огороде –

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке –

Крепкие, соленые.

Догадались, молодцы.

Как зовут их? (огурцы)

5. Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)

Вверху зелено, внизу красно.

В землю вросло. (свекла)

6. И, наконец, последняя загадка. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. Что это (лук).

— Ребята, о чем мы только что отгадали загадки? (об овощах)

Давайте еще раз вспомним, где же растут овощи? (на огороде, на грядках)

Правильно, все овощи растут в огороде на грядках. Есть овощи, у которых люди едят вершки – это верхняя съедобная часть. А есть овощи, у которые едят корешки – съедобная часть, которая находится в земле. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, какие части овощей люди употребляют в пищу.

Для этого приготовила интересную игру, которая называется «Вершки-корешки». Вам надо внимательно посмотреть и разложить овощи правильно. Овощи со съедобными корешками будем складывать в мешок, а овощи, у которых съедобные вершки в корзину. (Электронная игра: «Вершки корешки» http://eor-np.ru/node/1072)

Люди готовят из овощей много вкусных и полезных блюд. Овощи варят, парят, тушат, жарят, запекают. А мы с вами сейчас приготовим борщ. (дидактическая игра «Варим борщ»)

Физминутка «Огород»

Мы стоим на огороде, потягивание – руки в стороны.

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп. Правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот.

Поработаем с тобой, приседания.

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

У забора всем на диво потягивание – руки в стороны.

Пышно разрослась крапива.

Мы её не будем трогать потягивание – руки вперёд.

Обожглись уже немного.

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки. Дети садятся

— Ребята, а вы знаете, откуда на грядках появляются помидоры, морковь? (из семян)

Сейчас вы увидите, как растут овощи из семян. Показ мультимедийной презентации «Как вырастить овощи».

Семена надо посадить в землю, поливать, пропалывать сорняки, рыхлить землю. Через некоторое время появятся всходы, растение будет расти, и на нем созреют овощи

Давайте вместе с вами тоже посадим свой собственный небольшой огород. А сажать мы будем лук. А чем полезен лук и как люди его используют?

— Скажите, а как правильно посадить луковицу? Где будут расти перышки, а где корешки?

Чтобы посадить лук правильно, а не вниз головой, нужно внимательно рассмотреть луковицу, найти у нее донце, где видны корешки, и посадить в землю корешками вниз.

А мы с вами проведем небольшой эксперимент, посадим половину луковиц правильно, а остальные корешками вверх, и понаблюдаем, что у нас получится. А записывать свои наблюдения будем в дневнике наблюдений. (дети сажают луковицы, фиксируют результаты в дневнике) .

Вот какой получился у нас огород! Только чего-то не хватает. Как вы думаете — чего? (забора) .

— У вас на столах лежат палочки от мороженого. Вот из них мы и будем делать забор, а потом украсим наш огород вот этими замечательными наклейками. (дети самостоятельно изготавливают секции забора из палочек, устанавливают его на «огород» и украшают наклейками.

Вот теперь получился настоящий огород и мы с вами будем ухаживать за посадками и ждать урожая.

Подведение итогов.

— Мы с вами очень хорошо поработали сегодня и за это я приготовила вам небольшие подарки. Это масса для лепки, из которой вы сегодня вечером слепите знакомые овощи.

Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. Уренгой Открытый показ организации осенней прогулки «Осенние заботы» с детьми старшей группы « Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» Воспитатель: Гатауллина Г.А. Дата проведения 13.10.2016г.

Уренгой 2016г.

Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные, сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей:  Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.  Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации движений; овладение подвижными играми с правилами.  Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.  Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.

Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания. - Какое сейчас время года? - А как вы догадались, что осень? - Перечислите признаки осени. - А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно) - Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло) - Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение. J Пасмурная J Золотая J Дождливая J Солнечная J Хмурая J Светлая J Тоскливая J Холодная J Яркая, теплая, разноцветная. - Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали? Дети. Опали, опали, опали… Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?» Дети. Ниже, ниже, ниже…. Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали? Дети. Завяли, завяли, завяли… Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели? Дети. На юг улетели, на юг улетели …. Воспитатель. Рыбки речные, вы где? Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине! Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались? Дети. В ил закопались, в ил закопались, Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем! Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим? Дети. Осень, осень, осень! - Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас идет? - Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты, зачем то. Давайте узнаем, что в письме. «Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам. За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель». - Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим, что же это за машина зерноуборочная. Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Какая же из них нам нужна? - Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта. - Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн, кто скажет? - Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же деталь нужна комбайну. Рассмотрим. - Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб председатель успел до снега убрать урожай. - Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра

называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней

интенсивности).

Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по

форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со

словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно, отгадки рядом с вами. J Стоят в один ряд острые пальчики – Цап-царапки: - Подбирай охапки. (грабли) J Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают (Мусорное ведро). - Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы помощники. - Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке. - Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на

примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,

любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет. - Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр) - А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра

«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку. Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пшеница рис 1 Рожь рис 2 Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше. Оба хором говорят: - Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем! Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах, пока произносится текст: Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Все остальные ребята убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится мячом.

Интеграция образовательной деятельности:

— Коммуникация;

— Познание;

— Физическая культура.

Педагогические технологии:

— Игровая;

— Здоровьесберегающая.

Задачи:

Образовательные:

— Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

— Учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»;

— Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);

— О правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т.д.)

Развивающие:

— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

— Развивать умение по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;

— Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции), книги по художественной литературе, карточки-картинки, листья — готовые формы, кисть для клея, клей, краски гуашь, кисть для рисования, большой ватман белой бумаги, CD-диск с записью осенней песни.

Предварительная работа:

— Чтение художественной литературы;

— Прогулка в парк (в лес), на дачные участки и т.д.;

— Заучивание стихов и чтение загадок.

Совместная деятельность:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеев «Осень».

Осень наступила

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В дальние края.

Воспитатель: Ребята я прочитала стихотворение и хочу немножко поговорить о том, про что вам читала.

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Какое небо осенью?

— Какая осенью травка?

— Как выглядят кусты?

— Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку-карточку с временем года «Осень» (весна, лето и зима тоже находятся на магнитной доске).

Игра д/и «Правильно и неправильно». Дети должны найти время года «Осень» и рассказать, почему ребенок считает, что на картинке «Осень».

Физ.минутка.

Мы листочки осенние.

На веточках сидим.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, вы немножко отдохнули, а теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

Загадки:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась…

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а … (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох)

Мы ее на масле жарим,

Тушим и в мундире варим,

Подрасту когда немножко,

Буду сам копать… (Картошку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы загадки отгадали. Как вы уже догадались, все загадки были про овощи, которые созреваю когда? (Ответ детей) .

Воспитатель предлагает Д/и «Чудесный мешочек».

Воспитатель поочередно вызывает детей. В мешочке лежат овощи (картофель, лук, чеснок, морковь, свекла, огурец, помидор). Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел. Если овощ был правильно назван, ребенок кладет его на тарелку, если нет, то овощ кладется обратно в мешочек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам порисовать. Сейчас я вам раздам листья (кленовые, березовые, дубовые, осиновые), а вы с помощью кисточки и красок превратите эти листья в красивые осенние листочки.

Воспитатель читает стихи:

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль — облетает. В. Лунин

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. М. Ходякова

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим ваши осенние листья. Красивые. Сейчас мы с вами из этих листьев сделаем осенний ковер. Я вам немножко помогу.

Воспитатель вместе с детьми приклеивает осенние красивые листья на ватман, получается красивая осенняя картина — осенний ковер.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас. Разноцветные листочки полностью закрыли весь белый лист бумаги. Вот так мы все вместе сделали красивый осенний ковер, который будет украшать нашу группу.

Воспитатель вместе с детьми поет песню про осень.

Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеевой «Осень, милая, шурши».

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, давайте вспомним:

— В какие игры мы играли?

— О чем мы отгадывали загадки?

— О каком времени года мы сегодня говорим?

— Какую песню мы сегодня все вместе пели?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, всё правильно. Сегодня вы много нового узнали и запомнили. Наше занятие подошло к концу.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №8, г. Володарск Нижегородская область

Курепова Е.В. Есть в осени первоначальной … (Экологическое занятие старшая группа) // Совушка. 2016.№1..2016.n1-a/ZP15120013.html (дата обращения: 24.02.2019).

Интеграция образовательных областей:

  • познание,
  • коммуникация,
  • социализация,
  • физическая культура,
  • музыка.

Виды детской деятельности:

  • игровая,
  • речевая,
  • музыкальная,
  • продуктивная,
  • познавательная,
  • коммуникативная,
  • двигательная.

Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках ранней осени и осенних явлениях.
Задачи:

  • Формировать умение выделять характерные признаки данного времени года, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
  • Обогащать словарный запас определениями.
  • Развивать речь детей, память, внимание, экологическое и творческое мышление.
  • Формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Методические приёмы:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
  • Словесные: рассказ педагога, рассказы детей, беседа, словесные игры, чтение стихов.
  • Практические: игры.

Оборудование:

  • Кукла Буратино,
  • мультимедийная установка,
  • музыкальный магнитафон,
  • корзины,
  • настоящие листья с деревьев, кленовые листья из картона,
  • карточки: летние и осенние садовые цветы, деревья, приметы осени, сюжетные картинки "Труд людей осенью"

Литература:

  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию"; перспективный план работы.
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию"; детские экологические проекты из опыта работы. СПб: Детство-Пресс, 2014.
  • Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет: практическое пособие. Воронеж, 2012.
  • От осени до лета: детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах / Составитель Л.А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2011.

Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш старый друг Буратино. Я вижу, что он чем-то встревожен. Давайте узнаем, что случилось?
Буратино:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуй, Буратино!
Буратино:
Ребята, я был у вас летом. Было очень тепло, кругом цвели цветы, зеленели деревья и кусты. Мы гуляли на лужайке и вы мне много рассказали о растениях. Сегодня я с трудом узнал знакомые места. Всё изменилось вокруг: в цветниках очень мало цветов, листья на деревьях меняют цвет, а налетит ветерок и они падают на землю, покрывая её разноцветным ковром.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети:
Такие изменения в природе происходят осенью.
Буратино:
Я совсем ничего не знаю об этом.
Воспитатель:
Ребята, давайте познакомим Буратино с этим замечательным временем года.
У осени есть три месяца. Они не похожи друг на друга.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Осень бывает разная: первые месяцы теплые, а последние - холодные. Солнышко меньше пригревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Мы наблюдаем с вами две разные осени. Одна - ранняя. Она радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем.
Поэт И. Бунин так сказал о ней:
"Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…"
Другая осень - поздняя: грустная, с дождём и снегом, с тяжелыми тучами, коротким днём.
Какую осень мы наблюдаем сейчас?
Дети:
Раннюю, весёлую.
Воспитатель:
Посмотрите на экран, как изображали раннюю осень художники.
(Используются картины художников: И. И. Левитана "Золотая осень", И.С. Остроухова "Золотая осень" и А.И. Куинджи "Осень". Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского "Времена года".)
Давайте подберём много красивых слов - определений к ранней осени.
Дети:
Весёлая, разноцветная, богатая, радостная, золотая, пышная, щедрая и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а почему Буратино не увидел на наших клумбах тех цветов, которые росли летом?
Дети:
Летние цветы уже отцвели, а сейчас на клумбах осенние цветы.
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем. (Дидактическая игра "Летние и осенние цветы").
На наборном полотне расположены карточки различных садовых цветов. Назовите и уберите те из них, которые цвели летом. Какие цветы украшают наши клумбы сейчас?

Дети:
Бархатцы, георгины, астры, хризантемы.
Воспитатель:
Вот эти цветы, Буратино, ты и видел на наших клумбах.
А сейчас, давайте познакомим Буратино с основными приметами осени. (Дидактическая игра "Приметы осени").
(Дети рассказывают о приметах осени с опорой на наглядность).
А ещё, о приметах осени, наши ребята выучили стихотворение.

Дети:
"Приметы осени."
1 ребёнок: Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорогу упадёт.
Это первая примета,
Что у нас уходит лето.
2 ребёнок: А вторая - куст малины,
В нитках белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
3 ребёнок: Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень.
Воспитатель:
Молодцы, много осенних примет вы знаете!
Ребята, я приглашаю вас погулять под дождём. (Физминутка. Игра "Координация речи с движением").

Воспитатель:
Ребята, как называется самое красивое время осени?
Дети:
Золотая осень.
Воспитатель:
В это время все деревья и кустарники красуются в самых ярких разноцветных нарядах.
Послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок:
"Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны.
В пурпуре осеннем даже дуб зелёный.
Утешает осень: "Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета."
З. Федовская
Буратино:
А я принёс вам в корзинке осенние подарки. Отгадайте загадку.
"С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монет
И соберу большой букет."
Дети:
Осенние листья.
Буратино:
(Показывает разноцветные листья с разных деревьев)
Почему листья желтеют и опадают осенью?
Дети:
Солнце светит меньше, дни становятся короче, останавливается сокодвижение.
Воспитатель:
Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.
Что это за явление?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
Очень красивое зрелище, когда в сухую солнечную погоду, кружась в воздухе, словно танцуя, плавно опускаются на землю листочки, покрывая её разноцветным ковром.
Об этом Максим хочет прочесть стихотворение В. Вировича "Листопад".
Ребёнок:
"Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит осень - не весна."
Буратино:
Со всех ли деревьев опадают листья?
Дети:
Нет, ель и сосна всегда зелёные.
Воспитатель:
Как называются эти деревья? И почему?
Дети:
Хвойные. У них вместо листьев иголочки - хвоя.
Буратино:
А я видел хвойное дерево совсем жёлтое. Что это за дерево?
Дети:
Это лиственница. У него хвое мягкая как листочки. Это дерево на зиму сбрасывает свои хвоинки.
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что у каждого дерева и кустарника свои листочки. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру "Лети, листок, ко мне в кузовок".


(У детей в руках листья с разных деревьев. Дети заводят хоровод и напевают.)

(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и изображением определённого дерева и говорит: "С такого дерева листок, лети в мой кузовок". Ребята, в руках которых листочки с данного дерева, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки узнал дерево и опустил свой листок в корзину.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо знаете деревья и их листочки!
Буратино:
Вы мне рассказывали, что летом у людей много хлопот. А чем же занимаются они осенью? (Рассказы детей по сюжетным картинам "Труд людей осенью" (3-4 рассказа).

Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Вам придется изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами, движениями. (Дети собираются в круг).
Задание 1. Покажите, что стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы).
Задание 2. Покажите, что идёт холодный дождь (дети "открывают зонтики", поднимают воротники, прячутся под крышу).
Задание 3. Покажите, что вновь светит солнышко (дети прыгают, бегают, веселятся).
Задание 4. Покажите, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).
Задание 5. Изобразите листопад (дети бегают, кружатся, приседают).
Воспитатель:
Молодцы, вы очень точно всё изобразили.
Воспитатель:
Осенняя погода очень изменчива. Это время года нам дарит много радостных и не очень радостных сюрпризов.
Буратино:
А давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Перед вами осенние листочки. Вы будете собирать их в корзинки. В жёлтую - со словами: "Осень - это хорошо…" (потому что красивые разноцветные деревья, опавшие листья шуршат под ногами, мы ходим в лес за грибами, у меня День Рождения и т.д.), а в синею - "Осень - это плохо…" (потому что много хмурых дней, идут холодные дожди, нельзя долго гулять, можно промочить ноги и заболеть и т.д.). (Дети складывают листочки согласно словам.)
Воспитатель:
Мы видим, что в обеих корзинах листочков поровну. В осеннее время года есть и хорошее, и плохое. Но мы любим это время за красоту и щедрые дары.

Буратино:
Я вижу, что вы очень много знаете об осени, а сейчас, я хочу узнать какие вы внимательные. Поиграем в игру "Чего перепутал художник". (Используется мультимедийная установка.)
Посмотрите на экран (на экране картинка с осеннем сюжетом, но допущены ошибки). Назовите, чего не может быть осенью?
Молодцы, вы очень внимательные!
Спасибо ребята. Я много узнал интересного о самом красивом периоде осени. Теперь я знаю почему на клумбах цветут другие цветы и что происходит с листочками на деревьях и кустарниках. По опавшим листочкам, я смогу найти дерево, с которого их унёс ветер. Я узнал, какие изменения происходят в природе осенью и сколько у людей забот в это время года. Теперь, в школе весёлых человечков, я смогу рассказать своим друзьям много интересного про осень.
До свидания!
Воспитатель и дети:
До свидания, Буратино!